Научная статья на тему 'Банки развития: зарубежный опыт и Российская практика'

Банки развития: зарубежный опыт и Российская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1044
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терновская Е. П.

Статья посвящена исследованию роли государственных институтов развития в решении важных социально-экономических проблем. Анализ и обобщение зарубежного опыта функционирования банков развития позволил выявить их особенности и специфику, целесообразность использования подобных кредитных институтов для модернизации российской экономики. Предложены конкретные меры по организации деятельности российских банков развития, что позволит им успешно решать возложенные на них общегосударственные задачи по повышению конкурентоспособности экономики России, обеспечению ее стабильного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банки развития: зарубежный опыт и Российская практика»

14 (302) - 2008

Зарубежный опыт

банки развития: зарубежный опыт и российская практика

е.п. терновская,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая сектором научно-исследовательского финансового института

Академии бюджета и казначейства Минфина россии

Перед российской экономикой стоят серьезные задачи по переходу на инновационный путь развития. Ведь не секрет, что, несмотря на благополучные макроэкономические показатели, демонстрирующие завидные темпы роста экономики, качество экономического роста не может быть признано удовлетворительным.

Доказательством этого могут служить такие явления, как сохраняющийся высокий уровень инфляции (почти 12 % в 2007 г.), растущая зависимость от импорта (так, в 2006 г. импорт увеличился по сравнению с 2005 г. на 39,3 %), неудовлетворительная структура экспорта и импорта. Если экспортируются в основном минеральные продукты и их доля постоянно увеличивается (в 2006 г. она составила уже 65,7 %), то в импорте преобладает продукция обрабатывающей промышленности. Так, удельный вес машин и оборудования составил в январе — ноябре 2007 г. 54 % (в 2006 г. - 51,3 %), увеличившись с 1995 г. более чем в 4 раза.

Данные тенденции во многом порождены сложившейся структурой валового внутреннего продукта. Если в 2006 г. ВВП увеличился на 6,7 %, в 2007 г. — на 7,7-7,8 % (по данным МЭРта), то доля товарного производства в нем снизилась по сравнению с 1991 г. с 65 до 37 %, а доля промышленной продукции в приросте ВВП 2006 г. составила всего 16,3 % (для сравнения: вклад операций с недвижимостью — около 10 %), а вклад сельского и лесного хозяйства — всего 4,5 %1. Продолжает нарастать износ основных фондов, ухудшается возрастная структура парка оборудования, происходит снижение технологического уровня производственных процессов и степени переработки продуктов. Не случайно наиболее значительный спад

1 Гельман М.. Инфляция цен — как порождение антирыночной экономической политики. Сайт Промышленные ведомости. www. promved. ru. 26.12.2007.

имеет место в высокотехнологичных производствах с глубокой степенью обработки исходного сырья, в том числе станкостроении.

По данным Росстата2, производство тракторов с 1992 г. уменьшилось более чем в 10 раз, комбайнов зерноуборочных—в 6 раз, металлорежущих станков — в 10 с лишним раз, экскаваторов — почти в 4 раза, ткацких станков — в 67 раз (с 11 887 до 176 штук).

При этом, например, в строительстве, в целом демонстрирующем неплохие темпы развития, доля машин с истекшим сроком службы на 1 января 2007 г. составила от почти половины от общего их числа (47,2 %) по автогрейдерам до 73,8 % по кранам на гусеничном ходу, а удельный вес машин зарубежного производства по некоторым видам строительной техники достиг 37-38 %.

Резко снизилась обеспеченность сельскохозяйственной техникой и удобрениями аграрного сектора. Если в 1992 г. на 1 000 га пашни приходилось почти 11 тракторов, то в 2006 г. — 5,5; комбайнов зерноуборочных — 6,2 и 3,9 штук соответственно, внесено минеральных удобрений только на одну треть посевной площади, а органических удобрений—4 % от нее. В результате валовой сбор зерна в 2006 г. составил 73,5 % от уровня 1992 г., а поголовье крупного рогатого скота — 41,2 %. Одновременно импорт мяса и мясопродуктов за этот период вырос в 2,2 раза, более чем в 2 раза увеличился импорт молока и молокопродуктов.

