Научная статья на тему 'Фотоизображения с Первой Всероссийской этнографической выставки 1867 г. как источник для создания во второй половине XIX — начале XX в. визуальных образов башкир'

Фотоизображения с Первой Всероссийской этнографической выставки 1867 г. как источник для создания во второй половине XIX — начале XX в. визуальных образов башкир Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкиры / этнография / музейная коллекция / одежда / фотографии / Bashkirs / ethnography / museum collection / clothing / photographs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Альберт Рафилевич Махмудов, Фарида Габдулхаевна Галиева

Авторами выявлены реплики фотоизображений башкир с Первой этнографической выставки, созданные в виде литографий, черно-белых и цветных фотоиллюстраций, открыток и этнографических альбомов. Источниками для исследования стали изображения, хранящиеся в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее (Москва), Смоленском государственном музее-заповеднике (Смоленск), Национальном музее Республики Татарстан (Казань), а также опубликованные альбомы, этюды и открытки, вплоть до оберток конфет. Установлено, что копирование сцен жизни возле юрты, костюмов, антропологических типов, предметов быта способствовало формированию в обществе представления о башкирах как о полукочевом народе с их характерными этнокультурными особенностями центральной и юго-западной групп башкирского этноса. Авторами реплик стали Т.А. Митрейтер, С.В. Малютин, Н.Ф. Добровольский, А.В. Докучаев, Ф.П. Нестеров, К.А. Фишер и др. Изображения выполняли историко-информативную, просветительскую и художественно-оформительскую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photographic Images from the First All-Russian Ethnographic Exhibition of 1867 as a Source for Creating Visual Images of the Bashkirs in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries

The article reveals replicas of photographic images of Bashkirs from the First Ethnographic Exhibition, created in the form of lithographs, blackandwhite and color photographic illustrations, postcards and ethnographic albums. The sources for the research were images stored in the Russian Ethnographic Museum (St. Petersburg), the State Historical Museum (Moscow), the Smolensk State Museum-Reserve (Smolensk), the National Museum of the Republic of Tatarstan (Kazan), as well as published albums, sketches and postcards, right down to the candy wrappers. It has been established that copying scenes of life near the yurt, costumes, anthropological types, and household items contributed to the formation in society of the idea of the Bashkirs as a semi-nomadic people with their characteristic ethnocultural features of the central and southwestern groups of the Bashkir ethnic group. The authors of the replicas were T.A. Mitreiter, S.V. Malyutin, N.F. Dobrovolsky, A.V. Dokuchaev, F.P. Nesterov, K.A. Fischer and others. Images played a historical, informative, educational and artistic role.

Текст научной работы на тему «Фотоизображения с Первой Всероссийской этнографической выставки 1867 г. как источник для создания во второй половине XIX — начале XX в. визуальных образов башкир»

Известия Алтайского государственного университета. 2024. № 3 (137). С. 40-49. Izvestiya of Altai State University. 2024. No 3 (137). Р. 40-49.

Научная статья

УДК 39(=512.141)

ББК 63.521(=632.2)

DOI: 10.14258/izvasu(2024)3-05

Фотоизображения с Первой всероссийской

этнографической выставки 1867 г. как источник

для создания во второй половине XIX — начале XX в.

визуальных образов башкир

Альберт Рафилевич Махмудов1, Фарида Габдулхаевна Галиева2

1Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Уфа, Россия, alic3842@yandex.ru

2Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Уфа, Россия, afg18@mail.ru

Original article

Photographic Images from the First All-Russian Ethnographic Exhibition of 1867 as a Source for Creating Visual Images of the Bashkirs in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries

Albert R. Makhmudov1, Farida G. Galieva2

1R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center RAS, Ufa, Russia, alic3842@yandex.ru

2R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center RAS, Ufa, Russia, afg18@mail.ru

