10(34) - 2010
Зарубежный опыт
БАНКРОТСТВО КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ
в. А. кАБАШкин,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Е-mail: kva1955@bk. ru
м. в. деменькова,
студентка факультета экономики и права Е-mail: demenkowa@gmail. com Московский государственный лингвистический университет
Рассматривается механизм реализации целей, которые поставило государство, вводя институт банкротства. Кратко характеризуются термины «банкротство» и «несостоятельность» в правовой и экономической системах Германии, даются обзор эволюции института банкротства и подробная характеристика современного законодательства о банкротстве в ФРГ. Описывается открытие процесса банкротства и раскрываются особенности проведения процедур при банкротстве немецких предприятий.
Ключевые слова: использование, банкротство, правовой, экономический, система, Германия, эволюция, современный, законодательство, предприятие.
Существенными условиями обеспечения эффективного и безопасного функционирования рыночной системы в стране являются регулирование деятельности субъектов хозяйственного оборота и контроль за их созданием и ликвидацией. Именно поэтому одним из важнейших экономических и правовых институтов является институт банкротства. В условиях конкуренции он не только позволяет вывести из экономического оборота неплатежеспособные хозяйствующие субъекты посредством их ликвидации под контролем государства, но и дает возможность оздоровления экономической ситуации путем реорганизации предприятий, которые при разумной поддержке могут вновь достичь финансовой стабильности. Немаловажно и то, что институт банкротства
направлен на защиту интересов широкого круга лиц, в первую очередь кредиторов и работников должника.
Однако статистика по результатам процедур банкротства не позволяет говорить, что сегодня механизмы банкротства в России — это инструмент оздоровления экономики.
В Германии же институт позволяет решить поставленные перед ним государством задачи, важнейшей из которых является эффективное использование процедур института банкротства для санации и оздоровления экономики, с целью сохранения рабочих мест и удовлетворения интересов должника и кредитора.
Начать рассмотрение института банкротства целесообразно с анализа употребления терминов «банкротство» и «несостоятельность». Нередко в качестве синонима несостоятельности употребляется термин «банкротство» (в том числе и в российской практике). В немецкоязычной литературе слова также могут употреблять как синонимы, однако есть ряд особенностей.
В Германии в качестве экономического и юридического термина, означающего состояние должника, который не может выполнить своих платежных обязательств перед кредитором, используется слово «Insolvenz», означающее в переводе «несостоятельность», в Швейцарии и Австрии в том же значении используют слово «konkurs», означающее в переводе собственно «конкурс».
10 (34) - 2010
Зарубежный опыт
Понятие «bankrott» (банкротство) используется в обиходной речи в качестве полного синонима слова «insolvenz» (неплатежеспособность), однако в Германии в юридической лексике термин «банкротство» имеет и другое — строго специальное значение. Он применяется для описания умышленного преступления (сокрытие активов или уничтожение бухгалтерских документов), т. е. уголовно-правовой формы существования несостоятельности. В Австрии в ходе реформы в 2002 г. в этом значении закреплено слово «kridadelikt», имеющее дословный перевод «мнимая неплатежеспособность».
В Германии к концу 1950-х гг. необходимость реформирования института банкротства была очевидна. Принятие закона способствовало бы проведению реформы конкурсного права, которое десятки лет считалось недостаточным. Примером является порядок заключения мировых соглашений, который должен был предотвращать банкротство предприятия, почти никогда не применялся, так как согласно мировому соглашению каждому кредитору должна была быть обеспечена нереальная доля — минимум 35 % покрытия долга (согласно §7 Положения о мировых соглашениях).
Еще хуже был порядок распределения имущества, являясь скорее исключением, нежели правилом, потому что банкротство в 80 % случаев заканчивалось отсутствием «конкурсной массы» — не обеспечивалось даже покрытие расходов, связанных с подготовкой и проведением конкурса. В остальных случаях конкурсная квота (отношение, при котором не удовлетворенные ранее привилегированные притязания кредитора удовлетворяются) достигала в среднем 4 % — вследствие уменьшения массы.
