Банковское дело
банковский мониторинг операций, связанных с легализацией преступных
доходов
с. ю. ярлыков
московская финансовая промышленная академия
При осуществлении кредитной организацией операций с денежными средствами или иным имуществом возникает риск, связанный с легализацией, отмыванием денег. Причиной пристального внимания со стороны государства прежде всего стал факт проникновения организованной преступности в финансовые организации и приобретения контроля над крупными секторами экономики посредством инвестиций или коррупции.
Банк России совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ) играют важнейшую роль в решении проблемы противодействия легализации преступных средств в Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту — Федеральный закон) на кредитные организации возложена обязанность осуществлять внутренний контроль и направлять в уполномоченный орган (ФСФМ) сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях отмывания доходов [1].
Таким образом, требования Федерального закона распространяются на операции с денежными средствами или иным имуществом, одной из сторон которых является кредитная организация.
Операции банков, подлежащие обязательному контролю
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или
превышает 600 000 руб. Причем, если такая операция осуществляется в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., ее размер в рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации (Банка России), действующему на дату совершения такой операции.
Схематически операции, подлежащие обязательному контролю, представлены на рисунке.
Априори данная категория операций является наиболее важной с точки зрения противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, поэтому проанализируем операции банков, подлежащих обязательному контролю, более подробно и приведем некоторые примеры [2].
В обязанности каждого банка входит выявление таких операций, а также документальное фиксирование и своевременное представление сведений о них в уполномоченный орган.
В соответствии с Положением Банка России от 20.12.2002 № 202-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк группирует отправляемые сообщения по следующим кодам вида операции:
• 1000. Операции с денежными средствами в наличной форме.
• 3000. Операции с лицами, имеющими регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер-
Операции банков
1. Операции в наличной форме
2. Операции по банковским счетам (вкладам)
Операции иных организаций
Снятие со счета и зачисление на счет юридического лица денежных средств в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности
Покуп ка и продажа иностранной валюты физ ически м л и цом
Приобретение физическим лицом ценных бумаг (см. также Письмо Банка России от 21.01.2006 № 12-Т)
Получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданно му нерезид е нтом
Обмен банкн от одно го д остоин ства на банкноты д ругого достоинства
Внесение физическим лицом в уставный капитал банка денежных средств
Размещение денежных средств во вклад (депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя
Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме
Пе ревод ден ежн ых средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца и поступление денежных средств из-за границы со счета, открытого на анонимного владельца
Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает 3-х месяцев со дня регистрации, либо в случае, если операции по указанному счету не производились с момента открытия счета
3. Сделки с движимым имуществом
Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)
Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий
Предоставление юридическими лицами, (клиентами банка, не являющимися кредитными организациями), беспроцентных займов физическим или другим юридическим лицам, а также получение займа
• помещение ценных бумаг, драгоценных камней, дра го ценных металлов, ювелирных изделий из них и лома таких изделий и ценностей в ломбард;
• выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и др. и пенсионного обеспечения
• переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента ;
• получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе и выплата денежных средств в виде выигрыша.
4. Иные операции
Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита, а также операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, зарегистрированное или проживающее в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере легализации доходов, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в таких государствах (Мьянма и Нигерия)
Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
роризма, либо владеющими счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
• 4000. Операции по банковским счетам (вкладам).
• 5000. Иные сделки с движимым имуществом.
• 7000. Операции, связанные с финансированием экстремистской, в том числе террористической деятельности.
• 8000. Сделки с движимым имуществом.
• 6000. Иные операции *.
Для того чтобы наиболее точно представлять характер осуществления той или иной операции обязательного контроля, приведем некоторые методики их выявления. В качестве примера возьмем операции в наличной форме, а также операции по счетам (вкладам), наиболее часто встречающиеся в банковской практике.
* См. также: Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 07.07.2005 № 86 «Об утверждении инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
1. операции с денежными средствами в наличной форме. При выявлении операций с кодами 1001 (снятие со счета юридического лица денежных средств) и 1002 (зачисление на счет юридического лица денежных средств) следует помнить, что речь идет только об операциях с наличными денежными средствами. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, подлежит ли совершаемая по счету клиента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) операция обязательному контролю, необходимо ответить на вопрос, связано ли зачисление или списание наличных денег с той хозяйственной деятельностью, которой занимается клиент, или оно осуществляется вне рамок этой деятельности.
