Научная статья на тему 'Банкротство корпораций в РФ и ФРГ: сравнительный анализ и прогноз на ближайшее будущее'

Банкротство корпораций в РФ и ФРГ: сравнительный анализ и прогноз на ближайшее будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1197
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА БАНКРОТСТВА / БАНКРОТСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / БАНКРОТ / СТАТИСТИКА БАНКРОТСТВ КОРПОРАЦИЙ / DYNAMICS OF BANKRUPTCY / BANKRUPTCY OF LEGAL ENTITIES / BANKRUPTCY REASONS / BANKRUPT / STATISTICS OF BANKRUPTCIES OF CORPORATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соха Виктория Сергеевна

Рассмотрение банкротства как института гражданского права в РФ и ФРГ помогло выявить теоретические основы сравнительного анализа данного феномена для двух государств. Описание экономических закономерностей и динамики банкротства корпораций РФ и ФРГ являются актуальным вопросами, потому что отражают направление развития как мировой экономики, так и отечественной., Представлены причины банкротства юридических лиц и сделаны прогнозы на будущее. Информационной базой послужили материалы Федеральной службы статистики, данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве, федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», официальный информационный портал ФРГ «Статистика Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bankruptcy of corporations in Russia and Germany: comparative analysis and predictions for the near future

Consideration of bankruptcy as an institution of civil law in Russia and Germany had significant impact on building of a theoretical approach to that issue. The theme are up to date, reflecting the direction of the development of the world and domestic economy. In that research Bankruptcy of legal entities were represented and some predictions to the future development are made. The materials of the Federal Statistics Service, the Federal Register of Bankruptcy Data, the Federal Law dated 26.10.2002 N 127-FZ "On Insolvency (Bankruptcy) and The Federal Statistics Data Of Germany were used as a database.

Текст научной работы на тему «Банкротство корпораций в РФ и ФРГ: сравнительный анализ и прогноз на ближайшее будущее»

Банкротство корпораций в РФ и ФРГ: сравнительный анализ и прогноз на

ближайшее будущее

Bankruptcy of corporations in Russia and Germany: comparative analysis and predictions

for the near future

Соха Виктория Сергеевна

бакалавр

Санкт-Петербургский государственный Экономический

Университет(СПБГЭУ) Россия, Санкт-Петербург e-mail: mrs_vicky0216@mail. ru

Sokha Viktoriia

Bachelor, The Unecon Russia, Saint Petersburg e-mail: mrs_vicky0216@mail.ru

Аннотация.

Рассмотрение банкротства как института гражданского права в РФ и ФРГ помогло выявить теоретические основы сравнительного анализа данного феномена для двух государств. Описание экономических закономерностей и динамики банкротства корпораций РФ и ФРГ являются актуальным вопросами, потому что отражают направление развития как мировой экономики, так и отечественной., Представлены причины банкротства юридических лиц и сделаны прогнозы на будущее. Информационной базой послужили материалы Федеральной службы статистики, данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве, федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», официальный информационный портал ФРГ «Статистика Федерации».

Annotation.

Consideration of bankruptcy as an institution of civil law in Russia and Germany had significant impact on building of a theoretical approach to that issue. The theme are up to date, reflecting the direction of the development of the world and domestic economy. In that research Bankruptcy of legal entities were represented and some predictions to the future development are made. The materials of the Federal Statistics Service, the Federal Register of Bankruptcy Data, the Federal Law dated 26.10.2002 N 127-FZ "On Insolvency (Bankruptcy) and The Federal Statistics Data Of Germany were used as a database.

Ключевые слова: динамика банкротства, банкротство юридических лиц, основания признания несостоятельности, банкрот, статистика банкротств корпораций.

Keywords: dynamics of bankruptcy, bankruptcy of legal entities, bankruptcy reasons, bankrupt, statistics of bankruptcies of corporations.

В условиях современной нестабильности и скачкообразного роста курса валют, спада деловой активности в нашей стране и необходимости подчиняться условиям санкций, все больше юридических лиц сталкивается с проблемой банкротства. В Германии несмотря на более стабильное экономическое положение, большое число компаний так же сталкивается с проблемой неисполнения обязательств перед кредиторами. Данная статья посвящена теме банкротства юридических лиц на рынке свободной торговли в России и Германии, сравнительному анализу правовой базы в данной сфере, рассмотрению динамики показателей обоих государств. Были поставлены и решены следующие задачи:

1. раскрыть сущность темы;

2. отследить динамику числа банкротств за 2014-2017 гг.;

3. провести более подробный анализ показателей за 2017 г.;

4. сформировать выводы, касающиеся применения немецкой практики на отечественном рынке;

5. сделать предположения на ближайшую перспективу.

