БАЗЕЛЬ-II И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА
РЕЗБАЕВ Виль Мухтарович,
кандидат экономических наук, профессор Башкирского государственного университета
Современные проблемы становления банковского дела и банковских операций имеют большое значение на макро- и микроэкономическом уровнях. Рыночные отношения, характеризующиеся ростом неустойчивости, высокими темпами инноваций, разнообразием финансовых инструментов и интернационализацией финансовых потоков, заставляют органы банковского надзора совершенствовать методику и практику выявления и оценки рисков, способы их предупреждения с целью стимулирования процессов управления рисками.
В настоящее время распространена следующая классификация рисков финансовых организаций: кредитные, рыночные, операционные и риски ликвидности.
В Указании Банка России от 23 июня 2003 г. «О типичных банковских рисках» приводится следующий перечень современных рисков: кредитный, страновой (включая риск неперевода средств), рыночный, фондовый, валют-
ный, процентный, операционный, правовой, потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск), стратегический, риск ликвидности.
При этом важную роль играет оптимизация надзора, заключающаяся в приведении в соответствие экономических и надзорных требований к оценке рисков. В 1988 г. Базель-ский комитет по банковскому надзору* подготовил Соглашение Базель -1, которое установило первые определения банковского капитала и его минимальной величины, получившие признание международного банковского сообщества.В целях развития и совершенствования систем управления банковскими рисками и надзора за деятельностью банков Базельский комитет опубликовал 26 июня 2004 г. Соглашение Базель-И - «Международная конвергенция капитала и стандартов капитала: новые подходы».
В настоящее время принципы этих Соглашений функционируют в более чем 100 государствах мира.
Соглашение Базель-И утверждено Банком международных расчетов (BIS) в январе 2001 г Основное его требование заключается в том, что уровень банковского капитала должен соответствовать структуре рисков, которые принимает на себя банк. Главная цель - повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом. От старых систем деятельности Ба-зель-ll отличается сложным подходом к оценке операционных и кредитных рисков. При этом основные нововведения коснулись кредитных рисков: кроме стандартизированного подхода к оценке рисков по разным категориям активов, банки могут применять более гиб-
* Базельский комитет по банковскому надзору создан при Банке международных расчетов в 1974 г. Членами Базельского комитета являются представители банковских надзорных органов и Центральных банков 13 государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов. США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии).
Базель-Н и его значение для современного банковского бизнеса
61
кие продвинутые подходы. В июле 2006 г. Ба-зельский комитет по банковскому надзору объединил Базель-И с рядом положений, опубликованных ранее.
Таким образом, новым Соглашением преследуется цель улучшить содержание действующих правил путем приведения в соответствие закрепленных в законодательстве требований к капиталу с исходными рисками, возникающими у банков.
Рассматривая некоторые аспекты критического анализа основных положений Базеля-Н следует отметить, что переход на эти принципы и придание им большего динамизма в банковской деятельности позволяют открыть новые перспективы в работе банковского сектора.
При этом органам регулирования банковских структур и их международным организациям потребуется идти в ногу со стремительными переменами в банковском секторе, осмысливая и развивая их. Основной причиной изменений Базельских принципов в современных условиях явились проблемы совершенствования учета рисков операций банков на финансовых рынках. В новом Соглашении формула расчета требований к собственному капиталу включает в себя обеспечение рыночных рисков, которые состоят из рисков по вложениям в процентные ценные бумаги, рисков вложений в долевые инструменты и валютных рисков.
