УДК 336.1
о перспективах формирования в республике дагестан регионального банка реконструкции и развития
д. а. бамматов,
аспирант кафедры налогов и денежного обращения E-mail: [email protected] дагестанский государственный университет
В статье обосновываются проблемы регионального развития, необходимость новых подходов к использованию социально-экономического потенциала региона через новый финансово-кредитный институт - Северо-Кавказский банк реконструкции и развития и фонды специального назначения при нем. Раскрыты цели, организационная структура и источники финансирования предлагаемого к созданию банка.
Ключевые слова: экономика СКФО, СевероКавказский банк реконструкции и развития, финансово-банковский институт, региональное развитие, инвестиции.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Северо-Кавказский федеральный округ является новым территориальным образованием в нашей стране. Он был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.01.2010 № 82 и в настоящее время имеет сложное социально-экономическое положение. Это связано со следующими причинами:
- огромное количество безработного населения, его значительная социальная дифференциация;
- сохранение высоких темпов рождаемости в условиях резкого сужения регионального рынка рабочей силы;
- слабое развитие рыночных отношений;
- наличие коррупции;
- широкое распространение теневой экономики;
- рост активности криминальных элементов;
- незатухающая террористическая опасность [5].
Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО)
играет особую геополитическую роль на Юге
России, отличаясь от других федеральных округов своим приграничным положением и уникальным транспортным комплексом в системе предкавказс-ких и транскавказских магистральных и промышленных коридоров.
Угрозы и вызовы этого региона имеют серьезное значение для России, в первую очередь в аспекте национальной безопасности и территориальной целостности страны. Северный Кавказ неуклонно превращается в важнейший геоэкономический плацдарм, где разворачивается стратегическая борьба за будущие рынки и сырье. Это во многом определяется тем, что через регион пройдут важнейшие магистрали для транспортировки углеводородного сырья из Прикаспийского бассейна и Средней Азии [7].
В течение последних лет федеральным центром предпринимаются действия, направленные на оздоровление социально-экономической ситуации в СКФО:
- поступают стабильно высокие дотации в бюджеты республик;
- выделяются средства для реализации федеральных целевых программ;
- вводился режим свободной экономической зоны (Республика Ингушетия).
Однако республики, входящие в состав округа, явно отстают по объемам и темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства [7].
Очевидно, что здесь недостаточно лишь государственных инвестиций и прямой федеральной поддержки, как бы велики они ни были.
Реальный сектор экономики многих субъектов СКФО до сих пор остается в плачевном состоянии. В настоящее время существует реальная необходи-
мость в разработке и реализации стратегии развития основных сфер экономики регионов, действенно поддерживаемой на государственном уровне. Без этого невозможно полноценно интегрировать экономики регионов СКФО в единое социально-экономическое пространство страны, а значит, и успешно решить проблему долгосрочной стабилизации социально-политической обстановки на Северном Кавказе [8].
В свою очередь, без стабилизации социально-политической обстановки нельзя добиться стабильности экономической: эти процессы должны осуществляться синхронно. Тот же туристический кластер, который недавно так усиленно пропагандировался, в условиях, когда подрываются канатные дороги горных курортов, не выживет. Сколько бы миллиардов туда ни вкладывали, без стабильности ничего не получится. У ряда федеральных политиков когда-то была идея разделить финансовые потоки и местную власть, чтобы деньги из федерального бюджета выделялись исполнителям непосредственно - они и должны были осуществлять те или иные проекты. Но дальше идеи дело не пошло. Северокавказские элиты усвоили правила бюрократических игр в современном российском государстве и умеют добиваться защиты своих интересов, в том числе лоббированием на уровне федеральных органов власти. Что же касается Чеченской Республики, то (по сравнению с другими северокавказскими регионами) средства тут расходуются более разумно и эффективно. Достаточно посмотреть на состояние Грозного и сравнить его со столицами других северокавказских республик. Стоит обратить внимание хотя бы на уже осуществленные проекты - Грозный-сити и пр. Это огромные деньги, но результаты, как говорится, можно потрогать руками. В российском обществе, хоть и принято ругать главу этой небольшой республики, но это лидер, который адекватен тому обществу, которым он управляет.
Жизни и благополучие миллионов людей, живущих на Северном Кавказе, во многом зависят от ведущейся по всему округу борьбы с терроризмом, нищетой и бедностью. Выбор правильных лидеров при этом, конечно, не гарантирует победы, но выбор неправильных - наверняка увеличит вероятность поражения.
