Научная статья на тему 'Банковские институты СЭВ в условиях современности'

Банковские институты СЭВ в условиях современности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СЭВ / БАНКОВСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина М.Г., Мираньков Д.Б.

В статье рассмотрены особенности функционирования банковских учреждений в рамках СЭВ. Выявлены характер постсоциалистических трансформаций и перспективы их дальнейшего развития в условиях активизации регионального сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковские институты СЭВ в условиях современности»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 26 (65). 2013 г. № 1. С. 101-108.

УДК 339.732

БАНКОВСКИЕ ИНСТИТУТЫ СЭВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Никитина М.Г., Мираньков Д.Б.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Украина

e-mail: inecondep@mail.ru

В статье рассмотрены особенности функционирования банковских учреждений в рамках СЭВ. Выявлены характер постсоциалистических трансформаций и перспективы их дальнейшего развития в условиях активизации регионального сотрудничества.

Ключевые слова: региональное сотрудничество, СЭВ, банковские институты.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в процесс международной экономической интеграции в той или иной мере вовлечены практически все страны мира. В качестве успешного результата функционирования интеграционного объединения страны-члены предусматривают создание единого экономического пространства, в рамках которого обеспечиваются благоприятные условия для конкуренции и становления крупных национальных товаропроизводителей, улучшение условий для бизнеса, формирование благоприятного инвестиционного и делового климата и т.д. Успешному осуществлению данных устремлений способствуют региональные финансовые институты, учреждаемые в рамках интеграционных объединений. Формирование институций является необходимым этапом интеграционного процесса. Они призваны обеспечивать финансовую стабильность в регионе, поддерживать инвестиционную активность, содействовать повышению уровня жизни населения и т.п.

Наиболее яркими примерами подобных финансовых институтов являются учреждения, созданные в Европейском Союзе (Европейский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный фонд и др.), в то же время страны Центральной и Восточной Европы имеют свой специфический опыт сотрудничества в рамках финансового взаимодействия. В настоящее время в связи с активизацией и усилением интеграционных процессов в восточноевропейском регионе изучение практики функционирования региональных финансовых институтов и трансформации их деятельности в современных условиях представляет особую актуальность.

Степень изученности. В советский период изучению практики функционирования СЭВ и его отдельных организаций и учреждений уделялось достаточно много внимания. Весомый вклад внесли специалисты не только СССР, но и всего содружества, а именно: А.Б. Альтшулер [1], А. Апро [2], Г.Г. Мазанов [3], Н. Царевски [6] и др. Однако с распадом социалистической системы интерес к проблеме, особенно у экономистов, резко ослабевает, несмотря на продолжающееся функционирование ряда институций. В связи с чем определенная научная рефлексия, с нашей точки зрения, является оправданной и необходимой.

Целью данной работы стало выявление характера трансформаций банковских институтов, призванных содействовать межстрановому региональному сотрудничеству.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Основной предпосылкой усиления регионального сотрудничества социалистических стран послужила необходимость восстановления национальных экономик после Второй мировой войны. Оказавшись в сфере влияния СССР, страны Центральной и Восточной Европы вынуждены были пойти по пути так называемой социалистической интеграции. Началом этому процессу послужило создание 5 января 1949 года Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) -межправительственной экономической организации, основанной по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

В целях содействия развитию внешней торговли государств-членов СЭВ и расширению их сотрудничества с другими странами в октябре 1963 г. подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях, причиной появления которого была возникшая необходимость оформлять клиринговые расчеты между странами-членами СЭВ в связи с возросшими объемами и многоплановостью торговли. Осуществлять эти расчеты должен был Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС).

Учредителями банка стали 9 государств-членов СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, СССР, Румыния и Чехословакия. Банк осуществлял кредитование взаимных внешнеторговых поставок в рамках СЭВ. Основной валютой таких сделок выступал переводной рубль, который являлся одновременно мерой стоимости и средством платежа и накопления для организации многосторонних расчетов стран-членов СЭВ.

Следует отметить, что появлению коллективной валюты предшествовали двусторонние валютные клиринги, предусматривавшие расчеты между двумя государствами путем взаимного зачета встречных требований и обязательств с погашением сальдо товарными поставками. Однако такой способ расчетов был недостаточно эффективен, поскольку существенно ограничивал расширение торгового сотрудничества между странами. Поэтому введение переводного рубля и, соответственно, системы многостороннего клиринга позволило в основном этот недостаток преодолеть [3].

