Научная статья на тему 'Базовые компоненты идеологии классического народничества в России'

Базовые компоненты идеологии классического народничества в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1064
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зеленин Юрий Александрович

Выявляются и исследуются основные компоненты идеологии русского классического народничества. Ими являются: приоритет общенародного согласия и мирного его достижения; синтез свободной личности и справедливого общества, воплощенный в концепции русского народнического социализма; народнический антиэтатизм, выраженный в идеях земской монархии и народо-советия; народнический федерализм и сибирское областничество. Автор делает вывод, что базовые компоненты идеологии русского классического народничества сохраняют свою актуальность и значение и в наше сложное время, как в общероссийском, так и в мировом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basic Components of the Ideology of Classic Narodnik Movement in Russia

In this article the author recognizes and investigates the basic components of the ideology of classic narodnik movement. They are the idea of Semsky Council with its priority of consensus, synthesis of free personality and just society concluded in the concept of Russian narodnik socialism, narodnik antiethatism expressed in the ideas of semsky monarchy and folk council, narodnik federalism. The author concludes that the basic components of the ideology of classic narodnik movement preserve current importance in our diffcult time as in Russia as in the rest of the world.

Текст научной работы на тему «Базовые компоненты идеологии классического народничества в России»

Ю.А. Зеленин

Базовые компоненты идеологии классического народничества в России

В прошлом для марксистской общественной историографии было характерно догматизированное представление о русском народничестве как преимущественно мелкобуржуазной идеологии и политическом движении. Но в последние годы начинает утверждаться концептуально новая точка зрения на классическое народничество, согласно которой это широкое и влиятельное культурное явление общенационального масштаба [1]. Феномен народничества не вмещается в рамки стереотипного понимания идеологии только как системы взглядов и идей, отражающих коренные интересы исторически конкретного социального слоя или класса. Русское народничество всегда позиционировало себя как общенародное мировоззрение и оставило глубокий след в общественной жизни и культуре не только России и ближнего зарубежья, но и мира в целом.

Естественно, что и политическая идеология как важная часть народнического мировоззрения выходит за классовые рамки. Так, если либерализм и даже марксизм, согласно Т.И. Ойзерману [2], не только суть идеологии исторически определенных классов буржуазии и пролетариата, но и провозглашение и теоретическое обоснование общечеловеческих демократических и гуманистических ценностей, то это в полной мере относится и к народничеству. Если таким общечеловеческим императивом для либерализма является свобода, то у народничества это синтез индивидуальной свободы, социальной справедливости и ненасильственного преобразования мира политики.

Сущность народнического дискурса состоит как раз в его диалогичности, преодолении отчуждения (между личностью и обществом, интеллигенцией и народом) и стремлении к синтезу тех национальных ценностей, которые в иных идеологиях (марксизм, либерализм) оказываются несоединимыми, например, личность и общество, свобода и справедливость. Именно эти особенности народнического дискурса позволяют приверженцам наднациональных идеологий: марксизма и либерализма обвинить народничество в противоречивости и синкретичности.

Народничество - это стремление к минимизации крайностей славянофильства, ведущих к культурной самоизоляции, крайностей западничества, могущих стать причиной растворения собственной культурной идентичности в западноевропейской, крайностей социализма, доходящих до казарменного коммунизма, крайностей либерализма, ведущих к социально-эко-

номической «антропофагии», осуществляемой якобы во имя свободы.

Поэтому народнический дискурс сближает многих так называемых хрестоматийных западников (К.Д. Кавелин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский) и славянофилов (И.С. и К.С. Аксаковы), а также «почвенников» (Ф.М. Достоевский) и собственно народников (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский).

При этом необходимо учитывать их порой различное понимание общественного смысла и оценку тех ценностей, которые надлежит синтезировать ради национальной консолидации.

