Научная статья на тему 'Банковские и небанковские финансовые институты как основа устойчивой финансовой системы'

Банковские и небанковские финансовые институты как основа устойчивой финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / BANKS AND NON-BANKING FINANCIAL IN-STITUTIONS / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ECONOMIC GROWTH INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетерятников К.С.

В статье рассмотрено понятие финансовой системы как совокупности банков и небанковских финансовых институтов, даны предложения по обеспечению устойчивости финансовой системы за счет использования механизмов прямого кредитования системообразующих промышленных предприятий в регионах РФ через территориальные подразделения Казначейства РФ, а также краудфандинговых кредитных ИТ-платформ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKS AND NON-BANKING FINANCIAL INSTITUTIONS AS STABILE FINANCIAL SYSTEM FRAMEWORK

The author analyzes the concept of financial system as a set ofbanks and non-banking financial institutions and suggests his own solu-tions to ensure financial system stability by using direct lending of system-atically important enterprises in Russian regions via Federal Treasuryterritorial units as well as through crowdfunding P2P platforms

Текст научной работы на тему «Банковские и небанковские финансовые институты как основа устойчивой финансовой системы»

БАНКОВСКИЕ И НЕБАНКОВСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

BANKS AND NON-BANKING FINANCIAL INSTITUTIONS AS STABILE FINANCIAL SYSTEM FRAMEWORK

К.С. ТЕТЕРЯТНИКОВ

генеральный директор ООО «Группа независимых консультантов», кандидат юридических наук, член-корреспондент Международной Академии менеджмента, к.ю.н.

K.S. TETERYATNIKOV

General Director of LLD «Independent Consulting Group», Corresponding Member of the International Academy of Management, Cand. Sc. Law

Аннотация

В статье рассмотрено понятие финансовой системы как совокупности банков и небанковских финансовых институтов, даны предложения по обеспечению устойчивости финансовой системы за счет использования механизмов прямого кредитования системообразующих промышленных предприятий в регионах РФ через территориальные подразделения Казначейства РФ, а также кра-удфандинговых кредитных ИТ-платформ.

Abstract

The author analyzes the concept of financial system as a set of banks and non-banking financial institutions and suggests his own solutions to ensure financial system stability by using direct lending of systematically important enterprises in Russian regions via Federal Treasury territorial units as well as through crowdfunding P2P platforms.

Ключевые слова: финансовая система, банки и небанковские финансовые институты, финансовая устойчивость, стимулирование экономического роста.

Keywords: financial system, banks and non-banking financial institutions, financial stability, economic growth incentives.

Во всех странах мира, независимо от формы их государственного устройства, финансовая система является важнейшей составной частью государства, обеспечивающей экономическое развитие посредством привлечения, распределения и перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами хозяйственной деятельности. При этом, как ни удивительно, законодательство Российской Федерации не содержит четкого определения самого термина «финансовая система», хотя он и фигурирует в названиях нескольких законов [1]. Отсутствие четкого определения понятия финансовой системы влечет за собой многие практические проблемы, связанные как с регулированием и надзором, так и с получением объективной финансово-экономической информации о результатах деятельности субъектов этой системы. Лишь располагая проверенными данными, можно судить о доле, например, рынка финансовых услуг в ВВП, или делать выводы относительно устойчивости финансовой системы в целом и ее отдельных составных частей с учетом реальных или потенциальных системных рисков.

В этой связи следует отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются учеными и практиками разных стран. Подходы различных авторов можно разделить на институциональный (объединение финансовых институтов и учреждений), функциональный (совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств), инструментальный (совокупность финансовых инструментов и услуг). В соответствии с определением Международного валютного фонда (МВФ) «финансовая система включает в себя банки, фондовые рынки, пенсионные и паевые инвестиционные фонды, страховые и инфраструктурные компании, обслуживающие ры-

нок финансовых услуг, центральный банк и другие регулирующие и надзорные органы» [2]. При этом в рамках проведения МВФ совместно с Всемирным банком оценки устойчивости финансовой системы той или иной страны (Financial System Stability Assessment, FSSA) на основе показателей финансовой устойчивости (Financial Soundness Indicators, FSIs) принимаются во внимание также и финансы домохозяйств, и госбюджетные обязательства, и многое другое [3].

