Наталья ПОНАРИНА
БАЗОВЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена изучению новой концепции глобализации в условиях влияния на нее мировых процессов. Анализируется единство взглядов по поводу базовых идей концепции глобализации в современных условиях.
The article deals with a new concept of globalization in conditions of influence of world processes. The unity of opinions on the basic ideas of globalization concept in modern conditions is analyzed.
Ключевые слова:
дефиниции, детерриториапизация и взаимосвязанность, гомогенность, социальное пространство, скорость социальной деятельности; definitions, deterritorialization and coherence, homogeneity, social space, speed of social activity.
ПОНАРИНА
Наталья
Николаевна —
зав. учебной частью
Армавирского
института
социального
образования
(филиал Российского
государственного
социального
университета)
Еще в середине 80-х гг. прошлого века социологи стали активно работать над концепцией глобализации. В частности, они утверждают, что глобализацию невозможно четко определить, ибо «понятие глобализации описывает процессы, представляющиеся самопроизвольными, стихийными и беспорядочными»1. Немецкие исследователи Ю. Остерхаммель и Н. Петерсон показывают некоторые методологические сложности точного определения глобализации, делая акцент на таких непременных факторах глобализации, как «большая роль экспансии, концентрации и ускорения международных отношений»2. Говоря об определениях глобализации, они отмечают, что дефиниции часто содержат различные диагнозы нашей эпохи. Почти всегда там содержатся вопросы о том, означает ли глобализация отмирание национального государства и приведет ли она мир к культурной гомогенности или придаст новые смыслы концептам пространства и времени. В интерпретациях глобализации важно учитывать ценностные установки исследователей — как ее сторонников, так и противников.
В современной социальной теории по-прежнему существуют расхождения в мнениях относительно истинной природы сил, ставших причиной глобализации. Дэвид Харви взял за основу марксистскую теорию глобализации, тогда как другие (Гидденс, Хельд, Макгру, Гольдблатт, Перратон) ставят под сомнение необходимость делать акцент исключительно на экономических факторах, как это делал Маркс. Однако похоже, что по поводу базовых идей концепции глобализации появляется единство взглядов.
Во-первых, современные аналитики связывают глобализацию с детерриториализацией. Они считают, что наблюдается все большее разнообразие социальной деятельности, независимо от географического расположения участников. Как замечает Ян Аарт Схольте, «события мирового масштаба могут — благодаря телекоммуникации, компьютерам, аудиовизуальным средствам массовой информации и т.д. — происходить почти одновременно в любом месте планеты»3. Глобализация означает увеличение возможностей для взаимодействия между людьми в ситуациях, когда географическое положение не имеет значения для социальной деятельности.
1 Бауман З. Индивидуализированное общество. — М., 2002, с. 37—38.
2 Osterhammel J., Petersson N. P. Globalization: A Short History. — Princeton, NJ : Princeton University Press, 2005, p. 5.
3 Scholte J. Globalization: A Critical Introduction. — N.Y., 2000, p. 45.
Территория в традиционном смысле географически идентифицируемого места больше не является совокупностью «социального пространства», в котором осуществляется человеческая деятельность. В этом первоначальном значения термина глобализация означает распространение новых форм нетерриториальной социальной деятельности.
Во-вторых, в последних теориях глобализация связывается с ростом социальной взаимосвязанности через существующие географические и политические границы. С этой точки зрения детерриториа-лизация является важнейшей стороной глобализации. Однако уделять ей исключительное внимание было бы ошибочным. Поскольку значительная часть человеческой деятельности все еще связана с конкретным географическим местом, более значимый аспект глобализации состоит в том, как события, происходящие в отдаленных местах, воздействуют на деятельность на местном и региональном уровнях1. Например, оцифрованная книга может рассматриваться как образец детер-риториализованного социального пространства, поскольку она позволяет обмениваться идеями в киберпространстве.
В-третьих, говоря о глобализации, мы должны иметь в виду также скорость соци-альнойдеятельности.Детерриториализация и взаимосвязанность вначале кажутся пространственными по своему характеру. Однако легко увидеть, что эти пространственные сдвиги непосредственно связаны с ускорением важнейших форм социальной деятельности.
Сжатие пространства предполагает скоростные технологии; изменения в нашем восприятии территории зависят от сопутствующих изменений в темпоральности человеческих действий. Однако скоростная технология — это лишь верхушка айсберга. Объединение и расширение социальной деятельности за пределы границ обусловлено возможностью относительно быстрых потоков движения людей, информации, капитала и товаров.
В-четвертых, хотя аналитики расходятся во мнениях относительно причин глобализации, многие соглашаются, что глобализацию следует понимать как относительно долгосрочный процесс. Триаду
1 Tomlinson J. Globalization and Culture. — Cambridge, 1999, p. 9.
детерриториализации, взаимосвязанности и социального ускорения едва ли следует рассматривать как внезапное или недавно возникшее явление в современной социальной жизни.
В-пятых, глобализацию следуют понимать как многосторонний процесс, поскольку детерриториализация, социальные взаимосвязи и ускорение проявляются во многих различных сферах социальной деятельности (экономической, политической и культурной). Каждое проявление глобализации порождает свои конфликты и проблемы. Например, есть множество свидетельств того, что международные обмены, а также появление транснациональных форм производства, при которых один и тот же продукт изготавливается одновременно в самых отдаленных уголках мира, приобретают все большие мас-штабы2. Скоростные технологии и методы организации используются транснациональными компаниями, так называемыми «глобальными игроками», с высокой эффективностью.
В политической жизни глобализация принимает иную форму, хотя общие тенденции к детерриториализации, международной взаимосвязанности и ускорению социальной деятельности имеют и здесь фундаментальное значение. Политологи обычно рассматривают тенденцию к созданию амбициозных форм наднациональной организации (Европейский союз, например, или Североамериканская ассоциация свободной торговли) как важные недавние проявления политической глобализации. Однако количественный рост наднациональных организаций сулит не меньшее число конфликтов, чем экономическая глобализация. Критики утверждают, что местные, региональные и национальные формы самоуправления быстро заменяются недостаточно демократическими формами глобального управления, далекого от нужд рядовых граждан, тогда как сторонники глобализации считают новые формы наднациональных юридических и политических решений необходимыми предвестниками более прогрессивных форм самоуправления.
2 Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая индустриальная волна на Западе : антология. — М., 1999.