УДК 336.71(470.62) ББК 65.9(2)262 К-12
Кабанова Надежда Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: [email protected];
Киселева Вера Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики финансово-экономического факультета ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», e-mail: [email protected].
БАНКИ КАК УЧАСТНИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
(рецензирована)
В статье рассматривается место и роль коммерческого банка как участника инвестиционного процесса на микроуровне. Проведен анализ функционирования банков на инвестиционном рынке Республики Адыгея, определены факторы, влияющие на деятельность коммерческих банков на российском и региональном инвестициионном рынке.
Ключевые слова: коммерческие банки, инвестиционная деятельность, регион, кредитование, инвестиции.
Kabanova Nadezhda Ivanovna, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Finance and Credit of the Financial and Economic Faculty of FSBEI HPE "Maikop State Technological University», e-mail: kabanova.nadezhda2011 @yandex.ru;
Kiseleva Vera Alexeevna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Economics and World Economy of the Financial and Economic Faculty of FSBEI HPE "Maikop State Technological University», e-mail: vera208@mail. ru.
BANKS AS PARTICIPANTS OF THE REGIONAL INVESTMENT PROCESS
(Reviewed)
The article considers the role and place of a commercial bank as a member of the investment process at the micro level. The analysis of the functioning of the banks in the investment market of the Republic ofAdyghea has been made, the factors affecting the operation of commercial banks in domestic and regional investment market have been determined.
Keywords: commercial banks, investment activities, region, lending, investment.
Современные условия функционирования рыночной экономики требуют от хозяйствующих субъектов с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой, обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях динамично меняющейся экономической среды. Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно, национального дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения капитала, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций - инвестиционный процесс.
Одним из основных субъектов инвестиционной деятельности в современных условиях является банк, реализующий все направления размещения финансовых ресурсов банка, представляющие собой активные банковские операции и размещение денежных средств на определенный срок (срочные операции). И в том, и в другом случае коммерческие банки преследуют цель получения дохода.
Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков можно классифицировать на основе общих критериев систематизации форм и видов инвестиций (рис. 1), необходимо отметить, что имеются некоторые особенности вследствие специфики банковской деятельности. Инвестиционная деятельность коммерческих банков в РФ регламентируется рядом законов, одним из основных является Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1].
Другим нормативным документом является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Данным законом определяются направления инвестиционной деятельности российских банков.
Так, наличие у банка лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности позволяет ему совершать операции купли-продажи ценных бумаг в интересах клиентов; имея
лицензию на доверительное управление банк получает право осуществления за определенное вознаграждение доверительного управления, как ценными бумагами, так и денежными средствами своих вкладчиков, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги [2].
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг» устанавливает условия предоставления банком услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками; требования, предъявляемые к банкам, предоставляющим услуги на рынке ценных бумаг; условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг; меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов [3].
В настоящее время в РФ в соответствии с действующим законодательством не проводится разграничение банков на коммерческие и инвестиционные (в зарубежной практике инвестиционные банки осуществляют долгосрочные финансовые вложения в реальный сектор экономики, проводят операции с ценными бумагами, как за свой счет, так и за счет средств клиента). Поэтому российские банки представляют собой универсальные кредитные организации, которым предоставляются возможности самостоятельного выбора приоритетных направлений деятельности.
Рис. 1. Классификация форм инвестиционной деятельности коммерческих банков
Однако законодательством Российской Федерации установлен строгий контроль и жесткое регулирование банковской, в том числе, инвестиционной деятельности. Так, Центральным Банком (Банком России) установлены обязательные требования к величине уставного капитала коммерческих банков, к величине собственного капитала, который должен соответствовать контрольным значениям норматива Н1. Кроме того, Банк России рядом нормативов ограничивает инвестиционные возможности значительного количества коммерческих банков на рынке ценных бумаг.
