Научная статья на тему 'Банки и страховые компании: конкуренты или союзники?'

Банки и страховые компании: конкуренты или союзники? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
778
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
страховые компании / банковстрахование / insurance companies / bank insurance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцова Алёна Алексеевна

В данной статье будет рассмотрено взаимодействие двух финансовых институтов: коммерческих банков и страховых компаний. Вследствие данного сотрудничества в экономике возникло такое направление как банкострахование, которое в последнее время активно развивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKS AND INSURANCE COMPANIES: COMPETITORS OR ASSOCIATES?

This article will examine the interaction of two financial institutions: commercial banks and insurance companies. As a result of this cooperation in the economy, a direction arose as bank insurance, which has been actively developing.

Текст научной работы на тему «Банки и страховые компании: конкуренты или союзники?»

STUD NET

БАНКИ И СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ: КОНКУРЕНТЫ ИЛИ

СОЮЗНИКИ?

BANKS AND INSURANCE COMPANIES: COMPETITORS OR ASSOCIATES?

УДК 33

Зеленцова Алёна Алексеевна, Бакалавр, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Российская Федерация, Москва

e-mail: zelencova-alena1@mail.ru

Zelentsova Alyona Alekseevna, Bachelor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow

e-mail: zelencova-alena1@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье будет рассмотрено взаимодействие двух финансовых институтов: коммерческих банков и страховых компаний. Вследствие данного сотрудничества в экономике возникло такое направление как банкострахование, которое в последнее время активно развивается.

ABSTRACT

This article will examine the interaction of two financial institutions: commercial banks and insurance companies. As a result of this cooperation in the economy, a direction arose as bank insurance, which has been actively developing.

Ключевые слова: страховые компании, банковстрахование

Keywords: insurance companies, bank insurance

Банки и страховые компании - это субъекты финансового сектора экономики, поэтому сферы деятельности этих институтов пересекаются. В этой статье будет рассмотрено, как взаимодействуют между собой банки и страховые организации.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что состояние экономики страны во многом зависит от степени развитости финансовых институтов: кредита и страхования. В последнее время в России наблюдается тенденция универсализации деятельности банков. Коммерческие банки расширяют спектр предоставляемых услуг, они начинают предлагать продукты, которые не совсем связаны с банковской деятельностью, например страховые. В этих

условиях возникает вопрос, банки и страховые компании конкуренты или партнеры.

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит прояснить одну вещь: банки и страховые организации имеют исключительную правоспособность, то есть они осуществляют свою деятельность на основе лицензии, которую выдает Центральный банк. Это значит, что банк не может оказывать страховые услуги, а страховые организации не предоставляют банковские продукты. Таким образом, банки и страховые компании сложно назвать конкурентами, ведь они предоставляют абсолютно разные продукты.

Когда мы говорим, что банк предоставляет страховые услуги, это значит, что банк имеет сотрудничество со страховой компанией и помогает ей реализовывать страховые продукты, то есть банк выступает посредником. Как мы видим, в этом случае банк и страховая компания выступают партнерами. Здесь возникает вопрос, зачем им это нужно и какая польза от сотрудничества для каждой из сторон?

Коммерческие банки и страховые организации имеют общую цель -расширение клиентской базы и получением дохода. Банк может выступать площадкой для реализации страховых продуктов. При этом банк, в свою очередь, имеет возможность предоставлять своему клиенту комплексную услугу. В условиях жесткой конкуренции, банк, сотрудничая со страховой компанией, может создавать новые комплексные продукты и тем самым укрепить свое положение на рынке. Также банк получает дополнительный доход - комиссию за продажу страховых полисов. Для достижения этой цели используются массовые продажи недорогих полисов страхования: страхование от несчастных случаев, страхование банковских карт от мошеннических операций и т. д. При продаже таких продуктов не требуются специальное обучение сотрудников банков и детальные переговоры с клиентами [1]. Сотрудничество банков и страховых организаций взаимовыгодно.

Существуют и другие направления сотрудничества, например, страховая компания может выступать клиентом банка, то есть открыть вклад в банке и получать доход. Банк тоже может выступать клиентом страховой компании застраховав некоторые риски. Банки, как правило, страхуют сотрудников, имущество, банкоматы, эмитентов пластиковых карт и др.

