Алма-
БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ*
(феномен жанра узун-кюй)
1 т.ТОДИИ узун-кюй (дословно - долгая, про-—*:-ая в отличие от других песенных групп и • :лических типов (хамак-кюй, кыска-кюй, «1- а--кюй), в жанровом отношении свобод-— икладного значения, их исполнение не : г - :.=-о с пляской, движениями, не приуроче--: < • =>;им-либо обрядам или датам. У них су-■ "5: эстетическая функция: они предназначе--: ~ :.~=ко для слушания, удовлетворения ис--дельно духовных запросов. Это позво-: т - соотнести их в равной мере как с мело-I. -ее- мм типом узун-кюй, так и сжанром узун--~о дает основание инициировать мело-тип узун-кюй и в значении одноимен--: ■: чанра. Мы пытались определить специ-г • - анровой позиции узун-кюй, подчеркнуть :::: зажную роль такого рода произведений г з^кальной культуре башкир. Их образы и » : г <апьное воплощение стали легко узнава-национальными приметами, приобрет-_ ' значение своего рода символов башкир-:духовности.
С^еем предположить, что классический -*т\ ,зун-кюй сформировался в эпоху поздне-геодализма, когда в башкирском социуме з:: оосло значение семьи и личных отношений. Е : "едствие этого стали востребованными :: ловые или племенные песни не только о т: иических деяниях батыров, тарханов, но и : - .вствах юноши и девушки, их переживани-= : связанных с разлукой, любовным томле-- .-ем и другими событиями личной, а не толь-общинной, как это было прежде, жизни, г'олне допустима мысль о возникновении ■: --ципиально нового жанра песенного искус-:'зз башкир - узун-кюй по поэтическому и »^.-одическому содержанию. Все чувствен-
СУЛЕЙМАНОВ Риф Сафинович,
доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы УНЦ РАН
ное, связанное с личностью, ее переживаниями, страданиями, впитал в себя жанр лирической песни узун-кюй, наделенный сугубо эстетической функцией и реализуемый мелодическим типом узун-кюй.
Каждая протяжная песня обладает своей историей, или легендой, в которой излагаются сведения о действующих лицах, событиях и обстоятельствах появления песни. В исполнительской практике эти одноименные с песней предания и легенды не обязательно рассказываются певцами, т. к. считается, что слушатели их знают, сохраняют в своей памяти.
Башкирские узун-кюй внутрижанрово на сюжетной, скорее, тематической основе, разделяются на протяжные песни о родном крае, о любви, женской доле, философские и др. Но прежде остановимся на характеристике песен-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант №09-04-
02 а/У).
48
Р.С. Сулейманов
ных поэтических текстов и типологических музыкальных черт
Согласно академику АН РБ Г. Б. Хусаино-ву, в фонетике башкирского языка большую роль играет закон сингармонизма, который выявляет в нем богатую эвфонию (благозвучие) и музыкальность [1. С. 87] . Большое количество гласных звуков в фонетике и в целом безударная силлабическая природа стихосложения благоприятствуют вокализации, протяжному распеву, музыкальному озвучиванию поэтической речи.
Поэтическая строфа традиционных озон-кюй состоит из 4 стихов, при этом нечетные содержат от 9 до 13 слогов, четные - 10 - 14. Во время распева количество слогов варьируется как за счет добавления новых слогов (даже слов), так и приема огласовки согласных звуков, отчего слова как бы «обрастают» новыми слогами. Появление при распеве новых слогов ведет к заметной деформации поэтических стоп, и с первого взгляда может показаться, что этот процесс происходит стихийно, случайно. Однако музыковед Л. Н. Лебединский впервые обратил внимание на то, что «в привнесениях в поэтический текст слов, слогов и отдельных частиц <...> в процессе пения имеет место стихийная анапестизация поэтического текста: ямбические слова превращаются в анапестические, а однослоговые и ямбические объединяются в трехслоговые анапестические группы. Подобные слоговые трансформации связаны с самой спецификой жанра, в котором заложено стремление к максимальной распевности и протяженности» [2. С. 39].
Наиболее важный жанровый признак озон-кюй касается соотношения поэтического текста и мелодии, когда один слог распевается на несколько звуков, и в зависимости от количества этих звуков мелодические формы узун-кюй следует разделять на малоорнаментиро-ванные (2-4 звука на слог) и сложноорнамен-тированные, т. е. распев одного слога осуществляется на 10 - 15 и более звуков, и может показаться, что это количество может быть еще более значительным и что оно ограничивается лишь физическими возможностями певца, связанными с объемом его дыхания. В нашем собрании узун-кюй имеются примеры, когда один слог распевается на значительное число звуков, - более десяти, как, например, в протяжной песне «Гильмияза» [3. С. 217].