В результате продолжает сохраняться зависимость потребительского сектора от поставки импортируемых товаров. В структуре товарных ресурсов розничной торговли доля, формируемая за счет собственного производства, уменьшилась с 77 % в 1992 г. до 54 % в 2006 г., а за счет импорта увеличилась соответственно с 23 до 46 %.

2 Краткий статистический сборник «Россия в цифрах», М., 2007.

Все это требует существенных финансовых вложений и наиболее эффективного и целесообразного их использования для преодоления сложившихся негативных тенденций и существенной структурной перестройки экономики. Одним из действенных инструментов, направленных на достижение данной цели, являются государственные финансовые институты развития.

Государственные институты развития, играющие структурообразующую роль для всей национальной банковской системы и ориентирующие ее на трансформацию сбережений в инвестиции, действуют практически во всех успешно развивающихся странах. Как правило, эти институты включают: общенациональный государственный банк развития, предназначенный для использования внутренних сбережений для производственных инвестиций; экспортно-импортный банк, осуществляющий кредитование экспорта и инвестиций в подъем конкурентоспособности национальной экономики; государственные финансовые институты, поддерживающие инвестиции населения в жилищное строительство; разнообразные инвестиционные корпорации отраслевой направленности. Институты развития дополняются теми или иными механизмами централизованного выбора и реализации приоритетов (в том числе посредством так называемой селективной кредитной политики) или индикативного планирования.

Можно выделить несколько важных характеристик институтов развития, имеющих принципиальное значение для решения возложенных на них задач и определяющих их важность для решения структурной перестройки экономики.

Прежде всего, это ориентация на средне- и долгосрочные кредиты приоритетным отраслям и объектам с использованием льготного режима их кредитования.

К примеру, в Италии существует разделение рынка финансовых услуг на краткосрочный, операции на котором осуществляют коммерческие банки, и средне- и долгосрочный, являющийся сферой деятельности специализированных государственных финансовых институтов. Их капитал сформирован за счет эмиссии облигаций, вкладов банков публичного права и банков национального значения, отчислений из центральных и областных бюджетов и других государственных финансовых учреждений.

Весьма показателен опыт функционирования Баварского банка развития (ББР) — кредитного института земли ФРГ Бавария. Цель деятельности Банка состоит в реализации программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства. ББР работа-

ет с 470тыс. баварских предприятий малого и среднего бизнеса, и основным инструментом их поддержки являются кредиты, предоставляемые под льготные проценты. Так, основная баварская Программа поддержки среднего бизнеса предусматривает кредитование вновь создаваемых предприятий максимально в объеме 40 % от стоимости проекта на срок до 15 лет под 3,5 % годовых, а действующих предприятий — максимально на 30 % от запланированного объема инвестиций на тот же срок под 3,5 — 4,5 % годовых. Помимо льготных процентных ставок, к числу преимуществ для заемщиков относятся: освобождение от погашения основной суммы кредита, как правило, на срок 2 года; преобразование через Банк развития государственных субсидий в рамках отдельных программ поддержки предприятий в беспроцентные кредиты; снятие требования к баварским фирмам о предоставлении необходимого обеспечения в случае реализации наиболее перспективных проектов. В зависимости от отрасли и величины риска такие кредиты под перспективные проекты гарантируются одним из четырех гарантийных агентств Баварии или самим ББР.

Как показывают результаты исследования деятельности ББР, проведенного Институтом информации ФРГ, финансовая поддержка развития предприятий решающим образом увеличивает возможности их выживания, а также содействует быстрому увеличению оборота предприятий и инновационного потенциала, обеспечению занятости. По данным проведенного исследования, 40 % вновь созданных предприятий не смогли бы выжить без государственной поддержки. Кроме того, Банком организована специальная консультационная служба для анализа ситуации на фирмах, переживающих финансовые трудности, и выявления возможности решения возникших проблем, включая помощь из бюджетных средств.