Аннотация. Авторами выявлены реплики фотоизображений башкир с Первой этнографической выставки, созданные в виде литографий, черно-белых и цветных фотоиллюстраций, открыток и этнографических альбомов. Источниками для исследования стали изображения, хранящиеся в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее (Москва), Смоленском государственном музее-заповеднике (Смоленск), Национальном музее Республики Татарстан (Казань), а также опубликованные альбомы, этюды и открытки, вплоть до оберток конфет. Установлено, что копирование сцен жизни возле юрты, костюмов, антропологических типов, предметов быта способствовало формированию в обществе представления о башкирах как о полукочевом народе с их характерными этнокультурными особенностями центральной и юго-западной групп башкирского этноса. Авторами реплик стали Т.А. Митрейтер, С.В. Малютин, Н.Ф. Добровольский, А.В. Докучаев, Ф.П. Нестеров, К.А. Фишер и др. Изображения выполняли исто-рико-информативную, просветительскую и художественно-оформительскую роль.

© Махмудов А.Р., Галиева Ф.Г., 2024

Abstract. The article reveals replicas of photographic images of Bashkirs from the First Ethnographic Exhibition, created in the form of lithographs, black-and-white and color photographic illustrations, postcards and ethnographic albums. The sources for the research were images stored in the Russian Ethnographic Museum (St. Petersburg), the State Historical Museum (Moscow), the Smolensk State Museum-Reserve (Smolensk), the National Museum of the Republic of Tatarstan (Kazan), as well as published albums, sketches and postcards, right down to the candy wrappers. It has been established that copying scenes of life near the yurt, costumes, anthropological types, and household items contributed to the formation in society of the idea of the Bashkirs as a semi-nomadic people with their characteristic ethnocultural features of the central and southwestern groups of the Bashkir ethnic group. The authors of the replicas were T.A. Mitreiter, S.V Malyutin, N.F. Dob-rovolsky, A.V. Dokuchaev, F.P. Nesterov, K.A. Fischer and others. Images played a historical, informative, educational and artistic role.

Ключевые слова: башкиры, этнография, музейная

коллекция, одежда, фотографии

Финансирование: исследование выполнено по госзаданию ИЭИ УФИЦ РАН № 122041900118-5.

Для цитирования: Махмудов А.Р., Галиева Ф.Г. Фотоизображения с Первой Всероссийской этнографической выставки 1867 г. как источник для создания во второй половине XIX — начале XX в. визуальных образов башкир // Известия Алтайского государственного университета. 2024. №3 (137) С. 40-49. Э01: 10.14258Лгуа8и(2024)3-05.

Введение

Первая этнографическая выставка, прошедшая в Москве в 1867 г., впервые представила общественности разнообразие этнических культур Российской империи. Экспозиция выставки включала этнографический отдел (с фигурами манекенов в традиционных костюмах народов России), антропологический и общий этнографический отдел (памятники археологии, одежда, украшения, предметы быта, оружие, фотографии). Важно то, что на выставке экспонировались фотоматериалы, которые демонстрировали картину этнического многообразия традиционных культур в реальной жизни. Башкирская этническая культура, показанная во всех разделах, не только была одной из колоритных, но и вдохновила разных авторов на создание серии аналогичных изображений башкир.

Актуальность, цель и методы исследования

Настоящая статья актуализирует значимость Первой Всероссийской этнографической выставки 1867 г., давшей импульс появлению серии изображений башкир и создавшей в российском обществе их устойчивый визуальный образ. Целью данной статьи является выявление материалов, появившихся после Первой выставки, и сопоставление с их первоисточниками. Методами исследования являются: сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, аналитический. Источниками для написания статьи стали материалы Российского этнографического музея (РЭМ, Санкт-Петербург), Государственного исторического музея (ГИМ, Москва), Смоленского государственного музея-заповедника (Смоленск), Национального музея Республики Татарстан (Казань), а также опубликованные альбомы, этюды и открытки.

Изученность темы

История накопления визуальных этнографических источников, применимых для воссоздания образов многонациональной России прошлых столетий, отражена в работах отечественных исследователей Е.В. Бар-хатовой, В.А. Прищеповой, Е.А. Вишленковой [ 1-3] и др. В их исследованиях дана библиография российской и зарубежной фотографической литературы. Пока-

Keywords: Bashkirs, ethnography, museum collection, clothing, photographs

Funding: The study was carried out according to the state task of the IEI UFIC RAS №. 122041900118-5.

