Научная статья на тему 'Банковская деятельность в Российской Федерации: тренды и вызовы'

Банковская деятельность в Российской Федерации: тренды и вызовы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / розничный банковский бизнес / финансовые технологии / стратегия развития / digitalization / retail banking / financial technologies / development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денис Владимирович Пономарев, Сергей Павлович Колчин

В настоящее время банковская сфера в России находится на перепутье, сталкиваясь с новыми вызовами и возможностями. Банки активно развивают цифровые технологии, стремятся к улучшению качества обслуживания клиентов и адаптируются к строгим регуляторным требованиям. Текущее состояние банковской системы отражает динамичные изменения внешней среды и внутренних процессов, которые влияют на ее деятельность и будущее развитие. В статье представлен анализ текущего состояния банковской сферы и сферы финансовых технологий в России и мире, а также определены ключевые тренды развития и вызовы участникам рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денис Владимирович Пономарев, Сергей Павлович Колчин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Banking in the Russian Federation: trends and challenges

The banking industry in Russia is currently at a crossroads, facing new challenges and opportunities. Banks are actively developing digital technologies, striving to improve the quality of customer service and adapting to strict regulatory requirements. The current state of the banking system reflects the dynamic changes in the external environment and internal processes that affect its operations and future development. The article analyzes the current state of the banking and financial technology industry in Russia and globally and identifies key development trends and challenges for market participants.

Текст научной работы на тему «Банковская деятельность в Российской Федерации: тренды и вызовы»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 110—117. Audit journal. 2024;(2):110—117.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-2-110-117 NIION: 201 7-0074-2/24-046

EDN: https://elibrary.ru/FSQZMF MOSURED: 77/27-021-2024-02-246

Банковская деятельность в Российской Федерации:

тренды и вызовы

Денис Владимирович Пономарев1, Сергей Павлович Колчин2

1 2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия

1 denis.ponomarev.97@yandex.ru

2 ksp61@mail.ru

Аннотация. В настоящее время банковская сфера в России находится на перепутье, сталкиваясь с новыми вызовами и возможностями. Банки активно развивают цифровые технологии, стремятся к улучшению качества обслуживания клиентов и адаптируются к строгим регуляторным требованиям. Текущее состояние банковской системы отражает динамичные изменения внешней среды и внутренних процессов, которые влияют на ее деятельность и будущее развитие. В статье представлен анализ текущего состояния банковской сферы и сферы финансовых технологий в России и мире, а также определены ключевые тренды развития и вызовы участникам рынка.

Ключевые слова: цифровизация, розничный банковский бизнес, финансовые технологии, стратегия развития

Для цитирования: Пономарев Д.В., Колчин С.П. Банковская деятельность в Российской Федерации: ключевые тренды и вызовы // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 110—117. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-110-117. ЕР1\1: https://elibrary.ru/FSQZMF.

FINANCE

Original article

Banking in the Russian Federation: trends and challenges

Denis V. Ponomarev1, Sergey P. Kolchin2

1 2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

1 denis.ponomarev.97@yandex.ru

2 ksp61@mail.ru

Abstract. The banking industry in Russia is currently at a crossroads, facing new challenges and opportunities. Banks are actively developing digital technologies, striving to improve the quality of customer service and adapting to strict regulatory requirements. The current state of the banking system reflects the dynamic changes in the external environment and internal processes that affect its operations and future development. The article analyzes the current state of the banking and financial technology industry in Russia and globally and identifies key development trends and challenges for market participants.

Keywords: digitalization, retail banking, financial technologies, development strategy

For citation: Ponomarev D.V., Kolchin S.P. Banking in the Russian Federation: trends and challenges // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):110—117. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-110-117. EDN: https://elibrary.ru/FSQZMF.