Мелодический контур узун-кюй соткан из звуков различной высоты и продолжительности, соотносящихся между собой с помощью плавных секундовых связей, разряжаемых скачками на различные интервалы, т. е. из звуков, принципиально не повторяющихся (повторение возможно лишь в инципитных и клау-зульных частях мелостроки).
Ладовая основа - пентатонная ангемито-ника, однако не всегда она строго выдерживается, т. к. полутоновые связи весьма часто проблескивают в мелодическом потоке, что дает основание полагать ее диатонической.
Считается, что узун-кюй являются сугубо импровизационными формами, однако автор полагает, что интонационный каркас - опорные «протяженные» тоны - весьма устойчивы, всегда узнаваемы, а вот опевающие их орнаментальные звуки очень подвижны, точно не улавливаемы музыкальной памятью исполнителя, и только их реализация в мелодическом тексте осуществляется импровизационно.
Следовательно, в песенных формах типа узун-кюй поэтические слова значительно ослабили свое влияние на мелодическую структуру: отдельное слово или фраза может распеваться в различных мелодических масштабах, и в этом принципиальное стилистическое отличие жанра узун-кюй от других песенных форм. Другими словами, в озон-кюй поэтический текст зависит от законов мелодического движения, поэтому он теряет первоначальную поэтическую форму и структурную самостоятельность.
Законы мелодического движения отражают сложную и изменчивую картину формообразования, поскольку они определяются многими компонентами и связями, из которых выделяются, прежде всего, жанровые. На разных этапах фольклористики жанровые признаки определялись по-разному. Этнограф С.Г. Рыбаков отличительными чертами узун-кюй считал темп и характер звучания [4. С. 45 -46]; Л.Н. Лебединский выделяет большее число признаков, а именно: количество слогов в стихотворной строке, образное содержание и отдельные элементы музыкального языка, связанные с мелодическим орнаментом. Им зафиксированы и другие трактовки признаков жанра: композиционные и интонационно-ладовые закономерности [2. С. 39 - 40].
Наш анализ песни начинается с изучения ее легенды и поэтического текста в образной
Башкирская народная протяжная песня (феномен жанра узун-кюй)
49
и структурной плоскостях. Музыкальный ана--итический ракурс определился свойствами музыкальной ткани, сольной по природе, не : кованной ограничениями, идущими от коллективного музицирования. Мелодии башкирских эзон-кюй по своему духу импровизационны, .•сполняются вариантно, однако в народе они -егко узнаются, следовательно, в каждой из имеются стабильные, характерные для чанра в целом и для каждого в отдельности элементы музыкального языка, которые и ста-предметом пристального внимания. Ладо-гая природа изучалась с асафьевской пози-_ *и, т.е. с позиции раздельного понимания :зукоряда и собственно лада. Ладовая струк-за отражает монодическую природу мело-:а когда одни и те же звуки в верхнем и ниж--тм регистрах выступают в различных функ-_.-ях. Например, в нижнем регистре они явля-: ~ся тормозящими, кадансирующими, а в вер--ем - «быстро мелькающими». Выделяется ш лругая ладовая особенность, когда в любой, в самой протяжной фразе, звукоряд в .глом виде не экспонируется, но предстает <а«: сумма звукорядов отдельных попевок и "аз, которые линейно выстраиваются друг ; другом, как бы сливаясь в единой проекции.
/зучение мелодических форм продолжено : '-етом поэтической структуры и формы вза-» • освязи мелодии и текста. Автор этих строк : пробно останавливается на способах рас-~^=ания поэтических слов, поскольку именно зо явление становится причиной стилисти--еолх вариантов протяжных песен.
В процессе изучения жанра нам встрети-
- важные элементы его музыкальной вы-стельности (диапазон, регистры, интер-
5 =_- -ный состав, закономерности ладообразо-а-.'.я и др.), характеристики которых позво-
- судить о композиционных закономерно-:— * узун-кюй [5. С. 94 - 125].
Зажно отметить, что узун-кюй обладают ; :его рода жанровой памятью касательно : :--.-ческих сюжетов, которые специально ~ 'запись и концентрировались по призна-г_1 5 _ивизации душевных переживаний и чув-~ :ваний. Поэтические сюжеты образуют цик-: -э которых следует кратко остановиться. _ пел лирических протяжных песен о кра-природы - реках, горах. Свои кочевья ; _■ иры стремились располагать на берегах :е* . подножий гор и в других живописных
местах, и это нашло отражение в таких узун-кюй, как «Агидель», «Берега Самары», «Берега Демы-реки», «Алатау» и др.
Чувства грусти и созерцательного покоя вызывают узун-кюй на философские темы, связанные с размышлениями о жизненном пути, социальной несправедливости, неотвратимости окончания жизни («Белая плотва», «Мал», «Туман», «Калды» и др.).
