Научная статья на тему 'Поэтика башкирской протяжной народной песни озон-кюй'

Поэтика башкирской протяжной народной песни озон-кюй Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
823
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ПРОТЯЖНЫЕ ПЕСНИ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ЖАНР / СТИЛЬ / ПОЭТИКА / СТИХОСЛОЖЕНИЕ / БАШКИРСКАЯ ПЕСНЯ / BASHKIR FOLKLORE / DRAWLING SONGS / POETIC LYRICS / GENRE / STYLE / POETRY / SONG BASHKIR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хисамутдинова Резида Махмутовна

Рассматриваются протяжные песни как сложное и разветвленное явление духовной культуры башкирского народа. Выделен обязательный фактор полноценного исполнения башкирских протяжных песен: наличие не только незаурядных природных певческих данных, но и одухотворенности внутреннего мира исполнителя, его приверженности к национальному мелосу, формам песнетворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASHKIR OZON-KYUI MELODIOUS FOLK SONG POETICS

The article is devoted to the poetry of lyrical songs, which is a complicated and branched phenomenon of spiritual culture of the Bashkir people. Fully performing the implementation of the Bashkir long songs presupposes not only an outstanding natural singing data, but also spirituality inner personality «aura» of the executor, his commitment to the national melos, national forms of isnetworkpath.

Текст научной работы на тему «Поэтика башкирской протяжной народной песни озон-кюй»

УДК 784:398

Р. М. Хисамутдинова ПОЭТИКА БАШКИРСКОЙ ПРОТЯЖНОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ ОЗОН-КЮЙ

Рассматриваются протяжные песни как сложное и разветвленное явление духовной культуры башкирского народа. Выделен обязательный фактор полноценного исполнения башкирских протяжных песен: наличие не только незаурядных природных певческих данных, но и одухотворенности внутреннего мира исполнителя, его приверженности к национальному мелосу, формам песнетворчества.

Ключевые слова: башкирский фольклор, протяжные песни, поэтический текст, жанр, стиль, поэтика, стихосложение, башкирская песня

В настоящее время в Республике Башкортостан продолжается интенсивная работа по сбору и публикации башкирского музыкального фольклора. Протяжная народная песня - озон-кюй - музыкально-поэтическая классика башкирского народа, в которой отражается его богатая история, национальная психология. Изучение башкирского фольклора имеет большое теоретическое и практическое значение. Народное музыкально-поэтическое творчество является основой музыкальной культуры каждого народа. Оно - неиссякаемый источник мудрости, образец художественного совершенства, животворный родник, питающий профессиональное творчество.

Певцы, хорошо знающие исполнительские традиции, перед тем как спеть народную песню, вначале подробно излагают историю ее зарождения. В рассказе исполнителя весьма определенно проявляется установка на достоверность описываемых событий. Музыкально-поэтическая часть несет высокую эмоциональную нагрузку, выражает психологическое состояние, чувства и переживания героя. Гармоничная связь поэтического текста и мелодии, данная с повествовательной речью, придает удивительную целостность народной песне, усиливает степень ее весомости и эстетического воздействия, характерного для исторической песни. В музыкальном плане народные песни разделяются на долгую протяжную, умеренно-протяжную и короткую. Как правило, историческим песням сопутствует протяжная мелодия. Собранные воедино и

приведенные в определенную систему, они представляют собой единое, крупноплановое, полисемантическое произведение, при изучении которого проливается свет на самые глубинные корни истории народа.

Народная песня является неотъемлемой частью современной башкирской музыкальной культуры, но еще мало исследованы локальные особенности, недостаточно выявлены и зафиксированы бытующие жанры музыкального фольклора. Углубленное, специальное изучение местных стилей способствует воссозданию подлинной картины их развития. Песенное искусство любого народа связано со специфическими свойствами вокализации, с национальной певческой практикой, что обуславливает необходимость более скрупулезного исследования формообразующих процессов и особенностей башкирского национального интонирования.

Следующая проблема - аналитического порядка: в советском музыкознании подробно разработан так называемый целостный анализ, который приобретает особое значение, поскольку специфика башкирского музыкального фольклора такова, что, например, в протяжных песнях их образный мир - сложный и разветвленный - реализуется в музыкальном тексте посредством весьма схожих, на первый взгляд, приемов мелодического развития. Проблема жанровой классификации башкирского фольклора до сих пор остается малоизученной, и первый вопрос, который следует разрешить в данной связи, - это классификация музы-

125

кальных жанров. Жанр башкирской протяжной песни в течение двух веков привлекал внимание ученых-фольклористов, историков, филологов, музыковедов. И за этот период в области исследования озон-кюй сделано немало.

