Банкротство: влияние на экономику, мораторий, проблемы и современные тенденции
Алешина Анна Валентиновна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, E-mail: [email protected]
Булгаков Андрей Леонидович,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник кафедры финансов и кредита экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; доцент базовой кафедры цифровой экономики Института развития информационного общества РЭУ имени Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]
Процедуры банкротства компаний серьезным образом влияют на состояние экономики. С одной стороны, процедура банкротства позволяет удовлетворить претензии кредиторов и помогает им взыскивать долги. С другой стороны, эти процедуры позволяют очистить экономику от неэффективных предприятий. С третьей стороны, эти процедуры позволяют должникам, имеющим возможность восстановить свою платежеспособность, выйти из кризиса и продолжить далее свою работы, что будет способствовать сохранению бизнеса и сохранению рабочих мест. Новое понятие «мораторий», введенное в законодательство о банкротстве, направлено на сохранение работающего бизнеса в сложных экономических условиях, если бизнесу нужна поддержка и отсрочка во времени для разрешения финансовых вопросов. Статистика демонстрирует эффективность такой меры, как мораторий на подачу заявлений о банкротстве компаний, так как бизнес получает время для разрешения своих финансовых сложностей и уже есть статистические данные, позволяющие сделать вывод о действительной эффективности такой меры.
Ключевые слова: банкротство компаний, мораторий на банкротство, конкурсное производство, финансовое оздоровление, внешнее управление, эффективность процедур банкротства.
Введение
Основным нормативным актом, регулирующим институт банкротства в России, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1]. Нормативный акт, принятый в 2002 году, постоянно дорабатывается и совершенствуется. Одним из последних изменений в законе является введение понятия «моратория на банкротство» (ст. 9.1 закона № 127-ФЗ «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве» была введена федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ как ответ на возникновение турбулентных процессов в экономике в связи с пандемией COVID-19).
Тенденции в сфере банкротства компаний
Согласно статистике портала Федресурс по банкротству количество банкротств компаний за последние годы неуклонно снижается. Если в 2015 году было открыто 13.044 новых конкурсных производств в отношении юридических лиц, то в 2019 году уже 12.401 новых конкурсных производств, а в 2021 году только 10317 новых конкурсных производств (см. рис. 1).
Большое количество экспертов [3,4,5] в 2020 году после введения моратория на подачу заявлений в суд на проведение процедуры банкротства прогнозировало взрывной рост новых процедур банкротства в 2021 году после прекращения моратория.
При введении моратория планировалось, что мораторий (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 428) [6] поможет преодолеть финансовые сложности компаниям, пострадавшим от карантина в период коронавируса, и поможет бизнесу стабилизировать свою деятельность. Мораторий распространялся не на все компании, а только на компании, особо пострадавшие от введения ограничений в связи с коронавиру-сом, на системообразующие, стратегические организации и предприятия.
Однако многих экспертов беспокоил риск роста заявлений о банкротстве после окончания периода моратория. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года. Однако резкого роста числа поданных заявлений о банкротстве не произошло (см. рис. 1): хотя число банкротств в 2021 году выросло по сравнению с 2020 годом и составило 10317 дел в 2021 году по сравнению с 9930 дел в 2020 году, однако оно все равно осталось меньше, чем было в 2019 году. Поэтому можно констатировать факт о том, что ожидания экспертов о росте количества банкротств после окончания моратория, не оправдались.
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
Рис. 1. Количество банкротств компаний (открытых конкурсных производств) без финансовых организаций
за период 2015-2022 годы [2, стр. 4]
Еще несколько лет назад процедуры банкротства некоторые недобросовестные должники использовали умышленно, чтобы не платить по долгам предприятия. Интернет «пестрел» объявлениями о возможности «законно списать долги». В настоящее время судебная практика значительно усовершенствовала процедуры банкротства. Введение института субсидиарной ответственности учредителей, директора и иных контролирующих
должника лиц привело к тому, что кредиторы при возникновении процедуры банкротства не «опускают» руки, а доводят процедуры до конца, в том числе до взыскания убытков в рамках субсидиарной ответственности с указанных лиц. Увеличилось количество дел в арбитражных судах по оспариванию сделок по выводу активов из компании и признании судами злоупотреблений со стороны руководства компаний.