Основная цель испанского Института государственного кредитования (ICO) при секретариате по экономике Министерства экономики и финансов Испании — осуществлять и стимулировать экономическую деятельность, направленную на рост и улучшение распределения национального богатства. Эта организация выполняет две функции — специализированного кредитного учреждения и государственного финансового агентства. ICO располагает различными линиями финансирования, которые предназначены для оказания поддержки производственным инвестициям испанских предприятий. С помощью этих линий институт предлагает финансирование предпринимательских проектов, реализация которых сталкивается с трудностями

получения кредита, или осуществляет инвестиции в стратегические отрасли, инновационные проекты и проекты за рубежом.

Осуществлению политики ICO в отношении расширения инвестиционной базы путем привлечения средств на международном рынке капиталов способствует высокий рейтинг, присуждаемый этому институту авторитетными агентствами.

Большая часть кредитов Государственного банка развития (ГБР) Китая, основанного в 1994 г., предоставлена на срок свыше 10 лет.

Банк имеет 32 отделения и 4 представительских офиса по всей стране, использует аккумулированные им ресурсы для развития инфраструктуры страны, ее основных и зарождающихся отраслей промышленности, технологий; поддерживает различные сектора экономики, координирует развитие сельских районов и городов, стимулирует планомерное развитие национальной экономики. Банк функционирует на некоммерческой основе и целиком контролируется Госсоветом КНР.

Активы банка превышают 200 млрд долл. США с долей кредитов в активах больше 95 %. За последние годы ГБР привлек ссуд на сумму свыше 1,6 трлн юаней для более чем 4 000 тыс. проектов в сфере инфраструктуры и промышленности, особенно в таких областях, как энергетика и транспортное сообщение. Из последних объектов финансирования можно выделить Олимпийские игры в 2008 г. и Shanghai World Expo. Вместе с тем ГБР активно участвует в планировке и строительстве городов в восточной части Китая, таких как: Пекин, Тяньц-зинь, Хэбэй и городов в дельте реки Янцзы.

Банк не имеет прямых государственных гарантий по своим обязательствам, но при необходимости пользуется непосредственной финансовой поддержкой Народного (Центрального) банка Китая. Кроме того, государство субсидирует определенным категориям заемщиков часть процентной ставки по кредитам.

Основным источником фондирования операций банка служат средства, привлеченные за счет выпуска облигаций. Банк является вторым крупнейшим эмитентом облигаций в стране после министерства финансов Китая. Прибыль банка освобождена от налогов и идет на увеличение капитала.

Назначение Экспортно-импортного банка Китая (ЭИБК) — обеспечение денежными ресурсами внешнеторговых операций. В круг его непосредственных функций входит предоставление экспортных и импортных кредитов на закупку средств производства, прежде всего на продукцию машиностроения и электроники, а также комплектного оборудования.

Банк выступает координатором по оказанию правительственной помощи КНР другим странам в виде предоставления льготных кредитов. Это обстоятельство позволило Китаю продвинуть на рынки этих стран свою продукцию машиностроения (не всегда конкурентоспособную на рынках развитых европейских стран), а также помогло ряду китайских предприятий выйти на международный рынок.

Развитию аграрного сектора способствует кредитная деятельность Банка развития сельского хозяйства Китая (БСХРК). Организационная структура банка имеет четыре уровня: центральный офис, филиалы первого и второго уровня, субфилиалы. По официальным данным, на начало 2006 г. у банка было 30 филиалов в провинциях, 329 филиалов второго уровня, 1 606 субфилиалов на уровне деревни и 3 деловых офиса. В целом в БСХРК и его филиалах работают около 59 000 человек.

Банк предоставляет кредиты на развитие сельского хозяйства, а также на предусмотренное в соответствии с государственными программами малое капитальное строительство в сфере сельского, лесного, животноводческого и водного хозяйства, что в конечном итоге способствует поддержанию в стране стабильных цен на основную сельскохозяйственную продукцию.

Деятельность Японского банка развития, учрежденного в конце 1999 г., направлена на льготное кредитование отраслей экономики и выдачу кредитов, в предоставлении которых не заинтересованы частные банки. Важную роль играет Банк и в реализации крупномасштабных зарубежных проектов. Банк обеспечивает проекты практическими рекомендациями, обеспечивает доступ к ресурсам через частные инициативы финансирования, проектное финансирование и другие способы финансирования.

