Научная статья на тему 'Արդարադատության դոկտրինալ և օրենսդրական հիմքերի պատմական զարգացման հիմնական ուղենիշները'

Արդարադատության դոկտրինալ և օրենսդրական հիմքերի պատմական զարգացման հիմնական ուղենիշները Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
արդարադատություն / Աստվածաշունչ / Ղուրան / Ավեստա / հնդարիական / օրենք / իրավունք / правосудие / Библия / Коран / Авеста / индоарийский / закон / право

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанян Норайр В.

Идея правосудия – как требование справедливого и правильного разрешения споров компетентными органами в рамках установленных процедур, возникла в глубине древнейших веков. Его источники можно найти в “Ригведе”, священных текстах индоарийских народов, “Авесте”, в книге пророчеств и проповедей древнеиранского пророка Заратустры, Библии, Коране, других священных писаниях. Правосудие … Что является основанием этого слова? Какие идеи положили люди на этом основании, на котором построен этот правовой институт? Как объединились идеи правосудия и закона в этом термине и положили основу возникновения судебной власти, которая сегодня является оплотом любого правового демократического государства? Анализируя правовую литературу, можно отметить, что вопрос о государственности, праве и правосудии заботил Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Гроция, Э. Канта, Платона, М. Цицерона, Монтескье и других известных мыслителей. В дальнейшем их идеи были отражены в трудах наших современников – С. Алексеева, Д. Иконникова, Д. Керимова, А. Левченкова, В. Нерсисянца, А. Сачкова, В. Смородинскоо, В. Суханцевой и других авторов. Тем не менее, характер правосудия динамичный, правօсудие постоянно развивается под воздействием преобразующих процессов, происходящих в обществе и государстве. Так как правосудие действительно является одним из основных, важных направлений, свойственных государственной деятельности, то многочисленные исследователи в области теории государства и права и истории, отвечая на первый вопрос, обычно соглашаются, что правосудие является ровесником как государства, так и права. Данное теоретическое заключение обосновывается следующим основаниями:  Первое, правосудие в принципе невозможно без существования определенной правовой базы, так как именно ее наличие побуждает сторон искать защиту государства, в том числе также в суде, в случае нарушения какого-либо конкретного субъективного права. Действительно, когда нет права, суд также не является необходимым, а если нет суда, нарушается также нормальное функционирование права. В таком случае суд придает живости праву и выступает в качестве “живого права”.  Второе, предположение, что суд является ровесников права и государства и связанным с ними, достаточно основательно было подтверждено дошедшими до нас историческими памятниками, согласно которым любая правовая система невозможна без суда – института, осуществляющего правосудие, который предусмотрен для восстановления нарушенного права и социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Stages of Historical Development of Doctrinal and Legislative Bases of Justice

The idea of justice, as a demand for a fair and correct settlement of disputes by competent authorities within the framework of established procedures, arose in ancient times. Its sources can be found in “Rigveda”, sacred texts of Indian peoples, “Avesta”, in the book of prophecies and sermons of old Iranian prophet Zoroaster, in the Bible, the Quran and other sacred writings. Justice... What is the base of this word? What ideas did people put on the foundation on which this legal institution was built? How did the ideas of justice and law unite in this term and lay the foundation for the emergence of judiciary, which today is bulwark of any legal democratic state. Analyzing the legal literature, it could be mentioned that issues regarding the statehood, law and justice concerned Aristotle, G.V.F. Hegel, H. Grotius, E. Kant, Plato, M. Cicero, Montesquieu and other famous thinkers. Later, their ideas were reflected in the works of our modern S. Alexeyev, D. Ikonnikova, D. Kerimov, A. Levchenkov, V. Nersesyants, A. Sachkov, V. Smorodinsk, V. Sokhantseva and other authors. However, the nature of justice is dynamic, justice is constantly developing under the influence of the transformation processes taking place in society and the state. As justice is really one of the main, important directions typical of state activity, then numerous researchers in the field of state and theory of law and history, answering the first question, usually agreed that justice is equal to both the state and the law. This theoretical conclusion is based on the following grounds;  First, justice is fundamentally impossible without the existence of a certain legal basis, because its existence motivates the parties to seek protection in the state, including in the court, in case of violation of any specific subjective right. Indeed, if there is no law, neither the court is required, and if there is no court, then the normal operation of the law is also violated. In this case, the court gives life to the law and stands for “living right”.  Second, the assumption that the court is considered the equal and adjacent to the law and the state, has been thoroughly confirmed by the historical monuments that have reached us. According to which, any legal system is impossible without a court, an institution of justice, which is envisaged for restoration of violated right and social justice.

Текст научной работы на тему «Արդարադատության դոկտրինալ և օրենսդրական հիմքերի պատմական զարգացման հիմնական ուղենիշները»

UpqmpmqmrnnLpjmb к opbbuqpm^mb h^tfpbp^

u|iuuuUul|iuii qmpqmgdmb h^tfbm^mb nLqbb^2bbpp

итЬфшЩшй bnpmjp ^.

QUU Ф^фипфшупщшй, шдр.щщр.щ}р. к I>liiuilniiipli liiiuuiliumi uifi uiuui/i/iiidiui (bpkiuh, <(<() https://orcid.org/0009-0007-6099-Q447 [email protected]

34(091); EDN: EQVLNI DOI: 10.58587/18292437-2024.6-40

^mbqnLgmpmnhp к pшnш|шщш|gnLpjnLhhhp" mpqmpmqmrnnLpjnLb, Цит4ш&ш2пгЬ^, 4nLpmb, U^burnm, hbqmp^m^mb, ophbf, ^pm^nLbf

Основные вехи исторического развития доктринальных и законодательных основ

правосудия

Степанян Норайр В.

