Научная статья на тему 'Барьеры на пути формирования эффективной системы подготовки кадров'

Барьеры на пути формирования эффективной системы подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутаева Рабият Абдулгашимовна

Материал статьи посвящен вопросам развития российского образования. Приводятся некоторые сопоставления с зарубежным опытом в данной сфере. Обозначены проблемы развития отечественной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARRIERS TO THE FORMATION OF THE EFFECTIVE TRAINING SYSTEM

The article is devoted to the development of the Russian education. The authors give some comparisons with foreign experience in this field. The problems of the development of the national education system are indicated.

Текст научной работы на тему «Барьеры на пути формирования эффективной системы подготовки кадров»

менеджмент в образовании

Кутаева Р.А.

барьеры на пути формирования эффективной системы подготовки кадров

Необходимость реформирования системы образования на сегодняшний день декларируется всеми, но, к сожалению, государство и общественность так и не пришли к общему пониманию сути проблемы. Основания для обоснования реформ выбираются разные - отставание в конкуренции, военные угрозы, изменения в устройстве мира, технологическое отставание и др.

Реформа системы образования началась еще в СССР в декабре 1989 г. Именно тогда Всесоюзный съезд работников народного образования определил основные принципы реформирования образования. Таковыми стали: демократизация, регионализация образовательных систем, многовариантность и многоу-кладность образования, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания и т.д. К сожалению, эти принципы практически не касались организационно-экономической структуры средней и высшей школы [1, С. 63-71.].

Достижения отечественной науки и образования широко известны во всем мире. Многие годы наше образование считалось лучшим, а выпускники вузов были выше по качеству подготовки, чем их сверстники за границей. Занятия наукой считались престижной деятельностью. Высокий уровень образовательной подготовки носил массовый характер. Россия северная страна, для развития ее экономики требуются огромные дополнительные издержки. Продукт, произведенный в таких условиях, должен иметь высокую добавочную стоимость. Поэтому наличие высокотехнологичных производств является жизненно важным для российской экономики. Если в стране разрушится система образования, это приведет к невозможности России принадлежать к группе развитых государств.

РФ оказалась на первом месте в мире по числу студентов на душу населения, опередив США и более чем вдвое превзойдя европейские страны [2]. Показатель очень красноречивый и на самом деле наилучшим образом свидетельствующий о качестве образования.

Нынешняя экономическая ситуация требует глубоких перемен в организации и экономических механизмах образовательной деятельности. Здесь можно

выделить следующие актуальные проблемы:

- формирование и развитие российской системы образовательных стандартов и тестирования (других видов контроля знаний) для обеспечения единства требований к качеству образования, которые способствовали бы повышению качества подготовки;

- финансирование системы образования - устранение дискриминации в получении бюджетного финансирования школ и вузов; стимулирование меценатства и др., которые позволили бы активнее использовать дополнительные источники финансирования учебных заведений помимо средств бюджета. Недостаточное финансирование системы образования обусловливает медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкую заработную плату работников системы образования и, соответственно, нехватку кадров, утечку из системы педагогических работников, низкую привлекательность труда в учебных заведениях и т.п. Размер стипендии не соизмерим с прожиточным минимумом;

- стимулирование роста платежеспособного спроса населения на образовательные услуги с помощью образовательного страхования, целевого образовательного кредита, налоговых льгот. Благодаря этому удалось бы активнее привлекать средства самих граждан для финансирования получения образования;

- усиление контроля, в том числе общественного, за целевым и рациональным расходованием образовательными учреждениями средств;

- внедрение принципа подготовки кадров для нужд отраслей народного хозяйства субъектов РФ и муниципальных образований.

- гарантировать студентам и учащимся, обучающимся за счет средств бюджета, трудоустройство по окончании, что поспособствует повышению мотивации и усилению конкуренции в сфере образования.

Подготовленные кадры за счет средств бюджета, их потенциал и знания должны быть востребованы экономикой.

Сегодня, де факто молодые люди, получившие бесплатное образование (за государственный счет), по завершении учебы предоставлены сами себе при трудоустройстве, а это как нам представляется, не рационально, с точки зрения экономики, эффективного использования бюджетных средств. Выходит, что государство финансируя систему образования, тем самым формально делает заказ на определенное количество обучающихся, а далее отстраняется от них. Приходится констатировать, что имидж и престижность профессии не соответствует спросу на нее на рынке труда. Несоответствие полученной специальности требованиям рынка затрудняет трудоустройство молодых специалистов.

