Научная статья на тему 'Банкротство предприятий и социально-экономическое положение региона'

Банкротство предприятий и социально-экономическое положение региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асканова О.В., Рыбальченко И.Ю.

Одним из последствий экономического кризиса в России стало массовое банкротство предприятий. В статье на примере г. Рубцовска Алтайского -края рассматривается взаимозависимость банкротства хозяйствующих субъектов и социально-экономического положения региона, на территории которого они осуществляют свою деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асканова О.В., Рыбальченко И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банкротство предприятий и социально-экономическое положение региона»

Одним из последствий экономического кризиса в России стало массовое банкротство предприятий. В статье на примере г. Рубцовска Алтайского края рассматривается взаимозависимость банкротства хозяйствующих субъектов и социально-экономического положения региона, на территории которого они осуществляют свою деятельность.

Банкротство предприятий и социально-экономическое положение региона

О. В. АСКАНОВА,

кандидат экономических наук, Рубцовский индустриальный институт, И. Ю. РЫБАЛЬЧЕНКО, ГУВД по Алтайскому краю, г. Рубцовск

Экономика Рубцовска

Спад объемов промышленного производства в 1990-2000 гг. в Алтайском крае был больше, чем в среднем по РФ. Падение в немалой степени было обусловлено тем, что отрасли специализации алтайского производства (тракторное, сельхозмашиностроение, дизелестроение) оказались наиболее депрессивными отраслями российского машиностроения. Край значительно удален от поставщиков сырья и материалов и потенциальных потребителей своей продукции, поэтому его конкурентоспособность сильно зависит от действующих тарифов на электроэнергию, топливо и транспорт. Пространственная асимметрия в размещении основных секторов экономики обусловила наличие существенных диспропорций социально-экономического развития отдельных городов и районов края, уровня занятости населения в общественном производстве. Например, по данным Алтайкрайстата, Рубцовск, третий город в крае по численности населения

© ЭКО 2008 г.

(160,9 тыс. чел.), по объёмам промышленного производства в 2005 г. был лишь на пятом месте (5,2 млрд руб.).

Огромнейшее влияние на развитие экономики Рубцовска оказала Великая Отечественная война. В город были эвакуированы крупные заводы из европейской части России и Украины. При этом дислокация производства определялась не экономическими факторами, а необходимостью восстановления объёмов производства на эвакуированных предприятиях.

До начала рыночных преобразований в городе функционировало пять крупных предприятий: «Алтайский тракторный завод», «Алтайсельмаш», «Рубцовский машиностроительный завод», «Рубцовский завод запасных частей» и «Алтайский завод тракторного электрооборудования». Кроме того, в Рубцовск была эвакуирована и строительная организация -«Трест № 46». Именно эти предприятия до 1990-х годов в значительной степени определяли занятость населения города. Только один тракторный завод обеспечивал работой около 25 тыс. чел. В результате снижения спроса на сельскохозяйственную технику по причине неплатежеспособности потребителей Западно-Сибирского региона и из-за нарушения экономических связей с бывшими республиками Средней Азии и Казахстаном - основными ее потребителями - произошло значительное падение объемов промышленного производства.

Банкротство предприятий в Рубцовске

Всего по состоянию на 01.10.2006 г. в Рубцовске зарегистрировано 1398 юридических лиц. Нарушение принципов рационального размещения производства в период централизованного управления экономикой, энергетические и транспортные факторы привели к интенсивности процедур банкротства в городе (табл. 1).

В таблицу не включены организации, по которым конкурсное производство начато в течение рассматриваемого периода, но не завершено. Именно этим объясняется низкий процент юридических лиц (2-4%), по которым введено конкурсное производство в 2004-2006 гг. В целом необходимо отметить, что с 2004 г. примерно одинаковое количество

юридических лиц в г. Рубцовске ежегодно подвергается процедуре конкурсного производства, результатом которого является ликвидация организаций по решению суда.

Таблица 1

Организации Рубцовска, прошедшие процедуру банкротства в 1999-2006 гг.

Юридические лица, по которым 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Всего

Введено конкурсное производство, ед. 1 - 1 102 26 6 3 4 143

% от общего числа 0,7 - 0,7 71,3 18,2 4,2 2,1 2,8 100

Завершено конкурсное производство, ед. - - - - 34 41 41 27 143

% от общего числа - - - - 23,8 28,7 28,7 18,8 100

Для сопоставления данных в табл. 2 представлена информация об общем количестве и доле ликвидированных юридических лиц в г. Рубцовске в 2003-2006 г.

Таблица 2

Юридические лица, ликвидированные в Рубцовске в 2003-2006 гг.

