Научная статья на тему 'Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований'

Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкиры / казахи / ногайцы / родовые группы / Ете ырыу / Жетыру / Кипчак / Табын / Теляу / Бурзян / Алимулы / Байулы / Усергян / Тамьян / гаплогруппа / субклад / генетические исследования / Bashkirs / Kazakhs / Nogais / tribal groups / Yete yryu / Zhetyru / Kipchak / Tabyn / Telyau / Burzyan / Alimuly / Bayuly / Usergyan / Tamyan / haplogroup / subclades / genetic research

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов Юлдаш Мухамматович, Асылгужин Рафиль Рифгатович, Сабитов Жаксылык Муратович

Проведен историко-генетический и фольклорный анализ материала по родовым группам, входящим в состав родо-племенных объединений башкир Ете-ырыу и казахского Жетыру. Проанализирована проблема расхождения в оценке родственности казахского объединения жетыру и башкирского ете ырыу, сложившаяся в казахском и башкирском фольклоре, а также в оценках историков. Обобщены исследования казахстанских и российских ученых-генетиков, позволяющие проверить гипотезы о происхождении родовых групп (кланов), входящих в состав жетыру из Младшего жуза и степень их родства с башкирскими кланами, входящими в ете ырыу. Генетические исследования показывают отсутствие прямой генетической связи между этими родовыми объединениями. Учитывая распространенность у тюркских народов практики замены этнонимов числовыми метафорами, указывавшими на количество структурных подразделений, обосновывается гипотеза, что ете ырыу / жетыру закрепилось у башкир-кыпчаков и в составе казахов Малого Жуза как пережиток объединения етеоба или его отголосок в башкирской и казахской среде, поскольку тюркские народы часто прибегали к замене этнонимов числовыми метафорами, указывавшими на количество структурных подразделений – дурт (тетробичи «четырехплеменные», возможно, это потомки кыпчаков-сиров), етеоба (етебичи «семиплеменные»), туксаба (токсобичи «девятиплеменные»). Рассматриваетя гипотеза о появлении башкирского ете ырыу в золотоордынский период как объединение башкирских волостей, первоначально исключительно кыпчакских, а затем с включением иных, некипчакских родов. С XIX в. в состав казахского жетыру входили роды Тама, Табын, Кердери, Кереит, Телеу, Рамадан, Джагайбайлы, однако кыпчаки, составляющие большую часть башкирских ете ырыу, там отсутствуют. Если сравнивать структуру жетыру и ете ырыу, то между ними также не обнаруживается ожидаемое сходство: башкирские роды Табын, Тиляу, Гирей, номинально совпадающие с одноименными казахскими родами, в состав ете ырыу никогда не входили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юсупов Юлдаш Мухамматович, Асылгужин Рафиль Рифгатович, Сабитов Жаксылык Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bashkir ete yryu and Kazakh zhetyru according to ethnogenetic legends and trades and according to the results of genetic research

A historical-genetic and folklore analysis of the material of the clan groups that are part of the tribal associations of the Bashkirs Ete-yryu and the Kazakh Zhetyru (Seven clans) was carried out. The problem of discrepancies in the assessment of the relatedness of the indicated Kazakh and Bashkir tribal associations, which has developed in Kazakh and Bashkir folklore and in the assessments of historians, is analyzed. The research of Kazakh and Russian geneticists analyzing hypotheses about the origin of clan groups (clans) that are part of the Zhetyru from the Younger Zhuz and the degree of their relationship with the Bashkir clans that are part of the Ete-yryu are summarized. Genetic studies show that there is no direct connection between these genera. Considering the prevalence among the Turkic peoples of the practice of replacing ethnonyms with numerical metaphors indicating the number of structural divisions, the hypothesis is substantiated that Ete yryu / Zhetyru was entrenched among the Bashkir-Kypchaks and among the Kazakhs of the Lesser Zhuz as a relic of the Eteoba unification or its echo in the Bashkir and Kazakh environment, since Turkic peoples often resorted to replacing ethnonyms with numerical metaphors indicating the number of structural divisions. The hypothesis about the appearance of the Bashkir Ete yryu in the Golden Horde period is considered as a union of Bashkir volosts, initially Kipchak, and then with the inclusion of other, non-Kipchak clans. A comparison of Zhetyru and Ete yryu does not reveal similarities in the internal structure: the Bashkir clans Tabyn, Tilyau, Girey, nominally coinciding with the Kazakh clans of the same name, were never part of Ete yryu. The Kazakh Zhetyru includes Tama, Tabyn, Kerderi, Kereit, Teleu, Ramadan, Dzhagaibayly, but there are no Kipchaks.

