Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы банковского регулирования в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы банковского регулирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3395
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красногор В.Б.

В статье отмечается, что для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место централизованное регулирование со стороны центрального банка), во-вторых − рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции). Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы банковского регулирования в Российской Федерации»

Удк 65.262.100

проблемы и перспективы банковского регулирования в российской федерации

В. Б. КРАСНОГОР, аспирант кафедры страхования E-mail: valeri8808@bk. ru Уральский федеральный университет

В статье отмечается, что для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место централизованное регулирование со стороны центрального банка), во-вторых - рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции). Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом.

Ключевые слова: Банк России, банковское регулирование, коммерческие банки, банковская система.

Современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, а также для поддержания финансовой устойчивости банков.

В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и контроль в соответствии с законодательством, является Банк России. Это объясняется прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формированием механизма надзора, что проходило почти одновременно.

Банковский контроль представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными

нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» 1 и «О банках и банковской деятельности» 2, а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.

Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям [1]:

1) минимальные требования к капиталу;

2) требования к качеству руководящего состава;

3) антимонопольные ограничения.

Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.

1 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изм. и доп.).

2 О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1.

36

финансы и кредит

В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами безопасности кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.

Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя коммерческими банками.

Сосредоточение функций надзора за деятельностью коммерческих банков, регулирования и контроля за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

У Банка России есть уникальные возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности Банка России способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

В целях оптимизации структуры банковс-

кой системы целесообразно ввести в практику дифференцированный подход к применению мер регулирования по отношению к кредитным организациям, индивидуальный подход к использованию отдельных инструментов управления ликвидностью в зависимости от эффективности деятельности кредитного учреждения.

Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности. Прежде всего необходимо принимать решительные меры по обеспечению достоверной информации, предоставляемой кредитными организациями в Банк России.

К числу грубых нарушений, по отношению к которым необходимо применять весь состав мер воздействия вплоть до отзыва лицензии, можно отнести:

а) сознательное искажение отчетности;

б) занижение налоговой базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов.

Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться на изменение законодательно установленных требований к их квалификации и стажу работы в банковской системе в сторону повышения требований. Руководитель кредитной организации (помимо экономического или юридического образования) должен иметь опыт работы руководителем подразделения кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, не менее трех лет и положительную репутацию в сфере банковского бизнеса. Необходимо узаконить возможность Банка России давать немотивированный отказ в согласовании кандидатуры в случаях, когда имеется проверенная информация о недобросовестной коммерческой репутации кандидата или его связи с криминальными сферами.

Требуется также включать в состав должностных лиц, назначение которых подлежит обязательному согласованию в Главном территориальном управлении Банка России, главного аудитора банка. Кроме того, необходимо установить запрет на совмещение должностей, подлежащих согласованию в Банке России, одним физическим лицом в различных кредитных организациях. Вместе с тем решение этого блока вопросов напрямую связано с существенными корректировками в действующем законодательстве.

Одновременно необходимо предоставить Банку России право временно отказать в регистрации

кредитной организации без указания мотивов, если имеются «особенные» сомнения в ее устойчивости. Одним из факторов надежности создаваемой кредитной организации выступает ее стратегия становления на основных финансовых рынках. Безусловно, следует иметь возможность принимать различные решения в случаях желания учредителей предложить региону или системе в целом новые банковские услуги или, напротив, включиться в конкурентную борьбу за перераспределение клиентов и ресурсов других банков.

Необходимо отметить, что контроль за деятельностью филиальной сети банков нуждается в тщательной методологической доработке. Необходимо установить порядок наделения филиала собственными средствами, определить методику контроля за соблюдением обязательных нормативов максимального риска на одного кредитора и вкладчика. Требуется также ввести в практику определение главным офисом лимитов на проведение операций филиалов с учетом необходимости соблюдения обязательных экономических нормативов и формирования резервов в целом по кредитной организации. Указанные лимиты, согласованные с Главным территориальным управлением Банка России по месту расположения головного банка, должны сообщаться учреждению Банка России, контролирующему деятельность филиала, куда тот представляет соответствующую отчетность. Исключения могут быть сделаны для кредитных организаций, внедривших сертифицированные технические решения, позволяющие банку в оперативном режиме контролировать текущие операции филиала.

Мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков должен предоставить в распоряжение Банка России оперативную картину распределения ликвидности в режиме реального времени как в разрезе конкретного банка, так и экономических регионов.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию экономических нормативов с учетом эффективности их применения в бухгалтерском учете. Система требований, предъявляемых к кредитной организации, должна улавливать наиболее вероятные риски, способные повлиять на финансовое состояние банков.

Таким образом, можно сделать вывод, что банковская система расширяется, но одновременно с этим наблюдается высокий процент отзыва лицензий и применение таких крайних мер, к которой

относится ликвидация кредитной организации. Автором рассмотрены такие меры воздействия на банки, как неофициальные и официальные. Что касается требований к совершенствованию банковского надзора, то к ним нужно отнести:

- создание условий для более эффективного функционирования банковской системы;

- повышение открытости ситуации в банковской сфере;

- создание двух уровней анализа и состояния банковской системы в целом. Перспективная устойчивость банковской системы должна базироваться еще и на тенденциях хозяйственного развития. Все это может значительно повлиять на развитие банковской системы.

Необходимо отметить, что современное состояние банковской системы требует принятия комплексных мер по ее укреплению, а также для поддержания финансовой устойчивости банков.

Нарастание проблем в банковском секторе определяется, главным образом, низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития.

На основании оценки структуры банковской системы можно сказать, что только небольшая часть банков является финансово устойчивыми.

Причины финансовых трудностей конкретных банков заключаются:

1) в неквалифицированном управлении;

2) в отсутствии стратегического планирования;

3) в неумении грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками;

4) в прямых и опосредованных формах давления на банки;

5) в мошенничестве со стороны их владельцев и менеджеров;

6) в «исторических» причинах. Так, основная часть банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства в виде реструктурирования активов не может обеспечить нормальное их функционирование. Ситуация в экономике и банковском секторе

не позволяет рассчитывать на оздоровление банковской системы только за счет отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

С формальной точки зрения надзорный орган может самоустраниться от активного вмешательства

38

финансы и кредит

в процессы, происходящие в банковской системе. Наблюдательная позиция предполагает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков контролем за требованиями, предъявляемыми к структуре баланса, а также оказанием финансовой поддержки отдельным банкам по принципу «латания дыр».

В настоящее время в России основное - это добиться выполнения уже принятых законов, не нарушив работу банковской системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе России формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

Необходимо отметить, что у Банка России есть уникальные возможности по осуществлению банковского надзора не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности Банка России способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

Наблюдения автора свидетельствуют о том, что современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Большей частью правовое регулирование банковской деятельности строится на ведомственных актах Банка России.

В настоящее время в Российской Федерации число кредитных организаций постепенно растет. Развитие банковского сектора в настоящее время происходит на фоне позитивных изменений макроэкономической ситуации в стране, обусловленных в том числе благоприятными условиями для осуществления внешнеэкономической деятельности. Увеличивается рост производства товаров и услуг, повышаются реальные доходы населения, инвестиционная активность, обеспечивается стабильная

ситуация на финансовых рынках. В то же время наблюдаемая экономическая ситуация, а также сохраняющиеся финансовые риски не позволяют развиваться банковской системе быстрыми темпами.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора является внедрение в полном объеме международно признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения.

Функции Банка России по осуществлению банковского регулирования, надзора и контроля реализуются в виде соответствующих правовых решений. Для этого Банк России наделен специальными полномочиями по изданию нормативных актов. Однако федеральным законодательством не установлены ни перечень нормативных актов, ни требования, предъявляемые к их форме и содержанию, не установлен также и порядок осуществления Банком России нормотворческой деятельности, поскольку Банк России не входит в систему федеральных органов исполнительной власти [2].

Автор считает, что нормотворческая деятельность Банка России должна быть более тщательно урегулирована в законодательстве. Необходимо определить требования к форме и содержанию нормативно-правовых актов, издаваемых Банком России. Представляется, что здесь необходима максимальная унификация с соответствующими требованиями, которые предъявляются к нормативно-правовым актам, принимаемым органами исполнительной власти.

В настоящее время необходима тщательная ревизия всех действующих правовых актов, регулирующих статус Банка России.

Список литературы

1. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Казак А. Ю., Марамыгин М. С., Прокофьева Е. Н., Шатковская Е. Г., Солодова О. А., Сиколенко Т. Д. Екатеринбург: АМБ. 2006. 688 с.

2. Федорова А. Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. А. Ю. Казака, М. С. Марамыгина. Екатеринбург: Изд-во АМБ. 2009. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.