Научная статья на тему 'БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАН ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО / КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров В.А.

Актуальность и цели . Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не определяют однозначный статус Центрального банка Российской Федерации исходя из известных российской науке организационно-правовых форм юридических лиц. С одной стороны, Банк России выступает как орган государственной власти, а с другой - как коммерческая организация с элементами государственного предприятия. Юридически неопределенный статус Центрального банка Российской Федерации с предоставленным ему правом принимать отдельные решения на государственном уровне привел к тому, что он стал издавать акты, ограничивающие права и свободы физических лиц, проживающих в Российской Федерации. Целью статьи является определение правового положения Центрального банка Российской Федерации, а также выявление нарушений им (в ходе его деятельности) прав и свобод человека и гражданина. Материалы и методы . Основой статьи послужили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, а также отдельные решения Банка России. При работе были применены обще- и частнонаучные методы - анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм и др. Результаты. Сформулировано определение государственной организации «Центральный банк Российской Федерации», а также выявлены нарушения Банком России права на свободное использование принадлежащих человеку и гражданину денежных средств, являющихся имуществом. Выводы. Выработаны предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» для определения государственного органа, который должен осуществлять контроль (надзор) за соблюдением Банком России прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BANK OF RUSSIA AND PROBLEMS OF OBSERVING HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background . The Constitution of the Russian Federation and the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" do not determine the unambiguous status of the Central Bank of the Russian Federation based on the organizational and legal forms of legal entities known to Russian science. On the one hand, the Bank of Russia acts as a public authority, and on the other hand, as a commercial organization with elements of a state enterprise. The legally uncertain status of the Central Bank of the Russian Federation with the granted right to make individual decisions at the state level led to the fact that the Bank of Russia began to issue acts restricting the rights and freedoms of individuals residing in the Russian Federation. The purpose of the article is to define the legal status of the Central Bank of the Russian Federation, as well as to identify the violations by the Bank of Russia (in the course of its activities) of human and civil rights and freedoms. Materials and methods . The article is based on the Constitution of the Russian Federation, federal laws, regulatory legal acts of the State Duma and the Government of the Russian Federation, as well as individual decisions of the Bank of Russia. General and specific scientific methods are used in the article, namely analysis, synthesis, analogy, formal legal method, comparative legal method, interpretation of legal norms, etc. Results. The definition of the state organization "Central Bank of the Russian Federation" is formulated, as well as the violations by the Bank of Russia of the right to free use of money belonging to a person and a citizen as a property are revealed. Conclusions. The article formulates the proposals to amend the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" to determine the state body that should monitor (supervise) the observance by the Bank of Russia of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342.7 ББ№ ИЬТ2Б1

аок 10.21685/2307-9525-2023-11-2-4

БАНК РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимир Анатольевич Винокуров

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, Санкт-Петербург, Россия

tigp@igps.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не определяют однозначный статус Центрального банка Российской Федерации исходя из известных российской науке организационно-правовых форм юридических лиц. С одной стороны, Банк России выступает как орган государственной власти, а с другой - как коммерческая организация с элементами государственного предприятия. Юридически неопределенный статус Центрального банка Российской Федерации с предоставленным ему правом принимать отдельные решения на государственном уровне привел к тому, что он стал издавать акты, ограничивающие права и свободы физических лиц, проживающих в Российской Федерации. Целью статьи является определение правового положения Центрального банка Российской Федерации, а также выявление нарушений им (в ходе его деятельности) прав и свобод человека и гражданина. Материалы и методы. Основой статьи послужили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, а также отдельные решения Банка России. При работе были применены обще- и частнонаучные методы - анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм и др. Результаты. Сформулировано определение государственной организации «Центральный банк Российской Федерации», а также выявлены нарушения Банком России права на свободное использование принадлежащих человеку и гражданину денежных средств, являющихся имуществом. Выводы. Выработаны предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» для определения государственного органа, который должен осуществлять контроль (надзор) за соблюдением Банком России прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, право частной собственности, ограничение прав и свобод, Центральный банк Российской Федерации, орган государства, государственная организация, денежные средства, информационное письмо, контроль (надзор)

Для цитирования: Винокуров В. А. Банк России и проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2023. Т. 11, № 2. С. 33-39. аок 10.21685/2307-9525-2023-11-2-4. ББ№ ЫЬТ2Б!