Заявления о субсидиарной ответственности и акты о привлечении
а. в
см со
1 Кб. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв.
2020 2020 2020 2020 2021 2021 2021 2021 2022 2022
Подано заявлений 1565 1470 1785 1815 1588 1751 1759 1737 1631 1898
Акты о привлечении 603 334 807 845 814 827 699 807 708 898
Соотношение 39% 23% 45% 47% 51% 47% 40% 46% 43% 47%
Размер ответственности, млрд, руб, 92,7 44,0 135,5 123,1 108,2 135,8 200,8 68,6 81,5 109,4
Количество привлеченных лиц 862 461 688 1180 1252 1208 1060 1272 1085 1357
Рис. 2. Заявления о субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства и акты о привлечении
в 2020-2022 годах [2, стр. 10]
В предыдущие годы процедурой банкротства активно пользовались, чтобы закрыть компанию и уклониться от оплаты долгов, то есть модель банкротства можно было назвать «продебиторской», так как она во многом защищала интересы должника и бенефициаров и могла ущемлять интересы кредиторов. В настоящее время модель банкротства, реализуемую в России, можно назвать «про-кредиторской», то есть защищающую интересы кредиторов, так как процедура банкротства не позволяет уклониться должникам от взыскания долга, не позволяет спрятать активы от взыскания. Разработано большое количество механизмов по отмене сделок и признании их недействительными, если сделка направлена на вывод активов из компании (см. рис. 3). Существуют механизмы по взысканию долгов с руководителей компаний,
которые привели компанию к банкротству, если их действия можно признать недобросовестными (в рамках процедуры взыскания субсидиарной ответственности с руководителей, учредителей компании и контролирующих должника лиц) (см. рис. 2).
Если в 2020 году было подано суммарно заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства к 6635 лицам (рис. 2), то в 2021 году уже к 6835 лицам (рост примерно на 3%).
За последние годы резко выросло число рассмотренных заявлений о признании сделок недействительными в рамках процедуры банкротства в связи с тем, что они направлены на вывод активов из компании и представляют собой попытку «спрятать» имущество от кредиторов (рис. 3).
Заявления о признании сделок должника недействительными
янв-июн янв-июн
Принято, шт. Рассмотрено, шт.
2015 2016 2017
3 402 Б 587 7 101 3 136 4 957 б 296
2018 2019 2020 2021 „ '
2022 2021
8 607 11 010 11759 17 061 8 999 7 779
7 452 9 489 9 532 14 143 7 739 6 286
Удовлетворено, шт. 1394 2 279 2 937 3 234 3 946 4 275 6 411 3 655
Доля удовлетворенных в принятых
Доля удовлетворенных в рассмотренных
Дата публикации финального отчета о процедуре.
Учитываются отчеты в отношении должников юридических и физических лиц по всем процедурам.
Рис. 3. Заявления о признании сделок должника недействительными в рамках процедуры банкротства за период
2015-2022 годы [2, стр. 22]
41% 44%
41% 46%
41% 47%
38% 43%
36% 36% 38% 41% 42% 45% 45% 47%
2 936
38%
47%
Если в 2015 году было подано в суд 3402 заявлений о признании сделок должника недействительными в рамках процедуры банкротства в связи с ее направленностью на вывод активов из компании перед проведением процедуры банкротства, то в 2021 году было подано уже 17061 таких заявлений (см. рис. 3).