Анализ многочисленных попыток дать определение понятию «финансовая система» свидетельствует о сложности ее структуры и содержания. С экономической точки зрения финансовая система является виртуальной частью экономики - она относится к сфере услуг, без которых, впрочем, не может существовать реальный сектор экономики. С другой стороны, государственные бюджетная и налоговая системы являются скорее частью механизма государственного управления, чем сферы услуг. Государственные/муниципальные и негосударственные финансовые ресурсы, безусловно, взаимосвязаны. Так, например, на один только Сбербанк приходится свыше 50% долгов субъектов Федерации перед финансовыми институтами. Если в 2013 году сумма консолидированного долга регионов составляла 1,7 трлн руб., то в 2014 году она превысила 2 трлн руб., включая долги по бюджетным и коммерческим кредитам. И тем не менее, по-видимому, вряд ли доходная часть федерального бюджета на 2014 год в размере 13 570,5 млрд руб может быть учтена в общем объеме активов финансовой системы.

В соответствии с классическим учебником «Финансы» под редакцией А.Г. Грязновой и Е.В. Маркиной финансовая система Российской Федерации состоит из сфер (государственные/ муниципальные финансы и финансы субъектов хозяйствования) и соответствующих им звеньев (бюджеты органов государственной и муниципальной власти и внебюджетные фонды, а также финансы коммерческих/некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей) [4].

Финансовая система США значительно проще, в нее входит всего два элемента: банковская система и рынок финансовых услуг. Банковская система включает в себя финансовые регулято-

ры, основным из которых является Федеральная резервная система (ФРС), коммерческие банки США, отделения и представительства иностранных банков. В отличие от России, где к категории банков относятся институты, в совокупности осуществляющие депозитные, кредитные и расчетно-кассовые операции, исключительной прерогативой американских банков является работа с депозитами. Остальные направления деятельности могут осуществляться как банками, так и небанковскими финансовыми институтами, образующими рынок финансовых услуг. Соотношение объемов активов банковской системы США и рынка финансовых услуг примерно один к одному, что говорит об очень высоком уровне развития сферы финансовых услуг.

Высокое значение рынка финансовых услуг в США подтверждается тем, что в добавление к национальным системно значимым банкам в последние годы появились системно значимые небанковские финансовые институты (Systemically important financial market utilities, SIFMUs), нарушение работы которых может привести к угрозе стабильности финансовой системы США. На сегодняшний день в список входит восемь таких организаций, в том числе крупнейшие клиринговые компании, национальный депозитарий, расчетно-кассовая система CLS, Чикагская товарная биржа.

В России, по данным ЦБ РФ, соотношение банковских активов и активов небанковских финансовых организаций составляет пока 91 на 9 процентов. Небанковскими (некредитными) финансовыми организациями признаются юридические лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;

2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

4) акционерных инвестиционных фондов;

5) клиринговую деятельность;

6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

7) деятельность организатора торговли (электронные торговые площадки);

8) деятельность центрального депозитария;

9) деятельность субъектов страхового дела;

10) негосударственных пенсионных фондов;

11) микрофинансовых организаций;

12) кредитных потребительских кооперативов;

13) жилищных накопительных кооперативов;

14) бюро кредитных историй;

15) актуарную деятельность;

16) рейтинговых агентств;

17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Список финансовых услуг, регулируемых ЦБ России, может быть дополнен за счет компаний по управлению частным капиталом (wealth management services), финансовых советников-консультантов, благотворительных фондов и др. Рынок финансовых услуг быстро растет. Так, например, количество микрофинансовых организаций, осуществляющих кредитование в объеме, не превышающем 1 млн руб., уже превысило 4000.

По состоянию на начало 2015 года объем банковских активов России превысил 67 трлн руб., в то время как ВВП страны за 2014 год составил 72,5 трлн рублей. Если исходить из того, что финансовая система это совокупность банковских и небанковских финансовых институтов (рынка финансовых услуг), то общий объем активов финансовой системы России уже составил 100 процентов ВВП страны. К сожалению, высокие темпы роста объемов прибыли и активов финансовой системы совершенно несопоставимы с темпами роста ВВП за счет кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей. С 2008 года отношение объемов кредитования к ВВП (показатель насыщенности экономики кредитами) постепенно росло - с 33,6% до 42% в 2013 году, но уже в 2014 году упало до 41,6%. Причем если вычесть расходы на проведение Олимпиады в Сочи, этот показатель был бы еще ниже.

