Научная статья на тему 'БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / права и свободы человека и гражданина / право частной собственности / ограничение прав и свобод / Центральный банк РФ / орган государства / государственная организация / денежные средства / информационное письмо / контроль (надзор) / the Constitution of the Russian Federation / human and civil rights and freedoms / restriction of rights and freedoms / Central Bank of the Russian Federation / state organization / control (supervision)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров Владимир Анатольевич

C использованием норм Конституции РФ и Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» исследуется статус Центрального банка РФ, поскольку он однозначно не определен, в том числе исходя из известных российской науке организационно-правовых форм юридических лиц. Выявлено, что, с одной стороны, Банк России выступает как орган государственной власти, а с другой – как коммерческая организация с элементами государственного предприятия. Сделан вывод о том, что юридически неопределенный статус Центрального банка РФ с предоставленным ему правом принимать отдельные решения на государственном уровне привел к возможности издавать данному институту акты, ограничивающие права и свободы физических лиц, проживающих в Российской Федерации. В статье достигнута поставленная цель – определено правовое положение Центрального банка РФ, а также выявлены нарушения данной организацией (в ходе ее деятельности) прав и свобод человека и гражданина. Материалами для исследования послужили Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Государственной Думы и Правительства РФ, а также отдельные решения Банка России. При работе были применены обще- и частнонаучные методы – анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм и др. В результате проведенного исследования сформулировано определение государственной организации «Центральный банк Российской Федерации», а также выявлены нарушения Банком России права на свободное использование принадлежащих человеку и гражданину денежных средств, являющихся имуществом. Выработаны предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» для определения государственного органа, который должен осуществлять контроль (надзор) за соблюдением Банком России прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BANK OF RUSSIA AND COMPLIANCE ISSUES HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The norms of the Constitution of the Russian Federation and the Federal Law “On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)” were used to study the status of the Central Bank of the Russian Federation, since the status of the Central Bank of the Russian Federation is not clearly defined, including based on the organizational and legal forms of legal entities known to Russian science. It is revealed that, on the one hand, the Bank of Russia acts as a public authority, and on the other hand, as a commercial organization with elements of a state enterprise. It is concluded that the legally uncertain status of the Central Bank of the Russian Federation with the right granted to it to make individual decisions at the state level has led the Bank of Russia to issue acts restricting the rights and freedoms of individuals residing in the Russian Federation. The article has achieved its goal – to determine the legal status of the Central Bank of the Russian Federation, and also revealed violations by the Bank of Russia (in the course of its activities) of human and civil rights and freedoms. The materials for the study were the Constitution of the Russian Federation, federal laws, regulatory legal acts of the State Duma and the Government of the Russian Federation, as well as individual decisions of the Bank of Russia. General and private scientific methods were used in the work – analysis, synthesis, analogy, formal legal, comparative legal, interpretation of legal norms, etc. As a result of the conducted research, the definition of the state organizationCentral Bank of the Russian Federation” was formulated, as well as violations by the Bank of Russia of the right to free use of money belonging to a person and a citizen, which is property, were identified, and proposals were developed to amend the Federal Law “On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)” and the Federal Law “About the Prosecutor’s Office of the Russian Federation” to determine the state body, which should exercise control (supervision) over the observance by the Bank of Russia of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья Научная специальность

5.1.1 «Теоретико-исторические правовые науки»

5.1.2 «Публично-правовые (государственно-правовые) науки»

УДК 340.1; 342.7

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2023.3.8

БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Винокуров В. А., 2023

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург, Россия

C использованием норм Конституции РФ и Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» исследуется статус Центрального банка РФ, поскольку он однозначно не определен, в том числе исходя из известных российской науке организационно-правовых форм юридических лиц. Выявлено, что, с одной стороны, Банк России выступает как орган государственной власти, а с другой - как коммерческая организация с элементами государственного предприятия. Сделан вывод о том, что юридически неопределенный статус Центрального банка РФ с предоставленным ему правом принимать отдельные решения на государственном уровне привел к возможности издавать данному институту акты, ограничивающие права и свободы физических лиц, проживающих в Российской Федерации. В статье достигнута поставленная цель - определено правовое положение Центрального банка РФ, а также выявлены нарушения данной организацией (в ходе ее деятельности) прав и свобод человека и гражданина. Материалами для исследования послужили Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Государственной Думы и Правительства РФ, а также отдельные решения Банка России. При работе были применены обще- и частнонаучные методы - анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм и др. В результате проведенного исследования сформулировано определение государственной организации «Центральный банк Российской Федерации», а также выявлены нарушения Банком России права на свободное использование принадлежащих человеку и гражданину денежных средств, являющихся имуществом. Выработаны предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» для определения государственного органа, который должен осуществлять контроль (надзор) за соблюдением Банком России прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция РФ, права и свободы человека и гражданина, право частной собственности, ограничение прав и свобод, Центральный банк РФ, орган государства, государственная организация, денежные средства, информационное письмо, контроль (надзор).