© Пономарев Д.В., Колчин С.П., 2024

Банковскую сферу в России можно определить как одну из самых динамичных сфер деятельности. Во многом это обусловлено наличием широкого набора инструментов, квалифицированных кадров и необходимого финансирования для развития новых банковских и небанковских продуктов, а также новых прогрессивных моделей обслуживания. Российский банковский рынок имеет свойство оперативно адаптироваться к различным ограничениям, экономическим потрясениям и новым технологиям. Чаще всего именно банки являются локомотивом развития цифровизации финансовых услуг.

Определение направлений цифрового развития зачастую происходит с учетом текущей экономической ситуации, а также новых финансовых решений, представленных на мировом рынке. Одним из мировых трендов последних десяти лет являются мобильные приложения. В сфере банкинга они стали основным инструментом взаимодействия с клиентом. В свою очередь мобильные приложения банков дали стимул к развитию таких сервисов, как: цифровые кошельки, онлайн-оплаты и оплаты по QR-кодам, а также применение умных устройств и встроенных ассистентов в сценариях ежедневных банковских операций. Концепция daily banking (банк на каждый день) делает банк партнером в решении разнообразных финансовых и нефинансовых задач на каждый день. Обеспечить такой клиентский опыт возможно только при наличии омниканального доступа ко всем банковским продуктам и услугам. Омниканальность, в данном случае, следует понимать как доступность услуги на всех каналах взаимодействия клиента с банком, например: по горячей линии, в онлайн-кабинете, мобильном приложении, банкомате или офисе обслуживания. В мировом рынке можно выделить усиление роли технологий, которые были разработаны через финтех. Технологии искусственного интеллекта, облачные технологии, использование больших данных оказали влияние не только на подход к работе с клиентами, но также изменили бизнес-процессы, подходы к управлению и даже корпоративную культуру организаций на рынке. Финансовые игроки стали уделять значительное внимание анализу

данных своих пользователей, определяя ключевые закономерности и модели поведения. Данный подход позволяет сформировать и предложить клиентам персональные условия на продукты и услуги. Персонализация предложений значительно повышает конверсию в продажу, что помогает сервису наполнить клиента различными продуктами и сформировать длительные отношения.

Отдельно стоит выделить тренд на развитие цифровых валют эмитентом, в качестве которых уже выступают центробанки как развитых, так и развивающихся стран. Интерес инвесторов к диверсификации своих вложений, в том числе в цифровые валюты и крип-товалюты, значительно вырос на фоне активных инвестиций в данной сфере. В этой ситуации центральные банки стремятся вывести значительные финансовые средства населения из тени и неподконтрольных криптова-лют, выпуская собственные цифровые валюты. Среди их преимуществ выделяют наличие обеспечения данной валюты в металлах, а также гарантии от эмитента в сохранности средств. Однако интерес к независимым криптовалютам продолжает расти в связи с их потенциальной доходностью, обусловленной высоким риском и зависимостью от внешних факторов.

Новые технологии стимулируют рост видов и объемов операций, проводимых банками и другими финансовыми игроками. Вместе с этим растет и перечень норм регулятора, которые участники рынка должны выполнять. Таким образом, на мировом рынке сформировался тренд на регтех — технологии, которые позволяют банкам выполнять необходимые регуляторные обязательства.

Многие мировые тренды имеют свое отражение и в банковской деятельности в России. В первую очередь необходимо отметить изменение потребительского поведения граждан. Здесь на первое место вышли стремление к экономии и сокращение горизонта финансового планирования у клиентов, что ведет к переносу крупных трат. Это обусловлено как санкционным давлением на страну, так и изменением ключевой ставки Банка России, значение которой выросло с 7,5 до 16% годовых за шесть месяцев 2023 г. (рис. 1).

Источник: составлено автором по данным Банка России.

Рис. 1. Динамика ключевой ставки Банка России

Несмотря на рост уровня тревожности населения, следует отметить повышение финансовой грамотности населения, что также влияет на мотивацию участников рынка финансовых услуг. Более 70% россиян имеют средний или высокий уровень финансовой грамотности. На фоне роста ключевой ставки Банка России выросли ставки по сберегательным продуктам во многих банках, что привлекло многих граждан к данному способу компенсации инфляции. Таким образом, открытие накопительного счета или вклада стало самым популярным способом сбережения у клиентов. В свою очередь, формирование консервативных сбережений свидетельствует о появлении финансовой устойчивости у жителей России и адаптации к сложным цифровым продуктам, предлагаемых банками.