Понятие банкротство является одной из составляющих деятельности мирового и отечественного

рынков. В современном мире оно встречается достаточно часто. Как правило, причиной его существования является активная реформаторская деятельность государства в экономической сфере, а также усиленная конкуренция на рынке.

Проанализируем как трактует законодательство Российской Федерации и ФРГ данное понятие. В соответствии с Федеральным Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №127 от 26.10.2002 года, банкротством является признание арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

На основании немецкого действующего закона «О несостоятельности» от 05.10.1994 года, причиной для признания организации банкротом является неспособность выполнить подлежащие исполнению денежные обязательства по наступлению срока. По общему правилу, неплатёжеспособность должна быть признана, если должник приостановил осуществление своих платежей.

Несмотря на различия правовых систем двух государств, оба определения содержат в себе идентичные признаки, по которым юридическое лицо признается неплатежеспособным. Различие видно далее при рассмотрении отношения к интересам кредиторов и остальных участников процесса банкротства предприятия.

Институт несостоятельности и в России, и в Германии регулируется нормами законодательства о несостоятельности, а также институциональной структурой. Проблема банкротства крупных и мелких предприятий, функционирующих в разных сферах, является весьма актуальной. Сущность банкротства отражает неопределенность, которая проявляется в вопросе, сможет ли предприятие достичь поставленных целей и каковы риски потерь. Этот вопрос волнует экономистов по всему миру уже не первое десятилетие.

Взглянув на историческое формирование законодательств России и Германии, можно сделать вывод, что время создания нормативно-правовых актов о несостоятельности совпадает. Оба государства -федерации, а значит также имеет место учет интересов административных единиц, входящих в состав единого целого. От создания до современного содержания законы прошли несколько этапов формирования, на которые следует обратить внимание. Так будет легче разобраться в функционировании систем обеих стран на данном этапе и сделать более глубокие выводы об их преимуществах и недостатках.

Принято полагать, что банкротство - именно тот институт гражданского права, в создании и изменении которого принимали участие большинство стран мира примерно в один и тот же временной промежуток. Немецкое законодательство о несостоятельности формировалось из законов различных немецких государств, когда Германия еще не была единой. На их основе после объединения в 1994 году, в связи с резкой нуждой в закреплении отношений между должником и кредитором по причине резкого увеличения предприятий-банкротов, германским парламентом был принят Закон «О несостоятельности». Он унифицировал законодательство о банкротстве на всей территории Германии. Закон регулирует правовые отношения в данном вопросе и в настоящее время.

Исторически, имея другой путь формирования, Россия создавала и корректировала законодательство о несостоятельности для юридических лиц практически в тот же период. Первый полноценный правовой акт, регулирующий процедуру банкротства в Российской Федерации - это закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 19.11.1992 г. Спустя 10 лет появился Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он действует и сейчас. Российские документы имеют много общего с немецкими по содержанию. Оба законодательства преследуют цели: сохранение бизнеса и соразмерное удовлетворение требований кредиторов, если дело дошло до конкурсного производства.

Несмотря на то, что отечественное законодательство при создании учитывало зарубежный опыт, большим различием, и, возможно, существенным недостатком является его тесное взаимодействие с положениями в

Гражданском Кодексе. В России нормы федерального закона в некоторых случаях противоречат положениям ГК, а именно:

^ в определении оснований признания несостоятельности;

^ в определении очередности удовлетворения требований кредиторов.

Так же в законе отсутствует информация о регулировании добровольного банкротства, о котором есть упоминание в ГК. Такой недостаток оставляет место для судебных разбирательств и возможность неоднозначных результатов, что можно считать, в определенной степени, отсутствием справедливости по отношению к участникам дела.

В РФ процесс банкротства состоит из следующих стадий (процедур) банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение (на любой стадии банкротства).

Немецкий закон является единственным правовым документом, освещающим данный феномен, поэтому законодательство не допускает двоякого понимания и возможности по-разному трактовать положения правового акта. В отличие от российской документации, в немецкой есть четкое руководство к действию в случае добровольного заявления о несостоятельности со стороны предприятия, что так же исключает возможность импровизации.

