Научная статья на тему 'Базисные убеждения личности как внутренний ресурс ее психологической безопасности'

Базисные убеждения личности как внутренний ресурс ее психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
415
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ОЖИДАЕМАЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / УГРОЗА ЖИЗНИ / ПОТЕРЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ / УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ / БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / УРОВНИ ЗАЩИЩЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Середа Е. И.

В статье анализируются внутренние факторы личной безопасности, описываются три эмпирических обобщенных показателя восприятия ситуаций ожидаемой террористической угрозы и типы студентов с разными уровнями защищенности в зависимости от их базовых убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базисные убеждения личности как внутренний ресурс ее психологической безопасности»

3. Парфенова Н.Б. Историко-социальная обусловленность психологической безопасности подрастающего поколения // Материалы III Международных Александро-Невских чтений «Александр Невский на страже Отечества. 770-летие Ледового побоища. 18-19 апреля 2012 г. - Псков: Издательство ООО» Логос Плюс, 2012. - С. 376-389.

БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Середа Е.И.*

Псковский государственный университет, г. Псков

В статье анализируются внутренние факторы личной безопасности, описываются три эмпирических обобщенных показателя восприятия ситуаций ожидаемой террористической угрозы и типы студентов с разными уровнями защищенности в зависимости от их базовых убеждений.

Ключевые слова: психологическая безопасность, внутренние факторы, ожидаемая террористическая угроза, угроза жизни, потеря защищенности, угроза стабильности, базисные убеждения, уровни защищенности.

Исследованием проблемы психологической безопасности занимается целый ряд отечественных и зарубежных психологов. Увеличение интереса к этой проблеме связано с возрастанием случаев проявления терроризма как в США, Европе и странах Северной Африки, так и в России. Чтобы составить более или менее полное представление о возможностях обеспечения и поддержания психологической безопасности у населения, необходимо изучить как ее факторы - внешние и внутренние, так и ее структуру - основные компоненты, а также взаимосвязи между ними.

Согласно гуманистической теории личности А. Маслоу, потребности в безопасности и защите являются базовыми и включают в себя следующие потребности: «в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос» [Хьелл, Зиглер, 1997: 490]. И.А. Баева [Баева, 2007: 117], указывая на интегративность категории «безопасность», рассматривает ее как процесс, как состояние и как свойство личности, характеризующее ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям.

Современные исследователи выделяют несколько уровней психологической безопасности: национальный, социальный и личный, а в структуре

* Доцент кафедры Психологии развития и образования, кандидат психологических наук, доцент.

каждого из них - внешние и внутренние факторы. В данной статье мы хотим остановиться на внутренних факторах личной безопасности в условиях ожидаемой террористической угрозы, поскольку именно их можно изменять и формировать, заботясь об обеспечении безопасности личности или профилактике ее нарушений. «Личная безопасность субъекта может быть определена как адекватное воздействующим факторам состояние защищенности, обеспечивающее ему физическую и психическую целостность, а также сохранность ряда ценностей, с которыми он отождествляет свою жизнь» [Краснянская, 2011: 173].

В исторической перспективе первые исследования внутренних факторов безопасности, иногда в неявном виде, осуществляли К. Хорни, К.Г. Юнг, Д. Калшед, Ф. Перлз, И. Польстер, М. Польстер, Р. Янофф-Бульман и др. в рамках разработки проблем, связанных с оказанием психологической помощи индивидам, имеющим проблемы в социальной адаптации. Все они занимались изучением влияния опыта человека, и, в первую очередь, раннего и часто травматичного, на его чувство целостности и защищенности.

Более поздние по времени исследования личной безопасности можно разделить на две большие группы. Часть из них посвящена проблемам информационно-психологической безопасности, актуальной в свете социально-экономических потрясений в нашей стране и в мире в течение двух последних десятилетий. Другая часть связана с разработкой проблем оказания психологической помощи как тем, кто участвовал в военных действиях или конфликтах, освобождении заложников в ходе антитеррористических операций, в спасательных операциях или ликвидации последствий аварий и техногенных катастроф, так и тем, кто пострадал в результате вооруженных конфликтов, террористических актов, аварий, техногенных катастроф или чрезвычайных ситуаций или оказался их свидетелем.