Лейтмотивом народнической идеологии является стремление предельно сократить и оптимизировать полномочия государственной власти и минимизировать принуждение со стороны государства в отношении общества во всех его проявлениях. Из этого неприятия народничеством произвола и насилия со стороны действующих государственных институтов логически вытекают его антиэтатизм, федерализм и социализм. Безусловно отвергая принцип авторитаризма, принуждения и насилия как основы организации общества, народники расходились только в вопросе моральной недопустимости насильственных методов борьбы и самозащиты.

Идея созыва Земского собора (Учредительного собрания) всегда была приоритетной для русского классического народничества по отношению к тем или иным формам преобразования социально-политического строя в России. Приоритет признавался даже рьяными сторонниками террористических методов, что видно из обращения Исполнительного комитета русской социально-революционной партии «Народная воля» к американскому народу, в котором осуждалось политическое убийство президента Дж. Гарфилда в 1881 г.: «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей (выделено мною. -Ю.З.) - в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своею задачею» [3, с. 50].

Г осударственнический авторитаризм П.Н. Ткачева и, тем более, политический аморализм и экстремизм С.Г. Нечаева были чужды большинству народников, считавших, что любую цель, даже хорошую, обесценят чудовищные средства. Народники безоговорочно

отвергали объективную неминуемость насилия как средства, как «повивальной бабки истории». Социальная революция в понимании народников никогда не отождествлялась с насильственным переворотом, полагавшимся возможным и крайне нежелательным ее следствием.

В массовом сознании российского общества прочно закрепился миф о народниках как преимущественно террористах. Основным источником этого мифа послужила сталинская интерпретация истории народничества. Этот миф жив не только в массовом сознании, но и в научном сообществе. Террор безусловно отвергался родоначальниками классического народничества в лице М.А. Бакунина и А.И. Герцена. Другие видные народники - Н.А. Морозов, П.А. Кропоткин, Л.А. Тихомиров, признавая первоначально определенное значение террора как метода политической борьбы и прежде всего самозащиты, позднее пришли к его критике.

Наиболее же последовательно отрицание насилия как способа регулирования и устранения социальных противоречий, как метода борьбы и как способа социальной самозащиты в совокупности в народничестве воплотилось в религиозном анархизме и политическом непротивлении злу насилием Л.Н. Толстого.

А.И. Герцен предпринял попытку секуляризированного обоснования своей авторской версии философии ненасилия: «Вы находите, например, непоследовательным, что человек, не верующий в будущую жизнь, вступается за настоящую жизнь ближнего. А мне кажется, что только он и может дорожить временной жизнью своей и чужой; он знает, что лучше этой жизни для существующего человека ничего не будет, и сочувствует каждому в его самохранении...» [4, с. 419]. К концу жизни он окончательно пришел к выводу, что проповедь и убеждение являются наилучшими средствами коренного изменения самих основ жизни современного гражданского общества.

В целом же народники, не отрицая роли борьбы, не признавали ее основным как биологическим, так и социальным (в том числе и экономическим) регулятором. Это относится и к классовой борьбе. Они были противниками социал-дарвинизма. Если религиозные народники главным регулятором мира, как животного, так и социального, считали любовь, идущую от Бога, то атеистическое народничество (в особенности Л.И. Мечников и П.А. Кропоткин) отдавало приоритет закону взаимопомощи (солидарности, кооперации) перед законом борьбы.

Русский социализм как важный компонент идеологии народничества и как национальная разновидность европейского социализма, разумеется, не избежал идейного влияния западноевропейской мысли, хотя на его генезис и эволюцию решающее воздействие оказали все же иные факторы.

Основными предпосылками для разработки народнического варианта социализма явились культурноисторические особенности России с ее православнохристианскими и общинными традициями, а также осознание частью русской интеллигенции необходимости преобразования существующего социальнополитического строя России на базе традиционных национальных ценностей. Частичное политическое и экономическое превосходство западноевропейских стран они признавали, но отвергали только идею универсальности их пути развития. В социальном и экономическом отношении эта критика Запада выразилась в отрицании буржуазно-капиталистического пути развития с его «язвой пролетариатства».