Для клиентов российских банков свойственно также использование сервисов безналичных платежей и переводов. В 2023 г. российский рынок платежных услуг продолжил развиваться, несмотря на усиление международных санкций. Участники рынка продолжили активное внедрение удобных платежных решений, среди которых: платежные приложения, платежные стикеры, системы оплаты по QR-кодам, а также NFC-метки. В резуль-

тате доля безналичных платежей в розничном обороте выросла более чем на 83% по итогам 2023 г. Доля дистанционных операций через мобильные устройства связи у физических лиц достигла 40%, а у юридических лиц — 58%. При этом платежные карты остаются самым востребованным инструментом платежа. Текущие объемы выпуска карт обеспечивают высокое проникновение данного инструмента — по итогам 2023 г. среднее количество карт на одного жителя составило 3,1. Обеспечение доступности бесконтактных операций во много зависит и от поддержания банковской платежной инфраструктуры: в 2023 г. во всех регионах страны сохранялась положительная динамика по количеству POS-терминалов. Значительно выросло количество выпущенных карт «Мир», которые постепенно замещают на внутреннем рынке карты международных платежных систем Visa и Mastercard. Доля карт «Мир» в общей эмиссии достигла 55% по итогам 2023 г., а в части количества проведенных операций по этим картам доля достигла 60%. В части переводов Россия демонстрирует лидерство во многом благодаря реализованной системе быстрых платежей (СБП), продвигаемой регулятором. Число операций через СБП превысило пока-

затели 2022 г. более чем в два раза, а объем достиг 31 трлн руб. Система обеспечивает переводы между физическими лицами, бизнесом, государственными учреждениями, а также возможность проведения трансграничных переводов между физическими лицами через иностранные банки. Скорость и удобство операций через СБП объясняет рост популярности сервиса: каждый второй пользователь совершал операцию перевода, а каждый третий оплачивал товары или услуги.

Вместе с ростом финансовой грамотности населения и активного использования бесконтактных платежных решений в два раза увеличилась доля пользователей мобильного банкинга за последние пять лет. Благодаря сценариям обучения, встроенным в мобильный банк, клиенты всех возрастных сегментов активно используют цифровой офис для решения ежедневных задач. Таким образом, общая доля пользователей мобильного банкинга составила 70% по итогам 2023 г. Стоит отметить, что наложенные ограничения на распространение приложений среди клиентов привело к смене фокуса внимания ключевых

банковских игроков на развитие web-версий онлайн-банков и их адаптацию к мобильным устройствам. Основные преимущества данного подхода заключаются в предоставлении доступа клиентам независимо от внешних ограничений, а также в предоставлении актуальной версии функционала без необходимости обновления на устройстве пользователя.

Способность российских банков адаптироваться к различным социально-экономическим потрясениям последних лет, а также внимание к качеству представляемых продуктов и услуг с фокусом на качество позитивно повлияли на клиентский опыт. Благодаря высокой оценке клиентов значение индекса NPS (Net Promoter Score), отражающего степень лояльности, выросло практически в два раза, до 56 пунктов (рис. 2). Крупнейшие игроки банковского рынка в своих стратегиях развития подчеркивают фокус на клиентоцентрич-ность, что значит постоянное совершенствование отношений с клиентом, выраженное в качестве и условиях предлагаемых продуктов и услуг, доступности цифровых сервисов, а также защиту данных и интересов клиента.

Рис. 2. Динамика индекса NPS, п.

Источник: составлено автором по данным НАФИ.