© Винокуров В. А., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(2). http://esj.pnzgu.ru

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

THE BANK OF RUSSIA AND PROBLEMS OF OBSERVING HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Vladimir A. Vinokurov

Saint-Petersburg State Fire Service University of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, Saint-Petersburg, Russia

tigp@igps.ru

Abstract. Background. The Constitution of the Russian Federation and the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" do not determine the unambiguous status of the Central Bank of the Russian Federation based on the organizational and legal forms of legal entities known to Russian science. On the one hand, the Bank of Russia acts as a public authority, and on the other hand, as a commercial organization with elements of a state enterprise. The legally uncertain status of the Central Bank of the Russian Federation with the granted right to make individual decisions at the state level led to the fact that the Bank of Russia began to issue acts restricting the rights and freedoms of individuals residing in the Russian Federation. The purpose of the article is to define the legal status of the Central Bank of the Russian Federation, as well as to identify the violations by the Bank of Russia (in the course of its activities) of human and civil rights and freedoms. Materials and methods. The article is based on the Constitution of the Russian Federation, federal laws, regulatory legal acts of the State Duma and the Government of the Russian Federation, as well as individual decisions of the Bank of Russia. General and specific scientific methods are used in the article, namely analysis, synthesis, analogy, formal legal method, comparative legal method, interpretation of legal norms, etc. Results. The definition of the state organization "Central Bank of the Russian Federation" is formulated, as well as the violations by the Bank of Russia of the right to free use of money belonging to a person and a citizen as a property are revealed. Conclusions. The article formulates the proposals to amend the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and the Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" to determine the state body that should monitor (supervise) the observance by the Bank of Russia of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, human and civil rights and freedoms, private property right, restriction of rights and freedoms, Central Bank of the Russian Federation, state body, state organization, monetary funds, information letter, monitoring (supervision)

For citation: Vinokurov V.A. The Bank of Russia and problems of observing human and civil rights and freedoms in the Russian Federation. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosu-darstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2023;11(2):33-39. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-2023-11-2-4

О Центральном банке Российской Федерации в Конституции Российской Федерации1 содержатся упоминания в следующем контексте:

- денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (ч. 1 ст. 75);

© Vinokurov V.A., 2023. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 26.10.2022).

- защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2 ст. 75);

- Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (п. «г» ст. 83);

- к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации (п. «г» и «г. 1» ст. 103).

Наличие Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»1 обусловлено конституционной нормой, по которой по вопросам ведения Российской Федерации - к ним относятся и федеральные банки (п. «ж» ст. 71) - должны приниматься федеральные законы (ч. 1 ст. 76).

В ст. 1 названного Федерального закона указано, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; 3) другими федеральными законами.

Что касается конституционных норм, то, как видим, ни статус, ни цели деятельности Банка России в Основном законе государства не определены; установлены лишь два полномочия: 1) денежная эмиссия и 2) защита и обеспечение устойчивости рубля.

Из «других федеральных законов» можно выделить лишь Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»2, в котором определены дополнительные к основным функции Банка России, осуществляемые им в процессе процедуры банкротства юридических или физических лиц.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не определяет статус Банка России, фиксируя лишь то, что данная организация осуществляет свои функции и полномочия «независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» и «является юридическим лицом». Названным Федеральным законом установлены цели деятельности Банка России и его функции (ст. 3 и 4).

Наличие в указанном Федеральном законе фразы «независимо от других органов» позволило отдельным авторам предположить, что Банк России является органом государственной власти [1, с. 28-31; 2, с. 12-13; 3, с. 45]. При этом некоторые исследователи, на наш взгляд, безосновательно апеллируют к определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 268-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3, в котором лишь подтверждаются полномочия Банка России, установленные названным Федеральным законом.

В то же время ряд ученых придерживается позиции, по которой Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти [4, с. 548-552; 5, с. 56-62]. В дополнение к доводам, подтверждающим эти выводы, полагаем, что Банк России не является ни органом государственной власти, ни иным государственным органом, который не относится к органам государственной власти, поскольку, во-первых, эти образования должны содержаться за счет средств государственного бюджета и, во-вторых, их штат должен состоять из государственных служащих, что предусмотрено Федеральным законом «О системе

1 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 2002. № 28. Ст. 2790.

2 О несостоятельности (банкротстве) : федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СЗРФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

3 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 2.

государственной службы Российской Федерации»1 (ст. 10, 18). Банк России и его работники не отвечают указанным условиям.

В то же время, учитывая правовое положение Банка России, включающее набор функций, присущих органам государственной власти, государственным учреждениям и даже государственным предприятиям [6, с. 18], можно определить его как государственную организацию, т.е. организацию, созданную государством, со специальным статусом, предусматривающим его право на осуществление от имени государства властных полномочий в области денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Обратимся к норме Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, из которой явствует, что такое возможно, но исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях: 1) защиты основ конституционного строя; 2) защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; 3) обеспечения обороны страны и безопасности государства (из ч. 3 ст. 55).