Проблемы при реализации процедур банкротства
В качестве недостатков существующих процедур банкротства многие эксперты называют достаточно продолжительный срок процедуры, достаточно высокие затраты на проведение процедуры банкротства, а также небольшое количество реабилитационных процедур банкротства, направленных на вывод компании из финансового кризиса.
Средняя длительность процедур банкротства за последние годы существенно выросла (рис. 4).
Если процедуры конкурсного производства в 2015 году занимали 567 дней (рис. 4) (это практически полтора года), то в 2021 году процедуры конкурсного производства занимали уже 954 дня (более 2,5 лет). Такая длительность проведения процедур имеет неприятное последствие, которое заключается в том, что имущество должника за этот период времени может резко потерять в цене, в том числе из-за порчи имущества, ненадлежащего хранения, падения его стоимости с течением времени. Это приводит к тому, что возможности кредиторов удовлетворить свои требования за счет имущества должника резко падают с удлинением времени проведения процедуры банкротства. Это наглядно видно также в статистике удовлетворенных требований кредиторов (рис. 5).
Рис. 4. Средняя длительность процедур банкротства компаний в днях за 2015-2022 годы [2, стр. 7]
Так, если в 2020 году в абсолютном выраже- уже на сумму 159,1 млрд. рублей (65% прирост по-нии было удовлетворено требований кредиторов казателя). Однако в процентном отношении отно-на сумму 96,1 млрд рублей (рис. 5), то в 2021 году сительно суммы требований кредиторов эти пока-
сз о со от гп Р от
от А ш
затели представляют собой достаточно мизерную величину - 4,6% от суммы всех требований кредиторов в 2020 году и всего 3,5% от суммы всех требований кредиторов в 2021 году. Что свидетель-
ствует о достаточно низкой возможности кредиторов получить надлежащее возмещение долгов при проведении процедуры банкротства.
Удовлетворение требований реестровых кредиторов
Включено требований всего, млрд руб.
Удовлетворено требований всего, млрд руб.
Доля удовлетворенных всего {во включенных}
Включено 1 очереди, млрд руб.
Удовлетворено 1 очереди, млрд руб.
Доля удовлетворенных 1 очереди (во включенных 1-ой)
Включено 2 очереди, млрд руб.
Удовлетворено 2 очереди, млрд руб.
Доля удовлетворенных 2 очереди (во включенных 2-ой)
Включено 3 и 4очереди всего, млрд руб.
Удовлетворено 3 и 4 очереди всего, млрд руб.
Доля удовлетворенных 3 и 4 очереди (во включенных 3 и 4)
Включено 3 и 4 очереди, обеспеченных залогом, млрд руб. Удовлетворено 3 и 4 очервди, обеспеченных залогом, млрд руб. Доля удовлетворенных^ и 4 очереди, обеспеченных залогом {во включенных 3 и 4 очереди, обеспеченных залогом) Включено 3 и 4 очервди, не обеспеченных залогом Удовлетворено 3 и 4 очереди, необеспеченных залогом, млрд руб. Доля удовлетворенных^ и 4 очереди, не обеспеченных залогом {во включенных 3 и 4 очереди, не обеспеченных залогом)
2020 2021
2092,7 4436,3
96,1 159,1
4,6% 3,5%
2,6 1,2
0,1 0,2
3,5% 13,7%
14,4 37,4
2,3 2,6
15,9% 6,9%
2075,7 4448,3
93,7 156,4
4,5% 3,5%
227,3 384,2
49,1 85,3
21,6% 22,2%
1343,4 4064,1
44,6 71,1
2,4% 1,7%
з-и юн 2022
1655,8
97,3 5,9% 0,2 0,0 13,0%
5.3
1.4 27 Д% 1650,3
95,9 5,8% 174,2 43,0
24,7%
1476,2 52,9
3,6%
лнб-июн 2021
2170,1 65,6 3,0% 0,3 0,0 7,9% 4,8 1,0 21,7% 2164,9
64.5 3,0% 174,5 32,9
18,9%
1990,4
31.6
1,6%
Поданным пз отчетов управляющие о конкурсном протводгтве 1а соответствующий период
Рис. 5. Удовлетворение требований реестровых кредиторов (абсолютные и процентные соотношения) в 20202022 годах [2, стр. 9]
Существуют следующие основные процедуры банкротства:
1. Внешнее наблюдение (с этой процедуры начинается процедура банкротства, задача которой: анализ финансового состояния должника и сохранение его имущества от вывода из компании; далее процедура переходит в другие виды банкротства).
