Научная статья на тему 'БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ РЕЧЕВОГО ЖАНРА ВЕБИНАРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ РЕЧЕВОГО ЖАНРА ВЕБИНАРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЖАНР ВЕБИНАРА / БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ВЕБИНАРА / ВАРИАТИВНОСТЬ ВЕБИНАРА / КОММУНИКАТИВНАЯ ЦЕЛЬ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ / РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крылова М.Н.

Исследование посвящено анализу речевого жанра вебинара, относящегося к образовательной сфере - сфере обучения детей и взрослых. Актуальность исследования обусловлена отсутствием как таковых жанровых исследований вебинаров, проводимых с образовательными целями. Жанр вебинара является высоко востребованным в настоящий момент речевым жанром, сформированным на основе жанра семинара с учётом его использования в интернет-пространстве. Задачами исследования стало выявление базовых и вариативных жанровых черт образовательного вебинара с точки зрения его коммуникативной цели, адресанта и адресата, образа прошлого и образа будущего, диктумного (событийного) содержания, языкового воплощения. В результате построена базовая модель речевого жанра вебинара и отмечена вариативность данной модели. В состав базовой модели включены также используемые в данном речевой жанре речевые стратегии и тактики; выявлена их потенциальная вариативность. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе жанровых особенностей вебинара в прагмалингвистическом аспекте. Данный аспект предполагает анализ речевого жанра в совокупности содержания коммуникации, её целей и задач, социальных ролей коммуникантов, их речевых ожиданий и того, как эти ожидания реализуются в процессе общения. Отмечается, что практически каждый элемент структуры вебинара допускает значительную вариативность, что свидетельствует о постоянном развитии данного жанра, продолжении процесса его становления в современном русском языке. В наименьшей степени вариативны такие элементы модели речевого жанра вебинара, как образ прошлого и образ будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC MODEL AND VARIABILITY OF EDUCATIONAL WEBINAR AS A SPEECH GENRE

The study is devoted to the analysis of the speech genre of the webinar related to the educational field - the field of teaching children and adults. The relevance of the study is due to the lack of genre studies of webinars as such, conducted for educational purposes. The webinar genre is currently a highly demanded speech genre, formed on the basis of the seminar genre, taking into account its use in the Internet space. The objectives of the study were to identify the basic and variable genre features of an educational webinar in terms of its communicative goal, addresser and addressee, the image of the past and the image of the future, dictum (event) content, linguistic embodiment. As a result, a basic model of the speech genre of the webinar was built and the variability of this model was noted. The basic model also includes speech strategies and tactics used in this speech genre; their potential variability is revealed. The scientific novelty of the study lies in a comprehensive analysis of the genre features of the webinar in accordance with the questionnaire of the speech genre, focused on the analysis of the speech genre in the pragmalinguistic aspect. This aspect involves the analysis of the speech genre body of content, their goals and objectives, the social roles of the communicants, their speech expectations and the way they are implemented in the process of communication. It is noted that almost every element of the webinar structure allows for significant variability, which indicates the constant development of this genre, the continuation of the process of its formation. The least variable elements of the webinar speech genre model are the image of the past and the image of the future.

Текст научной работы на тему «БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ РЕЧЕВОГО ЖАНРА ВЕБИНАРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

À ~T_ "^тг ТГ1Г Тематический вь^^пу^скс Ц" Ц^ "WX "W"

All |Т| л|| Il ЖАНРЫ РЕЧИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ■ I IJ Г) IJ I

АИФ&ИЛ Lli &i L

Оригинальная статья УДК 821.161.1

DOI: 10.29025/2079-6021-2022-3-196-207

Тематический выпуск ЖАНРЫ РЕЧИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Thematic issue SPEECH GENRES: HISTORICAL DYNAMICS AND MODERN TRANSFORMATIONS

http://philjournal.ru 2022 No 3 196-207

Базовая модель и вариативность речевого жанра вебинара образовательной направленности

М.Н. Крылова

Азово-Черноморский инженерный институт -филиал Донского государственного аграрного университета,

347740, Российская Федерация, Ростовская обл., Зерноград, ул. Ленина, 21; ORCID ID: 0000-0003-0231-4778; Web of Science Researcher ID: Q-3206-2016

Резюме: Исследование посвящено анализу речевого жанра вебинара, относящегося к образовательной сфере - сфере обучения детей и взрослых. Актуальность исследования обусловлена отсутствием как таковых жанровых исследований вебинаров, проводимых с образовательными целями. Жанр ве-бинара является высоко востребованным в настоящий момент речевым жанром, сформированным на основе жанра семинара с учётом его использования в интернет-пространстве. Задачами исследования стало выявление базовых и вариативных жанровых черт образовательного вебинара с точки зрения его коммуникативной цели, адресанта и адресата, образа прошлого и образа будущего, диктумного (событийного) содержания, языкового воплощения. В результате построена базовая модель речевого жанра вебинара и отмечена вариативность данной модели. В состав базовой модели включены также используемые в данном речевой жанре речевые стратегии и тактики; выявлена их потенциальная вариативность. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе жанровых особенностей вебинара в прагмалингвистическом аспекте. Данный аспект предполагает анализ речевого жанра в совокупности содержания коммуникации, её целей и задач, социальных ролей коммуникантов, их речевых ожиданий и того, как эти ожидания реализуются в процессе общения. Отмечается, что практически каждый элемент структуры вебинара допускает значительную вариативность, что свидетельствует о постоянном развитии данного жанра, продолжении процесса его становления в современном русском языке. В наименьшей степени вариативны такие элементы модели речевого жанра вебинара, как образ прошлого и образ будущего.