THE BANK OF RUSSIA AND COMPLIANCE ISSUES

HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

© Vinokurov V. A., 2023

Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation

The norms of the Constitution of the Russian Federation and the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" were used to study the status of the Central Bank of the Russian Federation, since the status of the Central Bank of the Russian Federation is not clearly defined, including based on the organizational and legal forms of legal entities known to Russian science. It is revealed that, on the one hand, the Bank of Russia acts as a public authority, and on the other hand, as a commercial organization with elements of a state enterprise. It is concluded that the legally uncertain status of the Central Bank of the Russian Federation with the right granted to it to make individual decisions at the state level has led the Bank of Russia to issue acts restricting the rights and freedoms of individuals residing in the Russian Federation. The article has achieved its goal - to determine the legal status of the Central Bank of the Russian Federation, and also revealed violations by the Bank of Russia (in the course of its activities) of human and civil rights and freedoms. The materials for the study were the Constitution of the Russian Federation, federal laws, regulatory legal acts of the State Duma and the Government of the Russian Federation, as well as individual decisions of the Bank of Russia. General and private scientific methods were used in the work - analysis, synthesis, analogy, formal legal, comparative legal, interpretation of legal norms, etc. As a result of the conducted research, the definition of the state organization "Central Bank of the Russian Federation" was formulated, as well as violations by the Bank of Russia of the right to free use of money belonging to a person and a citizen, which is property, were identified, and proposals were developed to amend the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and the Federal Law "About the Prosecutor's Office of the Russian Federation" to determine the state body, which should exercise control (supervision) over the observance by the Bank of Russia of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, human and civil rights and freedoms, restriction of rights and freedoms, Central Bank of the Russian Federation, state organization, control (supervision).

О Центральном банке РФ (далее также -Банк России) в Конституции РФ1 (далее также -основной закон государства, основной закон страны) содержатся упоминания в следующем контексте:

- денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ (ч. 1 ст. 75);

- защита и обеспечение устойчивости рубля -основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2 ст. 75);

- Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (п. «г» ст. 83);

- к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка РФ (пп. «г» и «г1» ст. 103).

Наличие Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос-сии)»2 обусловлено конституционной нормой, по которой по вопросам ведения Российской Федерации, к которым относятся и федеральные банки (п. «ж» ст. 71), должны приниматься федеральные законы (ч. 1 ст. 76).

В статье 1 названного федерального закона указано, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются: 1) Конституцией РФ; 2) Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; 3) другими федеральными законами.

Что касается конституционных норм, то, как видим, ни статус, ни цели деятельности Банка России в основном законе государства не определены; установлены лишь две основных функции: 1) денежная эмиссия и 2) защита и обеспечение устойчивости рубля.

Из «других федеральных законов» можно выделить лишь Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»3, в котором определены

1 Конституция Российской Федерации (принята всенар. голос. 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общерос. голос. 01.07.2020) : офиц. текст // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210060013.

2 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон (принят Государственной Думой 27 июня 2002 г., подписан Президентом Российской Федерации 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

3 О несостоятельности (банкротстве) : федер. закон (принят Госу-

дарственной Думой 27 сент. 2002 г., одобрен Советом Федерации 16

окт. 2002 г., подписан Президентом Российской Федерации 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

дополнительные к основным функции Банка России, осуществляемые им в процессе процедуры банкротства юридических или физических лиц.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не определяет статус Банка России, фиксируя лишь то, что данная организация осуществляет функции и полномочия «независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» и «является юридическим лицом». Названным федеральным законом установлены цели деятельности Банка России и его функции (ст. 3 и 4).

