Научная статья на тему 'Бардовское движение в Краснодарском крае в середине 1960-х - середине 1980-х годов: основные тенденции развития'

Бардовское движение в Краснодарском крае в середине 1960-х - середине 1980-х годов: основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
403
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ / БАРДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БАРДОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаченко Сергей Владимирович

В статье рассматривается история бардовского движения в Краснодарском крае на основе анализа архивных материалов, публикаций в периодической печати, творчества бардов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бардовское движение в Краснодарском крае в середине 1960-х - середине 1980-х годов: основные тенденции развития»

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^^

Трибуна молодого ученого

С. В. ИСАЧЕНКО

БАРДОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В СЕРЕДИНЕ 1960-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается история бардовского движения в Краснодарском крае на основе анализа архивных материалов, публикаций в периодической печати, творчества бардов.

Ключевые слова: самодеятельная песня, барды, региональные аспекты бардовского движения.

В конце 1950-х годов, в период хрущевской «оттепели», возникло творческое направление, за которым закрепилось определение авторской песни. Ее родоначальников и последователей называли, как правило, бардами. Бардовское движение охватило не только главные культурные центры СССР, но и регионы, не стал исключением и Краснодарский край.

Реконструкция истории бардовского движения на Кубани потребовала обращения к таким источникам, как сборники песен бардов; фотоматериалы; личная переписка; интервью с основателями бардовского движения в крае -Р. Шмаковым, Е. Варенцовой, Э. Гончаровым, а также Л. Уманцевой, вдовой краснодарского поэта В. Жилина (Шейфермана); документы ГАКК; материалы краевых и всесоюзных периодических изданий.

Бардовское движение на Кубани зародилось позже, чем в Москве и в Ленинграде. Одним из первых контактов кубанской интеллигенции и столичных бардов стало неформальное выступление Б. Окуджавы на квартире краснодарского композитора Евгения Алабина в 1960 году [1]. Родоначальниками бардовского движения в регионе стали Валентин Ушканов, Аркадий Попов, Борис Бондарев. Песни сочинялись для узкого круга любителей, исполнялись в туристских походах и на «четвергах» секции спелеологов, которая действовала в 1965 году при Краснодарском городском клубе туристов. Э. Гончаров вспоминал: «В. Ушканов, по роду своей деятельности инженера-конструктора, часто бывал в командировках в Москве. Из столицы он привозил новые бардовские песни, записанные на магнитофонную пленку. Пленки прослушивались и тиражировались среди друзей» [2]. К спелеологам приходили послушать песни участники других секций, увлеченные горным туризмом. Подпевать не возбранялось. Так песни заучивались. Постепенно спелеосекция стала превращаться в песенный клуб. Заявили о себе новые авторы и исполнители: Алла и Николай Дуваровы, Евгений Шишкин, Владимир Антропов, Людмила Зайцева, Владимир Борботько, Алексей Некрасов [3].

В основном бардовская среда формировалась из представителей интеллигенции - инженеров, геофизиков, технологов, журналистов, препода-

вателей [4], хотя встречались среди них и рабочие «от станка». Всех объединяла любовь к туризму. На вопрос корреспондента газеты «Комсомолец Кубани»; «Почему вы занимаетесь туризмом?» - бард и художник-пейзажист С. Дудко ответил: «Нам это нужно. Наверно, так уж мы устроены. Вместо эстрадных мелодий будем слушать свист ветра в скалах» [5].

Р. Шмаков в интервью 2008 года отметил, что для него и его товарищей бардовская песня стала своего рода «гигиеной души», Э. Гончаров добавил: «Мы хотели петь те песни, которые выражают наше настроение. Таких песен не было, и мы их сочиняли».

Вы в спальном мешке когда-нибудь спали?

Вы слышали, как вечерами парни

Поют о дорогах, о перекатах?

Как будто песней оберегают

Все то, что в жизни с трудом досталось [6].

В этих строках Э. Гончарова, по сути, обозначена основная тематика бардовского творчества.

После выхода в свет постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» от 30 мая 1969 года авторская песня в Краснодарском крае звучала на конкурсах туристской самодеятельности во время так называемых туриад и традиционных туристических слетов [7]. В 1971 году в структуре краевого совета по туризму была создана краевая секция туристской песни с планом работы и годовой сметой расходов, выделены средства на приобретение гитар, магнитофонов, пленки [8]. Во время туристских слетов члены секции проводили краевые вечера, фестивали, конкурсы самодеятельной песни, в которых принимали участие представители туристических клубов Краснодарского края, Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Минска, Куйбышева [9]. В 1974 году краснодарцев во главе с председателем секции Э. Гончаровым пригласили в Киев на фестиваль туристской песни [10]. В 1975 году краснодарский дуэт Аллы и Николая Дуваровых стал лауреатом VIII Грушинского фестиваля [11].

Все мероприятия по развитию самодеятельного туризма на Кубани проводились в тесном контакте с краевыми комсомольскими, профсоюзными, спортивными, общественными орга-

108 "КулътУРная жизнь Юга России "

№ 3 (32), 2009

низациями. Краевой фестиваль туристской песни «Кубань-75» состоялся 7-8 июня 1975 года в полевых условиях [12], а следующий фестиваль «Кубань-76» в соответствии с планом массовых мероприятий краевого совета по туризму прошел 9-11 апреля 1976 года [13].