Ключевые слова: речевой жанр вебинара, базовая модель вебинара, вариативность вебинара, коммуникативная цель, адресант, адресат, речевые стратегии и тактики.

Для цитирования: Крылова М.Н. Базовая модель и вариативность речевого жанра вебинара образовательной направленности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 196-207.

* ©KptmoBa M.H., 2022.

[gv Q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License K^^KEI^H https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2022-3-196-207

The Basic Model and Variability of Educational Webinar as a Speech Genre

Maria N. Krylova

Azov-Black Sea Engineering Institute - a branch Don State Agrarian University 21 Lenin Str., Zernograd, Rostov region, Russian Federation, 347740;

ORCID ID: 0000-0003-0231-4778; Web of Science Researcher ID: Q-3206-2016

Abstract: The study is devoted to the analysis of the speech genre of the webinar related to the educational field - the field of teaching children and adults. The relevance of the study is due to the lack of genre studies of webinars as such, conducted for educational purposes. The webinar genre is currently a highly demanded speech genre, formed on the basis of the seminar genre, taking into account its use in the Internet space. The objectives of the study were to identify the basic and variable genre features of an educational webinar in terms of its communicative goal, addresser and addressee, the image of the past and the image of the future, dictum (event) content, linguistic embodiment. As a result, a basic model of the speech genre of the webinar was built and the variability of this model was noted. The basic model also includes speech strategies and tactics used in this speech genre; their potential variability is revealed. The scientific novelty of the study lies in a comprehensive analysis of the genre features of the webinar in accordance with the questionnaire of the speech genre, focused on the analysis of the speech genre in the pragmalinguistic aspect. This aspect involves the analysis of the speech genre body of content, their goals and objectives, the social roles of the communicants, their speech expectations and the way they are implemented in the process of communication. It is noted that almost every element of the webinar structure allows for significant variability, which indicates the constant development of this genre, the continuation of the process of its formation. The least variable elements of the webinar speech genre model are the image of the past and the image of the future.

Keywords: webinar speech genre, webinar basic model, webinar variability, communicative goal, addresser, addressee, speech strategies and tactics.

For citation: Krylova M.N. The Basic Model and Variability of Educational Webinar as a Speech Genre. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 3, pp. 196-207 (In Russ.).

Введение

Жанровая система современного русского языка на данном этапе его развития активно пополняется, причём в основном за счёт жанров интернет-дискурса, являющегося одним из наиболее актуальных типов дискурса в современном русском языке. Особенности интернет-дискурса во многом зависят от того, в какой сфере производится интернет-коммуникация и каков речевой жанр (РЖ) сообщения. Речевые жанры интернет-дискурса могут быть как полностью новыми, так и сформированными на основе привычных жанров с учётом интернет-функционирования. Вебинар как «семинар, проводящийся в режиме телеконференции посредством веб-технологий» [1], относится к РЖ последнего типа, поскольку он образован на основе стандартного жанра семинара; это одновременно и семинар, и совершенно новый речевой жанр, развитие которого стимулируется инновационными техническими возможностями интернет-пространства, учитывающий функциональные возможности цифровой среды [2]. Вебинары могут использоваться в различных сферах, например, в сфере тренингов и продаж, но наибольшее распространение они получили в образовательной интернет-сфере, где их использование активизировалось в связи со всё ещё продолжающейся пандемией COVID-19.

Интернет-коммуникация образовательного характера оперирует собственным составом РЖ. Анализ жанров образовательного интернет-дискурса, в том числе вебинара, поможет более внимательно взглянуть на модели РЖ, актуальные в современном интернет-пространстве. При этом необходимо учитывать, что РЖ вебинара каждый раз обладает целым комплексом особенностей, зависящих от темы

вебинара, его адресанта (ведущего), образовательной площадки, к которой он относится, даже от технологических характеристик программы, использованной при его подготовке, и интернет-площадки, на которой расположена его запись после завершения вебинара. Особенности вебинара могут быть классифицированы как стандартные (формирующие базовую модель) и нестандартные (обусловливающие вариативность базовой модели).

Цель статьи

Целью настоящего исследования стало выявление особенностей образовательного вебинара, составляющих базовую модель данного жанра, и вариативных черт, выходящих за рамки базовой модели.

