Научная статья на тему 'БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ТРЁХ ИЛИ СЕМИЧАСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА?'

БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ТРЁХ ИЛИ СЕМИЧАСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
био-психосоциальная концепция / семичастная концепция человека / психотерапия / историко-культурный контекст / гуманитарные науки / bio-psycho-social concept / seven-part concept of the human / psychotherapy / historicalcultural context / humanities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С.Н. Зайцев, Д.О. Шехавцов

Настоящая статья освещает критику недостатков существующей трёхчастной био-психосоциальной концепции человека, предлагая взамен более развитую, семичастную концепцию. Авторы обосновывают необходимость такого перехода доказательствами из психологии и психотерапии, а также историческими и культурными примерами, подтверждающими глубокие корни семичастной модели в человеческом сознании. Предлагаемая модель включает анатомический, физиологический, личностный, микросоциальный, мировоззренческий, духовно-индивидуальный и этико-религиозный уровни, что позволяет более полно отражать сложность человеческой природы и предлагает новые подходы к решению социальных и гуманитарных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDAMENTAL CONCEPT OF THE HUMANITIES. A THREE OR SEVEN-PART CONCEPT OF HUMAN?

This article addresses the criticism of the shortcomings of the existing tripartite biopsychosocial concept of the human being, proposing in its place a more developed, seven-part concept. The authors substantiate the need for such a transition with evidence from psychology and psychotherapy, as well as historical and cultural examples that confirm the deep roots of the seven-part model in human consciousness. The proposed model includes anatomical, physiological, personal, microsocial, worldview, spiritually individual, and ethical-religious levels, which allows for a more complete reflection of the complexity of human nature and offers new approaches to solving social and humanitarian problems.

Текст научной работы на тему «БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ТРЁХ ИЛИ СЕМИЧАСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА?»

БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК.

ТРЁХ ИЛИ СЕМИЧАСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА?

С.Н. Зайцев, бакалавр, психотерапевт, член общественной организации «Русское географическое общество» Д.О. Шехавцов, бакалавр

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-201-204

Аннотация. Настоящая статья освещает критику недостатков существующей трёхчастной био-психосоциальной концепции человека, предлагая взамен более развитую, семичастную концепцию. Авторы обосновывают необходимость такого перехода доказательствами из психологии и психотерапии, а также историческими и культурными примерами, подтверждающими глубокие корни семичастной модели в человеческом сознании. Предлагаемая модель включает анатомический, физиологический, личностный, микросоциальный, мировоззренческий, духовно-индивидуальный и этико-религиозный уровни, что позволяет более полно отражать сложность человеческой природы и предлагает новые подходы к решению социальных и гуманитарных проблем.

Ключевые слова: био-психосоциальная концепция, семичастная концепция человека, психотерапия, историко-культурный контекст, гуманитарные науки.

Гуманитарные науки, медицина, психология, педагогика, социология, философия и др., в качестве базовой научной концепции в настоящее время используют трёх-частную, био-психосоциальную концепцию человека. Однако, в этой концепции нет признаков научности: доказательности, преемственности научного знания, нет автора этой концепции и др. признаков научности. Она логически противоречива. Психическое наполнение имеется и на биологическом, и на социальном уровнях. Поэтому, нет смысла в его особом выделении. Даже добавление к этой концепции четвёртой, духовной составляющей, также не делает её научной. И дело не в том, что такая концепция неверная, а в том, что из-за своей примитивности она не раскрывает всей глубины природы человека и не может объяснить многих явлений его жизни.

Между тем, в течение тысячелетий человечество использовало семичастную концепцию мироздания - макрокосма и микрокосма - человека. Такими были представления зороастрийцев, древних иранцев. Они полагали, что помимо физического тела, у человека есть две души, каждая из которых имеет трёхчастную природу. Одна - «костная душа», распада-

ется на девятый, сороковой день и через год после смерти. Вторая душа - вечная, нестираемая, также трёх уровней. Семи-частность человека у древних евреев представлена в символизме семисвечника и звезды Давида - две трёхслойных души на физическом теле человека.

