Научная статья на тему 'Сравнительный анализ Ценностного отношения к здоровью российских и североевропейских педагогов'

Сравнительный анализ Ценностного отношения к здоровью российских и североевропейских педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / VALUES / VALUE RESEARCH / HEALTH / OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаркуша Наталья Сергеевна

Статья посвящена сравнительному исследованию базовых ценностей педагогов в России и Северной Европе. Особый акцент сделан на ценности здоровья в жизнедеятельности педагогов различных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of the Russian and Northern European Educators’ Value Attitude to Health

The article is devoted to the comparative research of educators’ basic values in Russia and Northern Europe. A special emphasis is made on the health value in the life activity of teachers in different countries.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ Ценностного отношения к здоровью российских и североевропейских педагогов»

УДК 37.011.31 ББК 74.00

Г аркуша Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедрa педагогики Белгородский государственный университет г. Белгород Garkusha Natalia Sergeyevna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogy Belgorod State University Belgorod

Сравнительный анализ ценностного отношения к здоровью российских и североевропейских педагогов Comparative Analysis of the Russian and Northern European Educators’

Value Attitude to Health

Статья посвящена сравнительному исследованию базовых ценностей педагогов в России и Северной Европе. Особый акцент сделан на ценности здоровья в жизнедеятельности педагогов различных стран.

The article is devoted to the comparative research of educators’ basic values in Russia and Northern Europe. A special emphasis is made on the health value in the life activity of teachers in different countries.

Ключевые слова: ценности, ценностное исследование, здоровье, организации образовательного процесса, сравнительный анализ

Key words: values, value research, health, of educational process organization, comparative analysis.

Профессиональная деятельность современного педагога, его социальная

позиция, система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций формируются под воздействием многочисленных факторов, в том числе исторических, религиозных, идеологических, национальных, социальных и других. Различия в культуре, менталитете, нравственных нормах, образе жизни, условиях жизни и пр. учителей различных стран, дают основание полагать, что их ценностные предпочтения будут неодинаковы.

Рассмотрение сущности категории «ценность» применительно к педагогу особенно актуально в связи с гуманизацией современного образования во всем мире и признанием приоритета индивидуальных ценностей над ценностями общественных институтов.

В Европе с 2001 года проводится ежегодное сравнительное исследование изменений ценностей и поведения населения - Европейское социальное исследование (ESS). В рамках ESS для измерения ценностей применяются различные модификации методики «Портретный ценностный вопросник» (Portrait Values Questionnaire) Ш. Шварца [6]. Вопросник выстроен на основе классификации ценностей, раскрывающейся в 10 типологических ценностных индексах, которые по определенным принципам объединяются в четыре группы: сохранение (безопасность, конформность, традиция), открытость изменениям (самостоятельность, риск, новизна, гедонизм), самоутверждение (достижение, власть, богатство) и забота о людях и природе (благожелательность, универсализм). Пары этих четырех категорий находятся во взаимно обратных отношениях: с усилением ценностей «открытость» ослабевают ценности «сохранения», а с усилением ценностей «заботы о людях и природе» ослабевают ценности «самоутверждения» П4П. С учетом этих взаимосвязей возникли ценностные оси «сохранение» - «открытость изменениям» и «самоутверждение» - «забота о людях и природе».

На наш взгляд, от ценностных личностных и профессиональных установок педагогов зависит успешность формирования гражданского самосознания, позитивного отношение обучающихся к природе, человеку, обществу, государству, закону. В период серьезных социокультурных изменений в России, интересным считаем сравнительный анализ ценностей российских и европейских педагогов.

Для анализа ценностей педагогов будем использовать данные Ценностного исследования Ш. Шварца (Schwartz Value Survey (SVS), которое осуществлялось в 1988-2005 гг. в 73 странах мира. В российскую выборку вошли 194 учителя московских школ, большинство из них женщины (89%) (для сравнения в Нидерландах мужчины-педагоги составили в выборке 60%), средний возраст опрошенных 39 лет. Опрос проводился под руководством А.Г. Левинсона, И.Г. Дубова и Л.М. Смирнова [2].

В данном исследовании будет сделан акцент на сравнении базовых ценностей российских и североевропейских педагогов (см. диаграмма 1).

Приведенные в диаграмме данные ярко свидетельствуют о разной ценностной ориентации российских и североевропейских педагогов. У российских учителей сильнее, чем у коллег из указанных стран выражена ценность «сохранение» (в ущерб «открытости изменениям»). По оси «забота о людях и природе» - «самоутверждение» российские педагоги характеризуются высокой приверженностью ценности «самоутверждение» (в ущерб ценности «заботе о людях и природе»). Результаты опроса российских педагогов указывают на определенное противопоставление ценностей «сохранение» и «забота о людях и природе».