Кроме того, значительную роль в экономике Японии играют государственные финансовые корпорации. Через них правительство Японии проводит государственные программы поддержки и развития различных отраслей экономики. В Японии действуют восемь государственных корпораций, среди которых можно выделить Корпорацию жилищного кредитования; Корпорацию финансирования сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства; Японскую финансовую корпорацию для малого бизнеса и ряд других.

Сохранилась тенденция к предоставлению средне- и долгосрочных кредитов и в развивающихся странах, где функции банков развития еще более широкие. Так, в странах Латинской Америки средне-и долгосрочные кредиты составляли в конце 1990-х гг. 38 % суммы всех активов 53 наиболее крупных лати-

ноамериканских банков развития (краткосрочные — 12 %). Преобладающими сферами кредитования остались сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (21 %), обрабатывающая промышленность (13 %), образование, здравоохранение и другие базовые услуги (8 %), внешняя торговля (6 %).

Вторая характерная черта институтов развития — использование особых источников финансирования, среди которых, прежде всего, бюджетные средства и займы, привлеченные на рынках ценных бумаг Кроме того, для мобилизации долгосрочных капиталов банками развития целесообразно использование на эти цели части резервов коммерческих банков, сбережений населения, средств пенсионных фондов.

В Японии, например, поступления со специального счета Министерства финансов, оперирующего средствами государственных пенсионных и страховых учреждений, составляют до 70 % общего объема ресурсов Банка развития. На национальный пенсионный фонд Швеции вплоть до недавнего времени приходилось около 40 % предложения кредитных ресурсов на финансовом рынке этой страны.

Основным источником финансирования операций крупнейшего государственного института развития — Национального банка социально-экономического развития Бразилии, учрежденного в 1952 г, выступают средства государственных социального и пенсионного фондов (около 70 % всех обязательств). Приоритетными направлениями финансирования и предоставления гарантий коммерческим банкам выступают проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, энергетики и связи (около 25 % всех кредитов), проекты модернизации производственных предприятий (20 %), поддержка малого и среднего бизнеса и стимулирование экспорта.

Диверсификация источников финансирования проектов позволяет снизить риски при кредитовании малорентабельных проектов и повысить общую эффективность деятельности банков развития.

Специализированная система аккумуляции внутренних сбережений и их долгосрочного инвестирования косвенным образом способствует привлечению иностранных инвестиций, так как своей мощью гарантирует иностранные вложения (в дополнение к государственным гарантиям). Внешние кредиты составляют важную часть ресурсов кредитных учреждений развития. Эта тенденция усилилась в 1990-е гг. В условиях постепенного снижения доли бюджетного финансирования банки развития стали шире прибегать к иностранным займам, которые зачастую дешевле внутренних.

Изменения в механизме мобилизации финансовых средств и в их структуре потребовали усиления

таких направлений, как сотрудничество с международными финансовыми организациями развития и совместное участие в финансировании тех или иных проектов; более тесная кооперация с коммерческими банками как на стадии предынвестиционных исследований, так и совместного финансирования проектов территориального или отраслевого назначения. Взаимодействие с международными и региональными финансовыми организациями, а также с кредит-но-банковскими структурами индустриальных стран рассматривается в качестве важного направления политики банков развития многих стран, особенно латиноамериканских. Заметную роль играют контакты с международными финансовыми структурами, в том числе с Межамериканским банком развития (МАБР), Мировым банком, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциацией развития (МАР).

Межамериканский банк развития, в частности, является важным для латиноамериканских банков развития каналом привлечения дополнительных средств на сравнительно льготной основе. Эти контакты осуществляются, как правило, в рамках специальных соглашений о сотрудничестве между ведущими банками развития и МАБР по реализации тех или иных конкретных программ, как непосредственно, так и опосредованно через каналы региональных финансовых организаций.

В условиях рыночной экономики такие мощные международные банковские организации специализированного кредита способствуют ориентации национальных банков развития не только на поиск перспективных с точки зрения рентабельности направлений финансово-кредитной политики, но и на оказание финансовой и иной помощи наиболее слабым и уязвимым в экономическом отношении секторам национальной экономики и группам населения (поддержка мелкого и среднего предпринимательства, программ борьбы с нищетой и бедностью, проектов интеграции в систему национальной экономики так называемого «неформального сектора» хозяйства с его низкими доходами и тенденцией к стихийному разрастанию).