Каждая страна-участница многосторонних расчетов в переводных рублях была обязана обеспечить за определенный период сбалансированность поступлений и платежей со всеми партнерами по многосторонним расчетам, а не с каждым отдельно. Переводные рубли могли использоваться государством для оплаты своего импорта. Расчеты в переводных рублях осуществлялись по каждой сделке и велись по счетам уполномоченных банков в МБЭС. О масштабах деятельности МБЭС за период существования СЭВ свидетельствует тот факт, что с 1964 г. по 1990 г. объем

операций банка по обслуживанию взаимного товарооборота стран-участниц СЭВ и другим межгосударственным расчетам достиг 4,5 трлн. переводных рублей [4].

С целью повышения роли валютно-финансовых и кредитных отношений странами СЭВ осуществлялись экономические и организационные мероприятия по укреплению и усилению переводного рубля. Эти меры проводились для того, чтобы более эффективно обслуживать валютно-экономические связи стран СЭВ, а также для использования коллективной валюты при расчете с третьими странами.

Так, стабильность переводного рубля была обеспечена твёрдо установленным золотым содержанием (0,987412 г золота), планомерным характером взаимной торговли и расчётов стран-участниц, а также устойчивостью внешнеторговых цен.

Переводной рубль имел свой валютный курс, его котировки были установлены к свободно конвертируемым валютам, а также к ряду так называемых замкнутых денежных единиц (египетский фунт, турецкая лира и др.). Эмиссию переводного рубля осуществлял МБЭС, в этой валюте были сформированы капиталы банковских институтов СЭВ, а также осуществлялось финансирование деятельности ряда организаций в рамках этой интеграционной группировки [3].

В целом, можно выделить ряд особенностей, характерных для системы расчетов в переводных рублях между странами СЭВ:

• переводной рубль стал первой в мире коллективной наднациональной валютой, получившей широкое применение в международной расчетной практике;

• переводной рубль являлся валютой межстранового оборота, его использование находилось только в прерогативе государств, которые в свою очередь наделяли необходимыми полномочиями центральные или внешнеторговые банки (по одному в каждой из стран). Использование переводного рубля негосударственными структурами и физическими лицами не предусматривалось;

• торговля на базе мировых цен, формировавшихся в регионах со свободно конвертируемыми валютами, и механизм курсовых котировок к этим валютам не позволяли переводному рублю получить статус коллективного представителя денежных единиц создавших его стран;

• механизм расчетно-платежной системы переводного рубля был достаточно эффективен, поскольку обеспечивал рост взаимного товарообмена в странах СЭВ, способствовал усилению и углублению сотрудничества в производственных, инвестиционных и других сферах;

• расчеты в переводных рублях способствовали ведению внешнеэкономической деятельности между участвующими странами без особых нарушений взаимных платежных балансов и чрезвычайного расходования золотовалютных резервов.

Помимо МБЭС в рамках СЭВ с целью углубления экономического сотрудничества в 1970 г. был создан Международный инвестиционный банк (МИБ). Его учредителями стали Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, СССР, Румыния и Чехословакия. МИБ стал не только расчетным банком СЭВ, а и учреждением, осуществлявшим кредитование инвестиционных проектов стран-членов СЭВ, а затем и в странах - не членах СЭВ (Югославия, ряд стран азиатского региона получали кредиты от МИБ в переводных рублях). Кредиты выдавались на

срок до 15 лет, но по специальному решению Совета банка могли быть предоставлены и на более длительный срок. Уставный капитал банка на 1990 г. был определен в размере 1 млрд. 300 млн. ЭКЮ и в настоящее время остается неизменным, только с 1999 г. исчисляется уже в евро. Капитал образовывался в свободно конвертируемых, а также в национальных валютах стран-членов или в золоте. При этом доля национальных валют не должна превышать 5%. Управление осуществляется по аналогии с МБЭС: каждое государство-член имеет один голос независимо от размера взноса. Доли стран-членов МИБ на 1990 г. приведены в таблице 1.

Таблица 1

Структура уставного капитала по странам-членам МИБ, 1990 г.

Страна Уставный капитал, млн. ЭКЮ Удельный вес, %

Болгария 123 9,46

Венгрия 121,4 9,34

Вьетнам 4,7 0,36

Куба 23,4 1,8

Монголия 6,2 0,48

Польша 175,5 13,5

Румыния 76,7 5,9

СССР 580,7 44,67

Чехословакия 188,4 14,49

Всего 1300 100

Источник: составлено авторами на основе [5].