2. Конкурсное производство (задача: продажа имущества должника и распределении полученных денег между кредиторами с соблюдением очередности требований кредиторов; далее компания прекращает свою работу и исключается и ЕГРЮЛ).
3. Внешнее управление (задача: восстановление платежеспособности и удовлетворение требований кредиторов в полном объеме и продолжение работы компании далее).
4. Финансовое оздоровление (задача: восстановление платежеспособности и погашение долгов перед кредиторами по графику и продолжение работы компании далее).
Кроме того, эти процедуры могут быть также завершены подписанием мирового соглашения кредиторов и должника.
Две последние процедуры: внешнее управление и финансовое оздоровление направлены на восстановление платежеспособности компании ^ и продолжение ее работы после завершения про-= цедур банкротства и обычно называются «реаби-е литационными процедурами». Я Статистика поданных заявлений о проведении ° процедур банкротства показывает явный перевес ав заявлений о проведении процедуры конкурсно-
го производства перед другими процедурами (см. рис. 6).
На долю реабилитационных процедур (внешнее управление и финансовое оздоровление) приходится всего несколько процентов дел по сравнению с процедурой конкурсного производства. При этом, если в 2015 году на реабилитационные процедуры приходилось 3,5% процента заявлений о проведении процедуры банкротства, то в 2021 году показатели реабилитационных процедур снизились как в процентном, так и в абсолютном выражении: 1,7% на долю реабилитационных процедур по сравнению с процедурой конкурсного производства в процентном выражении и всего 157 заявлений о проведении внешнего управления и 22 заявления о проведении финансового оздоровления в 2021 году (по сравнению с аналогичными показателями в 2015 году: 434 и 38 заявления соответственно) (рис. 6).
Такие невысокие показатели реабилитационных процедур связаны с рядом причин. Одна из основных причин заключается в том, что основными кредиторами, подающими в суд на начало процедуры банкротства должника, являются коммерческие банки. А в актах, регулирующих деятельность коммерческих банков, установлено правило о том, что если кредит, предоставленный банком, становится проблемной ссудой, то есть попадает в просроченную задолженность, то, во первых, банк обязан повысить отчисления в резервы, во вторых, обязан предпринять ряд немедленных шагов, направленных на принудительную процедуру взыскания долга с заемщика.
Количество всех процедур в отношении компаний
о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства
о введении наблюдения о введении внешнего управления
о введении финансового оздоровления
доля реабилитаций
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
13044 12549 13541 13117 12401 9930 10317
10198 10487 11495 10S47 10134 7775 8575
434 372 363 278 209 150 157
38 52 32 19 19 23 22
3,5% 3,3% 2,8% 2,2% 1,8% 1,7% 1,7%
янв-июн 2022
5191
3527 89
1,8%
янв-июн 2021
4917
4150 81
13
1,9%
Рис. 6. Количество всех процедур банкротств, введенных в отношении компаний за 2015-2022 годы [2, стр. 5].
Даже если банк считает, что у должника достаточно высокие шансы на сохранение своего бизнеса в том случае, если должник пройдет через реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление или внешнее управление), банк все равно не может предоставлять должнику возможность пройти через реабилитационные процедуры, так как согласно нормативам, установленным ЦБ РФ, банк обязан как можно более быстро осуществить процедуру взыскания долга, а это возможно только через конкурсную процедуру банкротства.