Большим преимуществом в законодательстве Германии является большая доля защищенности со стороны государства среднего и крупного бизнеса, что стабилизирует ситуацию на рынке в целом и снижает процент банкротств. В законе уделяется большое внимание предприятиям, надзор за которыми осуществляется федерацией или землей, в отношении которых производство по делам несостоятельности не допускается. Так же прописано, что выплаты должникам в таких случаях будут осуществляться из государственной или земельной казны. Так государство оберегает свою репутацию повышает гарантии для сотрудничества в сфере крупного бизнеса.

Для повышения эффективности российского законодательства в сфере банкротства, необходимо добиться единства формулировок в нормативных документах. Тогда удастся обеспечить однозначность трактовок и прозрачность в регулировании отношений между участниками процедуры банкротства. По примеру западных коллег, по нашему мнению, важно на законодательном уровне отметить наличие государственной поддержки для предприятий и заострить внимание на том, что суд является надежной защитой кредитора от неблагоприятных изменений в имущественном положении до вынесения решения.

Завершив теоретическое освещение темы и анализ законодательства, перейдем к описанию экономической ситуации.

Для России конкретные цифры предприятий-банкротов и отношение к ныне существующим можно увидеть, изучив статистику по государственной регистрации ЮЛ, опубликованную для свободного доступа на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы. Необходимый раздел называется «Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц». Статистика опирается на данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Самое большое количество предприятий-банкротов среди обществ с ограниченной ответственностью. ООО отличается небольшими требованиями по необходимому объему уставного капитала и обязанностью членов отвечать только имуществом организации, что не распространяется на их личные денежные сбережения. Можно предположить, что данная форма является наименее обеспеченной материальными средствами в случае банкротства, поэтому, возможно вызывает меньше доверия для партнеров и желающих иметь дело с организацией.

Для России итогом является факт, что около 5 % организаций в наше время прекращают свою деятельность именно по причине банкротства. Процент не велик, но если взглянуть на действительное количество,

то нельзя не отметить, что оно измеряется в сотнях тысяч фирм, у каждой из которых были разные пути, но один итог. Данные цифры не пугают масштабами, а скорее отражают нормальное функционирование свободного рынка торговли.

Взглянем на статистические данные Германии. Система сбора и освещения информации в данной стране отличается от российской. Необходимые данные по количеству зарегистрированных компаний и предприятий, разделенные по 16 землям, содержатся на официальном сайте Статистического управления федерации и отдельных земель.

За каждый год немецкими специалистами проводится исследование в данной области, результаты публикуются в брошюре и размещаются по годам на сайте.

Проанализируем данные по числу банкротств в рассматриваемых странах (таблица 1).

Таблица 1 - Количество юридических лиц на 01.01.2017 год

Данные Россия Германия

Количество юридических лиц 4 514 741 3 469 039

Количество предприятий-банкротов 231 948 123 800

Анализ таблицы 1 показал, что больше юридических лиц зарегистрировано в Российской Федерации, отличие по сравнению с ФРГ составляет 1 039 429 единиц (или 23 %). Но разница в данных цифрах не пропорциональна разнице показателей экономически активного населения и площадей территорий. В России экономически активного населения наполовину больше, чем в Германии, и площадь страны больше почти в 48 раз.

Рассмотрев подробней цифры последних четырех месяцев на отечественном рынке, удалось увидеть, что общее количество действующих организаций с каждым месяцем снижается, этот показатель напрямую зависит от ежемесячно возрастающего количества ЮЛ, прекративших свою деятельность. Растёт так же и число предприятий банкротов. Процентное соотношение числа обанкротившихся предприятий к общему числу ликвидированных остаётся прежним уже пять анализируемых месяцев, и соответствует цифре 4,3%.

Можно прийти к заключению, что оба показателя возрастают пропорционально. Тем не менее, это отражает отрицательную тенденцию, уменьшая количество действующих юридических лиц. В условиях крепнущей экономики, пытающейся на протяжении последних 20 лет прийти к стабильности после резкой реорганизации, определённые показатели всё еще страдают.

На последний анализируемый месяц- август 2017 года количество банкротов оказалось равным 236 197 ЮЛ. Цифры за предыдущий месяц увеличивались в среднем на 700 единиц ежемесячно.

В краткосрочном периоде можно предположить, что расклад не изменится кардинально, и к концу 2017 года количество ликвидированных предприятий в РФ, том числе по причине неспособности отвечать по обязательству, увеличится и достигнет числа 238 997 по усреднённому показателю. Это увеличит и количество прекративших деятельность организаций в пропорциональном отношении, а, следовательно, уменьшит число действующих.

