в жизни современной женщины / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Женщина и карьера» - М., 2004. С. 81.
3. Игебаева Ф.А., Шарипова Э.Я. Профессиональная карьера женщин и семья. // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 43. С. 387-390.
4. Игебаева Ф.А. Женщина перед выбором: семья или карьера? //Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум». № 6 (19) -2015.- С.70-72.
5. Игебаева Ф.А. Ролевые модели поведения в современных управленческих технологиях //Перспективы развития современной России (экономический, социальный, философский, правовой аспекты) Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011. С. 98 - 100.
6. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства» // Современные проблемы мировой науки - 2014. В сборнике: Strategiczne pytania swiatowej паик - 2014 Materialy X mi$dzynarodowej naukowi-praktycznej ко^егепсД. 2014. С. 34-40.
7. Игебаева Ф.А. Социальные проблемы воспроизводства населения и укрепления городской семьи. диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 1989.
8. Златин П.А. и др. Этика деловых отношений: Практикум / Под ред.Златина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 252 с.
УДК 330
Исламова Г.Н. студент БашГУ
Курманова Л.Р., доктор экономических наук научный руководитель, профессор Россия, г. Нефтекамск БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Банковская система России - разнообразная и сложная система, включающая два уровня. На ее верхнем уровне расположен Центральный банк, на втором - кредитные организации, которые включают в себя банки и небанковские кредитные организации (НКО). Существует и ряд микрофинансовых организаций (МФО), негосударственные пенсионные фонды (НПФ), иные финансовые организации, деятельность которых хоть и регулируется Банком России, но в банковскую систему не входят.
В ряде развитых стран, в отличие от России, сложилась трехуровневая система, включающая помимо тех двух уровней, которые имеются в российской системе, еще и третий, как раз таки включающий «парабанковские» институты вроде МФО, НПФ, кредитные кооперативы и т. п. В России же, несмотря на их наличие, «третьего уровня» как
полнофункциональной части системы нет. Тем не менее, банковская система России является в настоящее время зрелым рыночным институтом, который за 26 лет продвижения российской экономики по пути к рынку овладел значительным потенциалом к самостоятельному развитию[2].
Однако, указанный период был ознаменован неоднократными кризисными явлениями, каждое из которых можно охарактеризовать собственным и, в определенной степени, уникальным синтезом внутри- и внешнеэкономических рисков, определявших глубину и длительность финансовых кризисов. Кризисные обстоятельства потребовали активных действий как со стороны собственно кредитных организаций, так и государственных регуляторов, основным из которых является Банк России -Центральный Банк Российской Федерации (а также, например, Агентство страхования вкладов, занимающееся, в том числе, вопросами банкротства кредитных организаций).
Таким образом, в целом, развитие банковской системы страны происходило посредством поиска соответствующих ответов на кризисные явления [5]. Такими ответами за эти годы стали: постоянное увеличение минимиального размера капитала банков, что сильно сократило их количество по сравнению с 90-ми годами (в том числе, и за счет укрупнения, поглощения), введение системы страхования вкладов и средств индивидуальных предпринимателей на текущих счетах (что упростило для рядовых потребителей множество вопросов, связанных с возможностью банкротства банков), допуск на российский рынок крупных иностранных игроков (Райффайзенбанк, BSGV, некоторых иных), с открытием их дочерних банков здесь, и при одновременном выходе российских банков на иностранные рынки (Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, притом, не только в страны СНГ, но и в такие страны как Словакия, Турция, африканские и азиатские страны), усиление регулирования в банковской сфере (борьба с легализацией средств, нажитых преступным путем, с незаконной банковской деятельностью, с криминальными схемами, используемыми, в том числе, банками, с уклонением от налогов, а также жесткий контроль за соблюдением нормативов, усиление проверок и т. п.). 2013-2015 гг. для банковской системы России оказались негативными: если до этого имел место рост кредитования, доходов банков, то, начиная с 2013 г., система испытывает значительные кризисные явления.
Так, прошедший 2015 г. оказался наиболее сложным для экономики РФ, корпоративного и банковского секторов, населения страны в целом. Основные тенденции развития банковской системы России за 2009-2015 гг. рассмотрим в таблице 1 [4].
Таблица 1 - Показатели банковской системы России за 2009-2015 гг.
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Макроэкономические показатели
ВВП, трлн. руб. 26,9 33,0 41,3 39,1 45,2 55,8 62,4
Инфляция, % год. 8,8 8,78 6,10 6,58 6,45 11,36 12,90
Участники банковской деятельности
Кол-во кредитных организаций, тыс. шт. 1,35 1,30 1,23 1,18 1,15 1,11 1,09
в т.ч. С иностранным участием, тыс. шт. 0,15 0,20 0,22 0,23 0,22 0,23 0,24
Количество филиалов, тыс. шт. 3,28 3,46 3,47 3,18 2,93 2,81 2,35
Количество ДО, ККО, ОО, тыс. шт. 16,00 21,02 24,22 25,00 26,38 29,65 32,96
Совокупные показатели банковской системы
Активы, трлн. руб. 14,0 20,2 28,0 29,4 33,8 41,6 49,5
Собственный капитал, трлн. руб. 1,7 2,7 3,8 4,6 4,7 5,2 6,1
Депозиты физических лиц, трлн. руб. 3,8 5,2 5,9 7,5 9,8 11,9 14,3
Депозиты организаций, трлн. руб. 2,1 3,5 4,9 5,5 6,0 8,4 9,6
Финансовый результат, трлн. руб. 0,4 0,5 0,4 0,2 0,6 0,9 1,0
Средневзвешенные ставки по срочным продуктам до 1 года, руб.