Рекомендации Базельского комитета увеличивают требования по обеспечению рисков, возникающих в результате операций банков на финансовых рынках. Базель-П предлагает новую трактовку того, какие риски следует учитывать при расчете регулятивного капитала и каким образом следует оценивать соответствие собственных средств банка и тех рисков, которые он на себя принимает. Зачитель-но пересмотрены требования к достаточности капитала банков, установленные первым Соглашением 1988 г. (Базель-1) и некоторыми последующими решениями Базельского комитета. Были учтены и проанализированы многие положения по эффективному функционированию банковской системы, основанному на комбинации надзорных функций, важнейших современных требований рыночных законов и новейших методов управления банками. В документе, кроме вводной части, были выделены три основных раздела, это - требова-
ния к достаточности капитала, определение основных направлений управления рисками; выяснение важнейших особенностей банковского надзора; строгое соблюдение требований и законов рыночной дисциплины. Таким образом, в Соглашении предусмотрено, что отныне соответствующие надзорные органы и коммерческие банки будут совместно решать проблемы обеспечения финансовой устойчивости банковской системы посредством разработки общих мероприятий. Следует отметить и то, что страны - члены Европейского Союза (ЕС) также заняты важнейшими процедурами внедрения рекомендаций Базеля-П и стараются применять для этого более сложные аналитические подходы и исследования.
Особенности подготовки процессов перехода к Базелю-М. В данном документе разработана Концепция наиболее эффективного функционирования банковской системы, опирающейся на банковский надзор, сочетающий высокий профессиональный опыт специалистов и соблюдение законов развития рыночных структур. Следует отметить, что в процессе подготовки к введению в действие соответствующих принципов Базельский комитет с 2001 г. по настоящее время провел значительное количество всеобъемлющих тестов и контрольных операций в реальных условиях функционирования банковской системы. Результаты проведенных исследований были опубликованы в документе под названием «Количественный анализ применения новых требований (КАП)» с целью определения влияния Базеля-П на динамику объемов капитала. Все методологические аспекты измерения и определения уровня достаточности капитала, рассмотренные в Базеле-И, основаны на переходе к новейшей системе управления рисками банковской деятельности, ибо управление рисками - это часть профессиональной деятельности специалистов по управлению банком. Несмотря на высокие материальные затраты и значительные риски, связанные с переходом на принципы Ба-зеля-И, вполне очевидно, что рано или поздно всем кредитным организациям придется считаться с требованиями этого документа. В свою очередь, это выгодно и банкам и надзорным органам, т.к. будет обеспечено повышение устойчивости и эффективности функционирования банковской системы. Все сро-
ки и варианты перехода на Базель-И регулируются соответствующими надзорными органами в зависимости от степени готовности банковской системы в целом. Это связано с очень осторожным подходом к этой проблеме, т.к. поспешное введение Базеля-iI может иметь непредсказуемые последствия
Результаты исследований Базельского комитета и Института финансовой стабильности свидетельствовали о том, что представители более 100 государств мира высказались о своих намерениях ввести Базель-ll. При этом значительное количество государств при оценке кредитного риска на основе внутреннего рейтинга намерено использовать базовый и стандартизированный подходы [1. С. 23]. Согласно позиции Центрального банка (ЦБ) РФ*, переход к новым стандартам регулирования достаточности капитала будет осуществляться поэтапно. В рамках первого компонента Соглашения в 2008 г. будет применяться упрощенный стандартизированный подход к оценке кредитного риска, а второй и третий компоненты будут полностью введены с 2009 г. К концу 2009 г. для оценки операционного риска широкое распространение получит базовый индикативный подход, основанный на соответствующей помощи хозяйствующим субъектам, фирмам и организациям в разработке своих планов, исходя из собственного видения экономического будущего своей фирмы. Следует отметить и то, что к 2015 г. ожидается значительное увеличение количества кредитных организаций, использующих усовершенствованный подход при оценке операционного риска.
О внедрении принципов Базеля-ll в
США и других государствах. Анализ материалов исследований, выполненных ЕБРР (англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) в 2007 г., свидетельствует о том, что большинство государств уже разработали достаточно реальные планы по внедрению Базеля-И [2. С. 13]. Во многих из них работают различные инициативные группы, изучающие возможности для внедрения и освоения Соглашения на более экономичных условиях и минимальных издержках для банковских систем. В настоящее время совместно с банковскими организациями апробируются
многочисленные методические и инструктивные документы оценки рисков и адекватности капитала. Это хорошо видно на примере организации соответствующей деятельности в США, Японии, в странах ЕС и в других государствах.