Обзор литературы

В поле внимания исследователей попадают различные жанры образовательного интернет-дискурса. Интернет-лекцию как особый жанр рассматривает А.И. Матяшевская, обращая при этом внимание на такие условия успешности жанра, как прогнозирование лектором особенностей слушателей, применение приёмов взаимодействия с аудиторией, а также «способность оратора вызвать интерес у массового молодежного адресата» [3: 238]. Образовательный вебинар чаще всего подвергается анализу с точки зрения методики его проведения, как педагогическая технология [4] или форма организации учебного процесса в высшей школе [5], как интерактивный учебный элемент в электронном обучении [6]. Признаётся, что жанр вебинара стал более востребованным в условиях дистанционного образования, в том числе в период пандемии 2020-2022 гг. [7]; он позволяет обеспечивать дистанционному обучению разнообразие форм [8]. В жанровом аспекте анализируется модель вебинара, посвящённого продажам [9], а также жанровые особенности англоязычных обучающих вебинаров [10]. Исследования жанровой природы русскоязычного образовательного вебинара пока малочисленны. Учёные выявляют способность вебинар обеспечивать синтез исследований [11], их эквивалентность традиционным формам обучения и в то же время большую образовательную ценность [12].

С точки зрения жанровых особенностей образовательного вебинара важно затронуть вопрос о речевых стратегиях и тактиках, которые применяются в ходе реализации данного речевого жанра. Т. ван Дейк характеризует речевую стратегию как когнитивный план, представляющий собой «общую организацию некоторой последовательности действий» и включающий «цель или цели взаимодействия» [13: 272]. Речевая стратегия и тактика соотносятся как план адресата по достижению коммуникативной цели в общении и конкретный ход в осуществлении этого плана. Как отмечает Н.И. Формановская, «владение стратегиями и тактиками входит в прагматическую компетенцию говорящего» [14: 58]. Речевые стратегии и тактики жанра ещё ждут своего освещения в лингвистике.

Все жанровые особенности образовательного вебинара должны быть рассмотрены как его целостная модель, что позволит выявить черты, являющиеся для данной жанровой модели вариативными.

Методы исследования

Исследование проводилось с помощью метода стилистического анализа, описательного и сопоставительного метода. Использовались также метод сплошной выборки и метод формализации результатов (при составлении схем). Основным подходом стал комплексный, с помощью которого все жанровые особенности образовательного вебинара рассматривались в комплексе, в тесной связи. Материалом для исследования стали видеозаписи образовательных вебинаров, расположенные в сети интернет в свободном доступе. Было проанализировано 50 вебинаров, общая продолжительность которых составила более 58 ч.

Результаты и дискуссия

Анализ жанровых особенностей образовательного вебинара, выделение тех из них, которые можно назвать базовыми и вариативными, мы проводили, опираясь на модель речевого жанра (анкету) Т.В. Шмелевой [15].

Коммуникативная цель вебинара, которая принадлежит к «прагматическому представлению высказывания» [16: 175], согласно базовой модели, предполагает обучение, донесение до адресатов важной для них образовательной информации. Вариативность данной модели может состоять в том, что дополнительной (явной или скрытой) целью становится проводимая автором реклама (себя как специалиста, своего учебного пособия, своей компании, образовательной организации и т. п.). В современных условиях, когда коммерческая составляющая играет в нашей жизни значительную роль, данная коммуникативная цель наблюдается нередко. Она может реализовываться как элемент тактик рекламы и саморекламы в формате речевых стратегий, соответственно, положительной презентации и самопрезентации.

Рекламная цель может присутствовать и в базовой модели вебинара, где она является сопутствующей, дополнительной. К примеру, в рамках вступительного слова в начале программы повышения квалификации приглашённый на вебинар ректор вуза не упускает возможности сказать несколько слов о вузе, провести его рекламу: «Всё преподавание у нас идёт на английском языке, вся техническая документация в первую очередь выходит на английском, что даёт реальное преимущество нашим, конечно, выпускникам» (Установочный вебинар для слушателей программы повышения квалификации).

В реализации данной коммуникативной цели на образовательном вебинаре для адресанта очень важно определить приоритеты. Цели рекламы и саморекламы не должны превалировать над просветительской целью. На наш взгляд, умение установить баланс целей хорошо демонстрируют организаторы вебинаров компании «ЯКласс». Бесплатные вебинары этой образовательной платформы длятся более часа, посвящены актуальным вопросам образования, проводятся с привлечением ведущих специалистов в соответствующих областях знания. В то же время на них присутствует самореклама - анонс платных курсов и последующих вебинаров, которая занимает вторую позицию, не выступая на передний план.

Адресант вебинара - эксперт в какой-то области знаний, который делится своими знаниями и опытом с адресатами. Это может быть преподаватель, научный сотрудник, руководитель образовательной организации и т. п.

В рамках базовой модели данного РЖ адресант (эксперт) один, а также присутствует ведущий (модератор), который осуществляет техническую подготовку, приветствует участников вебинара, представляет адресатам эксперта, реагирует на вопросы слушателей, заданные в чате во время вебинара, и т. д. [17: 81]. Роли ведущего: обрамляющая (он начинает и завершает вебинар), техническая (следит за картинкой, чатом, проверяет микрофоны и т. п.), консультирующая (помогает отвечать на вопросы), контролирующая (следит за регламентом), анонсирующая (объявляет время следующего вебинара и рассказывает обо всей программе вебинаров) и т. д. Ведущий не обязательно является менее значимым экспертом. Это может быть такой же опытный преподаватель, который именно в данном случае отступает на второй план и предлагает слушателям ознакомиться с мнением эксперта.