Ситуацию усугубляет и высокая концентрация собственности нефинансовых активов. В соответствии с опубликованными спи-

сками системообразующих предприятий 76% ВВП приходится всего на 199 компаний. В условиях такой структуры промышленных и банковских активов (на два системообразующих банка - Сбербанк и ВТБ - приходится свыше 50% банковских активов страны) экономика не может успешно развиваться. Необходима конкуренция как в банковском, так и в промышленном секторах экономики. В противном случае даже выделение 1 трлн руб. на докапитализацию банковской системы вряд ли даст ожидаемый результат.

Более того, эффективность такого использования средств Фонда национального благосостояния вызывает большие сомнения. Программа охватывает всего 27 из около 850 российских банков, государство имеет участие в капитале не всех из них. Получается, что банки с частным капиталом получают практически бесплатную и безвозмездную поддержку за счет налогоплательщиков. Вместе с тем в соответствии с рекомендациями Financial Stability Board (Совета по финансовой устойчивости), созданного после мирового финансового кризиса 2007-2009 годов Группой 20 ведущих индустриально развитых стран мира (G-20), государство должно оказывать помощь в рамках реализации программ финансового оздоровления (bailout) только после того, как акционеры банка приняли все возможные меры по предотвращению банкротства. Для этого в 2013 году ЦБ РФ и потребовал от системно значимых банков представить планы восстановления платежеспособности за счет акционеров (так называемые living wills или recovery plans). По данным российских СМИ, из представленных банками документов лишь один был рассмотрен и утвержден Банком России. Остальные были отправлены на доработку и в ЦБ РФ повторно представлены так и не были.

Государство, выступающее в роли акционера, безусловно, обязано поддержать банки с госучастием в случае наступления негативных последствий, вызванных внешними обстоятельствами. Однако даже при этом антикризисная программа Правительства РФ на 2015 год должна обеспечить максимально эффективное использование каждого рубля, выделяемого из Фонда национального благосостояния или Резервного фонда, подразумевающее не только его возврат в установленный срок (или по мере возможности), но и определенную прибыль.

Банки же, получившие поддержку государства, вряд ли смогут обеспечить наращивание кредитного портфеля за счет представителей реального сектора экономики, поскольку высокие кредитные ставки, установленные на основе ключевой ставки ЦБ РФ, явно превышают нормы рентабельности львиной доли промышленных производителей. Субсидирование же ставок со стороны Правительства РФ ведет к дополнительным расходам и без того весьма ограниченных ресурсов государства.

В сложившихся условиях представляется целесообразным рассмотреть возможность использования механизмов прямого льготного (под 3-5% годовых) кредитования системообразующих промышленных предприятий в регионах РФ со стороны государства через территориальные подразделения Казначейства РФ, которые совместно с представителями Счетной палаты РФ смогут обеспечить контроль за поступлением и целевым использованием средств, поступивших из ФНБ или Резервного фонда на спецсчета Казначейства. Как представляется, особый акцент должен быть сделан на адресной поддержке тех отраслей и производств, которые при минимальных государственных инвестициях могли бы обеспечить сбыт своей конкурентоспособной продукции как в России, так и за рубежом. Информацией о таких предприятиях располагают, как правило, руководители субъектов Федерации, получающие минимум государственных дотаций.

Россия обладает большими и еще неиспользованными резервами, и не только финансовыми, но и организационными (до 80% поручений и распоряжений даже Президента РФ и Председателя Правительства РФ не выполняются). Большой эффект могли бы дать антикоррупционные мероприятия, судебная реформа, аудит корпоративных долгов всех компаний и банков, как с государственным участием, так и частных (около 650 млрд долл. США), с целью установить, на какие цели были потрачены кредиты, взятые за рубежом. Ведь как показывает опыт мирового финансового кризиса 2007-2009 годов, государство (точнее сказать, налогоплательщики) несет ответственность по обязательствам компаний и банков с госучастием не только как учредитель, но и как неофициальный гарант по международным обязательствам. Отказ любой госкомпании или банка от исполнения взятых на себя обя-

зательств может привести к эффекту домино, что повлечет за собой крайне тяжелые последствия для государства, вплоть до его дефолта. Не исключено, что в случае выявления случаев мошенничества и вывода полученных кредитов за рубеж можно будет поставить вопрос о репатриации незаконно выведенных капиталов.