аспирант Института философии, социологии и права НАН РА (Ереван, РА)

Аннотация. Идея правосудия - как требование справедливого и правильного разрешения споров компетентными органами в рамках установленных процедур, возникла в глубине древнейших веков.

Его источники можно найти в "Ригведе", священных текстах индоарийских народов, "Авесте", в книге пророчеств и проповедей древнеиранского пророка Заратустры, Библии, Коране, других священных писаниях. Правосудие ... Что является основанием этого слова? Какие идеи положили люди на этом основании, на котором построен этот правовой институт? Как объединились идеи правосудия и закона в этом термине и положили основу возникновения судебной власти, которая сегодня является оплотом любого правового демократического государства?

Анализируя правовую литературу, можно отметить, что вопрос о государственности, праве и правосудии заботил Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Гроция, Э. Канта, Платона, М. Цицерона, Монтескье и других известных мыслителей. В дальнейшем их идеи были отражены в трудах наших современников - С. Алексеева, Д. Иконникова, Д. Керимова, А. Левченкова, В. Нерсисянца, А. Сачкова, В. Смородинскоо, В. Суханцевой и других авторов. Тем не менее, характер правосудия динамичный, правосудие постоянно развивается под воздействием преобразующих процессов, происходящих в обществе и государстве.

Так как правосудие действительно является одним из основных, важных направлений, свойственных государственной деятельности, то многочисленные исследователи в области теории государства и права и истории, отвечая на первый вопрос, обычно соглашаются, что правосудие является ровесником как государства, так и права.

Данное теоретическое заключение обосновывается следующим основаниями:

• Первое, правосудие в принципе невозможно без существования определенной правовой базы, так как именно ее наличие побуждает сторон искать защиту государства, в том числе также в суде, в случае нарушения какого-либо конкретного субъективного права. Действительно, когда нет права, суд также не является необходимым, а если нет суда, нарушается также нормальное функционирование права. В таком случае суд придает живости праву и выступает в качестве "живого права".

• Второе, предположение, что суд является ровесников права и государства и связанным с ними, достаточно основательно было подтверждено дошедшими до нас историческими памятниками, согласно которым любая правовая система невозможна без суда - института, осуществляющего правосудие, который предусмотрен для восстановления нарушенного права и социальной справедливости.

Ключевые слова и словосочетания: правосудие, Библия, Коран, Авеста, индоарийский, закон, право

Basic Stages of Historical Development of Doctrinal and Legislative Bases of Justice

Stepanyan Norayr V.

postgraduate of Institute of Philosophy, Sociology and Law of National Academy of Sciences of the Republic of Armenia (Yerevan, RA)

Abstract. The idea of justice, as a demand for a fair and correct settlement of disputes by competent authorities within the framework of established procedures, arose in ancient times.

Its sources can be found in "Rigveda", sacred texts of Indian peoples, "Avesta", in the book of prophecies and sermons of old Iranian prophet Zoroaster, in the Bible, the Quran and other sacred writings.

Регион и мир, 2024, № 6 (55)

Justice... What is the base of this word? What ideas did people put on the foundation on which this legal institution was built? How did the ideas of justice and law unite in this term and lay the foundation for the emergence of judiciary, which today is bulwark of any legal democratic state.

Analyzing the legal literature, it could be mentioned that issues regarding the statehood, law and justice concerned Aristotle, G.V.F. Hegel, H. Grotius, E. Kant, Plato, M. Cicero, Montesquieu and other famous thinkers. Later, their ideas were reflected in the works of our modern S. Alexeyev, D. Ikonnikova, D. Kerimov, A. Levchenkov, V. Nersesyants, A. Sachkov, V. Smorodinsk, V Sokhantseva and other authors. However, the nature of justice is dynamic, justice is constantly developing under the influence of the transformation processes taking place in society and the state. As justice is really one of the main, important directions typical of state activity, then numerous researchers in the field of state and theory of law and history, answering the first question, usually agreed that justice is equal to both the state and the law.

This theoretical conclusion is based on the following grounds;

• First, justice is fundamentally impossible without the existence of a certain legal basis, because its existence motivates the parties to seek protection in the state, including in the court, in case of violation of any specific subjective right. Indeed, if there is no law, neither the court is required, and if there is no court, then the normal operation of the law is also violated. In this case, the court gives life to the law and stands for "living right".

• Second, the assumption that the court is considered the equal and adjacent to the law and the state, has been thoroughly confirmed by the historical monuments that have reached us. According to which, any legal system is impossible without a court, an institution of justice, which is envisaged for restoration of violated right and social justice.

Keywords & phrases: justice, Bible, Quran, Avesta, Indian languages, law, right

Ъш^шршЬ.

