Вопросы экономики
Удк 332.146.2
северо-кавказский банк реконструкции и развития как фактор стабилизации Экономики региона*
б. х. алиев,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения E-mail: [email protected]
д. а. бамматов,
старший преподаватель кафедры налогов и денежного обращения E-mail: [email protected] Дагестанский государственный университет
В статье обосновываются проблемы регионального развития, необходимость новых подходов к использованию социально-экономического потенциала региона через Северо-Кавказский банк реконструкции и развития. Раскрыты источники финансирования деятельности предлагаемого к созданию банка.
Ключевые слова: регион, Северо-Кавказский банк реконструкции и развития (СКБРР), федеральный бюджет, источники финансирования, акционерный капитал, привлеченные ресурсы, региональные банки развития.
Несмотря на то, что в течение последних лет федеральным центром предпринимаются действия, направленные на оздоровление социально-экономической ситуации в СКФО, республики, входящие в состав округа, явно отстают по объемам и темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства.
Реальный сектор экономики многих регионов СКФО до настоящего времени остается в неудов-
* Статья опубликована в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг.
летворительном состоянии. Существует реальная необходимость в разработке и реализации стратегии развития основных видов экономической деятельности, которая должна поддерживаться федеральным центром. Без этого невозможно полноценно интегрировать экономики регионов округа в единое социально-экономическое пространство страны, а значит, и успешно решить проблему долгосрочной стабилизации социально-политической обстановки на Северном Кавказе [4].
Реализация системы экономической безопасности Российской Федерации невозможна без четкой организационной структуры с обоснованным распределением функций и полномочий различных финансовых органов по вертикали и горизонтали государственной власти [5].
Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.
Цель государственной стратегии России - это обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни
финансы и кредит
33
и развития личности, социально-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [3].
Северный Кавказ играет важную роль в экономике страны, обеспечивает защиту ее стратегических интересов и поэтому экономическое благосостояние этого региона, сохранение социальной стабильности общества являются теми задачами, решение которых необходимо для достижения целей экономической стратегии России.
В работах [1; 2] в целях сглаживания противоречий экономического развития округа, осуществления финансовой поддержки региональной политики для снижения диспропорций в развитии отдельных неблагополучных районов субъектов Федерации Северного Кавказа и дальнейшей интеграции экономики субъектов СКФО предлагается создание СКБРР. Целями деятельности этого банка должны быть:
1) решение некоторых региональных задач, которые не всегда учитываются правительством РФ;
2) привлечение кредитных ресурсов из разных, в том числе внешних источников, в целях кредитования проектов социально-экономического развития субъектов Федерации Северного Кавказа;
3) экономическое сотрудничество субъектов Федерации Северного Кавказа;
4) оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;
5) содействие развитию среднего и малого бизнеса и др. 1
В представленном исследовании авторами будут более подробно рассмотрены источники финансирования деятельности СКБРР.
Несмотря на статус регионального банка развития, деятельность СКБРР должна быть основана на «здоровых» банковских принципах и банк должен действовать как коммерческая организация, однако максимизация прибыли и не должна являться его основной задачей. Авторы считают, что одной из детерминант эффективности СКБРР является обеспечение адекватных финансовых ресурсов. Механизмы рефинансирования СКБРР, очевидно, должны, с одной стороны, обеспечивать достаточные объемы средств для осуществления им своей деятельности, с другой - стоимость привлекаемого капитала должна быть достаточно низкой, чтобы обеспечить рентабельность деятельности банка.
1 Более подробно об СКБРР см. в журнале «Вестник ДГУ». 2012. Вып. 5-й. URL: http://vestnik. dgu. ru.
Далее рассмотрим механизмы рефинансирования СКБРР. Как и в случае с любой коммерческой организацией, основные источники рефинансирования СКБРР следующие:
- собственный капитал;
- средства, привлекаемые на кредитной основе;
- результаты деятельности (прибыль, формируемые резервы).
Относительно акционерного капитала СКБРР необходимо отметить следующее:
1) акционерный капитал будет делиться на оплаченный (оплачиваемый) и подлежащий оплате по требованию. Капитал, подлежащий оплате по требованию, скорее следует рассматривать как резервы: он не рассматривается в качестве обычного источника средств для обеспечения операций банка, а может быть мобилизован лишь в случае, если это будет необходимо СКБРР для выполнения своих обязательств. Необходимо отметить, что обязательства акционеров по оплате акций, подлежащих оплате по требованию, являются безусловными. Однако в соглашении об учреждении СКБРР будет закреплено право акционеров (субъектов СКФО) при оплате взносов в счет оплачиваемого капитала предоставлять 50 % взноса векселями либо другими обязательствами. Это, с одной стороны, способствует повышению кредитного рейтинга Банка, а с другой - позволит акционерам не отвлекать слишком большие средства на его учреждение;
2) акции банка не могут отчуждаться обычном способом: они не могут продаваться или закладываться, возможна лишь их передача банку при выходе акционера из его состава. Таким образом, соглашение гарантирует, что состав собственников банка не будет «размываться», т. е. в число акционеров (в основном) будут входить кредитоспособные субъекты СКФО, международные и российские организации2, что практически гарантирует получение им в случае необходимости платежей в счет акционерного капитала, подлежащего оплате по требованию. Это, в свою очередь, также будет способствовать поддержанию высокого кредитного рейтинга СКБРР.