С одной стороны, нет прямого запрета банкам проводить реабилитационные процедуры должнику, с другой стороны, нормы резервирования, установленные ЦБ РФ, вынуждают банки как можно более быстро проводить процедуру конкурсного производства, как только долг попадает в категорию «проблемных».
Согласно Положению Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» [7] «резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) (далее - кредитный риск по ссуде)» (п. 1.3 Положения).
Долг относится к «сомнительным», если по долгу есть просрочки, что обязывает банк формировать резервы в размере от 21 до 50% от суммы долга. При этом после начала процедуры банкротства должника банк должен относить долг уже не к «сомнительным», а к «проблемным» и формировать до 100% резервов от суммы долга, что делает для банков невыгодным проведение реабилитационных процедур банкротства должника. Согласно статистике, банки являют-
ся основными кредиторами должников и именно они обычно инициируют процедуру банкротства должника, поэтому из за резервных требований банкам проще провести процедуру конкурсного производства должника, а не реабилитационные процедуры.
Центральный банк России установил следующие нормы резервирования по ссудам (п. 3.11 Положения N 590-П; табл. 1):
Таблица 1. Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам
Категория качества Наименование ссуд Размер расчетного резерва от суммы основного долга по ссуде, в процентах
I категория качества (высшая) Стандартные 0
II категория качества Нестандартные от 1 до 20
III категория качества Сомнительные от 21 до 50
IV категория качества Проблемные от 51 до 100
V категория качества (низшая) Безнадежные 100
Это одна из основных причин практически полного отсутствия реабилитационных процедур банкротства в реальной практике, что мешает предприятиям, имеющим реальную возможность восстановить свою платежеспособность через реабилитационные процедуры, действительно возвратиться к хозяйственной деятельности. Представляется, что внесение изменений в нормативные акты Центрального банка России о смягчении резервных требований к банкам, если должники банка проходят реабилитационные процедуры банкротства, могут способствовать сохранению большего количества бизнеса в России, а также сохранению рабочих мест.
сз о со от m Р от
от А
=Е
Мораторий на проведение процедуры банкротства
Российская законодательная база в 2020 году получила новую процедуру, неизвестную ранее российскому правопорядку - мораторий на проведение процедуры банкротства. В 2020 году в закон «О банкротстве» была введена новая статья 9.1 «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве» (федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ). Данная мера была принята в рамках антикризисной программы Правительства России, направленной на помощь предприятиям, попавшим в сложное положение в связи с пандемией COVID-19. Мера была принята не на разовой основе - было введено новое понятие «мораторий на возбуждение дел о банкротстве» в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1].
Закон предусматривает (п. 1 ст. 9.1 N 127-ФЗ), что «для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации».
Первый мораторий (так называемый «Мораторий 2020») был введен с 06.04.2020 г. по 06.10.2020 г. (Постановление Правительства от 03.04.2020 № 428) [6], но затем его действие было продлено Правительством до 07.01.2021 (Постановление Правительства РФ от 01.10.2021 г.).
Правительство России распространило действие моратория 2020 года не на все предприятия, а выделило ряд предприятий и отраслей, наиболее пострадавших от СОУЮ-19, в том числе [8, стр. 6]:
• наиболее пострадавшие от пандемии сферы деятельности (общественное питание, гостиничный бизнес, перевозки, культура, образование и пр.);
• системообразующие предприятия;
• стратегические предприятия и стратегические акционерные общества.
Однако при продлении этого моратория в 2020 году на три месяца, Правительство вывело из-под его действия системообразующие и стратегические предприятия.
