Научная статья на тему 'Базисные критерии оценки результатов деятельности государственных гражданских служащих в субъекте Российской Федерации'

Базисные критерии оценки результатов деятельности государственных гражданских служащих в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / FUNCTIONAL LOADING / CRITERIA OF ESTIMATION OF DIFFERENT CATEGORIES OF STATE CIVIL SERVANTS / STATE FUNCTION / GOVERNMENT SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукина Т. В.

Рассматриваются актуальные вопросы определения и классификации базисных критериев оценки результатов деятельности государственных гражданских служащих в субъекте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC CRITERIA OF ESTIMATION OF THE RESULTS OF ACTIVITY OF STATE CIVIL SERVANTS IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The urgent problems of determination and classification of basic criteria of estimation of the results of activity of state civil servants are examined in the subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Базисные критерии оценки результатов деятельности государственных гражданских служащих в субъекте Российской Федерации»

с зарубежной фирмой на поставку этого же товара и осуществляет поставку за рубеж. Поскольку бюджет по таким сделкам должен возместить заказчику сумму НДС, которую он якобы заплатил по договору исполнителю, он ее и получает, получая одновременно легальные средства, которые пускаются в дальнейший оборот.

При такой схеме, во-первых, легализуются средства, которые должны поступить в качестве налогов в бюджет, но которые субъект скрывает от фискальных органов, а посему они уже криминальные. Во-вторых, сама схема легализации преступна, так как субъект отмывает средства путем мошеннической операции, в результате которой внешняя характеристика полученных средств легитимна, но сущность их очевидно криминальна. Полученные таким путем средства вкладываются затем в легальный бизнес, от которого субъект получает действительно легитимные дивиденды.

В результате оборота с криминальными средствами возможны два варианта. Первый — для придания правомерного вида криминальным средствам вновь используются криминальные схемы, которые в состоянии создать «ауру легитимности» при юридической неправомерности полученных средств. Возникает вопрос: является ли легализацией использование криминальных схем для придания внешне легитимного вида полученным дивидендам? Второй вариант — криминальные средства отмываются в легальном бизнесе или с использованием кредитных организаций (что чаще всего встречается, поскольку является наиболее легким способом). В этом случае легализация очевидна.

Таким образом, легализация есть итог преступления с экономическим «флером», т.е. преступления, которое совершается ради дальнейшего использования капитала. Итог легализации, в свою очередь, может

быть мозаичным. Во-первых, отмытые средства вкладываются в организацию будущих преступных операций; во-вторых, идут на подкуп государственных служащих, в еще большей мере расширяя масштабы коррупции; в-третьих, используются для проведения политических кампаний в виде выборов, референдумов и т.п.; в-четвертых, вкладываются в легальный бизнес или идут на спонсорские пожертвования (последний вариант итога легализации, казалось бы, перспективен и подкупает своей благотворительностью, если бы не криминальные средства, которые в таких случаях находят оправдание в глазах бюргера, развращая нравственные устои социума).

Большинство опрошенных практических работников правоохранительных органов считают наиболее частым итогом легализации подкуп чиновников (48,3%). Значительное место отводится политическому пиару (19) и, как ни странно, спонсорским вливаниям (15%). Впрочем, спонсорские пожертвования, в свою очередь, играют на политический пиар, и в итоге спонсор возвращает с лихвой вложенные средства.

Опасность легализации складывается, во-первых, из совершаемых ради придания легитимного вида средствам преступлений и, во-вторых, из тех возможных итогов криминального или нравственного плана, которые являются финалом самой легализации.

1 Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003. С. 164.

2 Якимов О.Ю. Легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем: уголовно-правовые и уголовно-политические проблемы : автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов. 2004. С. 14, 7.

3 Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах содружества / Б.С. Болотский [и др.]. М., 2001. С. 122.

БАЗИСНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т.В. ЩУКИНА,

зав. кафедрой гражданского права и процесса филиала ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы», кандидат юридических наук, доцент

academy@orags.org

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы определения и классификации базисных критериев оценки результатов деятельности государственных гражданских служащих в субъекте Российской Федерации.