Взглянуть на положение дел в Германии нам поможет информационный портал «Статистика Федерации», давший самостоятельный прогноз на ближайшее время в мае 2017 года. Сравнение было приведено с результатами на май 2016 года. Административные Суды Германии сообщили, что число корпоративных несостоятельностей увеличилось на 1,6%. Большое внимание в отчете уделялось материальной стороне вопроса. Тут удалось выяснить, что в мае 2017 года предполагаемые требования суда в отношении требований кредиторов о предполагаемых корпоративных несостоятельности составили почти 1,6 млрд. евро. В мае 2016 года они составляли 2,1 млрд. евро. Это снижение дебиторской задолженности и одновременное увеличение числа корпоративных несостоятельств

связано с тем, что суды зарегистрировали больше банкротств экономически значимых компаний в мае 2016 года, чем в мае 2017 года.

Важно рассмотреть так же динамику количества предприятий-банкротов за 4 года (рисунок 1). В ходе анализа материалов Статистики по государственной регистрации на сайте ФНС РФ и официального сайта Статистического управления федерации и отдельных земель ФРГ были выявлены следующие закономерности. В течение указанного периода количество несостоятельностей среди ЮЛ в России динамично возрастало, в то время как в Германии снижалось.

Динамика банкротств в РФ и ФРГ в 2014-2017гг.

250000

2014 2015 2016 2017

■ РФ ■ ФРГ

Рисунок 1 - Динамика банкротств в РФ и ФРГ в 2014-2107гг.

Динамика увеличения количества компаний-банкротов может негативно отразиться на отечественной экономике. С точки зрения дальнейшего развития событий, ситуация достаточно неопределенна.

Взглянув на историческое формирование законодательств России и Германии, сделан вывод, что время создания нормативно-правовых актов о несостоятельности совпадает, но отношение к феномену различается. Самое большое различие просматривается в отношении к интересам кредиторов и остальных участников процесса банкротства предприятия. Различие объясняется менталитетом и ценностными ориентациями граждан двух стран.

Изучив современную статистику, сравнив одноименные показатели для обоих стран, удалось увидеть реальное положение дел. Несмотря на то, что Россия превосходит Германию по площади территории и количеству населения, разница в цифрах для стран не пропорциональна. Пользуясь интенсивным путём развития в экономике, германия имеет меньшие показатели по банкротству. Для России характерен экстенсивный путь, в количественном соотношении показатели превосходят Германию. Если смотреть процент банкротств, то в Германии он ниже и тенденции на ближайшее время в сторону уменьшения отрицательных показателей. Для России процент несостоятельных организаций не сильно велик в сравнении с Германией, но в ближайшее время по прогнозам отмечается легкое ухудшение ситуации.

Важно отметить, что в России еще окончательно не завершился процесс стабилизации экономики, из-за чего не все показатели одновременно удастся исправить в кратчайшие сроки. В условиях крепнущей экономики, тем не менее, наша страна имеет достойные результаты и является конкурентоспособной на мировом рынке.

Рассматривая ситуацию западных коллег, можно отметить отсутствие определенных экономических

факторов, которые бы дестабилизировали экономику в целом. Поэтому в Германии меньшее число компаний сталкивается с проблемой банкротства. На немецкую экономику не распространяется санкционная политика, курс национальной валюты относительно стабилен, покупательная способность колеблется без особых падений и гораздо меньше процент недобросовестных должников, стремящихся уйти от исполнения обязательств через процедуру банкротства.

Обращаясь к опыту, который мог бы быть полезен для России, необходимо обратить внимание на переход от экстенсивной к интенсивной модели развития экономики. Тогда использование имеющихся ресурсов будет более рациональным и эффективным, а, следовательно, уменьшатся и отрицательные показатели. Усиление государственного контроля над созданием и функционированием предприятий так же может уменьшить в дальнейшем их неспособность отвечать по обязательствам кредиторов.

С такими условиями в долгосрочной перспективе можно будет ожидать улучшение экономических показателей, так как потенциал нашей страны огромен и именно верное управление имеющимися возможностями приведет к улучшению.

Список используемой литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №>51-ФЗ.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

3. https://www.gesetze-im-internet.de/inso/InsO.pdf3 - Закон о несостоятельности Федеративной Республики Германии от 05.10.1994. Insolvenzordnung (InsO)

4. https://www.nalog.ru - Федеральная Налоговая Служба РФ

5. http://bankrot.fedresurs.ru - Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

6. https://Analyze_Insolvenzen_in_Deutschland_Jahr_2016.pdf- Статистическое управление федерации и отдельных земель ФРГ

7. Полещук Т.М., Маркова Д. А. Банкротство юридических лиц в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.