Текст научной работы на тему «Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований»

DOI 10.24412/2223-0564-2023-4-22-28 Ю.М. Юсупов, P.P. Асылгужин, Ж.М. Сабитов УДК 572.02; 398.2

БАШКИРСКИЕ ETE ЫРЫУ И КАЗАХСКИЕ ЖЕТЫРУ ПО ДАННЫМ ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИХ ЛЕГЕНД И ПРЕДАНИЙ И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ*

Аннотация

Проведен историко-генетический и фольклорный анализ материала по родовым группам, входящим в состав родо-племенных объединений башкир Ете-ырыу и казахского Жетыру. Проанализирована проблема расхождения в оценке родственности казахского объединения жетыру и башкирского ете ырыу, сложившаяся в казахском и башкирском фольклоре, а также в оценках историков. Обобщены исследования казахстанских и российских ученых-генетиков, позволяющие проверить гипотезы о происхождении родовых групп (кланов), входящих в состав жетыру из Младшего жуза и степень их родства с башкирскими кланами, входящими в ете ырыу. Генетические исследования показывают отсутствие прямой генетической связи между этими родовыми объединениями. Учитывая распространенность у тюркских народов практики замены этнонимов числовыми метафорами, указывавшими на количество структурных подразделений, обосновывается гипотеза, что ете ырыу / жетыру закрепилось у башкир-кыпчаков и в составе казахов Малого Жуза как пережиток объединения етеоба или его отголосок в башкирской и казахской среде, поскольку тюркские народы часто прибегали к замене этнонимов числовыми метафорами, указывавшими на количество структурных подразделений - дурт (тетробичи «четырехплеменные», возможно, это потомки кыпчаков-сиров), етеоба (етебичи «семиплеменные»), туксаба (токсобичи «девятиплеменные»). Рассматривается гипотеза о появлении башкирского ете ырыу в золотоордынский период как объединение башкирских волостей, первоначально исключительно кыпчакских, а затем с включением иных, некипчакских родов. С XIX в. в состав казахского жетыру входили роды Тама, Табын, Кердери, Кереит, Телеу, Рамадан, Джагайбайлы, однако кыпчаки, составляющие большую часть башкирских ете ырыу, там отсутствуют. Если сравнивать структуру жетыру и ете ырыу, то между ними также не обнаруживается ожидаемое сходство: башкирские роды Табын, Тиляу, Гирей, номинально совпадающие с одноименными казахскими родами, в состав ете ырыу никогда не входили.

* Работа выполнена при поддержке гранта «Историко-генетическое исследование племени Житыру» ИРН АР13068670

Юсупов Юлдаш Мухамматович, кандидат исторических наук, руководитель центра, Институт стратегических исследований ГБНУАНРБ (Уфа, Россия), e-mail: [email protected]

Yuldash M. Yusupov, Cand. Sci. (History), Head of the Center, Institute for Strategic Studies of the State Budgetary Scientiic Institution of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]

Асылгужин Рафиль Рифгатович, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, Институт стратегических исследований ГБНУ АН РБ (Уфа, Россия), e-mail: [email protected]

Rafil R. Asylguzhin, Cand. Sci. (Philosophy), Leading Researcher, Institute for Strategic Studies of the State Budgetary Scientiic Institution of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]

Сабитов Жаксылык Муратович, PhD, «Научный институт изучения Улуса Джучи» (Астана, Казахстан), e-mail: [email protected]

Zhaksylyk M. Sabitov, PhD, «Research Institute for Jochi Ulus Studies» (Astana, Kazakhstan), e-mail: [email protected]

© Юсупов Ю.М., Асылгужин P.P., Сабитов Ж.М., 2023

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/4 (102)

Ключевые слова: башкиры, казахи, ногайцы, родовые группы, Ете ырыу, Жетыру, Кипчак, Табын, Теляу, Бурзян, Алимулы, Байулы, Усергян, Тамьян, гаплогруппа, субклад, генетические исследования

Yuldash M. Yusupov, Rafil R. Asylguzhin, Zhaksylyk M. Sabitov

BASHKIR ETE YRYU AND KAZAKH ZHETYRU ACCORDING TO ETHNOGENETIC LEGENDS AND TRADES AND ACCORDING TO THE RESULTS OF GENETIC RESEARCH

Abstract

A historical-genetic and folklore analysis of the material of the clan groups that are part of the tribal associations of the Bashkirs Ete-yryu and the Kazakh Zhetyru (Seven clans) was carried out. The problem of discrepancies in the assessment of the relatedness of the indicated Kazakh and Bashkir tribal associations, which has developed in Kazakh and Bashkir folklore and in the assessments of historians, is analyzed. The research of Kazakh and Russian geneticists analyzing hypotheses about the origin of clan groups (clans) that are part of the Zhetyru from the Younger Zhuz and the degree of their relationship with the Bashkir clans that are part of the Ete-yryu are summarized. Genetic studies show that there is no direct connection between these genera. Considering the prevalence among the Turkic peoples of the practice of replacing ethnonyms with numerical metaphors indicating the number of structural divisions, the hypothesis is substantiated that Ete yryu / Zhetyru was entrenched among the Bashkir-Kypchaks and among the Kazakhs of the Lesser Zhuz as a relic of the Eteoba unification or its echo in the Bashkir and Kazakh environment, since Turkic peoples often resorted to replacing ethnonyms with numerical metaphors indicating the number of structural divisions. The hypothesis about the appearance of the Bashkir Ete yryu in the Golden Horde period is considered as a union of Bashkir volosts, initially Kipchak, and then with the inclusion of other, non-Kipchak clans. A comparison of Zhetyru and Ete yryu does not reveal similarities in the internal structure: the Bashkir clans Tabyn, Tilyau, Girey, nominally coinciding with the Kazakh clans of the same name, were never part of Ete yryu. The Kazakh Zhetyru includes Tama, Tabyn, Kerderi, Kereit, Teleu, Ramadan, Dzhagaibayly, but there are no Kipchaks.