Такая мера как мораторий на подачу заявлений на процедуру банкротства доказала свою эффективность тем, что после окончания периода моратория не произошло резкого всплеска дел по банкротству: количество поданных заявлений в 2021 году после окончания моратория было даже немногим меньше, чем в 2019 году - до вве-^ дения моратория. Мораторий действительно пре-= доставил время и возможности для предприятий, е чтобы предприятие смогло справиться с финансо-Я выми сложностями, вызванными приостановкой
° деятельности в связи с СОУЮ-19. Сработали таксе
г же другие процедуры помощи бизнесу, которые
Правительство реализовывало в 2020-2021 годы, поэтому количество поданных заявлений о банкротстве в 2021-2022 годах было практически равно показателям 2019 года (и было даже немного меньше) (см. рис. 1).
В 2022 году было принято новое Постановление Правительства РФ [9] о введении мораторий на подачу заявлений о проведении процедуры банкротства. Так как сама процедура моратория уже была закреплена в законодательстве о банкротстве, введение новой процедуры моратория уже не требовало существенного изменения законодательства: было достаточно принятия Постановления Правительства РФ о введении моратория. В связи с необходимостью проведения новых мер поддержки бизнеса в 2022 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» [9], согласно которому вводится мораторий на возбуждение дел о банкротстве с 01.04.2022 до 01.10.2022 года. При необходимости сроки могут быть продлены. Данное постановление уже касается не отдельных отраслей и предприятий, наиболее пострадавших от коронавируса, как было в 2020 году. Оно распространяется на все юридические лица, индивидуальных предпринимателей и граждан России (исключением являются должники - застройщики многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, включенных по состоянию на 1 апреля 2022 года в единый реестр проблемных объектов -кредиторы этих застройщиков могут подавать заявления об их банкротстве).
Необходимо отметить, что мораторий ограничивает только права кредиторов подавать в указанный период иски в суд о введении процедуры банкротства. Однако сам должник сохраняет за собой право подачи такого заявления о собственном банкротстве в суд.
Постановление № 497 [9], а также закон «О несостоятельности (банкротстве)» [1] установили ряд ограничений для компаний, которые подпадают под мораторий. Попавшая под мораторий компания не будет иметь право [п. 3 ст. 9.1 и ст. 63 ФЗ № 127]:
1. Выплачивать участникам дивиденды и распределять между ними прибыль.
2. Выделять доли имущества в пользу участника в связи с его выходом из состава акционеров, приобретать размещенные акции или выплачивать действительную стоимость доли.
3. Реализовывать ЬиуЬаск.
4. Прекращать обязательства путем зачета.
5. Подавать заявления о банкротстве в отношении другого лица.
6. Обращать взыскание на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке.
Ряд крупных компаний, в том числе ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл» и некоторые другие предприятия, даже в период экономической турбулентности, связанной с СОУЮ-19, сохранили платежеспособность и продолжили получать прибыль,
однако, в силу своего статуса системообразующих или стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в отношении них действовал мораторий на подачу заявлений на процедуру банкротства. При этом в законе о банкротстве установлено правило, что если предприятие попадает под процедуру моратория, то она не имеет право выплачивать дивиденды и совершать ряд других действий. Эти ограничения были вызваны необходимостью защитить интересы кредиторов, чтобы не было ситуации, что компания по долгам не платит, при этом с помощью выплаты дивидендов выводит из компании денежные средства и ликвидные активы, чем может нанести ущерб интересам кредиторов компании.
В настоящее время в законодательстве о банкротстве закреплено правило о том, что если компания хочет выплачивать своим участникам дивиденды и распределять между ними прибыль, то компания должна на портале Федресурс по банкротству написать заявление об отказе от своего права на мораторий на банкротство. Аналогичное заявление необходимо писать во всех перечисленных выше случаях. Заявление об отказе от моратория на банкротстве подается на портале Федресурс (необходимость публикации сообщения от отказе от моратория на банкротства установлена в ст. 9.1 Федерального Закона № 127 [1]). Введенный в настоящее время мораторий позволяет компаниям, находящимся в сложном финансовом положении, стабилизировать свое состояние, продолжить деятельность, продолжать платить зарплату сотрудникам. При этом, если компания хочет выплачивать дивиденды, то она должна отказаться от защиты моратория.
