УДК 39 391
DOI: 10.62669/30342139.2024.3.28
З. Ф. Нигматуллина
БАШКИРСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В статье подчеркивается актуальность визуальных источников в изучении этнографии башкирского народа на примере произведений художников, опиравшихся в своем творчестве на национальные традиции. Картины, рисунки демонстрируют жизнь и быт людей, их облик и окружающую действительность. Например, художник В. С. Сыромятников тщательно выводил на холсте расположение предметов в традиционном интерьере башкирского дома (например, нары, сундук, паласы, полотенца и др.), на улице (постройки, предметы утвари) и их цвета. Также работы Василия Степановича подтверждают, что в 20-30-е гг. ХХ в. народная одежда сохранялась не только как памятная вещь, а одевалась и носилась сельскими жителями (во время праздников). В. С. Сыромятников обогатил культурное наследие региона уникальными живописными работами, представляющими жизнь и быт башкир первой половины ХХ в. Заслуги художника во многом связаны с его собирательской деятельностью, вниманием к деталям и передачей традиций через изобразительное искусство. Его работы, хранящиеся в музейных фондах Башкортостана, помогают сохранить и передать потомкам культурное наследие и богатство этнической культуры башкирского народа.
Ключевые слова: визуальный источник, Сыромятников, башкиры, Национальный музей Республики Башкортостан, культура башкир, башкирский народ.
Внедрение и использование изобразительных визуальных источников позволяет расширить, углубить знания и получить ценную информацию по интересующим вопросам при изучении этнографии башкирского народа. Немецкий историк И. Дройзен еще в XIX в. при классификации исторических материалов выделил изобразительные традиции, в том числе живопись [Дройзен 2004: 106]. Художественно-изобразительные визуальные источники в отдельный тип выделял и С. О. Шмидт, не отрицая того, что они могут быть и подклассом вещественных материалов. «Но выделение особого типа изобразительных источников - не просто дань привычной практике музейной классификации, а объясняется тем, что они - в отличие от большинства вещественных источников - несут, как правило, дополнительную культурно-историческую информацию, «изображая» иное явление», - под-
черкивает Сигурд Оттович [Шмидт 1997: 87]. Следует отметить, что отличие визуального источника от текстового или устного заключается в способности вызвать эмоции и дать впечатления. Визуальный изобразительный источник, конечно, по содержанию ближе всего к фотографии.
Представляется необходимым ввести в научный оборот новые материалы и обосновать значимость изобразительного источника (живописи) при исследованиях этнической истории башкирского народа.
Некоторые произведения художников Башкортостана, которые находятся на хранении в музейных фондах, наряду с фотографиями, открытками, зарисовками, являются полноценными визуальными историческими источниками. Изобразительное искусство Башкортостана начало развиваться в начале ХХ в., когда уфимские художники объединились в общество любителей живописи
и уфимский художественный кружок. Среди участников кружка были такие художники, как Ю. Ю. Блюменталь, Б. А. Васильев, А. Э. Тюлькин, Д. Д. Бурлюк, М. Н. Елгаштина, К. С. Давлеткиль-деев, которые стали основателями школы профессиональных художников республики, работы некоторых из них также являются историческим визуальным источником. Одним из первых художников Башкортостана был и В. С. Сыромятников. Именно он свое творчество всецело посвятил историко-этнографическому отражению жизни башкир.
Василий Степанович Сыромятников родился в 1885 г. в д. Зильдярово Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Миякинский район Республики Башкортостан). Он окончил Казанскую художественную школу в 1912 г. и работал в г. Сызрань. С 1916 по 1919 гг. участвовал в выставках уфимского общества любителей живописи и был одним из организаторов уфимского отделения Ассоциации художников революционной России. В период с 1920 по 1946 гг. он работал научным сотрудником в Уфимском художественном музее (ныне - Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова) и не только, собирал образцы народного декоративно-прикладного искусства башкир [НА РБ. Л/д Сыро-мятникова. Ф. 10293. Оп. 2. Д. 27. Л. 8].