Такими же были представления древних египтян. Человек - Мер-Ка-Ба. Где Мер -физическое тело человека, Ба - земная, смертная, трёхслойная душа, и Ба - вечная, нестираемая душа, также трёхчастной природы. Представления семичастности разделяли и древние греки. «Семь хрустальных небес» у Аристотеля. «Быть на седьмом небе от счастья». У ранних христиан представления о семичастности природы человека отражены в апокрифах. Например, «Путешествие Еноха на небеса», где состояние бодрствования человека дополняется шестью физиологически изменёнными состояниями сознания. В Библии небеса упоминаются, но их число не конкретизируется. Многие восточные мистики также приписывают человеку семи-частную природу: семь чакр. Помимо физического тела у человека они различают и шесть тонкоматериальных: эфирное, аст-

ральное, ментальное, каузальное, буддхи-ческое, атмическое.

Представления о семичастности человеческой природы оставили мощный след в языке и культуре: Семь раз отмерь, один раз отрежь; У семи нянек дитя без глазу; Семеро одного не ждут; Семь бед - один ответ; Седьмая вода на киселе; Семи смертям не бывать, а одной не миновать; Семеро ворот, и все в огород; До седьмого пота; Перекрёсток семи дорог; На семи ветрах; За семью замками; Тайна за семью печатями и др. Поэтому: семь дней в неделе; семь нот в нотном стане; семь цветов радуги и т.д. Новая научная концепция возникает не на пустом месте. Она, в той или иной степени, включает в себя прежние научные представления.

Доказательства семичастной природы человека

Доказательства семичастной природы человека были найдены и в области психотерапии. С 1989 по 1996 гг. в кабинете анонимного противоалкогольного лечения было проведено 6 тысяч психотерапевтических сеансов кетаминового наркогипноза [1]. В отличие от других авторов, использовавших относительно большие дозировки препарата и медленное струйное введение, а потому эксплуатировавших галлюциногенный эффект [2], было предложено дробное, в течение 25 минут, введение микродоз препарата [3]. Это позволило эксплуатировать гипнотический эффект, использовать физиологически измененные, сноподобные состояния сознания, которые человек способен воспроизвести в естественных условиях. В результате применения этой психотехнологии выяснилось, что, помимо бодрствования имеется 6 отграниченных друг от друга состояний сознания, условно названных нами наиболее типичными ответами пациентов на вопрос: «Что вокруг вас?».

После состояния бодрствования следовали физиологически измененные состояния сознания:

1. «Белый туман»;

2. «Краски»;

3. «Абстрактные геометрические фигуры»;

4. «Туннели»;

5. «Сновидения»;

6. «Приближение к источнику света».

По сути, первые три состояния являлись

тремя фазами «медленного сна», а три последних состояния были разными проявлениями «быстрого сна», БДГ фазы, КЕМ фазы сна. Каждое из шести физиологически изменённых состояний сознания, в большинстве случаев, можно было воспроизвести в нужный момент психотерапевтического сеанса. Каждое из них было психологически чётко очерчено. Они настолько отличаются друг от друга, что перепутать эти состояния было просто невозможно. На каждом из семи (включая состояние бодрствования) уровней все психические функции были представлены совершенно по-разному.

Всё это позволяет предложить вместо трёхчастной, бездоказательной, семичаст-ную, научную, доказательную концепцию человека: Человек - это существо анатомо-физиолого-личностно-социальное, имеющее право выбора мировоззрения (жизненных философий, концептов), духовно обусловленную индивидуальность и эти-ко-религиозную природу. Имеется семь «этажей» человечности: анатомический; физиологический; личностный; микросоциальный; мировоззренческий (макросо-циальный); духовно-индивидуальный; этический. На каждом из «этажей» все психические функции проявляются совершенно по-разному: семь видов внимания, семь видов памяти, семь видов мышления и т.д.

Исходя из такой концепции, в каждой медицинской, психологической, социальной, педагогической и шире - гуманитарной, цивилизационной проблеме, есть семь основных механизмов, и требуется семь инструментов для их устранения.

