Научная статья на тему 'Башкиры'

Башкиры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Башкиры»

К ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 г.

БАШКИРЫ

МУРЗАБУЛАТОВ Мухамет Валиахметович,

кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы

Башкиры - один из многочисленных народов Российской Федерации. Всероссийская перепись 2002 г. выявила, что их в стране 1 673,8 тыс. человек, или на 22S тыс. больше, чем в Советском Союзе в конце прошлого века. Среди российских народов они по численности занимают четвертое место после русских (116 млн), татар (S,S млн), украинцев (2,9 млн) и из семи народов России численностью более одного миллиона человек опережают чувашей (1,6 млн), чеченцев (1,4 млн) и армян (1,1 млн) [1. С. 13 - IS]

Последняя Всесоюзная перепись населения 1989 г. в РСФСР учла 1 34S,3 тыс. башкир. За межпереписные годы их численность возросла на 328,S тыс. человек. Среди шести народов Урало-Поволжья, имевших в недавнем прошлом советскую автономию, они -единственные со столь высоким приростом населения. Показатели других народов более чем скромные. Численность российских та-

тар, например, за эти годы возросла всего на 36 тыс. человек. На столько же больше стало и марийцев. Произошла естественная убыль чувашей на 137 тыс., мордвы на 94 тыс. и удмуртов на 78 тыс. [2. С. S2 - S4, 13 - IS].

Башкиры - коренной народ Башкортостана, простирающегося по обеим сторонам Уральских гор, там, где встречаются Европа и Азия. В прошлом они обитали на обширной территории от Волги на западе до сибирской реки Тобол на востоке, от рек Илек и Яик (Урал) на юге до рек Тулва и Сылва на севере. В результате насильственного отторжения башкирских земель при царизме, неоднократных изменений традиционных границ проживания в пользу соседних территорий с небашкирским населением страна башкир уменьшилась и ныне составляет немногим более 143 тыс. кв. км.

Первая перепись населения (2002), предпринятая после распада СССР, в Башкортостане учла 1 221,3 тыс. башкир (29,8 % населения республики). За пределами современной территории республики насчитывается более 4S2 тыс. башкир. Наиболее компактными группами они расселены в Челябинской (166,4 тыс.), Оренбургской (S2,7 тыс.), Тюменской (46,6 тыс.), Пермской (40,7 тыс.), Свердловской (37,3 тыс.) областях, Ханты-Мансийском автономном округе (3S,8 тыс.), Курганской области (1S,3 тыс.), Республике Татарстан (14,9 тыс.). По 8 тыс. башкир проживают в Самарской области и Ямало-Ненецком автономном округе. От 3,1 тыс. до 4,3 тыс. башкир в Республиках Коми, Удмуртия, Московской (без Москвы) и Саратовской областях, Красноярском крае.

Башкирская диаспора представлена в населении Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Приморского краев, Иркутской, Томс-

кой, Читинской, Амурской, Мурманской, Ульяновской, Волгоградской, Новосибирской, Ростовской, Омской областей, городов Москва (S,9 тыс.), Санкт-Петербург (2,S тыс.) [3]. Немало башкирского населения было в конце прошлого столетия и в современных государствах ближнего зарубежья: в Туркменистане около S тыс., Таджикистане - 6,8 тыс., на Украине - 7,4 тыс., в Узбекистане - около 3S тыс., Казахстане - 41,8 тыс.

Еще в XVIII в. академик Петербургской академии наук И.И. Лепехин (1740 - 1802) называл башкир «неградолюбивым народом». С тех пор минуло почти четверть тысячелетия, но они так и не стали «градолюбивым народом»: в 2002 г. в городской местности республики - городах и поселках проживало чуть более 42% башкир, что заметно ниже показателей других народов края, за исключением удмуртов и марийцев.

Особенно низка доля башкир в населении городов Бирск, Белебей, Октябрьский, Уфа, Стерлитамак, Кумертау. Коренного населения в столице республики почти в 3,S раза меньше, чем русских и в два раза меньше, чем татар. В старейшем городе края - Бир-ске башкир столько же, сколько марийцев, в Белебее их на тысячу человек меньше, чем чувашей.

Более 700 тыс. башкир (около S8% их общей численности) проживают в селе. За 1989 -2002 гг. их численность возросла на 20S тыс. человек. У других народов края отмечена убыль.

В ряде сельских районов (Аскинском, Та-тышлинском, Учалинском, Хайбуллинском, Илишевском, Баймакском, Бурзянском, Абзе-лиловском и др.) башкиры составляют большинство их населения. В то же время в отдельных районах центрального (Мишкинско-го, Калтасинского, Бирского, Уфимского) и западного (Белебеевского, Бакалинского) регионов их доля менее 20%.

