Научная статья на тему 'Банковская конкуренция: проблемы и направления развития'

Банковская конкуренция: проблемы и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANK COMPETITION / COMMERCIAL BANK / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишутина И. А.

Целью исследования является определение дальнейшего направления развития конкуренции на российском банковском рынке. Выделены два возможных сценария: дальнейшее развитие системы государственных банков или стимулирование здоровой конкуренции между коммерческими банками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKING COMPETITION: PROSPECTS AND TRENDS

The aim of the study is to determine the future direction of development of competition in the Russian banking market. Identified two possible scenarios: further development of the system of state banks or encourage healthy competition between commercial banks

Текст научной работы на тему «Банковская конкуренция: проблемы и направления развития»

В России и Ростовской области, в частности, отсутствует сбалансированность уровня поступления и расходования средств на экологические мероприятия. Доля доходов консолидированного бюджета РФ от экологических налогов и платежей доходит до 4,7 % от ВВП. При этом расходы на охрану окружающей среды составляют лишь 0,1 % от ВВП в максимальном значении, причем прослеживается тенденция к их снижению. Аналогичная ситуация наблюдается и в Ростовской области: по данным консолидированного бюджета региона за 2007-2011 гг., объем поступлений от экологических налогов и платежей в консолидированный бюджет превышает величину расходов на охрану окружающей среды на 0,1-0,5 % от ВВП [5].

Такая ситуация свидетельствует о нецелевом использовании финансовых ресурсов, получаемых от экологических налогов и платежей, поскольку указанные средства направляются на цели, не связанные с охраной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности страны. Указанные финансовые ресурсы зачисляются в бюджеты различных уровней и ввиду отсутствия в настоящее время целевого характера их дальнейшего расходования не идут на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Экологические платежи не могут рассматриваться только как источник пополнения общих доходов государства и должны использоваться для природоохранных целей. Для этих целей представляется целесообразным введение системы специальных фондов, на счета которых будут поступать и откуда будут расходоваться средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

По мнению автора, объем денежных средств сопоставимый с суммами, поступившими в бюджет от экологических налогов и платежей, необходимо направлять в экологический фонд, что позволит обеспечить значительное финансирование государственным сектором природоохранных мероприятий - на уровне 3-4,7 % от ВВП, что значительно превзойдет мировые показатели по уровню расходов по обеспечению экологической безопасности (совокупная доля расходов на охрану окружающей среды в Европейском союзе - 27 составляет 2,04 - 2,26 % к ВВП) [6].

Введение системы экологических фондов представляется целесообразным по аналогии с Инвестиционным фондом, который объединяет в себе расходы, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов в области инфраструктуры, и введенным с 2011 г. Федеральным дорожным фондом, как обособленной части федерального бюджета, созданная с целью аккумулирования средств, полученных от пользователей автодорог, и направления их исключительно на дорожное хозяйство.

При создании экологических фондов в Российской Федерации и Ростовской области необходимо учитывать принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, а также принцип единства кассы. В связи с этим предлагается по аналогии с дорожным фондом Федеральный экологический фонд формировать как бюджетный фонд, в составе Федерального бюджета, а принятие решения о создании региональных и местных дорожных фондов предоставить субъектам РФ и муниципалитетам соответственно. При создании экологических фондов никакой целевой привязки доходов к расходам не производить. Однако, для определения объема природоохранных расходов необходимо учитывать объем поступления от экологических налогов. Таким образом, принцип совокупного покрытия расходов бюджетов остается незыблемым, а наполнение экологических фондов осуществляется за счет общего объема доходов федерального бюджета.

Предлагаемые направления совершенствования системы финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности позволят, с одной стороны, гибко регулировать общественные отношения в направлении реализации политики экологической безопасности, с другой стороны, обеспечивать формирование необходимых средств для природоохранных целей.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики РФ / http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/account/#;

2. Бенуа Боске. Экологизация налоговой системы в России. - М.: Российский университет, 2001. - с. 55

3. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами: Научно-практическое пособие. - М.: ООО «Статус-Кво 97», 2005. - С.13

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 721 «О ликвидации Федерального экологического фонда Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4116.

5. Отчеты об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области за 2007-2011 гг. // Министерство финансов Ростовской области / http://www.minfinro.rsu.rU/docs/s/27

6. Statistics Explained. Eurostat. Environmental protection expenditure /

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Environmental_protection_expenditure

Ишутина И.А.

Магистрант 2 курса, направления Экономика, программа Банки и банковское дело; Тюменский государственный университет,

Финансово-экономический институт.

БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Целью исследования является определение дальнейшего направления развития конкуренции на российском банковском рынке. Выделены два возможных сценария: дальнейшее развитие системы государственных банков или стимулирование здоровой конкуренции между коммерческими банками.

Ключевые слова: банковская конкуренция, коммерческий банк, банковская система

Ishutina I.A.

Master student 2 course, the direction of Economics, the program Banks and Banking; Tyumen State University, The Financial and

Economic Institute

BANKING COMPETITION: PROSPECTS AND TRENDS

Abstract

The aim of the study is to determine the future direction of development of competition in the Russian banking market. Identified two possible scenarios: further development of the system of state banks or encourage healthy competition between commercial banks

Key words: Bank competition , Commercial bank, Banking system

В основу экономического устройства нашего государства заложены гарантии единства экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Отечественный рынок банковских услуг сегодня можно разделить по характеру конкуренции. Такая классификация позволяет выделить:

1) конкуренцию между коммерческими банками со 100-процентным российским капиталом

2) конкуренцию между банками с российским и иностранным капиталом

3) конкуренцию между частными коммерческими банками и банками с государственным участием в капитале.

