Научная статья на тему 'БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БАНК / БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зязева В.С.

В статье предпринята попытка дать анализ наиболее важных принципов государственного контроля за деятельностью банков РФ. Показано, что такой контроль играет существенную роль в обеспечении соблюдения банками Конституции РФ и действующего в стране законодательства, стабильности и эффективного функционирования банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Зязева В.С. студент

Курский Юго-западный государственный университет

Россия, г. Курск

БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация: В статье предпринята попытка дать анализ наиболее важных принципов государственного контроля за деятельностью банков РФ. Показано, что такой контроль играет существенную роль в обеспечении соблюдения банками Конституции РФ и действующего в стране законодательства, стабильности и эффективного функционирования банковской системы.

Ключевые слова: государство, банк, банковское законодательство, банковская деятельность, контроль, функции.

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы страны, является государственный контроль за банковской деятельностью. Он имеет главными своими целями проверку соответствия деятельности банков и кредитных организаций действующему законодательству, состояния ликвидности их баланса и активов; оценку степени риска операций отдельных банков и их подразделений; проверку, контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка, а также фискальной и социальной защиты его работников. В предлагаемой статье предпринята попытка проанализировать некоторые наиболее важные, на взгляд автора, принципы государственного контроля за банковской деятельностью.

Контроль за банками, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, производится контролирующими органами. Ключевую роль в этой сфере играет Центральный банк России, который является проводником государственной финансовой и валютной политики. Согласно ст. 75 Конституции РФ, Центральный банк РФ осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти. Банковский контроль осуществляется главным образом на основании двух федеральных законов — «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», а также многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством [1].

Для осуществления контроля за деятельностью коммерческих банков в Центральном банке РФ создано специальное подразделение — департамент банковского надзора по регулированию и лицензированию банковской деятельности.

В случае выявления фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ, в зависимости от вида нарушения, вправе прибегнуть к разным мерам воздействия. Например, наложить на кредитную организацию штраф; запретить осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных

выданной лицензией; назначить временную администрацию по ее управлению; отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами; потребовать от кредитной организации принятия мер по собственному финансовому оздоровлению; заменить руководителей; реорганизовать кредитную организацию и др.

При этом банковским законодательством установлен прямой запрет на вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций со стороны Банка России или каких-либо иных органов. Банк России не имеет права контролировать направления использования денежных средств клиентов, устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором ограничения их права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Действующим банковским законодательством запрещается принуждать кредитные организации к осуществлению действий, не предусмотренных их учредительными документами, и не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда заработной платы клиентов — юридических лиц. Исключения могут устанавливаться только федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что помимо банковского контроля и надзора федеральное законодательство предусматривает и другие виды государственного контроля за банковской системой. Например, государство в лице Государственной Думы РФ и Счетной палаты РФ контролирует деятельность не только кредитных организаций, но и самого Банка России, за которым ведется прокурорский надзор[4].

Одно из центральных мест в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление, в т.ч. поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов. Министерство финансов и его региональные учреждения осуществляют также контроль за банковской деятельностью. Эту же функцию может выполнять специально созданный для этих целей государственный орган. В тех случаях, когда контрольными полномочиями наделяются все названые институты, в банковском законодательстве предусматривается механизм согласования их деятельности.

Для согласования и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков создается Комитет по делам банков. В его деятельности участвуют представители Центрального банка, Министерства финансов, министерств экономического профиля, а также ряда крупнейших банков страны. Работу Комитета, как правило, возглавляет председатель правления Центрального банка. Комитет является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. Комитет объединяет структурные

подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Для согласования деятельности банков и решения узкоспециальных вопросов их деятельности создаются региональные комиссии по делам банков, членами которых назначаются представители Центрального банка, Минфина, других государственных органов и крупнейших кредитных учреждений. Их деятельность финансируется совместно банками и государством. В их задачу входят: обеспечение и проверка правильности уплаты налогов банковскими учреждениями, правильности проведения инвестиционных и трастовых операций, контроль за выполнением положений антимонопольного законодательства в банковской системе, за осуществлением операций с населением, за деятельностью ссудо-сберегательных банков и банков потребительского кредита и т.д. [2]

В случае выявления комиссией нарушений региональные банковские комиссии вправе применить в отношении банков-нарушителей соответствующие санкции, такие как предупреждение и порицание; запрещение тех или иных видов операций; временное или постоянное отстранение руководства банка и назначение своих уполномоченных (временно) или руководителей (постоянно); временное приостановление действия лицензии; штрафы в денежной или натуральной форме.

