Научная статья на тему 'Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей'

Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / МИРОВОЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / WORLD INTERNET PROJECT / СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ / THE STRATEGY OF POLITICAL PARTICIPATION / СТРАТЕГИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ / THE STRATEGY OF CIVIC PARTICIPATION / ОНЛАЙНОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ / ОНЛАЙНОВОЕ ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ / ONLINE DEPTH INTERVIEWS / ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / DISCOURSE ANALYSIS / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / CLUSTER ANALYSIS / ONLINE SURVEYS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н.

В статье представлены результаты исследования, основанного на данных кластерного анализа базовых онлайновых стратегий политического и гражданского участия российских пользователей. Анализируются выявленные стратегии, характерные для «киберактивных идеалистов», «киберактивных критиков», «киберпассивных критиков», «абсентеистов» и «непользователей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key online profiles of political and civic participation of Russian users

The article presents the results of a study carried out in the framework of World Internet Project in Russia in 2017. The main outcome of the research project are data cluster analysis the basic online strategies of political and civic engagement of Russian users. The article analyzes the identified strategies characteristic of "idealists Cyberactive", "Cyberactive critics", "Cyberpassive critics", "Absentees" and "Non-users".

Текст научной работы на тему «Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей»

Е.В. БРОДОВСКАЯ доктор политических наук, заведующая кафедрой социально-политических исследований и технологий Института истории и политики МПГУ*

А.Ю. ДОМБРОВСКАЯ доктор социологических наук, профессор кафедры социально-политических исследований и технологий Института истории и политики МПГУ

Д.Н. КАРЗУБОВ аспирант кафедры социально-политических исследований и технологий Института истории и политики МПГУ

Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей1

Динамика развития российской интернет-аудитории в последние десять лет показала довольно высокий уровень интенсивности. Стремительный рост в 2000-х гг. затем сменился стабилизацией доли пользователей на уровне 68%2 в 2012-2015 гг., в 2017 г. по разным оценкам долевая представленность граждан России, вовлеченных в интернет-коммуникацию, составила 71%. Этому немало способствовали такие факторы, как позитивное изменение экономической

* Бродовская Елена Викторовна, e-mail: brodovskaya@inbox.ru

1 Исследование финансировалось Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного задания «Выявление закономерностей взаимосвязи развития политических систем и интернет-коммуникации» на 2014-2016 гг. Код государственного задания 2816.

2 Nechaev V, Brodovskaya E, Dombrovskaya A. Perception of political subjectivity on the Internet: results of the cross-national cluster analysis in the USA, United Kingdom, Mexico, Sweden, Russia, China, The Republic of South Africa//031 -ASS Asian Social Science - Canada. 2015. 7(11). P. 269-277.

конъюнктуры, целенаправленные институциональные усилия государства, а также развитие интернет-бизнеса и активности онлайн-гражданского сектора.

Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на динамичные изменения, происходящие в структуре российских пользователей. С одной стороны, так называемый «цифровой разрыв» между поколениями не преодолен, все же национальная интернет-аудитория постепенно взрослеет, как с точки зрения изменений в возрастном составе пользователей, так и в связи с выбором пользователями определенных стратегий интернет-активности1. Интенсивная увлеченность возможностями социальных сетей и потребление контента преимущественно досугового характера постепенно дополняется ориентацией российских пользователей на использование политических функций глобальной сети и возможностей реализации гражданской активности онлайн: проявлением интереса к политическому интернет-контенту, обсуждением политических решений руководства страны, созданием платформ гражданских интернет-инициатив, формированием и поддержанием онлайновых петиций, использованием возможностей государственных услуг онлайн и др.

В то же время для российской аудитории глобальной сети (вне зависимости от возраста пользователей) до сих пор остается довольно высокий уровень скептицизма в отношении политического контента и реализации политической и гражданской субъектности в интернете. Значимыми исследовательскими вопросами в этой связи представляются:

- Каковы характеристики базовых онлайновых стратегий политического и гражданского участия российских пользователей?

- Каков уровень распространенности базовых онлайновых стратегий политического и гражданского участия в интернет-аудитории России?

Решение этих исследовательских вопросов могло бы стать основой для разработки рекомендаций государственным и негосударственным структурам по дальнейшему развитию онлайновой гражданской и конвенциональной политической активности российских пользователей глобальной сети.

1 Там же.