Указанные в начале статьи функции Центрального банка Российской Федерации содержатся в гл. 3 Основного закона страны, именуемой «Федеративное устройство», т.е. не относятся к основам конституционного строя, изложенным в гл. 1, а также не решают вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части обороны страны Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено только наличие полевых учреждений Банка России, предназначенных «для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны» (ст. 86). Что касается вопросов безопасности государства, то названный Федеральный закон обязывает Банк России лишь согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, обязательные требования для кредитных организаций в области защиты информации (ст. 574, 764-1, 769-7).

В то же время данным Федеральным законом предусмотрено право Совета директоров Банка России принимать решения о прямых количественных ограничениях (ст. 18), под которыми понимается «установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций» (ч. 1 ст. 43), что означает «ограничение прав банковских и кредитных учреждений на получение кредитов от Банка России в рамках их рефинансирования, а также ограничения по некоторым банковским операциям»2, причем, как сказано в исследуемом нами Федеральном законе, такие ограничения возможны «в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации» (ч. 2 ст. 43).

Интересно заметить, что Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», с одной стороны, запрещает Банку России «устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций» (ч. 2 ст. 58), а с другой стороны, предоставляет ему право устанавливать «правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности» (ст. 823).

1 О системе государственной службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗРФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

2 Шаповалов М. А., Никифорова С. Т., Слесарев С. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г.

№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) : информационно-

правовой портал. URL: https://base.garant.ru/55880184/ (дата обращения: 26.03.2023).

Как видим, формально-юридически у Банка России отсутствует право на установление ограничений для физических лиц в каких бы то ни было случаях, в том числе в отношении имущества, находящегося в собственности. Допускаем, что под лимитами на «проведение кредитными организациями отдельных банковских операций» могут скрываться ограничения, вводимые для физических лиц через требования, устанавливаемые кредитным организациям Банком России. Однако ученые, комментируя данную норму, полагают, что в упомянутом случае речь идет об ограничениях «по объему привлекаемых средств или, напротив, объему выдаваемых кредитов или по размерам процентов по кредитам или депозитам» [7, с. 149]. И одновременно отмечается, что в любом случае право Банка России применять прямые количественные ограничения может быть реализовано только при соблюдении следующих условий: «во-первых, они должны в равной степени касаться всех кредитных организаций; во-вторых, могут применяться только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики и, в-третьих, только после консультаций с Правительством Российской Федерации» [8, с. 171].

В то же время Банк России без соблюдения установленных законом условий самостоятельно ввел1, а затем продлил ограничение на выдачу средств с валютных вкладов или счетов граждан2. Причем сделано это было информационными письмами, которые не были зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, как это предписывается Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» для нормативных актов этого органа (ч. 4 ст. 7), и одновременно нарушался запрет на издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм3. В указанных информационных сообщениях не упоминается ни о том, что наступил какой-либо исключительный случай, ни о том, что по этому поводу были проведены консультации с Правительством Российской Федерации.

Изложенное выше означает, что установленные Банком России ограничения на снятие гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства принадлежащей им наличной валюты с открытых в установленном порядке в коммерческих банках счетов вступили в противоречие как с конституционной нормой, так и с нормами Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». На наш взгляд, письма (сообщения и т.п.), безосновательно ограничивающие права и свободы граждан, должны быть отменены или оформлены надлежащим образом.

Поскольку Центральный банк Российской Федерации подотчетен Государственной Думе, то именно данная палата парламента Российской Федерации и должна осуществлять контрольные полномочия в отношении Банка России (ст. 5). Однако указанный Федеральный закон не устанавливает каких-либо форм или видов контроля Государственной Думой изданных Банком России нормативных правовых актов, в том числе в части соблюдения данной организацией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Отсутствует эта возможность и в гл. 21 Регламента Государственной Думы4, фиксирующей порядок рассмотрения вопросов, связанных с ее взаимоотношениями с Центральным банком Российской Федерации.

1 Банк России вводит временный порядок операций с наличной валютой (информация Банка России от 9 марта 2022 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411103/ (дата обращения: 28.03.2023).

2 Банк России продлил еще на полгода, до 9 сентября 2023 года, ограничения на снятие наличной иностранной валюты (информация Банка России от 6 марта 2023 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_441335/ (дата обращения: 05.06.2023).

3 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 // СЗРФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

4 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятый постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗРФ. 1998. № 7. Ст. 801.

Интересно, что Банк России не включен в число организаций, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор1. Лишь Счетная палата Российской Федерации проводит государственный аудит (в данном случае - в денежно-кредитной сфере) и - исключительно по решению Государственной Думы - проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации2. В отношении актов Банка России, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, административный контроль не осуществляется ни одним из государственных органов Российской Федерации. Разрешить дело в судебном порядке по указанным информационным письмам Банка России невозможно, поскольку Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании изданных, в том числе Центральным банком Российской Федерации, нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами3, к каковым информационные сообщения Банка России отнесены быть не могут.