Башкиры называют себя баштсорт. Казахи именуют их «истэк», «иштэк» или «нугай»; русские в прошлом называли их «башкирцы», «инородцы», «нацмены» (национальные меньшинства); ныне они и через них другие народы (чуваши, мордва, удмурты, мари и др.) -«башкиры».

Семантика этнонима «баштсорт», появившегося в арабских источниках с IX в., до конца не выяснена. Проблема происхождения и

семантика многих этнонимов (русь, славяне, татары, мишари, узбеки таджики, кыргызы, мордва, удмурты и др.) в науке остаются дискуссионными. Как справедливо отмечал академик АН РБ Р.Г. Кузеев, «... абсолютная и окончательная этимология любого слова принципиально недостижима, особенно этнонима народа с чрезвычайно сложной историей происхождения. Однако создание ряда относительных этимологий или хотя бы установление языковой среды, в которой возник этноним, имеет положительное значение в изучении этногенетических проблем» [4. С. 447 - 448].

В литературе существует множество попыток толкования этнонима «баштсорт». Большинство исследователей первую часть слова «баштсорт» переводит как «голова», «главный», вторая часть - трактуется по-разному: «волк», «пчела», «племя», «род», «круг», «совет» и т.д.

Наиболее убедительной представляется гипотеза о происхождении этнонима «баш-тсорт» от антропонима.

Одним из немногих авторов XI в., оставивших ценные сведения о тюркоязычных, в т.ч. башкирских, племенах был автор исторического труда «Зайн ал-ахбар» («Украшение известий»), написанного около 10S0 г. Гардизи. «Башгирд, - писал он, - был из высших чинов хазар. Он расположился между хазарами и кимаками с 2000 всадников. Хазарский каган послал к Башгирду человека с предложением вытеснить саклаба».

О 2000 мужчин башкир до Гардизи писали арабский географ и путешественник ал-Истахри (X в.) и ал-Балхи. Географический труд последнего не дошел до нас, он известен по книге ал-Истахри «Китаб масалик ал-мамалик» (Книга путей государств), где довольно подробно описаны русы, хазары, булгары, буртасы.

Книга ал-Истахри, в свою очередь, была существенно дополнена Ибн-Хауккалем и издана как «Китаб ал-масалик ва-л мамалик» (Книга путей и государств), где историко-эт-нографические сведения о тюркских племенах в большинстве случаев совпадают с данными ал-Истахри.

Сторонником антропонимического происхождения этнонима башкорт был и видный Российский государственный деятель (действительный статский советник, тайный со-

56

М.В. Мурзабулатов

ветник, дипломат), начальник Оренбургской комиссии, автор «Истории Российской с самых древнейших времен» В.Н. Татищев (1686 -17S0). «Они же сами, - писал он, - сие имя производят от начального их мурзы Башкир» р. С. 402].

Аналогичной точки зрения придерживался ученый и педагог В.И. Филоненко (1884 - ?), изучавший историю, этнографию, язык и фольклор башкир, марийцев, удмуртов, чувашей. Основываясь на сообщении одного неизвестного автора о том, что этноним «баш-хорт» происходит «от имени половецкого хана Башкурта - тестя Святослава Владимировича, он писал: «Действительно, Башкурд, Баш-корд или Башкард был половецкий князь 12 в. В 1^1 г. в сражении князя Юрия Долгорукого с князем Изяславом Мстиславичем при р. Рут был убит князь Владимир Завадо-вич Черниговский, жена его бежала к половцам и вышла замуж за их хана Башкорда» [8. С. 167 - 168].

Хан донских кипчаков ходил походами на Белгород, Киев, Смоленск, оборонял Дешт-и-Кипчак от вторжений русских князей, в 1184 г. был пленен великим князем киевским Святославом Всеволодовичем и освобожден за выкуп. Все это свидетельствует о том, что в составе донских кипчаков были башкирские родоплеменные объединения.

Переход антропонима в этноним - довольно распространенное явление среди тюркских народов: узбеки от антропонима Узбек, ногайцы - от Ногая, турки-османцы - от Османа и др.

Антропологический состав башкир, естественно, неоднороден, что отмечалось и выдающимся ученым С.И. Руденко, показавшим антропологические различия юго-западных, северо-западных и восточных башкир.

Среди современных башкир исследователи выделяют 4 антропологических типа: субуральский (северные и северо-западные башкиры), южносибирский (зауральские, северо-восточные, юго-восточные), светлый европеоидный (северные и северо-западные) и понтийский (юго-восточные, горно-лесные и демские). Башкиры по антропологическим признакам занимают промежуточное положение между европеоидными и монголоидными группами [7].