В 1978 г. во время подготовки к реформе была создана комиссия по конкурсному законодательству, итогом работы которой явились два отчета, опубликованные министерством юстиции Германии в 1985—1996 гг. На их основе возникли законодательные проекты 1989 и 1991 гг.
Закон о банкротстве (Insolvenzordnung), образующий новое законодательство Германии в рассматриваемой области, был принят 5 октября 1994 г. и вступил в силу 1 января 1999 г. В связи с принятием этого закона утратили силу три других: конкурсный устав (Konkursordnung), принятый 10.02.1877 и действовавший в Восточной Германии, Положение о мировых соглашениях (Vergleichsordnung), принятое 26.02.1935, и Положение об общем исполнении (Gesamtvollstreckungsordnung), действовавшее на территории бывшего ГДР.
Новый закон включает ряд важнейших правовых новелл:
а) единую процедуру банкротства независимо от свободы удовлетворения требований кредиторов;
б) упрощение открытия производства;
в) введение плана преодоления несостоятельности;
г) отмену рангов конкурсных кредиторов;
д) подключение кредиторов, обладающих залоговыми правами, к процессу производства;
е) расширение возможностей для признания недействительными правовых действий должника.
Таким образом, были достигнуты следующие цели:
— реализация возможности заключения мирового соглашения: унификация конкурсного права и норм для мировых соглашений, которые согласно новому законодательству не только позволяют разрешить вопрос долгов на основании заключения мирового соглашения между должником и кредитором, но и отчасти способствует этому процессу;
— сохранение стоимости предприятия: с этой целью введена процедура санации. Она упрощена благодаря гибкости плана проведения процедур банкротства и введения возможности продажи частей предприятия (Übertragende Sanierung);
— участие кредиторов в процессе управления имуществом предприятия-должника: самоуправление кредиторов было усилено, в частности возможностью отстранения от должности арбитражного управляющего путем голосования и принятия плана проведения банкротства;
— возможность освобождения от долга: это право защищает от пожизненной долговой ямы и выполняет, таким образом, социально-политическую функцию;
— снижение расходов малых предприятий: ускоренная и упрощенная для них процедура банкротства снизила расходы на подготовку и проведение конкурса.
На сегодня законодательство о банкротстве в Германии включает следующие нормативные документы.
1. Закон о банкротстве (Insolvenzordnung vom 05.10.1994).
2. Закон о введении в действие закона о банкротстве (das Einführungsgesetz zur Insolvenzverordnung (EGInsO) vom 05.10.1994).
3. Распоряжение № 1346/2000 (Verordnung (EG) Nr. 1346/2000 des Rates vom 29.Mai 2000 über Insolvenzverfahren).
финансовая аналитика
проблемы и решения
Зарубежный опыт
10(34) - 2010
4. Предписание по возмещению убытков (Insolvenzrechtliche Vergütungsverordnung (InsVV) vom 19.08.1998).
5. Предписание о публикации процесса банкротства в Интернете (Verordnung zu äffentlichen Bekanntmachungen in Insolvenzvefahren im Internet vom 12.02.2002).
6. Руководство Verbraucherinsovenzvordruckver ordnung (VbrINsVV) vom 17.02.2002.
7. Закон о порядке обжалования (Anfechtungsgesetz (AnfG) vom 05.10.1994).
В Германии не существует специального органа исполнительной власти, занимающегося вопросами банкротства. Эти дела рассматриваются исключительно в судебном порядке. В соответствии с § 2 Закона о банкротстве участковый суд (Amtsgerichte), в округе которого расположен земельный суд (Landgericht), имеет исключительную компетенцию по рассмотрению дел о несостоятельности.
Государство и его институты участвуют в процедурах банкротства, как и любой другой кредитор. В отношении долгов правительственным и другим государственным органам не существует никаких привилегий. В законе отсутствуют какие-либо специальные положения на этот счет, и не имеет значения, чьи требования должник не в состоянии удовлетворить: частного кредитора или государства. Такой подход применяется в равной мере в отношении фискальных обязательств и налогов.