Как отмечал Я.А. Гейвандов, «в широком смысле государственный контроль за банковской системой означает основанную на федеральном законодательстве деятельность государственных органов (с учетом их компетенции) по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему РФ, включая Банк России». С его помощью государство через ЦБ обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование банков, защиту интересов вкладчиков и кредиторов и предусматривает непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством. Выделяются следующие виды государственного контроля за деятельностью банков: внутриведомственный, межведомственный, региональный, вневедомственный. Каждый из этих видов государственного контроля осуществляется специально созданными для этой цели контрольными органами[3].

Внутриведомственный контроль, осуществляемый самим банком, имеет своей целью обеспечение стабильности, надежности и законности действий подведомственных организаций банков и связанных с ними учреждений. Согласно действующему законодательству, ведомственный контроль заключается в проведении периодических ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций. Его цель состоит в обеспечении сохранности и эффективного использования финансовых ресурсов, недопущении расточительства, бесхозяйственности,

приписок и т.д. Главную роль во внутриведомственном контроле играет специальное подразделение контрольно-ревизионной службы.

Внутриведомственный контроль можно разделить на оперативный, или текущий, и стратегический. Оперативный контроль производится главным бухгалтером, который отвечает за соблюдение финансовой дисциплины и финансового законодательства в процессе повседневной деятельности в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. путем четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств.

Он призван предупредить возможные злоупотребления при расходовании средств, соблюдать финансовую дисциплину и обеспечить своевременность осуществления финансово-денежных расчетов. Что касается стратегического контроля, то он предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

Вневедомственный контроль осуществляется специально созданными для этой цели вневедомственными органами, например контрольными палатами, ревизионными комиссиями и т.д., в задачу которых входит осуществление проверок и ревизий по заданиям правоохранительных органов. Вневедомственный контроль осуществляется органами исполнительной власти, наделенными межотраслевой компетенцией, в частности финансово-кредитными органами, например Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, в отношении различных предприятий и организаций, не состоящих с ними в отношениях субординации.

Межведомственный контроль осуществляется путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств через комитеты по делам банков, контрольные бюро и другие учреждения.

Ключевую роль во вневедомственном контроле играет аудит, сущность которого заключается в том, что он является независимым контролем, осуществляемым внешними аудиторскими фирмами и частными аудиторами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. Банковский аудит как форма негосударственного контроля направлен на обеспечение гражданско-правовых интересов конкретных собственников (учредителей), самих юридических лиц, их кредиторов и лиц, пользующихся их услугами.

Так, в текущем году в Управление Роспотребнадзора по Курской области поступило 24 письменных обращения граждан на нарушения потребительских прав при предоставлении кредитов и оказании банковских услуг. Все заявления рассмотрены, потребителям направлены ответы по существу поставленных вопросов.

В сфере предоставления финансовых услуг Управлением проведена 1 плановая проверка и 4 административных расследования.

По состоянию на 15 мая 2016 года к административной ответственности привлечены 2 финансовых учреждения - ЗАО Банк «Советский» и ОАО КБ «Восточный» .

В настоящее время ведется производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО АКБ «Пробизнесбанк», КБ «Ренессанс Капитал» (ООО).

В текущем году специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области дано 23 устные консультации по вопросам потребительского кредитования, 7 заключений в судах в целях защиты прав потребителей[5].

Таким образом, осуществление государственного надзора и контроля за банковской системой и банковской деятельностью является одним из важнейших направлений государственного регулирования банковской деятельности, направленным на обеспечение надежности и эффективности функционирования банковской системы.

Использованные источники:

1. Зике Р.В. Основные факторы развития российской банковской системы [Текст]/ Р.В. Зике, В.Б. Главацкий // Российское предпринимательство. - 2014.

- № 1. - С. 64-69.

2. Корнева Е.В., Корень А.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности [Текст]// Науковедение. -2013 - № 6 (19). - С. 1-8.

3. Коротаева Н. В., Борисова Т. В., Тенденции развития банковской системы России в современных условиях [Текст]// Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 3.

4. Красногор В.Б. Проблемы и перспективы банковского регулирования в Российской Федерации [Текст] / В.Б. Красногор // Финансы и кредит. - 2013.

- № 21. - С. 36-39.

5. Мхитарян Р.А. Современное состояние банковской системы России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015. - № 8-4. - С. 723-726

Зязева В. С. студент

Курский Юго-западный государственный университет

Россия, г. Курск

НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ Аннотация: В статье рассмотрена проблема, посвященная решению задач выявления и мобилизации внутренних резервов для обеспечения повышения эффективности функционирования Казначейства РФ. Другими словами, описаны основные мероприятия по реформированию и совершенствованию казначейской системы исполнения бюджетов и бюджетного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.