Язык башкир - старописьменный. Блестящий знаток различных языков и наречий,

автор первоклассного источника о кипчаках XI в. «Диван лугат ат-турк» (Свод тюркской лексики) Махмуд ибн Хусейн ал-Кашгари писал, что он сходен с языками киргизов, кипчаков, огузов, ягма, тухси и др. и относится к числу «настоящих тюркских языков» [8. С. 7 - 11].

Башкирский язык принадлежит к булгаро-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков, входящей в алтайскую языковую семью. Наибольшее родство он обнаруживает с татарским, казахским, ногайским языками и сближается с восточными тюркскими языками: якутским, алтайским, хакасским и др. В нем также заметны следы взаимодействия с монгольскими, тунгусо-маньчжурскими, финно-угорскими и иранскими языками.

В башкирском разговорном языке три диалекта: южный, восточный и северо-западный, которые в лексическом и морфологическом плане очень близки. На южном диалекте с его тремя говорами (демский, ик-сакмарс-кий, средний) говорят башкиры центрального и южного регионов Башкортостана, Оренбургской, Саратовской и Самарской областей. Восточный диалект, в котором айский, аргаяшский, сальютский, миасский и кызыл-ский говоры, охватывает северо-восточную часть Башкортостана, Челябинскую и Курганские области. Северо-западный диалект, включающий гайнинский, караидельский, та-ныпский и нижнебельский говоры, распространен на северо-западе республики и в некоторых сельских районах Свердловской, Пермской областей и Республики Татарстан.

Башкиры с XI в. пользовались арабской письменностью. Наиболее ранние письменные памятники, датируемые XIV в., написаны на языке поволжско-уральского тюрки, насыщенного элементами башкирского разговорного языка. Он же признавался Московским государством официальным письменным языком башкир.

Первый алфавит и орфография башкирского литературного языка были разработаны на основе арабской графики в 1923 г. С 1929 г. по 1939 год в Башкортостане применялся латинский алфавит, с 1940 г. - русский (кириллица с добавлением 9 букв для обозначения специфических звуков башкирского языка).

В 1921 г. постановлением Башкирского ЦИК башкирский язык, наряду с русским, был

объявлен государственным языком. Однако в последующие годы оно было предано забвению.

В конце прошлого века Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан принял Закон «О языках народов Республики Башкортостан», которым провозгласил государственный статус башкирского языка, наряду с русским. Башкирский язык функционирует во многих сферах общественной жизни: в государственном управлении, искусстве, науке (гуманитарной), образовании, средствах массовой информации.

Литература

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - М., 2003. С. 13 - IS.

2. Краткий справочник по основным итогам Всесоюзной переписи населения 1989 года по облас-

тям Уральского экономического района и Республике Татарстан. - Уфа, 1992. - С. S2 - S4; Основные итоги Всероссийской переписи... С.13 - IS.

3. Бикбулатов Н.В., Мурзабулатов М.В. Башкиры //Башкирская энциклопедия. Т.1: А-Б. - Уфа, 200S.

4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. - М., 1974.

5. ТатищевВ.Н. История Российская. - Л., 1968. Т.7.

6. Филоненко В.И. Башкиры // Вестник Оренбургского учебного округа. 1913. №S. - С. 167 - 168.

7. Руденко СИ. Башкиры: Опыт этнологической монографии. 4.1 // Записки РГО по отделению этнографии. 1916. Т.43, вып.1; Акимова М.С. Антропологические исследования в Башкирии // Антропология и геногеография. - М., 1974. - С.77 - 96; Юсупов Р.М. Краниология башкир. - Л.,1989.

8. Арабские и персидские источники по истории кипчаков VIII - XIV вв. Научно-аналитический обзор. -Алма-Ата. 1987. - С. 7 - 11.

К сведению читателей Вышла книга:

Файзуллин Ф.С.

Этническое сознание и этническая идентичность / Ф.С.Файзуллин, А.Я. Зарипов, P.P. Асылгужин. - Уфа: Гилем, 2009. - 2S2 с.

В монографии с новых оригинальных позиций исследуется феномен этнич-ности и его составные элементы - этническое сознание и этническая идентичность. Авторами на основе разработанных методологических подходов дается системный анализ исследуемых явлениий. Значительное место уделено анализу сложных вопросов самоидентификации различных этносов в полиэтничной среде, проблем федерализма, анализу соотношения этнической, религиозной и цивилизационной идентичностей.

Для политологов, социологов, философов и всех интересующихся проблемами развития наций и межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.