Приоритет ценности «сохранение» подчеркивает заботу педагогов о личной безопасности. У российских учителей отчетливее, чем у их коллег из других стран выражена потребность в безопасном окружении, для них первостепенно, чтобы государство обеспечивало безопасность во всех отношениях. При этом поведение самих россиян нельзя назвать безопасным для здоровья. По данным Федеральной службы государственной статистики, Минздравсоцразви-тия России, Росспорта, Института социальных исследований, проводивших выявление влияния поведенческих факторов на состояние здоровья населения России (2008 г.), основная масса обследованных относится к собственному здоровью весьма небрежно. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведе-

нию, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25%.

Обработав статистические данные о заболеваемости педагогических работников, сотрудники института В.М. Бехтерева обнаружили преобладающие заболевания: сердечно-сосудистые; желудочно-кишечные; нарушения опорнодвигательного аппарата; болезни крови; нарушение функции щитовидной железы. По показателям 54% российских педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервнопсихическом здоровье имеют:

■ после 10-ти лет работы более 35% педагогов;

■ после 15-ти лет стажа - 40%;

■ после 20-ти лет - более 50 % педагогов.

Причинами заболеваний являются: отсутствие стабильного режима труда и отдыха; снижение двигательной активности; эмоциональная перенапряжен-ность; большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты; отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки; использование авторитарного стиля руководства [3].

Ученые (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.Б. Орлов, В.А. Сластенин, Г.И. Чижаков и др.) рассматривают здоровье как норму, которая регламентирует педагогическую деятельность, выступает как познавательнодействующая система, служащая опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и здоровьесозидающей деятельностью педагога. Следуя логике рассуждений, педагог должен активно развивать личностный внутренний потенциал, осознавать ответственность за свое здоровье и заботиться здоровье обучающихся, быть образцом культурного поведения в отношении здоровья, давать конкретные рекомендации по его сбережению.

Однако результаты Ценностного исследования Ш. Шварца указывают, что ценность «забота о людях и природе» у российских педагогов стоит не на приоритетных позициях как у североевропейских коллег. Хотя одной из основных забот и общепедагогической ценностью российских педагогов принято считать здоровье учащихся, что отражено в Законе РФ «Об образовании», ст.51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников».

Тем не менее, в погоне за качеством обучения, стараясь выполнить требования Федеральных государственных образовательных стандартов всеми возможными способами, российские учителя, чаще не задумываясь о своём здоровье и здоровье обучающихся, добиваются любыми способами поставленных целей. По мнению Ореховой Т.Ф. наиболее распространенными из таких способов являются: занижение оценки в качестве стимулирования прилежания, «двойка» за невыполненное домашнее задание, за забытую дома тетрадь, за невнимательность и «плохое» поведение на уроке и т.п.; ставят «отстающим» ученикам «дежурную тройку», чтобы не портить показатели школе и нервы себе [5]. Данную проблему в своём труде «Школьный стресс и демографическая катастрофа России» раскрывает В.Ф. Базарный, указывая, что изначально ребёнок устремлён стать таким, каким его хотят видеть взрослые. А дома и в школе с утра до вечера ему внушают: самым важным делом твоей жизни является учёба. Учёба и ещё раз учёба, знания и ещё раз знания! И чтобы стать успешным учеником и знать всё то, что требует школа, он должен с утра до вечера «высиживать» на «седалищах» эти самые знания, игнорируя требования природы самой жизни - чувства, движения и усилия тела, игнорируя требования природы «вочеловечивания» - живые ощущения, рукотворчество, эмоциональное одухотворение красотой естественной и преображенной жизни, словотворчество и т.д. [1]. В Российской Федерации в последнее десятилетие приложены огромные усилия по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, путем внедрения здоровьесберегающих технологий, реализации различных программ и пр., но суть системы организации обучения школьников остаётся неизменной и совершенно не сопоставима с европейской

парадигмой. Безусловно, менталитет, национальные традиции, государственная политика и другие факторы, будут негативно или позитивно влиять на содержание и качество заботы педагогов о здоровье обучающихся. Приведём несколько примеров организации образовательного процесса в североевропейских странах.

Исходя из данных диаграммы, у шведских педагогов по отношению к российским наблюдается значительная разница в показателях, особенно по оси «самоутверждение» - «забота о людях и природе» с преобладанием ценности «забота о людях и природе». Необходимо сказать, что 50-60-х годах прошлого века шведская система образования претерпела значительные изменения. В современной Швеции ребенок рассматривается как самостоятельная, независимая личность, которую воспитывают дома и в школе с особой заботой о здоровье. Назовем лишь некоторые факты, подтверждающие своеобразность шведской системы образования и направленность деятельности педагогов на сохранение физического и психического здоровья школьников: до 8 класса не ставят отметок, отсутствуют контрольные, зачеты; урок и перемена в шведской школе длятся столько, сколько захочет учитель, чаще урок продолжается от 35 до 45 минут, а перемены могут быть до часа; на уроке учащиеся работают в индивидуальном режиме по овладению учебным материалом; слабоуспевающим ученикам помогают специальные учителя-ассистенты; если ученик не желает выполнять задание, не хочет участвовать в уроке, желает заниматься чем-то, что ему нравится больше, он, не спрашивая разрешения, идет в уединенное место в классе или в коридоре и занимается самостоятельно; домашнее задание задают по каждому предмету только один раз в неделю; всех детей и учителей в столовой кормят бесплатно, столовая работает по принципу шведского стола, состоящего из множества блюд.