Црцшршцштт^шЬ qшqшфшpp frpph ишМшЬ^шй ^pqhp^ 2Р?шЬшЦЬЬрпЫ ^рш-^шиш. йшрй^ЬЬЬр^ Цпцгё^д ^hfihpk nL fifcs pL&tob щшhшЬ2, шпш^шдЬ t fanpp hЬшqш-pnLtf: Op^^^, h^b Р^ЬшитшЬ^й к ^ЬцЦши-тшЬ^й щЬцтй tkk np ^hrnnLpjnLbp к hшuш-pшЦnLр]nLЬp щЬтр t шпш2Ьnpq4hЬ шpqшpnL-Р)шЬ к шpqшpшqшsnLр]шЬ qшqшфшpЬhpnф

Uk2ЬшqшpnLtf шpqшpшqшsnLр]шЬ ^^ш-php^i qшqшфшpЬhpЬ шtfpшщЬq4hд^Ь qpш4np opbbpbbpnL^ (op^^k Ufakршp 0-п2^ цштши-sшЬшqppnLtf, pшppшpnuшЦшЬ ophbuqpphpnL^, ^пЬШЦШЬ bnptfhpnLtf):

^ш^ш^рш^шЬ щштй^р^Ьр ^Цш^й t, np шpqшpшqшsnLр]шЬ qшqшфшpp к ^шЦ-т^ЦшЬ tf^s ti nLq^gh ЬЬ к 2шpnLЬшЦnLй ЬЬ nLqh^h йшpqЦnLрJшЬp:

■^йЬшЦшЬ рп^шЬцшЦ^рз^Ьр. UpqшpшqшsnLр]шЬ qшqшфшpp ^ppк ишМшЬ^шй pЬршЦшpqhpk 2Р2шЬшЦЬhpnLй ^ш^ши^ йшpй^ЬЬhp^ Цпцгё^д ^hfihpk шpqшp nL fi^2s ^МшЬ щшhшЬ2, шпш^шдЬ t fanpp hЬшqшpnLtf:

^ш шqpJnLpЬhpp Цшphф t qsbhi «ftkq-^bqmjnL^» hЬqшpkшЦшЬ dn^n^nLpqbhp^ uppш-qшЬ shpushpnL^, «U4husшJnLtf» h^b ^шЬш-ЦшЬ йшpqшph Spшqш2s^ йшpqшphnLрJnLЬ-bhp^ nL ^pnqbhp^ qppnLtf, Uus4ш&ш2Ь^nLtf, ЯnLpшЬnLй, uppшqшЬ шд qpnLpjnLbbhpnL^:

UpqшpшqшsnLр]nLk ПрЬ t mju pшпk h^tfpp: UшpqkЦ qшqшфшpЬhp qphg^b ш|Ь h^tfpk ^ш, npk ^ш Цшп^д^Ь t шуи ^ш-4шЦшЬ ^bus^snLsp [1]: UpqшpшqшsnLр]шЬ к ophbp^ qшqшфшp bhpb кЬ^щЬ"и tf^^np^hg^b ш|и hqpnLjpk йЬ? к h^tfp qphg^b qшsшЦшЬ к2^шЬ^р]шЬ шпш^шдйшЬр, npb m^uop дшЬ-

Цшдш& ^pш4шЦшЬ dnqn^pqш4шpшЦшЬ ^hsnL-Р)шЬ щшs4шpЬ t:

4hppL&hin4 ^pш4шЦшЬ qpшЦшЬnLрJnLЬp" Цшphф t b2h]_, np щhsшЦшЬnLрJшЬ, ^ш^^Ьрк к шpqшpшqшsnLр]шЬ 4hpшphpJШl hшpghpp йsшhnqhl hb Up^usnshj^b, Q-. Ч. Ф. ^hqhikk ^png^nu^b, fc. ^шЬs^Ь, ^lшsnЬ^Ь U. S^gh-pnb^b, Unbshupjnj^b к hmjsb^ шд йsщйnд-bhp^b: ^hsшqшJnLй ЬpшЬg qшqшфшpЬhpЬ шpsшgnL4hg^Ь tfhp dшйшЬшЦшЦ^g U. ЦЬр-иЬкк Ч-. ЬЦПЬЬ^ЦП^Ш]к Ч-. -Shp^n^, U. 1.к^ЬЬ-Цп^, Ч. Ъhpuhu]шЬgк, U. иш^^к Ч. Utfnpn-ц^ЬиЦ^, Ч. UnL^шЬgкшJк, шл hhqкЬшЦЬhpк ш2^шsnLрJnLЬЬhpnLй: UJЬnLшйhЬшJЬк^, шpqш-pшqшsnLрJшЬ pbnLjpp ^кЬш^кЦ t, шpqшpш-шЬpЬqhшs qшpqшЬnLй t hшuш-pшЦnLрJшЬ к щhsnLрJшЬ ^h^ shqk nLbhgn^ 4hpшфn^к^ qnp&pЬршgЬhpк шqqhgnLрJшЬ bhppn: ^hsкшpшp, ш^и ш2^шsшЬpк hшйш-shpusnL^ шпш2шpЦnLй hbp 4hpinL&h]_ шpqш-pшqшsnLрJшЬ к hhs^i фкlкunфшJnLрJшЬp, npk ^k^ngn^ sb^k hb nLbhghi hкйЬшpшp qш^шфшpЬhp к shuшЦhsЬhp ш^и kpш4шЦшЬ kbusksnLsk ^кш^^^^ к qшpqшgnLйp:

Ц^ищ^ии^, ^Ьп U. Skghpnbb kp «^hsnL-Р)шЬ йши^Ь» spшЦsш snL^ b2nL^ t, np «ophhgp, шрцшршцштпщтйр, hшtfшwшp,йnL-pjnihfi, шрцшршд^пгрпйр... qшJpu Ш щ)й йшрц-Цшйд^д, ntfphp hшuшшшhl Ш йЩр жфрщр-йкрп^_, fruty tijniup оркйрйкрпф» [13, t? 30]: Hlus^ qшptfшЬшф ^t, np tfhp рш^рш^р^р^Ь ^pш шqqш& к Ьpш ЬhpЦшJku qh^pp &кш4npnq hkйЬшpшp qшqшфшpЬhpk 2шР2nLй шйЬЬш-щшs4ш4np shqhpkg йЬЦр qpшqhgЬnLй t шpqшpшqшsnLрJшЬ qшqшфшpp, шпшЬд npk opkЬшЦшЬ щЬшшЦшЬшр^Ь qшpqшgnLйЬ шЬ-hЬшp t шпшЬд qpш kpшЦшЬшgйшЬ:

Upq^^ü t üшк ^^rnnüfr шJÜ qm^m-фшрр, npü шpmшhшJmhl t ürn «-^hmnLpjnLÜ», «£ш^шgшЦшünLpJnLÜ», «Ophügühp» к шд mh^öшqnpönLpJnLÜühpnLÚ. «bph ophüfp niâ ^niüfo к qmütfniü t foü^-np ühtyfo ^ш^шжщ/шй ühpfn, щhmnlpJшü йптш1тт йшШ шй^пшш-[2]:

Ъш ü2nLÚ t, np шpqшpnLpJшü ü^rnmrn^p n úfrrniü щшmfrdü t, шд üшк фfiшpшЬn^ühpfr hш2mhgnLÚp: ^nLjü фfrlfrunфшü цшmшpшüühpfr Ü2шüшЦnLÚp hш4шuшphgünLÚ t ^rnnrn^rnp^-ühpfr Ü2шüшЦúшüp: Ь 4hp?n, «^^ш^шй^^ qbtyrntfmp щ^ш^р, цhщfhpnlü qnpôniû t np щЫ цштш^щ, цшmшtfnpp, ¿¡foüh¡n^ ^^шйш^щ, шJÜnlшühüшJÜfotf цшпйтй t щ/ü opp, hpp йш fop щп^шйр шtfшpmnlü t цшшшЦшй qnpôp» [2]:

^rnmnüp 2h2snLÚ t, np шpqшpшqшmnL-pjrnü hprn^rnürngnLÚp jnLprngrnüynLph qnpöü t, hfrúüш4npnLÚ t dnцn^pцшЦшü цшmшpшüfr u^qpnLÜgp. «пШтшЦшй hшügшqnpônlpJnlüühpfoü шnшpшqptfшô tíhцшцpшüfühpp йшfa щhшf t hшüâüфü ânqntfpqfo npn2üшüp: bpp щhшnLpJnLÜp tffipшtfnptfnlü t, рщщ gw^^gfrühpp. qnhhp hü niüh üntü фpшphpnlü t йш^ш^щ цhщphpfr püünip^üp, шщш pn¡npp щhшf t fophüg Шш-pшtf_npnrpJnLÜühpfr uшhüшüühpnlü йш^ш^Ш цpшü: Ьш, ntf ф oqшшqnpônlü шpцшpшцшшnL-p^ü fiüцhшümp tfшp±шpшpnlpJшü hüшpшtfnpnl-pjniüp, hшúшptf_nlú t, np üш pшgшpâшtyшщhu ^шщ ¿niüfr щhшnlpJшü hhrn» [9, t? 410]:

ófrghpnüü ophüffr шüфnфn^ hfrúfü hrn-úrnphg ürnp^rnj^ü pünij pfrü pünpn2 цштйшпр к шpqшpшqшmnLpJnLÜp: -^frü QfrüшumшünLÚ к ^üq^rnumrnünLÚ ^üqnLÚ tfrü. qшpqшgn^ hp^frpp ^hrng t шnш?ünpц:4fr шpqшpшqшmnLpJшúp: ^frü фfrLfrunфшühpfr rniu к шд qшцшфшpühp£ frpш4nLÜ£fr, шqшmnLpJшü, шpqшpnLpJшü, úшpц:ЦшJfrü шpdшüшщшm4nl-pJшü, hnLÚшüfrqúfr 4hpшphpJШl hfrúf hü qrnpàhi pnpp hш?npц uhpnLÜqühpfr hnLÚшüfrumшЦшü к ürnp^rnö^ü hrn^^hpfr, npnüf hfrúf hü hrnü^urnghi ophüffr qhpшЦшJnLpJшü dшúшüшЦшЦfrg hrnjhgrn^rnpqhph: ЦpцшpшцшmnLpJшü fabqfrpfr1 np^hu «шúhü frü^fr цштбшпв» nLunLÚüш-ufrpnLpjnLÜ£ 2шpnLÜшЦhg ^rnrnnüfr nLuшün^ Upfrumnmhip: Ъpш ^pófr^n^, Unpüp ühp-^^gphg qшmшpшü, nprnh^

pnppp ^pn^ hü qшmш4np ifrühj; U^hlfrü, £ш^ш£шgfrühpв ^hrng t hrnúrnp^hü üpшüg, n^fhp «üшuüшtygnlü hü цшт^ к ánqntfp^^ü ánqntffrü: £шqшpшgnl hшutyшgnlpJшü üüшü uшhtíшünltíp |шtfшqmJÜu hшtíшщшmшufaшünltí t pn¡np üpшüg, ntfphp ^^^gfo hü [4, t?