Русский народнический социализм, изначально развиваясь в двух формах - светской и религиозной, получил прежде всего этическое теоретическое обоснование. Но если светский социализм ищет корни нравственности, добра и социальной правды в Природе, то религиозный социализм источником высших ценностей считает Бога. Естественно, что как светский, так и религиозный варианты социализма могут быть и ненародническими. В первом случае это например, марксистский социализм с его апологетикой классовой борьбы и этатизма. Во втором случае это «христианский» социализм позднего К.Н. Леонтьева, который тоже обладал ярко выраженным этатистским характером и должен был создать, по его мнению, уже новое социальное неравенство.

Основными концепциями светского народнического социализма являются «русский социализм» А.И. Герцена и «самоуправленческий», земский социализм М.А. Бакунина. А.И. Герцен под русским социализмом понимал «социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного надела и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука» [4, с. 193].

А.И. Герцен подчеркивал, что его русский социализм не является сугубо аграрным: «“Колокол” был и будет, прежде всего, органом русского социализма и его развития, - социализма аграрного и артельного, сельского и городского, государственного и областного» [5, с. 193]. И все-таки ставил акцент на общинном владении землей; он считал его главным экономическим фактором, благодаря которому социализм в России станет реальностью раньше, чем в Западной Европе.

М.А. Бакунин в основу своей концепции положил идею свободного и всестороннего развития местного народного самоуправления. Он считал, что идея земского социализма могла реализоваться либо добровольной самореорганизацией централизованного имперского строя в земскую федерацию, либо при-

нудительным социальным переворотом «снизу». Для М.А. Бакунина характерен безусловный приоритет социальности над государственностью.

Идею религиозного народнического социализма, начиная с М.А. Фонвизина, развивали в XIX в. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Так, еще М.А. Фонвизин, которого с полным правом можно считать прямым предшественником народничества, пишет в 1849 г. статью «О коммунизме и социализме» и в ней утверждает, что в современном ему европейском социализме есть социальная правда и ей в синтезе с христианством принадлежит будущее. Но само утверждение идеалов социализма должно носить, по М.А. Фонвизину, ненасильственный характер. Мыслитель настаивал на необходимости сохранения сложившегося общинного землевладения в России. Как и А.И. Герцен, он считал, что благодаря этому фактору социализм в России, при условии ликвидации крепостнического самодержавия, упрочится раньше и безболезненней, чем в Европе.

Ф.М. Достоевский также развивал религиозную концепцию православного народнического социализма. Он критиковал политический (атеистический) социализм и видел его корни в западном католичестве. Ф.М. Достоевский верил, что русский народ, несмотря на все выпавшие на его долю невзгоды и совершенные им ошибки, сумеет, в конце концов, создать общество великой гармонии и братского согласия, что восторжествует «социализм народа русского». В общинном строе, существующем в русской деревне, он видел смысл и надежду, чего, по его мнению, западные идеалы дать не могут.

Христианский социализм Л.Н. Толстого не опирается на традиционные вероисповедания, и католицизм, и православие, и протестантизм для него -это отступления от истинного христианства, т.е. все они суть лжеучения. Л.Н. Толстой критиковал те социалистические учения, в которых прослеживались доктринерский, насильственный характер, возвеличивание материальной сферы общества за счет духовности. Он был сторонником «социализации», т.е. обобществления земли. Социализм Л.Н. Толстого в большей степени, чем у остальных народников, носит аграрный, крестьянский характер. Он считал сельскохозяйственный труд самым естественным для русского человека.

Для идеологов народничества характерно неприятие этатизма, рассматривающего государство как высший результат и цель общественного развития. Н.А. Бердяев в «Русской идее» отмечал, что «анархический элемент был во всем русском народничестве» [6, с. 144]. Современный исследователь народничества

В.Ф. Антонов [7] характеризует виднейших идеологов народничества (М.А. Бакунина, А.И. Герцена,

Н.Г. Чернышевского) как анархистов-федералистов. Русских народников можно считать анархистами, если

под анархией понимать общество, порядок в котором основан на взаимопонимании и взаимопомощи, а не на насилии. Они отрицали не столько власть, сколько произвол и принуждение, т.е. ее отсутствие.