В период действия моратория запрещена подача кредиторами заявлений в суд о введении процедуры банкротства. Даже если заявление было подано ранее введения моратория, но к моменту введения моратория суд еще не вынес определение о принятии заявления и возбуждении производства, то в порядке ст. 127 АПК РФ такое заявление возвращается судом заявителю. При этом если к моменту введения моратория заявление судом уже принято и возбуждено производство, то такие заявление суд продолжает рассматривать по общему правилу.
Заключение
Можно констатировать, что последние изменения законодательства в области банкротства должников-юридических лиц способствуют сохранению бизнеса в России и сохранению рабочих мест. Введенное в законодательство понятие «моратория на подачу заявлений о банкротстве» помогло компаниям преодолеть финансовые сложности в нестабильный период времени и способствовало сохранению бизнеса.
Литература
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г.
N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкрот-
стве)» [Электронный ресурс] // Портал Garant. ru // URL: https://base.garant.ru/185181/5b0b9d-6de8e536dde88971 c1 cff4803f/#block_911 (дата обращения 02.08.2022)
2. Статистический бюллетень Федресурса по банкротству, 30.06.2022 [Электронный ресурс] //Портал по банкротству Федресурс // URL: https://fedresurs.ru/news/5721298e-4302-4ee1 -af83-139a59e568c8, https://download. fedresurs.ru/news/Статистическийo^20бюл-летень%20Федресурс%20банкротство%20 300%20июня0/о202022^, https://fedresurs.ru/ news/5721298e-4302-4ee1-af83-139a59e568c8 (дата обращения 02.08.2022)
3. Ефимов В. Банкротная статистика опровергла прогнозы экспертов [Электронный ресурс] // Портал Pravo.ru // URL: https://pravo.ru/sto-ry/233044/ (дата обращения 02.08.2022)
4. Итоги 2021 года для российского рынка: обзор Co-face Russia viewpoint [Электронный ресурс] // Портал Coface.ru, публикация от 15.03.2022 г. // URL: https://www.coface.ru/Novosti-i-Publikacii/Novosti/ Itogi-2021-goda-dlya-rossijskogo-rynka-obzor-Coface-Russia-ViewPoint (дата обращения 02.08.2022)
5. Алексеев Д. По осени считают: в России может вырасти число банкротств [Электронный ресурс] // Портал Известия Iz.ru 05.04.2021 года // URL: https://iz.ru/1145943/dmitrii-alekseev/ po-oseni-schitaiut-v-rossii-mozhet-vyrasti-chislo-bankrotstv (дата обращения 02.08.2022)
6. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» [Электронный ресурс] // Портал Garant. ru // URL: https://base.garant.ru/73842428/ (дата обращения 02.08.2022)
7. Положение Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» [Электронный ресурс] // Портал Garant.ru // URL: https://base.garant. ru/71721612/ (дата обращения 02.08.2022)
8. Савченко Д., Стешенцев А, Ефремов В. Аналитический обзор. Мораторий на банкротство 2.0 [Электронный ресурс] // Портал Арбитраж.ру // URL: https://arbitrageru.legal/analytics/view/mora-torium2-0/ (дата обращения 02.08.2022)
9. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. N 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» [Электронный ре- И сурс] // Портал Garant.ru // uRl: https://base.ga- Н rant.ru/403806710/ (дата обращения 02.08.2022) О
го
BANKRUPTCY: IMPACT ON THE ECONOMY, S
MORATORIUM, PROBLEMS AND CURRENT TRENDS Ы
К
Aleshina A.V., Bulgakov A.L. s
Lomonosov Moscow State University =
>
Bankruptcy procedures of companies have a serious impact on the к
state of the economy. On the one hand, the bankruptcy procedure И
Efimov V. Bankrupt statistics refuted the forecasts of experts [Electronic resource] // Portal Pravo.ru // URL: https://pravo.ru/ story/233044 / (accessed 02.08.2022)