67]: UpqшpшqшmnLpJшü faüqfrpühpfr hhrnrnqrn ^npü pшgшhшJmnLÚв b^pn^rnjnLÚ frpшЦш-üшg4hl t ^np к "bnprnqnijü dшúшüшЦühpnLÚ:

^frü к qшphpnLÚ вЬqhшüpшщhu

hшJmüfr t, np ^hmrn^rnü Цшnш4шpúшü ЦшpкnpшqnLJÜ йкhpfrg úh^£, npp Цп^^шй t inLÖhi frprn^nLÜgfr ünpúhpfr hfrúшü ^^ш ungfrшlшЦшü ^nü$|fr^rnühpB, hшЬqfruшЬnLÚ t шpqшpш-q:шmnLpJnLÜв [11 ]: и^кйт^ dшúшüшЦ, ^штш-prnÜ£ к шpqшpшqшmnLpJnLÜв, np^hu ünipjrnü qnpöшnnLJp, qшpqшgúшü úh? nLÜhghi hü tшЦшü t4nunLgfrш:

LnLÖúшü q-rnrnrn^rnü h^ш-ungfrшLшЦшü к rnü mhuшЦшü шpqJnLÜш-^hrnnLpjnLÜB qшpйhl_ t úшpqЦnLpJшü hшúшp щшpq pш4шЦшüfrü fru^ qpш pшgш-

hrnjrnnLÚB шumfrfiшüшЦшЬnphü hшüqhgphl_ t hшuшpшЦnLpJnLЬnLÚ hшmnLЦ ungfrrnLrn^rnü hüpшhшúшЦшpqfr йкш4npúшüв" q:шmшЦшü fr2WшünLpJшüв, npfr hfrúüшЦшü qnpöшnnLJpв, hшúшйшJÜ qhpúшüшgfr ungfrnpq к frpш4шpшü Ъ. LnLÚшüfr, üprnünLÚ t, np к' ^hrnnLpjnLÜp, к' frpш4шhшpшphpnLpJnLÜühpfr unLpjh^rnühpp, hfrúü^hin^ hш^npqшЦgnLpJшü hшúшqшmшu-^шü йкhpfr ^^ш, nLÜhüшü frprn^rnü hüш-pш4npnLpJnLÜ Цшü^шpqhlh inL ^hfihpfr pnЬnLpJшúp inLÓnLÚühpü [7, t?hp 101-102; 12, t?hp 106-107]:

^шmшpшüfr к шpqшpшqшmnLpJшü öшq-úшü, frü^^hu üшк hhmшqш qшpqшgúшü ^^ш шqqn^ qnpönüühpü к üш^шqpJШl_ühpв pш4ш-Цшüfrü 2шт hü: ^frúürn^rnbnLÚ qpшüg ЦшqúnLÚ hü prnpq hшúш^nLÚp, npfr pш^ЦшgnLgfr^ühpfrg jnLprngrnüynLpB щшJÚшüш4np4hl t ^nü^phrn щшmúшЦшü frpш^frfiшЦn4:

Ujq hüpшmhgumnLÚ hhmшgpgfrp hü hh-тк]ш! hшpghpв. «b"pp, nprnh"^ к fr"ü¿) hшü-qшúшügühpnLÚ t rnhqfr nLÜhghi ungfrшlшЦшü ^nü$ifr^rnühpfr q:шmшЦшü (шд ^nughpn^, шpqшpшq:шmnLpJшü к Цшú qшmш4шpnLpJшü) LnLÖúшü h^шüшЦfr шnшüйüшgnLÚв, úh^nL-urngnLÚ£, «BÜSjnL^nLúü» щhmшЦшü qnpönLÜh-nLpJшü úürngjrni mhuшЦüh pfrg к, np^hu rnü^rnfa nL früfünLpnLjü qшmшЦшü fr2^шЬnLpJшü ^n^úfrg frpшЦшüшg4n^ ^hfihpfr qшmшЦшü ^nLÓnLú üprn hшpшphpшЦgnLÚ t щhmnLpJшü hfrúüшЦшü qnpörnnmjpühpfr hhrn, frü^^frufrg hü frpш4ш-rnúprnqpnLúp, frpш4шЦfrpшnnLÚв к frpш4ш-шщшhn4nLÚв:

^rnüfr np шpqшpшq:шmnLpJnLÜв fruЦшщhu щhmшЦшü qnpönLÜhnLpjrnÜ£ pünpn2 hfrúüшЦшü, Цшpкnp nL^^nLpjnLÜühpfrg úh^ü t, шщш щhmnLpJшü к frprn^nLÜpfr mhunLpJшü к щшт-únLpJшü n^nprnfr pшqúшpfr4 hhmшqnmn^ühp, щшmшu^шühLn4 шnш?frü hrnpgfrü, un4npшpшp hшúшйшJÜ4nLÚ hü, np шpq:шpшq:шmnLpJnLÜв hшuшЦшЦfrg t frü^^hu щhmnLpJшüв, rnjü^hu ti frpш4nLÜgfrü:

S4JШl mhuшЦшü hqprn^rngnLpjnLÜ£ hfrúüш-^np^nLú t hhmкJШl hfrúghpn^.