Наряду с кредитованием из фонда обычных ресурсов (ФОР) в международных банках развития используются средства различных фондов, предназначенные, как правило, для льготного кредитования специальных проектов в экономически менее развитых странах того или иного региона. При этом в уставных документах банков обозначены принципиальные положения деятельности возможных фондов: раздельные учет и использование обычных ресурсов и средств фондов и их содержание на отдельных счетах;

отсутствие взаимосвязи между участием в фондах и правом голосования в руководящих органах банка; необходимость квоты голосов Совета управляющих при создании фондов и т. д.

В многосторонних банках развития, действующих в странах Латинской Америки, сложились к настоящему времени сложные структуры специальных фондов, отличающиеся большим разнообразием. Первым региональным банком, в рамках которого стало действовать специализированное учреждение — Фонд специальных операций (ФСО), является МАБР. В Карибском банке развития важнейшим структурным подразделением является Специальный фонд развития (СФР) для предоставления долгосрочных льготных займов, образованный одновременно с банком.

Фонд социальных операций был создан для финансирования менее развитых стран региона на льготных по сравнению с ФОР условиях. Ввиду этой специфики он имеет самостоятельный баланс, отдельный режим отчислений в резервы, специальные процентные ставки, сроки и прочие условия финансирования: заемные средства предоставляются на более длительные сроки — от 25 до 40 лет; льготный период в погашении — 10 лет; процентные ставки ниже, чем в ФОР; кредитные операции могут производиться на основе либо полной возвратности, либо частичной возвратности.

Из данного фонда предоставляются кредиты:

• правительствам и государственным банкам для дальнейшего перекредитования компаний-заемщиков частного сектора экономики;

• кредиты заемщикам из частного сектора под государственную гарантию;

• кредиты частному сектору экономики сроком до 17 лет и на особых условиях с учетом их повышенного риска (например, требование предоставить в качестве гарантии ипотечную закладную или страховой полис).

Кроме того, для облегчения долговых проблем стран региона МАБР осуществляется частичное субсидирование процентных платежей стран региона по кредитам, полученным из ФОР. Этот вид финансовой помощи предназначен для заемщиков из наименее развитых стран. Специальная система закупок, осуществляемых в счет кредитов, выданных банком, не только обеспечивает рациональное использование предоставленного банковского финансирования, но и содействует — через заключаемые в результате торгов контракты — повышению деловой активности в государственном и частном секторах экономики. Условия и порядок таких закупок являются составной частью

кредитного соглашения, которое МАБР заключает с заемщиками.

Наряду с прямым кредитованием важным направлением деятельности МАБР является косвенное содействие предоставлению кредитов своим заемщикам. Для этого служит специально разработанная в рамках ФОР система гарантий, которая чаще всего применяется в сфере инфраструктурных отраслей. Главным принципом системы гарантий Банка является разделение рисков между кредиторами частного сектора и МАБР.

Третья особенность — использование двухуровневой системы финансирования экономики, вовлечение в процесс кредитования коммерческих банков, использование механизма государственно-частного партнерства.

Так, специальное кредитное ведомство Германии — Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ) в своей кредитной политике использует особую схему «препровождения кредитов» путем привлечения к кредитованию обслуживающих конечных заемщиков банков. Подобная схема позволяет, с одной стороны, расширить ресурсную базу коммерческих банков и удлинить сроки кредитования заемщиков, чья кредитоспособность подтверждена обслуживающим его банком. В свою очередь, КфВ нет необходимости создавать собственную филиальную сеть, что обеспечивает ему существенную экономию затрат.

При этом выделяемые банками развития средства имеют целевую направленность, обеспечивающую структурную политику государства, инновационные проекты, развитие инфраструктуры, содействие экономическому росту страны.