Настоящее исследование базировалось на комплексе работ зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в изучение сущности информационного общества и развития политической системы в постиндустриальную эпоху: Д. Белла, П. Друкера, М. Кастельса, Э. Тоффлера, М. Маклюэна и др. Работы Д. Белла исключительно значимы для нашего исследования с позиций аргументации воздействия интернет-технологий на политические процессы. Д. Белл утверждал: «Благодаря массовому преобразованию машинной технологии в интеллектуальную происходят изменения и в... политической системе»1. Важной теоретической основой настоящего исследования служит утверждение П. Друкера о том, что «.современная эпоха - это эпоха радикальных изменений основ общественного уст-ройства»2. Это утверждение в существенной мере относится и к функционированию политической системы в условиях информационного общества. Несомненную актуальность предпринятого исследования подтверждают труды М. Кастельса о значении новых медиа для формирования социальных и политических отношений. «Именно сети, -пишет Кастельс, - составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение "сетевой" логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью»3. Таким образом, власть структуры оказывается сильнее структуры власти. Принадлежность к той или иной сети, наряду с динамикой развития одних сетей по отношению к другим, выступает, по Кастельсу, в качестве важнейшего источника власти. О процессах, связанных с борьбой за власть в современную информационную эпоху, размышлял Э. Тоффлер. Ученый писал: «Новая система производства полностью зависит от мгновенной связи и распространения информации, идей и символов»4. Это в существенной мере характеризует современные процессы воздействия политических акторов на политические взгляды и установки пользователей.

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

2 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. М., 2007.

3 Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.

4 Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.

Рассмотрение процесса формирования политической активности индивидов онлайн, разумеется, невозможно без обращения к основным размышлениям о воздействии новой информационной среды и влиянии электронных сетей на формирование нового общественного устройства М. Маклюэна. Этот новый способ организации общества он описывал в терминах «Глобальной деревни», представляющей собой «возрождающий естественное слуховизуальное многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций»1.

Важной составляющей теоретической основы настоящего исследования служат ключевые результаты работы Р. Эпштейна, выявившего «эффект SEME», свидетельствующего о значительном влиянии интернета на электоральные процессы, вплоть до контроля над сознанием избирателей В ходе серии экспериментов ученый делает заключение о существенном воздействии цифровых технологий на сознание избирателя: «... единственный опыт, связанный с поисковой машиной, может обладать существенным воздействием на избирательные предпочтения»2.

Отечественный опыт изучения социальных и политических эффектов, связанных с развитием интернета, также значим для настоящего исследования: проблемы формирования электронного правительства и развития электронного участия анализируются А.Н. Куликом, А.Ю. Сунгуровым и Ю.А. Кабановым, Р.В. Болговым; влияние интернет-коммуникации на электоральные процессы изучены в трудах Д.В. Чижова, С.С. Малиновского, А.Н. Балашова; анализ, сцени-рование и прогнозирование социальных конфликтов по цифровым следам разрабатывают Е.Ю. Кольцова и С.Н. Кольцов, А.Л. Тулупьев, М.В. Абрамов и А.А. Фильченков; различные аспекты поведения пользователей в социальных сетях исследуют В.Л. Римский, Т.В. Тулупьева, А.Ю. Бубнов и др.

1 McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y., 1967 (рус. пер.: Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003).

2 Эпштейн Р. Сознание под контролем // ИноСМИ [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/science/20160228/235560125.html (дата обращения: 09.03.2016)

Настоящее исследование выполнено на базе методологии международной исследовательской организации "World Internet Project"1 («Мировой интернет-проект», далее - WIP). Данная организация объединяет ученых из 50 стран, которые по единой методике осуществляют массовые опросы, фиксирующие изменения в динамике, содержании и структуре интернет-коммуникации. Базой проведения исследования WIP в России (c 2012 г. по настоящее время) является исследовательский коллектив под руководством доктора политических наук Е.В. Бродовской. В июле 2017 г. коллектив организовал ежегодный Форум WIP в Москве. Это позволило российским экспертам в сфере интернет-исследований обменяться опытом проектно-исследовательской деятельности с ведущими зарубежными специалистами в области социальных эффектов глобальной сети из стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Америки и др., представляющих ведущие университеты мира: Университет Южной Калифорнии, Оксфордский институт Интернета (Великобритания), Папский католический университет (Чили), Университет Антверпена (Бельгия), Университет Цюриха (Швейцария), Упсальский университет (Швеция), Тайваньский национальный университет политики (Тайвань) и мн. др. На Форуме состоялась апробация результатов настоящего исследования, итогом которой стало формирование перспектив реализации методики, разработанной российским коллективом WIP, несколькими зарубежными исследовательскими командами, фокусирующимися на проблемах онлайнового политического и гражданского участия пользователей.