Как показывает практика, не всегда можно точно определить, какой деятельностью занимается клиент только на основании, например, его анкеты (досье). Это остается основной трудностью, тем более что в распоряжениях на зачисление на его счет или списание с него наличных денег информации о деятельности клиента не содержится.
Пример 1. Совершение операции, подлежащей обязательному контролю по коду 1001:
Юридическое лицо представило в банк чек для снятия наличными 850 000руб. в целях покупки обо-
рудования для монтажно-строительных работ. В то же время из учредительных документов клиента следует, что данное предприятие создавалось и действовало в целях оказания услуг по страхованию. Кроме того, операции, которые ранее совершал клиент, не относились к операциям, связанным с каким-либо строительством.
Пример 2. Покупка наличной иностранной валюты физическим лицом (код вида операции — 1003).
Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты 23 000 долл. США за рубли в безналичной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 26,25 руб. за 1 долл. США рублевый эквивалент составит 603 750руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю по коду 1003.
К операциям, подлежащим обязательному контролю, с кодом 1005 «Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет» относятся операции, представляющие по своему характеру продажу физическому лицу за наличный расчет:
• акций,
• облигаций,
• векселей,
• сберегательных сертификатов,
• других ценных бумаг.
Пример 3. Физическое лицо обратилось в банк с заявлением на получение простого векселя банка на сумму 605 000руб. с указанием в заявлении: «Прошу принять наличными». По факту совершения такой операции банк обязан направить сообщение в уполномоченный орган и присвоить ей код 1005.
К операциям, подлежащим обязательному контролю с кодом 1007 «Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства», относятся операции, представляющие по своему характеру:
• обмен банкнот в одной и той же валюте крупного достоинства на банкноты мелкого достоинства или наоборот;
• замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства.
Пример 4. Физическое лицо обратилось в банк с просьбой разменять 100-долларовые купюры на общую сумму 23 000 долл. США на более мелкие (по 20 долларов). Курс банка России на дату совершения операции составляет 26,25за 1 долл. США. Таким образом, сумма операции в рублевом эквиваленте будет составлять 603 750 руб. и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю по коду 1007.
К операциям, подлежащим обязательному контролю с кодом 1008 «Внесение физическим
лицом в уставный (складочный) капитал организации», относятся операции, представляющие собой прием наличных денежных средств от физического лица для зачисления на счет юридического лица — клиента банка в виде взноса физического лица в уставный (складочный) капитал организации.
Пример 5. Физическое лицо вносит на расчетный счет юридического лица наличные денежные средства в сумме 1000 000руб., указывая в денежно-расчетном документе, что вносимые средства представляют собой «Взнос в уставный капитал ЗАО «ХХХ».
2. операции по банковским счетам (вкладам). В целях выявления операций, относящихся к коду вида операций 4001 «Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя», необходимо обращать внимание на вид приобретаемого клиентом сертификата (именной или на предъявителя) и на сумму, указываемую клиентом в заявлении на приобретение депозитных (сберегательных) сертификатов.
Пример 1. Физическое лицо — резидент заполняет заявление на приобретение сберегательных сертификатов банка и просит выдать сберегательный сертификат на предъявителя на срок 181 день на сумму 800 000руб. за счет средств, находящихся на его счете в банке. В этом случае работник банка, осу -ществляющий выдачу сберегательного сертификата на предъявителя, обязан зафиксировать сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, с присвоением ей кода вида операции 4001.
При выявлении операций, подлежащих обязательному контролю и относящихся к категории операций 4002 «Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме», важно обращать внимание на вид договора банковского вклада, заключаемого с клиентом (является ли этот договор договором в пользу третьего лица), и сумму денежных средств, размещаемых во вклад.
Пример 2. В течение нескольких дней в банк на имя гражданина РФ поступали переводы денежных средств без открытия счета. Общая сумма таких переводов составила 800 000 руб. При заполнении заявлений на получение перевода получатель перевода просит разместить поступившие денежные средства во вклад «в пользу третьего лица, своего совершеннолетнего сына, также являющегося гражданином РФ. Одновременно это же лицо заключает с банком еще один договор срочного вклада в пользу того же третьего лица на сумму 20 000 евро с внесением во вклад наличных денежных средств. В этой ситуации работ -
ник банка, оформляющий договоры срочных вкладов с клиентом, после подписания указанных договоров должен зафиксировать сведения об одной операции, подлежащей обязательному контролю, — на сумму 20 000 евро, присвоив ей код 4002. Вместе с тем, необходимо учитывать, что если бы денежные средства в сумме 800 000руб., поступившие переводами без открытия счета, были получены физическим лицом наличными и одновременно внесены во вклад в пользу третьего лица, то такая операция также подлежала бы обязательному контролю по коду 4002.