Для коммерческих банков ресурсы государственных институтов развития становятся источником предоставления долгосрочных кредитов, особенно в условиях недостатка «длинных» ресурсов, незначительной их доли в привлеченных средствах, ограниченности форм рефинансирования со стороны Центрального банка, что является характерными особенностями российской банковской системы. Рост объемов инвестиционного кредитования требует и значительных средств для рефинансирования кредитов, что привело, например, в Германии к изменению в конце 1990-х гг. некоторых норм пруденциального надзора в отношении кредитных институтов, размещающих свои активы в КфВ. Было установлено, что данные активы не должны учитываться коммерческими банками при расчете норматива крупных кредитов. В группу свободных от рисков активов теперь включаются также требования к третьим лицам, гарантированные КфВ, и эмитированные последним ценные бумаги.

Для снижения рисков при кредитовании, кроме того, используется такой инструмент, как долевая ответственность с обслуживающими банками за возврат выданных ссуд, которая устанавливается в договоре рефинансирования с КфВ на весь срок предоставления кредита и в размере до 50 % суммы кредита в случае недостаточного обеспечения, недостоверной его оценки, неурегулированности юридического оформления на него права собственности. Установление долевой ответственности может предусматривать некоторое повышение уровня базовой процентной ставки и дополнительные гарантии от конечного заемщика, что в конечном итоге снижает общую рискованность кредитной политики.

Банк развития, пользующийся серьезной государственной поддержкой, кроме того, может стать активным участником совместного финансирования крупных народнохозяйственных проектов.

Так, распространенной формой финансирования международных кредитных организаций развития Латинской Америки стали «глобальные» кредиты, предоставляемые частному предпринимательству через посредство государственных организаций страны-заемщика—местных государственных банков или корпораций развития, которые затем предоставляют кредит частным инвесторам. Конкретные сроки по категории этих кредитов варьируют в зависимости от размера проекта и от условий банка-посредника; годовой процент устанавливается на базе рыночных ставок. По данной категории кредитов обязательно требуется гарантия правительства страны-заемщика.

Широко используются схемы совместного финансирования в практике Андской корпорации развития (КАФ). Из двусторонних участников операций наиболее часто привлекаются государственные организации содействия развитию из США, Японии, Германии, Канады, Голландии и Экспортно-импортные банки США и Японии, а также частные банки. Кроме того, корпорация содействует созданию в латино-карибских странах частных банков для кредитования мелких и средних предприятий; при этом зачастую она приобретает участие в их капитале.

Наконец, подход к оценке эффективности деятельности таких государственных институтов, как банки развития, должен учитывать их специфику и назначение. Далеко не все вопросы, касающиеся оценки их деятельности, решены однозначно.

Так, в связи с переходом развивающихся стран к новой экономической модели вокруг банков развития завязалась довольно острая полемика. Четко определились три подхода к решению вопроса о

судьбах данной категории банков в условиях открытой рыночной экономики и политики финансовой либерализации.

Сторонники ортодоксального неолиберализма настаивают на необходимости полной ликвидации банков развития, подконтрольных правительству, рассматривая их как анахронизм прежней экономической системы, при которой регулятором производства являлся не рынок, а государство. Другая группа экономистов рассматривает банки развития как «неизбежное зло переходного периода». По их мнению, такие банки могут выжить, если их статус и характер деятельности будут радикально изменены.

Третья группа экспертов придерживается концепции «управляемого капитализма» и ее составляющей — концепции «обновленного, благоразумного, предприимчивого государства». Банки развития, по их убеждению, позволяют решать масштабные задачи, которые остаются за рамками возможностей и интересов коммерческих кредитных институтов; располагая высококвалифицированными специалистами в той или иной сфере экономики, они способны разрабатывать и осуществлять секторальные программы, определять стоимость и источники финансового обеспечения крупных проектов на основе передовой финансовой практики, что далеко не всегда способны делать коммерческие банки. К тому же в силу специфики источников формирования их кредитных ресурсов они способны финансировать предприятия и крупные проекты на долгосрочной основе.

Многие экономисты сходятся в том, что и такие банки должны адаптироваться к новым условиям и требованиям, связанным со структурными переменами на рынке финансовых услуг, с изменениями в «правилах игры» действующих на нем банковских агентов. Речь идет об обостряющейся (с увеличением числа финансовых посредников и усилением присутствия иностранного капитала на национальном рынке) конкуренции на рынке финансовых услуг, при которой особое значение приобретают такие проблемы, как более четкое разграничение задач и функций между кредитными учреждениями частного и государственного сектора и повышение рентабельности банков развития как важного условия их выживаемости.