For citation: Makhmudov A.R., Galieva F.G. Photographic Images from the First All-Russian Ethnographic Exhibition of 1867 as a Source for Creating Visual Images of the Bashkirs in the Second Half of the 19th — Early 20th Centuries. Izvestiya of Altai State University. 2024. №3 (137). P. 40-49. (In Russ.). DOI: 10.14258/izvasu(2024)3-05.

зана значимость визуальных материалов для реконструкции различных областей традиционной культуры и быта народов России. Подчеркнута роль Первой этнографической выставки в Москве в 1867 г. (с презентацией культуры башкир) и справочных материалов с этой выставки [4-6].

Первое ознакомительное описание башкирских коллекций с выставки 1867 г. было представлено в статье Н.А. Гурвича «Этнографическая коллекция» [7]. Сведения о фотоматериалах и музейных коллекциях башкир с их описаниями даны в монографиях С.И. Руденко и С.Н. Шитовой [8, 9]. Авторами статьи башкирские коллекции изучены в сопоставлении с сопроводительными документами [10, 11], что позволило детально описать и атрибутировать женские головные уборы и нагрудные украшения, костюмные комплексы в целом. Также были выявлены условия подготовки Уфимским статкомитетом к выставке и установлен автор серии фотографий — госпожа А.Д. Петрова, владелица фотографического заведения в Уфе. Она сделала 46 постановочных фотоснимков, которые представляли особенности убранства кибитки, а также антропологические типы 16 башкир, взятых из «самого сердца Башкирии — Уфимского и Белебеевского уездов» [11, с. 141] (центральная и юго-западная группа башкир). 3 июня 1866 г. три фотографии сделаны ею на природе, где башкиры представлены в будничной или праздничной одежде. Здесь мы видим почти вышедшие из обихода праздничные шлемовидные головные уборы башкирских женщин калябаш, все из монетного серебра, а также богатые шелковые халаты елян, вышитые башкирские мужские рубахи (рис. 1).

Альбумированные и изготовленные на соленых бумагах фотографии А.Д. Петровой отличает колоритность в передаче образов башкир. Помимо фотографий башкир, А.Д. Петровой были сделаны также фотографии Уфы, из которых впоследствии был оформлен альбом для подарка императору Александру III; оригиналы сейчас хранятся в Государственном Эрмитаже. В настоящей статье впервые рассматривается значение фотоизображений с выставки 1867 г. для последующей визуализации и репрезентации башкирской культуры в историческом контексте.

Рис. 1. Петрова А.Д. Башкиры. Прием гостей. Июнь 1866 г. Фототека РЭМ, кол. 8764/12467 [5, с. 75]

Полученные результаты и их обсуждение

Фотоснимки из серии А.Д. Петровой были не только представлены на Всероссийской этнографической выставке 1867 г., но и впоследствии многократно пе-репечатывались, в том числе в виде иллюстраций к книге В.Н. Харузиной «Сказки русских инородцев» [12, с. 93-96]. Ряд ее фотографий можно также найти в каталогах РЭМ «Народы России. XVIII — начало XX века» [13, с. 336], «Славяне Европы и народы

России» [5, с. 74-75] и «Образы Империи» [6, с. 70-73], приуроченных к юбилейным датам.

Фотографии А.Д. Петровой использовались художником М.Я. Яковлевым для выполнения голов для манекенов башкир на выставке. Композиция из семи башкир разных возрастов была запечатлена на снимке фотоателье «Русская фотография» Шерер и Набгольц (рис. 2). Вся группа была размещена возле кочевой башкирской кибитки (тирмэ).