Ограничивающими инвестиционную деятельность коммерческих банков являются и установление Банком России значения показателя Н12, регламентирующего норматив использования собственного банковского капитала для приобретения акций других юридических лиц и требования Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), предъявляемые к кредитным организациям, претендующим на получение лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.
Таким образом, в современных условиях осуществление инвестиций нельзя рассматривать как «произвольную» форму деятельности банка в том понимании, что банк может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Отсутствие инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций банка как финансового посредника. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две основные группы:
- пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае не ухудшение показателей средней прибыльности вложений в различного рода проекты по банку или по рынку финансовых услуг в общем;
- активные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности банка и его прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми
результатами, за счёт инвестиций в сферу новых технологий, организации финансирования выпуска пользующихся спросом новых товарных групп посредством целевых инвестиций.
Кроме того, коммерческие банки при размещении средств, руководствуются исключительно критериями прибыльности и ликвидности, в таких условиях неизбежен переход денежных средств в сферу обращения, а также осуществление спекулятивных операций на фондовом и валютном рынках, в ущерб более трудоемкой и часто менее прибыльной работе с реальным сектором экономики.
По данным Минэкономразвития РФ в период с января по сентябрь 2012 года сохранялась проблема нехватки ликвидности в реальном секторе на фоне продолжающегося сжатия реальной денежной массы. Более того, в сентябре Банк России ужесточил кредитно-денежную политику, повысив ставку рефинансирования на 0,25% до 8,25% годовых. При этом продолжают ухудшаться условия кредитования предприятий, и замедляется динамика спроса на кредитные ресурсы -объем кредитования в январе-сентябре 2012 г. замедлился до 16,9% после роста на 24% в январе-июле по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Снижение доступности заемных средств - один из факторов, замедляющих динамику инвестиций (инвестиции в основной капитал в сентябре 2012 г. сократились на 1,3% относительно сентября 2011 г.). Кроме того, недостаток ликвидности при высокой степени зависимости предприятий от внешнего финансирования может привести к ухудшению качества взаиморасчетов между предприятиями, к росту задолженностей по заработной плате, по кредитам и т.д.
В январе-сентябре 2012 г. суммарная задолженность организаций составила 48,2 трлн. рублей, что на 14,1% выше уровня предыдущего года, суммарная просроченная задолженность - 1,4 трлн. рублей (рост на 3,2%).
В январе-сентябре 2012 г. в целом по экономике задолженность по полученным займам и кредитам увеличилась на 14,8% (годом ранее - рост на 16,7%), в промышленности - на 16,7% (11,8%). [4]
Одна из основных функций банковской системы состоит в финансировании инвестиционных потребностей реального сектора экономики. Инвестиционные предпочтения зависят от уровня процентной ставки. Возможности Банка России в регулировании процентных ставок коммерческих банков ограничены банковским законодательством. Однако меры по регулированию денежного предложения и процентная политика Банка России способствуют формированию процентных ставок коммерческих банков, соответствующих рентабельности в реальном секторе экономики, с тем, чтобы кредиты были экономически выгодны как для банков, так и для конечных заемщиков.
Нормализация соотношения рентабельности реального сектора экономики и ставки ссудного процента возможна при одновременном и комплексном использовании различных инструментов, таких как уменьшение налогового бремени, сдерживание цен на продукцию естественных монополий, принятие институциональных решений, направленных на снижение трансакционных издержек, кредитная эмиссия, ограничение практики покрытия бюджетного дефицита с помощью государственных ценных бумаг и т.п. При этом, на наш взгляд, следует избегать прямого установления нормативов по максимальным процентным ставкам, т.к. может произойти искусственное снижение процентов по кредитам до уровня ниже рыночного.
Проблему аккумуляции необходимых инвестиций для стабилизации и обеспечения устойчивого роста сектора реальной экономики невозможно решать без активизации кредитной деятельности банков. Банковская система является важнейшим институтом, обеспечивающим общую экономическую стабильность и безопасность ее развития. Мировой опыт свидетельствует, что полноценное развитие банковской инфраструктуры дает решающий импульс росту национальной экономики, а крупнейшие инвестиционные ресурсы аккумулируются через банковскую систему и государство, заинтересовано в направлении их на нужды национальной экономики.
