Научная статья на тему 'Базовые принципы организации'

Базовые принципы организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКТОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ / PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF DOCTORAL EDUCATION / PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM OF TRAINING AND CERTIFICATION OF SCIENTIFIC PERSONNEL IN RUSSIA
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые принципы организации»

УДК 378: 001.89

Карнаух И.С.

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ

НАУЧНЫХ КАДРОВ

В статье представлены результаты сравнительного анализа европейских базовых («зальцбургских») принципов организации докторского образования и государственного управления системой подготовки и аттестации научных кадров в России.

Ключевые слова: принципы организации докторского образования, государственное управление системой подготовки и аттестации научных кадров в России.

Сравнительный анализ европейских базовых («зальцбургских») принципов организации докторского образования и государственного управления системой подготовки и аттестации научных кадров в России показал следующее.

1. «Зальцбургский» принцип - «Получение дополнительных знаний в ходе выполнения оригинальных исследований. Подготовка докторов должна удовлетворять требованиям рынка труда».

2. Принцип - «Ответственность учреждений за актуальность тематики, соответствие новым требованиям и перспективным направлениям карьерного роста» - только в части ответственности за актуальность тематики и соответствие новым требованиям нашел отражение в документах относительно управления системой подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации, в частности положения .№2817.

Для реализации второго «зальцбургского» принципа в нашей системе необходимо на законодательном уровне предусмотреть постоянный комплексный мониторинг системы «подготовка научных кадров высшей категории», который бы фиксировал и формировал перспективные направления карьерного роста ученых.

3. Принцип - «Важность разнообразия организационных форм докторского образования, включая совместные программы разных университетов» - в определенном смысле нашел отражение в правовом обеспечении подготовки научных кадров высшей квалификации. В нашей стране законодательными и нормативными актами предусмотрены: аспирантура (с отрывом от производства и без отрыва от производства) и докторантура (с отрывом от производства), а также соискательство как самостоятельная форма подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Как было указано ранее, в западной терминологии под формами докторского образования понимаются модель организации обучения - непосредственная работа диссертанта под руководством научного руководителя (консультанта) и структурированная форма обучения - докторантура или докторская школа.

Если исходить из такого понимания формы орга-

низации обучения, то в большинстве своем в России обучение в аспирантуре соответствует европейской структурированной форме обучения, так как предусматривает обязательное посещение курсов по подготовке к сдаче кандидатских экзаменов (по философии, иностранному языку и специальности), а также участие аспирантов в работе семинаров, конференций, симпозиумов и пр., которые проводятся научными организациями и вузами. К тому же в научных организациях и вузах есть специальные организационные структуры, ответственные за организацию учебного процесса - отделы аспирантуры. Соискательство и докторантура организованы в форме непосредственной работы диссертанта под руководством научного руководителя (консультанта).

Задача реализации совместных программ университетов и промышленных организаций по подготовке научных кадров высшей квалификации пока не разрабатывалась должным образом. Для ее решения необходимо наладить четкую координацию разрабатываемых научных направлений и тематики выполняемых научных работ различными научными институтами и выяснить круг промышленных организаций, заинтересованных в результатах соответствующих научных исследований.

4. «Зальцбургский» принцип - «Докторанты должны восприниматься научным сообществом как профессионалы, обладающие всеми правами научных работников».

Так, аспиранты и докторанты имеют полное право на использование материально-технической базы вузов и научных организаций, получение всех видов открытой научной информации, получение государственных стипендий установленного размера, прерывание учебы по уважительным причинам, ежегодный отпуск и пр. Это свидетельствует о том, что в России докторанты и аспиранты обладают всеми правами научных работников.

5. «Зальцбургский» принцип - «Использование различных типов инновационных практик в докторском образовании, представленных университетами всей Европы» - нашел отражение в нормативных документах Болонского процесса, где сказано, что государство обеспечивает установление взаи-

© Карнаух И.С., 2014

Экономика образования ♦ № 3, 2014

123

НАМ ПИШУТ

мовыгодных связей с другими государствами для интеграции отечественной и мировой науки, а «главными направлениями международного сотрудничества высших учебных заведений являются: участие в программах .. .международного обмена аспирантами, научно-педагогическими и научными сотрудниками; проведение совместных научных исследований; организация международных конференций, симпозиумов, участие в международных образовательных и научных программах, развитие академической мобильности и пр.

Использование европейских инновационных практик в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров должно осуществляться с участием ВАК при Минобрнауки России.

Следовательно, в результате совместной образовательной и научной деятельности, а также в сфере выработки правил аттестации научных кадров высшей квалификации вполне возможно освоение различных типов инновационных практик, используемых европейскими университетами.

6. Следующий принцип - «Достаточная продолжительность обучения (3-4 года при полной занятости)» - нашел отражение в сроках подготовки аспирантов и докторантов.

7. В законодательстве и нормативных документах России относительно системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в полном объеме отсутствует содержание восьмого «зальцбургского» принципа о необходимости поддержки инновационных структур, нацеленных на междисциплинарную подготовку научно-педагогических кадров, и развитие универсальных знаний и навыков.

Возможные формы междисциплинарной подготовки - это два научных руководителя по смежным дисциплинам, проведение совместных конференций, семинаров, «круглых столов» по смежным научным направлениям для аспирантов и пр. Поэтому нужно решить вопросы о финансовой поддержке новых инновационных структур междисциплинарной подготовки научных работников и легитимности дипломов выпускников докторских школ.