Налицо наличие в стране органа, образованного государством для решения установленных Конституцией Российской Федерации денежно-финансовых вопросов, без формального определения его статуса (исходя из предусмотренных вариантов: государственный орган, государственное учреждение и т.п.), не контролируемого ни одним из существующих государственных органов в части соблюдения им прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Существующее правовое положение Центрального банка Российской Федерации позволяет его органам принимать решения, нарушающие права и свободы человека и гражданина, ограничивая эти права без определения конституционной необходимости такого ограничения, и даже оформлять по форме, не предусмотренной законодательством.

Исходя из изложенных правовых проблем, а также норм законодательства Российской Федерации предлагается:

1) включить в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предложенное определение указанной структуры, дополнив ст. 1 новой частью второй следующего содержания:

«Банк России является организацией, созданной Российской Федерацией (государственной организацией), наделенной специальным статусом, предусматривающим его право на осуществление от имени государства властных полномочий в области денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля»;

2) обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Центральным банком Российской Федерации, для чего дополнить абзац третий п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» после слов «федеральными органами исполнительной власти,» словами «Центральным банком Российской Федерации,».

Указанные предложения позволят исключить возможность нарушения Центральным банком Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / сост. и отв. ред. П. Д. Баренбойм. М. : Юстицинформ, 2000. 167 с.

2. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М. : Дело, 2003. 495 с.

1 О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

2 О Счетной палате Российской Федерации : федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ. Ст. 15, 23 // СЗРФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

3 О Верховном Суде Российской Федерации : федер. конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ. Ч. 4 ст. 2 // СЗРФ. 2014. № 6. Ст. 550.

3. Тарабан Н. А. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в системе органов государственной власти: конституционно-правовые основы организации и деятельности // Финансовое право. 2017. № 6. С. 44-47. EDN: WGRHZO

4. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации. М. : Статут, 2017. 624 с.

5. Банковское право : учебник / отв. ред. Е. В. Покачалова, Е. Н. Пастушенко. М. : Директ-Медиа, 2020. 304 с. EDN: LGTTHU

6. Малыхина Е. А. Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России) // Финансовое право. 2021. № 2. С. 17-20. doi: 10.18572/1813-1220-2021-2-17-20. EDN: YGMOZZ

7. Актуальные проблемы финансового права : монография / Л. Л. Арзуманова, Н. М. Артемов, О. В. Болтинова [и др.] ; отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2016. 208 с.

8. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право. М. : Проспект, 2016. 448 с. EDN: ZFFAQD

References

1. Barenboym P.D. (comp. and ed.). Konstitutsionno-pravovoy status Tsentralnogo banka Rossiyskoy Federatsii = Constitutional and Legal Status of the Central Bank of the Russian Federation. Moscow: Yustitsinform, 2000:167. (In Russ.)

2. Tosunyan G.A., Vikulin A.Yu. Postateynyy kommentariy k Federalnomu zakonu ot 10 iyulya 2002 goda № 86-FZ «O Tsentralnom banke Rossiyskoy Federatsii (Banke Rossii)» = Article-by-Article Commentary to the Federal Law dated 10 July 2002 No. 86-FZ "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank ofRussia)". Moscow: Delo, 2003:495. (In Russ.)

3. Taraban N.A. The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) in the System of Public Authorities: Constitutional and Legal Foundations of Organization and Activity. Finansovoe parvo = Financial Law. 2017;(6):44-47. (In Russ.)

4. Shakhray S.M. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii = Constitutional Law of the Russian Federation. Moscow: Statut, 2017:624. (In Russ.)

5. Pokachalova E.V., Pastushenko E.N. (eds.). Bankovskoe pravo: uchebnik = Banking Law: Textbook. Moscow: Direkt-Media, 2020:304. (In Russ.)

6. Malykhina E.A. Legal Regulation of Relations in the Field of Procurement of Goods, Works, Services by the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia). Finansovoe parvo = Financial Law. 2021;(2):17-20. (In Russ.). doi: 10.18572/1813-1220-2021-2-17-20

7. Arzumanova L.L., Artemov N.M., Boltinova O.V. et al. Aktualnye problemy finansovogo prava: monografiya = Topical Issues of Financial Law: Monograph. Moscow: NORMA: INFRA-M, 2016:208. (In Russ.)

8. Rozhdestvenskaya T.E., Guznov A.G. Publichnoe bankovskoe parvo = Public Banking Law. Moscow: Prospekt, 2016:448. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

В. А. Винокуров - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149.

V.A. Vinokurov - Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Sub-department of Theory and History of State and Law, Saint-Petersburg State Fire Service University of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev, 149 Moskovskiy avenue, Saint Petersburg, 196105.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 13.06.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.06.2023 Принята к публикации / Accepted 30.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.