Несмотря на то, что в 1991 г. СЭВ прекратил свое существование, финансовые институты этого интеграционного объединения продолжают свою деятельность и в настоящее время. Так, МБЭС до 1991 г. функционировал как основной центр расчетов между странами СЭВ. Однако в связи с тем, что с 1 января 1991 г. переводной рубль прекратил свое существование как средство международных расчетов, а также последующим распадом СССР банк вынужден был пересмотреть направления своей деятельности. Распад СЭВ привел к сокращению проводимых через МБЭС расчетов, а также практически полному замораживанию работы МБЭС как банка в связи с обострившейся неплатежеспособностью дебиторов. В новых реалиях основными целями деятельности МБЭС стали содействие развитию внешнеэкономических связей между фирмами и предприятиями входящих в него стран, а также их связей с экономическими субъектами других государств мира. Таким образом, МБЭС постепенно из расчетного центра трансформируется в универсальный международный институт, осуществляющий все виды банковских операций.

МБЭС осуществляет операции на различных сегментах финансового рынка и обслуживает корпоративных клиентов различных форм собственности и направлений деятельности. Одним из приоритетных направлений деятельности МБЭС остается финансирование внешней торговли и обслуживание контрагентов, в первую очередь государств-членов банка. Кредитные проекты ориентированы на

финансирование приоритетных отраслей экономик стран-членов МБЭС: химическую промышленность, инфраструктуру, медицинскую, обрабатывающую и тяжелую промышленность, внешнюю торговлю (рис. 1). Большую часть кредитного портфеля составляют межгосударственные кредитные проекты, в реализацию которых вовлечены сразу несколько стран-участниц банка.

□ нефтяная

промышленность 44%

■ Инфраструктура 25%

□ Ракетно-космическая

отрасль 19%

□ Обрабатывающая

промышленность 10%

■ Тяжелая

промышленность 1%

□ Внешняя торговля 1%

Рис. 1. Структура кредитного портфеля МБЭС по отраслям, 2012 г. Источник: составлено авторами на основе [4].

В настоящее время баланс МБЭС ведется в евро, его уставный капитал составляет 400 млн. евро, а резервный капитал банка равен 164,8 млн. евро. Доли

стран-членов МБЭС в уставном капитале представлены в таблице 2.

Таблица 2

_Структура уставного капитала по странам-членам МБЭС, 2012 г._

Страна Уставный капитал, млн. евро Удельный вес, %

Болгария 27,2 6,8

Венгрия* 33,5 8,38

Вьетнам 1,4 0,35

Куба 7 1,75

Монголия 4,8 1,2

Польша 43,2 10,8

Россия 185,4 46,35

Румыния 25,5 6,37

Словакия 24 6

Чехия 48 12

Всего 400 100

*Венгрия в настоящее время не является членом МБЭС, относительно ее доли в уставном капитале ведутся переговоры

Источник: составлено авторами на основе [4].

Высшим органом управления МБЭС является Совет, состоящий из представителей всех стран-членов банка. Каждое государство имеет один голос независимо от размера взноса в капитал МБЭС. Банк позиционирует себя как открытая организация, поэтому его членами могут стать государства, разделяющие цели и принципы его деятельности и готовые принять на себя обязательства, предусмотренные уставом МБЭС.

На современном этапе деятельность МБЭС сосредоточена на финансировании инвестиционных проектов в странах-членах, поддержке развития малого и среднего бизнеса, проведении расчетов между государствами-участниками с целью выравнивания их торговых балансов, что позволит банку стать универсальным международным финансовым институтом, обладающим мощной ресурсной базой и всеми необходимыми механизмами для реализации интересов стран-участниц.

Другой финансовый институт СЭВ - Международный инвестиционный банк -также продолжает функционировать в настоящее время. Основной сферой деятельности банка является предоставление кредитов на коммерческих принципах для осуществления совместных инвестиционных проектов и программ развития, а также для финансирования строительства национальных объектов. Так, МИБ предоставляет кредиты на проведение проектно-изыскательских работ, на внедрение новых технологических процессов, освоение промышленного производства новой продукции, осуществление лизинговых операций и т.п.