Вопрос в том, чтобы выпускники соответствовали рынку труда, и не только сегодняшнему, но и завтрашнему, чтобы они сами могли создавать новые рабочие места. И вот здесь у нас правда есть проблемы. Мы действительно очень много выпускаем тех, кто не востребован, и пока не научились выпускать тех, которые будут востребованы если не сегодня, то хотя бы завтра, либо послезавтра. Предприятия зачастую сталкиваются с тем, что им приходится переучивать,

тратя на это свои средства, повышать квалификацию новых сотрудников - выпускников учебных заведений.

В учреждениях образования, для выпускников и учащихся старших курсов следует организовывать ярмарки вакансий, с участием специалистов государственных органов занятости, частных агентств по трудоустройству, работников кадровых служб производственных и непроизводственных предприятий, приглашенных работников «покупателей» из служб занятости других субъектов. Это позволит молодежи получить достоверную информацию о состоянии и требованиях рынка труда и работодателей, реально оценить ситуацию, поговорить с представителями хозяйствующих субъектов о возможном трудоустройстве, карьерных перспективах и уровне оплаты труда, получить советы по правильному составлению резюме и др.

Участие в процессе итоговых выпускных испытаний представителей работодателей также важное направление по сокращению времени поиска работы молодым специалистам. При оценке конкурентоспособности учебного заведения следует одним из важнейших показателей использовать критерий востребованности его выпускников на рынке труда.

Тесное взаимодействие работодателей и учебных заведений в плане еженедельного посещения учащимися предприятий позволит выработать в них практические навыки, а производственники смогут выбрать наиболее подготовленных и целеустремленных соискателей.

Эффективно взаимодействуя с учебными заведениями, работодатели смогут принимать непосредственное участие в подготовке кадров, оснащая их некоторой новейшей техникой (так как выпускники этих ОУ будут готовы сразу приступить к работе, не тратя на них времени и средств на переобучение или дообучение), в формировании и корректировке учебных планов, в доступе студентов непосредственно на предприятия, участвуя в проведении лекционных и семинарских занятий специалистов-практиков. Внедряя на практике разработки технических, сельскохозяйственных и других образовательных учреждений, можно будет достичь намеченных целевых ориентиров.

Кроме того, в целях содействия в подготовке рабочей силы с учётом текущей и перспективной потребности региональной экономики в рабочих кадрах необходимо запланировать оказание методической помощи предприятиям в организации профобучения (переобучения) работников, находящихся под угрозой увольнения.

Для достижения этой цели необходимо на базе регулярного анализа конъюнктуры рынка труда разрабатывать краткосрочные и долгосрочные планы подготовки кадров, по специальностям, востребованным на рынке труда. Реализация указанных мер, по нашему мнению, значительно повысит эффективность системы профессиональной подготовки и профориентации в управлении занятостью населения, в регулировании рынка квалифицированных кадров с учётом потребностей рынка труда региона.

Необходимо унифицировать уровень требований, методику преподавания

и учебные программы общего среднего образования по всей стране, а также поднять профессиональный уровень преподавательского состава. Это необходимо по той причине, что разный уровень и методики в школьном образовании создают множество проблем учащимся выпускных классов при сдаче единого государственного экзамена. Ни для кого не секрет, что уровень подготовки учеников центральных городов, городов находящихся на периферии и сельских школ кардинально различается, как и различается и уровень профессионализма преподавательского состава, материально-техническая база, библиотечный фонд и т.д.

Следует заметить, что эффективная система образования и подготовки профессиональных кадров является одним из основных факторов формирования устойчивости социально-экономического развития территорий [6; 8; 10].

По поводу оплаты труда, необходимо подчеркнуть, что обозначенная Правительством РФ цель - достижение размера заработной платы учителей со средней заработной платой по региону является, на наш взгляд, половинчатой, поскольку у нее есть минимум, который меньше средней по региону и соответственно максимум. Поэтому, как нам представляется на первом этапе верным будет следующее решение - достижение нижнего предела заработной платы учителей в регионах со средней по региону. Это позволит обеспечить приток молодых кадров в систему школьного образования, достойную замену уходящим на пенсию преподавателей, повысить мотивацию к педагогической деятельности преподавательского состава и, соответственно высокий уровень и качество обучения и т.д. [5; 7; 9]

Сегодня уже становится ясно, что лидерство в образовании, экспансия своего образования на другие страны и регионы становятся наиболее успешным оружием для обретения власти или независимости в глобальном мире.

Меняющаяся роль образования и его задач в современном обществе - стратегический вопрос, широко обсуждаемый в мире. Лидеры крупнейших держав определяют подходы в сфере образования и задают контуры общенациональных дискуссий. На наших глазах образование превращается в важнейшую социальную ценность и один из главных пунктов борьбы за социальную справедливость, достоинство и права человека.