Ключевые слова: функциональная нагрузка, критерии оценки различных категорий государственных гражданских служащих, государственная функция, государственная услуга.

BASIC CRITERIA OF ESTIMATION OF THE RESULTS OF ACTIVITY OF STATE CIVIL SERVANTS IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

T.V. SHCHUKINA,

a managing chair of civil law and process of Lipetsk branch of the «Oryol regional Academy of state service»,

a candidate of jurisprudence, associate professor

The summary. The urgent problems of determination and classification of basic criteria of estimation of the results of activity of state civil servants are examined in the subject of the Russian Federation.

Key words: functional loading, criteria of estimation of different categories of state civil servants, state function, government service.

В настоящее время в свете проведения реформ государственного управления, многие функции государственного управления модернизируются: становятся узкими по своему содержанию и дробятся на более «мелкие» подфункции (действия органа управления). Большинство подфункций государственного управления преобразуются в административные процедуры, а те, в свою очередь, становятся государственными и муниципальными услугами. В широком понимании подфункции государственного управления можно называть направлениями деятельности органа государственного управления и относить их к элементам его компетенции (полномочиям).

Компетенция органа исполнительной власти делится на две большие группы: Ф государственные услуги; $ государственные функции.

Выполнение государственных функций и государственных услуг существенно различается; эти различия, в свою очередь, обусловливают особенности функциональной нагрузки государственных служащих, а также проблемы статуса государственного служащего, оказывающего государственную услугу.

Государственные служащие, оказывающие государственные услуги населению, выполняют больший объем работы, связанный с приемом граждан, их консультированием, анализом представленных документов и вынесением решений. В процессе оказания государственной услуги государственные служащие должны руководствоваться не только административными регламентами об оказании услуги, но и федеральными, региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок представления документов и т.п.

Должности государственной гражданской службы, которые замещают государственные служащие, оказывающие государственные услуги, относятся к разряду должностей, связанных с коррупционными рисками. Следовательно, ответственность этих государственных служащих по сравнению со служащими, выполняющими государственные функции, значительно повышается. Усиливается контроль за осуществлением их деятельности, соблюдением ими реализуемого законодательства и нормативных правовых актов о предупреждении коррупции.

В своей деятельности государственные служащие, оказывающие государственные услуги, сталкиваются с проблемными вопросами, относящимися непосредственно к их работе и правовому статусу. Нехватка квалифицированных специалистов в многофункциональных центрах по предоставлению государственных услуг может быть восполнена за счет сокращенных государственных служащих, выполнявших работу по приему заявлений в рамках процедуры оказания государственной услуги органом государственной власти.

Статус государственных гражданских служащих, оказывающих государственные услуги и одновременно ведущих прием и консультирование граждан в многофункциональных центрах, необходимо уточнить и скорректировать. Функциональная нагрузка этих служащих увеличивается, так как им приходится работать и на своем рабочем месте, и перемещаться в определенные дни в многофункциональный центр. Эта нагрузка в несколько раз выше, чем у государственных гражданских служащих, оказывающих государственные услуги исключительно на своем рабочем месте, определенном в служебном контракте.

Следовательно, необходимо в нормативном порядке закрепить критерии разграничения не только государственных функций от государственных услуг, но и установить критерии, согласно которым государственная услуга оказывается на рабочем месте государственного служащего либо в помещении многофункционального центра (при сотрудничестве по договору). Данное разграничение вправе осуществить субъект РФ самостоятельно.

Смысл результата оценки деятельности государственных гражданских служащих — вывод о том, как выполняется функция государства, делегированная органу государственной власти субъекта РФ (полностью, частично или не выполняется вовсе). Каким образом справляются структурные подразделения органа государственной власти субъекта РФ с полномочиями, входящими в их компетенцию. Как работает каждый государственный гражданский служащий органа государственной власти субъекта РФ. При этом кадровые технологии оценки деятельности государственных гражданских служащих должны равноценно применяться ко всем категориям служа-

щим, независимо от категории функциональной нагрузки.