Наличие в указанном федеральном законе фразы «независимо от других органов» позволило отдельным авторам предположить, что Банк России является органом государственной власти [1, с. 28-31; 2, с. 12-13; 6, с. 45]. При этом некоторые исследователи, на наш взгляд, безосновательно апеллируют к Определению Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»4, в котором лишь подтверждаются полномочия Банка России, установленные названным федеральным законом.

В то же время ряд ученых придерживается позиции, в соответствии с которой Центральный банк РФ не является органом государственной власти [9, с. 548-552; 4, с. 56-62]. В дополнение к этим выводам полагаем, что Банк России нельзя отнести ни к органам государственной власти, ни к иным государственным органам, которые не относятся к органам государственной власти, поскольку эти образования, во-первых, должны содержаться за счет средств государственного бюджета и, во-вторых, их штат должен состоять из государственных служащих, что предусмотрено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»5 (ст. 10, 18). Банк России и его работники не отвечают указанным условиям.

В то же время, учитывая правовое положение Банка России, включающее набор функций, присущих органам государственной власти, государственным учреждениям и даже государственным предприятиям [3, с. 18], можно определить Центральный банк РФ как госу-

4Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 2. 5 О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон (принят Государственной Думой 25 апреля 2003 г., одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г., подписан Президентом Российской Федерации 27 мая 2003 г. № 58ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

дарственную организацию, т. е. организацию, созданную государством, со специальным статусом, предусматривающим его право на осуществление от имени государства властных полномочий в области денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Обратимся к норме Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, из которой явствует, что такое возможно, но исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях: 1) защиты основ конституционного строя; 2) защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; 3) обеспечения обороны страны и безопасности государства (из ч. 3 ст. 55).

Указанные в начале статьи основные функции Центрального банка РФ включены в гл. 3 основного закона страны, именуемую «Федеративное устройство», т. е. не относятся к основам конституционного строя, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, а также не решают вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части обороны страны Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено лишь наличие полевых учреждений Банка России, предназначенных «для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны» (ст. 86). Что касается вопросов безопасности государства, то названный федеральный закон обязывает Банк России лишь согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, обязательные требования для кредитных организаций в области защиты информации (ст. 57.4, 76.4-1, 76.9-7).

В то же время данным федеральным законом предусмотрено право совета директоров Банка России принимать решения о прямых количественных ограничениях (ст. 18), под которыми понимается «установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций» (ч. 1 ст. 43), что означает «ограничение прав банковских и кредитных учреж-

дений на получение кредитов от Банка России в рамках их рефинансирования, а также ограничения по некоторым банковским операциям» [8], причем, как сказано в исследуемом нами федеральном законе, такие ограничения возможны «в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации» (ч. 2 ст. 43).

Интересно заметить, что Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», с одной стороны, запрещает Банку России «устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций» (ч. 2 ст. 58), а с другой стороны, предоставляет ему право устанавливать «правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности» (ст. 823).

Как видим, формально-юридически у Банка России отсутствует право на установление ограничений для физических лиц в каких бы то ни было случаях, в том числе в отношении имущества, находящегося в собственности. Допускаем, что под лимитами на «проведение кредитными организациями отдельных банковских операций» могут скрываться ограничения, вводимые для физических лиц через требования, устанавливаемые кредитным организациям Банком России. Однако ученые, комментируя данную норму, полагают, что в упомянутом случае речь идет об ограничениях «по объему привлекаемых средств или, напротив, объему выдаваемых кредитов или по размерам процентов по кредитам или депозитам» [7, с. 149]. И одновременно отмечают, что в любом случае право Банка России применять прямые количественные ограничения может быть реализовано только при соблюдении «следующих условий, во-первых, они должны в равной степени касаться всех кредитных организаций; во-вторых, могут применяться только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики и, в-третьих, только после консультаций с Правительством Российской Федерации» [5, с. 171].

В то же время Банк России без соблюдения установленных законом условий самостоятельно ввел1, а затем продлил ограничение на выдачу

1 Банк России вводит временный порядок операций с наличной

валютой : информация Центрального банка Российской Федера-

ции от 9 марта 2022 г. // КонсультантПлюс : справочная правовая система. Документ опубликован не был.

средств с валютных вкладов или счетов граждан1. Причем сделано это было информационными письмами, которые не были зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, как это предписывается Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для нормативных актов этого органа (ч. 4 ст. 7), одновременно был нарушен запрет на издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм2. В указанных информационных сообщениях не упоминается ни о том, что наступил какой-либо исключительный случай, ни о том, что по этому поводу были проведены консультации с Правительством РФ.