М.А. Бакунин тоже признает необходимость власти, но не верховной, полицейской, диктаторской, а власти, которая «.основывается на коллективе и становится откровенным выражением свободы каждого, истинным и верным воплощением воли всех. При этом каждый повинуется только потому, что тот, кто руководит им в данный момент, приказывает ему то, чего он и сам хочет» [8, с. 194].

Поэтому русских народников правильнее называть не анархистами, а, используя термин А.Ф. Замалеева, «пан-архистами», т.е., они были сторонниками всевластия народа.

Из понимания власти вытекает и понимание народниками демократии. Все народники, отмечая отдельные положительные стороны, критиковали западноевропейскую форму демократии с ее парламентской, партийной и избирательной системами. Они не считали эту форму демократии мировым эталоном и общечеловеческой ценностью.

Так, С.М. Кравчинский утверждал, что издревле мир с его самоуправлением в России был моделью верховной власти. Вертикаль власти строилась снизу вверх: «Верховная власть принадлежала всей массе народа, и где бы, когда бы он ни собирался, его воля была законом» [9, с. 15]. Он подчеркивал, что в славянской вечевой форме демократии всегда отсутствовала какая-либо система голосования, вытекавшая из принципа подчинения меньшинства решению большинства. В ее основе лежали принципы единогласного решения и уважения к правам меньшинства.

В народническом понимании демократия и монархия могут быть не антагонистичны. «Анархистскими монархистами» (термин Н.А. Бердяева), в отличие от приверженцев абсолютистского монархизма, были К.С. Аксаков, А.И. Герцен, М.А. Бакунин, П.Н. Огарев, Ф.М. Достоевский и др. Источником власти для них всех являлся народ, а не Бог. Поэтому земский царь должен всенародно избираться. Земский царь, как и староста, лишь первый среди равных. Как староста зависит от общинной воли сельского или городского мира, так и земский царь должен зависеть от всенародной воли Земского собрания.

Земская монархия как идеал отечественной государственности имеет в народнической мысли двоякое понимание. Согласно первой точке зрения (Н.П. Огарев), земство и земский царь не имеют ничего общего собственно с государством, являющимся прежде всего западноевропейским институтом. Согласно второй точке зрения (К.С. Аксаков), земская монархия - это наилучшая для России форма государственной власти, она хотя и зло, но зло меньшее.

В народническом понимании равноценны два типа национальной государственности: земская монархия

и земская республика. Причем они могут не противоречить друг другу, быть тождественными.

А.П. Щапов в своей концепции земского народо-советия, отдавая должное принципам народоправства, допускал, тем не менее, вероятность их реализации в сочетании с монархизмом. Возможный будущий дуалистический строй он называл «народосоветием пред царем».

Последним из компонентов классического народничества является федерализм. По сравнению с теоретиками ортодоксального марксизма, тяготевшими не к федералистской, а к централистской модели государства, большинство народников рассматривали федерацию как идеал государственности. Но одни из них (П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев) выступали за установление в России сначала диктатуры победившей партии (только для П.Л. Лаврова это партия народа, для П.Н. Ткачева - партия заговор-щиков-интеллигентов), из «центра» декретирующей социализм, другие (М.А. Бакунин, А.И. Герцен,

Н.Г. Чернышевский, А.П. Щапов) считали, что федерация и самоуправление представляют собой не только отдаленный во времени идеал, но и необходимое средство приближения к нему.

Федерация в народничестве - это форма самоорганизации гражданского сообщества, строящаяся спонтанно «снизу вверх» и от «периферии к центру», начиная от свободных индивидов, объединенных в общины (коммуны), продолжая промежуточными стадиями (от волости к округу, от округа к области) и заканчивая Всероссийской федерацией у Н.Г. Чернышевского, Славянской федерацией у А.И. Герцена и Соединенными Штатами Мира («интернациональная конфедерация») у М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.