Key words: Bashkirs, Kazakhs, Nogais, tribal groups, Yete yryu, Zhetyru, Kipchak, Tabyn, Telyau, Burzyan, Alimuly, Bayuly, Usergyan, Tamyan, haplogroup, subclades, genetic research

Семисоставные родо-племенные объединения были присущи многим этно-политическим образованиям Дешт-и Кипчака. Подобные «числовые» по названию объединения были распространены у кочевников: едисан - у ногайцев, у половцев - «жеты-оба» (етобичи, четеевцы в древнерусских летописях). Башкирский ученый Ахмет Заки Валиди в одной из своих работ «Бегенге теркиле Теркестан Ьэм ятсын тарихы» дал смысл понятия Едисан и перечислил входящие в его состав родовые группы: «Иул кулдыц Ьырдаръя буйында йэшэгэн ырыу§ары икэ Джу-чи хандыц быга тиклем хокумэт эштэренэ бик катнашмаган Тукай Тимер исемле улынъщ нэделенэн Су баш улы Кара Нугай Ханды хан итеп танынылар. Бындагы Ьул кул ырыу$ар$ыц Едисан тип аталган шырын, барын кыпсак, аргын, алчын, катай, мангыт курлевуттэр§ец гибэрэт булыуы ацлашыла. Был кул хандары таянган калалар Еникент. Джент, Барчынлык. Кент, Сабран, Отрар, у§эк буларак та Иыйыныр урын ине. Был ырыу^ар^ыц бэгзелэре бэлки шул замандан ук Мэуеренэкр эштэренэ кыдыла

башлагандар§ыр». Валиди также уточнил понятие «... Едисан. Этимология этого понятия проста и сложна одновременно. Еди - несомненно, «семь»; стало быть, «семь санов» [1, с. 50]. Этнические объединения с сакральной цифрой семь (семь родов) зафиксированы и у других тюркских народов: у туркмен племени са-лор (салыр), проживавших на левобережье Аму-дарьи, был род жети урук; у кыргызов племени сарыбагыш (сэры багыш) - еди уруг (джеты уругу, жети урук); у каракалпаков - ети уруг. Казахское Жетыру - один из трех крупных племенных союзов, наряду с объединениями алимулы и байулы в составе Младшего жуза.

У историков сложилось расхождение в оценке родственности казахского объединения жетыру и башкирского ете ырыу. Сохранилась интересная легенда (предание), записанная у казахов историком и этнографом XIX в. П.И. Небольсиным: «...кочующие на Тоболе Киргизы (т. е. казахи. - авт.) сообщили мне, что у них, по преданиям, известно за верное, что Башкирцы Джиди-ру суть не что иное, как потомки нескольких семей

Киргизов кыпчацкогорода, с весьма давних времен перешедших из Сибири через Урал, освоившихся с местностью, вступивших в родственные союзы с Башкирцами и сплотившихся с ними в один общий народ. Несмотря на правдоподобность такого известия, мне от самих башкирцев ничего подобного не доводилось слышать» [2, с. 17]. Р.Г. Кузеев, опираясь на указанную легенду, отождествил башкирские ете ырыу и казахские же-тыру - «Башкирский род джете-уру этнически восходит к казахскому роду жетыруу Малого Жуза», также Кузеев считал, что этот род исторически и этнически тесно связан с племенами Дешт-и-Кипчака и был включен условно в состав башкирских кыпчаков: «В XVIII - XIX вв. башкиры этого рода, расселившись на кыпчак-ской земле, были настолько смешаны с кыпча-ками, что неотделимы от них» [3, с. 114-115]. Однако, ранее по поводу отмеченного казахского предания высказался исследователь Оренбургского края Д.Н. Соколов: «Легенда, записанная Небольсиным, очень напоминающая рассказы черноморских греков Геродоту о происхождении скифов, произошла от того, что в 1851 г. еще существовала обширная территория, носившая название "земля семи башкирских волостей"; эти волости были: Усерганская, Тамъянская, Бурзянская, Кара, Бушмаш, Суун и Чанким Кипчакские» [4, с. 52].