В целях выявления операций, относящихся к коду 4003 «Перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца», необходимо особое внимание обращать на наличие в SWIFT и телексных сообщениях, поступающих от банков-корреспондентов, наименования (ФИО) конечного получателя денежных средств.
Пример 3. В сообщении SWIFT, предусматривающем перевод 25000долл. США, составленном в формате МТ103, в поле «Beneficiary Customer» указано не наименование получателя платежа, а только номер его счета. Учитывая этот факт, а также, принимая во внимание сумму операции, необходимо квалифицировать данную операцию как подлежащую обязательному контролю с присвоением ей кода вида операций 4003.
Вывод: поскольку операции, перечисленные в ст. 6 Федерального закона строго обязательны для фиксирования и направления в уполномоченный орган, то с этой целью в кредитных организациях целесообразно создавать специальную службу, которая будет действовать как самостоятельное подразделение в банке, призванное следить за неукоснительным исполнением обязанностей банка, возложенных на него высшим законодательным документом. Для более точного выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и сокращения случаев отбраковки сообщений Росфинмониторингом целесообразно будет также максимально автоматизировать мониторинг за такими операциями, поставив их под постоянный контроль специальной программы.
«Подозрительные», «сомнительные» и «необычные» операции (сделки) банков
Каждая кредитная организация в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ в целях обеспечения стабильности банковской системы Российской Федерации, ее защиты от проникновения преступных капиталов обязана разрабатывать правила внутреннего контроля в
целях противодействия легализации преступных доходов и согласовывать их с Банком России. Помимо порядка документального фиксирования необходимой информации, порядка обеспечения конфиденциальности информации, а также квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, настоящие Правила должны включать критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности каждого конкретного банка.
В этой связи Банк России издает собственные положения, инструкции, указания и письма, вносящие более детальное описание теории и практики применения закона о противодействии. Деление операций банков на «подозрительные», «сомнительные» и «необычные» достаточно условное, но мы попытаемся дать оценку каждой из них.
Подозрительные операции. По сути, в российской надзорной практике впервые сущность таких операций была сформулирована с позиции Рекомендаций ФАТФ. Так, если финансовое учреждение подозревает или имеет разумные основания подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, то, согласно Рекомендации 13, законом или подзаконным актом на него должна быть возложена обязанность немедленно сообщать о своих подозрениях в Подразделение финансовой разведки [3].
Понятие подозрительности является довольно субъективным, однако, опираясь на современный опыт, можно однозначно констатировать, что подозрительные операции — это операции, дающие основания для обоснованных подозрений в том, что они могут быть связаны с легализацией преступных доходов или финансированием террористической деятельности. Обоснованность подозрений существенным образом зависит от результатов анализа банком обычной хозяйственной и финансовой деятельности лица, находящегося у него на обслуживании (клиента) [4]. При совершении банковских операций и иных сделок в обязанность каждой кредитной организации входит обязательная идентификация своих клиентов, а также разработка и применение на практике собственных правил в отношении определения приемлемости клиентов с учетом индивидуальной структуры рисков, присущих каждому клиенту (в соответствии со ст. 7 Федерального закона).
Подозрительные операции в соответствии с методикой их выявления можно разделить на 2 категории:
1) операции с наличными денежными средствами, связанные с получением физическими лицами наличных денежных средств с банковских счетов [5];
2) операции по покупке физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купле-продаже иностранной валюты [6].
В первом случае денежные средства поступают на счета физических лиц в безналичной форме, большей частью в виде переводов от одного или нескольких юридических лиц — нерезидентов. Основания для переводов могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями и т. д.