Башкирские музыкальные произведения классифицируются по сугубо музыкальным принципам - темпу и характеру звучания, в связи с этим произведения называются озон-кюй и кыска-кюй, т. е. долгие (протяжные) и короткие песни.

Поэтика протяжных песен - сложное и разветвленное явление духовной культуры башкирского народа. Песенный поэтический текст в художественной форме обобщает действительную жизнь, отражает мечты и чаяния народа, вызывает сострадание к слабым и угнетенным, призывает к борьбе за социальную справедливость. Каждая башкирская песня, и прежде всего протяжная, имеет свою историю или легенду, повествующую об обстоятельствах своего создания.

Протяжные песни появляются как отклик на реальные события, могут быть посвящены герою, и здесь стоит отметить, что в понимании башкир протяжные песни - музыкально-поэтические памятники.

Конкретное смысловое содержание поэтического текста протяжных песен отражается в сюжете, хотя иногда может показаться, что поэтический текст протяжной песни не связан непосредственно с легендой. Это происходит в тех случаях, когда в истории песни говорится о событиях, жизненных ситуациях, отражающих действия и поступки героя, а в самой песне поется о его чувствах и переживаниях.

Согласно утверждению Г. Хусаинова, «башкирское стихосложение по своему характеру относится к силлабической системе стихосложения». И далее: «в фонетике башкирского языка большую роль играет закон сингармонизма, который выявляет богатую эвфонию (благозвучие) и музыкальность... Пропорциональное же сочетание гласных и согласных звуков в слоге и их периодическое чередование почти всегда благоприятствует

четкому выявлению равнозначных слогов, которые составляют основу силлабического стихосложения. Далее, ударение в башкирском языке падает на определенный слог слова, обычно последний» [8].

Поэтическая строфа традиционных озон-кюй состоит из 4 стихов: нечетные содержат от 9 до 14 слогов, четные - 8-9.

Во время распева количество слогов варьируется в значительных пределах как за счет добавления новых, так и благодаря приему огласовки согласных звуков, отчего слова как бы «обрастают» новыми слогами. Л. Лебединский считает, что «в привнесениях в поэтический текст, слов, слогов и отдельных частиц живо ощущается некая закономерность. В подавляющем большинстве случаев в процессе пения имеет место стихийная анапе-стизация поэтического текста: ямбические слова превращаются в анапестические, а од-нослоговые и ямбические объединяются в трехслоговые анапестические группы. Подобные слоговые трансформации связаны с самой спецификой жанра, в котором заложено стремление к максимальной распевности и протяжности, а следовательно, к превращению ямбических слов в анапестические - подавляющее большинство башкирских слов ямбичны, или анапестичны» [4].

Исходя из вышесказанного, можно сделать важный вывод: в башкирских протяжных песнях поэтический текст находится в прямой зависимости от законов мелодического движения, вследствие чего он теряет свою первоначальную поэтическую форму или так называемую структурную самостоятельность. Таким образом, башкирская протяжная песня имеет довольно развитый звукоряд, вернее звукорядную систему, складывающуюся из некоторого множества звукорядовых ячеек. Мелодическое строение башкирских озон-кюй подчиняется общим законам музыкальной формы, и здесь можно говорить о расчлененности музыкальной речи на мотивы, фразы и предложения.

Богатейший и самобытный музыкальный фольклор башкир разнообразен по жанровому

126

составу, тематике и мелодическому стилю. Башкирские народные песни в целом - явление сложное, многоаспектное, отражающее и мифологические воззрения народа, и конкретные исторические факты, личные переживания, философские размышления.

Башкирская народная музыка в прошлом -искусство пастушеского, охотничьего народа -развивалась под прямым воздействием природы, в глубокой и органической связи с ней, что определило многие ее черты. Певец, исполняющий озон-кюй, как правило, с детства приобретал певческие навыки, тесно общаясь с народными профессионалами (йыраусы, ку-райсы, сэсэнами). По воспоминаниям признанных певцов, многие из них уже в 10-12 лет знали и пели протяжные песни, а к 16 годам, по свидетельству певца М. Казак-баева, складывался почти весь репертуар. В дальнейшем мастерство певца совершенствовалось в условиях состязательности на йыйынах (народных собраниях), свадьбах и других празднествах. Башкирские певцы являются народными профессионалами, а протяжная песня - видом народного профессионального искусства. Черты национального характера башкирского народа, самобытные особенности его песенной культуры нашли наиболее полное выражение в протяжных песнях - озон-кюй.