Определенный интерес вызывают данные о ценностях голландских педагогов, отраженных в диаграмме. По оси «сохранение» - «открытость изменениям» у голландских учителей значительно преобладает ценность «открытость изменениям». Принцип, на котором базируется вся система образования Ни-

дерландов - свобода образования. Начальную школу дети посещают с 5 до 12 лет, среднюю - с 12 до 16. В большинстве школ ученики сгруппированы по возрасту, в некоторых - согласно их уровню развития и способностей. В классе обучается 30-35 детей. Школьный день длится 5 часов с перерывом на обед. Уроки проходят в произвольном порядке. Учитель планирует день, определяет время для изучения каждого предмета. Педагоги сами выбирают методы преподавания, выполняя установленные законом стандарты качества образования. В школах существует десятибалльная система оценок, но что очень важно, детей не ругают за оценки (считается непедагогичным). У каждого класса есть свой наставник, который решает организационные вопросы. В преподавательский состав входит консультант, который помогает ученикам выбрать карьеру, советует как организовать занятия, помогает им составить специальный план обучения, если они нуждаются в том.

Организационные формы и модели обучения в приведенных примерах, безусловно, способствуют профилактике соматических заболеваний, физической усталости, психических расстройств, как учащихся, так и самих педагогов. Очевидна актуализация восприятия зарубежными педагогами собственного здоровья и здоровья обучающихся, как важнейшей личностной ценности. Указанная направленность подтверждается данными Ценностного исследования Ш. Шварца: педагоги Нидерландов и Швеции характеризуются высокой приверженностью ценности «забота о людях и природе». Тем не менее, организационная модель системы образования каждого отдельного государства уникальна и обусловлена культурной, исторической, политической и др. спецификой. Имитация или копирование опыта других государств, практически, неосуществимы, поэтому в условиях гуманизации и отказа от социоцентрической парадигмы образования важна ассимиляция зарубежного и собственного опыта.

Библиографический список

1. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России [Текст]/ В. Ф. Базарный. М.; Сергиев Посад, 2004. - 96 с.

2. Грязнова О.С., Магун В.С. Базовые ценности российских и европейских учителей [Текст]// Социологический журнал 2011 №1 С.53-73.

3. Лободин В.Т., Лавренова Г.В., Лободина С.В. Как сохранить здоровье педагога: Метод. пособие. [Текст] - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2005. - 136 с.

4. Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами I Текст □ журнале «Вестник общественного мнения», 2008, №1(93). - С.33-58.

5. Орехова Т.Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей / Т. Ф. Орехова // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. - N 10. - С.17-26

6. Schwartz, S.H., Lehmann, Roccas, S. Multimethod Probes of Basic Human Values [Text]// Social Psychology and Culture Context: Essays in Honor of Harry C.Triandis / Ed. by J. Adamopoulos, Y. Kashima. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1999; Schwartz, S. H., Melech, G., Lehmann, A., Burgess, S., Harris, M. Extending the Cross-Cultural Validity of the Theory of Basic Human Values with a Different Method of Measurement // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001.Vol. 32. P.519-542.

Bibliography

1. Bazarny, V.F. School Stress and Demographic Disaster in Russia [Text] / V.F. Bazarny. - M.: Sergiev Posad, 2004. - 96 p.

2. Gryaznova, O. S., Magun, V. S. Basic Values of the Russian and European Teachers [Text] // Sociological Magazine. - 2011. - №1. - P.53-73.

3. Lobodin, V. T., Lavrenova, G. V., Lobodina, S. V. How to Keep Teachers’ Health: Study Guide [Text]. - M.: LINKA - PRESS, 2005. - 136 p.

4. Magun, V., Rudnev, M. Vital Values of the Russian Population: Similarities and Differences in Comparison with Other European Countries [Text] // Magazine «Public Opinion Herald ». - 2008. - No. 1 (93). - P. 33-58.

5. Orekhova, T.F. The Influence of Modern Pedagogical Process On the Health of Pupils and Teachers [Text] / T. F.Orekhova // Elementary School: Plus Before and After. - 2002. - № 10. - P. 17-26.

6. Schwartz, S.H., Lehmann, A. Roccas, S. Multimethod Probes of Basic Human Values [Text] // Social Psychology and Culture Context: Essays in Honor of Harry C.Triandis / Ed. by J. Adamopoulos, Y. Kashima. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1999; Schwartz, S. H., Melech, G., Lehmann, A., Burgess, S., Harris, M. Extending the Cross-Cultural Validity of the Theory of Basic Human Values with a Different Method of Measurement // Journal of Cross Cultural Psychology. - 2001.- Vol. 32. - P.519-542.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.