Научная статья на тему 'Базовые модели организации сетей'

Базовые модели организации сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
"ИЕРАРХИЗИРОВАННАЯ" СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / "МУЛЬТИНАПРАВЛЕННАЯ" СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / КОМПАНИИ "БЕЗ ГРАНИЦ" / "КВАЗИИЕРАРХИЧЕСКИЕ" КОМПАНИИ / ПРИНЦИП РАЗНООБРАЗИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулин Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются основные модели сетевых организаций, определяются возможности их формирования в современной экономике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гулин Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые модели организации сетей»

Базовые модели организации сетей Гулин С. А.

Гулин Сергей Анатольевич / Gulin Sergey Anatolievich - старший преподаватель, кафедра политической экономии,

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматриваются основные модели сетевых организаций, определяются возможности их формирования в современной экономике.

Ключевые слова: «иерархизированная» сетевая модель, «мультинаправленная» сетевая модель, компании «без границ», «квазииерархические» компании, принцип разнообразия.

Многочисленные формы экономических интеграций - промышленное партнерство, кооперации, неформальные альянсы и прочие долговременные взаимодействия могут быть сведены к двум базовым моделям организаций сетей:

1) «иерархизированной» модели, когда крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком (корпорация - малый и средний бизнес). У разных авторов (М. Кастельс, Р. Патюрель) она интерпретируется как «лицензионно-субподрядная модель производства под «зонтичной» корпорацией» и как «сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач» [1, 2]:

Рис. 1. Схема «зонтичной» сетевой модели

Рис. 2. «Радиальная» модель

2) «мультинаправленная» сетевая модель, введенная в жизнь мелкими и средними предприятиями» (М. Кастельс); или «сетевая совокупность предприятий», близких по размеру, большинство которых самостоятельны юридически, но поддерживают устойчивость друг друга в хозяйственном плане (Р. Патюрель) [1, 2]:

Рис. 3. Мультинаправленная сетевая модель

С позиции системно-сетевого подхода изменяются не только сами компании, став организациями «без внутренних перегородок», компаниями-сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между компаниями, что влечет возникновение компаний «без границ», сетей компаний.

Новые корпоративные модели, расширение кооперационных связей между конкурентами, поставщиками и потребителями, прогресс информатики, автоматизация производства и управления на основе широкого применения вычислительной техники и средств телекоммуникации изменили традиционные представления о границах компании, разрушили их замкнутость и сделали малоэффективными те из них, которые основывались на структурах, обеспечивающих это качество (иерархических, механистических, бюрократических).

Можно прогнозировать, что в основе построения и функционирования компаний и их взаимодействия друг с другом будет лежать не узкая функциональная специализация, доказавшая на практике свои недостатки (увеличение числа уровней управления, большой объем усилий по координации и т. п.), а интеграционные процессы в рыночной деятельности.

Традиционные иерархические (бюрократические) структуры управления дополнятся многочисленными горизонтальными связями на различных уровнях иерархии, образовав, так называемые «квазииерархические» структуры.

Изучение организационных форм компаний и их структур управления позволяет сделать вывод о том, что постепенно находит признание принцип разнообразия. Поиск единой концепции, идеальной структуры, адаптированной к любой организации, заменяется стремлением к многообразной концепции, применительно к которой идея оптимальной модели полностью отсутствует.

Литература

1. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур. // Проблемы теории и практики управления,

2000, № 4.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Изд-во ГУ ВШЭ, 2000, 458 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.