Соглашение об учреждении СКБРР позволяет его совету директоров увеличивать разрешенный к выпуску капитал по мере необходимости; оно также
2 При этом доля международных и российских организаций в акционерном капитале СКБРР не должна превышать 49 % в целях нейтрализации иностранного влияния и сохранения экономической безопасности.
требует, чтобы совет рассматривал вопрос о достаточности акционерного капитала банка, по крайней мере, один раз в 5 лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственный капитал СКБРР в основном выполняет функции не непосредственного финансирования его деятельности, а обеспечивает долгосрочную платежеспособность учреждения.
Структура акционерного капитала СКБРР представлена в табл. 1.
Вторым источником ресурсной базы СКБРР является прибыль от операций банка, не относящаяся к категории специальных (от предоставленных займов, инвестиций в акционерный капитал, предоставленных гарантий и гарантированного размещения ценных бумаг).
Деятельность банка в значительной степени будет связана с кредитованием частного сектора в
Таблица 1
Первоначальная подписка на разрешенный к выпуску акционерный капитал для предполагаемых членов СКБРР
Капитал,на
Субъект - член СКБРР Количество акций который может быть произведена подписка, млн руб.
Республика Дагестан Х Х/100
Республика Чечня Х Х/100
Республика Х Х/100
Ингушетия
Республика Кабарди- Х Х/100
но-Балкария
Республика Карачаево- Х Х/100
Черкесия
Республика Северная Х Х/100
Осетия - Алания
Ставропольский край Х Х/100
Международные Х Х/100
организации*
Российские Х Х/100
организации**
Нераспределенные Х Х/100
акции
* Международные организации в совокупности с российскими организациями будут иметь право на подписку не более чем на 49 % акций банка. Право на своего представителя при голосовании будут иметь организации, имеющие подписку не менее чем на 1 % акций банка.
** Российские организации в совокупности с международными организациями будут иметь право на подписку не более чем на 49 % акций банка. Право на своего представителя при голосовании будут иметь организации, имеющие подписку не менее чем на 1 % акций банка.
Источник: авторская разработка.
субъектах Федерации СКФО. Это неизбежно означает риск невозвращения кредитов, вследствие чего банк будет формировать еще один источник средств -резервы на покрытие потерь.
При осуществлении любого проекта банк будет планировать так называемый вывод средств (возврат кредитов либо продажа доли в уставном капитале), что называется «завершением проекта». После этого полученные средства могут быть использованы для финансирования новых проектов. Этот источник денежного потока является важным и должен быть обязательно указан в соглашении.
Наконец, важнейшим источником средств для основной деятельности банка будут привлеченные (кредитные) ресурсы. Банк стремится к поддержанию максимально высокого кредитного рейтинга; успешное решение этой задачи позволяет ему получать средства на рынках капитала под минимальные проценты. Задача поддержания высокого кредитного рейтинга требует обеспечения высокой долгосрочной платежеспособности. Представляется, что именно возможность привлечения дешевых кредитных ресурсов первоначально рассматривается как основа деятельности банка. Общая сумма непогашенных займов, инвестиций в акционерный капитал и гарантий, предоставленных банком по своим обычным операциям, не должна увеличиваться ни при каких условиях, если при таком увеличении превышается общая сумма необремененного капитала, на который осуществлена подписка, резервов и активного сальдо, включенных в обычные основные ресурсы банка. Таким образом, банк не должен допускать ситуации, при которой он в принципе мог бы оказаться неплатежеспособным.
Основными формами выпуска долговых инструментов СКБРР являются:
1) долговые инструменты, номинированные в российской валюте;
2) специализированные долговые инструменты с плавающими параметрами (они могут быть «привязаны» в частности к стоимости определенных активов, к определенным процентным ставкам и обменным курсам, к финансовым результатам тех или иных фондов).
Вспомогательным источником средств, за счет которого финансируются специальные фонды, используемые для осуществления некоммерческих операций банка, будут являться безвозмездные взносы «доноров» (акционеров).