Характерными признаками осуществления подозрительных операций могут быть следующие:
• при больших оборотах безналичных денежных средств в течение одного операционного дня на конец операционного дня наблюдаются нулевые или незначительные остатки на счетах основных участников получения наличных денежных средств со счета (вклада);
• в течение одного операционного дня денежные средства зачисляются на счет физического лица и одновременно списываются с этих счетов путем выдачи наличными данному физическому лицу;
• наличие одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;
• значительные объемы наличных, регулярно получаемых физическим лицом со счета, открытого в одном внутреннем подразделении банка (его филиала);
• закрытие счетов участников схемы по получению наличных денежных средств со счета после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам.
Во втором случае физическое лицо-клиент банка при покупке ценных бумаг открывает банковский счет (депозитный счет, либо счет для расчетов с использованием банковских карт), вносит на него наличные денежные средства и за счет этих средств приобретает ценные бумаги.
При совершении операции с наличной иностранной валютой используется аналогичная схема.
Сомнительные операции. Если есть операция, возникает и риск. Поэтому территориальные учреж-
дения Банка России в работе по надзору за деятельностью кредитных организаций руководствуются задачей оценки не только текущего финансового положения кредитных организаций, но и их подверженности юридическому риску и риску утраты деловой репутации. Такие риски могут возникать в связи с вовлеченностью кредитных организаций в совершение различного рода сомнительных операций (как по собственной инициативе, так и по поручению клиентов), привлекающих внимание налоговых и правоохранительных органов. Результатом вовлеченности банков в сомнительные операции могут стать налоговые требования к кредитным организациям, претензии к ним со стороны правоохранительных органов и, как следствие, бегство клиентов и отток денежных средств из кредитных организаций, возникновение убытков и потеря платежеспособности. Следовательно, вовлеченность кредитных организаций в совершение сомнительных операций может создавать ситуации, угрожающие законным интересам их кредиторов и вкладчиков, и, в конечном итоге, стабильности банковской системы. Таким образом, следуя общей законодательной практике, наиболее оптимальным определением таких операций представляется следующее: сомнительные операции — это операции, связанные с «оптимизацией» кредитными организациями налогообложения в интересах владельцев банков.
Особое внимание при проверке деятельности кредитных организаций уполномоченные представители Банка России уделяют оценке работы банков по выявлению сомнительных сделок при проведении кассовых и валюто-обменных операций.
Примерами сомнительных операций могут быть:
• систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств;
• регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц на банковские счета фи -зических лиц (кроме кредитов) с последующим снятием средств наличными, либо переводом на счета третьих лиц в течение нескольких дней;
• осуществление резидентами — клиентами кредитных организаций безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов;
• другие операции (в отдельных случаях операции, относящиеся к группе «подозрительные операции», могут быть отнесены к «сомнительным»).
Операции, не имеющие явного экономического смысла, либо не соответствующие основному виду деятельности клиента, также могут быть расценены как «сомнительные [7].
необычные операции (сделки). Как уже было отмечено выше, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб.; а в случае совершения сделки с недвижимым имуществом она также подлежит обязательному контролю, при совершении данной сделки на сумму не менее 3 млн. рублей. Причинами же для признания операции (сделки) сомнительной может являться и операция, совершаемая клиентами кредитной организации на сумму, меньше 600 тыс. руб. или 3 млн руб. соответственно, дающая основание полагать, что сделка совершается в целях легализации преступных средств. Таким образом, необычные сделки — это операции клиентов банка, при совершении которых возникает подозрение о возможном осуществлении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма. К общим признакам таких операций можно отнести следующие действия клиентов:
• дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию (зачисление на счет клиента от контрагентов), в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 тыс. руб.
• наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;
• немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой;
• иные признаки.
Таким образом, большинство банков и небанковских кредитных организаций не дают четкого разграничения таким операциям, как «необычные», «сомнительные» или «подозрительные», оставляя за собой право включать их признаки в собственные правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе с учетом рекомендаций Банка России, как правило, классифицируя их в одну общую категорию «необычных» операций или сделок.
Литература
1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Методические рекомендации Комитета ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3. Financial Action Task Force on Money Laundering. THE FORTY RECOMMENDATIONS. — Paris, 20 June 2003.
4. RUSSIA COOPERATION PROGRAMME «Banking supervision. European experience & Russian practice», 2006.
5. Письмо Банка России от 26.01.2006 № 17-Т «Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами».
6. Письмо Банка России от 21.01.2005 № 12-Т «Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты».
7. Письмо Банка России от 26.12.2005 № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций».
8. Письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».