В. Сыромятников, как сотрудник нового художественного музея, в конце 20-х гг. XX в. вместе с художниками Ю. Блюменталем, К. Девлеткильдеевым и А. Тюлькиным выезжал в экспедиции в деревни юго-восточных районов Башкортостана, в частности в селения Белорецкого района. В результате таких выездов в творчестве художника появились уникальные работы, которые являются не только художественными произведениями, но и источником для изучения культуры башкирского народа. Например, альбом зарисовок, масляные работы интерьера башкирского дома, портреты башкир были написаны после первой экспедиции в 1928 г. В каждом произведении присутствуют детали народной одежды (платья, украшения, аппликация на обуви, налобная повязка, образцы вышивки), убранства дома (деревянная посуда, сундуки) и т.д.
Первый большой альбом зарисовок типов орнаментов, характерных форм декоративного искусства башкир составил действительно патриот собирательской деятельности музея В. С. Сыромятников, тем самым внося неоценимый вклад в разви-
тие национальных традиций в профессиональном искусстве. Его альбом, зарисовки и работы «Портрет башкирки», «Гости на женской половине» бережно хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова [Сыромятников БГХМ].
Живописные произведения В. С. Сыромятни-кова имеются и в Национальном музее Республики Башкортостан (далее - НМ РБ) и не введены в научный оборот. В фонде «Изобразительные источники» хранится несколько работ мастера: этюды «Башкир», «Башкир в национальном одеянии», «Деревенский дом. Буздяк. 1925 г.», картины «Интерьер избы зажиточного башкира», «Женщины-башкирки в праздничной одежде» и портрет «Девушка-башкирка Давлекановского района» [НМ РБ ОФ 3950, ОФ 4840, НВ 18113, НВ 18208, НВ 18214, НВ 18651/2].
Работа «Башкир в национальном одеянии» написана масляными красками на холсте, имеет размеры 50х36,5 см (рис. 1). На картине изображен пожилой башкир с аккуратно уложенной полуседой бородой, в черной тюбетейке с задумчивым и глубоким взглядом. Судя по загорелому лицу и складкам на широком лбу, герой портрета трудолюбивый и работящий сельский житель [Сыромятников НМ РБ ОФ 4840]. Особенно привлекательны проницательный благородный взгляд и сверкающие черные глаза. Одет он в тюбетейку
Рис. 1. Сыромятников В. Башкир в национальном одеянии. НМ РБ. ОФ 4840
и рубаху из домотканины. Произведение является одной из ценнейших работ В. С. Сыромятникова в фонде НМ РБ.
«Девушка-башкирка Давлекановского района» позирует в платке, завязанном под подбородок, и в прекрасном приталенном, украшенном в области талии рядами монет, еляне (елэн - верхняя женская одежда на подкладе), характерном для народной женской одежды юго-западных башкир [НМ РБ НВ 18208] (рис. 2). Данная картина интересна еще и тем, что особый цветовой колорит добавляет информацию, если учесть время ее написания (20-е гг. ХХ в.). Возможно, эта же башкирка запечатлена (за исключением деталей) на другой работе художника - «Гости на женской половине», что показывает многогранное творчество В. Сыро-мятникова, где он сумел уловить каждый момент и миг.
Картина «Интерьер избы зажиточного башкира», помимо информации о материальной культуре башкир (вымытый до желтизны сруб, деревянные нары, расположенные вдоль стен, для приема пищи и отдыха, предметы ткачества и вышивки, едва освящаемая лучами солнца комната), передает атмосферу деревенского дома, аккуратность интерьера и даже присутствующий там воздух [НМ РБ НВ 18113]. Именно визуальные источники, в отличие от остальных, способны передать настроение и эмоции.
Произведения художника «Гости на женской половине», «Старая башкирка» (речь пойдет ниже. - З. Н.), «Девушка-башкирка» и «Интерьер избы зажиточного башкира» объединяют детали (женщина, сидящая спиной в камзоле, старая башкирка на двух работах, нары, стены, предметы интерьера и т.д.). Полагаем, что они написаны в Давлекановском районе. «Девушка-башкирка» - в характерном приталенном еляне юго-западных башкир, в документации музея и на обороте самой работы отмечен «Давлека-новский район». Определение местности подтверждает и то, что в портрете старой башкирки присутствует национальное нагрудное украшение юго-западных башкир рода мин, населяющих бассейн р. Дёма - дакал. Внимания заслуживает и картина размером 75х95 см «Женщины-башкирки в празничной одежде» [НМ РБ НВ 18214]. Здесь помимо народной одежды мы видим часть улицы со срубными домами, двускатными крышами и деревенскую мечеть (рис. 3).