В настоящее время банковское сообщество стоит перед выбором: дальнейшее развитие системы государственных банков или стимулирование здоровой конкуренции между коммерческими банками. Независимо от того, что меры, принятые в послекризисное

38

время, были понятны и оправданы, чтобы в ближайшее время государству осуществить подъем экономики, необходимо снижать свое влияние на банковскую систему. Поэтому следует придерживаться определенных стратегических перспектив:

1) необходима концентрация госучастия в малом числе банков для повышения эффективности и качественного управления государственной долей в капитале банков;

2) требуется снижение удельного веса государственного участия в совокупном капитале коммерческих банков для повышения конкуренции на российском банковском рынке.

Банковское сообщество также может и должно развивать конкуренцию на финансовом рынке. Для этого необходимо осуществлять следующие действия:

1) Поддержание различий в операционных издержках. В результате данного действия финансовые компании с высокими издержками и неоптимальной структурой недополучают прибыль. Операционные издержки у крупных банков выше, это дает конкурентные преимущества небольшим банкам.

2) Поддержка присутствия на финансовом рынке банков, занимающих разные его доли: несогласие других участников рынка лишает лидеров сверхприбылей. Небольшие банки должны сменить стратегические ориентиры и найти свою специализацию, поможет им занять прочные позиции на банковском рынке.

3) Активное развитие инфраструктуры банковского бизнеса в соответствии с принципом "раскрытие информации и прозрачность". Данная мера укрепит доверие клиентов к банкам разных масштабов и с разной структурой собственности.

Также необходимо в ближайшее время принять меры для:

- совершенствования понятия конкуренции на финансовом рынке и определения границ финансового рынка, поскольку данное понятие в отечественном гражданском законодательстве не соответствует технологиям банковского дела;

- стимулирования раскрытия информации банками об услугах, крупных клиентах ( в соответствии с МСФО(IFRS)8);

- применения методик определения степени монополизации финансового рынка. В качестве основы для разрабатываемой методики можно принять индекс Херфиндаля-Хиршмана, а также адаптировать подход, предлагаемый МСФО(IFRS)8.

Все перечисленное выше поможет развития межбанковской конкуренции, положительно скажется на условиях обслуживания клиентов, а также будет способствовать развитию и укреплению экономики в целом.

Литература

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.constitution.ru/

2. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. Пособие / Под.ред. О.Г. Семенюты. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. -448 с.

Ишутина И.А.

Магистрант 2 курса, направления Экономика, программа Банки и банковское дело; Тюменский государственный университет,

Финансово-экономический институт.

БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация

Данная статья определяет конкуренцию как важный элемент рынка - хозяйственной системы. Банковская конкуренция представляет собой разновидность рыночной конкуренции. Она формируется по мере осуществления кредитными организациями денежно-кредитной, расчетно-платежной и иной деятельности, связанной с разработкой и реализацией на банковском рынке своих продуктов и услуг.

Ключевые слова: банковская конкуренция, коммерческий банк, конкурентоспособность

Ishutina I.A.

Master student 2 course, the direction of Economics, the program Banks and Banking; Tyumen State University, The Financial and

Economic Institute

BANK COMPETITION AND COMPETITIVENESS: THEORETICAL ASPECTS

Abstract

This article defines competition as an important element of the market - the economic system. Banking competition is a form of market competition. It is formed with the implementation of the monetary and credit institutions, credit, settlement and payment and other activities associated with the development and implementation of the banking market their products and services.

Key words: Bank competition , Commercial bank, competitiveness

Одной из разновидностей рыночной конкуренции является конкуренция на финансовом рынке. Конкуренция в банковской сфере представляет собой более сложную систему, чем в любом другом секторе экономики. Ее специфика определяется многими моментами. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Область конкуренции, то есть сфера финансовых услуг, виды продукции и рынки, на которых осуществляется независимое соперничество конкурентов.

Предмет конкуренции - услуга, с помощью которой кредитные организации стремятся привлечь денежные ресурсы клиентов. В широком смысле - это удовлетворение потребности. В узком - выявление конкурентов, оказывающих услуги, либо услуги-заменители.

Объект конкуренции на финансовом рынке - это клиент, то есть юридическое или физическое лицо, пользующееся определенным набором финансовых услуг.

Субъект конкуренции - это конкурент, то есть кредитная или иная организация, предоставляющая на финансовый рынок свою продукцию и услуги.

Если следовать буквальному значению термина "банковская конкуренция", то следовало бы рассматривать отношения, которые складываются исключительно между банками. Однако это было бы неправильно: каждый отдельно взятый коммерческий банк имеет дело с весьма разнообразными конкурирующими с ним продавцами банковских услуг. Таким образом, субъектами банковской конкуренции являются не только сами банки, но и все другие финансовые и нефинансовые учреждения - участники банковского рынка.

Конкуренция на банковском рынке выступает как стимулирующий фактор, который побуждает конкурентов:

- расширить круг банковских услуг;

- улучшить качество банковской продукции;

- оперативно регулировать цены на эту продукцию.

Конкуренция стимулирует банки к переходу на более эффективные способы функционирования.

Одна из важнейших характеристик банковской услуги - ее конкурентоспособность. Она наиболее четко отражает сущность банковской конкуренции.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.