Вариативность может проявляться в том случае, если в вебинаре принимает участие значительное количество экспертов, последовательно сменяющих друг друга. Модератор в этом случае тоже присутствует, он по очереди представляет экспертов и даёт им слово. Яркий пример такой вариативной модели видим на вебинаре «Начало учебного года для иностранных студентов: практики вузов», который 24 сентября 2020 года проводило Министерство науки и высшего образования РФ с участием ректоров или проректоров значительного количества вузов. Вебинар длился 1 час 42 минуты, по регламенту каждому руководителю давалось 5 минут на выступление. Перед взором слушателей прошла целая вереница авторитетнейших в данной сфере экспертов, каждый из которых представил эксклюзивные наработки.

Вебинар такого типа очень эффективен, он даёт возможность ознакомиться с мнением и достижениями большого количества представителей научного и образовательного сообщества. Однако проводятся такие вебинары не очень часто в связи со сложностями в организации, в том числе техническими, необходимостью одновременного привлечения к нему большого количества специалистов и т. д.

Отступлением от базовой модели вебинара мы считаем и такие вебинары, на которых только один спикер, то есть нет ведущего (модератора). Пример такого вебинара - «Карьерные перспективы дизайнеров интерьера. Вебинар для студентов обучающихся дизайну интерьеров». Поскольку нет ведущего, спикеру приходится представляться самостоятельно: «Давайте я представлюсь. <... > Меня зовут Ай-рат. Я с две тысячи четвёртого года занимаюсь подбором персонала и в основном специализируюсь на архитектуре и на проектировании, поэтому работаю с архитектурными бюро, с проектными бюро. Соответственно сотни тысяч собеседований. "Закрывал" также Сургут. Приветствую Сургут». Как видим, спикер вынужден напрямую презентовать себя, используя тактику самопродвижения через прямую похвалу своей деятельности. Это несколько нарушает правила речевого этикета, однако неизбежно в данной вариативной модели вебинара.

Адресаты вебинара - это слушатели, которые нуждаются в знаниях, передаваемых им экспертом. Базовая модель вебинара предполагает, что в нём участвует большое количество адресатов (точное число назвать сложно, будем ориентироваться на стандартную модель семинара, в котором принимает участие учебная группа - 10-25 человек). Вариативность наблюдается, если количество спикеров и адресатов уравнивается. Пример такого вебинара - «Структура и содержание ВКР». На нём были за-

действованы 2 спикера (ведущий и эксперт) и 3 студента. Данный вебинар был организован для своих студентов-дипломников научным руководителем, который пригласил эксперта, выступал в роли ведущего, давал комментарии и советы.

С точки зрения социального положения адресанта и вебинара также существуют базовая модель и её вариативность. Спикер обычно занимает более высокое положение - социальное, профессиональное и др. Базовых моделей может быть несколько: преподаватель - студент, руководитель - сотрудники, специалист в каком-то вопросе - желающие стать специалистами (научиться у него).

Вариативная модель допускает одинаковый статус спикера и адресатов. Одни из интересных примеров видим на вебинаре «Лайфхаки для будущих студентов», который организовали и провели четверо студентов 2 и 3 курсов НИТУ «МИСиС» для будущих студентов, то есть, по сути, для своих ровесников, людей с таким же опытом. На таком вебинаре спикеры, понимающие особенности своего социального положения, нацелены на то, чтобы доказать право на ведение данного вебинара. Ценно то, что спикеры не возносят себя над адресатами, они предлагают называть себя по именам: Гоша, Лиза, Полина, Данил, а также используют лексику, близкую адресатам, показывая, что это и их лексика тоже: например, слово лайфхак, популярное у молодёжи, слова окей, стрессовать и др. В то же время, подчеркнув своё равное положение, каждый из них заявляет о собственном опыте: Данил рассказывает о занятости в разных сферах, Лиза - о том, как успевать всё сразу с первого курса, и т. п.

Данный вебинар («Лайфхаки для будущих студентов») отличается вариативностью ещё и по коммуникативной цели. Студенты не преподают какой-то учебный предмет, не рекламируют свою фирму, не занимаются просветительской деятельностью. По-видимому, им просто интересно организовать и провести вебинар, попробовать себя в новой роли. То есть коммуникативная цель - самосовершенствование и самопрезентация.

Наблюдателями на вебинаре выступают те слушатели, которые не принимают непосредственного участия в процессе вебинара. В базовой модели это технические работники, которые следят за тем, чтобы вебинар проходил хорошо с технической точки зрения. В вариативной модели наблюдатель отсутствует. К сожалению, не все проанализированные вебинары дают возможность понять, присутствовал ли наблюдатель. Он, несомненно, есть, если вебинар проводится на серьёзной образовательной платформе. К примеру, на платформе «ЯКласс» наблюдатель представлен в чате под ником «Служба поддержки ЯКласс», время от времени он даёт технические советы.

Образ прошлого и образ будущего - это компоненты модели РЖ вебинара, которые практически всегда разворачиваются в рамках базовой модели и не имеют значительных вариантов.

Образ прошлого - события, предшествовавшие данной коммуникации, чаще всего, предшествующие образовательные события. Вебинар чаще всего является реактивным речевым жанром, то есть его предваряет какое-то изучение проблемы, материала. Даже если это первый (вводный) вебинар по теме или курсу, ему предшествует освоение теоретического материала, получение адресатами знаний и опыта на других образовательных платформах. Спикер вебинара опирается на уже имеющиеся у адресатов знания, апеллирует к их компетенциям и навыкам.