Поэтому для решения названных проблем, сглаживания противоречий в экономическом развитии региона, осуществления финансовой поддержки региональной политики и снижения диспропорций
в развитии отдельных неблагополучных районов Северного Кавказа, дальнейшей интеграции экономики субъектов СКФО предлагается создание Северо-Кавказского банка реконструкции и развития (СКБРР).
Предполагается, что СКБРР будет межрегиональной организацией, созданной на основе соглашения субъектов Федерации Северного Кавказа, т. е. учредителями банка станут Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания и Ставропольский край (табл. 1). В последующем возможно членство других субъектов Российской Федерации.
Северо-Кавказский банк реконструкции и развития будет создан в следующих целях:
1) для решения некоторых региональных задач, которые не всегда учитываются Российской Федерацией;
2) для привлечения кредитных ресурсов из разных, в том числе внешних, источников в целях кредитования проектов социально-экономического развития субъектов СКФО;
3) для укрепления экономического сотрудничества республик Северного Кавказа;
4) для оказания технического содействия для подготовки и реализации проектов;
5) для содействия развитию среднего и малого бизнеса [15];
6) для модернизации государственного управления и стимулирования экономической интеграции
Таблица 1
Основные характеристики предполагаемых
учредителей СКБРР
Субъект Федерации Столица Площадь, тыс. км2 Население, тыс. чел.
Республика Махачкала 50, 3 2 977, 4
Дагестан
Чеченская Грозный 15, 6 1 269, 1
Республика
Карачаево- Черкесск 14, 3 478, 5
Черкесская
Республика
Кабардино- Нальчик 12, 5 859, 8
Балкарская Республика
Республика Владикавказ 8 712, 9
Северная Осетия -
Алания
Республика Магас 3, 6 413
Ингушетия
Ставропольский Ставрополь 66, 2 2 786, 1
край
Кредитный комитет
региона и межрегионального сотрудничества;
7) для содействия в привлечении частных иностранных инвестиций в борьбе с загрязнением окружающей среды;
8) для содействия экономическому развитию региональных членов и др.
Чтобы достигнуть на долгосрочной основе этих целей, СКБРР будет оказывать своим членам содействие в осуществлении структурных экономических реформ путем:
1) содействия через частных и иных заинтересованных инвесторов в налаживании, совершенствовании и расширении продуктивной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, в частности - малым и средним предприятиям;
2) привлечения внутреннего и иностранного капитала, а также использования управленческого опыта;
3) содействия продуктивным инвестициям, включая инвестиции в сферы услуг и финансов, и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо для поддержки частной и предпринимательской инициативы, способствуя тем самым созданию конкурентной среды и повышению производительности труда, уровня жизни, а также улучшению условий труда;
4) оказания технического содействия в подготовке, финансировании и осуществлении соответствующих проектов - как отдельных, так и в рамках специальных инвестиционных программ;
5) стимулирования и поощрения развития рынков капитала;
6) поддержки обоснованных и экономически жизнеспособных проектов;
7) содействия во всей своей деятельности экологически здоровому и устойчивому развитию и др.1
Президент СКБРР
Вице-пре }идент(ы)
Совет директоров:
по три представителя территориальных учреждений Банка России от каждого субъекта СКФО
I
Правление СКБРР
Ревизионная комиссия
Фонды (директора фондов):
- Северо-Кавказский фонд развития сельского хозяйства;
- Северо-Кавказский фонд регионального развития;
- Северо-Кавказский социальный фонд;
- Специальный инвестиционный фонд содействия развитию малого и среднего бизнеса;
- Фонд защиты окружающей среды;
- Фонд технического сотрудничества
1Более подробно о целях деятельности: Газимагомедов Р. К., Бамматов Д. А. Северо-Кавказский банк реконструкции и развития как институт интеграции экономик субъектов Федерации СКФО // Вестник Дагестанского государственного
Организационная структура СКБРР
Организационная структура СКБРР будет состоять из президента, одного или более вице-президентов, совета директоров, правления банка, кредитного комитета, ревизионной комиссии, а так же директоров фондов специального назначения (см. рисунок)2.
Деятельность СКБРР должна быть основана на «здоровых банковских принципах», действовать как коммерческая организация, хотя максимизация прибыли и не является его основной задачей. Одной из детерминант эффективности СКБРР является обеспечение адекватных финансовых ресурсов.