И думая о судьбах и путях развития башкирской музыки, нельзя не вспомнить слова народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима: «Исторически суждено было моему народу оказаться на стыке двух континентов - Европы и Азии. Это не просто стык материков, это рубеж двух культур, двух судеб - европейской и азиатской. Я мечтаю, чтобы поэзия моего народа в себя вобрала цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Запада. При всем этом основой национальной поэзии должна остаться жизнь народа, сам народ с присущим только ему образом мышления и чувствования» [3].

Национальные черты музыки выражаются прежде всего в ее интонационном строе, в форме и характере воплощения художествен-

ного образа. Башкирская народная песня отличается мелодическим богатством. Она то драматически насыщенная, трагедийная, то величавая, то полная задушевного лиризма, расцвеченная прихотливым мелодическим орнаментом, то лаконичная, с яркими, динамичными, образными попевками.

Типы протяжных песен разнообразны. Значителен как по количеству, так и по своей художественной ценности слой исторических песен. До настоящего времени дошло немного произведений, имеющих в своей мелодической структуре черты древних эпических жанров. Среди них «Кара юрга» («Вороной иноходец»). Впервые эта песня была опубликована в книге С. Г. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» в 1897 г. В примечании к песне автор передает содержание легенды о волшебном вороном коне [См.: 1].

«Буранбай» - историческая протяжная песня, названная по имени башкирского старшины, который не подчинился закону о размежевании общинной земли и выступил против этого выгодного для феодалов и административной верхушки дела. За эти бунтарские действия Буранбай был сослан в Сибирь на каторгу. Песня «Буранбай» пользуется популярностью среди народа. Ее напев ярко представляет озон-кюй виртуозно орнаментированного, сольного мелодического стиля, а поэтический образ не является портретом самого башкирского народного героя-мученика Бу-ранбая, это скорее образ горести и жалости народа по отношению к своему защитнику. Листами да листами белая бумага, Письма Буранбая ведь они. Читая письма Буранбая, В тоске плачут в ауле старики [4]. Структура поэтического текста песни «Буранбай» типична для большинства протяжных песен - четырехстрочная строфа с 9-12 слогами в строке. При пении число слогов может измениться за счет огласовки некоторых согласных, и в результате появляются добавочные слоги. Протяжные песни впитали в себя различные жанрово-стилевые черты

127

музыкального искусства. Озон-кюй по праву считается вершиной народного вокального искусства. Великого певца-импровизатора Х1Х в. Буранбая называли соловьем Урала. Газиз Альмухаметов, композитор, один из первых профессиональных башкирских певцов, еще до революции получивший признание на Урале, в Поволжье, Средней Азии как мастер исполнения протяжной песни, видел в озон-кюй основу развития национального музыкального искусства.

В качестве «общих мест», «мигрантов», речевых клише в поэтических текстах озон-кюй выступают:

1) постоянный эпитет, являющийся неизменным средством в создании образов героев-батыров, башкирских красавиц, в передаче чувств с целью усиления образности, экспрессии (например, чернобровая, стройная, бедная моя головушка, одинокая головушка, батыры с силой льва);

2) фразеологические обороты (жизнь положить, душа горит, излить душу, тоска меня грызет).

С незапамятных времен песня, ставшая выразителем благородных, высоких чувств народа, обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни. Истоки народной песни можно найти в разных национальных эпосах. Песни народных певцов древности, наполненные реальными впе-

чатлениями, содержали поэтический вымысел и собственные авторские чувства. Воздействие таких произведений на слушателей было огромно, а сами певцы оказывались не только «сладкопевцами», но часто и настоящими трибунами, которые, собирая вокруг себя народ, славили или порицали, проклинали или благословляли своих героев, и голос певца становился голосом самого народа. С тех пор как появилась песня, ни один народ мира не живет без нее.

В заключение следует сказать, что в распоряжении современного исследователя башкирских народных песен имеется огромный опубликованный и архивный материал. Однако песни в их живом бытовании претерпевают непрерывные изменения, и для изучения закономерностей этих изменений необходимы дальнейшие записи народных песен. Еще в прошлом многие исследователи отмечали в характере башкир любовь и преданность к родному краю, природе. Они подчеркивали, что для башкир природа есть неотъемлемая частица их души, что они сами являются «детьми природы». У башкирского народа было бесценное богатство, в правдивость которого верил каждый; богатство, не отраженное ни в каких ведомостях, а живущее с самим народом и в самом народе; богатство вдохновляющее, с верой в будущее - это народная песня.