Объемы кредитования по видам экономической деятельности в Российской Федерации и Республике Адыгея представлены данными табл. 1 и табл. 2 [5].
Объем кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, за январь-сентябрь 2012 года возрос на 10,1% (в сентябре - на 0,6%) до 19499,1 млрд. рублей. Их доля в активах банковского сектора снизилась с 42,6% на 01.01.12 до 42,5% на 01.10.12. Удельный вес просроченной задолженности в общем объеме кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, повысился с 4,6% на 01.01.12 до 4,9% на 01.10.12.
Объем кредитов, предоставленных физическим лицам, за январь-сентябрь возрос на 29,3% (в сентябре - на 2,5%) до 7175,9 млрд. рублей.
Их доля в активах банковского сектора увеличилась с 13,3% на 01.01.12 до 15,6% на 01.10.12, а в общем объеме кредитных вложений банков - с 19,3% до 22,3% соответственно.
Объем просроченной задолженности по этим кредитам за январь-август 2012 года возрос на 9,2% (в сентябре - на 0,2%). Ее удельный вес в общем объеме кредитов, предоставленных физическим лицам, снизился с 5,2% на 01.01.12 до 4,4% на 01.10.12.Портфель ценных бумаг за январь-сентябрь 2012 года увеличился на 8,7% (за сентябрь - на 3,1%) до 6751,4 млрд. рублей. Их доля в активах банковского сектора снизилась с 14,9% на 01.01.12 до 14,7% на 01.10.12. Основной удельный вес (74% на 01.10.12) в портфеле ценных бумаг занимали вложения в долговые обязательства. Их объем за январь-сентябрь 2012года возрос на 6,8% (в сентябре - на 1,7%) до 4993,1 млрд. рублей. Вложения в долевые ценные бумаги уменьшились на 2,9% (в сентябре - на 1,6%). Их удельный вес в портфеле ценных бумаг составил 13,1% на 01.10.12.
Таблица 1 - Объемы кредитования по видам экономической деятельности по состоянию
на 01.10.2012 (млн. руб.)
Всего доб. пол. ископаемых обрабатывающие производства производство и распределение эл. энергии, газа и воды с/х, охота и лесное хозяйство строительство транспорт и связь опт. и розн. торг. операции с недвиж. им., аренда и пред.услуг прочие виды деятельности на завершение расчетов
Российская Федерация 19493474 490414 2437284 501117 442105 1247138 1094329 4638798 1060741 3131912 4449636
Республика Адыгея (Адыгея) 12954 122 2816 32 1462 1726 295 3686 190 197 2428
Таблица 2 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по субъектам Российской Федерации в I полугодии 2012 года (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), в % к общему объему инвестиций в основной капитал
Собственные средства Привлеченные средства Бюджетные средства В том числе из них: Кредиты банков
из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ
Российская Федерация 49,3 50,7 13,2 6,4 6,0 8,4
Южный Федеральный округ 48,4 51,6 13,9 10,2 2,5 7,8
Республика Адыгея 21,2 78,8 18,1 14,2 3,9 6,8
Республика Калмыкия 58,5 41,5 10,7 10,1 0,1 1,0
Краснодарский край 51,1 48,9 15,8 12,6 2,1 7,5
Астраханская область 23,2 76,8 5,3 2,1 2,8 0,7
Волгоградская область 68,9 31,1 7,1 3,3 2,7 5,6
Ростовская область 31,9 68,1 13,6 7,4 3,9 14,7
Основным законодательным актом в сфере регулирования инвестиционной деятельности в регионе является Закон Республики Адыгея «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея», определяющий правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности и повышения инвестиционной активности. Принята долгосрочная целевая программа Республики Адыгея «Обеспечение инвестиционной привлекательности экономики Республики Адыгея» на 2012-2016 годы и Закон Республики Адыгея «О государственной политике Республики Адыгея в сфере государственно-частного партнерства»
За январь-август 2012 года объем инвестиций в основной капитал составил 4512,4 млн. рублей в Республике Адыгея, а за 2007-2011 годы объем инвестиций в основной капитал республики составил 64 млрд. рублей, на территории Адыгеи реализуется 40 крупных инвестиционных проектов на общую сумму более 51 млрд. рублей. Несмотря на положительную динамку изменения величины инвестиций в регионе, активность коммерческих банков
незначительна, поскольку в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования на долю кредитов банков приходится 6,8%.