Также отождествлению башкирских и казахских ете ырыу/жетыру мешает факт существования жетыру еще в Ногайской Орде. Р. Кузеев в книге «Происхождение башкирского народа» упоминает о широко бытовавшем в Южной Башкирии предании «о существовании в эпоху ногайского господства или раньше союза семи башкирских племен - ете-ырыу» [3, с. 114]. После распада последней, данное объединение «досталось» казахам. Действительно, как пишет А.-З. Валиди, в составе кочевавших в междуречье рек Яик и Идель ногайских племен едисан и других были и башкирские группы: «Яйык менэн И§ел аракында, Ыргы§, Кинель, Ьамар йылгалары буйында нугай§ар§ан едисан, кытай-кыпсак, майлыбас, келечи ырыу-§ары Иэм бер торком башкорттар йэшэй ине» [1, 170 б.]. Далее Валиди пишет: «Конбайышка кускэн нугащар^ыц тормошо бынан куц Кырым Иэм Кавказдагы вакигаларга кушыла. Урал Иэм Тургай вилайэттэрендэ Иэм Мангышлак менэн Амударья Иэм Ьырдарьяга койган йылгалар§а калган мангыт-нугай ырыу§ары (едисан = ете ырыу: табын, алты-огул, кыпсак, чагалбайлы

тана, черкес Иэм башка ырыу§ары) ка§ак ханда-ры кул адтына инеп Кесе Джуз ка§ак йэмгиэтенэ, бер тврквмв башкорт йэмгиэтенэ инделэр. Башкалары карагалпак исеме менэн мостэкил бер торком хэлендэ йэшэнелэр» [1, с. 192]. Как видим из приведенных цитат, востоковед А.-З. Валиди указывает на вхождение немалого числа ногайских родов в состав казахов, в том числе, родов, ставших частью Жетерыу Малого Жуза (табын, ягалбайлы), а некоторой части ногайцев - в состав башкир. Также ученый ставит знак равенства между ногайским едисан и ете ырыу / жетыру.

Историк А. Левшин в своем известном труде «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсац-ких орд и степей» упомянул, что: «Малая Орда состояла прежде из сильного рода алчин и 7 малых родов, которые Тауке-ханом соединены в поколение семиродцев - кердери, джагалбайлы, тама, табын, кереит, телеу, рамадан» [5].

Таким образом, в XIX в. в состав казахского жетыру входили роды Тама, Табын, Кердери, Кереит, Телеу, Рамадан, Джагайбайлы, однако кыпчаки, составляющие большую часть башкирских ете ырыу, там отсутствуют. Если сравнивать структуру жетыру и ете ырыу, то между ними также не обнаруживается ожидаемое сходство: башкирские роды Табын, Тиляу, Гирей, номинально совпадающие с одноименными казахскими родами, в состав ете ырыу никогда не входили.

Казахское предание (легенда), записанное этнографом Павлом Небольсиным, важно тем, что выводит объединение жетыру/ете ырыу исключительно из кыпчакской среды. Также отметим, что в одном из вариантов башкирского сказания «Кунгыр буга», записанном А.Н. Кирее-вым, утверждается, что «семь кыпчакских племен образовали единый союз, который должен был стать "крепкой основой жизни на земле» [6, с. 60]. Тот же П.О. Небольсин приводит очень важные сведения о башкирском объединении ете ырыу ('семиродцы'), первоначально состоявшем, по его мнению, из следующих подразделений: Кыпчак, Кара-Кыпчак, Суун-Кыпчак, Бусмаш-Кыпчак, Чанким-Кыпчак, Карагай-Кыпчак, Тамиан-Кыпчак [2, с. 17].

Однако в целом указанные выше источники несколько противоречат сложившейся точке зрения, считавшей, что в состав башкирского ете-ырыу входили четыре подразделения кыпчаков (Карый, Бушман, Суун, Чанким), а также племена Тамъян, Усерган и Бурзян.

Некипчакские роды в составе семиродцев отмечены по документу так называемого Генерального межевания: «семиродные башкирцы, как издревли, тако и поныне, то есть ныняш-него 1802-го г., кары-кипчатской, тамъянской, усярганской, бушман-кипчатской, сувун-кипчат-ской, санким-кипчатской и бурзянской имели владение без всякого между собою формального раздела...» [7]. Некто Каракузяков, поверенный башкир рода Карый (Кара)-Кыпчак и, судя по фамилии, потомок Кара-Кужак-бея, в 1802 г. заявлял, что «они бурзянцы, особенно владеемую дачу никогда не имели и ныне не имеют, иметь им нет никакого резона, потому что деды их предками нашими были припущенники ис чело-ееколюбия...» [7]. Отмеченные выше факты подтверждают то обстоятельство, что башкиры рода Бурзян изначально не входили в состав объединения «ете ырыу», так же как и род усерган по сведениям П.О. Небольсина.