Кроме того, было бы целесообразно рассмотреть возможность стимулирования деятельности среднего и малого бизнеса за счет внедрения получивших широкое распространение в США, Великобритании и Китае краудфандинговых кредитных платформ P2P (peer-to-peer). Краудфандинг (или народное финансирование, от англ. сгowd funding, сгowd - «толпа», funding - «финансирование») - это коллективное сотрудничество физических и/или юридических лиц, которые добровольно объединяют свои капиталы или иные финансовые ресурсы через Интернет для получения прибыли от совместных инвестиций. Как правило, речь идет о финансировании стартапов, малого и среднего бизнеса.

В январе 2015 года крупнейшая в мире компания электронной коммерции Alibaba подписала контракт с американской компанией - оператором P2P платформы Lending Club, предусматривающий использование этой платформы представителями малого бизнеса США для закупок китайских товаров на сайте alibaba.com. По соглашению с Alibaba, сервис Lending Club позволяет получить мгновенный кредит на сумму до 300 долл. США за пять минут под 0,5% годовых. Платформа Lending Club, созданная, кстати, дочерним венчурным фондом крупнейшего банка США Wells Fargo восемь лет назад (инвестиции составили 18 млн долл. США), на сегодняшний день имеет капитализацию 7 млрд долл. США). Наряду с Lending Club крупнейшими P2P платформами в США являются Prosper и Funding Circle. В Великобритании - Zopa и Global Investments. Если в США и Великобритании количество подобных платформ не превышает нескольких десятков, то в Китае их уже свыше тысячи.

В апреле 2012 года президент США Барак Обама в рамках реализации программы по стимулированию малого и среднего бизнеса подписал закон под названием JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), позволяющий стартап-компаниям посредством P2P платформ собирать до 1 млн долл. США в качестве ак-

ционерного капитала (без получения разрешения на покупку-продажу акций, как это практиковалось ранее).

В России платформы Р2Р имеются, но широкого распространения пока не получили. В 2014 году на основе платформы Be-Winemaker («Стань виноделом») группой компаний «Легенда Крыма» был запущен проект развития виноделия в Крыму, призванный помочь ослабевшей экономике региона последством восстановления посадок уникальных сортов винограда. Концепция предусматривает возможность приобретения крымчанами по льготной цене через онлайн-сервис Be Winemaker высаженной лозы. Проект привлек внимание российских и иностранных инвесторов. В 2015 году «Легенда Крыма» должна приступить к строительству винодельческого завода стоимостью примерно в 40 млн евро.

Платформы Р2Р могут использоваться как для прямой поддержки экономически оправданных проектов среднего и малого бизнеса, так и для перекрестного финансирования субъектами Федерации и муниципалитетами, а также хозяйствующими субъектами инвестиционных проектов на взаимовыгодных условиях.

Таким образом, стимулирование государством роста экономики посредством прямого льготного кредитования системообразующих промышленных предприятий в регионах РФ через территориальные подразделения Казначейства РФ, а также использования краудфандинговых кредитных ИТ-платформ может способствовать укреплению стабильности финансовой системы, понимаемой как совокупность банков и небанковских финансовых институтов, осуществляющих свою деятельность на рынке финансовых услуг.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 73-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 75-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

2. Устойчивость финансовой системы. Справочная информация. Financial System Soundness, Factsheet (October 1, 2014). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.imf.org/external/ np/exr/facts/banking.htm

3. Показатели финансовой устойчивости. Financial Stability Indicators. Электронный ресурс. Режим доступа: http://data.imf.org/? sk=9F855EAE-C765-405E-9C9A-A9DC2C1FEE47.

4. Финансы: учебник под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - С. 29.

Bibliographical list

1. Federal'nyj zakon ot 13 oktjabija 2008 goda № 73-FZ «O do-polnitel'nyh merah po podderzhke finansovoj sistemy Rossijskoj Fed-eracii» i Federal'nyj zakon ot 21 ijulja 2014 g. № 75-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 4 i 5 Federal'nogo zakona «O dopolnitel'nyh merah po podderzhke finansovoj sistemy Rossijskoj Federacii».

2. Ustojchivost' finansovoj sistemy. Spravochnaja informacija. Financial System Soundness, Factsheet (October 1, 2014). Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/ banking.htm

3. Pokazateli finansovoj ustojchivosti. Financial Stability Indicators. Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://data.imf.org/? sk=9F855EAE-C765-405E-9C9A-A9DC2C1FEE47.

4. Finansy: uchebnik pod red. A.G. Grjaznovoj, E.V. Markinoj. -2-e izd., pererab. i dop. - M.: Finansy i statistika, 2012. - S. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.