университета. Вып. 5. 2012; Бамматов Д. А. О целях создания Северо-Кавказского банка реконструкции и развития. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Развитие современной экономической системы: теория и практика управления», 25.02.2013. Приволжский научно-исследовательский центр. Йошкар-Ола: Коллоквиум. 2013.
2 Более подробно об организационной структуре: Бамматов Д. А. К вопросу об организационной структуре Северо-Кавказского банка реконструкции и развития. Сборник материалов
I Международной научно-практической конференции «Разви-
тие современной экономической системы: теория и практика управления», 25.02. 2013. Приволжский научно-исследовательский центр. Йошкар-Ола: Коллоквиум. 2013.
Механизмы рефинансирования данной структуры, очевидно, должны, с одной стороны, обеспечивать достаточные объемы средств для осуществления им своей деятельности, с другой стороны, стоимость привлекаемого капитала должна быть достаточно низкой, чтобы обеспечить рентабельность деятельности банка3.
Структура акционерного капитала СКБРР наглядно представлена в табл. 2.
Созданию подобного банка развития, очевидно, будет предшествовать заключение ряда межреспубликанских договоров между субъектами Федерации СКФО под контролем и при участии федеральных органов власти, а также создание проекта соглашения об учреждении СКБРР. Беря за основу ВРП предполагаемых учредителей банка и предположив, что каждый из учредителей внесет в создание СКБРР 0,1 % своего ВРП, можно спрогнозировать, что акционерный капитал банка составит приблизительно 7,955 млрд руб. (табл. 3).
Учитывая тот факт, что под учредителями банка подразумеваются субъекты СКФО (которые в свою очередь являются дотационными), при дальнейшем расширении возникнет необходимость построения такой политики банка, при котором отечественные и зарубежные члены-доноры будет заинтересованы в участии в его деятельности и в то же время не допустят превращения СКБРР в инструмент экономического и политического влияния государств - зарубежных членов. Именно это случилось с более масштабными по деятельности Азиатским, Африканским и Межамериканским банками развития. Примерно 1/3 членов этих банков развития - развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала, они оказывают существенное влияние на деятельность этих структур. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР - Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов.
Решение этой задачи, по мнению автора, позволит функционировать не имеющей аналогов финансовой организации, главным экономическим результатом которой станет приращение эффекта развития региона за счет:
1) выполнения проектов, лежащих на пересечении частного и общественного секторов экономики;
3 Более подробно о финансовых ресурсах: Алиев Б. Х., Бам-матов Д. А. Северо-Кавказский банк реконструкции и развития как фактор стабилизации экономики региона // Финансы и кредит. 2013. № 35.
Таблица 2
Первоначальная подписка на разрешенный к выпуску акционерный капитал для предполагаемых членов СКБРР
Капитал,
Субъект -член СКБРР Количество акций на который может быть произведена подписка, млн руб.
Республика Дагестан Х Х/100
Чеченская Республика Х Х/100
Республика Ингушетия Х Х/100
Кабардино-Балкарская Республика Х Х/100
Карачаево-Черкесская Республика Х Х/100
Республика Северная Осетия - Алания Х Х/100
Ставропольский край Х Х/100
Международные Х Х/100
организации
Российские Х Х/100
организации
Нераспределенные Х Х/100
акции
Примечание. Международные организации в совокупности с российскими организациями будут иметь право на подписку не более чем на 49 % акций банка. Право на своего представителя при голосовании будут иметь организации, имеющие подписку не менее чем на 1 % акций банка. Российские организации в совокупности с международными организациями будут иметь право на подписку не более чем на 49 % акций банка. Право на своего представителя при голосовании будут иметь организации, имеющие подписку не менее чем на 1 % акций банка
2) привлечения частного капитала в значительно больших масштабах по сравнению с собственными ресурсами банка;
3) координации работы существующих международных и национальных, двусторонних и многосторонних, частных и государственных структур.
Создание и привлечение в состав СКБРР новых нерегиональных членов (в том числе - иностранных) откроет для экономики СКФО следующие перспективы:
- привлечение иностранных инвестиций в виде вложений в акционерный капитал банка;
- возможность направлять средства нерегиональных членов на финансирование тех проектов, которые считает важными совет директоров (по результатам голосования);
- использование иностранного опыта в развитии тех или иных проектов благодаря представителям зарубежных членов в совете директоров и правлении банка;
Таблица 3
Предполагаемая доля учредителей СКБРР в его акционерном капитале, млрд руб.