Рассмотрев тенденции последних лет, необходимо выделить ключевые тренды банков-

ской деятельности в России на ближайшие годы. Среди них есть и уже упомянутые на-

правления, скорость развития которых значительно возрастет. На фоне текущей конкуренции в борьбе за внимание клиента и развития технологичности финансовых игроков ключевыми факторами выбора сервиса клиентом станут персонализация предложений и пользовательский опыт от взаимодействия с сервисом. За счет накопленных данных о поведении и привычках пользователей банковские сервисы смогут осуществлять микросегментацию клиентской базы и предлагать наиболее актуальные продукты, отвечающие потребностям клиентов.

Аналогичный подход может быть распространен и в системах лояльности, предлагающих различные выгоды пользователю за выполнение определенных действий. Необходимость наличия системы бонусов и поощрений внутри финансовых сервисов выросла за последние два года и по степени значимости приблизилась к факторам надежности банка и удобству систем дистанционного обслуживания. Прозрачность условий также будет играть важную роль при выборе сервиса для ежедневных операций. Согласно последним исследованиям, 71% клиентов готовы сменить банк ради лучших условий, из которых 56% откажутся от услуг при ухудшении условий по карте, а 35% — при получении лучших условий от другого банка.

Распространение практики исследования пользовательского опыта и проверки продуктовых гипотез от топ-игроков банковского рынка к другим участникам повысит качество выпускаемых продуктов и услуг в отрасли. Популяризация исследовательского подхода обеспечит не только выход на рынок лучших решений, но и изменит существующие бизнес-процессы внутри организаций. Таким образом, тенденция по сокращению срока выхода нового продукта на рынок будет усилена.

Необходимость защиты средств от инфляции, поиск новых способов расчетов и ограничения на рынке ценных бумаг повысили интерес к цифровым валютам среди розничных инвесторов в России. На фоне высокой волатильности децентрализованных крипто-валют цифровая валюта центральных банков обладает стабильностью, выраженной в реальном обеспечении каким-либо активом, а также надежностью, гарантированной регулятором. В 2023 г. Банком России была запущена платформа цифрового рубля, что дало старт пилотному проекту по проведению опе-

раций. В тестовых операциях приняли участие 600 пользователей и 13 банков. В 2024 г. проект перейдет на стадию тиражирования за счет подключения остальных российских банков к расчетам в цифровом рубле. Текущие исследования говорят, что 56% опрошенных планируют использовать цифровой рубль. При этом более половины респондентов не понимают, как работает эта система. Цифровые валюты центральных банков имеют перспективу формирования новой системы трансграничных расчетов и интеграции в существующие сервисы. Еще одним трендом станет выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА). В рамках принятого в 2020 г. Закона под ЦФА фиксируются: права на денежные требования и участия в капитале, возможность осуществления операций по эмиссионным ценным бумагам и право требования их передачи. Данный инструмент активно используется организациями в различных секторах экономики для привлечения капитала и оптимизации финансовых процессов. В России выпуск ЦФА начался в конце 2022 г., а уже во втором полугодии 2023 г. объем выпуска достиг 17 млрд руб. На конец 2023 г. объем размещений составил 32 млрд руб., а объем рынка ЦФА в России превысил 223 млрд руб. (рис. 3). Среди крупнейших операторов ЦФА в России можно выделить:

1) «Альфа-Банк» — 72 размещения на 32,7 млрд руб.;

2) «Мастерчейн» — восемь размещений на 15,1 млрд руб.;

3) «Лайтхаус» — пять размещений на 5,8 млрд руб.

Новым трендом в привычной банковской деятельности в России становится появление новых игроков среди нефинансовых организаций, внедривших на свои платформы финансовые услуги как собственного оператора, так и сторонних сервисов. В России предпосылками появления встроенных финансов стали кризисные явления, требующие альтернативное решение для быстрого движения денежных средств. Крупными нефинансовыми игроками дополнительно были запущены собственные банки для обслуживания операций и получения дополнительной ликвидности за счет выпуска платежных карт. При этом карты могут быть выпущены как под собственным брендом, так и совместно с другим брендом. В итоге на рынке становятся доступны кредитные и дебетовые карты с бонусами по тратам в

определенных сервисах, что является востребованным среди экономически активного сегмента пользователей. Таким образом, встроенные финансы позволяют диверсифицировать

риски, обеспечить надежную платежную функциональность, а также предложить преимущества регулярным пользователям данных платежных решений.