Еще больше некыпчакских родов в составе Ете ырыу обнаруживается в предании «Ете ырыу», записанном в начале 1960 г. в ауле Сазала Зианчуринского района у Баймырзы Кызрасова. Согласно этому преданию, башкирское объединение ете ырыу имеет ногайское происхождение и в его составе упоминаются племена Бурзян, Кыпчак, Тамьян, Усерган, Тангаур, Катай и некий род Атс-башторт, по всей видимости это род Ак-Кыпсак: «Бе§ ултырган ер§эн коньякта борон заманда торокмэн, найман, тажик, нугай тигэн ил халыктары йэшэгэн. Был илдэр у§-ара Иыйышмай, ер осон талашып йэшэгэн. Шулар аракынан нугай иле калкынып сыккан да тонъ-якка юл тоткан. Юлда нугащарга бер ойор буре осраган. Ил башлыгы эйткэн: Буре ойоро бу-ленеп-буленеп Урал урмандарына Аги§ел башы-на килеп туктагандар. Нугай иле лэ етегэ айы-рылып, ете ырыу булып шул тобэккэ таралган. Тамьян менэн Катай ырыу§ары Аги§ел башын-да калган. Тубэнерэк Борйэн ырыу туктаган, тагы ла тубэнерэк Туцгэуер, Аги§ел тамагында ак башкорт ырыу туктаган. Эйек буйында Кыпсактар, б姧ец ауыл ултырган урындар§ы Удэргэн ырыуы билэгэн. Ьуцгарак был ырыу§ар-га ка§ак барымтаИы башлана...» [8, с. 107-108].

Учитывая изложенное, первоначально башкирскими «семиродцами» именовались исключительно семь кыпчакских родов, если допустить кыпчакское происхождение тамъянцев или, согласно П.О. Небольсину, рода Тамьан-Кыпчак. Ете ырыу - это не какой-то отдельный род,

а объединение башкирских волостей, первоначально только кыпчакских, а затем не только кыпчакских (в частности, там фиксировались усерганцы и бурзяне, а в фольклоре дополнительно катайцы и тангауры). Окончательное утверждение названного союза, по всей видимости, относится к золотоордынскому периоду. В пользу данного утверждения говорят башкирские шежере, которые фиксируют «жиде руг» (Ете ырыу - Семь родов) до присоединения башкир к Московскому государству.

Возвращаясь к казахскому жетыру, необходимо упомянуть сведения, данные историком А.П. Чулошниковым, который ссылаясь на записанную Г.Н. Потаниным родословную акмолинских казак-киргизов [9, с. 60-61] и описывая картину сложения казак-киргизского народа, привел легенду об образовании жетеру в составе Малого Жуза: «...В то время, когда люди трех сотен, уч-юз, образовали из себя три отдельных племени, был некто по имени Асан-Кайгы, из потомков Хасень-хана. Этот Асан-Кайгы, желая переселиться в край, где не бывает зимы, разведывал о землях и, перебравшись в Джайдели Байсын, местность за Бухарой, остался там и послал семь человек к народу трех сотен (учь-юз) пригласить их (прикочевать); но три эля не имели возможности переселиться к Асан-Кайге на Джайдели-Байсын по причине бывшей у них тогда войны с неприятелями. Вследствие этого они этих семь человек оставили у себя, распределив их следующим образом: Канлы и Чаншклы взял Уйсун, Керея и Уака взял Орта-юз, Табына и Телеу - взял Кши-юз, а седьмой человек Тама остался никем не взятым. Тогда сделали такое условие: пустить бегунцов от всех 3-х юз'ей и чей бегунец прибежит вперед - тому взять Таму. Первым прибежал бегунец саврасолысой масти, принадлежавший Младшей Орде (Кши-юз), и Кши-юз взял Таму. Потомки этих семи посланцев получили у казаков название Джети-руд, что значит семь родов" [10, с. 281-282].

Вполне вероятна некая родственность родовых групп, составляющих казахский жетыру, юго-восточным башкирским родам. Из семи ее родов пять представлены в родовой номенклатуре башкир. Это: Табын - крупнейшее родовое подразделение башкир (ок. 40% всего народа), Кереит (у башкир - род Гирей), Жагалбайлы (в составе племени Бурзян имеется род Ягал-байлы), а также Тама (у башкир - род Тамьян)

и Телеу/Теляу (по сути, как подтверждают данные генетических исследований, Тамьян и Теляу близкородственны собственно башкирским кипчакам).

Тезисы о генетическом родстве родовых групп, составляющих казахский жетыру с юго-восточными башкирскими родами (эти рода составляют башкирские Ете ырыу) могут подтвердить результаты исследований методами по-пуляционной генетики. К настоящему времени исследователями накоплен и обработан немалый объем генетического материала в рамках исследования казахов и башкир, в том числе, неплохо изучены родовые группы, входящие в состав казахских Жетыру и башкирских Ете ырыу. Так, с целью проверки бытующих в казахском фольклоре четырех различных гипотез о происхождении жетыру из Младшего жуза, а также входящих в этот жуз родов алимулы и байулы, были проведены исследования методами генетики указанных родов. Среди прочих полученных результатов выяснилось, что родоплеменное образование жетыру демонстрирует разнообразие У-хромосомы в два раза выше, чем у двух других родовых объединений казахов Младшего Жуза -алимулы или байулы. Суммарно, в роду жетыру линия М48 (субклад С2а1а2-М48 гаплогруппы С2-М217) составляет лишь 29% генофонда, в то время как у кланов алимулы и байулы - 77% и 71% соответственно, за исключением рода байу-лов - Ысык, в котором линии М48 не обнаружено вовсе, как собственно и в роду телеу племени жетыру. При сравнении (с использованием многомерного шкалирования и анализа главных компонент) трех указанных западноказахских племени Младшего Жуза с другими одиннадцатью казахскими родами также были получены интересные результаты. Алимулы и байулы продемонстрировали минимальное генетическое расстояние и образуют отдельный, первый кластер, а представители родоплеменного объединения уйсунов, образуют второй кластер. При этом представители племени жетыру расположились между этими кластерами, ближе к али-мулам и байулам. Следовательно, в гипотезах о происхождении западно-казахских родов наиболее достоверным выглядит та, в котором племена алимулов и байулов имеют общего основателя по мужской линии, а вот представители племени жетыру произошли от разных предков. Также в исследовании была обнаружена связь между представителями рода табын, племени жетыру и