Под внутренними факторами личной безопасности мы понимаем те условия, которые ее определяют или которые на нее влияют. Отечественные исследователи указывают на значимость различных факторов безопасности. Одни в качестве таковых рассматривают психофизиологические характеристики личности, другие - социально-психологические характеристики: активность, психологическую устойчивость, доверие, базисные убеждения личности, третьи - представления и степень их интегрированности: образ мира и образ «Я, четвертые - опыт личности, проявляющийся в адаптационном потенциале, экстремальной компетентности и т.д. (Т.М. Краснянская; Г.Л. Смолян, С.Ю. Решетина; А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, М. Падун, Н. Тарабрина, Т.И. Ежевская; Грачев Г.В.; С.К. Рощин, А.Т. Хлопьев, Т.С. Кабаченко; Е.Б. Перелыгина; Н.П. Татьянченко; В.А. Петровский; Ю.В. Быховец; Р.В. Вольнов).

Часть зарубежных и отечественных исследователей проблемы психологической безопасности считают чрезвычайно актуальным раскрытие «особенностей влияния процесса восприятия на уровень психологической безопас-

ности». Осознавая широту проблемы внутренних факторов личной безопасности, мы выбрали для своего исследования те из них, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени определяют собственно процесс восприятия ожидаемой террористической угрозы. С точки зрения модели когнитивной терапии А. Бека и А. Эллиса, эмоциональные реакции человека на те или иные события его жизни определяются его «способом переработки информации о происходящем с ним и его окружением», которые, в свою очередь, связаны с убеждениями и установками человека [Паттерсон, Уоткинс, 2003]. Падун М. и Тарабрина Н., опираясь на концепцию Яноффа-Бульмана Р., важным условием безопасности личности считают базисные убеждения, которые формируются в детстве и «обеспечивают ребенка чувством защищенности и доверия к миру, а в дальнейшем - ощущением собственной неуязвимости» [Падун, Тарабрина, 2003: 132].

Учитывая выше сказанное, мы выбрали для нашего исследования психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой террористической угрозы только один фактор - базисные убеждения личности как наиболее значимый в данном контексте. Проверялась гипотеза о том, что студенты, отличающиеся по своим базисным убеждениям, будут по-разному воспринимать ситуации ожидаемой террористической угрозы.

В исследовании использовались следующие методики: опросник переживания террористической угрозы [Быховец, Тарабрина, 2010], шкала базовых убеждений (WAS) Р. Янофф-Бульмана [Мылкина-Пых, 2005] и диагностическая шкала для изучения восприятия ситуации ожидаемой террористической угрозы, разработанная автором статьи в соавторстве с Н.Б. Парфеновой. Переживание террористической угрозы выражается в признаках посттравматического стресса, устойчивости к воздействию угрозы и предвосхищении возможности новых террористических угроз. Структура базисных убеждений включает убеждения личности: о доброжелательности-враждебности внешнего мира, о его справедливости и контролируемости, а также представления о собственном «Я» - убеждение о его ценности и значимости.

При разработке шкалы восприятия ситуации ожидаемой террористической угрозы мы опирались на критерии когнитивного оценивания ситуаций, которые переживаются субъектом как трудные жизненные ситуации, выделенные Р. Лазарусом и модифицированные с учетом задач нашего исследования. Оценивание предполагает установление соотношения между требованиями ситуации и имеющимися возможностями ее преодолеть, в результате чего событие воспринимается как несущее: а) угрозу (жизни, чувству собственного достоинства, финансовому благополучию, личному будущему, здоровью, стабильности в стране); б) потерю (любимых, родителей, друзей, душевного равновесия, чувства безопасности, трудоспособности, доверия к окружающим); в) переживание (паники, чувства бессилия, неуверенности в будущем).

Испытуемые оценивали жизненные ситуации, которые вызывают у них опасения террористической угрозы, по перечисленным выше критериям по

шкале от 1 до 4 (от «полностью не согласен» до «полностью согласен»). Анализ внутренней структуры описываемой шкалы и уровней обобщенности с помощью факторного анализа позволил выделить 3 обобщенных показателя.