Образ будущего для данного вебинара - та деятельность, которая за ним последует. Это могут быть следующие вебинары, которые анонсируются в конце данного, или выполнение какой-то работы по полученным на вебинаре методическим указаниям. Например: «Планируется ещё несколько вебинаров по каждому классу, которые тоже вам всё-таки будут служить какой-то опорой при начале работы» (вебинар «Русский родной язык в начальной школе»). Оба варианта образа будущего - и последующие вебинары, и последующие действия - можно считать компонентами базовой модели речевого жанра вебинара.

Вариативность может наблюдаться в образе будущего, если слушатели не начнут предпринимать действия, к которым их направлял адресант, - изучать какой-то учебный материал, выполнять задания, применять в работе новые технологии и т. п. В этом случае можно говорить о том, что вебинар не достиг коммуникативной цели.

Диктумное (событийное) содержание вебинара представляет собой событие, которому он посвя-щён. Это всегда событие, важное и для адресантов, и для адресатов: начало нового учебного года, появление новой учебной дисциплины, внедрение новых технологий и форм работы, участие в курсах повышения квалификации, написание выпускной квалификационной работы, прохождение вступительных и других учебных испытаний и т. д.

Вариативность модели вебинара наблюдается в том случае, когда отсутствует значимое событие, побудившее автора или авторов организовать данный вебинар. Пример такого вебинара - «Лайфхаки для будущих студентов». На нём несколько студентов вуза решили поделиться со школьниками своим опытом вузовского обучения. Основное побуждение спикеров в данном случае - не помочь будущим студентам в предстоящем сезоне поступления в вузы, а презентовать себя, попробовать свои силы, расширить свой опыт.

Языковое воплощение вебинара в базовой модели данного жанра предполагает соблюдение говорящими основных норм русского языка, культуру речи, хорошую дикцию, использование выразительных средств языка (метафор, сравнений, риторических вопросов и др.), применение невербальных средств общения (мимики, жестов, интонации и др.). Действительно, в большинстве случаев мы видим именно такое языковое воплощение.

Спикерами используются эпитеты: «Если ваша история будет чертовски хороша, то почему бы не отдать её в медиа?»1 (Вебинар по направлению «Журналистика» (заключительный этап)), в том числе метафорические: «Мы с вами уже знаем, что живём в таком хрупком, хрустальном мире...» (Вебинар для студентов GoStudy 2021/2022 по вопросам вклейки виз и приезда на учебу), гиперболы: «Я думал примерно так: ну, к сорока годам я и так буду долларовым миллионером, при чём тут пенсионное обеспечение?»2 (Прямая трансляция - Вебинар для студентов 24.11.2020) и т. п.

Все средства выразительности, по нашему мнению, находятся в рамках базовой модели, как и использование спикерами разговорной лексики и разговорных синтаксических конструкций, поскольку на вебинарах отмечается смешанное функционально-семантическое пространство (научный и разговорный стиль). Например: «В отличие от такого, знаете, программирования-программирования с верстанием сайтиков, интерфейсиков, бэкенда, где больше всё-таки написания кода и больше программирования, анализ данных - это область, которая находится на стыке математики и программирования» (Вебинар «Неожиданные применения анализа данных в междисциплинарных задачах»). Спикер применяет здесь разговорное вводное слово (знаете), редупликацию имён существительных - один из современных приёмов непосредственной устной речи (программирования-программирования), дими-нутивы (сайтики, интерфейсики). Используются также сленговые слова: «Я читаю чат. Вас много -это очень круто!» (Прямая трансляция - Вебинар для студентов 23.11.2020).

В большинстве случаев спикеры вебинаров проявляют компетенцию не только в своих предметных областях, но и в области речи. Тем не менее, вариативное языковое воплощение жанра вебинара, при котором говорящими допускаются значимые речевые недочёты, тоже отмечается.

Наиболее часто встречается такой недочёт, как использование спикерами слов-паразитов, из которых самый распространённый - протягивание звука [э]: «Моему ребёнка семь лет, эээ, ему нужно идти в школу, эээ, а он идти в школу не может, эээ, потому что не готов...» (Юридический вебинар для студентов МПГУ об ИПРА), «Мы помним, что мы оцениваем не ребёнка, да? Вот, помните, как психологи всегда говорят, да? когда, например, результаты, мониторинги, да? у нас присылают...» (Вебинар «Контрольно-оценочная деятельность учителя в условиях действующего законодательства»), «Значит, эээ, что дополнилось? Методическая работа...» (Митап «Новые правила проведения рентгенологических исследований для заведующих отделениями лучевой и УЗ диагностики»). Также встречаются такие ошибки, как применение лишнего местоимения 3-го лица, дублирующего подлежащее: «Тьюторское сопровождение, оно празднует тоже своё тридцатилетие» (Вебинар «Зачем учителю становиться тьютором») и др.