Необходимо специально остановиться на песнях о женских судьбах, в различных их преломлениях и вариантах. Они, наиболее жан-рово органичны, поскольку способны более полно, рельефно отразить чувственный мир людей. Это - цикл песен о любви девушки и джигита («Русые волосы»). Заметим, что в башкирских протяжных песнях счастливые любовные сюжеты встречаются значительно реже, чем печальные, связанные со смертью или разлукой влюбленных.
В песнях о женской красоте воспеваются не только яркий облик и стройный стан, но и высокие нравственные качества башкирских женщин («Салимакай», «Кусьбикя»), Цикл песен о тяжелой женской доле связан с браком, который у башкир существовал как полигамный. Нередко девушку с целью получить калым выдавали замуж за нелюбимого, отчего она тосковала и свою жизнь считала постылой и пропавшей («Таштугай», «Каменный луг»). Песни на данный сюжет часто носят женские имена: «Зюльхиза», «Гильмияза», «Мадинакай» и др.
Заслуживают внимания песни, основа сюжета которых - трагедия, случившаяся из-за смерти суженого. Так, в протяжной песне «Аш-кадар» оплакивается жених, утонувший в р. Ашкадар. К этой группе относятся и песни о неравном браке, когда девушка в силу жизненных обстоятельств выходила замуж за «неподходящего» мужчину - глупого или старого.
По старинному башкирскому обычаю вдову выдавали замуж за брата умершего, поскольку за нее был отдан калым и она не могла уйти из семьи. Так, озон-кюй «Шаура» в полной мере отражает реалии дореволюционной башкирской народной жизни. По его легенде, один старик из рода Бурзян женил своего молодого сына по имени Баим на тридцатисемилетней вдове, бывшей жене старшего покойного сына, у которого был совершеннолетний сын. Мать сумела его женить на девушке Шауре, равнодушной к глуповатому суже-
50
P.C. Сулейманов
ному. Шаура полюбила отчима своего мужа -Баима, который ответил ей взаимностью, и они стали тайно встречаться. Влюбленным в этой семье жить стало тягостно, Шаура покидает своего мужа, но потом возвращается, т.к. не может жить без Баима. Шаура и Баим уходят из дома навсегда.
Сюжет данной песни отражает лишь часть этой легенды, касающуюся отношений между влюбленными. Поэтический текст построен диалогически, однако в песне действующие лица не индивидуализированы, т.е. музыкально не различаются.
Данная версия узун-кюй «Шаура», записанная нами у иргизо-камеликских башкир в Саратовской области [5. С. 202], обладает типичным для узун-кюй южноуральских башкир сквозным мелодическим развитием, однако она отличается обособленными чертами, проявляющимися, во-первых, в так называемом «ограниченном» распеве, когда в мелостроке распеваются не все слоги, а преимущественно последний, причем число звуков на этот слог достигает четырнадцати. Во-вторых, музыкальная форма данного узун-кюй усложнена за счет распевания междометия «э(ге)й», которое в начале песни озвучено кратким мотивом, а далее, после первой полустрофы,
интенсивно распевается до масштабов значительной мелодической фразы.
Таким образом, отметим, что в рамках мелодического типа узун-кюй сформировалась одноименная жанровая формация узун-кюй, которая обладает множеством поэтических сюжетов, отражающих как реалии, так и представления башкирского народа о категориях, касающихся, прежде всего, любви и ненависти, добра и зла. Жанр узун-кюй, безусловно, особый, стилистически цельный, самобытный и тотчас узнаваемый.
Литература
1. Хусаинов Г.Б. К вопросу о башкирском стихосложении// Вопросы башкирской филологии. -М.: Наука, 1959.
2. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши.-М.: Советский композитор, 1965.
3. Башкирское народное музыкальное искусство. Т. II: Лирические песни и напевы / Сост., вступ. ст. и коммент. P.C. Сулейманова; Отв. ред. Д.Д. Ха-саншин. -Уфа: Китап, 2002.
4. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта.-СПб., 1897.
5. Сулейманов P.C. Жемчужины народного творчества Урала. - Уфа: Китап, 1995.
К сведению читателей Вышла книга:
а
Археографическая экспедиция - 2009: Белокатайский и Кигин-ский районы Республики Башкортостан: Сб. статей и материалов. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2009. - 168 с.
Сборник включает материалы, собранные археографической экспедицией ИИЯЛ УНЦ РАН в 2009 г. в северо-восточных районах Башкортостана. Публикуемые тексты и статьи отражают различные аспекты С историко-культурной, религиозной, литературной жизни региона в XVIII -XX вв.
Материалы сборника предназначены для специалистов и всех инте- а
ресующихся историей и духовной культурой Башкортостана.
I •