8. «Зальцбургский» принцип - «Увеличение мобильности докторантов (географической, междисциплинарной, межсекторальной, международной)» - разрабатывается на уровне ведущих Университетов России - МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН, ГУ-ВШЭ, МГИМО и др.

Также косвенное отражение этот принцип нашел в нормативно-правовых документах: Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2006 N 306 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом»,

Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2006 N 307 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом».

9. Практическая реализация «зальцбургского» принципа - «Обеспечение адекватного (надлежащего и стабильного) финансирования» - нашел отражение в реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Сравнительный анализ дублинских дескрипторов результатов докторского образования и нормативных документов относительно аттестации научных и научно-педагогических кадров показал следующее.

1. Содержание первого дублинского дескриптора - «Соискатель должен продемонстрировать системное понимание своей области знаний и предмета исследования» - нашло отражение в основных нормативных документах.

2. Содержание второго дублинского дескриптора - «Продемонстрировать способность задумать проект, реализовать его, адаптировать реальный процесс исследования к современным академическим требованиям».

3. Требование дескриптора «Внести определенный вклад в расширение знаний в своей области исследования, опубликовав результаты в национальных и международных научных изданиях», полностью соответствует требованиям к докторским диссертациям.

4. Содержание четвертого дублинского дескриптора о том, что соискатель должен «быть способным к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей» соответствуют.

5. Требование дублинского дескриптора к соискателю ученой степени - «Быть способным общаться с коллегами, с академическим и профессиональным сообществом в своей области знаний» - присутствует в разделе «апробация материалов диссертации на научных конференциях».

6. Дублинский дескриптор результатов докторского образования, в котором сформулировано требование - «быть перспективным с исследовательской и профессиональной точки зрения для развития технологического, социального и культурного развития знаний общества», нашел отражение в разделе «научная новизна».

Таким образом, проведенный сравнительный анализ показал, что правовое обеспечение, а так же вытекающие из них управленческие механизмы реализации государственной политики в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Российской Федерации в значительной степени отвечает сформулированным в

Базовые принципы организации подготовки и аттестации научных кадров

ходе Болонского процесса «зальцбургским» принципам организации докторского образования.

Однако есть ряд положений, которые не нашли в правовом обеспечении должного отражения и которые свидетельствуют о том, что: в нашей стране не исследованы проблемы влияния рынка труда на подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации и не решены вопросы организации их трудоустройства; отсутствуют действующие методики определения потребности рынка труда в специалистах высшей квалификации и перспективных направлений их карьерного роста; недостаточно отражены возможности междисциплинарной и межсекторальной мобильности аспирантов и докторантов, хотя на практике такая мобильность, конечно, присутствует при проведении совместных научных исследований, организации стажировок аспирантов, проведении совместных семинаров и конференций, в консультативной практике, не разработаны подходы к управлению академической мобильностью.

Сравнительный анализ разработанных в ходе Болонского процесса дублинских дескрипторов результатов докторского образования и нормативных документов относительно аттестации научных и научно-педагогических кадров России показал, что многие европейские университеты только сейчас приближаются к установленным требованиям к диссертантам и диссертационным работам, которые были сформулированы и действуют в настоящее

время в России.

Библиографический список

Бибик, И.Е. Административно-правовое регулирование аттестации научных кадров в российской федерации: автореф. дис. ... к-та юрид. наук Москва - 2013.

Карнаух, И. С. Из зарубежного опыта аттестации научных кадров. / И.С. Карнаух // Экономика образования. 2013. №> 4. - С. 32-34.

Карнаух, И.С. Условия воспроизводства научных кадров в РФ. / И.С. Карнаух // Экономика образования. 2013. №> 3. - С. 43-48.

Мацкевич, И.М. Отчет о научно-исследовательской работе «Современные подходы к реформированию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; научно-методические основы и нормативное правовое сопровождение» (заключительный) / И.М. Мацкевич, Т.В. Жмурова, М.Г. Фелин, Л.А. Зайцева, Л.Г. Апресова - Москва 2012. «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина».

Резник, С.Д. Аналитический доклад «Новые ориентиры повышения эффективности государственной аттестации научных кадров Российской Федерации» 2012 гг.

Тищенко, Т.А. Повышение эффективности государственной системы аттестации научно-педагогических кадров: дис. ... к-та эконм. Наук - Москва 2013.

Karnauh I.

BASIC PRINCIPLES TRAINING AND CERTIFICATION OF SCIENTIFIC PERSONNEL

The paper presents the results of a comparative analysis of European base ("Salzburg") principles for the organization of doctoral education and public administration system of training and certification of scientific personnel in Russia.

Keywords: principles of organization of doctoral education, public administration system of training and certification of scientific personnel in Russia.

УДК 334.7

Грабова О.Н., Мяндин И.В., Савельев И.А.

КЛАСТЕР КАК ФОРМА ПЛАНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Статья посвящена актуальной теме — кластер как форма планомерности развития экономических структур. Кластерная форма развития экономических структур является наиболее эффективной с точки зрения усиления конкурентоспособности, повышения кооперации и инновационной активности хозяйственных субъектов. Ключевые слова: кластер, планомерность, экономические взаимодействия, конкурентоспособность.

Динамичность и сложность современных экономических процессов оказывают существенное влияние на стратегию развития экономических структур. Системный характер изменений, определяемых условиями новой экономики, выражается в

таких значимых тенденциях, как интеллектуализация производства, индивидулизация - переход от массового производства к дифференциации выпускаемой продукции, организация гибких деловых и межфирменных сетей путем кооперации и интеграции

© Грабова О.Н., Мяндин И.В., Савельев И.А., 2014

Экономика образования ♦ № 3, 2014

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.