Однако нельзя сказать, что банки и страховые компании совсем не конкурируют друг с другом. Банк может конкурировать лишь со страховой компанией, которая специализируется на накопительном страховании. Накопительное страхование жизни (НСЖ) - это особый вид страхования, с помощью которого можно застраховать жизнь и здоровье, а также скопить

запланированную сумму денег к выбранному и обозначенному периоду. По сути НСЖ является альтернативным вариантом банковского депозита только со своими преимуществами и недостатками. В это случае банк и страховая организация могут конкурировать в сфере привлечение свободных денежных средств.

В основном банки достаточно тесно сотрудничают со страховыми компаниями. В страховании даже появился такой термин, как «банкострахование», который означает ситуацию, когда в качестве продавца страховых продуктов выступает коммерческий банк. На эту тему достаточно много исследований и аналитики. Рынок банкострахования растет и в подтверждения хотелось бы привести некоторую статистику из обзора рынка от рейтингового агентства Эксперт Ра.

2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. ■ Банкострахование Темп прироста взносов (банкострахование)

Рисунок 7Динамика банкострахования Источник: «Эксперт РА»

Как видно из рисунка 1 на протяжении всего рассматриваемого периода объемы банкострахования растут, причем в 2018 году увеличение произошло на 44.4%. То есть с 2016 года можно наблюдать достаточно высокие темпы роста объемов банкострахования.

10 о

2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г

Доля банковстрахования в общем объеме страхового рынка

Рисунок 8 Динамика доли банкострахования в общем объеме

страхового рынка Источник: «Эксперт РА»

Доля банкострахования в общем объеме страхового рынка также растет и в 2018 году она составила 47,2% (см. рис.2). Резкий рост начался после 2015 года. Возможно, это произошло из-за санкций: банки лишились доступа к дешевым деньгам за рубежом и стали искать новые способы получения дохода. И в принципе банкам и страховым компаниям выгодно реализовывать услуги через единый сервис, например через мобильное приложение. Это повышает интерес клиента как к банковским услугам, так и к страховым.

Если посмотреть на структуру банкострахования за 6 лет, то можно увидеть, что она претерпела значительные изменения (см рис.3). Если в 2012 году кредитное страхование занимало 89,5%, то в 2018 году наибольшую долю занимает некредитное страхование.

42,5 38 7

89,5 68 54,8 1¥1 45,2

81,8

191 38,8 51 55,7 59,7

1*1

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. ■ Некредитное страхование »Страхование рисков банков ■ Кредитное страхование

Рисунок 9 Динамика структуры банкострахования Источник: «Эксперт РА»

Можно сделать вывод, что изначально банки начинали свое сотрудничество со страховыми компаниями, реализовывая страховые продукты, связанные преимущественно с кредитованием, чтобы помимо получения дополнительного дохода, снизить риски, например, застраховав заемщика от потери трудоспособности и т.д. Сегодня это сотрудничество стало более тесным и банки реализовывают продукты, которые не связаны с банковским делом.

Рисунок 10 Динамика некредитных видов банкострахования Источник: «Эксперт РА»

На рис.4 видно, что наибольшую долю в некредитном страховании занимает инвестиционное страхование жизни. Причем, хочется отметить, что этот вид страхования растет достаточно большими темпами роста.

Рисунок 11 Динамика страхования заемщиков - физлиц, млрд руб.

Источник: «Эксперт РА»

В кредитном банковстраховании у физлиц наибольшую долю занимает страхование жизни и здоровья заемщиков потребкредитов, а у юрлиц-страхование залогового имущества. (см. рис 5). Ипотечное страхование и страхование заемщика от потери работы неуклонно растет. Автострахование до 2016 года сокращалось, а в 2017 и 2018 наблюдается небольшой рост.

-Страхование залогового имущества

-Сельскохозяйственно* страхование

-Страхование жизни и здоровья владельцев МСБ

Рисунок 12 Динамика страхования заемщиков - юрлиц, млрд руб Источник: «Эксперт РА»

Предоставляя страховые продукты своим клиентам, банк снижает свои риски. То есть, например, когда банк берет имущество в залог, ему важно, чтобы оно было застраховано.