Ставка по депозитам физических лиц, % год. 4,0 5,2 7,0 8,2 4,9 5,7 6,1
Ставка по депозитам юридических лиц, % год. 4,3 4,2 6,9 4,9 3,0 5,4 6,1
Ставка по кредитам физических лиц, % год. 17,9 20,9 27,0 29,3 24,7 24,6 23,7
Ставка по кредитам юр.лиц, % год. 10,5 10,8 15,5 13,7 9,1 9,3 9,4
Характеризуя показатели развития банковской системы России за последние 6 лет, можно отметить следующее. Большинство проанализированных параметров имеют положительную динамику, что указывает на устойчивый количественный рост. Темпы прироста банковских активов опережают динамику ВВП, а соотношение активов к ВВП за исследуемый период увеличилось более чем в 1,5 раза - до уровня 80 %. Вместе с тем ряд показателей, которые отражают эффективность банковской деятельности (уровень конкуренции, стоимость ресурсов и т.д.) вызывает обеспокоенность. Далее представлены результаты более детального анализа
[3].
Тенденции качественного характера. Следует отметить устойчивые тенденции в изменении структуры банковского сектора России:
1. Монополизация. Наблюдается сокращение количества участников
почти на 20 %, а также ослабление конкуренции, структурирование рынка в пользу крупных банков (совокупность активов 5 крупнейших банков возросла с 43 до 50 %).
2. Национализация. Государство принимает участие в капитале 8 из 20 крупнейших банков, их доля рынка составляет более 50 %, частный капитал вытесняется.
3. Федерализация. Сокращение числа участников в большей степени вызвано процессами банковской интеграции, в том числе поглощением федеральными банками региональных для выхода на локальные рынки.
4. Централизация. Наряду с региональными поглощениями происходит концентрация процессов управления за пределами регионов, то есть сокращение количества филиалов (почти на 30%) и расширение несамостоятельных структурных подразделений (в 2 раза).
5. Глобализация - усиление зарубежного присутствия (число организаций с иностранным участием выросло в 1,5 раза), развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями (IFC, EBRD и пр.).
Объединяя выявленные тенденции, можно говорить о процессах консолидации в банковской системе в двух направлениях: государственная монополизация и сокращение региональной самостоятельности. Эти события в некотором смысле увязаны с развитием экономики, политики, общества в России за последние годы. Тем не менее, необходимо обозначить риски сохранения таких тенденций:
1. Негативное влияние на внешнюю среду (клиентов банков и экономику в целом), возникающее из сокращения конкуренции. Уже сейчас говорят о невозможности для частных банков конкурировать с государственными участниками за привлекательных корпоративных клиентов. В дальнейшем такие условия могут распространиться на банковский сектор в целом, что подтверждают приведенные ранее цифры об увеличении концентрации активов. Негативные последствия ограничения конкуренции известны: снижение доступности и качества предоставляемых услуг, что может означать ухудшение условий кредитования реального сектора экономики.
2. Отрицательное воздействие на внутреннюю среду (устойчивость банковской системы), что связано с недостаточной эффективностью государственного управления. Государственные банки России имеют более низкую рентабельность активов (1,5 % против 2,1 %) и более высокую долю просроченной задолженности в кредитном портфеле (8,1 % против 4,2 %) по сравнению с частными. В случае возникновения кризисной ситуации, если господдержка окажется невозможной, это значительно скажется на устойчивости отдельных банков и системы в целом.
В связи с выявленными негативными факторами, необходимо определить некоторые возможные мероприятия, направленные на содействие развитию банковского сектора. Во-первых, необходимы новые
источники долгосрочного фондирования, а также механизмы гарантирующие вложение банками получаемых ресурсов в кредитование реального сектора. В качестве примера можно использовать процесс легализации вкладов без права досрочного востребования. Новыми мерами могли бы стать обязательное размещение части резервного фонда и фонда национального благосостояния в периметре банковской системы России. Во-вторых, нужно изменить условия, мотивирующие банки развивать кредитование потребителей. В-третьих, необходимо принимать системные меры по улучшению процессов взыскания проблемной задолженности.
Использованные источники:
1. Спицын, В.В. Особенности развития современной банковской системы России / В.В. Спицын // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 614-617.
2. Тосунян, Г.А. Доклад Президента Ассоциации российских банков / Г.А. Тосунян // Деньги и кредит. - 2015. - № 5. - С. 64.
3. Трофимов, Д.В. Особенности управления продажами розничных банковских услуг в малых и средних банках в РФ как в самоорганизующихся системах / Д.В. Трофимов // Российское предпринимательство. - 2016. - №2 (224). - С. 48-53.
4. Чугунов, А.В. Банковский сектор региона: анализ факторов развития / А.В. Чугунов // Деньги и кредит. - 2015. - №2. - С. 22-26.
5. Шарипов, М.А. Перспективы привлечения зарубежных инвестиций в банковскую систему РФ / М.А. Шарипов // Российское предпринимательство. - 2015. - №8-1 (116). - С. 50-54.
6. Шушакова, А.А. Особенности развития современной банковской системы России / А.А. Шушакова // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 655657.
УДК 316.6
Ишемгулов А.Ш. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ МЕНЕДЖЕРА Аннотация: В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного менеджера. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.
Ключевые слова: деловое общение, культура речи, речевой этикет, коммуникативная компетентность.
Для современного человека, претендующего на звание «культурного и образованного», низкая культура общения «должна бы считаться таким же неприличным явлением как неумение читать и писать». Речь - это лучший паспорт человека. Сегодня новые экономические и социальные условия