Основополагающим в идеологии классического народничества является синтез политической свободы и социальной справедливости, т.е. демократическое федеративное устройство должно быть дополнено социализмом. Говоря современным языком, государство должно быть не только правовым и демократическим, но и социальным. У А.И. Г ерцена и Н.П. Огарева этот синтез выражался в лозунге «Земля и Воля».

Ошибочно мнение, согласно которому принцип федерализма, признавая право наций на самоопределение, неминуемо ведет к сепаратизму и тем самым разрушает любое единство. Отсюда и традиция характеризовать две различные формы государства как федеративную (от лат. /гоёш - договор, союз) и унитарную (от лат. ипПав - единство). Народники-федералисты считали, что единство не есть самоцель, достигаемая любыми средствами, и признавали, вслед за М.А. Бакуниным, лишь то единство, «.которое свободно образуется через федерацию автономных частей в одно целое, с тем чтобы это последнее, не будучи больше отрицанием частных прав и интересов,

кладбищем, где насильственно хоронят всякое местное процветание, стало, напротив, подтверждением и источником всякой автономии и процветания» [8, с. 21]. Народники, таким образом, являются прямыми предшественниками альтернативного глобализма.

Будучи последовательными демократами-интерна-ционалистами, народники выступали за федеративное устройство России и всего мира в целом, за целостность и единство, растущее снизу вверх и основанное на учете интересов всех частей, за сохранение регионального, национального, культурного многообразия всех субъектов (именно субъектов, а не только управляемых объектов), входящих в федерацию. Главный же критерий, согласно духу народничества, отличающий мнимую федерацию от подлинной, - это высокая степень свободы, духовного и интеллектуального развития, экономическое процветание каждого отдельного человека, живущего в ней.

Таким образом, базовыми компонентами «русской», интегральной идеологии народничества, на наш взгляд, являются:

1. Приоритетность общенародного согласия и по преимуществу мирных средств его достижения перед классовой борьбой, узкогрупповыми интересами и насильственными методами. Принцип компромиссного взаимного примирения и согласия наиболее полно проявился в идеях Земского собора (Учредительного собрания) и «непротивления злу насилием» (Л.Н. Толстой).

2. Синтез принципов свободы личности и социальной справедливости (равенства стартовых возможностей для каждого индивидуума), воплощенный в концепции «русского социализма» (М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Л.А. Тихомиров, Ф.М. Достоевский и др.).

3. Стремление к такой национальной государственности, в которой права и свобода меньшинства, а также большинства не приводят к единоличной или групповой тирании как над большинством, так и над меньшинством, а основой формирующейся нации и целью политики является добровольное ассоциирование свободных творческих личностей. Именно такое стремление ярко выразилось в народническом антиэтатизме - в концепциях «народосоветия» А.П. Щапова, «земской монархии» М.А. Бакунина и Н.П. Огарева, «народной монархии» Л.А. Тихомирова, «земской республики» А.И. Герцена.

4. Добровольное союзное объединение самоуправляющихся местных общин, областей и народов в органичном сочетании с исторической целостностью России наиболее полно выражено в народническом федерализме, региональной разновидностью которого, к примеру, является сибирское областничество.

Библиографический список

1. Жукоцкий, В.Д. Народничество русской интеллигенции и культуры / В.Д. Жукоцкий, Ф.П. Фурман // Философия и общество. - 2004. - №3.

2. Ойзерман, Т.И. Является ли либерализм только идеологией? / Т.И. Ойзерман // Социальные исследования. - 2003. - №3.

3. Обращение Исполнительного комитета к американскому народу // Литература партии «Народная воля». - М., 1930.

4. Герцен, А.И. Сочинения : в 2 т. / А.И. Герцен. - М., 1985. - Т. 2.

5. Герцен, А.И. Собрание сочинений : в 30 т. / А.И. Герцен. - М., 1959. - Т. 19.

6. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - Харьков, 2000.

7. Антонов, В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности / В.Ф. Антонов // Вопросы истории. - 1991. - №1.

8. Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика / М.А. Бакунин. - М., 1989.

9. Степняк-Кравчинский, С.М. Сочинения : в 2 т. /

С.М. Степняк-Кравчинский. - М., 1987. - Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.