Цпш^Ьр" шрцшршцшттр^Ьр иЦорп1Ь-рпрЬЬ шЬhЬшp^Ь Ь шпшЬд пр^шЦ^ ^ршЦшЦшЬ hЬЬp^ qn]nLpJшЬ, ршЬ^ пр hЬЬд црш шпЦшпррШЬ Ь црцпЫ Цп^йЬр^Ь прпЬЬ щш2тщшЬп1.р]пШ щЬтп1р]шЬ йпт, шщ рЦпЫ Ьшк цштшршЬп1.й, пркЬ ЦпЬЦрЬт ит^ЬЦтЭД ^ршЦпШр^ ^ш^тйшЬ цЬщрпЫ: ЬиЦшщЬи, ЬрЬ ^Цш ^рш^пШр, шЬhpшdЬ2m ^ Ьшк цштшршЬр, ^иЦ ЬрЬ ^Цш цштшршЬ, шщш ^ш^тЦпЫ Ь Ьшк ^ршЦпШр^ рЬшЦшЬпЬ qnpйшпЬnLр]nLЬр: Ц|и щшpшqщ|nLй цштшршЬр ЦЬЬцшЬтр^Ь Ь hшqnpqnLй ^ршЦпШр^Ь к hшЬqЬи Ь qшфи прщЬи «ЦЬЬцшЬ^ ^рш^пШр»:

ЬрЦрпрцр" ЬЬршцртр^Ьр, пр цштшршЬр hшЬq^ишЬnLй Ь ^рш^п^р^ к щЬттрдшЬ hшишЦшЦ^др к hшpшЦ^др рш^шЦшЬ^Ь h^й-ЬпрЬЬ hщиmщm4bl Ь йЬq hшишй щштйшЦшЬ hnL2шp&шЬЬЬpnф ^шйшйидЬ прпЬд, дшЬЦшдшй ^ршЦшЦшЬ hшйшЦшpq шЬhЬшp^Ь Ь шпшЬд цштшршЬк шршцшршцшттр^Ь ^ршЦш-ЬшдЬщ ^Ьит^ ттт^, прр Ьш^штЬи^шй Ь ^ш^тЦшй ^ршЦпШр^ к ипд^ш]шЦшЬ шрцшрп1р]шЬ 4ЬpшЦшЬqЬйшЬ hшйшp:

UЬhpщdh2m Ь Ь2к1, пр qшmшЦшЬ ^2^шЬш-ЦшЬ hщpщрhpnLрJnLЬЬhp^ йшqйшЬ ЦЬршрЬр^ Ь2^ш& ц^ррпр^пЫр hшfiш^ ЬЬршрЦ^пЫ Ь рЬЬшцштп1р]шк ^шрЬф Ь ЬпцЬ^иЦ шиЬ]_, пр q^mnLрJщЬ йЬ? ЬкшЦпрЦЬ! ЬЬ ^Ь^щЬи ^штш-ЦшЬ ^2^шЬп1р]шЬ «Ьр^тшишрцшдйшЬ», ш|Ь-щЬи Ь! «йЬршдйшЬ» 4ЬршрЬр]ш]_ тЬишЦЬтЬЬр:

Ц|ищЬи, прп2 q^mЬшЦшЬЬЬp hшйшpnLй ЬЬ, пр qщmщЦщЬ ^^шЬп^п^Ьр hшйЬйшmшршp «Ьр^тшишрц» ^Ьит^тпш к ^штшршЬр к шрцшршцшттр^Ьр, рит ЬршЬд ^ршЦшЦшЬ к qшmшЦшЬ Цшп^дйшЬ шпшЦЬ ^2 цшрш-2р?шЬЬЬр^ йЬ^Ьц ЬЬ: ^рш hЬm ЦшщЦшй пр-щЬи ^ЬрЬтрпцЬ ^2^шЬшЦшЬ nLd" qщmщЦщЬ ^2^шЬп1р]шЬ к шрцшршцштп1р]шЬ йшqnLйр тфш^ тЬишЬЦрШ^ 2ЩSщqn4ЬЬpр р4шqp4nLй ЬЬ ХУШ-Х1Х hщpjnLpщйjщЦЬЬpn4 [10, ^ 315]:

ЪйшЬ 2фпртр]шЬ щштбшпр, рит Ьркпцр^Ь, ЬршЬпЫ ь, пр ^Ьрп 2шршцр4шй тЬишЬЦ]шЬ pЬЬщqщmЬЬpр, йппшЬпЫ ЬЬ, пр qщmщЦщЬ ^^шЬпгррШр щштйшЦшЬпрЬЬ фпфп^шЦшЬ к ^рш qшpqшдйшЬ щрпдЬипЫ фпфп^Цп^й ЬЬ щЬтшЦшЬ ^^шЬп^п^ЬпЫ ЦЪр^Ь^и ЦшqйшЦЬpщйшЬ тЬишЦЬЬрр, фп-фп^Цп^й Ь Ьшк шрцшршцштп1р]шЬ ^ршЦш-ЬшдйшЬ тЬишЦр, ш|Ь dщйщЬщЦ, Ьрр Ьрш ршqщфk ЬшЦшЬ рЬnlршqp^ЬЬpр шЬфпфп^ ЬЬ щЬтп1р]шЬ к ^2 ^шЬтрдшЬ qnJnLр]шЬ шйрпц2 рЬршдрпЫ:

ЬЬ^ 4ЬршрЬр^п1й Ь ш^Ь hbq^ЬшЦЬЬp^Ь, прпЬр hщйщpnLй ЬЬ, пр hшишpшЦnLрJnLЬnLй ЦпЬф^^Цтш^^Ь ^рш^^бшЦЬЬр^ qщmщЦщЬ 1п1ййшЬ Ь^шЬшЦр шпш4Ь]_ h^Ь ипд^ш^шЦшЬ ЦщmЬqnp^щ Ь, ршЬ щЬтп1р]п1Ьр, шщш ЬршЬд

Регион и мир, 2024, № 6 (55)

ц^ррпрп2пЫр ип^пршршр щштйшпшршЬ Ь ЬршЬп^, пр ^ЬйЬр^ р^йп^р hщmnLЦ итЬ^й-4шй йшрйЬ^ й^пдп^ 4щp2щqй^ hщйрЬqhщЬnLp ЦшЬпЬЬЬр^ h^йщЬ ^рш hщЬq^щnLй Ь ш^Ь щqqnLрJnLЬЬЬp^ йпт, прпЬр qЬпки йЬпр ^ЬЬ рЬрЬ]_ щЬтшЦшЬп1р]п1Ь:

^шйшйш^ЬЬ! ЬйшЬ щштйшпшршЬп1р]п1Ь-ЬЬр^ hЬm ^^ ЦшрЬ!^, ршЬ^ пр тфш! qЬщpnLй «qщmщpщЬ» hщиЦщдnLрJщЬ «йЬршдйшЬ» Цп^йЬшЦ^дЬЬрр qщmщ4щpnLрJщЬ тшЦ рЬЦш-рЫ ЬЬ шЦЬш^ шрр^тр^ Цп^й^д ЦпЬффЦтЬЬр^ ^п1ййшЬ дшЬЦшдшй йк, шд п^ ЦпЬЦрЬт щЬтш-ЦшЬ йшрй^Ь, hшmnLЦ Lhщqnp4щй ЦпЬф1^Цт-ЬЬр^ ^п1ййшЬ hшйшp, рш^д щpqЬЬ щЬтп1р]шЬ шЬп1Ь^д к Ьрш Цп^й^д рЬqnLЬ4щй к Ьрш2^ш-^пр^шй ^pщ4nLЬp^ ЬпрйЬр^ h^йщЬ ^рш:

^штЦшщЬи щЬhpщdЬ2m Ь Ь2Ь1 и. Рш-рЬЬрп]й^ h^щnрЬqр, п^ qщpqщдЬnLй Ь qщmщЦщЬ ^2WщЬnLPJЩЬ шит^шйшфЬ 4ЬршрЬр]ш]_ qщqщфщpр к h^йЬш4npnLй Ьрш 4ЬршрЬр]ш1 Цшрй^рр, пр ^^шЬпгрдпШЬЬр^ рщdщЬйщЬ qnЦmp^ЬщЬ hщ24щpЦnLй Ь ЬрЬр hщqщpщйJщЦ, иЦишй h^Ь ^тшЦшршЬ^д й^Ь^к йЬр орЬрр [5]: Ьр hщ|шдpЬbp^ h^йЬщ4npйщЬ hщйщp hbq^ЬшЦр рЬрп1й Ь фшитшрЦЬЬр^ й^ шйрп^^ 2шр2, шЩ р^п^й ^Ьрд^шй Цит^ш-йш2Ь^^д, тшррЬр q^mшЦшЬ тршЦтштЬЬр^д, прпЬдп1й 2шрш^р4шй ЬЬ hшйшщшmши^шЬ qpnLJрЬЬpр к ЬяршЦшдп1р)п1ЬЬЬрр [6, Ь?Ьр 2122]:

Ьирш^Ь!^ %pшqnL]Ь ^штшршЬ^ Ьш^Ц^Ь Ьш^шqшh^ тЬ^шЦш! ^ЬЬш^Ьй Ь1пЬр Ь2п1й Ь, пр «цшшшршй, шрцшршцштпгрпй, шрцшрт-р^гй qшqшфшрp Цшрй^р шйдйпгй Ш

шйрпцр &прпф hшйцfruшйшlntf_ йши» [8, Ь^Ьр 39-40]:

ЬЬ^щЬи тЬиЬпЫ ЬЬр, ^пирр qЬnLй Ь рЬqшйЬЬр «^pш4nLЬp», «щЬтшЦшЬ qшmшpшЬ» hшиЦшдnLр)nLЬЬЬpр «ЦрпЬшЦшЬ ршрп]шЦшЬп1 р^Ь» к «ЦрпЬшЦшЬ qшmшpшЬ» hшиЦшдnL-ррШЬЬрп^ фп^шр^Ь йшЬ йши^Ь: ПркЬ йЬЦр ^^ d^mnLй ЦрпЬ^ qЬpр ипд^ш^шЦшЬ ^ЬбЬр^ hшpрЬдйшЬ йЬ^: Ршд^ цршЬ^д, щштйп1р)шЬ шпшЬй^Ь hшm4шй ЬЬрп1й тфш! hшpрnL-р)п1&п1й ш]Ь рш^шЦшЬ^Ь hш2nqnLр)шйр йрдшЦдп1й Ьр щЬтп1р)шЬ hЬm:

Ц|и шпп1йпЦ, Ь2ЬЬр, пр ^^Ь ^ш]шитшЬп1й шpqшpшqшmnLрJшЬ qnpйшпnLJрр ^ршЦшЬшд-Ьп1й Ьр ^ш^пд ^шрп^^Цпир" прщЬи «^ЬйЬ цштш4шрп1р]шЬ qnpйшЦшLnLрJшЬ» ^ЬЦш^шр [3, 22], пр^ йши^Ь йшЬршйшиЬ Ц2шpшqp4h hш2npq ЬЬршql^nLй:

Рп^пр qЬщpЬpnLй, шЦЬшпп1 Ь шл ршЬ шпш2шqpЬLn4 qшmшЦшЬ ^2^шЬп1р)пШр прщЬи й^ш^Ь щЬтп1р)шЬ тшрр, ^ ЦшрЬ]^ фп^шр^ЬЬ]_ hЬmшqnmnLр)шЬ йЬЦ шпшрЦшЬ й]п1ип4, т4]ш! qЬщpnLй" ЦрпЬп^:

СЬцпШЬр^ прщЬи hhЫшЬ ЦЬт, рит пр^ цштшршЬр hшишЦш ^д к hшршЦfrд Ь к щЬтт^шЬр, к' ^рш^пШ^Ь, рЬвд&ЬЬр, пр ^ ЦшрЬф ипд^ш]шЦшЬ ЦпЬффЦтЬЬр^ ^МшЬ р.штшЦшЬ ЬршЬшЦр, прр hшJmЬfr Ь дшЬЦшдшй щЬтшЦшЬ йкш^прйшЬр, шЬЦш^ к

^ЬрЬт.рт_|Ь цштшЦшЬ qпр&шпЬпLpJшЬ hhm: ЪqpшЦшgnLp]nLЬ

Црцшршцштт^шЬ qшqшфшрр, рит йкш^пр^Ь к qшр^qшдhl Ь йшрцЦ^-р]шЬ qfrmшЦдпLpJшЬ к ш2faшрhрЬЦшltfшЬ hhm qпLqрЬpшд, ршЬ^ пртЬр hшЬрnLJp,

ш]ЬтЬр к 2шhhрfr рш^^й:

^штшршЬр прщЬи шрршршр.штт.р^Ь ^ршЦшЬшдЬпр йшрй^Ь (1шитштт.р_]т.Ь) прп2 dпqп4пLрqЬhрfr йпт шфф 2^т Ь йкш^пр^Ь (ор^ЬшЦ" hрhшЬhрfr йпт), ршЬ pшqш4nршЦшЬ ^штйт^шЬ qшрqшдtfшЬр qпLqшhhп шйршщЬрДЬ к hhqfrЬшЦnLpJnLЬ Ь йЬпррЬрЬ рштшЦшЬ к ^р

qпр&шппLJpп4 Ь ипд^ш^-

^рш^шЦшЬ ^ЬбЬрр: ЩqpЬшЦшЬ 2р?шЬ^й шрр.шршр.шт^р]шЬ tfhЬш2Ьпрhр qmЬ4nLtf Ь ^рпЬшЦшЬ (рр^Ьр^) ЬЬпр^й, ишЦщ|Ь

pшqш4пршЦшЬ шйршщЬр-йшйр

к qшрqшдtfшtfp шрр.шршрштт.р^Ьр цшр&ш^ щЬтт^шЬ qnр&шпnLJpЬhрfrд йЬЦр:

0(тш(прй^ш& ((риЦциЬпцациЬ дшВД

1. и. ЙрЬщ^щЬ цщщщ^щртрзщЬ щщщ^щ^щЬ к шрц^ ^^Ьщ^Ьц^рЬЬрр -<щ|щи-щщЬтк - ЪркшЬ, Ъ^-< hрщш. 2001: - 432 I?:

2. ^штпЬ Ър^Ьр ¿при hшmnрn4: -<щтпр IV ^Ьштр^Ь: - ЪркшЬ, ЫЬшщрЬи, 2017: - 440 Ь?:

3. ШифифциЬ Ьрш^шЬр^ щщщ^трдщЬ к тЬитр)щЬ ^^ЬшИщрдЬр: - ЪркшЬ, 2010: - 696

4. Аристотель Политика. - М., 2005. - 400 с.

5. Баренбойм П. 3000 лет доктрины раздязнення властей. Суд сьютера. - М., 2003. - 285 с.

6. Баренбойм П. Божественная природа судебной власти Российская юстиция. 1996. №1. - 23с.

7. Лейст О. Э. Сущность права. - М., 2008. - 452 с.

8. Менаьем Элон. Еврейское право. - М, 2002. - 609 с.

9. Платон. Соч. в 4 томах. Т. 3. Ч. 2. - М., 1971. - 654 с.

10. Правосудие в современном мире. Под ред. В. М. Лебедова, Т. Я. Хабриевой. - М., 2012. - 704 с.

11. Судебная власть. Под. ред. И. Л. Петрухина. -М., 2003. - 720 с.

12. Хоффре Отфрид. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. - М., 1994. - 192 с.

13. Цицерон Марк Тулий. О государстве: законах, о природе богов / пер. с лат.- М., 1998: - 157 с.

Сдана/^шйШф1 Г 22.10.2024 Рецензирована/0-рш^пиф1 Г 18.11.2024 Принята/^йцтй^Щ Г 25.11.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.