Однако налоговые обязательства, возникающие после официального начала процедур банкротства, рассматриваются как привилегированные иски, что учитывается при установлении очередности, в то время как другие налоговые обязательства считаются обычными исками.
Заявка о начале процедуры банкротства должна подаваться в участковой суд должником или кредитором. Инициировать конкурсное производство один кредитор не может, принудительное взыскание задолженности осуществляется в общем порядке.
Если должник является юридическим лицом, то важно, чтобы подал заявку один из членов совета директоров, представляющего данное юридическое лицо. Что касается товариществ и других объединений, которые не имеют статуса юридического лица, важно, чтобы один из партнеров, несущих личную ответственность за долги товарищества/объединения, или любой управляющий конкурсной массой подал такую заявку.
Для начала процедуры банкротства невозможность взыскания долгов путем передачи прав
собственности должника не является обязательным условием, если при этом не выполнено одно из трех требований, предусмотренных законом для официального открытия процедур банкротства.
1. Неплатежеспособность (Zahlungsunfahigkeit, § 17 Закона о банкротстве). Закон указывает, что процедуры банкротства могут быть официально начаты, если должник не в состоянии осуществлять выплаты по своим долгам. Согласно § 17 п. 2 должник считается неплатежеспособным, если он не в состоянии выполнить подлежащие исполнению денежные обязательства. По общему правилу неплатежеспособность должна быть признана, если должник приостановил осуществление своих платежей. Если передача прав собственности не приносит результатов, так как должник не имеет необходимых средств, то это является серьезным показателем его неплатежеспособности. Однако временные задержки по платежам до 4—6 недель не считаются показателем неплатежеспособности в указанном выше значении.
2. Угроза неплатежеспособности (Drohende Zahlungsunfahigkeit, § 18 Закона о банкротстве). Процедуры банкротства могут быть начаты, если должник подает заявку о признании его неплатежеспособным и ссылается на угрозу неплатежеспособности, которая возникает, когда существует вероятность того, что должник не сможет выполнить существующие обязательства по платежам в надлежащие сроки.
3. Чрезмерная задолженность (Uberschuldung, § 19 Закона о банкротстве). Процедуры банкротства могут быть официально начаты в отношении имущества юридических лиц на основе чрезмерной задолженности. Это означает, что имущество/активы должника не покрывают существующих обязательств/задолженности.
Однако в 2008 г. были приняты поправки для предотвращения банкротства всей банковской системы Германии из-за финансового кризиса, согласно которым до 31 декабря 2013 г. чрезмерная задолженность является причиной для официального открытия процедуры банкротства только в случае, если нет прогнозов на улучшение состояния.
Факт прекращения платежей со стороны должника доказывают кредиторы. Задача суда состоит в установлении факта превышения пассива над активом и отграничении от временной неплатежеспособности.
Немецкое законодательство предусматривает стандартные процедуры для всех видов предприятий. Не существует никаких отраслевых исклю-
10 (34) - 2010
Зарубежный опыт
чений для предприятий какой-либо категории, в частности промышленного сектора.
В соответствии с немецким законодательством можно выделить три процедуры.
1. Обычная процедура банкротства.
Процедура банкротства не влияет на положение собственника в корпорации. Собрание акционеров (собственников долей) остается высшим органом в течение процедуры банкротства и продолжает решать внутренние вопросы компании. Передача конкурсному управляющему права представлять корпорацию и распоряжаться ее активами отражается на полномочиях собрания акционеров (собственников долей) только в той степени, в какой это необходимо для выполнения компанией своих обязательств.
Следовательно, в течение процедуры банкротства собрание акционеров (собственников долей) может голосовать и принимать решения. Собственники, например, могут принять решение о продолжении деятельности корпорации, если процедура банкротства аннулируется по ходатайству управляющего партнера или члена совета директоров или если был согласован план осуществления процедур банкротства. В обществах с ограниченной ответственностью право собрания собственников долей отдавать распоряжения управляющему директору не прекращается с официальным открытием процедур банкротства. Однако управляющий директор не может быть принужден выполнять любое распоряжение, он должен воздерживаться от выполнения распоряжений, противоречащих его процедурным обязанностям.