Регион Республика Дагестан Чеченская Республика Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия -Алания Ставропольский край
ВРП* 265,1 64,1 18,7 66,4 38,6 65,1 277,5
Вложения в акционерный капитал СКБРР 0,2651 0,0641 0,0187 0,0664 0,0386 0,0651 0,2775
*Данные за 2009 г.
При формировании акционерного капитала и плановом пересмотре квот банк в принципе не должен допустить ситуации, при котором региональные члены не имели бы возможности наложить вето на любое решение совета директоров. Это означает, что общий размер квот региональных членов не может опускаться ниже 51 %.
В настоящее время региональные банки развития играют важную роль в сфере многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. Их созданию предшествовала богатая история национальных банков развития. В связи с этим в целях выяснения причин и предпосылок создания таких структур в других странах остановимся на анализе особенностей их развития на разных уровнях. Банки развития на национальном уровне начали создаваться в середине XIX в., когда быстрая индустриализация стран Европы сопровождалась формированием подобных кредитных учреждений при участии государства. Первой такой структурой считается Общество поддержки национальной промышленности (Societe Generate pour Favoriser Industrie Nationale), созданное в 1822 г. в Голландии. В 1848-1852 гг. во Франции при участии правительства были созданы несколько финансовых учреждений (Credit Foncier, Comptoir d'Escompte, Credit Mobilier) для предоставления долгосрочных кредитов. На рубеже XIX и XX вв. был учрежден Индустриальный банк Японии.
После первой мировой войны в ряде стран были созданы государственные кредитные учреждения, которые также можно рассматривать как национальные банки развития. В 1919 г. в Бельгии появилось национальное кредитное общество развития промышленности (Societe Nationale de Credit a l'Industrie), во Франции - банк Credit National (Национальный кредит), в 1933 г. в Италии открыли Институт промышленной реконструкции (Instuto para la Reconstruccion Industrial). Основной задачей этих кредитных учреждений, созданных при
непосредственном государственном участии, было долгосрочное кредитование экономики.
В развивающихся странах первым банком развития принято считать сформированную в Мексике в 1934 г. Национальную финансовую корпорацию NAFIN (Nacional Financiera S.A. ). Она была предназначена для долгосрочного льготного кредитования национальной промышленности. Затем в Чили была учреждена Корпорация развития (Corporacion de Fomento), а за ней последовало создание банков развития в других странах латиноамериканского региона [14].
наиболее интенсивно процесс эволюции банков развития протекал в первые послевоенные десятилетия. В этот период они превратились в важное звено рынка ссудных капиталов во многих странах. Их деятельность основывалась на получившей распространение кейнсианской теории, сторонники которой выступали за активное государственное вмешательство в экономику с помощью кредитно-денежного механизма в целях стимулирования производства, предотвращения или смягчения циклических кризисов и поддержки экономики в равновесном состоянии. Реализация этих взглядов, в частности, проявлялась в прямом участии государства в регулировании рынка ссудных капиталов, в том числе через государственные кредитные учреждения. Государственные банки сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Западной Европы и Японии, создании условий и предпосылок для активизации частного предпринимательства, снижении социальных проблем. После завершения восстановительного периода их деятельность переключалась на решение наиболее актуальных проблем в рамках социально-экономических программ, разрабатываемых на национальном и региональном уровнях. В ряде развитых стран (германия, испания, италия, Япония) они функционируют в качестве специали-
зированных органов проведения государственной кредитно-финансовой политики.
Банки развития действуют на стыке экономики и политики в целях поддержки экономической политики правительства. Они предназначены для выполнения задач, которые не могут реализовывать центральный банк и коммерческие банки. Именно эти структуры предоставляют долгосрочное кредиты предприятиям, развитие которых стало важным фактором экономического роста. В зависимости от политико-экономических целей соответствующих правительств банки развития кредитуют инвестиционные проекты, связанные с совершенствованием инфраструктуры и охраной окружающей среды, приватизацией и реорганизацией предприятий, осуществлением социальных программ.
Для поддержки малого и среднего бизнеса эти банки реализуют специальные кредитные программы. В этом случае они выдают кредиты конечному заемщику через коммерческие банки и сберегательные учреждения. Тем самым они участвуют в кредитовании инвестиций [9].
Из всех основных региональных банков развития, функционирующих в настоящее время, можно выделить:
- Африканский банк развития (АфБР),
- Азиатский банк развития (АзБР),
- Межамериканский банк развития (МаБР),
- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР),
- Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР),
- Северный инвестиционный банк (СИБ) и др.
Африканский банк развития основан в 1964 г.