Несмотря на особую настороженность инвесторов, участники XI Международного инвестиционного форума «Сочи - 2012» 20-23 сентября 2012 года подписали более 320 соглашений на общую сумму 398 млрд. рублей. Инвестиционный портфель Адыгеи составлял 63 млрд. рублей, включающий 52 инвестиционных проекта, подготовленных регионом в области туризма, промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспортной логистики.
Динамика объемов кредитования субъектов хозяйствования экономики региона за период 2001-2011 гг. отражена данными таблицы 3[6].
Таблица 3 - Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам (по данным Национального банка РА), (на конец года, млн. руб.)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Предоставленные кредиты -всего 490,7 653,4 764,0 1272,5 2334,0 4261,6 6486,4 9773,9 11763,6 14337,1 17817,6
в том числе:
физическим лицам и индивидуальным предпринимателям 144,4 222,6 309,1 579,5 1361,1 2557,2 3802,3 4881,7 4504,5 4997,0 6979,9
предприятиям и организациям 342,9 422,7 454,9 692,9 962,4 1704,0 2673,3 4891,6 7219,1 9249,6 10647,5
банкам 3,4 8,1 - 0,1 10,5 0,4 10,8 0,6 40,0 90,5 185,5
Таблица 4 - Объемы предоставленных кредитов по состоянию на 01.10.2012 (млн. руб.)[5]
Всего в том числе: кредитными организациями данного региона филиалами кредитных организаций других регионов, расположенным в данном регионе кредитными организациями других регионов, не имеющими филиалов в данном регионе
субъек там МП и СП из них: всего в том числе: всего в том числе: всего в том числе:
ИП субъект ам МП и СП из них: субъект ам МП и СП из них: субъект ам МП и СП из них:
ИП ИП ИП
ЮФО 1084831 374099 54975 123663 95889 13557 902069 271004 41293 59099 7206 125
Республика Адыгея (Адыгея) 12954 6917 795 1991 1324 241 4979 3878 336 5984 1715 218
Республика Калмыкия 4190 3377 1612 66 29 29 2961 2822 1557 1163 526 26
Краснодарск ий край 544513 166013 25407 46075 38141 6 22 340957 117122 17213 157481 10750 1772
Астраханская область 16970 11624 4329 1090 1056 277 13948 9424 3392 1932 1144 660
Волгоградска я область 123729 46141 6231 9584 6960 851 98781 33248 4562 15364 5933 818
Ростовская область 382475 140027 16601 52575 38382 4138 306982 90952 10677 22918 10693 1786
Стимулирование деловой активности в регионе и увеличение спроса на кредитные ресурсы привели к росту кредитования субъектов хозяйствования коммерческими банками.
Адыгея подписала 7 соглашений о намерениях в области инвестиционной деятельности на сумму 36,7 млрд. рублей. Речь идет о строительстве современного нефтеперерабатывающего комплекса по производству высококачественной продукции нефтехимии в муниципальном образовании «Тахтамукайский район» (общий объем планируемых инвестиционных ресурсов составляет 30 млрд. рублей), строительстве сахарного завода с тепличным комплексом в муниципальном образовании «Гиагинский район» с общим объемом планируемых инвестиционных ресурсов - 6 млрд. рублей. Планируется производство полиэтиленовых труб под маркой «Адыгейский трубный завод» и реконструкция завода по производству подсолнечного масла в муниципальном образовании «Шовгеновский район» (объем предполагаемых инвестиций - 435 млн. рублей) [7].