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно механизмов и источников рефинансирования СКБРР:
1) основным источником рефинансирования деятельности банка являются привлекаемые на рынке кредитные ресурсы. Основным принципом политики заимствований банка является обеспечение высокого кредитного рейтинга и, следовательно, низкой стоимости кредитных ресурсов. Банк выпускает разнообразные долговые ценные бумаги, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в капитале. При этом объем привлеченных средств не должен превышать объема собственных ресурсов банка (исключается возможность его неплатежеспособности);
2) вторым по значимости источником средств является акционерный капитал, лишь около 25 % которого составляет оплаченный капитал. Таким образом, акционерный капитал в значительной степени выступает в качестве обеспечения долговых инструментов банка. Стабильно положительные финансовые результаты СКБРР делают маловероятным использование капитала, подлежащего оплате по требованию;
3) СКБРР постоянно выводит средства из завершенных проектов, что обеспечивает поток наличности, используемой для финансирования последующих проектов;
4) для осуществления некоммерческих проектов (финансирования своих специальных фондов) банк использует безвозмездные взносы «доноров».
Так как деятельность СКБРР будет основана на «здоровых» банковских принципах, банк будет стремиться к многообразию форм, в которых он будет предоставлять финансовые ресурсы субъектам малого и среднего предпринимательства.
К таким формам можно отнести:
1) кредитные линии - СКБРР будет напрямую предоставлять среднесрочное и долгосрочное финансирование в виде кредитных линий некоторым финансовым посредникам для удовлетворения соответствующего спроса на кредиты. В отдельных случаях аналогичное долгосрочное финансирование СКБРР будет предоставлять и правительствам, которые затем направят эти кредиты по каналам коммерческих или инвестиционных банков на цели финансирования частных малых и средних предприятий;
2) совместное финансирование - периодически СКБРР будет заключать с местными банками
и инвестиционными фондами субъектов-членов рамочные соглашения о финансировании, по которым основная часть работы по обязательному исследованию проектов в значительной мере будет передаваться местному партнеру, но при принятии каждого решения о кредитовании должны будут учитываться принципы финансирования и кредитования СКБРР.
Северо-Кавказский банк реконструкции и развития будет стремиться привлекать организации к совместному финансированию и участию в своих операциях (свое участие в проектах в частном секторе он будет ограничивать 35 %). Действуя в качестве катализатора по привлечению в регион других инвесторов, СКБРР может использовать свои средства для поддержки более широкого круга проектов. В результате успешного привлечения из внешних источников капитала для финансирования проектов, спонсором которых выступает банк, возрастет общий объем средств, предоставляемых для финансирования других проектов.
Необходимость привлечения других инвесторов обусловлена:
- распределением рисков (это необходимо для проверки готовности организаций, имеющих непосредственный опыт работы по этому профилю, рисковать своими деньгами в поддержку проекта, считая его обоснованным);
- механизмом стимулирования (СКБРР будет привлекать другие финансирующие организации к участию в проекте либо за счет предоставления кредитных средств, либо за счет приобретения пая в акционерном капитале проекта).
Синдицирование - это процесс, с помощью которого СКБРР будет осуществлять поиск других финансовых учреждений, которые согласятся выдавать кредитные средства на основании представленных банком документов на условиях, в основном сходных с теми, на которых готов осуществлять кредитование сам банк. Синдицированное участие будет осуществляться в тех случаях, когда СКБРР обязуется профинансировать весь кредит и во время или после оформления кредита продаст участие в нем другому банку или банкам. В этих случаях СКБРР по-прежнему несет обязательство по всей сумме, но часть своего обязательства он финансирует за счет покупателя/покупателей, доли/долей участия;
3) участие в финансировании совместных предприятий и долевое участие в инвестиционных
фондах - одним из главных каналов финансирования по линии СКБРР будут являться совместные предприятия с иностранным участием. Совместные предприятия предоставляют партнерам реальную возможность выхода на внешние и внутренние рынки, способствуют притоку иностранного частного капитала в регион, уменьшают риски и облегчают передачу технологий и управленческого опыта.