Фактор 1 - «угроза жизни (своей и близких)» (25,3 % дисперсии) включает оценку ситуации как несущей потерю друзей, родителей, любимого, трудоспособности, угрозу личному будущему и угрозу жизни. Фактор 2 -«потеря чувства защищенности» (24,8 % дисперсии) включает оценку ситуации как несущей потерю чувства безопасности, душевного равновесия, угрозу чувству собственного достоинства и финансовому благополучию, переживание чувства бессилия и потерю доверия к окружающим. Фактор 3 -«угроза стабильности» (18,2 % дисперсии) включает оценку ситуации как несущей угрозу стабильности в стране, переживание паники и чувства неуверенности в будущем, угрозы внешней привлекательности и здоровью.

Для проверки выдвинутой гипотезы был осуществлен кластерный анализ совокупности данных, включающих факторы восприятия ситуаций ожидаемой террористической угрозы, переживание этой угрозы и показатели базовых убеждений студентов (на выборке из 45 человек). В результате было выделено 4 группы студентов, отличающихся по уровню психологической защищенности, а именно: «сверх защищенные», «с амбивалентным чувством защищенности», «средне защищенные» и «незащищенные.

Первая группа (6,8 %) - «сверх защищенные». Одной из важных особенностей этой группы в контексте чувства безопасности являются самый высокий уровень выраженности базовых убеждений в самоценности и в справедливости, т.е. в том, что каждый человек получает то, что заслуживает, и отрицание того, что террористические акты несут угрозу жизни и угрозу стабильности. Вторая группа (29,5 %) - «с амбивалентным чувством личной безопасности». Особенностью этой группы является то, что их чувство защищенности имеет противоречие. Оно тоже связано со склонностью к отрицанию террористического акта как угрозы лично себе в плане потери стабильности, но сочетается со склонностью к убежденности в собственной плохости и способности контролировать ситуацию, что указывает на пониженное чувство собственного достоинства, явно не совпадающее с состоянием защищенности.

Третья группа (50 %) - «с уравновешенным чувством личной безопасности». У данной группы испытуемых отсутствуют признаки ПТСР, есть склонность к убежденности в том, что они хорошие, достойные и в целом везучие люди, и одновременно с этим - неопределенность когнитивной оценки террористического акта как угрозы при его восприятии. Четвертая группа (13,6 %) -«незащищенные». Включает студентов, которые характеризуются неустойчивостью в ситуации ожидаемой террористической угрозы; ярко выраженной убежденностью во враждебности мира, собственной плохости и неудачливости; с ярко выраженным восприятием ожидаемых террористических проявлений как несущих угрозу стабильности и со склонностью к их восприятию как несущих угрозу жизни.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение: более или менее безопасно в ситуации ожидаемой террористической угрозы чувствуют себя студенты группы с умеренной убежденностью в том, что они хорошие, достойные и в целом везучие люди, и без признаков ПТСР. Студенты же трех остальных групп, на наш взгляд, относятся к группе риска из-за различных нарушений личной безопасности, отличаясь при этом характером доминирующих базисных убеждений. По количеству испытуемых эта суммарная группа риска такая же, как группа студентов с уравновешенным чувством личной безопасности.

Список литературы:

1. Баева И.А. Экстремальная ситуация в контексте психологии безопасности // Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. - М.: Психологический ин-т РАО, 2007. - 304 с.

2. Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В., Психологическая оценка переживания террористической угрозы: руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 85 с.

3. Ежевская Т.И., Информационно-психологическая безопасность личности: уч. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. - Чита, 2008. - 82 с.

4. Краснянская Т.М., Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография. - Пятигорск: ПГЛУ 2011. - 328 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. - 960 с.

6. Падун М., Тарабрина Н., Психическая травма и базисные когнитивные схемы личности // Московский психотерапевтический журнал. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет. - 2003. -№ 1 (36). - С. 121-142.

7. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. - СПб., 2003. - 544 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д., Теория личности. - СПб., 1997. - 608 с.

ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН1

© Сурикова Я.А.*

Санкт-Петербургский государственный технический колледж, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена проблеме изучения особенностей качества жизни у различных категорий граждан. В статье представлены результаты эм-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ грант N° 12-06-31220 мол_а проекта «Проблема качества жизни в контексте экстремальных климатогеографических и особых социокультурных условий жизнедеятельности».

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.