Научная статья на тему 'Базовые концепты слоганов на одежде сквозь призму оценочности'

Базовые концепты слоганов на одежде сквозь призму оценочности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
702
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТОСФЕРА / КОНЦЕПТ / БЫТОВОЙ ДИСКУРС / СЛОГАНЫ НА ОДЕЖДЕ / ОЦЕНОЧНОСТЬ / CONCEPTUAL SPHERE / CONCEPT / EVERYDAY DISCOURSE / SLOGAN ON CLOTHES / EVALUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ивус Ольга Николаевна

Посредством такого субжанра бытового дискурса, как слоган на одежде, говорящий производит категоризацию окружающей действительности, при этом происходит не только формирование концептосферы представителей определенной культуры, но и «навязывание», популяризация определенных ценностей в рамках базовых концептов через оценочные характеристики. В данной статье анализируются концепты Я, СЕКС, ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, ЕДА, УЧЕБА, СТУДЕНТ, РОССИЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CONCEPTS OF SLOGAN ON CLOTHES from the viewpoint of EVALUATION

By means of such subgenre of everyday discourse as slogan-on-clothes Speaker categorizes reality. Not only formation of certain culture representatives' conceptual sphere but «intrusion», popularization of certain values within basic concepts by the means of evaluation take place. The article focuses on analysis of the concepts I, SEX, LOVE, FAMILY, FOOD, LEARNING, STUDENT, RUSSIA.

Текст научной работы на тему «Базовые концепты слоганов на одежде сквозь призму оценочности»

УДК 808.2:802.0 ББК 81.2

О.Н. Ивус

БАЗОВЫЕ КОНЦЕПТЫ СЛОГАНОВ НА ОДЕЖДЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОЦЕНОЧНОСТИ

Посредством такого субжанра бытового дискурса, как слоган на одежде, говорящий производит категоризацию окружающей действительности, при этом происходит не только формирование концептосферы представителей определенной культуры, но и «навязывание», популяризация определенных ценностей в рамках базовых концептов через оценочные характеристики. В данной статье анализируются концепты Я, СЕКС, ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, ЕДА, УЧЕБА, СТУДЕНТ, РОССИЯ.

Ключевые слова: концептосфера; концепт; бытовой дискурс; слоганы на одежде; оце-ночность

O.N. Ivus

BASIC CONCEPTS OF SLOGAN ON CLOTHES FROM THE VIEWPOINT OF EVALUATION

By means of such subgenre of everyday discourse as slogan-on-clothes Speaker categorizes reality. Not only formation of certain culture representatives ’ conceptual sphere but «intrusion», popularization of certain values within basic concepts by the means of evaluation take place. The article focuses on analysis of the concepts I, SEX, LOVE, FAMILY, FOOD, LEARNING, STUDENT, RUSSIA.

Key words, conceptual sphere; concept; everyday discourse; slogan on clothes; evaluation

В свете когнитивно-дискурсивной парадигмы, являющейся актуальной на сегодняшний момент развития лингвистической мысли, исследования концептуального мира, концептосферы, в которой формируется языковая личность, представляются особенно значимыми. Важным аспектом изучения и моделирования концептосферы является ее ментальный характер. Безусловно, булыпая часть концептосферы народа представлена в семантическом пространстве его языка, следовательно, посредством языка представляется возможным исследование того объема знаний, который репрезентируется языковыми средствами [Костюшкина, 2006а].

Являясь одной из активных форм познания действительности, язык репрезентирует образ мира. Только в языке концепт как объект идеального мира имеет свое реальное воплощение.

Выявив при помощи языка базовые концепты, представляющие основу концептосферы народного сознания, можно говорить об основных ценностях и убеждениях данного народа.

Однако, отдельно взятое слово вне контекста, вне дискурса имеет только словарное значение. Материализация концептов происходит только в дискурсе [Костюшкина, 20066]. При этом одновременно происходит и их формирование. Значит, изучение и выявление базовых концептов немыслимо без исследования дискурса.