Рис. 2. Группа башкир около кибитки [4, с. 76]

После закрытия выставки художником и фотографом Николаем Флориановичем Добровольским (1837-1900) был издан фотоальбом Русской этнографической выставки с дарственной надписью — посвящением директору Дашковского этнографического музея В.А. Дашкову. Альбом содержит 30 раскрашенных фотоснимков, в основном — фигур манекенов в народной одежде, в типажах и интерьере этнографической выставки 1867 г. На фотографии «Башкиры»

(рис. 3) запечатлен знакомый фрагмент постановочной композиции «Башкиры возле кибитки», где показаны наряды детей и пожилой женщины, а также стоящих рядом мужчины в красном еляне и старика в обычной холщовой одежде. Фотоколлекция Н.Ф. Добровольского, ныне хранящаяся в Государственном историческом музее, представляет ценность своей документальностью, мастерством фотохудожника и вниманием к деталям.

Рис. 3. Добровольский Н.Ф. Башкиры. 1866-1868 гг. ГИМ, №95171/14854

К числу самых популярных и до сих пор востребованных фотографий относится серия, выполненная Торвальдом Андреевичем Митрейтером. На протяжении нескольких лет фотограф Т. Митрейтер сотрудничал с Московским публичным и Румян-цевским музеем. Серия фотографий была выполнена в 1885 г. с фигур манекенов в костюмах народов Российской империи. Фотографии, сделанные на соленых бумагах, были раскрашены акварелью и помещены в паспарту. В пояснительном отчете музея раскрыта практическая цель этнографического альбома для музейных сотрудников, которая заключалась в том, чтобы «во время чистки и проветривании одежд не случилось какой-ни-

будь ошибки, а также в случае порчи манекенов или костюмов, на основе этих раскрашенных фотографий, а также описаний костюмов, была возможность детально их вновь воспроизвести» [14, с. 124]. Фотографические снимки манекенов могли быть полезны и для художников, и исследователей, для копирования типов и костюмов народов России. Серия черно-белых фотографий (рис. 4) хранится в фондах ГИМ, в том числе: «Башкирка». Манекен в костюме (ГИМ 42949/11330), «Башкирка» (ГИМ 42949/11300), «Башкир» (ГИМ 42949/11299), «Башкир» — манекен в одежде (ГИМ 42949/11331). Цветные фотоиллюстрации Т. Митрейтера хранятся в фототеке РЭМ (РЭМ 8764-1457 по 8764-1460).

Рис. 4. Митрейтер Т.А. Башкирка, манекен в костюме; Башкирка; Башкир, Башкир, манекен в одежде. 1885 г. ГИМ, № 42949/11299-11331

Большое внимание уделил изучению музейных натур и коллекций известный русский художник, живописец, архитектор Сергей Васильевич Малютин (1859-1937), автор исторических композиций «Нашествие татар» (1892-1895) и «Куликово поле» (1898), выполненных акварелью на бумаге. Эскизы сопровождались авторскими отсылками на первоисточ-

ник -

■ манекены Румянцевского и Исторического музеев. Среди них «Девушка башкирка №32», «Женщина башкирка №33», «Башкир молодой №34», «Башкир старик №35» (рис. 5). Ныне этюды художника хранятся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника (инв. № СМЗ КП 25252/93 — 95; инв. № СМЗ КП 25252/137).

Рис. 5 Малютин С.В. Женщина башкирка №33; Девушка башкирка №32; Башкир старик №35;

Башкир молодой №34, 1890-е гг. Смоленский музей-заповедник, КП № 25252/93-95; КП № 25252/137

Известным фотографом второй половины XIX в. был Карл Андреевич Фишер (1859-1923), создатель коллекции типов инородцев Оренбургского края, состоящей примерно из одной тысячи снимков башкир и киргизов. Очевидно, именно фотографии К.А. Фишера были опубликованы в статье А. Максимова

«Башкиры» в энциклопедии «Товарищества А. Гранат и К°», где были приложены фототипы трех известных башкирских фигур манекенов (двух мужских и одной женской) (рис. 6). На данный момент фотографии башкир размещены в электронной версии «Энциклопедии Гранат» [15].

В начале XX в. имели популярность издания этнографических альбомов и карт. Художественный этнографический школьный альбом «Народы России», изданный в издательстве И. Кнебель, состоял из 24 больших таблиц [16]. В состав школьного альбома вошли около 40 народностей России, в том числе и башкир. Таблица 7 данного издания харак-

теризовала помол муки и доение лошади у башкир (рис. 7). Литография сделана художником А.В. Докучаевым, где показаны типы башкир в национальных костюмах и привычная бытовая обстановка, которая была отражена на основании фотографий, а также с натуры манекенов Дашковского музея.