Изложенное выше означает, что установленные Банком России ограничения на снятие гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства принадлежащей им наличной валюты с открытых в установленном порядке в коммерческих банках счетов вступил в противоречие как с конституционной нормой, так и с нормами Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». На наш взгляд, письма (сообщения и т. п.), безосновательно ограничивающие права и свободы граждан, должны быть отменены или оформлены надлежащим образом.

Поскольку Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе, то именно данная палата парламента Российской Федерации и должна осуществлять контрольные полномочия в отношении Банка России (ст. 5). Однако указанный федеральный закон не устанавливает каких-либо форм или видов контроля Государственной Думой в отношении изданных Банком России нормативных правовых актов, в том числе в части соблюдения данным органом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Отсутствует эта возможность и в гл. 21 Регламента Государственной Думы3, фиксирующей порядок рассмотрения вопросов,

1 Банк России продлил еще на полгода, до 9 сентября 2023 года, ограничения на снятие наличной иностранной валюты : информация Центрального банка Российской Федерации от 6 марта 2023 г. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14596 (дата обращения: 05.06.2023).

2 См.: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 авг. 1997 г. № 1009 // Собр. законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

3 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятый постановлением Государственной Думы от 22 янв. 1998 г. № 2134II ГД // Собр. законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и Центрального банка РФ.

Интересно, что Банк России не включен в число организаций, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор4. Лишь Счетная палата РФ проводит государственный аудит (в данном случае - в денежно-кредитной сфере) и исключительно по решению Государственной Думы - проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ5. В отношении актов Банка России, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, административный контроль не осуществляется ни одним из государственных органов Российской Федерации. Разрешить дело в судебном порядке по указанным информационным письмам Банка России невозможно, поскольку Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании изданных, в том числе Центральным банком РФ, нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами6, к каковым информационные сообщения Банка России отнесены быть не могут.

Налицо существование в стране органа, образованного государством для решения установленных Конституцией РФ денежно-финансовых вопросов, без формального определения его статуса (исходя из предусмотренных вариантов: государственный орган, государственное учреждение и т. п.), не контролируемого ни одним из существующих государственных органов в части соблюдения Банком России прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Существующее правовое положение Центрального банка РФ позволяет его органам принимать решения, нарушающие права и свободы человека и гражданина, поскольку эти права ограничиваются без определения конституционной необходимости такого ограничения и даже оформляются по форме, не предусмотренной законодательством.

4 См: О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон (в ред. федер. закона, принятого Государственной Думой 18 окт. 1995 г., подписанного Президентом Российской Федерации 17 нояб. 1995 г. № 168-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

5 См.: О Счетной палате Российской Федерации : федер. закон (принят Государственной Думой 22 марта 2013 г., одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 г., подписан Президентом Российской Федерации 5 апр. 2013 г. № 41-ФЗ). Ст. 15, 23 // Собр. законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

6 См.: О Верховном Суде Российской Федерации : федер. консти-туц. закон (одобрен Государственной Думой 24 янв. 2014 г., одобрен Советом Федерации 29 янв. 2014 г., подписан Президентом Российской Федерации 5 февр. 2014 г. № 3-ФКЗ). Ч. 4 ст. 2 // Собр. законодательства РФ. 2014. № 6. Ст. 550.

Исходя из изложенных правовых проблем, а также норм законодательства Российской Федерации, предлагается:

1) включить в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предложенное определение указанной структуры, дополнив ст. 1 новой частью 2 следующего содержания: «Банк России является организацией, созданной Российской Федерацией (государственной организацией), наделенной специальным статусом, предусматривающим его право на осуществление от имени государства властных полномочий в области денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля»;

2) обязать Генеральную прокуратуру РФ осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Центральным банком РФ, для чего дополнить абз. 3 п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» после слов «федеральными органами исполнительной власти» словами «Центральным банком Российской Федерации».

Указанные предложения позволят исключить возможность нарушения Центральным банком РФ прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакьян С. А. О конституционных основах статуса Банка России // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / отв. ред., сост. П. Д. Баренбойм. М., 2000. 168 с.