Работа по введению Базеля-И в США началась с назначения соответствующих организаций и наиболее подготовленных кадров ответственными за это мероприятие. К таким организациям относятся: Служба финансовой инспекции, Совет управляющих Федерального резервного банка, Федеральная корпорация страхования вкладов и Служба контроля за сберегательными организациями. Эти организации провели анализ возможностей различных банков применить определенные варианты для оценки рисков. Результатом этой работы явилась Программа (Notice of proposed rulemaking (NPR), посвященная проблемам организации мероприятий по внедрению Ба-зеля-П. Несмотря на то, что с легкой руки Президента США внедрение Базеля-И принято считать делом национальной чести, только самые крупные банки могут позволить себе использовать в работе продвинутый стандарт Базеля и применять внутренние оценки расчета величины капитала. Для создания более удобных условий банковской системе период перехода к новому Соглашению был разделен на несколько этапов. В результате окончательные сроки введения Базеля-И в США были установлены ориентировочно на 2010 г.
В Японии ответственной организацией за введение Базеля-ll является Агентство финансовых услуг, занимающееся также разработкой важнейших нормативных и методических документов.
В 2006 г. надзорные органы Японии выбирали наиболее приемлемые для банковской системы страны методики оценки рисков, а в 2007 г. начали вводить стандартные подходы для многих категорий банков, которые должны стать нормой для всей банковской системы в 2008 г.
Страны ЕС организуют эти мероприятия, руководствуясь очень жестким по этапности и срокам документом - Директивой о требованиях к капиталу, содержащей различные аспекты реформирования банковских систем государств - членов ЕС. Организацией и ко-
* Рекомендации по организации управления операционным риском в кредитных организациях. Письмо Банка России от 24 мая 2005 г. N9 76-Т.
Базель-ll и его значение для современного банковского бизнеса
63
ординацией этой работы в рамках ЕС занимаются Комитет европейских органов по банковскому надзору и Европейский Центральный банк. В каждом из государств - членов ЕС созданы специальные целевые группы, проводятся многочисленные консультации и апробации по актуальным проблемам деятельности банковской системы. Сроки выполнения соответствующих соглашений определяются состоянием необходимой инфраструктуры, включая людские ресурсы, режим раскрытия информации, корпоративное управление и методы бухгалтерского учета и резервирования. Что касается банковской системы России, то следует отметить, что она только накапливает опыт построения системы управления банковскими рисками на примере других стран.
Об особенностях внедрения Базеля-П в России. Следует отметить, что внедрение Базеля-И предполагает использование целого ряда определенных статистических информационных данных, например, таких, как: мониторинг финансового состояния и дефолта, детализированные по контрагентам, категориям кредитного риска и срочности; динамика и волатильность процентных ставок; финансовые потери, понесенные в результате реализации кредитных, рыночных и операционных рисков. В ходе решения этих проблем, банкиры многих стран считают, что конечные сроки внедрения Базель-1! еще не раз могут быть пересмотрены. Между тем сроки внедрения Базеля-П в России значительно отстают от сроков, принятых в странах Западной Европы, где уже с января 2008 г. начали использовать продвинутый подход к оценке кредитного и операционного риска, а стандартный подход используется уже с начала 2007 г.
«Определение временных рамок перехода к Базелю-1! нуждается в дополнительной проработке», - считает президент банковской ассоциации «Россия» Александр Мурычев. В этой связи целесообразность решения Банка России об установлении жестких сроков вызывает определенные сомнения. По нашему мнению, этот вопрос может быть решен при выполнении рекомендаций Базельского комитета, касающихся этапов перехода к Базелю-П, а также с учетом первых результатов применения нового Соглашения по капиталу в странах «группы десяти».
Ассоциация региональных банков провела исследование с целью выявления состояния
и перспектив развития риск-менеджмента в российских кредитных организациях и изучения мнения банков по переходу на Базель-!1. Результаты этого исследования показали, что пока готовность банковской системы России по переходу на Базель-11 не вполне соответствует предъявляемым требованиям. Так, лишь 41,6 % респондентов подтвердили факт общего знакомства с документами Базельского Соглашения, использующих в своей практике отдельные рекомендации Базельского комитета оказалось 24,7 % респондентов, готовы перейти на новые Базельские принципы в полном объеме и в определенный ЦБ РФ срок -18,2 %. Пока не готовы в полной мере реализовать рекомендации Базеля-ll -15,6 %.