Старшим жузом [11]. Казахстанскими учеными в рамках исследования жузовой организации казахских племен на основе распределения гапло-групп Y-хромосомы, обнаружилось наибольшее значение генетического разнообразия у казахов именно среди потомков племени Жетыру. Помимо распространенного у других казахских кланов различных субкладов гаплогруппы С (у казахских Жетыру они составляют ок. 50%), как видно из материалов указанного исследования, у потомков Жетыру в немалой степени представлены также и распространенные среди башкир гаплогруппы: R1a, R1b-M478, R1b-M269, J2a [12].

Рассмотрим данные гаплогруппы на материале башкирского генофонда. Так, различные варианты (субклады) гаплогрупы R1a имеют не менее 40% башкир, они доминируют у табынских, кыпчакских, айлинских, кудейских и других родовых объединений. Далее, субклады гаплогруппы R1b-M478 преобладает у родов Тамьян, Меркит, Каратавлы, а также представлена в родовых группах Карагай/Гирей-Кипчак, Юрматы, Елан, Теляу. Гаплогруппа R1b-M269 превалирует среди башкирских кланов Тангаур, Бурзян, Сынгрян. Гаплогруппа J2a представлена почти у 40% представителей рода Усерган, доминирует в роде Кобау, и составляет 7% юрматынцев.

В этой связи уместно отметить, что субклады гаплогруппы С, доминирующие в казахском генофонде (в т.ч у казахских Жетыру), не входят в число распространенных среди башкир. Лишь у минцев и тангауров они занимают не более 15%, у других родов гораздо меньше, у кипчаков - 3% (в первую очередь, у карагай/гирей-кипчаков).

В то же время, составляющие ядро башкирских Ете ырыу кипчакские роды (Бошман, Ка-рый, Суун, Санкем, и др.), а также племя Тамьян и Теляу, большей частью (ок. 75%, по полученным на настоящее время сведениям) относятся к гаплогруппе R1a1-M198 (линия Y 2633 субклада R1a1-Z93) [13, с. 284-289]. Генетическая линия R1a1-Z93 встречается в основном среди башкир. По значениям Y-STR-маркеров к кыпчакам, тамъянцам и теляу этой линии близки узбеки из Ферганы и Ташкента [14]. Однако по линии R1b-M73 гаплогруппы R1b-M343 наиболее близкими башкирским кыпачакам, тамьянцам и теляу оказались казахские кыпшаки. Этот субклад второй значимый компонент мужского генофонда родоплеменного объединения Кыпчак, она представлена у кыпчаков с частотой 5%, в целом у башкир эта гаплогруппа составляет около 37% [15]. Субклад R1b-M73 указанной гаплогруппы

R1b-M343 показывает средневековые связи башкирских и казахских кыпчаков [13, с. 289-295]. Наиболее близкими генетическими родственниками башкирских кыпчаков (Карагай- и Гирей-Кыпчак) линии R1b-Y14051 являются тамьянцы, а чуть более дальними - ногайские и каракалпакские кыпчаки.

Также в состав казахского Жетыру входит небольшое племя Табын. Сравним их с башкирскими табынцами, по преданиям, потомками легендарного Майкы-бия (что носил прозвище «уйшин»), У башкирских табынцев доминируют субклады гаплогруппы R1a1-M198 (линия В 5977 того же субклада R1a1-Z93) [16, с. 184197]. Большинство казахских представителей племени уйсын и подразделений этого племени (ысты, шапырашты, дулат, сары-уйсын, албан) принадлежат к гаплогруппе С2 [17, с. 13-16; 18]. По всей видимости, название Ете ырыу / Жетыру закрепилось у башкир-кыпчаков и в составе казахов Малого Жуза как пережиток объединения етеоба, поскольку тюркские народы часто прибегали к замене этнонимов числовыми метафорами, указывавшими на количество структурных подразделений - дурт (тетробичи «четырехплемен-ные», возможно это потомки кыпчаков-сиров), етеоба (етебичи «семиплеменные»), туксаба (токсобичи «девятиплеменные») или его отголосок в башкирской и казахской среде. В целом, генетические исследования показывают различные генетические картины сложения башкирских Ете ырыу и казахских Жетыру, что говорит об отсутствии прямой генетической связи между этими родовыми объединениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взлиди Туган Эхмзтззки. Бегенге теркиле Теркестан Ьэм ятсын тарихы. Кенбайыш Ьэм Тенья'к Теркестан. Эфе: Китап, 2014. 276 б. (Валиди Туган А.-З. Сегодняшний Туркестан и его недавнее прошлое. Уфа: Китап, 2014. 276 е.).