Рис. 2. Сыромятников В. Девушка-башкирка Давлекановского района. НМ РБ. НВ 18208
Рис. 3. Сыромятников В. Женщины-башкирки в празничной одежде. НМ РБ. НВ 18214
Две работы В. Сыромятникова, написанные маслом, были размещены в статье Н. Н. Барю-тина еще в 1935 г., в одной из первых серьезных статей центральной прессы страны о художниках Башкирии [Барютин 1935: 135, 139]. Статья была написана после выставки, которая проходила по случаю IX Всебашкирского съезда советов в г. Уфе в январе 1935 г., и это означает, что на выставке точно были показаны две работы В. Сыромятникова. Это портрет «Старая башкирка», ныне хранящийся в Башкирском государственном музее им. М. В. Нестерова, одна из колоритных работ мастера, где ему позирует женщина в народной одежде. Хорошо просматриваются платье и комзол, головной убор «ташмау» изготовленный из красных кораллов и монет, нагрудное украшение «датал», сшитый из кораллов, монет и бубенчиков. Вторая картина называется «В башкирском колхозе» (место хранения не установлено. - З. Н.), где женщина в платке, одетая в аккуратное платье с передником, около постройки взбивает кумыс в деревянном высоком сосуде с мутовкой, также на заднем фоне есть еще одна женщина, которая доит кобылу. «Серьезный мастер В. Сыромятников, - пишет автор, - ...неплохо передает быт башкирского колхоза, башкирский пейзаж. .ведет не малую культурную работу по изучению башкирского изобразительного фольклора» [Барютин 1935: 139].
В своей анкете Василий Степанович, заполняя графу «В каких областях изобразительного искусства работает, в каком жанре...», уверенно пишет: «пейзаж, дореволюционный быт башкир, собиратель башкирского изобразительного фольклора, портреты башкир.» [НА РБ. Л/д Сыромятникова. Ф. 10293. Оп. 2. Д. 27. Л. 7]. В биографии, написанной в 1961 г., дополняет: «Работая в Башкирском художественном музее в качестве научного работника я дважды принимал участие в экспедициях по собиранию башкирского народного искусства. Попутно делал зарисовки предметов, которых нельзя было приобрести. За тем мною были зарисованы все экспонаты резьбы по дереву и обувь башкирского происхождения, находящиеся в Уфимском краеведческом музее. Неоднократно бывая в башкирских районах как художник, я урывал время для полюбившегося мне дела (сбор фольклора)» [НА РБ. Л/д Сыромятникова. Ф. 10293. Оп. 2. Д. 27. Л. 8].
Чтобы написать такие слова после того, что с ним произошло, надо быть очень сильным
человеком высокой культуры. Дело в том, что Василий Степанович в журналах «Советское краеведение» (№ 12, 1936 г.) и «Искусство» (№ 1, 1937 г.) опубликовал статьи «Башкирское народное искусство», по результатам экспедиций 1928-1935 гг., где привезенные предметы описывает не только с художественной, но и с этнографической точки зрения [Сыромятников 1937]. В статье уделяется внимание технике изготовления предметов, их применения или ношения, также региональным особенностям. Автор выделяет женское и мужское народное искусство. Все бы ничего, но после выхода статей в конце декабря 1936 г. и в конце января 1937 г. В. С. Сыромятников в середине марта был снят с работы в художественном музее. А поводом для такой меры послужили именно упомянутые статьи. Статью в «Советском краеведении» нашли ненаучной, его также обвинили в неправильном ведении экскурсий и т.д. [Леонидова 2001: 106]. Василий Степанович обратился в Центральный комитет художественного союза, но учреждение согласилось с мнением областного органа и признало его увольнение правильным. После чего художник привлек к суду председателя областного комитета за ложь. Обо всех своих переживаниях В. С. Сыромятников писал другу, бывшему директору музея Ю. Ю. Блюменталю в г. Малоярославец, который в свою очередь советовал «не слишком огорчаться происшедшим» [Леонидова 2001: 106]. Что же получается? Мы на сегодняшний день имеем прекрасный документальный источник, за написание которого в свое время художника-сотрудника уволили с работы. А ведь по сути именно В. С. Сыромятников стал первым искусствоведом по башкирскому народному искусству. Известный искусствовед Э. Фенина про Василия Степановича писала, что «.автор постоянно занят этнографическими исследованиями» [Фенина 1961]. «Он сделал для культуры Башкортостана много: разбудил интерес к национальному искусству, совершил подвиг первого собирателя. Он создал прецедент, обозначил направление, необходимое для понимания истории культуры народа. Он был одним из первых живописцев, увековечивших природу и быт башкир», - подчеркивала она [Фенина 2005].