Организацией африканского единства (ОАЕ), чтобы способствовать экономическому развитию на всем Африканском континенте, предоставляя для этого финансовые ресурсы [10]. Штаб-квартира расположена в Абиджане (Кот-д'Ивуар).
Азиатский банк развития ведет отсчет своей деятельности с 1966 г. Он предназначен для стимулирования роста экономики в Азии и на Дальнем Востоке, направляя в эти регионы прямые займы и оказывая техническое содействие. Претендовать на заемные средства от АзБР могут как правительства стран-участниц, так и юридические лица. Средняя сумма одного кредита составляет 15 млн долл., более крупные кредиты (до 50 млн. долларов) банк предоставляет довольно редко [3]. Штаб-квартира расположена в Маниле (Филиппины).
Межамериканский банк развития - международная финансовая организация, созданная в 1959 г. для финансовой поддержки экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна [11]. Целями деятельности МаБР являются:
- оказание помощи в развитии территорий региональных членов банка;
- стимулирование развития производственных предприятий и ресурсов в латиноамериканских странах;
- содействие в привлечении частных иностранных инвестиций, в борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды;
- проведение социальных реформ;
- модернизация государственного управления и стимулирование экономической интеграции региона и межрегионального сотрудничества [1].
Штаб-квартира базируется в Вашингтоне (США).
Европейский банк реконструкции и развития
специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР (в том числе в России):
- финансовый и банковский секторы;
- энергетика;
- телекоммуникационная инфраструктура;
- транспорт;
- сельское хозяйство.
Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультационные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР -содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации. Кроме того, ЕБРР проводит консультации по этим вопросам. Отличительная черта кредитов банка - дисперсия по регионам и разным сферам экономики, а также банкам. ЕБРР избирательно определяет объекты кредитования с учетом российской специфики, отказываясь кредитовать предприятия игорного бизнеса, производство табачных изделий и крепких алкогольных напитков [4]. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне (Великобритания).
Черноморский банк торговли и развития -международная финансовая организация, созданная
для поддержки регионального развития и кооперации стран Черноморского региона. Целями банка являются:
- развитие торговых связей в регионе;
- содействие реализации международных проектов;
- содействие иностранным инвестициям;
- предоставление гарантий при развитии торговых и экономических связей как на государственном уровне, так и в частном бизнесе [12].
Штаб-квартира находится в Тессалоники (Греция).
Северный инвестиционный банк (Инвестиционный банк стран Северной Европы) -
многосторонний банк развития, членами которого являются страны Скандинавии и Балтии. Он финансирует проекты, представляющие интерес для стран-членов как в Северной Европе (инвестиции в инфраструктуру, экологию, образование), так и за ее пределами (содействие фирмам - партнерам компаний из стран Северной Европы). Банк предоставляет кредиты на срок до 20 лет в объеме до 50 % от стоимости проекта [13]. Штаб-квартира СИБ расположена в Хельсинки (Финляндия).
В зависимости от поставленных целей региональные банки развития призваны выполнять различные функции: инвестиционные, содействия реконструкции, развитию, торговли. Главные функции банков отражены в их названиях, однако в ходе эволюции у некоторых из них они претерпели изменения: получила развитие их инвестиционная направленность.
Место, которое будет занимать Северо-Кавказский банк реконструкции и развития в системе
региональных банков развития, наглядно показано в табл. 4.
Региональные банки развития играют важнейшую роль в ускорении совершенствования социально-экономической инфраструктуры, наращивании взаимовыгодного влияния инвестиций и экспортной деятельности и в развитии тех секторов экономики, которые рассматриваются национальными государственными органами как стратегически важные [8].
В Монтеррейском консенсусе, достигнутом на международной конференции ООН по финансированию развития в марте 2002 г., была названа главная роль региональных банков развития в экономике: «... осуществление активной поддержки национальным и региональным усилиям в области развития, повышение ответственности и общей эффективности» [6].
Хотя функции и роль региональных банков развития меняются в зависимости от ситуации, наблюдаются общие приоритеты:
- оказание помощи в развитии экономики стран -членов этих банков;
- модернизация их предприятий и сфер хозяйства;
- привлечение частных иностранных инвестиций;
- борьба с бедностью и загрязнением окружающей среды;
- проведение социальных реформ;
- стимулирование экономической интеграции стран региона.