На уровне рентабельности банков развития сказывается уже то обстоятельство, что вследствие приватизации многих предприятий государственного сектора отпадает необходимость в их льготном финансировании, которое нередко сводилось к скрытой форме их субсидирования. Это обстоятельство значительно увеличило кредитные воз-

можности БР, повысило уровень рентабельности и укрепило их позиции.

Изменения в направленности кредитной политики, увеличение доли кредитных ресурсов, направляемых на инвестиционные нужды частного сектора на коммерческих условиях, также способствовали повышению доходности этой категории банков. При этом особый упор делается на обслуживание предприятий в наиболее прибыльном экспортном секторе производства.

В настоящее время перед банками развития стоит задача поиска оптимального варианта решения проблемы рентабельности и конкурентоспособности в условиях открытой рыночной экономики. Деятельность банков развития определяет и такой важный критерий, как социальная эффективность их кредитно-инвестиционной политики, размеры их вклада в решение социальных проблем. Одним из важных условий решения данной задачи является наличие в такой категории банков высококвалифицированного персонала, способного в предварительном порядке оценивать экономическую и социальную значимость инвестиционных проектов, регулировать уровень рентабельности на основе комбинации проектов различной доходности и прогнозирования возможной финансовой отдачи каждого из них.

Таким образом, опыт зарубежных стран показывает, что государственные банки могут и должны эффективно функционировать в экономике, так как имеются объективные причины, требующие сохранения и поддержания их деятельности. Решение о приватизации государственных банков должно учитывать экономические и политические последствия такой меры и быть тщательно подготовлено. Следует также принимать во внимание особенности и потребности развития российской экономики, где важными факторами являются:

• наличие острых диспропорций в экономике с преобладанием ее сырьевой составляющей;

• относительная слабость и недостаточно высокий уровень развития банковской системы, особенно региональной;

• уровень эффективности деятельности государс -твенных специализированных банков в целом и некоторых из них;

• сохраняющееся доверие населения к государс -твенным институтам.

Перечисленные особенности государственных институтов развития подтверждают целесообразность их создания в России. С этой целью принято решение о создании Банка развития и внешнеэкономической деятельности на базе существующего Внешэконо-

мбанка, в состав которого вошли, кроме того, ОАО «Росэксимбанк» и ОАО «Российский банк развития». Для поддержки аграрного сектора функции банка развития возлагаются на ОАО «Россельхозбанк».

Выбор ВЭБа в качестве банка развития вполне обоснован его особым статусом, репутацией на международных рынках, активной деятельностью в сфере кредитования проектов, имеющих народнохозяйственное значение. Только за 2006 г. было заключено более 40 соглашений, предусматривающих развитие сотрудничества, в том числе в области организации финансирования региональных и отраслевых программ и проектов. Общим для этих документов является их инвестиционная направленность. Значительная часть соглашений, подписанных на конец отчетного периода, ориентирована на содействие развитию в России такого механизма, стимулирующего рост инвестиций, как государственно-частное партнерство (ГЧП). В этих целях Внешэкономбанк подписал двусторонние со -глашения c Deutsche Bank AG и Dresdner Bank AG, направленные на развитие сотрудничества в области поддержки совместных проектов, финансируемых за счет государственных и частных средств.

Деятельность банка развития должна определяться не только значительными объемами финансирования инвестиций, но и направлением их под контролем государства в целевые сектора экономики, что будет стимулировать формирование высокотехнологичной структуры народного хозяйства. В Меморандуме о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» среди основных отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности Внешэкономбанка на 2007 — 2010 гг. названы: авиастроение и ракетно-космический комплекс; судостроение; электронная промышленность; атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; металлургия (производство специальных сталей); деревообрабатывающая промышленность; оборонно-промышленный комплекс. В условиях российской экономики этот список стратегических приоритетов следует дополнить отраслями машиностроения, особенно сельскохозяйственного и станкостроения, что особенно актуально в условиях накопившегося высокого износа основного капитала практически во всех отраслях экономики (в металлургии он достиг 50 %, машиностроении — 45 %, легкой промышленности — 54 %).