Наибольшую подготовленность к переходу на Базель-ll демонстрируют банки Московского региона (27,8 %) и Приволжского федерального округа (29,47 %). Так, «Банк Москвы» обратился к ЦБ РФ с просьбой разрешить внедрение Базеля-П в 2007-2008 гг. В своем комментарии по этому поводу финансовый директор банка Юрий Максутов отметил: «Крупнейшие российские банки сейчас активно интегрируются в мировую финансовую систему. Мы выходим на рынок внешних заимствований, внедряем у себя все международные стандарты банковской деятельности, и переход на Базель-11 является одним из таких стандартов. Если мы хотим на равных конкурировать с крупными иностранными банками, а с другой стороны, адекватно восприниматься международными инвесторами, мы должны переходить на Базель-11 в те же сроки, что и международные финансовые институты». Следует отметить и то, что банки в основном работают не с собственными, а с привлеченными средствами и поэтому соотношение активов, пассивов и капитала является ключевым показателем деятельности банка, наиболее полно характеризующим степень его устойчивости. Основой для сопоставления уровня собственных средств и рисковой структуры активов служит показатель достаточности капитала (CAR, capital adequacy ratio), представляющий собой отношение собственного капитала к активам, взвешенным с учетом риска.
Применение новейших систем управления рисками в условиях современного российского рынка дает значительные преимущества с точки зрения не только надежности банковской системы, но и учета результатов деятельности отдельных коммерческих банков.
К таким преимуществам можно отнести фактор повышения имиджа банка перед контрагентами и потенциальными инвесторами, а также возможность повысить кредитный рейтинг банка, открыв для себя дополнительные источники снижения стоимости финансирования. Применение методов Базеля-И позволяет управлять величиной риска и соотносить ее с величиной возможных потерь, отслеживая наиболее приемлемый для банка уровень риска.
Согласно позиции ЦБ РФ, переход к новым стандартам регулирования достаточности капитала будет осуществляться поэтапно. Ба-зель-Н включает в себя три компонента: минимальные требования к капиталу, надзорный процесс в отношении капитала и рыночная дисциплина. В рамках первого компонента Соглашения к 2008 г. будет применяться упрощенный стандартизированный подход к оценке кредитного риска, а второй и третий компоненты будут полностью введены в 2009 г. Следует отметить, что внедрение Базеля-И, особенно второго и третьего компонентов, сопряжено с необходимостью внесения ряда изменений в банковское законодательство,
поэтому к процессам внедрения Базеля-Н необходимо как банкам, так и органам банковского надзора. При этом крайне необходимы обстоятельные консультации как органов надзора, так и банковского сообщества. Активное участие банковского сообщества во всех процедурах и на всех этапах реализации Базеля-П является одним из важнейших условий успеха проводимых мероприятий.
Стандарты Базеля-И предполагают большую гибкость в подходах к расчету регулятивного капитала, и если максимально использовать все возможности, предоставленные Соглашением, то можно существенно снизить показатели достаточности капитала и высвободить дополнительные ресурсы на развитие банковского бизнеса.
Литература
1. Базель-И: оценка некоторых промежуточных итогов//Международные банковские операции. 2007. № 1.
2. Базель-И и его последствия для Центральной и Восточной Европы // Международные банковские операции. 2006. №2.
К сведению читателей:
Вышла книга:
Маликов М.Ф.
Механизм согласования федерального и регионального законодательства. Комплексное научно-правовое исследование. В 5-частях. Часть 1: Методология изучения механизма согласования федерального и регионального законодательства / М.Ф. Маликов. Уфа: Гилем, 2008. 136 с.
Рассматриваются методологические, теоретические, концептуальные основы изучения механизма согласования федерального и регионального законодательства на современном этапе развития российской правовой системы на примере Республики Башкортостан.
Для научных работников, депутатов всех уровней, аспирантов и студентов юридических вузов и читателей, интересующихся проблемами правотворчества.