Как правило, слушатели стараются не обращать внимания на отдельные недочёты в речи спикеров, по крайней мере, не комментируют этот момент вебинара. Однако, когда ошибок становится слишком много, комментарии такого типа всё-таки встречаются. Например: «учить студентов не ваш конек, лучше выведите сорта яблок по полтора килограмма, груши по килограмму, абрикосы в 500 грамм не меньше и черешню грамм по 100 ягода))))» (к вебинару «Железов Валерий Вебинар 169 Мое видение обучения студентов на садоводческих факультетах»).

Вариативность наблюдается и в области речевых стратегий и тактик. К конструктивным стратегиям, составляющим базовую модель, могут быть отнесены стратегии информирования, императивности,

1 В данном предложении мы видим также пример риторического вопроса.

2 Здесь также используются стилистический приём иронии и речевые стратегии комического воздействия и личного примера.

кооперации (ведущие); стратегии аргументирования, положительной презентации, самопрезентации, завоевания авторитета и др. (с соответствующими тактиками). Назовём те, которые могут быть охарактеризованы как вариативные.

Тактика дискредитации чужого авторитета (стратегия завоевания авторитета) применяется спикером вебинара «Железов Валерий Вебинар 169 Мое видение обучения студентов на садоводческих факультетах». Эксперт рассматривает историю генетики 1990-х годов: «Особенно когда наступила нищета, вот, и тогда все академики НИИ и ГСУ начали работать не на науку, а на продажу саженцев». Одновременно спикер говорит о том, что он сам не поступил так, а продолжал свои генетические разработки колоновидных садовых растений. Дискредитация чужого авторитета помогает спикеру укрепить свой.

Применение тактики изображения (стратегия информирования) может быть более (базовая модель) и менее (вариативность) успешным. Мы считаем не очень удачным простое зачитывание спикером информации, которая в этот момент зафиксирована на слайдах, как это происходит, к примеру, на вебинаре «Современные формы познавательно-исследовательской деятельности при дистанционном обучении». Данное нарушение относим к вариативной модели, оно встречается редко.

Нами составлены схемы для иллюстрации базовой модели речевого жанра образовательно вебинара (Рис. 1) и её вариативности (Рис. 2).

Как видим, жанр вебинара находится сегодня в стадии становления и в то же время он уже приобрёл свои основные черты. Показательно, что у него появляются разновидности. Это митапы (от англ. meet up - 'встреча, встретиться'), стримы (от англ. stream - 'поток') и др. Данные разновидности имеют свою специализацию. Так, митапы чаще всего представляют собой встречи в виртуальном пространстве различных специалистов (изначально - специалистов IT-сферы), например, «Новые правила проведения рентгенологических исследований для заведующих отделениями лучевой и УЗ диагностики». Стримы отличаются по своим адресатам: они нацелены на юную аудиторию (школьников средней школы). Интересные примеры стримов представлены на платформе «ЯКласс», например, «Наша жизнь - в наших руках». По своей сути данные разновидности развиваются в рамках базовой модели вебинара, то есть от классического вебинара как жанра они отличаются только некоторыми деталями, связанными со спецификой коммуникантов.

Заключение

Анализ вебинаров, имеющих образовательную направленность, позволил нам выявить базовую модель РЖ вебинара и отметить вариативность данной модели.

В структуре базовой модели РЖ вебинара коммуникативная цель - это обучение слушателей, представление им информации, которая является важной для них. Обучение может быть направлено от педагога - студентам (школьникам) и от более компетентного коллеги-педагога - другим педагогам. Дополнительной целью может выступать реклама (к примеру, продвижение электронной образовательной платформы). Вариативность проявляется, если основные коммуникативные цели - реклама и/или самореклама, а также если видимая коммуникативная цель отсутствует, то есть вебинар создаётся для самосовершенствования спикеров, наработки ими опыта в сфере цифровой коммуникации.

Базовая модель вебинара предполагает, что адресант и адресат имеют различный статус (у адресанта более высокий); присутствуют основной спикер (эксперт), ведущий (модератор), наблюдатель (технический сотрудник, который не принимает участия в вебинаре); количество адресатов - не менее десяти человек. Адресатами могут выступать обучающиеся (школьники, абитуриенты, студенты) и педагоги. Вариативность может состоять в значительном количестве экспертов, отсутствии модератора, малом количестве адресатов или одинаковом (почти одинаковом) статусе спикера и адресатов, а также в отсутствии наблюдателя. Компоненты базовой модели в данном случае складываются таким образом, чтобы вебинар проходил успешно, а всем его участникам было комфортно. Каждый из элементов вариативности делает проведение вебинара более затруднительным и ставит его успешность (эффективность) под вопрос.

Образ прошлого вебинара, имеющего образовательную направленность, - предшествующие образовательные события, причём образовательный вебинар всегда является реактивным, даже если он вводный по какой-то программе, поскольку вебинару предшествуют какое-то обучение, изучение теории. Образ будущего представляет собой деятельность, которая последует за вебинаром (учебная для обу-чающихся-слушателей и производственная - для педагогов-слушателей). Вариативность модели будет отмечаться, если деятельность отсутствует; в этом случае можно говорить о том, что вебинар не достиг своей коммуникативной цели.