Описание бытовых сцен выполнено редактором издания и хранителем музея Н.А. Янчуком. Оно отражает распространенный стереотип: «на женщине лежит все

домашнее хозяйство, не только приготовление пищи, заготовление запасов, уход за детьми, но и выделка материала для одежды до шитья сапог из конской кожи

включительно. И нередко в то время, как женщины хлопочут и завалены работой, мужчина беззаботно сидит без дела, наигрывая на дудочке (курай)» [17, с. 36]. Данные таблицы стали красочным наглядным пособием для учащихся школ, а также представили этнографическую картину России своего времени.

Не менее колоритным стал художественный альбом «Россия в картинах — где на Руси какой народ живет и чем промышляет» составителей — учите-

лей С.И. Гречушкина и А.А. Сольдина [18]. Альбом включал 12 выпусков, состоящим из 120 картин размером 45х30 см, выполненных с акварельных оригиналов, написанных известными московскими художниками А.А. Синцовым и М.М. Гермашевым. Первый выпуск был посвящен народам России. В картине №8 (рис. 8) художника А.А. Синцова представлены жители Уральской области: башкиры, черемиска, татары, мещеряки, пермяк.

Рис. 8. Синцов А.А. Жители Уральской области: башкиры (фрагмент), 1906 г. [18]

Костюмный комплект башкир полностью повторяет натурные комплекты одежды и украшений фигур манекенов Дашковского музея. Здесь мы видим башкир в красных халатах, женщину в щегольском головном уборе калябаш и нагрудном украшении са-кал, мужчину в вычурной войлочной шляпе тельпяк. Эмоциональная выразительность персонажей и национальный колорит — отличительная черта представленного художественного этнографического альбома.

Некоторые фототипы с выставки 1867 г. можно найти в фондах региональных музеев. К примеру, в Национальном музее Республики Татарстан хранится шесть небольших карандашных эскизов под общим названием «Казанские зарисовки» известного художника Федора Панфиловича Нестерова

(1877-1966). Он создал несколько серий рисунков с национальными мотивами, типами костюмов, сценками из жизни татар. Однако ряд эскизов ошибочно подписаны как «татары», хотя на них элементы башкирского традиционного костюма: головной убор — кашмау, традиционный женский халат — елян, нагрудные украшения — сакал. Видно, что несколько эскизов были выполнены художником не с натуры, а с копий фотографий М.А. Круковского, а также госпожи А.Д. Петровой. Так, под номером НМ РТ КП-18025/2 (рис. 9) представлена известная постановочная композиция «Прием гостей у башкир», где автор изобразил шлемовидные головные уборы и нагрудные украшения башкирских женщин, а также показал характерные черты мужского костюма башкир.

Рис. 9. Нестеров Ф.П. Казанские зарисовки, 1907 г. Национальный музей РТ, КП №18025/2

Нередко снимок или рисунок использовались в многочисленных открытках, а также обертках конфет, на которых были представлены сюжеты о народах, населяющих Россию. Так, кондитерская фабрика «Товарищество Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») изобрела оригинальный рекламный ход, который привлекал в то время покупателей. В коробки с продукцией вкладывались открытки, которые составляли це-

лые серии: «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Домашние занятия разных народов» и т.п. Интересно также отметить сходство большинства конфетных этикеток из серии «Федеративная» (рис. 10) с иллюстрациями из книги «Россия в картинах» С.И. Гречушкина и А.А. Сольдина. Не только костюмы, но и позы, и выражения лиц свидетельствуют об очевидном заимствовании неизвестного художника.