Дизайн исследования включал следующие методы сбора и анализа информации:

- массовый опрос в форме онлайнового анкетирования (использовалась стратифицированная выборка, репрезентирующая население РФ по полу, возрасту, месту жительства. Всего опрошено 1128 респондентов. Ошибка выборки оценивается в 4,6%), на рис. 1-3 представлены социально-демографические характеристики выборочной совокупности исследования:

1 World Internet Project [Электронный ресурс]. URL: http://www.worl-dinternetproject.net/#news (дата обращения: 09.03.2016).

25

20

15

10

Возраст опрошенных россиян

23,3

21,1

_18,9

21,1

15,6

18-24 года 25-35 лет 36-45 лет 46-59 лет 60 лет и

старше

Рис. 1. Возрастное распределение опрошенных россиян, в процентах.

56 54 52 50 48 46 44 42

Гендерное распределение опрошенных россиян

53,7

46,3

Мужчины

Женщины

Рис. 2. Гендерное распределение опрошенных россиян, в процентах.

5

0

Территориальный охват опрошенных россиян

25

21,7

20

19,1

15,5

15

11,8

10

8,8 8,3 7,9

6,9

5

0

I I I I I

ЦФО ПФО СЗФО УФО СФО СКФО ЮФО ДВФО

Рис. 3. Территориальный охват опрошенных россиян

- онлайновое глубинное интервью с 95 российскими пользователями (в числе информантов представлены все федеральные округа, гендерные и возрастные группы россиян).

Анализ результатов исследования содержал методы осевого и многомерного анализа базы данных (кластерного анализа методом K-means cluster SPSS for Windows), а также метод дискурсивного анализа транскрибов глубинных интервью.

Методология WIP подразумевает исследование ряда составляющих интернет-коммуникации. Раздел инструментария, связанный с отношением пользователей к политическим функциям, включает следующие вопросы:

- Насколько вы согласны с утверждением: «Благодаря интернету, такие люди как вы, имеют больше возможностей обсуждать действия политиков»;

- Насколько вы согласны с утверждением: «Благодаря интернету, такие люди как вы, имеют больше политических прав и свобод»;

- Насколько вы согласны с утверждением: «Благодаря интернету, политики вынуждены больше обращать внимания на то, что о них думают такие люди, как вы»;

- Насколько вы согласны с утверждением: «Люди не должны быть ограничены в своем праве критиковать правительство онлайн»;

- Насколько вы согласны с утверждением: «Правительство должно контролировать интернет сильнее, чем сейчас»;

- Насколько вы согласны с утверждением: «Совершенно нормально позволять людям открыто высказывать свои идеи, даже если они носят экстремистский характер».

Очевидно, что этот перечень вопросов довольно ограничен для определения онлайновой стратегии политического и гражданского участия пользователей, т.к. ориентирован главным образом на аксиологический аспект: ценностное отношение, мнение о политических функциях глобальной сети, но не учитывает поведенческого аспекта гражданской и политической активности онлайн.

В этой связи на предыдущем Форуме WIP в Тайбее (Тайвань, 2016 г.) российская команда Мирового интернет-проекта предложила и получила одобрение зарубежных коллег-участников WIP на расширение модуля инструментария WIP «Политическое и гражданское участие». В числе переменных для анализа базовых онлайновых стратегий политической и гражданской активности российских пользователей были использованы индикаторы, основанные на следующих вопросах:

- Как часто вы обращаетесь к интернет-ресурсам (сайтам, сообществам, порталам и т.д.) политической направленности?

- Как часто вы участвуете в благотворительных акциях, организованных в социальной сети?

- Как часто вы используете форумы, другие площадки интернета для обсуждения политических вопросов, действий политиков?

- Как часто вы посещаете порталы, официальные сайты, иные онлайн-ресурсы органов государственной власти?

- Как вы можете оценить свой опыт взаимодействия с органами власти онлайн?

- Как часто вы используете возможности интернет-площадок, объединяющих гражданские инициативы рядовых граждан, общественных организаций, бизнеса?