Рис. 3. Объем рынка цифровых финансовых активов, млн руб.

Источник: составлено автором по данным Cbonds.

Параллельно формируются новые потребительские привычки среди пользователей финансовых сервисов. Опция постоплаты посредством BNPL-сервисов (Buy Now Pay Later) стала популярной на мировом рынке в период пандемии. Главными пользователями данных финансовых решений стало поколение миллениалов и поколение зумеров. Популярность обусловлена возможностью получения дорогостоящего товара посредством равных платежей. Клиенты получают дорогостоящие товары посредством внесения поэтапных платежей. В России BNPL находится на начальном этапе развития. В 2023 г. доля таких операций составила чуть меньше 5% всего объема рынка электронной коммерции. В качестве преимуществ потребители отмечают скорость оформления платежа через BNPL, минимальный объем информации, требуемый от клиента, а также отсутствие процентов и переплат при соблюдении условий сервиса. При этом сервис выступает не только как средство платежи, но и как источ-

ник дополнительного клиентского трафика. На российском рынке e-commerce в 2024 г. ожидается рост популярности BNPL как способа оплаты, а именно: рост среднего чека на 6%, рост частотности покупок до 4%. При этом доля покупателей, которые провели хотя бы одну покупку данным способом, достигнет 10%. На фоне роста числа пользователей BNPL в России высока вероятность выхода на рынок альтернативных сервисов.

Сервисы SNPL (Save Now Pay Later) позволяет ежемесячно откладывать деньги для конкретной покупки. В них пользователь жертвует определенным благом или мгновенным удовлетворением потребности ради достижения более значимой цели или выгоды в будущем. Таким образом клиент может совершить покупку, не обременяя себя долговыми обязательствами. Одним из преимуществ такого подхода является то, что при достижении намеченного результата деньги возвращаются пользователю с дополнительной выгодой.

В отличие от сервисов BNPL и SNPL формат LNPL (Live Now Pay Later) рассчитан преимущественно на оплату услуг, при которых потребители совершают частичную оплату, а остаток позднее гасят меньшими частями. LNPL подходит для оплаты туристических, медицинских услуг, а также развлечений и образования.

Развитие «разговорного банкинга», выраженное в появлении голосовых помощников и ассистентов, также изменило рынок банковских услуг. Такие помощники могут использоваться для консультаций, анализировать и выявлять шаблоны клиентов, а затем предлагать конкретные продукты и услуги, соответствующие их потребностям, и даже получать «голосовую» обратную связь от клиента при получении предложения. AI также меняет банковскую индустрию в части риск-менеджмента, безопасности и внутренних процессов, автоматизируя такие задачи, как, например, извлечение данных из отсканированных документов и определение их смысла, для освобождения времени сотрудников.

В заключение необходимо вывести ключевые перспективы и вызовы банковской деятельности и финтеха в России на ближайшие годы. Основное внимание по-прежнему будет обращено к адаптации к существующим и потенциально возможным ограничениям, вызванным санкционным давлением. Участники рынка должны сохранить фокус на независимость внутренних систем за счет импортоза-мещения. С момента начала санкционного давления многие игроки уже сумели обезопасить себя от новых негативных последствий ограничений, и здесь важно уделить внимание развитию бизнеса. Уход иностранных компаний и сервисов с рынка позволяет расширить географию присутствия и стимулирует заключение новых партнерств, что, в свою очередь, позволит создать новые продукты и услуги, отвечающие потребностям клиентов определенного сегмента или на определенной территории. Использование клиентоцентричного подхода в разработке продуктов, услуг и сервисов уже трансформирует качество обслуживания и качество клиентского опыта. Разработка систем мониторинга и обратной связи, а также обеспечение доступности цифровых сервисов в круглосуточном формате позволит игрокам рынка перейти на новый этап отношений с пользователем. В свою очередь, решение и предсказание потребностей клиента

позволяют значительно увеличить его жизненный цикл внутри сервисов и открывает перспективы расширения портфеля за счет рекомендаций близким или включения семьи в сервис клиентом самостоятельно. Таким образом, текущая степень технологического развития российских банков, финансовых и нефинансовых сервисов позволяет не только применять лучшие мировые практики в сфере предоставляемых продуктов, но и выпускать на мировой рынок собственные решения, обладающие исключительным преимуществом.