Несомненно, использование визуальных источников в этнографических исследованиях требует более тщательного анализа. С одной стороны, это вовлеченность исследователя, более активная
работа с материалом на стыке истории, источниковедения, музеологии, культурологии, архитектуры и многих других дисциплин. С другой стороны, исследование того или иного этнографического вопроса через визуальные изобразительные источники способствует развитию навыков сравнительного анализа, даже критического мышления, умению синтезировать информацию. То есть это и междисциплинарный, и методический подходы. Как один из основоположников профессионального изобразительного искусства Башкортостана, русский советский художник В. С. Сыромятников
оставил не только художественное наследие: его произведения конца 20-х гг. ХХ в. по праву являются полноценным визуальным историческим источником при изучении духовной и материальной культуры, быта башкирского народа. Творчество и исследовательская деятельность художника играют важную роль в сохранении и продвижении культурного наследия Башкортостана. Его работы не только являются важными произведениями изобразительного искусства, но также представляют ценный источник информации об этнографии, традициях и обычаях башкирского народа.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
НА РБ. Л/д Сыромятникова - Национальный архив Республики Башкортостан. Личное дело В. С. Сыромятникова.
НМ РБ ОФ - Национальный музей Республики Башкортостан. Основной фонд. НМ РБ НВ - Национальный музей Республики Башкортостан. Научно-вспомогательный фонд. Барютин 1935 - Барютин Н. Художники Советской Башкирии // Искусство. 1935. № 4. С. 135-140. Дройзен 2024 - Дройзен И. Г. Историка. Лекции об энциклопедии и методологии истории. СПб.: Владимир Даль, 2004. 581 с.
Леонидова 2001 - Леонидова Т. Л. Письма о Нестеровском музее (к 80-летию со дня основания ГХМ им. М. В. Нестерова в Уфе) // Археография Южного Урала: Исторические источники и современные методы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 20-21 сентября 2001 г. Уфа: ТАУ, 2001. С.105-107.
Сыромятников НМ РБ - Сыромятников В. С. Башкир в национальном одеянии. Национальный музей Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=3855430 (дата обращения: 25.04.2024)
Сыромятников БГХМ - Сыромятников В. С. / Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова [Электронный ресурс]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=сыромятников&m useumIds=896&imageExists=null (дата обращения: 25.04.2024)
Сыромятников 1937 - Сыромятников В. С. Башкирское народное искусство // Искусство. 1937. № 1. С. 155-160.
Фенина 1961 - Фенина Э. Выставка В. Сыромятникова в выставочном зале Башкирского Союза художников // Советская Башкирия. 1961. 21.03. № 68.
Фенина 2005 - Фенина Э. Скромный талант / Бельские просторы. 2005. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/text/2005/fenina02_05.html (дата обращения: 25.04.2024)
Шмидт 1997 - Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. 612 с.
REFERENCES
Natsional'nyi arkhiv Respubliki Bashkortostan. Lichnoe delo V. S. Syromyatnikova [The National Archive of the Republic of Bashkortostan. Personal file of V. S. Syromyatnikov].
Natsional'nyi muzei Respubliki Bashkortostan. Osnovnoi fond [The National Museum of the Republic of Bashkortostan. The main fund].
Natsional'nyi muzei Respubliki Bashkortostan. Nauchno-vspomogatel'nyi fond [The National Museum of the Republic of Bashkortostan. Scientific and Auxiliary Fund].