Объективное исследование дискурса не только как «вербально-когнитивной деятельности, использующей знаки первичной системы для отражения разных аспектов объективной реальности, субъективных представлений о ней коммуникантов и их сиюминутных интересов» [Михайлов, 2006, с. 14], но и как «типа речевого поведения субъекта в определенной сфере человеческой деятельности» [Халатян, 2011, с. 177] предполагает обязательное изучение реализующих его жанров и субжанров. В связи с ростом интереса к изучению повседневной, непринужденной речи, которая и является показателем состояния языковой культуры носителей языка, наиболее актуальным представляется изучение бытового дискурса. В рамках бытового жанра активно функционирует, ярко и своеобразно проявляет себя особый субжанр - слоган на одежде. Мы отличаем его от рекламного, социального и политического слоганов, так как данный субжанр служит не продвижению какого-либо товара, в том числе и политического лидера, или общественно-социальной информации, а по существу является самопре-зентацией языковой личности и демонстрацией ее личных взглядов на окружающую действительность. Поэтому относится именно к бытовому, а не к институциональному дискурсу: он субъективен, встречается в повседневных ситуациях и служит для выполнения совсем других функций.

Жанр бытового дискурса относится к личностно-ориентированному типу дискурса, так как участники общения выступают во всей полноте своих качеств [Карасик, 2002, с. 291], т.е. стремятся раскрыть свой внутренний мир адресату и понять адресата как личность во всем многообразии личностных характеристик [Ситосанова, 2007, с. 48]. Это отражено в интерактивной модели коммуникации, типичной для бытового дискурса: «адресант о- дискурс о-адресат» [Матьяш, 2002]. В этой связи встает вопрос о том, что слоган на одежде, рассматриваемый как субжанр бытового дискурса, обладает определенными особенностями, связанными с такими составляющими коммуникативной ситуации, как адресант / говорящий / коммуникатор и адресат / слушающий / коммуникант. Тем не менее, в данной статье, руководствуясь признанной терминологией дискурс-анализа, используются термины «говорящий» и «слушающий», а другие, указанные выше и свойственные теории коммуникации, рассматриваются как синонимы к ним. Когда же речь заходит об оценке, то к вышеуказанным следует добавить термин из логики «субъект» в значении «тот, кто производит оценивание». В данной статье это говорящий, т.е. тот, кто носит одежду со слоганом. Мы используем именно эти номинации, хотя и следует оговориться, что в прямом значении ни говорящим, ни слушающим коммуниканты не являются.

В процессе коммуникации происходит взаимодействие между двумя собеседниками (хотя это трудно назвать беседой). Первый - это человек, который носит одежду с какой-либо надписью. Несомненно, что назвать его «говорящим» не вполне приемлемо, так как он ничего не говорит, не произносит сообщения. Нельзя назвать его и «пишущим», так как чаще всего написанное на одежде не является его собственным произведением коммуникативной деятельности: он присваивает себе созданный кем-то текст. Однако, данный факт присваивания свидетельствует о согласии с написанным и желании использовать его в повседневной коммуникации, преследуя определенные цели (одной из которых является оценивание). Данный субъект является отправителем (распространителем) сообщения. Помещая слоган на одежду, этот коммуникант представляет, «говорит», сообщает в яркой, нетрадиционной форме о волнующих его аспектах повседневной жизни. Через эту надпись он налаживает взаимодействие с окружающим его миром, задает тон коммуникации, которую он инициирует посредством данного дискурса.

Вторым участником коммуникации является получатель послания, сообщения, лицо, которому направлено высказывание. Как и в случае с рекламным и политическим дискурсом, это чаще всего массовая аудитория, коллективный объект речевого воздействия (так как данный слоган помещен на одежду, это свидетельствует о наличии и незапланированных участников процесса коммуникации, тех, кто случайно, порой, не желая того, вовлекаются в процесс обмена информацией). Однако, и у адресата есть свои ограничения. Так как данный субжанр рассматривается в рамках бытового дискурса, то очевидно, что целью говорящего является донести информацию до ближайшего окружения, до тех, кто находится рядом, чье мнение и реакция на сообщение волнует коммуникатора. Несмотря на такую особенность изучаемого объекта, данный аспект представляет собой отдельную проблему исследования и не является целью данной статьи.