Особенно актуально это направление деятельности Банка с учетом резких диспропорций в

экономической структуре России, где сохраняется однобокая ориентация на развитие сырьевого сектора. Так, ввод в действие производственных мощностей за счет нового строительства, расширения и реконструкции за период с 1992 по 2007 г. имел место главным образом в отраслях, ориентированных на экспорт (нефте- и газодобыча, производство минеральных удобрений, строительных материалов, черная металлургия). В то же время, если в 1992 г. были введены мощности по производству 8 тыс. штук тракторов, то, начиная с 2005 г., новых мощностей вообще не осваивалось 3. Во многом схожая картина имеет место и в отраслях легкой промышленности. В этой связи очень важна финансовая поддержка со стороны Банка вновь образованной госкорпорации «Ростехнологии», способной объединить технологически связанные производства для решения важных народнохозяйственных задач по модернизации российской экономики.

Реализации национального проекта по развитию аграрного сектора могло бы способствовать объединение усилий ВЭБа и Россельхозбанка путем предоставления ВЭБом кредитов предприятиям сельскохозяйственного машиностроения для дальнейшей реализации их продукции сельхозпроизводителям по лизинговым схемам; при этом Россельхозбанк мог бы оказывать, также используя механизм лизинга, кредитную поддержку сельхозпредприятиям при приобретении техники, произведенной при поддержке средств Банка развития. Такая схема позволила бы задействовать всю цепочку технологических связей в целях достижения продовольственной безопасности России, что особенно актуально в условиях, когда только за январь — ноябрь 2007 г., например, импорт мяса из стран дальнего зарубежья вырос на 8,9 %, рыбы — на 26,3 %, сахара — на 38,9 %.

Для снижения рисков целевой кредитной политики целесообразно осуществить разделение фондов финансирования проектов, сформировав:

• фонд специальных операций из бюджетных средств и относительно дешевых привлеченных источников (включая средства Стабилизационного фонда и пенсионные накопления), средства из которого можно направлять на кредитование низкорентабельных и долгосрочных проектов в производственную сферу и инфраструктуру;

• фонд основных ресурсов, пополняемый за счет привлечения средств на финансовых рынках и

3 Краткий статистический сборник «Россия в цифрах», М., 2007.

используемый для финансирования относительно высокорентабельных и быстроокупаемых проектов (например, строительство платных автодорог, развитие телекоммуникационных систем на усло -виях государственно-частного партнерства). Достижению целей банка развития и расширению его ресурсной базы мог бы способствовать особый порядок рефинансирования в Центральном банке, специфический механизм регулирования деятельности, порядок распределения прибыли (отказ государства от доли в прибыли, направление ее в резервные и другие фонды, ограничение дивидендов возможных негосударственных пайщиков).

Кредитование конечных заемщиков будет более эффективным, если дальнейшее развитие получит двухуровневая система их финансирования, что потребует:

• определения дифференцированных с учетом особенностей инвестиционных проектов критериев отбора уполномоченных банков и

• формализации требований по обоснованию целесообразности кредитования, что упростит составление заявок и сократит сроки их рассмотрения.

Все это позволит российским государственным институтам развития успешно решать возложенные на них общегосударственные задачи по повышению конкурентоспособности экономики России, обеспечению ее действительно стабильного развития.

литература

1. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.07.2007 № 1007-р.

3. Россия в цифрах. — М., 2007.

4. Российский статистический ежегодник, январь — сентябрь 2007 г., № 9.

5. Абалкина А. А. Повышение эффективности функционирования многосторонних институтов развития. — Бизнес и банки, 2007, № 33.

6. БажанА.И. Банки развития: экономические и юридические аспекты — Бизнес и банки, 2007 г., № 43 (879).

7. Банковский сектор Испании: достижения и проблемы. — Банки: мировой опыт, 2006, № 2.

8. Банковский сектор Японии. — Банки: мировой опыт, 2003, № 3.

9. Плисецкий Д. Е. Национальные банки развития: зарубежный опыт и возможности его использования в России — Бизнес и банки, 2005, № 35 (771).

10. Савинский С. П., СмахтинД. А. Банки развития Китая. — Деньги и кредит», 2007, № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.