Следует особо отметить, что стремясь обеспечить схему финансирования, наиболее полно отвечающую требованиям проекта, банк будет руководствоваться следующими исходными принципами:
- банк финансирует до 35 % всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35 % объема долгосрочной капитализации уже действующей компании;
- от других инвесторов, в частности промышленных, будут требоваться значительные взносы в акционерный капитал в отношении проектов, осуществляемых с нуля, или в отношении новых совместных предприятий, когда требуется специальная техническая и управленческая квалификация (в таких случаях промышленные спонсоры рассчитывают на получение либо контрольного пакета акций, либо достаточных прав на управление предприятием);
- обычно на проекты в частном секторе будет предоставляться не более 2/3 суммы заимствуемых средств и не менее 1/3 акционерного капитала;
- от других участников совместного финансирования обычно будут требоваться дополнительные средства;
- банк не будет предоставлять финансирование инвестору на приобретение уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;
- акционерный пай спонсоров не обязательно должен иметь форму только наличности, он может предоставляться в виде оборудования, механизмов, техники и т. д. Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей стратегии. Стратегии утверждаются акционерами СКБРР, они составляют основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности. Северо-Кавказский банк реконструкции и развития принимает участие в инвестиционных фондах, которые, в свою очередь, вкладывают капитал в частные средние компании, нуждающиеся в расширении;
4) содействие торговле - с помощью своих программ содействия торговле СКБРР будет стремиться помочь локальным банкам субъектов-членов приобрести надежную репутацию и получить более
широкий выход на международные финансовые рынки. В рамках этих программ СКБРР будет выдавать гарантии частичной оплаты организуемых участвующими местными банками сделок, расчеты по которым будут осуществляться с помощью аккредитивов.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время региональные банки развития играют важную роль в сфере многостороннего регулирования мирохозяйственных связей. Их созданию предшествовала богатая история национальных банков развития. Первым таким учреждением считается Societe Generate pour Favoriser Industrie Nationale (Общество поддержки национальной промышленности), созданное в 1822 г. в Голландии. Позже, в период 1848-1852 гг., во Франции при участии правительства были созданы несколько финансовых учреждений (Credit Foncier, Comptoir d'Escompte, Credit Mobilier) в целях предоставления долгосрочных кредитов. На рубеже XIX и XX вв. был учрежден Индустриальный банк Японии.
После Первой мировой войны в ряде стран были созданы государственные кредитные учреждения, которые также можно рассматривать как национальные банки развития: в 1919 г. в Бельгии было создано Societe Nationale de Credit a l'Industrie (Национальное кредитное общество развития промышленности), во Франции - банк Credit National (Национальный кредит), в 1933 г. в Италии -Instuto para la Reconstruction Industrial (Институт промышленной реконструкции). Основной целью этих кредитных учреждений, созданных при непосредственном государственном участии, было долгосрочное кредитование экономики.
Наиболее интенсивно процесс эволюции банков развития протекал в первые послевоенные десятилетия. В эти годы они превратились в важное звено рынка ссудных капиталов во многих странах. Государственные банки сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Западной Европы и Японии, в создании условий и предпосылок для активизации частного предпринимательства, снижения социальных проблем. После завершения восстановительного периода их деятельность переключалась на решение наиболее актуальных проблем в рамках социально-экономических программ, разрабатываемых на национальном и региональном уровнях. В ряде развитых стран, например в Германии, Испании, Италии, Японии, они функционируют в качестве специали-
Таблица 2
Место Северо-Кавказского банка реконструкции и развития в системе региональных банков развития
Уровень деятельности Инвестиционная функция Функция реконструкции Функция развития Функция торговли
Глобальный - Международный банк реконструкции и развития -
Региональный Европейский инвестиционный банк Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития
Межрегиональный Международный инвестиционный банк Европейский банк реконструкции и развития -
Исламский банк развития -
Международный банк экономического сотрудничества
Субрегиональный Северный инвестиционный банк — Черноморский банк торговли и развития
- - Карибский банк развития -
Северо-Кавказский банк реконструкции и развития -
Источник: авторская разработка.
зированных органов проведения государственной кредитно-финансовой политики. Деятельность банков развития была направлена на выполнение задач на стыке экономики и политики в целях поддержки экономической политики правительства.
Из всех основных региональных банков развития, функционирующих в настоящее время, можно выделить Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Черноморский банк торговли и развития, Северный инвестиционный банк и др.
Место Северо-Кавказского банка реконструкции и развития в системе региональных банков развития представлено в табл. 2.
список литературы
1. Алклычев А.М., Бамматов Д. А. Организационно-правовые основы деятельности между-
народных валютно-кредитных организаций. Курс лекций. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012.
2. Газимагомедов Р. К., Бамматов Д. А. Северо-Кавказский банк реконструкции и развития как институт интеграции экономик субъектов Федерации СКФО // Вестник Дагестанского гос. ун-та. Вып. 5-й. 2012.
3. Куянцев И. А., Шхагапсоев З. Л. Концептуальные вопросы формирования системы экономической безопасности в современной России. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых. 2007.
4. Черковец О. В., ОсмановМ.М., ГаджиеваХ. И., Османова Д.М., Шараева Е. О. Социально-экономическая сфера регионов Северо-Кавказского федерального округа: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Дагестанского гос. ун-та. Вып. 5-й. 2012.
5. Шульга В. А. Национальная экономика. М.: РЭА им. Плеханова. 2002.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]
38
финансы и кредит