Заключение

Таким образом, Первая этнографическая выставка 1867 г. способствовала появлению не только фотографий А.Д. Петровой, их перепечаток в разных изданиях, но и многочисленных реплик. Их авторами стали Т.А. Митрейтер, Л.Л. Белянкин, С.В. Малютин, Н.Ф. Добровольяский, А.В. Докучаев, Ф.П. Нестеров, К.А Фишер и др. Интерес к документальности и к визуальной достоверности способствовал появлению красочных фотоиллюстраций для изданий этнографических и школьных альбомов. На страницах этих

изданий фотографии башкир являлись не только иллюстрациями, но и выполняли историко-инфор-мативную и художественно-оформительскую роль. Авторы изображений башкир стремились брать материал из доступных им источников, музейных коллекций, с натуры фигур манекенов в народной одежде. Сами изображения, которые появлялись в иллюстрированных изданиях второй половины XIX — начала ХХ в., становились «каноническими» портретами башкир, характеризующими их полукочевой уклад жизни.

Библиографический список

1. Бархатова Е.В. Русская светопись. Первый век фотоискусства, 1839-1914. СПб. : Альянс : Лики России, 2009. 399 с.

2. Прищепова В.А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры. СПб. : Наука, 2011. 449 с.

3. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М. : Новое литературное обозрение, 2011. 384 с.

4. Всероссийская этнографическая выставка 1867 г. Исторический очерк структуры выставки, описание и перечень предметов, которые были на выставке, и протоколы выставки. Заседания комитетов по структуре выставки. Т. 29, вып. 1. М. : Тип. М.Н. Лаврова и К°, 1878. 116 с.

5. Славяне Европы и народы России: к 140-летию Первой этнографической выставки 1867 г. СПб. : Славия, 2008. 254 с.

6. Образы Империи: фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года: альбом / авт. и сост. К.Ю. Соловьева. СПб. : РОСФОТО; Санкт-Петербургское общество «А — Я», 2022. 287 с.

7. Гурвич Н. Этнографическая коллекция для этнографической выставки // Уфимские губернские ведомости. 1866. 30 июля. №31.

8. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа : Китап, 2018. 373 с.

9. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа : Китап, 1995. 237 с.

10. Махмудов А.Р. Первая этнографическая выставка — башкирская коллекция // Люди, культуры, пространство: социокультурная динамика мира Евразии / отв. ред.

Б.А. Азнабаев. М.Н. Сулейманова. Уфа : БашГУ, 2016. С. 124-138.

11. Махмудов А.Р. 150-летие Первой этнографической выставки 1867 г. Уфимская коллекция // Развитие гуманитарной науки в регионах России. Уфа : ИИЯЛ УФИЦ РАН, 2017. С. 141-144.

12. Харузина В.Н. Сказки русских инородцев: с краткими бытовыми очерками и иллюстрациями. М. : Изд.

A.И. Мамонтова, 1898. 299 с.

13. Народы России. XVIII - начало XX века / науч. ред.

B.А. Дмитриев. СПб. : Славия, 2014. 620 с.

14. Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1883-1885 гг. М. : Тип. В. Гатцук, 1886. 148 с.

15. Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 5: Барнав-Биология. 11-е стереотип. изд. до 33-го тома. М.: Рус. библиогр. инст. «Гранат», 1926. 736 с.

16. Народы России: 24 художественно исполненные стенные таблицы в красках / под ред. Н.А. Янчука. М. : Тип. И. Кнебель, 1905. 24 с.

17. Народы России. Краткие объяснительные очерки к художественно-этнографическому альбому / под ред. Н.А. Янчука. М.: Тип. И. Кнебель, 1905. 107 с.

18. Россия в картинках. Где на Руси какой народ живет и чем промышляет: художественный альбом / сост.

C.И. Гречушкин и А.А. Сольдин. Вып. 1. М: Изд. книжного магазина В.В. Думнова под фирмой «Наследники братьев Салаевых», 1906. 34 с.

References

1. Barkhatova E.V. Russian Light Painting. The First Century of Photographic Art, 1839-1914. St. Petersburg: Alliance: Faces of Russia, 2009. 399 p. (In Russ.).

2. Prishchepova V.A. Illustrative Collections on the Peoples of Central Asia of the Second Half of the 19th — Early 2ffh Centuries in the Collections of the Kunstkamera. St. Petersburg: Nauka, 2011. 449 p. (In Russ.).