Следует также отметить, что именно в рамках бытового дискурса формируются основные наивные представления о мире, следовательно, он является фундаментом для существования и развития базовых концептов. Фактически, это и есть актуализация «бытовых» концептов, т.е. тех ментальных образов, которые возникают в сознании чаще всего в течение дня, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни, которые важны для его ежедневного существования, т.е. составляют основу его бытия. В наивном сознании эти концепты и будут являться базовыми.

Следует отметить, что такие базовые концепты не только приобретаются через дискурс, но и оказывают большое влияние на дискурсы, господствующие в обществе. Это происходит вследствие того, что человек, который носит одежду со слоганом, не только демонстрирует свои взгляды и убеждения, но и целенаправленно, интенционально выбирает такую надпись, которая в полной мере смогла бы:

охарактеризовать его как личность;

репрезентировать его представления о сущности тех или иных явлений;

инициировать «собеседника», т.е. человека, читающего, видящего данный слоган, на совершение именно тех действий и поступков, которые ему кажутся адекватными или правильными в том или ином случае.

Например, использование слогана Don’t ask те about ту business [VseMayki. URL : http://www.vsemayki.rn] 1) характеризует говорящего как замкнутого и нежелающего, чтобы в его жизнь кто-то вмешивался, человека; 2) репрезентирует его взгляд на неприкосновенность частной жизни; 3) заставляет собеседника поступать так, как он просит, т.е. не спрашивать о том, как у него идут дела).

Соответственно, «говорящий», человек, который носит одежду с какой-либо надписью, демонстрирует свое представление об окружающей действительности, в определенной степени навязывает свое мировоззрение. Таким образом, через суждения, отпечатанные на одежде, представлена не только объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями, чувствами, поступками, и их соотношения, но также и отражается взаимодействие действительности и человека в самых разных аспектах. При помощи слогана говорящий производит категоризацию окружающей действительности, и не только репрезентирует свое мировидение, но и надеется, что слушающий ее идентифицирует и примет.

Следовательно, посредством и в рамках такого субжанра бытового дискурса как слоган на одежде происходит не только формирование базовых концептов представителей определенной культуры, но и «навязывание», популяризация определенных ценностей в рамках данных концептов через оценочные характеристики.

Оценка является довольно частотной характеристикой слоганов на одежде, так как благодаря такому общественному заявлению можно «высказать одобрение или неодобрение рассматриваемому положению дел, квалифицировать его реализацию как физически невозможную, утверждать, что она имеет место и т.п.» [Хинтикка, 1980, с. 38].

В любом языке присутствует отражение представлений о том, что такое «хорошо / плохо». Оценка - универсальная категория. Она может даваться по разнообразным параметрам: истинность / неистинность, важность / неважность и т.п. [Вольф, 2006, с. 8-9].

Традиционно принято считать, что аксиологический оператор имеет два значения «+» и «-». Однако в слоганах появляется и нейтральная оценка, т.е. говорящий констатирует событие, репрезентует какое-то положение вещей без указания на собственную оценку данного факта, и только коммуникатор может решить, как к этому относиться и как оценить. Например, в таких высказываниях, как: Иду в гаражу Выкапываю червей и отпускаю их на волю; ЧЕЛОВЕК. Годен до 21.12.2012 [Voxfree. URL : http://voxfree.narod.rn] констатируется какое-то обстоятельство, какая-то характеристика говорящего, однако, лишь адресат дает этому оценку.