Российская система образования переживает серьезный кризис, о чем свидетельствуют негативные тенденции, начавшиеся в предыдущем десятилетии. На это все более остро реагирует общественное мнение: по данным опросов ведущих социологических центров, подавляющее большинство граждан глубоко обеспокоены тем, что происходит с образованием в России. Крайнюю тревогу вызывают ключевые вопросы финансирования, доступности и качества образования:

1. По оценкам Рособразования, совпадающими с оценками Общественной палаты и ведущих экспертов, образование финансируется примерно вполовину от минимальной потребности.

2. Экономисты говорят об «особой» политике российских властей в сфере образования, суть которой заключается в экономии бюджетных средств на опла-

ту учительского труда. Это волнует учителей и родителей даже в Москве, где положение, в целом, существенно лучше, чем в других регионах. Подсчитано, что труд педагога в РФ недооценивается в 5-10 раз по сравнению с развитыми странами, а результатом подобной «особой политики» является то, что учителя деградируют как профессионалы и в массе своей уже не могут считаться представителями среднего класса.

3. О снижении общего уровня подготовки учащихся свидетельствуют не только низкие оценки международной программы PISA , полученные российскими школьниками. По данным, приведенным, например, ректором Высшей школы экономики Я.И. Кузьминовым, примерно 40% из семи миллионов российских студентов не могут учиться, поскольку у них нет достаточных базовых компетенций, чтобы освоить программу, на которую они поступили.

4. Более 60% молодых людей уверенно говорят о прямой связи платежеспособности учащихся и их возможностей получить качественное образование, от которого непосредственно зависит будущая работа выпускников вузов. В то же время сами молодые люди считают, что главная проблема высшей школы -непомерная плата за учебу и ее несоответствие качеству получаемого студентами образования.

5. Малодоступность качественного образования - одна из главных причин распространенности «эмигрантских настроений» среди молодежи, ориентированной на учебу и профессиональную карьеру. В свою очередь, проблемы, затрудняющие доступ к образованию, резко усиливают опасность роста радикальных и агрессивных настроений среди тех молодых людей, которые чувствуют себя «лишними», не видя возможностей профессионализации и мобильности в российском обществе [3].

Очевидно, что приступая к масштабным изменениям, государство не выработало национальной стратегии образования, которая позволила бы проводить внятную политику в этой сфере. Многочисленные обсуждения, которые проходят в последнее время, показывают, что ширится пропасть между разработчиками новых законов и общественностью.

Падение качества общедоступного образования, сокращение возможностей для большинства получать знания, необходимые для будущей достойной работы и жизни, создают перспективу культурной деградации. Оказавшись перед подобной перспективой, большинство населения не видит иной альтернативы происходящему, кроме возвращения к советской модели образования. Это означает, что оказывается скомпрометированной сама идея модернизации образования в России.

Некоторые результаты такой образовательной политики налицо. Согласно признанию Мирового Банка, Россия по уровню естественнонаучного образования в школе ещё в середине 1990-х гг. значительно превосходила большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития. Однако сравнительно недавний опрос социологов показал, что элементарные естественнонаучные знания российских граждан оказались даже несколько ниже, чем в Евросо-

юзе [4].

В то же время высшая школа занимает особое положение среди других государственных институтов. На самом высоком властном уровне целью государственной политики страны в области развития науки и технологии объявлен переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов, а именно политика, основанная на использовании достижений науки и образования, на использовании возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями. Такая политика, на наш взгляд, является единственно верной для нашего государства.

литература

1. Любаненко А.В. Реформирование системы образования: проблемы и перспективы // Налоги Инвестиции Капитал. 2002. №1 2. С. 63-71;

2. Волков С. К вопросу о социальном делении общества РФ // Отече-ствен-ные записки. 2012. №1;

3. О реформировании российского образования: анализ ситуации, общественная дискуссия и первоочередные задачи. По итогам обсуждений, проведенных в рамках Форума «Гражданский диалог» - http://www.gorby.ru/presscenter/ news/show_28465/;

4. Проблемы реформирования системы образования в современной России. Сайт депутата ГД РФ Смолина О.Н. - http://www.smolin.ru/news/3/1299/.

5. Кутаев Ш.К. Совершенствование профессиональных компетенций в решении проблем трудоустройства // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. №4. С. 351-355.

6. Кутаев Ш.К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 11 (104) С. 46-50.

7. Кутаев Ш.К. Востребованное образование как условие развития региональной экономики // Апробация. 2014. №7. С. 16-19.

8. Кутаев Ш.К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2013. - №3. - С. 95-104.

9. Гасанов М.М., Мирзабалаева Ф.И., Дибиргаджиев В.М. Мониторинг системы высшего образования и трудоустройства молодежи трудоизбыточного региона. Махачкала: Наука плюс, 2007. 187 с.

10. Мирзабалаева Ф.И. Имитационное моделирование процессов социально-экономического развития агломераций // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 8. С. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.