Обсуждение

Если использовать алкогольную проблему у человека как модель, то, опираясь на семичастную концепцию человека, можно выделить в ней семь основных механизмов. Соответственно, требуется семь инструментов для их устранения.

- На анатомическом уровне - нарушение анатомической целостности организма [4]. Инструмент устранения - путём

самоизоляции остановить дальнейшее разрушение головного мозга и организма.

- На физиологическом уровне - влечение к алкоголю, как вредный условный рефлекс. Устраняется методами биологической, а также поведенческой и условно-рефлекторной терапии.

- На личностном уровне алкогольная проблема - раздвоенность личности с формированием и временным доминированием порочной алкоголе-изменённой субличности.

Комплекс признаков алкогольной субличности (алкогольная анозогнозия, апси-хогнозия), устраняется информационным укреплением с последующим доминированием здоровой части личности, преодолением алкогольной апсихогнозии [5, 6].

- На мировоззренческом уровне основной механизм алкогольной проблемы -наркогенная готовность на основе ложных философий, социально-психологическая запрограммированность на алкогольное поведение. Инструмент устранения - возвращение здорового мировоззрения, переубеждения по поводу мифов «философии культурного пития» и других ложных философий (концептов) [7].

- На духовно-индивидуальном уровне алкогольная проблема - временная потеря

интуитивного мышления. Инструмент устранения - возвращение временно потерянной индивидуальности применением различных методов активации интуитивного мышления.

- На этико-религиозном уровне основной механизм алкогольной проблемы -нарушение сложных видов иррационального, этического мышления. Инструмент устранения для верующих людей - исполнение религиозных обрядов, а для атеистов и агностиков - релаксации, медитации и др. духовные практики, различные методы психической саморегуляции.

Результаты

1. В области психологии, психотерапии найдены убедительные доказательства се-мичастной концепции человека.

2. Семичастная концепция человека с выделением уровней психического является доказательной, логически непротиворечивой, имеет практическую ценность, соблюдает принцип научной преемственности, соответствует другим принципам научности.

3. Возвращение к семичастной концепции человека в науке является настоятельной необходимостью для успешного решения гуманитарных и цивилизационных проблем человеческого общества.

своей индивидуальности из-за нарушения

Библиографический список

1. Новый метод психотерапии алкоголизма - социальная и клиническая психиатрия. -1996. - Т. 3. - С. 28-31.

2. Карвасарский Б.Д. Метод аффективной контратрибуции Гриненко и Крупицкого при лечении алкоголизма. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998. -752 с. (Серия «Мастера психологии»).

3. Зайцев С.Н. Способ психотерапии. Патент на изобретение №2033817 от 30.04.1995.

4. Сушинский С. Наука о трезвости. - 2007. - С. 13.

5. Колотилин Г.Ф., Андреянов А.А. Феноменология алкогольной анозогнозии» 6 всероссийский съезд психиатров. Тез. Докл. - М., 1990. - С. 144-145.

6. Зайцев С.Н. Способ преодоления алкогольной анозогнозии. Патент на изобретение №2218946 от 20.12.2003.

7. Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем - СПб.: Питер, 2009.

THE FUNDAMENTAL CONCEPT OF THE HUMANITIES.

A THREE OR SEVEN-PART CONCEPT OF HUMAN?

S.N. Zaitsev, bachelor's degree, psychotherapist, member of the public organization "Russian

Geographical Society"

D.O. Shekhavtsov, bachelor's degree

Bauman Moscow State Technical University

(Russia, Moscow)

Abstract. This article addresses the criticism of the shortcomings of the existing tripartite bio-psycho-social concept of the human being, proposing in its place a more developed, seven-part concept. The authors substantiate the need for such a transition with evidence from psychology and psychotherapy, as well as historical and cultural examples that confirm the deep roots of the seven-part model in human consciousness. The proposed model includes anatomical, physiological, personal, microsocial, worldview, spiritually individual, and ethical-religious levels, which allows for a more complete reflection of the complexity of human nature and offers new approaches to solving social and humanitarian problems.

Keywords: bio-psycho-social concept, seven-part concept of the human, psychotherapy, historical-cultural context, humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.