Хотелось бы также отметить, что оценка проявляется в самых разных языковых выражениях: морфемах (например, аффикс -очк- в слогане Я У мамочку и папочку [Ibid] содержит оценочную семантику), словах (например, лексема клубнично в слогане Как обычно все клуб-нично [Ibid] выражает оценку «хорошо»), словосочетаниях (например, в слогане GAME OVER 2012 [VseMayki. URL: http://www.vsemayki.ru] словосочетание game over содержит оценку «плохо»), и целых выражениях (например, высокая оценка личности самого говорящего определяется высказыванием в целом в следующих примерах: Эту футболку МНЕ подарил ВОВА ПУТИН [Time. URL : http://205.188.238.102]; А ВОТ ИЯ! Цветов не надо [Vox-free. URL : http://www.voxfree.narod.ru]; The world needs people like me [VseMayki. URL : http://www.vsemayki.ru]; и др.).

Таким образом, через оценочность предоставляется информация об отношении общества к данному концепту, о взглядах и представлениях носителей культуры на то, какой должна быть окружающая действительность.

В ходе исследования нам удалось выявить следующие базовые концепты, формирующиеся и репрезентируемые в слоганах на одежде: Я-концепт, концепты УЧЕБА и СТУДЕНТ, ЕДА, ЛЮБОВЬ и СЕКС, СЕМЬЯ, РОССИЯ. Рассмотрим каждый концепт сквозь призму оценки.

1. Концепт «Я». На фоне многочисленных антропологических исследований в лингвистической науке «Я»-концепт, который составляет основу существования человеческой личности, позволяет ей ориентироваться в окружающем мире и содержит знание и представление личности о себе самой, достаточно изучен. В процессе общения говорящий сам предоставляет возможность получить непосредственную, хотя и субъективную информацию о своем концепте «Я» через самооценочные высказывания [Кашкина, 2004, с. 47]. Эта информация, представленная в данном субжанре дискурса, предназначена в равной степени как для слушающего, так и для самого говорящего.

Языковой материал позволяет выявить, на какой стороне своей личности говорящий акцентирует внимание собеседника и как он относится к демонстрируемой части своего «Я»-концепта. Диапазон объекта самооценки, представленной в слоганах на одежде, достаточно широк, хотя он не затрагивает такой общественно важный аспект жизнедеятельности личности, как вероисповедание, почти не важна национальность и профессия. Однако, наиболее ярко представлены оценки: поведения (например: Бегу не спотыкаясь; МОГУ ДАТЬ СДАЧИ [Time. URL : http://205.188.238.109] и др.); характера (например: Я ангельское исчадие АДА; Only positive emotions! [Ibid] и др.); жизненных убеждений (например: Могу нахамить. Заранее извиняюсь!; УВАЖАЮ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ [Ibid] и др.); интересов, того, как человек живет, чем занимается, что считает важным / неважным в жизни, что любит (например: МИР, ТРУД - ВАМ! водка, пиво - мне... [Ibid]; j’aime la litterature [VseMayki. URL : http://www.vsemayki.ru] и др.); внешних данных (например: Я красивая и спереди и сзади! ...как ни крути...; Я - брюнетка. Завидуй молча!; NO SILICON [Time. URL : http://205.188.238.109] и др.); умственных способностей (например: Вы все дураки! Одна я умная! [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru]; BRAIN USER [VseMayki. URL :

http://www.vsemayki.ru] и др.); сексуальной ориентации (например: I am not gay. I just love boys; Sorry girls, I’m Gay; Crazy lesbian [Ibid]; и др.) и др.

Чаще всего подчеркиваются положительные черты характера, свойства, что приводит к выводу о том, что важной характеристикой современной личности является решительность, уверенность в себе, а также определенная хвастливость и пренебрежительное отношение к другим. Говорящий нахваливает себя, подчеркивая свои лучшие стороны. Например: Сделать меня счастливой легко, только дорого; Меня трудно найти, легко потерять и невозможно забыть; Трудно быть скромной, когда Я ЛУЧШАЯ [Voxfree. URL : http://www.voxfiree.narod.ru]; Я милашка, красавица, умница. А ты? [Ibid] и др.

Очень часто подчеркивается исключительность говорящего, его непохожесть, его отношение к привилегированным особам. Например: I’m not like everybody else; БУДУЩИЙ ОЛИГАРХ ВСЕЯ РУСИ [Time. URL : http://205.188.238.109]; БОГ это Я! [VseMayki. URL : http://www.vsemayki.ru]; Все бабы как бабы, одна я - богиня! [Voxfree. URL : http://www.voxfiree.narod.ru] и др.