Финансово-хозяйственная деятельность МИБ в странах-членах определяется рядом условий, основными из которых являются:

• наличие иммунитета активов банка от административного и судебного вмешательства в любой форме;

• освобождение от уплаты налогов и сборов на территории стран-членов МИБ, а также получение всех льгот, которыми могут воспользоваться дипломатические представительства;

• независимость деятельности банка от Центральных банков стран-членов МИБ

За весь период деятельности банк принял к кредитованию около 200 инвестиционных объектов в различных странах и предоставил кредиты на сумму более 7 млрд. евро.

В настоящее время происходит динамичная трансформация МИБ в полноценный многосторонний банк развития. Для достижения этой цели планируется сменить приоритеты кредитной политики и ориентироваться на работу с кредитными продуктами с низким уровнем риска, а также получение международного кредитного рейтинга и выхода на международный рынок капиталов. Еще одной задачей стало расширение сотрудничества с различными финансовыми институтами стран-членов МИБ с целью наращивания активных операций банков. Так, в 2013 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве с четырьмя крупнейшими банками Вьетнама, Словацким банком гарантий и развития, Болгарским банком развития и рядом других. Подобная стратегия развития должна

привести к более широкому сотрудничеству со стороны ведущих многосторонних финансовых организаций [5].

ВЫВОДЫ

В последние годы Российская Федерация как основной акционер в обоих банках выступает с инициативой объединения МБЭС и МИБ в единый региональный банк развития. Это объясняется тем, что на сегодня МБЭС и МИБ представляют собой международные банковские институты с практически одинаковым составом акционеров (исключение составляет Польша, которая является членом МБЭС, но вышла из состава МИБ). Банки располагают аналогичным набором функций, определенных уставными документами банков и относительно скромными объемами финансовых ресурсов по сравнению с другими международными банками. Создание нового международного финансового института позволило бы финансировать крупные стратегически важные проекты, в том числе с точки зрения возможности осуществления прямых финансовых операций и использования при взаиморасчетах в рамках двусторонних торговых отношений национальных валют. Поэтому объединение МБЭС и МИБ могло бы создать новый эффективно функционирующий универсальный международный банк, обладающий привилегиями международного банка, имеющий возможность осуществлять весь спектр банковских операций и услуг и располагающий для этого существенной ресурсной базой. Однако остальные государства-члены указанных банков подобную инициативу не поддерживают.

Изменения, произошедшие в странах Восточной Европы в 1980-1990-х гг., и фактическое отсутствие дальнейших экономических и политических возможностей для функционирования МБЭС и МИБ в прежнем виде повлияли на адаптацию данных учреждений к работе в новых условиях. Так, была проведена их структурная реорганизация, скорректирован состав акционеров, а также урегулированы финансовые обязательства перед кредиторами и т.д. По мере выхода государств-членов СНГ и стран Восточной Европы на устойчивый экономический уровень развития, а также активизации взаимных торговых отношений деятельность международных банков развития позволит создать условия для долгосрочного экономического роста, будет содействовать формированию благоприятного инвестиционного климата, что позволит заложить основы для построения современной конкурентоспособной экономики в данном регионе.

Список литературы

1. Альтшулер А.Б. Сотрудничество социалистических государств. Расчеты, кредиты, право / А.Б. Альтшулер. - М., 1973. - 177 с.

2. Апро А. Международные организации стран-членов СЭВ в условиях социалистической интеграции / А. Апро. - М., 1972.

3. Мазанов Г.Г. Международные расчеты стран-членов СЭВ / Г.Г. Мазанов. - М., 1970. - 187 с.

4. Официальный сайт Международного банка экономического сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ibec.int

5. Официальный сайт Международного инвестиционного банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iibbank.org/

6. Царевски Н. Международные валютно-финансовые отношения при социализме / Н. Царевски. - София, 1969. - 243 с.

Нжтна М.Г. Баикчвсык шститути РЕВ в умовах сучасносп / М.Г. НШтша, Д.Б. Мираньков //

Вчеш записки Таврiйського нацiонального унiверситету iменi В. I. Вернадського. Серiя «Економжа i управлшня». - 2013 - Т. 26 (65). № 1. - С. 101-108.

У стал! розглянул особливосл функцiонування банкiвських установ у рамках РЕВ. Визначеш характер постсощалктичних трансформацiй та перспективи подальшого розвитку в умовах активiзацii регюнального спiвробiтництва

Ключовi слова: регiональне ствробггництво, РЕВ, банкiвськi iнститути.

Статья поступила в редакцию 03. 09. 2013 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.