1. Башкирское народное творчество. Т 9. Песни / сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. А. Галина. - Уфа: Ки-тап, 1995. - 400 с.

2. Башкирские народные песни / сост.-ред. Х. Ф. Ахметов, Л. Н. Лебединский, А. И. Харисов. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1954.

3. Карим, М. Избранные стихи / М. Карим. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1951.

4. Лебединский, Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши / Л. Н. Лебединский. - 2-е изд., доп. - Москва, 1965.

5. Сулейманов, Р. Жемчужины народного творчества Урала / Р. Сулейманов. - Уфа: Китап, 1995. - 248 с.

6. Фоменков, М. П. Башкирская народная песня / М. П. Фоменков. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. - 204 с.

7. Харисов, А. Литературное наследие башкирского народа / А. Харисов. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1965. - С. 293.

8. Хусаинов, Г. Б. К вопросу о башкирском стихосложении / Г. Б. Хусаинов // Вопросы башкирской филологии: сб. ст. / сост. Г. Г. Саитбатталов. - Уфа: БДУ, 1957. - С. 53-72.

9. Хусаинов, Г. Б. Башкирская литература XI - XVIII вв.: учеб. пособие для вузов / Г. Б. Хусаинов; РАН УНЦ ИИЯЛ. - Уфа: Гилем, 1996. - 193 с.: ил.

Сдано 30.12.2013

128

R. M. Hisamutdinova

BASHKIR OZON-KYUI MELODIOUS FOLK SONG POETICS

Abstract. The article is devoted to the poetry of lyrical songs, which is a complicated and branched phenomenon of spiritual culture of the Bashkir people. Fully performing the implementation of the Bashkir long songs presupposes not only an outstanding natural singing data, but also spirituality inner personality «aura» of the executor, his commitment to the national melos, national forms of isnetworkpath.

Keywords: Bashkir folklore, drawling songs, poetic lyrics, genre, style, poetry, song Bashkir

References

1. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo [Bashkir national creativity] Vol. 9. Pesni [Songs] / compil., author of intro. And comment. by S. A. Galina. - Ufa: Kitap, 1995. - 400 p.

2. Bashkirskie narodnye pesni [Bashkir folk songs] / comil.-edit. by Kh. F. Akhmetov, L. N. Lebedinsky, A. I. Kharisov. - Ufa: Bashkir publishing house, 1954.

3. Karim, M. Izbrannye stikhi [Selected poems] / M. Karim. - Ufa: Bashkir publishing house, 1951.

4. Lebedinsky, L. N. Bashkirskie narodnye pesni i naigryshi [Bashkir folk songs and tunes] / L. N. Lebedinsky. -2nd edition, supplemented. - Moscow, 1965.

5. Suleymanov, R. Zhemchuzhiny narodnogo tvorchestva Urala [Urals folk creativity pearls] / R. Suleymanov. -Ufa: Kitap, 1995. - 248 p.

6. Fomenkov, M. P. Bashkirskaya narodnaya pesnya [Bashkir folk song] / M. P. Fomenkov. - Ufa: Bashkir publishing house, 1976. - 204 p.

7. Kharisov, A. Literaturnoe nasledie bashkirskogo naroda [Bashkir people literary heritage] / A. Kharisov. - Ufa: Bashkir publishing house, 1965. - P. 293.

8. Khusainov, G. B. To the question of Bashkir poetry / G. B. Khusainov // Voprosy bashkirskoy filologii [Problems of Bashkir philology]: select. articles / compiled by G. G. Saitbattalov. - Ufa: BDU, 1957. - P. 53-72.

9. Khusainov, G. B Bashkirskaya literatura XI - XVIII vv. [Bashkir literature of XI - XVIII centuries: textbook for university students] / G. B. Khusainov; RAN UNZ IIYaL. - Ufa: Gilem, 1996. - 193 p.: illustrated.

Received 30.12.2013

Из писем в редакцию

Опыт показывает, что ваш журнал является одним из наиболее надежных и приятных партнеров для сотрудничества. Очень хорошие отзывы о Вестнике ЧГАКИ неоднократно мне приходилось слышать и от других коллег. Поэтому и для меня Вестник ЧГАКИ является уже родным журналом.

А. Я. Флиер

Журнал действительно идет уверенной поступью к вершинам.

О. Н. Астафьева

Ждем ваших писем! E-mail: vestnik@chgaki.ru

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.