Показатель 2003 2004 2005 2006 Итого

Всего 80 59 69 41 249

В том числе:

по решению [учредителей 46 18 28 14 106

[доля, % 57,5 30,5 40,6 34,1 42,6

Ипо решению [суда 34 41 41 27 143

[доля, % 42,5 69,5 59,4 65,9 57,4

В подавляющем большинстве случаев инициатором возбуждения дела о банкротстве организаций выступают налоговые органы (табл. 3).

Таблица 3

Инициаторы банкротства организаций, ликвидированных в 2003-2006 гг. в Рубцовске

Инициатор Количество организаций Доля, %

Должник 4 2,8

Налоговые органы 131 91,6

Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) 5 3,5

Прокурор 1 0,7

Третье лицо 2 1,4

Задолженность предприятий

Не всегда ликвидацию предприятия по причине банкротства можно считать оправданной. Эффективность процедуры банкротства в первую очередь, на наш взгляд, определяется степенью погашения задолженности активами несостоятельного предприятия. Однако пока эти процедуры нельзя признать эффективными. Размер задолженности юридических лиц Рубцовска, ликвидированных по причине банкротства в 2003-2006 гг., на момент открытия конкурсного производства составлял 669,9 млн руб., погашено в период производства - всего 2,1 млн руб. (0,3%).

Процент погашения долгов в процессе конкурсного производства остаётся весьма незначительным, что характерно и для России в целом. Так, в Тульской области недоимка по налогам в процессе конкурсного производства погашалась в среднем на 0,62%, в целом же при банкротстве погашается примерно 1% задолженности1.

Кризисные отрасли

Для выявления отраслей, в наибольшей степени подверженных кризису, нами были отобраны предприятия, объявленные по решению суда банкротами, с наибольшей суммой задолженности (свыше 20 млн руб.) (табл. 4).

1 Чернов В. В. Банкротство: злоупотребление или оздоровление?// Российский налоговый курьер. 2005. № 12.

Таблица 4

Предприятия Рубцовска, ликвидированные в 2003-2006 гг. по причине банкротства и имеющие наибольшую сумму задолженности

Предприятие Сумма задолженности, млн руб. Доля, %

ОАО «Алтайсельмаш» 68,6 10,2

ОАО «Метизный завод» 21,3 3,2

ЗАО «Автотракторное электрооборудование» 47,7 7,1

ОАО «Дорсельмаш» 24,8 3,7

ОАО «Рубцовский домостроительный комбинат» 23,3 3,5

ОАО «Проектно-строительный трест № 46» 20,5 3,1

ОАО «Тракторозапчасть» 409,6 61,1

Две трети всех долгов приходится на ОАО «Тракторозап-часть». Конкурсное производство по данному предприятию было открыто 19.09.2002 г. и завершилось 27.12.2004 г. Инициатором возбуждения дела о банкротстве выступили налоговые органы. Второе по сумме задолженности - ОАО «Алтайсель-маш». Заявителем по делу о банкротстве предприятия выступило ОАО «Алтайэнерго»; 17.01.2005 г. было введено конкурсное производство, завершившееся 06.03.2006 г. Задолженность обоих предприятий в итоге погашена не была. Из всех рассматриваемых предприятий только ЗАО «Автотракторное электрооборудование», третье по величине задолженности, за период конкурсного производства погасило 1 млн руб. задолженности (менее 2% от её общей величины). Инициатором банкротства по данному предприятию выступила ФСФО, конкурсное производство было открыто 29.11.2004 г. и завершено 01.03.2006 г.

Только ОАО «Проектно-строительный трест № 46» самостоятельно выступило инициатором банкротства, в остальных случаях заявителем по делу о банкротстве являлись третьи лица: налоговые органы, ФСФО.

Нельзя игнорировать тот факт, что из семи представленных в таблице предприятий пять относятся к отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Общая

сумма задолженности по этим предприятиям на момент открытия конкурсного производства составляла более 85% долгов всех юридических лиц, ликвидированных в 2003-2006 гг. по причине банкротства.

При этом необходимо отметить, что на практике применение закона «О несостоятельности (банкротстве)» зачастую стало инструментом передела собственности. Так, бывший «Рубцовский завод запасных частей» был присоединён в качестве филиала к холдингу ОАО «Алтайвагон». Приход новых владельцев и смена руководства привели к определённым позитивным сдвигам: в 2005 г. в ОАО «Алтайвагон» было инвестировано 700 млн руб., из них большая часть - в Руб-цовске2. Однако для полной модернизации не хватает средств, нет комплексного плана развития предприятия.

Три ликвидированных предприятия - ОАО «Метизный завод», ОАО «Дорсельмаш», ОАО «Алтайсельмаш» - являлись дочерними предприятиями созданной на базе холдинга «Алтайсельмаш» финансово-промышленной группы «Сибагро-маш». Отдельные предприятия группы (например, ОАО «АСМ-запчасть») продолжают функционировать на базе имеющихся основных фондов и под контролем прежних собственников.

Предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в Рубцовске производят в лучшем случае 5-15% от объёмов продукции 1980-х годов и не имеют возможности выйти на допустимый уровень для сохранения производства. Крайне обострилась ситуация на «Алтайском тракторном заводе». Фактически в России нет спроса на производимые им тракторы, нарастает конкуренция со стороны Челябинского и Волгоградского тракторных заводов.

По оценкам специалистов, коренное реформирование большинства предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения осуществить не удастся. На продукцию многих из них нет спроса из-за высокой себестоимости, обусловленной высокими тарифами на электроэнергию и тепло, а также железнодорожные перевозки.

2 Мищенко В. В. Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. - 423 с.

Из крупных промышленных предприятий, доминировавших в Рубцовске в социалистический период, сохранено ОАО «Рубцовский машиностроительный завод», что объясняется не его эффективностью, а принадлежностью к оборонной промышленности. Однако предприятие плохо оснащено технически и находится в плачевном состоянии из-за сокращения государственного оборонного заказа.

Необходимо отметить, что за исследуемый период процедуре банкротства не подверглось ни одно предприятие пищевой и перерабатывающей промышленности. Ежегодно в отрасли появляются новые предприятия, а уже действующие диверсифицируют свою деятельность в этом направлении.

Таким образом, интенсивные процедуры, связанные с массовым банкротством и несостоятельностью предприятий, ведут к необратимым изменениям в структуре экономики Рубцовска. В результате машиностроение не только уступило ведущее место по объемам производства, но и опустилось на последнее. Сегодня в городе преобладает пищевая и перерабатывающая отрасли, на протяжении десятков лет находившиеся на втором месте.

Скользкие грани банкротства

В определённом смысле процедура банкротства предприятий является инструментом структурной перестройки экономики, повышения качества управления и обеспечения благоприятного инвестиционного климата. С этой точки зрения механизм банкротства можно рассматривать как форму перераспределения общественного капитала с целью более эффективного его использования. Однако банкротство хозяйствующих субъектов имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц - его работников, партнеров, кредиторов, а также порождает значительные социальные издержки, в частности:

• серьезные финансовые риски и ощутимый экономический ущерб для успешно работающих предприятий-партнеров, что снижает общий потенциал экономического развития отдельных регионов и страны;

• осложнение формирования доходной части бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, замедление реализации предусмотренных региональных и государственных программ экономического и социального развития;

• неэффективное использование товарных и денежных кредитных ресурсов влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;

• сокращение численности рабочих мест и количества занятых в общественном производстве, что усиливает социальную напряженность в регионе и стране.

Устранить негативные последствия банкротства можно за счет различных законодательно регулируемых механизмов. Однако на практике реализация законодательства о банкротстве осуществляется чаще всего посредством конкурсного производства, не решающего проблему убыточности отдельных хозяйствующих субъектов и регионов.

По нашему мнению, именно слабая согласованность интересов региона, города и отдельных хозяйствующих субъектов, в конечном итоге, и является причиной массовых банкротств хозяйствующих субъектов.

Очевидно, что к любой острой проблеме такого масштаба нужно подходить комплексно, и основная роль должна принадлежать государству. Эффективное использование механизмов банкротства предполагает, в первую очередь, совершенствование законодательной базы. Анализ действующего законодательства позволил обобщить существующие на сегодняшний день наиболее важные проблемы, снижающие эффективность процедур банкротства и ведущие к злоупотреблениям в данной сфере:

1) возможность передела собственности посредством процедур банкротства, которая проявляется в контроле заинтересованных лиц над процессом банкротства должника;

2) возможность «избавления» от задолженности перед бюджетами всех уровней посредством предварительного «вывода» активов;

3) неработоспособность установленных для оценки угрозы банкротства критериев;

4) отсутствие общепризнанной методологии оценки конкурсной массы должника;

5) несовершенство регулирования банкротства градообразующих организаций, стратегических предприятий, организаций и других социально значимых объектов, а также несогласованность действий структур различных уровней по регулированию банкротства подобных предприятий и организаций;

6) ничтожный процент погашения долгов в процессе конкурсного производства от общей суммы задолженности;

7) несовершенство института саморегулируемых арбитражных управляющих.

Всё это свидетельствует о необходимости совершенствования законодательной базы, регулирующей процедуры банкротства, и направлениях изменения законодательства.

«ЭКО»-информ

Хлеб, крупы и

макаронные изделия - 24,6

Сахар и кондитерские изделия - 2,3

Плоды и овощи -27,5

Прочие - 1,7

Яйца - 2,5

мясопродукты -17,5

Рыба и рыбопродукты 3,3

Жиры - 4,7

Мясо и

Структура стоимости минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину жителя Новосибирской области, % к итогу, на душу населения

Источник: данные Новосибирскстата.

E-mail: oblstat@novosibstat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.