- Как вы реагируете на получение в социальных медиа сообщений протестного содержания, мобилизующих призывов к протестной активности?

Таким образом, основой кластеризации служили два блока инструментария: ядра опросника WIP и национального модуля, ориентированного на поведенческие аспекты онлайновой реализации политического и гражданского участия российских пользователей.

Целью кластеризации служило выявление распространенности в российском обществе стратегий онлайнового гражданского и политического участия. В результате применения метода кластеризации К-средних SPSS for Windows 17.0 были получены долевые распределения указанных стратегий, показанные на рис. 4.

Представленность стратегий онлайнового политического и гражданского участия среди россиян

35 30 25 20 15 10 5 0

4,3

а

¿Г

J*

12,9

15,6

jP

¿о

/

S

30,7

29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис 4. Представленность стратегий онлайнового политического и гражданского участия среди россиян.

В таблице 1 показаны характеристики выявленных кластеров - представителей различных стратегий онлайнового политического и гражданского участия.

Таблица 1

Характеристики стратегий онлайнового политического и гражданского участия

Переменные Кибер-активные идеалис ты Кибер-активные критики Кибер-пассивные критики Абсентеисты Неполь-зовате-ли

Частота поиска информации политического содержания в глобальной сети Не реже нескольких раз в неделю Не реже нескольких раз в неделю Не чаще нескольких раз в месяц Игнорируют политический контент Не вовлечены в интернет-ком-муника-цию

Опыт использования возможности онлайнового взаимодействия с органами власти Регулярное взаимо-действие Наличие опыта Наличие опыта Отсутствие опыта

Отношение к возможности онлайнового взаимодействия с органами власти Позитивное Критическое Нейтральное Скептическое

Оценка интернета как средства расширения политических прав и свобод Позитивная Критическая Нейтральная Скептическая

Оценка интернета как средства, позволяющего обсуждать действия политиков Позитивная Критическая Нейтральная Скептическая

Оценка интернета как средства влияния на действия политиков Позитивная Критическая Нейтральная Скептическая

Отношение россиян к проблеме распространения экстремизма в Убеждены в необходимости контро-лиро- Убеждены в необходимости абсолют ной Нейтральное отношение к необходимости Отсутствие четкой позиции относительно

сети вать экстре-мистс-кий контент свободы в сети контро- лиро- вать экстре- мистс- кий контент необходимости контро-лиро-вать экстре-мистс-кий контент

Наличие опыта использования форумов, других площадок интернета для обсуждения политических Не реже нескольких раз в месяц Не реже нескольких раз в месяц Не чаще нескольких раз в год Отсутствует опыт

вопросов, действий политиков

Отношение Позитив- Нейт- Скепти-

россиян к возможности Позитив- ное ральное ческое

критиковать правительство онлайн ное

Отношение Позитив- Нейт- Нейт-

россиян к возможности перевода онлайновой Позитивное ное ральное ральное

протестной активности в оффлайновую

Рассмотрим последовательно стратегии онлайнового политического и гражданского участия россиян.

Киберактивные идеалисты - это категория россиян, ориентированных на активную реализацию политической и гражданской активности онлайн. Это люди, позитивно оценивающие политические функции глобальной сети и активно применяющие возможности онлайнового взаимодействия с органами власти. Зачастую представители этого самого немногочисленного кластера - создатели гражданских платформ, организаторы электронных петиций и активные участники онлайновых социальных инициатив. Киберактивные идеалисты интенсивно обсуждают политические решения и перспективы развития социально-политических процессов на различных онлайновых площадках. Представители анализируемого кластера позитивно воспринимают возможность выражать отношение к правительству в сети

Интернет и допускают возможность принять онлайновое приглашение к участию в массовых акциях в том случае, если цель акции соответствует их интересам.

Этот тип россиян представлен в основном молодыми людьми 18-35 лет обеих гендерных групп.

Киберактивные критики - это группа россиян, ориентированных на выражение политического и гражданского недовольства онлайн. Это люди, критически оценивающие представляемые действующим правительством возможности онлайнового взаимодействия с властью. Вместе с тем, эти люди интенсивно интересуются политическим контентом и используют интернет как способ взаимодействия с властью. Представители этого довольно немногочисленного кластера - участники онлайновых дискуссий протест-ной направленности и ориентированы на возможность перевода онлайновой протестной активности в оффлайновую. Значительная доля киберактивных критиков - молодые люди и мужчины среднего возраста (18-46 лет).