Список источников

1. Гончаренко Т.В., Владыка М.В, Стрябко-ва Е.А. Активизация применения цифровых технологий в финансовой сфере // п-Economy. 2021. № 1. URL: https://cyber-leninka.m/article/n/aktivizatsiya-primeneniya-tsifro-vyh-tehnologiy-v-finansovoy-sfere

2. Карпова С.В., Рожков И.В. Современное состояние российского банковского рынка и основные маркетинговые тренды его развития // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 1. U RL: https: //cyberleninka.ru/article/n/sovre -mennoe-sostoyanie-rossiyskogo-bankovskogo-ryn-ka-i-osnovnye-marketingovye-trendy-ego-razvitiya

3. Стрельников В.В. Противоречивые тенденции в российской банковской деятельности // Финансы и управление. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivo-rechivye-tendentsii-v-rossiyskoy-bankovskoy-deya-telnosti

4. Токарев В. С. Факторы, влияющие на цифровизацию банковской деятельности, и их особенности // Известия СПбГЭУ. 2021. № 1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ faktory-vliyayuschie-na-tsifrovizatsiyu-bankovskoy-deyatelnosti-i-ih-osobennosti

5. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации // URL: https:// www.cbr.ru/

6. Frank RG «Дебетовые карты в России 2023» // URL: https://frankrg.com/

References

1. Goncharenko T.V., Vladyka M.V., Stry-abkova E.A. Activation of the use of digital technologies in the financial sector // п-Economy. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/aktivizatsiya-primeneniya-tsifrovyh-tehno-logiy-v-finansovoy-sfere

2. Karpova S. V., Rozhkov I. V. The current state of the Russian banking market and the main marketing trends of its development // Economy. Taxes. Right. 2021. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/ sovremennoe-sostoyanie-rossiy-skogo-bankovskogo-rynka-i-osnovnye-marketin-govye-trendy-ego-razvitiya

3. Strelnikov V.V. Contradictory trends in Russian banking activity // Finance and Management. 2019. № 2. URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/protivorechivye-tendentsii-v-rossiyskoy-bankovskoy-deyatelnosti

4. Tokarev V.S. Factors influencing the digi-talization of banking activities and their features // Izvestiya SPbGEU. 2021. No. 1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayu-schie-na-tsifrovizatsiyu-bankovskoy-deyatelnosti-i-ih-osobennosti

5. Official website of the Central Bank of the Russian Federation // URL: https://www.cbr.ru/

6. Frank RG "Debit cards in Russia 2023" // URL: https://frankrg.com/

Информация об авторах

Д.В. Пономарев — аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова;

C.П. Колчин — профессор кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук.

Information about the authors

D.V. Ponomarev — Postgraduate Student at the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics;

S.P. Kolchin — Professor at the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian University of Economics, Doctor of Economics.

Сведения о вкладе каждого автора Д.В. Пономарев — концепция исследования; анализ статистической информации и исследований по теме; написание исходного текста; итоговые выводы.

C.П. Колчин — научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; доработка текста; итоговые выводы.

Contribution of the authors

D.V. Ponomarev — research concept; analyzing statistical information and research on the topic; writing a main text; final conclusions.

S.P. Kolchin — scientific management; research concept; methodology development; follow-on revision of the text; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 11.03.2024; одобрена после рецензирования 11.04.2024; принята к публикации 13.05.2024.

The article was submitted 11.03.2024; approved after reviewing 11.04.2024; accepted for publication 13.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.