2. Небольсин П.И. Отчет о путешествии в Оренбургский и Астраханский край // Вестник императорского русского географического общества. Ч. IV. Кн. 1. Отд. V. СПб.: Тип. Э. Праца, 1852. С. 17.

3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Уфа, 2010. 560 с.

4. Соколов Д.Н. О башкирских тамгах // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. XIII. Оренбург: Типо-литография П.А. Порхунова, 1904. 90 с.

5. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Сочинение Алексея Лев-шина, члена различных обществ российских и иностранных. Ч. II. Исторические известия. СПб., 1832. 348 с.

6. Kupeee А.Н. Этногенетические легенды и предания башкирского народа // Археология и этнография Башкирии (Материалы научной сессии по этногенезу башкир, май 1969 г.). Отв. ред. Р.Г. Кузеев. T. IV. Уфа: ИИЯЛ БФАН СССР, 1971. С. 60-63.

7. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1324. Оп. 1. Д. 243.

8. Башторт хальгк ижады. Риуэйэттэр, леген-далар. Икенсе том. Офе: Китап, 1997. 440 б. (Башкирское народное творчество. Легенды. Т. 2. Уфа: Китап, 1997. 440 е.).

9. Живая Старина. Периодическое издание отделения этнографии Императорского Русскаго Географического Общества. Выпуск II - III. Петроград, 1917. 304 с.

10. Чулошников А.П. Очерки по истории Казак-Киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен. Ч. 1: Древнее время и средние века: лекции, читанные в Оренбургском отделении Московского археологического инстиута в 1921 г. Оренбург, 1924. 291 с.

11. Zhabagin M., Sabitov Z., Tazhigulova I. Medieval Super-Grandfather founder of Western Kazakh Clans from Haplogroup C2a1a2-M48. In: Hum Genet. 2021.

12. Аширбеков E., Ботбаев Д., Белкожаев А., Абайлдаев А., МухатаевЖ., Алжанулы Б., Лимбор-ская С., Айтхожина Н. Анализ жузовой организации казахских племен на основе распределения гаплогрупп Y-хромосомы // Вестник. Серия биологическая. No. 4 (73). 2017. С. 81-89.

13. Волков В.Г., Каримов A.A. Происхождение и родственные связи родоплеменного объединения Кыпчак по данным генетических исследований // История башкирских родов. Кыпчак. Том 34. Ч. 1 / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев и др. Уфа: НОЦ «История башкирского народа» ИИГУ БашГУ; Китап, 2019. 856 с.

14. Zhabagin M. et al. The Connection of the Genetic, Cultural and Geographic Landscapes of Transo-xiana // Scientific Reports. 2017. No. 7. P. 1-11.

15. Генофонд: Среднеэтнические частоты -Genofond.ru. URL: http://genofond.ru/genofond. binec.ru/ default22a2e.html; http://gentis.ru/info/ydna-tutorial/hg-r/m269 (дата обращения: 22.05.2023).

16. Волков В.Г., Каримов A.A. Происхождение и родственные связи западных табынцев по данным генетических исследований // История башкирских

родов. Табын. Т. 28. Ч. 1 / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов и др. Уфа: ИИЯЛ Н РАН; Китап, 2017. 832 с.

17. Сабитов Ж.М. О происхождении казахских родов сары-уйсун, дулат, албан, суан, ысты, шап-рашты, ошакты, сргелы // The Russian Journal of Genetic Genealogy. Vol. 3. No. 3 (2011) / Vol. 4. No. 1 (2012). C. 94-98.

18. Сабитов Ж.М. О происхождении казахского рода табын // The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия). Vol. 4. No. 2 (2012).

REFERENCES

1. Validi Tugan, A. Segodnyashnij Turkestan i ego nedavnee proshloe [Today's Turkestan and its recent past], Ufa: Kitap. 2014. 276 p. (in Bashkir).

2. Nebolsin, P.I. Otshet oputeshestvii v Orenburgskiyi I Astrahanskiyi krayi [Travel report to the Orenburg and Astrakhan regions]. In: Vestnik imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshestva [Bulletin of the Imperial Russian Geographical Society]. Part IV. Book 1. Dept. V. SPb., 1852. P. 17. (in Russian).

3. Kuzeev, R.G. Proishojdeniye bashkirskogo naroda. Etnicheskiyi sostav, istoriya rasseleniye [Origin of the Bashkir people. Ethnic composition, settlement history], Ufa, 2010. 560 p. (in Russian).

4. Sokolov, D.N. O bashkirskih tamgah [About Bashkir tamgas]. In: Trudi Orenburgskoi yshenoi arhivnoi komisii [Proceedings of the Orenburg Scientific Archival Commission], Vol. XIII. Orenburg, 1904. 90 p. (in Russian).