Главные задачи таких банков:
- финансирование развития путем привлечения средств инвесторов, доноров из числа стран-членов
Уровень деятельности (главная функция) Функции
Инвестиционная Реконструкции Развития Торговли
Глобальный - Международный банк реконструкции и развития -
Региональный Европейский инвестиционный банк Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития
Межрегиональный Международный нвестиционный банк Европейский банк реконструкции и развития -
Исламский банк развития -
Международный банк экономического сотрудниче ства
Субрегиональный Северный инвестиционный банк - Черноморский банк торговли и развития
- - Карибский банк развития -
Северо-Кавказский банк реконструкции и развития -
Таблица 4
Место Северо-Кавказского банка реконструкции и развития в системе региональных банков развития
в фонды этих банков, предоставление международного кредита на льготных условиях, а также предоставление гарантий по кредитам;
- организация совместного финансирования инвестиционных проектов;
- техническое содействие странам-заемщикам -членам этих банков [7].
У региональных банков развития имеются следующие достоинства:
1) практическая ценность для малых и средних стран, которые не в состоянии оказывать большого влияния на глобальные международные валютно-кредитные организации. Их голос можно услышать гораздо лучше в рамках региональных банков развития [18];
2) асимметрия информации намного меньше на региональном уровне, учитывая близость, а также тесные экономические и другие связи [17];
3) региональные организации могут эффективнее реагировать на возникающие региональные потребности, а также потенциально быть более эффективными в обеспечении региональных общественных благ (особенно тех, которые требуют больших начальных инвестиций и региональных координационных механизмов). Важными примерами являются: финансирование региональной трансграничной инфраструктуры, поддержка развития региональных рынков капитала, а также выработка собственных методов экономического регулирования [16].
К недостаткам региональных банков развития можно отнести чрезмерное влияние на их деятельность нерегиональных членов благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала. Примерно 1/3 членов этих банков - развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала банков развития, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР - Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. Однако в связи с нехваткой ресурсов банк был вынужден создать своеобразный филиал -Африканский фонд развития (АФР) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка принимаются и развитые страны [2].
Список литературы
1. АлклычевА.М., Бамматов Д. А. Организационно-правовые основы деятельности международных валют-
но-кредитных организаций. Курс лекций. Махачкала: ИПЦ ДГУ 2012.
2. Годжаева Э. М. Финансы зарубежных стран и международные валютно-кредитные отношения: учеб. для вузов. Баку. 2012.
3. Егоров А. В. Международная финансовая инфраструктура. М: Линор. 2009.
4. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. М: Кно-Рус. 2010.
5. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. Совет по торговле и развитию. Комиссия по инвестициям, предпринимательству и развитию. Рассчитанное на несколько лет совещание экспертов по международному сотрудничеству: сотрудничество и региональная интеграция Юг-Юг. Четвертая сессия. 24-25 октября 2012 г. Женева. 2012.
6. Международная конференция Организации Объединенных Наций по финансированию развития. 15-22 марта 2002 г. Монтеррей. 2002.
7. Папеско О. П., Шкребцова Т. П. Влияние социальной и национальной политики на экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа. Минеральные воды: Северо-Кавказский филиал МГЭИ. 2011.
8. Черковец О. В., Османов М. М., Гаджиева Х. И., Османова Д. М., Шараева Е. О. Социально-экономическая сфера регионов Северо-Кавказского федерального округа: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник ДГУ 2012. Вып. 5.
9. Школяр Н. А. Международные региональные банки развития и перспективы сотрудничества с ними России: теория и практика. М. 2004.
10. URL: http://www. afdb. org/en/.
11. URL: http://www. iadb. org/en/inter-american-development-bank, 2837.html.
12.URL: http://www. bstdb. com.
13.URL: http://www. nib. int/.
14. Armendaris de Aragon В. Development Banking. London. School of Economics. DEP .№ 64. Octubre de 1995. Liberalization financiera у banca de desarrollo. Mexico.
15. Bammatov D. A. § 2.3. Forming of financial and banking development institutions for the economy of the federal subjects in the North Caucasian Federal District. Development trends of the modern economical sciences: monograph. B&M Publishing. San Francisco, California. 2013.
6. Bammatov D. A. The role of regional development banks. Research articles. Theoretical and practical issues of ensuring the economic interests of the modern innovative society. B&M Publishing. San Francisco, California, USA. 2013.
17. Birdsall N. and Rojas-Suarez L. Financing Development: The Power of Regionalism. Washington DC. Center for Global Development. 2004.
18. Ocampo J. A. Regional Financial Cooperation: Experiences and Challenges. Regional Financial Cooperation. Baltimore, MD, Brookings Institution Press. 2006.