В результате подписанных соглашений стало возможным строительство на территории
муниципального образования «Город Адыгейск» завода безалкогольных напитков и многофункционального торгово-производственного комплекса (общий объем инвестиций - 66 млн. рублей).
Ожидаемым было и подписание соглашения по созданию нового туристского объекта, поскольку в числе неоспоримых конкурентных преимуществ Адыгеи - уникальный природно-ресурсный потенциал. Комплекс «Своя деревня» на 120 мест с гостиницей и двухместной канатной карусельной дорогой появится в горной части республики - объем инвестиций составит более 150 млн. рублей.
Представляется возможным выделить ряд факторов, влияющих на деятельность коммерческих банков на российском и региональном инвестиционном рынке:
1. Низкая инвестиционная привлекательность значительного количества современных предприятий. Невысокая рентабельность свидетельствует о большом риске инвестиционных вложений, т.к. успешное развитие этих предприятий, как за счет реинвестирования прибыли, так и за счет эмиссии ценных бумаг маловероятно.
2. Результатом неразвитости российского фондового рынка банковский кредит становится одной из основных форм поддержки инвестиционных проектов.
3. Ограничения, устанавливаемые для банков государством, в том числе, Центральным Банком (Банком России), по оказанию услуг финансового консультанта.
4. Неразвитость российского рынка финансовых инструментов.
Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционная деятельность коммерческих банков играет существенную роль в функционировании и развитии как региональной, так и национальной экономики, поскольку значительные финансовые ресурсы концентрируются именно в учреждениях банковской системы, соответственно именно финансово-кредитные институты являются важным источником удовлетворения инвестиционного спроса.
Кроме того, для активизации инвестиционных процессов, особенно на микроуровне существует потребность в развитии долгосрочного кредитования, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса, развитие которых приведет к постепенному увеличению производства и, как следствие, к общему подъему экономики региона и создание инвестиционных банков, которые занимались бы долгосрочным кредитованием и финансированием капитальных вложений.
Литература:
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон от 25.02.1999 г. №39-Ф3 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22.04.1996 г. №39-Ф3 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг: федер. закон от 05.03.1999 г. №46-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Мониторинг об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-октябре 2012 года. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/macro/ monitoring/doc20121128_003.
5. Центральный банк Российской Федерации. Статистика. URL: http://www.cbr.ru/ statistics.
6. Республика Адыгея в цифрах: стат. сб. 1991-2011 гг. / Федеральная служба государственной статистики; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея; отв. ред. С.Ю. Курижева. Майкоп: Качество, 2012. 328 с.
7. Повышение инвестиционной привлекательности региона - задача первостепенной важности // Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея. Информационно-аналитические материалы. URL: http: //www .gshra.ru/main/socially/socially_134.html.
References:
1. On the Investment Activity in the Russian Federation in the form of capital investments: Federal Law of25.02.1999 № 39-FL (amended).
2. On the Securities Market: Federal Law dated 22.04.1996№ 39-FL (amended).
3. On the protection of rights and legitimate interests in the securities market: Federal Law of 03.05.1999, № 46-FL (amended). /
4. Monitoring of socio-economic development in January-October 2012. URL: http :/ / www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20121128 003.
5. CB RF. Statistics. URL: http ://www.cbr.ru /statistics.
6. Republic of Adyghea in figures: statistical yearbook 1991-2011 / The Federal State Statistics Service, territorial body of the Federal State Statistics Service in the Republic of Adyghea; Ed. S. Y. Kurizheva. Maikop: Quality, 2012. P. 328.
7. Increase of the investment attractiveness of the region - a task of the first priority // State Council-Khase of the Republic of Adyghea. Information analytical materials. URL: http:// www.gshra.ru/ main/socially/socially_134.html.