При проведении оценки деятельности государственного гражданского служащего вопросы обратной связи с населением (потребителями) очень важны для первой, третьей и четвертой категорий государственных служащих, классифицируемых в зависимости от функциональной нагрузки. Систематическое осуществление общественного мониторинга и внутриведомственного мониторинга законодательства о государственной гражданской службе субъекта РФ и о кадровой политике, а также кадровой ситуации в регионе выступает объективной необходимостью.

В отношении каждой из категорий государственных служащих, классифицируемых в зависимости от выполняемой нагрузки, должны быть сформированы основные и дополнительные критерии оценки. Основные критерии отражают сущность функциональной нагрузки, выполняемой той или иной категорий служащих. Представим отдельные основные критерии оценки деятельности государственных гражданских служащих для всех категорий.

1. Категория «руководители». Роль внешнего и внутреннего мониторинга заключается в более объективной оценке деятельности государственных гражданских служащих, относящихся к категории «руководители». Например, руководитель, замещающий государственную должность главной (высшей) группы, может в течение календарного года сформулировать, разработать и внедрить одну — две целевые программы или концепции. Объем функциональной нагрузки специфичен, а проведение правового мониторинга обеспечит оценку эффективности деятельности руководителя с нескольких сторон. С одной стороны, оценка производится с использованием четко определенных критериев, с другой, — оценивается правовая, организационная составляющая работы руководителя и мнение граждан, являющееся «обратной связью» с органами государственной власти субъектов РФ.

Для государственных гражданских служащих, предоставляющих государственные услуги, основными критериями эффективности их деятельности должны выступать:

объем предоставляемых услуг; качество услуг, оказываемых потребителям; ® объем денежных средств, поступающих от оказания конкретной государственной услуги в бюджет субъекта РФ, либо их экономии.

2. Категория «государственные гражданские служащие, выполняющие государственную функцию контроля и надзора». Для них основными критериями оценки эффективности деятельности служат:

объем выполняемых действий и принимаемых решений, выносимых предписаний;

отсутствие жалоб на незаконные действия либо бездействие государственных гражданских служащих;

# отсутствие судебных решений о привлечении к ответственности государственного гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей;

отсутствие приказов руководителей о применении дисциплинарного взыскания в отношении служащего, неправомерно применившего свои должностные полномочия;

объем денежных средств, поступающих от оказания конкретной государственной услуги в бюджет субъекта РФ, либо их экономии.

3. Категория «государственные служащие, выполняющие государственные функции, не относящиеся к надзору и контролю». Основными критериями оценки эффективности деятельности для них выступают:

# объем выполненной работы, в пределах установленной нормы для определенного вида деятельности (составление отчетов, справок, печатных документов) — количественная характеристика;

# отсутствие приказа руководителя о применении дисциплинарного взыскания;

# высокий процент выполнения ежедневных, еженедельных заданий руководителя. Руководитель ежедневно в компьютерном варианте определяет задания для каждого работника своего подразделения. В конце рабочего дня сотрудник также отчитывается перед руководителем о степени выполнения выданных заданий — качественная характеристика;

# низкий процент переделанных либо не исполненных поручений — качественная характеристика.

Исходя из оценки деятельности государственных гражданских служащих по функциональному признаку, на первое место в кадровой работе выходит нормирование деятельности государственных гражданских служащих субъекта РФ. Оно рационально для первой, второй и третьей категорий государственных гражданских служащих. Основываясь на нормах функциональной нагрузки, возможен оптимальный расчет штатного расписания в органе государственной власти субъекта РФ. Оптимальная штатная численность позволит избежать стихийных оптимизаций, сокращений либо увеличения штатов.

Достижение оптимальной обоснованной штатной численности государственных гражданских служащих в органе государственной власти субъекта РФ, обеспечит:

# планирование карьеры государственных гражданских служащих;

# применение инновационных кадровых технологий в кадровой работе (адаптация персонала, подготовка к выходу на пенсию и т.п.);

объективную оценку эффективности деятельности государственных гражданских служащих;

мотивацию служебной деятельности государственных гражданских служащих, соответствующую запросам государственного управления субъектом РФ и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.