Results of 2021 for the Russian market: Coface Russia viewpoint review [Electronic resource] // Portal Coface.ru, published on 03/15/2022 // URL: https://www.coface.ru/Novosti-i-Publikacii/Novosti/Itogi-2021-goda-dlya-rossijskogo-rynka-obzor-Coface-Russia-ViewPoint (accessed 02.08.2022) Alekseev D. In the autumn, they believe: the number of bankruptcies may increase in Russia [Electronic resource] // Izves-tia Portal Iz.ru 05.04.2021 // URL: https://iz.ru/1145943/dmitrii-alekseev/po-oseni-schitaiut-v-rossii-mozhet-vyrasti-chislo-bankrotstv (accessed 02.08.2022)
Decree of the Government of the Russian Federation No. 428 of April 3, 2020 «On the introduction of a moratorium on the initiation of bankruptcy proceedings at the request of Creditors in respect of Individual debtors» [Electronic resource] // Portal Garant.ru // URL: https://base.garant.ru/73842428 / (accessed 02.08.2022)
Regulation of the Bank of Russia dated June 28, 2017 N 590-P «On the procedure for the formation of reserves by credit institutions for possible losses on loans, loan and equivalent debt» [Electronic resource] // Portal Garant.ru // URL: https://base.ga-rant.ru/71721612 / (accessed 02.08.2022) Savchenko D., Steshentsev A, Efremov V. Analytical review. Moratorium on bankruptcy 2.0 [Electronic resource] // Arbitration portal.<url> // URL: https://arbitrageru.legal/analytics/view/ moratorium2-0 / (accessed 02.08.2022) Decree of the Government of the Russian Federation No. 497 dated March 28, 2022 «On the introduction of a moratorium on the initiation of bankruptcy cases on applications submitted by creditors» [Electronic resource] // Portal Garant.ru // URL: https://base.garant.ru/403806710/ (accessed 02.08.2022)
LQ S Q.
e
CM CM
o
CM CO
allows to satisfy creditors' claims and helps them to recover debts. 3. On the other hand, these procedures make it possible to clear the economy of inefficient enterprises. On the third hand, these procedures allow debtors who have the opportunity to restore their sol- 4. vency to get out of the crisis and continue their work further, which will contribute to the preservation of business and the preservation of jobs. The new concept of «moratorium» introduced in the bankruptcy legislation is aimed at preserving a working business in difficult economic conditions if the business needs support and a delay 5. in time to resolve financial issues. Statistics demonstrate the effectiveness of such a measure as a moratorium on filing bankruptcy applications for companies, since businesses get time to resolve their financial difficulties and there are already statistical data that allow us to conclude about the actual effectiveness of such a measure. 6.
Keywords: bankruptcy of companies, moratorium, bankruptcy proceedings, financial recovery, external management, efficiency of bankruptcy procedures.
Referenses 7.
1. Federal Law No. 127-FZ of October 26, 2002 «On Insolvency (Bankruptcy)» [Electronic resource] // Portal Garant.ru // URL: https://base.garant.ru/185181/5b0b9d6de8e536dde88971c-1cff4803f/#block_911 (accessed 02.08.2022) 8
2. Statistical Bulletin of the Federal Bankruptcy Resource, 8. 30.06.2022 [Electronic resource] //Fedresurs Bankruptcy Portal // URL: https://fedresurs.ru/news/5721298e-4302-4ee1 -af83-139a59e568c8, https://download.fedresurs.ru/news/Statisti- 9 cal%20bulleten%20fedresource%20bankrotstvo%2030%20 yun%202022.pdf, https://fedresurs.ru/news/5721298e-4302-4ee1-af83-139a59e568c8 (accessed 02.08.2022)