Среди организаторов бардовских слетов велись дискуссии о сути творчества, критериях отбора песни для публичного представления. Так, Э. Гончаров полагал, что «проводя отбор, надо выпускать достойных», что «авторской песне предназначено нести в народ добротную поэзию». Р. Шмаков соглашался с тем, что «лабуды» много, особенно у претендентов из глубинки, но при этом настаивал на менее строгом отборе, руководствуясь необходимостью поддержки авторов, вовлечением их в бардовское движение. В интервью Э. Гончаров назвал позицию своего оппонента «логикой гуманизма» и добавил, что идея Руслана оказалась сильнее.

Авторская песня кубанцев была доступна не только участникам туристских кружков, слетов, походов. Как альтернативный путь ее распространения можно рассматривать лекционно-кон-цертную деятельность бардов в сотрудничестве с обществом «Знание». Р. Шмаков вспоминал, что предварительно руководство общества требовало список и тексты авторских песен. Как свидетельствует отчет краевой секции туристской песни, ее активистами на основе личных фонотек была создана клубная фонотека бардовской песни, которая перманентно пополнялась и систематизировалась. Сборники лучших песен тиражировались и направлялись в секции туристской песни городов края. Распространение магнитофонных записей путем продажи не одобрялось туристским край-советом [14].

По данным Р. Шмакова, в 1980 году краевой совет, следуя «рекомендации из Москвы», закрыл секцию самодеятельной туристской песни. Фонотеку опечатали. Активистам предложили перейти в хоровое общество на улице Клубной. Туристский клуб отказался материально поддерживать конкурсы авторской песни на слетах. В октябре 1981 года без посторонней помощи барды организовали слет, на котором присутствовало 168 человек. На следующий год они собрались на второй слет в Оленьем приюте, во время которого Р. Шмаков провел аукцион звукозаписей. Выручка покрыла расходы на нужды по организации акции. Успех мероприятий укрепил бардов в том, что подобные слеты клубов самодеятельной песни нужно проводить ежегодно.

В 1982 году в Краснодаре был организован клуб бардовской песни, названный «Оазисом» по предложению начинающей исполнительни-

цы М. Мартыновой, увидевшей в нем «островок творчества в пустыне попсы и идеологической зашоренности советской песни». Клуб возглавил Р. Шмаков. В него вошли молодые барды - А. Гончаров-младший, Б. Рубцов, В. Лазаренко, А. Киселев, Е. Варенцова и др. Однако этот клуб просуществовал «до первой неудачи», постигшей бардов на третьем слете КСП в 1983 году. Сроки слета были перенесены на последнюю декаду октября, а местом проведения выбран кемпинг «Межгорье». Осенние дожди помешали полноценному проведению встречи.

Р. Шмаков, В. Лазаренко, А. Киселев, Е. Варенцова ушли из «Оазиса» и организовали в Доме работников просвещения новый клуб бардовской песни «Орион». Спустя шесть месяцев клуб «Оазис» распался окончательно. Молодые авторы из «Ориона» организовали самостоятельные клубы бардовской песни - «Сирена», «Оптимист», «ЭРОН (Энергичные ребята отличного настроения)».

На четвертый слет КСП кубанские барды собрались в 1984 году. Он был посвящен памяти Юрия Визбора. В 1985 году состоялся пятый юбилейный бардовский слет.

Начало «перестройки» ознаменовалось упадком бардовского движения. Его возрождение произошло уже в 1990-е годы.

Итак, к середине 1980-х годов бардовское движение на Кубани имело в своем арсенале опыт проведения фестивалей самодеятельной песни и участия во всесоюзных акциях. В творчестве бардов преобладала в основном туристская тематика. Фестивали бардовской песни стали неотъемлемым элементом музыкальной жизни региона.

Литература и источники

1. Жилин В. М. Краснодарская разноголосица, или Как упоительна жизнь: книга прозы. Туапсе, 2001. С. 96-97.

2. Гончаров Э. Догорает костер. Краснодар, 2000. С. 10.

3. Там же. С. 14.

4. Установлено по списку членов секций Краснодарского городского клуба туристов. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Р-1624. Оп. 2. Д. 72. Л. 45.

5. Комсомолец Кубани. 1971. 13 мая. С. 4.

6. Гончаров Э. Догорает костер ... С. 70.

7. ГАКК. Р-1624. Оп. 1. Д. 492. Л. 1.

8. Гончаров Э. Догорает костер ... С. 15.

9. ГАКК. Р-1624. Оп. 2. Д. 72. Л. 1-2, 44.

10. Гончаров Э. Догорает костер ... С. 21.

11. ГАКК. Р-1624. Оп. 2. Д. 72. Л. 16.

12. Там же. Д. 71. Л. 2-4.

13. Там же. Д. 181. Л. 2.

14. Там же. Д. 72. Л. 11-12,31.

S. V. ISACHENKO. BARD MOVEMENT ON THE KRASNODAR TERRITORY IN THE MIDDLE OF THE1960S - MIDDLE OF THE 1980S: MAIN TENDENCIES OF DEVELOPMENT

The article is dedicated to the history of bard movement in Krasnodar region in the basis of archives materials analysis, periodical publications, bards' creative work.

Key words: amateur song, bards, regional aspects of bard movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.