В своем желании казаться лучше говорящий акцентирует внимание именно на тех аспектах бытия, которых, по его мнению, отличают его от других, потому что он выделяется своими успехами именно в этой сфере. Например, Я хорошая девочка! Делаю то же, что и плохие, только хорошо; Целуюсь лучше, чем готовлю! [Ibid]; Готовлю ВКУСНО, говорю МАЛО, голова НЕ БОЛИТ! [Time. URL : http://205.188.238.109]; Сверхчеловек. Питаюсь шоколадом [Voxfree. URL : http://www.voxfiree.narod.ru] и др.

Часто этому способствует противопоставление плохого и хорошего качеств, где одно затмевает другое (например, Я мертвый, но милыщ Красива, но капризна. ТЕРПИТЕ! [Ibid] и др.), или объяснение (интерпретация) одних качеств через другие (например, Я не легкомысленная. Я доверчивая; Я не подарок! Я сюрприз/; Я не грустный, я - трезвый/; Я не женщина. Я страшная сила природы [Ibid] и др.).

Для формирования концепта «Я» важным является оценивание не только самого говорящего, вводимое через местоимения «я», «меня», «мое», а также глаголы в первом лице, но и через оценивание разных аспектов человеческого существования. Выбирая футболку со слоганом, на котором представлено утверждение, содержащие оценку какого-либо положения вещей, говорящий «подписывается» под ним, присваивает его. Следовательно, косвенно реализует свое «Я». Например: GLAMOUR для дур; [Time. URL : http://205.188.238.109]; Под фанеру не поем; Лениво жить как все! [Voxfree. URL : http://www.voxfiree.narod.ru] и др.

В формировании «Я»-концепта важным признаком также является возраст (например, детские слоганы: УМНАЯ вся в ПАПУ, КРАСИВАЯ вся в МАМУ; Я мамина и папина гордость; Будущий гений [Ibid] и др.) и пол (например, женские: ДА! Я такая! [Time. URL : http://205.188.238.109]; Я девушка творческая: хочу творю, хочу вытворяю [Voxfree. URL : http://www.voxfiree.narod.ru] и др.).

Следует отметить, что гендерный аспект проявляется очень ярко, при этом преобладают женские слоганы. Скорее всего, это связано с желанием рассказать больше о себе, о своих лучших сторонах, выставить себя в благоприятном свете, тем самым привлечь внимание и заранее зарекомендовать себя, «прорекламировать» себя. Например: Я блондинка. И все мужики у моих ног; ЗАЖИГАЛКА [Time] и др.).

Мужские слоганы довольно агрессивны. Говорящий оценивает себя как мужчину через поступки, а не просто констатируют оценки. Например: Бью аккуратно, но сильно; Я реальный пацан. Братва подтвердит; Я не гинеколог. Но могу взглянуть; Я победил анорексию! [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru] и др.

Весь материал исследования свидетельствует о том, что базовым для говорящего является «Я»-концепт, так как он не может производить дискурс, который бы не формировал «Я»-концепт. Однако, через слоганы на одежде он это делает наиболее открыто и ярко. При этом многие из указанных выше примеров дискурса помимо концепта «Я» затрагивают также другие базовые концепты.

2. Концепты ЛЮБОВЬ и СЕКС тесно взаимодействуют, так как относятся к категории ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (физические и моральные). Концепт ЛЮБОВЬ репрезентируется редко, лишь посредством признаний в чувствах через разнообразные (как лексические, так и графические) средства, например: Я У мужа [Time. URL : http://205.188.238.109]; Love is ... kiss [Voxfree. URL : http://www.voxfiree.narod.ru]; и др.