3. Vishlenkova E.A. Visual Ethnology of the Empire, or "Not Everyone Can See a Russian". Moscow: New Literary Review, 2011. 384 p. (In Russ.).

4. The All-Russian Ethnographic Exhibition of 1867. A Historical Outline of the Exhibition Structure, Description and List of Items Which Were at the Exhibition, and the Minutes of the Exhibition. Meetings of the Committees on the Exhibition

Structure. Vol. 29, issue 1. Moscow: Tip. M.N. Lavrova i K°, 1878. 116 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Slavs of Europe and the Peoples of Russia: to the 140th Anniversary of the First Ethnographic Exhibition in 1867. St. Petersburg: Slaviya, 2008. 254 p. (In Russ.).

6. Images of the Empire: Photography at the All-Russian Ethnographic Exhibition of 1867: Album Author and Comp.: K.Y. Solovyova. St. Petersburg: ROSFOTO; Sankt-Peterburgskoe Obshhestvo «A — Ya», 2022. 287 p. (In Russ.).

7. Gurvich N. Ethnographic Collection for an Ethnographic Exhibition. Ufa Gubernskie Vedomosti. July 30, 1866. No 31. (In Russ.).

8. Rudenko S.I. Bashkirs: Historical and Ethnographic Essays. Ufa: Kitap, 2018. 373 p. (In Russ.).

9. Shitova S.N. Bashkir Folk Clothing. Ufa: Kitap, 1995. 237 p. (In Russ.).

10. Makhmudov A.R. The First Ethnographic Exhibition — Bashkir Collection. People, Cultures, Space: Socio-Cultural Dynamics of the Eurasian World. Ed. by B.A. Aznabaev and M.N. Suleymanova. Ufa: BashSU, 2016. P. 124-138. (In Russ.).

11. Makhmudov A.R. 150th Anniversary of the First Ethnographic Exhibition in 1867 Ufa Collection. The Development of Humanities in the Regions of Russia. Ufa: IHLL UFSC RAS, 2017. P. 141-144. (In Russ.).

12. Kharuzina V.N. Tales of Russian Foreigners: with Brief Everyday Sketches and Illustrations. Moscow: .Izd. A.I. Ma-montova, 1898. 299 p. (In Russ.).

13. Peoples of Russia. The 18th — the Beginning of the 20h Centuries. Ed. by V.A. Dmitriev. St. Petersburg: Slaviya, 2014. 620 p. (In Russ.).

14. Report of the Moscow Public and Rumyantsev Museums for 1883-1885. Moscow: Tip. V. Gatczuk, 1886. 148 p. (In Russ.).

15. The Encyclopedic Dictionary of the Granat Russian Bibliographical Institute. Vol. 5: Barnav Biology. 11th Stereotype. Ed. to the 33rd Vol. Moscow: Rus. bibliogr. inst. «Granat», 1926. 736 p. (In Russ.).

16. Peoples of Russia: 24 Artistically Executed Wall Tables in Colors. Ed. by N.A. Yanchuk. Moscow: Rus. bibliogr. inst. «Granat», 1905. 24 p. (In Russ.).

17. Peoples of Russia. Brief Explanatory Essays on an Artistic and Ethnographic Album. Ed. by N.A. Yanchuk. Moscow: Tip. I. Knebel', 1905. 107 p. (In Russ.).

18. Russia in Pictures. Where in Russia What Kind of People Live and What They Do: an Art Album. Comp. S.I. Grechushkin and A.A. Soldin. Issue 1. Moscow: Izd. Knizhnogo Magazina V.V. Dumnova pod firmoj «Nasledniki brat'ev Salaevy'x», 1906. 34 p. (In Russ.).

Информация об авторах:

А.р. Махмудов, аспирант отдела этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Уфа, Россия;

Ф.Г. Галиева, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующая отделом этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеевая, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН. Уфа, Россия.

Information about the authors:

A.R. Makhmudov, Postgraduate Student, Ethnography Department, R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia;

F.G. Galieva, Doctor of Philological Sciences, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor; Director, Department of Ethnography, R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.