5. Opisanyie kirgiz-kazashiyih, ili kirgiz-kaisasckih ord i stepei. Soshinenyie Alekseya Levshina, shlena razlishnih obshestv rossiyiskih i innostrtannih [Description of the Kyrgyz-Cossack or Kyrgyz-Kaisak hordes and steppes. Essay by Alexey Levshin, member of various Russian and foreign societies]. Part II. Historical news. St. Petersburg, 1832. 348 p. (in Russian).

6. Kireev, A.N. Etnogenetisheskiye legendi i predaniya bashkirskogo naroda [Ethnogenetic legends and traditions of the Bashkir people]. In: Arheologiya i etnografiya Bashkirii (Materiyali nauchnoi sessii po etnogenezu Bashkir, mai 1969 g.) [Archeology and ethnography of Bashkiria (Materials of the scientific session on the ethnogenesis of the Bashkirs, May 1969)]. Vol. IV. Ufa, 1971. P. 60-63. (in Russian).

7. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov [Russian State Archive of Ancient Acts]. Fond 1324, opis 1, delo 243. (in Russian).

8. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Legendy [Bashkir folk art. Legends], Vol. 2. Ufa: Kitap, 1997. 440 p. (in Bashkir).

9. Zhivaya Starina. Periodicheskoe izdanie otdeleniya etnografii Imperatorskogo Russkago Geograficheskogo Obshchestva [Living Old One. Periodical publication of the ethnography department of the Imperial Russian

Geographical Society]. Issue II - III. Petrograd, 1917. 309 p. (in Russian).

10. Chulosnikov, A.P. Ocherki po istorii Kazak-Kirgizskogo naroda i sviazi s obshimi istorisheskimi sudbami turkskikh piemen [Essays on the history of the Cossack-Kyrgyz people in connection with the general historical destinies of other Turkic tribes]. Part 1: Drevneye vremia i srednie veka: leksiyi, chitannyie v Orenburgskom otdeleniyi Moskovskogo arheol. in-ta v 1921 g. [Ancient times and the Middle Ages: lectures given at the Orenburg branch of the Moscow Archaeological Institute in 1921]. Orenburg, 1924. 291 p. (in Russian).

11. Zhabagin, M., Sabitov, Z., Tazhigulova, I. et al. Medieval Super-Grandfather founder of Western Kazakh Clans from Haplogroup C2a1a2-M48. In: Hum Genet. 2021. (in English).

12. Ashirbekov, E., Botbaev, D., Belkozhaev, A., Abayldaev, A., Mukhataev, Zh., Alzhanuly, B., Limborska, S., Aitkhozhina, N. Analiz zhuzovoj organizacii kazah-skih plemen na osnove raspredeleniya gaplogrupp Y-hromosomy [Analysis of organization of kazakh tribes in zhusez on the basis of the distribution of y-chromosome haplogroups]. In: Experimental Biology. No. 4 (73). 2017. P. 81-89. (in Russian).

13. Volkov, V.G., Karimov, A.A. Proiskhozhdeniye i rodstvenniye sviazi rodoplemennogo obiedineniya Kipshak po dannim genetisheskikh issledovaniyi [Origin and family ties of the Kipchak tribal association according to genetic research]. In: Istoriya bashkirskikh rodov. Kipshak [History of Bashkir clans. Kipchak], Vol. 34. Part 1. Ufa, 2019. 856 p. (in Russian).

14. Zhabagin, M. et al. The Connection of the Genetic, Cultural and Geographic Landscapes of Transoxiana. In: Scientific Reports. 2017. No. 7.

15. Genofond: Srednestatistisheskie shastoti -Genofond.ru. URL: http://genofond.ru/genofond.binec. ru/ default22a2e.html; http://gentis.ru/info/ydna-tutorial/ hg-r/m269 (date of acces: 22.05.2023). (in Russian).

16. Volkov, V.G., Karimov, A.A. Proiskhozhdeniye i rodstvenniye sviazi zapadnikh tabintsev po dannim genetisheskikh issledovaniyi [Origin and family ties of Western Tabyn people according to genetic studies]. In: Istoriya bashkirskikh rodov. Tabin [History of Bashkir clans. Tabyn], Vol. 28. Part 1. Ufa, 2017. 832 p. (in Russian).

17. Sabitov, Zh.M. O proiskhozhdeniyi kazazaskikh rodov sari-yisin, dulat, alban, suan, isti, shiprashti, oshakti, srgeli [On the origin of the Kazakh clans Sary-Uysun, Dulat, Alban, Suan, Ysty, Shaprashty, Oshakty, Srgely]. In: The Russian Journal of Genetic Genealogy. Vol. 4. No. 1. 2012. C. 94-98. (in Russian).

18. Sabitov, Zh.M. O proiskhozhdeniyi kazazaskogo roda tabin [On the origin of the Kazakh family Tabyn], In: The Russian Journal of Genetic Genealogy. Vol. 4. No. 2. 2012. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.