Следует отметить высокую частотность слоганов со словами, фразами и визуальными знаками, актуализирующих концепт СЕКС (например: Люди добрые, сексуально голодаю, помогите, кто чем может! [Time. URL : http://205.188.238.109] и др.). Говорящий через такие слоганы демонстрирует собственное отношение к сексуальным отношениям, готовность к ним и предпочтения. Например, если адресант надевает футболку со слоганом SEX terrorist [Ibid], то он сообщает, что готов заниматься сексом в любых ситуациях и не всегда с согласия партнера. О том, что ему важен сам факт полового сношения вне зависимости от полового партнера, свидетельствует другой слоган: Ложись девка! Большая и маленькая! [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru].

В общем, анализируемые концепты оцениваются положительно. Однако когда они противопоставляются, то только один из них имеет мелиоративную оценку. Рассмотрим пример: Секс не предлагать, Я люблю Сашу! [Ibid], В данном примере говорящий дает концепту ЛЮБОВЬ более высокую оценку, чем концепту СЕКС, так как любовь к некому Саше намного важнее, чем случайные связи, которые ей может предложить адресат.

3. Концепт СЕМЬЯ репрезентируется в слоганах, которые определяют отношение говорящего к браку, отображают представление об идеальной семье, отношения между родственниками, важности верности. Например, Большая семья - это модно; Папа, мама, я -дружная семья!!! [Ibid]; / У тещу [Time. URL : http://205.188.238.109]; Девчонки, отвяжитесь, Я ЖЕНАТ!!!; Дети - цветы жизни! [VseMayki. URL : http://www.vsemayki.ru]; и др.

В исследуемом материале преобладает положительная оценка данного концепта, однако, следует отметить, что встречаются слоганы с отрицательным отношением к браку (например, W.I.F.E. Washing. Ironing. Fucking. Etc. [Time. URL : http://205.188.238.109]; Пристрелите меня. Я женат! [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru] и др.), при этом муж и жена ассоциируются с собственностью, а не с человеком из плоти и крови (например, Территория охраняется ЖЕНОЙ [Time. URL : http://205.188.238.109] и др.). Это происходит в связи с повсеместным отрицанием института брака, распространением гражданского брака, частыми разводами и формирования предубеждения, что жениться нужно только «по залету».

4. Ярко представлены концепты УЧЕБА и СТУДЕНТ. Оценивается как качество обучения и воспитания, так и участники учебного процесса. Например, Солнышко светит, птички поют... На фиг мне нужен ваш ИНСТИТУТ!?; Iwill survive I am a STUDENT I always survive [Ibid]; Был человеком, а стал студентом!; Или учись, или до свидания!; Платные школы -кастовое образование! [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru] и др.

В данной группе преобладает пейоративная оценка образовательного пространства. Учеба ассоциируется с чем-то неприятным, вызывающим желание поскорее от нее «отделаться» (например, Высшее образование - это когда ты, а не тебя [Time. URL : http://205.188.238.109]; и др.), а студенты - бедные, замученные люди без принципов и моральных устоев, готовые на многое ради того, чтобы поскорее перестать учится, так как не любят этого делать (например, Срочно Требуется Уйма Денег Есть Нечего Тчк [Ibid]; Люди добрые, помогите кто чем может. Я СТУДЕНТ!; Продам почку! Нужны деньги! Я студент; Учеба, ты меня не бойся! Я тебя не трону! [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru] и др.). Однако, несмотря на свое бедственное положение, они не унывают, иронично относятся к такому положению вещей и надеются на «авось» (например, Халява приди!; Сессия! Ни пуха тебе, ни пера! [Time. URL : http://205.188.238.109]; и др.).