2. Актуальные проблемы финансового права : монография / Л. Л. Арзуманова [и др.] ; отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.

3. Малыхина Е. А. Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России) // Финансовое право. 2021. № 2. С. 17-20.

4. Пастушенко Е. Н. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (гл. 3) // Банковское право : учебник / отв. ред. Е. В. Покачалова, Е. Н. Пастушенко. М., 2020. 304 с.

5. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М. : Проспект, 2016. 448 с.

6. Тарабан Н. А. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в системе органов государственной власти: конституционно-правовые основы организации и деятельности // Финансовое право. 2017. № 6. С. 44-47.

7. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М. : Дело, 2013. 246 с.

8. Шаповалов М. А., Никифорова С. Т., Слесарев С. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

9. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М. : Статут, 2017. 624 с.

REFERENCES

1. Avakian S.A. O konstitutsionnykh osnovakh statusa Banka Rossii [On the constitutional foundations of the status of the Bank

of Russia]. Konstitutsionno-pravovoi status Tsentralnogo banka Rossiiskoi Federatsii [Constitutional and legal status of the Central Bank of the Russian Federation. Ed., comp. P.D. Barenboim]. Moscow, 2000, 168 p. (in Russian)

2. Arzumanova L.L. [et al.] Aktualnye problemy finansovogo prava: monografiya [Actual problems of financial law: monograph. Ed. by E.Y. Grachev]. Moscow, NORM Publ., INFRA-M Publ., 2016, 208 p. (in Russian)

3. Malykhina E.A. Pravovoe regulirovanie otnoshenii v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug Tsentralnym bankom Rossiiskoi Federatsii (Bankom Rossii) [Legal regulation of relations in the sphere of procurement of goods, works, services by the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)]. Finansovoeparvo [Financial law], 2021, no. 2, pp. 17-20. (in Russian)

4. Pastushenko E.N. Pravovoe polozhenie Tsentralnogo banka Rossiiskoi Federatsii (glava 3) [The legal position of the Central Bank of the Russian Federation (Chapter 3)]. Banking law: textbook. Moscow, 2020, 304 p. (in Russian)

5. Rozhdestvenskaya T.E., Guznov A.G. Publichnoe bankovskoe pravo: ucheb-nik dlya magistrov [Public banking law: textbook for masters]. Moscow, Prospect Publ., 2016, 448 p. (in Russian)

6. Taraban N.A. Tsentralnyi bank Rossiiskoi Federatsii (Bank Rossii) v sisteme organov gosudarstvennoi vlasti: konstitutsion-no-pravovye osnovy organizatsii i deyatelnosti [The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) in the system of state authorities: constitutional and legal foundations of organization and activity]. Finansovoe pravo [Financial law], 2017, no. 6, pp. 44-47. (in Russian)

7. Tosunyan G.A., Vikulin A.Yu. Postateinyi kommentarii k Fed-eralnomu zakonu "O Tsentralnom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Rossii)" [Article-by-article commentary to the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)"]. Moscow, Delo Publ., 2013, 246 p. (in Russian)

8. Shapovalov M.A., Nikiforova S.T., Slesarev S.A. Kommentarii k Federalnomu zakonu ot 10 iyulya 2002 g. № 86-FZ "O Tsentralnom banke Rossiiskoi Federatsii (Banke Rossii)" (postateinyi) [Commentary to Federal Law N 86-FZ of July 10, 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (article by article)], ConsultantPlus Legal Reference System, 2016. (in Russian)

9. Shakhray S.M. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata i magistratury [Constitutional law of the Russian Federation: textbook for academic undergraduate and graduate studies]. 4th ed., ed. and add. Moscow, Statute Publ., 2017, 624 p. (in Russian)

Статья поступила в редакцию 14.06.2023; одобрена после рецензирования 06.08.2023; принята к публикации 13.09.2023

Received on 14.06.2023; approved on 06.08.2023; accepted for publication on 13.09.2023

Винокуров Владимир Анатольевич - доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева (Россия, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149), ORCID: 00000003-0002-3010, e-mail: tigp@igps.ru

Vinokurov Vladimir Anatolyevich - Doctor of Juridical Science, Associate Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Saint Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after Hero of the Russian Federation Army General E. N. Zinichev (149, Moskovsky ave., St-Petersburg, 196105, Russian Federation), ORCID: 0000-0003-0002-3010, e-mail: tigp@igps.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.