Baryutin N. Khudozhniki Sovetskoi Bashkirii [Artists of Soviet Bashkiria]. In: Iskusstvo [Art]. 1935. No 4. Pp. 135-140. (in Russian)
Droizen I. G. Istorika. Lektsii ob entsiklopedii i metodologii istorii [The Historika. Lectures on the encyclopedia and methodology of history]. St. Petersburg: Vladimir Dahl Publ., 2004. 581 p. (in Russian)
Leonidova T. L. Pis'ma o Nesterovskom muzee (k 80-letiyu so dnya osnovaniya GKhM im. M. V. Nesterova v Ufe) [Letters about the Nesterov Museum (on the 80th anniversary of the founding of the Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov in Ufa)]. In: Arkheografiya Yuzhnogo Urala: Istoricheskie istochniki i sovremennye metody. Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Archaeography of the Southern Urals: historical sources and modern methods. Materials of the interregional scientific and practical conference]. Ufa: TAU Publ., 2001. Pp. 105-107. (in Russian)
Syromyatnikov V. S. Bashkir v natsional'nom odeyanii. Natsional'nyi muzei Respubliki Bashkortostan [Bashkir in national dress. The National Museum of the Republic of Bashkortostan]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=3855430 (date of request: 25.04.2024). (in Russian)
Syromyatnikov V. S. Bashkirskii gosudarstvennyi khudozhestvennyi muzei im. M. V. Nesterova [Bashkir State Art Museum named after M. V. Nesterov]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=syromyatnikov&museu mIds=896&imageExists=null (date of request: 25.04.2024). (in Russian)
Syromyatnikov V. S. Bashkirskoe narodnoe iskusstvo [Bashkir folk art]. In: Iskusstvo [Art]. 1937. No 1. Pp. 155-160. (in Russian)
Fenina E. Vystavka V. Syromyatnikova v vystavochnom zale Bashkirskogo Soyuza khudozhnikov [Exhibition of V. Syromyatnikov in the exhibition hall of the Bashkir Union of Artists] In: Sovetskaya Bashkiria [Soviet Bashkiriya]. 1961. No 68. (in Russian)
Fenina E. Skromnyi talent [A modest talent]. In: Bel'skie prostory [The Belsky expanses]. URL: http:// www.hrono.ru/text/2005/fenina02_05.html (date of request: 25.04.2024). (in Russian)
Shmidt S. O. Put' istorika: Izbrannye trudy po istochnikovedeniyu i istoriografii [The path of a historian: Selected works on source studies and historiography]. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ., 1997. 612 p. (in Russian)
Z. F. Nigmatullina
BASHKIR NATIONAL TRADITIONS IN THE VISUAL ARTS
The article emphasizes the relevance of visual sources in the study of the Bashkir people ethnography using the example of the artists' works who relied on national traditions in their work. Paintings and drawings demonstrate the life and everyday life of people, their appearance and the surrounding reality. For example, the artist V. S. Syromyatnikov carefully depicted on canvas the location of objects in the traditional interior of a Bashkir house (for example, bunks, chests, rugs, towels, etc.), on the street (buildings, utensils) and their colors. Also, the works of Vasiliy Stepanovich confirm that in the 20s - 30s of the XX century folk clothing was preserved not only as a memorable thing, but was also worn by rural residents (during holidays). V. S. Syromyatnikov enriched the cultural heritage of the region with unique paintings representing the life and everyday life of the Bashkirs of the first half of the XX century. The artist's merits are largely connected with his collecting activities, attention to detail and the transmission of traditions through fine art. His works, stored in the museum funds of Bashkortostan, help to preserve and pass on to descendants the cultural heritage and wealth of the Bashkir people's ethnic culture.
Keywords: visual source, Syromyatnikov, Bashkirs, National Museum of the Republic of Bashkortostan, Bashkir culture, Bashkir people.
Нигматуллина Зиля Фасимовна,
главный хранитель фондов,
Национальный музей Республики Башкортостан
(Уфа, Россия)
Статья поступила в редакцию 13.08.2024
Nigmatullina Zilya Fasimovna,
Chief Custodian of Funds,
National Museum of the Republic of Bashkortostan
(Ufa, Russia)
Received 13.08.2024