Коммуникативная цель —=

Обучение, донесение до адресатов образовательной информации

Адресант (спикер), адресат, наблюдатель

Ведущий (модератор) ■ эксперт

Слушатели, которым необходимы знания эксперта (10-25 человек и более)

Не принимает участия в вебинаре

Образ прошлого, образ будущего

Предшествующие

образовательные события

- Деятельность, которая

последует за вебинаром

Диктумное содержание

Событие, которому он посвящён

Соблюдение литературных норм, выразительность, невербальные средства, хорошая дикция

Конструктивные стратегии и тактики: стратегии информирования, императивности, кооперации (ведущие); стратегии аргументирования, положительной презентации, самопрезентации, завоевания авторитета и др.

Рис. 1. Базовая модель речевого жанра образовательного вебинара Fig. 1. Basic model of the speech genre of an educational webinar

Puc.2.BapuamueHocmb Modenu paneeouo uucaapa o6pa3oeamejihHozoee6imapa Fig. 2. Variability of the speech genre model of an educational webinar

Диктумное содержание вебинара в базовой модели жанра - это событие, которому он посвящён. Вариативность проявляется, если конкретного события не было и адресант решил организовать вебинар для собственной презентации, получения опыта, развлечения и т. п.

Языковое воплощение вебинара в базовой его модели предполагает соблюдение говорящими (в первую очередь спикером) литературных норм, культуру речи и общения, уместное и правильное использование средств выразительности и невербальных средств коммуникации. Функционально-семантический тип речи при этом допускает сочетание научного и разговорного стилей. Вариативность встречается, если участники вебинара допускают значимые речевые недочёты.

Для базовой модели вебинара характерно использование говорящими конструктивных речевых стратегий и тактик. Ведущими являются стратегии информирования, императивности и кооперации, также применяются стратегии аргументирования, положительной презентации, самопрезентации, завоевания авторитета, «управления дистанцией», комического воздействия и др. с соответствующими конструктивными речевыми тактиками, направленными на установление контакта, продуктивную совместную деятельность адресанта и адресата. Вариативность проявляется, если коммуниканты начинают использовать деструктивные речевые стратегии и тактики. Потенциально это могут быть стратегия манипулирования и дискредитации, тактика дискредитации чужого авторитета (в стратегии завоевания авторитета) и др. Отметим, что примеры использования деструктивных стратегий и тактик наблюдаются очень редко. Может также наблюдаться неудачное применение конструктивных тактик, например, тактики изображения (в стратегии информирования) и др.

Список литературы

1. Карта слов и выражений русского языка (Современный онлайн-словарь). Доступно по: https:// kartaslov.ru. Ссылка активна на 06.08.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Luzon M.J. Connecting Genres and Languages in Online Scholarly Communication: An Analysis of Re-searchGroup Blogs. Written Communication.2017; 34(4): 441-471. https://doi.org/10.1177/0741088317726298.

3. Матяшевская А.И. Интернет-лекция как особый жанр. Жанры речи. 2020; 3(27): 238-245. https:// doi.org/10.18500/231107402020327238245.

4. Шишикина Е.А. Вебинар как интерактивная педагогическая технология. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 2: 300-302. Доступно по: https://cyberleninka.ru/ article/n/vebinar-kak-interaktivnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya. Ссылка активна на 14.08.2022.

5. Ваганова О.И., Воронина И.Р., Челнокова Е.А. Вебинар в системе смешанного обучения в университете. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; 9-4 (33): 52-56. https://doi. org/10.26140/anip-2020-0904-0009.

6. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., Булаева М.Н. Интерактивные учебные элементы в электронном обучении. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; 10-3 (36): 47-49. https://doi. org/10.26140/anip-2021-1003-0009.

7. Лукошевичус Г.А. Опыт преподавания экономических дисциплин в дистанционном обучении. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018; 2-3: 167-174. https://doi.org/10.26653/2076-4685-2018-2-3-15.

8. Sheail P. The motif of meeting in digital education. TechTrends. 2015; 59: 37-43. https://doi.org/10.1007/ s11528-014-0818-6.

9. Кусяев А.Р. Жанровая модель промо-вебинара. Вестник Челябинского государственного университета. 2015; 27(382): 121-125. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-model-pro-mo-vebinara. Ссылка активна на 14.08.2022.

10. Тленкопачева М.Н. Жанровые особенности англоязычных обучающих вебинаров. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 1-1(79): 176-180. Доступно по: https://cyberleninka.ru/ article/n/zhanrovye-osobennosti-angloyazychnyh-obuchayuschih-vebinarov. Ссылка активна на 14.08.2022.

11. Hammond J.W., Moss P.A., Huynh M.Q., Lagoze C. Research Synthesis Infrastructures: Shaping Knowledge in Education. Review of Research in Education. 2020; 44(1): 1-35. https://doi. org/10.3102/0091732X20907350.

12. McKinney W.P. Assessing the Evidence for the Educational Efficacy of Webinars and Related Internet-Based Instruction. Pedagogy in Health Promotion. 2017; 3(1_suppl): 47-51. https://doi. org/10.1177/2373379917700876.

13. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Кур-тенэ, 2000. ISBN 5-80157-202-3. Доступно по: https://ru.b-ok.org/ireader/1041045. Ссылка активна на 24.08.2022.

14. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002. ISBN 5-200-03192-3. Доступно по: https://bookree.org/reader?file=1345724. Ссылка активна на 24.08.2022.

15. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра. Жанры речи. 1997; 1: 88-98. Доступно по: https://www. sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/shmeleva_1.doc. Ссылка активна на 14.08.2022.

16. Семененко Л.П. О соотношении понятии «цель высказывания» и «коммуникативная цель». Ученые записки Орловского государственного университета. 2017; 2(75): 170-176. Доступно по: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatii-tsel-vyskazyvaniya-i-kommunikativnaya-tsel. Ссылка активна на 14.08.2022.

17. Тленкопачева М.Н. Основные функции модератора как адресата-ретранслятора в англоязычных обучающих вебинарах. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 81-87. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-81-87.

References

1. Map of words and expressions of the Russian language (Modern online dictionary). Available at: https:// kartaslov.ru Accessed August 6, 2022. (In Russ.).

2. Luzon MJ. Connecting Genres and Languages in Online Scholarly Communication: An Analysis of Research Group Blogs. Written Communication. 2017; 34(4): 441-471. https://doi.org/10.1177/0741088317726298 (In Eng.).

3. Matyashevskaya AI. Internet lecture as a special genre. Genres of speech. 2020; 3(27): 238-245. https:// doi.org/10.18500/2311-0740-2020-3-27-238-245 (In Russ.).

4. Shishikina EA. Webinar as an interactive pedagogical technology. Humanities, socio-economic and social sciences. 2015; 2: 300-302. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vebinar-kak-interaktivnaya-ped-agogicheskaya-tehnologiya Accessed August 14, 2022. (In Russ.).

5. Vaganova OI, Voronina IR, Chelnokova EA. Webinar in the system of blended learning at the university. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2020; 9-4 (33): 52-56. https://doi.org/10.26140/ anip-2020-0904-0009. (In Russ.).

6. Abramova NS, Vaganova OI, Bulaeva MN. Interactive learning elements in e-learning. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2021; 10-3(36): 47-49. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1003-0009. (In Russ.).

7. Lukosevicius GA. Experience in teaching economic disciplines in distance learning. Scientific review. Series 2: Humanities. 2018; 2-3: 167-174. https://doi.org/10.26653/2076-4685-2018-2-3-15. (In Russ.).

8. Sheail P. The motif of meeting in digital education. TechTrends. 2015; 59: 37-43. https://doi.org/10.1007/ s11528-014-0818-6 (In Eng.).

9. Kusyaev AR. Genre model of promo webinar. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2015; 27(382): 121-125. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-model-promo-vebinara. Accessed August 14, 2022. (In Russ.).

10. Tlenkopacheva MN. Genre features of English-language training webinars. Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2018; 1-1(79): 176-180. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zhan-rovye-osobennosti-angloyazychnyh-obuchayuschih-vebinarov Accessed August 14, 2022. (In Russ.).

11. Hammond JW, Moss PA, Huynh MQ, Lagoze C. Research Synthesis Infrastructures: Shaping Knowledge in Education. Review ofResearch in Education. 2020; 44(1): 1-35. https://doi.org/10.3102/0091732X20907350. (In Eng.).

12. McKinney WP. Assessing the Evidence for the Educational Efficacy of Webinars and Related Internet-Based Instruction. Pedagogy in Health Promotion. 2017; 3(1_suppl): 47-51. https://doi. org/10.1177/2373379917700876 (In Eng.).

13. Dijk TA. van. Language. Cognition. Communication. Blagoveshchensk: BGK im. I.A. Baudouin de Courtenay, 2000. ISBN 5-80157-202-3. Available at: https://ru.b-ok.org/ireader/1041045. Accessed August 24, 2022. (In Russ.).

14. Formanovskaya NI. Speech communication: a communicative-pragmatic approach. Moscow: Russian language, 2002. ISBN 5-200-03192-3. Available at: https://bookree.org/reader?file=1345724. Accessed August 24, 2022. (In Russ.).

15. Shmeleva TV. Speech genre model. Genres of speech. 1997; 1: 88-98. Available at: https://www.sgu.ru/ archive/old.sgu.ru/files/shmeleva_1.doc. Accessed August 14, 2022. (In Russ.).

16. Semenenko LP. On the relationship between the concept of "the purpose of the statement" and "communicative purpose". Scientific notes of the Oryol State University. 2017; 2(75): 170-176. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatii-tsel-vyskazyvaniya-i-kommunikativnaya-tsel. Accessed August 14, 2022. (In Russ.).

17. Tlenkopacheva MN. The main functions of a moderator as an addressee-relay in English-language training webinars. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2019; 3: 81-87. https://doi. org/10.29025/2079-6021-2019-3-81-87 (In Russ.).

История статьи:

Получена: 11.07.2022 Принята: 29.07.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Article history:

Received: 11.07.2022 Accepted: 29.07.2022 Published online: 25.09.2022

Сведения об авторе:

Крылова Мария Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», Зерноград, Российская Федерация; e-mail: krylovamn@inbox.ru.

Bionote:

Maria N. Krylova, PhD in Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Humanities and Foreign Languages, Azov-Black Sea Engineering Institute - a branch of the Don State Agrarian University; Zernograd, Russian Federation; e-mail: krylovamn@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.