2. Самоуправление, осуществляемое должником.
В рамках стандартной процедуры суд по делам
о несостоятельности может оставить управление активами должника за самим должником, вместо того чтобы назначать конкурсного управляющего согласно § 270 (и последующим) Закона о банкротстве. В этом случае при соблюдении определенных требований суд по делам о несостоятельности назначит должника управлять конкурсной массой вместе с одновременно назначаемым опекуном (Sachwalter) для осуществления контроля. Тем не менее такая альтернативная процедура является только частью процедуры банкротства, модифицирующей только определенные аспекты стандартной процедуры банкротства.
3. План проведения процедур банкротства.
Он дает возможность всем сторонам найти решение, которое будет одобрено всеми. Оно может совершенно отличаться от обычных решений
в соответствии с законодательством о банкротстве в отношении неплатежеспособного должника. Планы проведения процедур банкротства могут выдвигаться в течение всего процесса.
Операции при составлении плана проведения процедур банкротства довольно просты. Должник или конкурсный управляющий составляют план, который должен отвечать определенным официальным требованиям. Проект представляется в суд по делам о несостоятельности. Тот назначает дату собрания для проведения голосования и принятия решения (Erorterungs — und Abstimmungstermin). На таком собрании план обсуждается кредиторами, которые голосованием решают, принять его или отклонить.
Самоуправление осуществляется должником (Eigenverwaltung). Целью процедуры являются установление состояния платежеспособности должника и сохранение имущества.
В Германии не существует организаций арбитражных управляющих. Однако существуют палаты: юристов (Rechtsanwaltskammern), дипломированных бухгалтеров высшей квалификации (Wirtsch aftspruferkammern), консультантов по вопросам налогообложения (Steuerberaterkammern). Временный управляющий назначается судом. Согласно законодательству он должен иметь надлежащую квалификацию, в частности опыт предпринимательской деятельности, и являться независимым по отношению к должнику и кредиторам. Таким образом, обязательным условием является диплом аудитора, налогового консультанта или специалиста по экономике и организации производства. Необходимы также надлежащие знания в области права и отрасли, к которой принадлежит предприятие-банкрот.
Процедура оздоровления является ключевой в институте банкротства. Санирование предприятия позволяет сохранить рабочие места и обеспечить жизнеспособное предприятие. В немецкой практике эта процедура широко применяется и дает предприятиям новую жизнь. Способствуют этому гармонизация Закона о банкротстве, который не конфликтует с другими правовыми положениями, а также формирование механизмов оздоровления и реорганизации учреждения.
В немецком законодательстве предусмотрено средство предупреждения ликвидационного производства: заключение мировых сделок с должником. Перед началом конкурсного производства последний может подать заявление об этом. В случае принятия судом решения о начале мирового
финансовая аналитика
проблемы и решения
Зарубежный опыт
10(34) - 2010
урегулирования он назначает администратора, дату проведения общего собрания кредиторов.
Решение о принятии или отклонении мировой сделки принимает собрание кредиторов. Следует иметь в виду, что условия мировой сделки должны соответствовать минимальным требованиям по оплате долга. Утверждение судом мирового соглашения влечет обязательность для всех кредиторов. В случае отклонения мирового соглашения суд признает должника неплатежеспособным и открывает конкурсное производство (ликвидационную процедуру). После утверждения мировой сделки и вступления решения в законную силу суд прекращает конкурсное производство.
Существенным для отечественного опыта, как представляется, является момент планирования
процедур банкротства, направленность этих процедур на сохранение рабочих мест, максимизация усилий на оздоровление предприятия.
Список литературы
1. Таль Г. К Направление совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Сборник докладов и выступлений на международной научно-практической конференции. Современная практика арбитражного управления / под ред. Г. К. Таль, Г. Б. Юн, В. В. Григорьев. Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2008 г.
2. Ulrich Foerste. Insolvenzrecht. München, 2008.
3. Wilhelm Bilchlmeier, Andrej Wroblewski. Das Insolvenzhandbuch für die Praxis. Frankfurt am Main, 2010.
внимание! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru
V_У