Киберпассивные критики - это численно немного превосходящая предыдущие группы, но вместе с тем не превышающая шестой доли от числа всех россиян общность, демонстрирующая диффузный тип протестной активности онлайн. Это люди, которые не ориентированы на активное применение возможностей и ресурсов онлайнового взаимодействия с властью, но априори выражают скептицизм в отношении политических функций интернета.

Эта стратегия представлена в основном людьми среднего и старшего возрастов обеих гендерных групп.

Абсентеисты - это наиболее многочисленная группа россиян, игнорирующих политический контент, пренебрегающих возможностью онлайнового выражения политической и гражданской субъектности и взаимодействия с властью на электронных площадках. У них нет четко сформированной позиции относительно проблемы свободы и контроля в глобальной сети, возможности критиковать правительство онлайн и т.д. Представители данной стратегии также демонстрируют полное равнодушие к онлайновым призывам к участию в массовых акциях.

В числе абсентеистов, чаще всего, женщины всех возрастных групп.

Непользователи - группа россиян, не вовлеченных в коммуникацию посредством глобальной сети, а потому не

имеющая возможности реализовать какую-либо стратегию онлайнового политического и гражданского участия.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Модальной онлайновой стратегией политического и гражданского участия российских пользователей является абсентеизм, состоящий в нивелировании возможностей реализации политической и гражданской субъектности в глобальной сети, что сопряжено с ориентацией значительной части российской интернет-аудитории на неполитический контент в связи с установкой на избегание и игнорирование политического контекста интернет-коммуникации.

2. Для существенной части российских пользователей характерна так называемая «зрительская» политическая активность, она довольно традиционна для российского оф-флайн-пространства и фактически переносится пользователями в интернет-коммуникацию.

3. Скептицизм в отношении возможностей политической и гражданской активности онлайн значительной части российских пользователей связан с негативным опытом использования ресурсов онлайновых государственных услуг и прочной убежденностью в невозможности интернет-коммуникации повлиять на политическую и гражданскую сферы общества.

4. В структуре российской интернет-аудитории интенсивно формируется кластер активных пользователей, направленных на максимально полное использование ресурсов политического и гражданского участия: создание интернет-платформ для реализации социальных инициатив, обсуждение политических решений, формирование предложений органам государственной власти и негосударственным структурам по решению общественных проблем и реализации различных социальных проектов.

5. Необходимо более интенсивно использовать специальные технологии работы с населением по активизации онлайновых стратегий политического и гражданского участия.

Важной перспективой настоящего исследования является ответ на всё еще открытые вопросы.

- Является ли онлайн-поведение маркером ценностных ориентаций и жизненных стратегий пользователя в реальном пространстве?

Для ответа на данный вопрос необходимо предпринять компаративный анализ данных опросных и экспериментальных исследований, позволяющий сопоставить поведение российских пользователей онлайн и оффлан.

- Как соотносятся онлайновые стратегии политического и гражданского участия пользователей в России и зарубежных странах-участниках Мирового интернет-проекта (странах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии).

Для этой части исследования планируется проведение кросс-национального анализа массивов национальных баз данных WIP по методике осуществленного для российской базы данных кластерного анализа.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Базовые онлайновые стратегии политического и гражданского участия российских пользователей. В статье представлены результаты исследования, основанного на данных кластерного анализа базовых онлайновых стратегий политического и гражданского участия российских пользователей. Анализируются выявленные стратегии, характерные для «киберактивных идеалистов», «киберактивных критиков», «киберпассивных критиков», «абсентеистов» и «непользователей».

Ключевые слова: интернет, интернет-коммуникация, Мировой интернет-проект, стратегии политического участия, стратегии гражданского участия, онлайновое анкетирование, онлайновое глубинное интервью, дискурсивный анализ, кластерный анализ.

Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Y., Kasabov D. N., Key online profiles of political and civic participation of Russian users. The article presents the results of a study carried out in the framework of World Internet Project in Russia in 2017. The main outcome of the research project are data cluster analysis the basic online strategies of political and civic engagement of Russian users. The article analyzes the identified strategies characteristic of "idealists Cyberactive", "Cyberactive critics", "Cyberpassive critics", "Absentees" and "Non-users".

Key words: Internet, Internet communication, World Internet Project, the strategy of political participation, the strategy of civic participation, online surveys, online depth interviews, discourse analysis, cluster analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.