5. Концепт ЕДА. Современное общество можно назвать обществом гурманов. Появляются разнообразные виды пищи, напитков. Еда занимала и продолжает занимать важное место в жизни любого человека. В слоганах на одежде говорящий либо стремится «пропиарить» именно свое любимое блюдо или напиток (как в примерах: Пельмени наше все!; Водка наше

все [Voxfree. URL http://www.voxfree.narod.ru]; Я У кашу [Time. URL http://205.188.238.109] и др.), либо, наоборот, констатировать неприязнь к нелюбимым блюдам (как в примерах: Молоко - пойло для лохов!; Вареный лук - фу [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru] и др). Встречаются и противопоставленные оценки в одном высказывании (например, Каша фу а канфеты во [VseMayki. URL : http://www.vsemayki.ru] и др.). Следует отметить, что такого типа высказывания направлены не столько на оценку блюд, сколько характеризуют, самого говорящего. Так в примере Работаю за еду (лобстеры, дом перинъон, белуга, хеннеси...) [Ibid] представлен перечень продуктов, которые говорящий считает едой, что, несомненно, не только описывает качественную, т.е. хорошую еду, за которую можно работать, но и свидетельствует о высоких запросах говорящего и его вкусах и предпочтениях.

6. Отдельное внимание следует уделить концепту РОССИЯ, актуализированному в ряде слоганов на одежде. Ироничное отношение к собственной стране, отрицательное отношение к тому, что происходит с ней, также получило свое языковое выражение в слоганах на одежде. При этом часто употребляется грубая брань. Например: Берегу родину. Отдыхаю за границей; Кризис бродит по Европе, а нам на...тъ! Мы вечно в ж...пе [Voxfree. URL : http://www.voxfree.narod.ru]; Russian mafia; DANGER! Russian Tourist! [Time. URL : http://205.188.238.109] и др.

Несомненно, что проанализированные сквозь призму оценочности базовые концепты Я, СЕКС и ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, ЕДА, УЧЕБА и СТУДЕНТ, РОССИЯ, актуализируемые в слоганах на одежде, выявлены с определенной долей условности. Однако, данные, полученные в ходе их анализа, позволяют охарактеризовать наивную картину мира современного человека как чрезвычайно эгоцентричную, так как человека интересует только он сам, его благополучие и взаимодействие с другими людьми. Посредством слоганов на одежде происходит не только формирование и укрепление стереотипов, но и категоризация действительности на основе оценочного принципа, что позволяет говорить о жизненных приоритетах современного человека.

Библиографический список

1. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки [Текст] / Е.М. Вольф. - М. : Едиториал УРСС, 2006. - 280 с.

2. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

3. Кашкина, О.В. Я-концепт сквозь призму самооценочных высказываний [Текст] / О.В. Кашкина // Вестник ВГУ, Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2004. - № 1. - С.47-53.

4. Коатошкина, Г.М. Дискурсивный аспект языковых единиц [Текст] / Г.М.Костюшкина, А.А. Заяц, М.В. Зубец. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 20066. - 549 с.

5. Коатошкина, Г.М. Концептуализация и категоризация в языке [Текст] / Г.М.Костюшкина, Л.Г. Озонова, А.А. Попова.- Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2006а. - 580 с.

6. Матьяш, О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование [Текст] / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование. - Вып. 6. - Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2002. - С.36-47.

7. Михайлов, Н.Н. Теория художественного текста [Текст] / Н.Н. Михайлов. - М. : Академия, 2006. - 224 с.

8. Ситосаноеа, О.В. Семантика и прагматика слов-аргументаторов в бытовом дискурсе [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / О.В.Ситосанова. - Иркутск, 2007. - 158 с.

9. Халатян, А.Б. Жанровая организация предвыборного дискурса [Электронный ресурс] / А.Б. Халатян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2011. - № 2 (9). - С. 177-182. - Режим доступа: www.gramota.net/materials/2/ 2011/2/52.html (дата обращения: 15.12.2011).

10. Хинтикка, Я. Логика в философии - философия логики [Текст] / Я. Хинтикка // Логикоэпистемологические исследования. - М.: Прогресс, 1980. - С.36-67.

11. Time - Cool T-shirts [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://205.188.238.109/time/specials/2007/topl0/article/0,30583,1686204 1686303 1690295,00.html (дата обращения: 15.12.2011).

12. Voxfree - Слоганы, девизы, лозунги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voxfree.narod.ru/slogan/t-shirt.html (дата обращения: 15.12.2011).

13. VseMayki - Интернет магазин прикольных футболок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsemayki.ru/catalog (дата обращения: 15.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.