По данным статистики Банка России, комиссия, уплачиваемая страховщиками банкам за продвижение страховых продуктов, существенным образом увеличилась в страховании от несчастных случаев и болезней (с 55 % за 2017 год до 64 % за 2018-й) и в страховании прочего имущества граждан (с 46 % за 2017 год до 52 % за 2018-й). Наиболее низкий размер комиссии отмечается в страховании имущества юрлиц (14 %) и в страховании автокаско (21 %) за 2018 год.

Таблица 1 Динамика комиссионного вознаграждения банкам по

видам страхования

Вид страхования Комиссия, % от взносов

2014 2015 2016 2017 г. 2018

г. г. г. г.

Страхование жизни, всего 36 27 19 17 17

в т.ч. Страхование жизни заемщика - - 40 43 40

Страхование от НС и болезней 51 42 44 55 64

Страхование автокаско 18 18 26 23 21

Страхование прочего имущества 15 14 17 16 14

юрлиц

Страхование прочего имущества 36 39 44 46 52

граждан

Источник: «Эксперт РА», по данным Банка России

Как уже отмечалось, основным «драйвером» роста банкострахования выступало инвестиционное страхование жизни. Однако многие аналитики ожидают падения объемов банковстрахования в 2020 году, в первую очередь

за счет сокращения ивнестиционного страхования. Основной причиной является указание Банка России о полном раскрытии информации об ИСЖ. Продавцы обязаны информировать клиентов о порядке расчета инвестиционного дохода, об отсутствии гарантий его получения, о порядке возврата денежных средств при расторжении договора страхования, а также о том, что инвестиции по договору страхования не входят в систему гарантирования АСВ. [4]

Поскольку банки позиционировали ИСЖ как более выгодную альтернативу размещения свободных денежный средств, клиенты активно переводили свои деньги в ИСЖ, особенно в условиях снижения ключевой ставки. Однако зачастую ИСЖ приносило меньше дохода, чем ожидалось. Получается банки от реализации ИСЖ получали выгоду в виде комиссионного дохода, а страховые компании по итогу испортили себе репутацию. Эта ситуация демонстрирует отрицательные моменты сотрудничества.

Таким образом, на сегодняшний день коммерческие банки и страховые компании являются партнерами, которые помогают друг другу расширить клиентскую базу, повысить качество предоставляемых услуг и получить дополнительный доход. Однако не стоит забывать, что каждая из сторон в первую очередь преследует собственные интересы, из-за чего и возникают конфликты интересов.

Список литературы:

1. Басова О., Зуйкова Е., Янин А. Рынок банкострахования: рост перед падением. // обзор рейтингового агентства Эксперт Ра - июнь 2019 года. [Электронный ресурс] URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/bancassurance 2019 (дата обращения: 10.03.2020)

2. Банк России установил требования к раскрытию информации при продаже полисов страхования жизни // официальный сайт Банка России. - 2019 - 26 марта [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/press/event/?id=2517 (дата обращения: 13.03.2019)

3. Ибрагимова Р.Р. Зайнуллина С.Ф. Сотрудничество страховых компаний и банков / /Вестник современных исследований - 2018 - № 10.6 - с. 149150

4. Черников В. Почему страхование так активно продается через банки? // информационный портал banki.ru. - 2017 - 6 июня [Электронный ресурс] URL: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=9773139 (дата обращения: 10.03.2020)

List of references:

1. Basova O., Zuikova E., Yanin A. Bank insurance Market: growth before falling. // review of Expert RA rating Agency-June 2019. [Electronic resource] URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/bancassurance_2019 (date of request: 10.03.2020)

2. the Bank of Russia has established requirements for disclosure of information when selling life insurance policies / / official website of the Bank of Russia. -2019 - 26 March [Electronic resource] URL: https://cbr.ru/press/event/?id=2517 (accessed: 13.03.2019)

3. Ibragimova R. R. zainullina S. F. Cooperation of insurance companies and banks / / Bulletin of modern research-2018-no. 10.6-pp. 149-150

4. Chernikov V. Why is insurance so actively sold through banks? // information portal banki.ru - - 2017-June 6 [Electronic resource] URL: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=9773139 (accessed: 10.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.