Научная статья на тему 'Банк развития БРИКС, азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые возможности для обеспечения интересов России в международных институтах развития'

Банк развития БРИКС, азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые возможности для обеспечения интересов России в международных институтах развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций / БРИКС / Всемирный банк / инвестиции / Новый банк развития / Россия. / Asian infrastructure investment bank / BRICS / investments / New development bank / Russia / World bank
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банк развития БРИКС, азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые возможности для обеспечения интересов России в международных институтах развития»

Каратаев С.В.

к.э.н., заместитель руководителя центра - начальник сектора экономики зарубежных стран Центра

экономических исследований РИСИ

sergey.karataev@riss.ru

БАНК РАЗВИТИЯ БРИКС, АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТАХ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, БРИКС, Всемирный банк, инвестиции, Новый банк развития, Россия.

Keywords: Asian infrastructure investment bank, BRICS, investments, New development bank, Russia, World bank.

Рост инвестиций является одним из ключевых факторов преодоления спада в российской экономике. В то же время инвестиционная активность продолжает снижаться. Так, в 2015 г. объем капиталовложений сократился на 8,4%, в 2016 ожидаемое падение составит 3,7%. Прогнозы Министерства экономического развития РФ предусматривают дальнейшее снижение этого показателя в 2017 г. - еще на 0,5%1. Наибольшее сокращение при этом наблюдается в части иностранных инвестиций. Если в 2013 г. чистый приток прямых иностранных инвестиций, по данным Банка России, составил 69,2 млрд. долл., то в 2014 г. он сократился до 22 млрд. долл. В 2015 г., на фоне санкций, падения мировых цен на нефть и сокращения объемов ВВП, ситуация ухудшилась. Объем прямых иностранных инвестиций упал до 6,5 млрд. долл., причем получены они были за счет реинвестирования доходов2.

Важную роль в увеличении объема зарубежных инвестиций могли бы сыграть международные банки развития (МБР). Ведь они, как правило, выступают не только как непосредственные источники финансирования, но также и как организаторы привлечения дополнительных средств со стороны международных, государственных и частных инвесторов. Для последних участие МБР является значимым свидетельством приемлемого уровня рисков проекта и соответствия его кредитной документации принятым в современной практике требованиям. Однако для России эти возможности были закрыты еще в 2014 г., когда одним из инструментов, использованных государствами Запада против нашей страны, стало приостановление финансирования российских проектов со стороны крупнейших международных банков развития - Всемирного банка (ВБ)3 и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)4.

В то же время средства, выделяемые ранее этими двумя институтами, были достаточно значительны. Так, с момента присоединения России к крупнейшему институту группы Всемирного банка - Международному банку реконструкции и развития (МБРР) - в 1992 г. им было одобрено свыше 70 проектов на сумму более 10 млрд. долл.5 Международная финансовая корпорация (МФК), после того как РФ стала ее членом в 1993 г., к 2014 г. инвестировала также более 10 млрд. долл.6

Согласованная стратегия сотрудничества ВБ и России на 2012-2016 годы предусматривала дополнительное выделение около 10 млрд. долл.7, которые, в результате, так и не были предоставлены в полном объеме. Если к 2014 г. текущая сумма задолженности российских заемщиков перед структурами Всемирного банка составляла около 4 млрд. долл.8, то к 2016 г. ее размер сократился до 2 млрд. долл., в том числе МБРР - 0,6 млрд. долл., МФК - 1 млрд. долл.,

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов / Минэкономразвития России. - С. 52-53. - http://economy.gov.ru/minec/resources/9dd9931d-3960-454c-a8db-ec6fc1ab4bfc/prognoz_ 2017_2019. pdf

Прямые инвестиции в Российскую Федерацию по странам-партнерам в 2007-2015 годах и I-II квартале 2016 года (участие в капитале, реинвестирование доходов и долговые инструменты) / Банк России. Статистика внешнего сектора. - http://www. cbr.ru/statistics/credit_statistics/inv_in-country .xlsx

3 Rastello S., Fouquet H. G-7 Nations Said to Oppose New World Bank Russia Projects / Bloomberg. 2014. August, 1. - http://www. bloomberg.com/news/articles/2014-07-31/g-7-nations-said-to-oppose-new-world-bank-projects-in-russia

4 EBRD statement on operational approach in Russia / EBRD Press Office. 2014. July, 23. - http://www.ebrd.com/news/2014/ebrd-statement-on-operational-approach-in-russia.html

5 Country Lending Summaries - Russian Federation / World Bank Projects and Operations. - http:// web.worldbank.org/WBSITE/ EXTERNAL/PR0JECTS/0,,pagePK:64392398~piPK:64392037~theSitePK:40941~countrycode:RU~menuPK:64820000,00.html

6 IFC в России - цифры и факты / International Finance Corporation. 2014. 10 апреля. - http:// www.ifc.org/wps/wcm/connect/ 58d045004cc2e933bc0ffdf81ee631cc/IFCinRussia2012Ru.pdf

7 Country Partnership Strategy (Cps) for the Russian Federation for the Period 2012-2016 / World Bank. 2011. November, 18. -http://documents.worldbank.org/curated/en/ 519081468307477360/pdf/651150CAS0P12300disclosed0110280110.pdf

8 Посчитано по Country Lending Summaries - Russian Federation, IFC в России - цифры и факты

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций - 0,4 млрд. долл.1 При этом в силу политических разногласий ни один новый проект за прошедшие три года одобрен не был, что, в частности, стало причиной для решения России отозвать средства в размере 245 млн. долл. из Международной финансовой корпорации2. Ранее эта сумма была предоставлена для пополнения фонда капитализации российских банков.

Долгое время Россия была одним из приоритетных направлений кредитной деятельности и для Европейского банка реконструкции и развития. На российские проекты приходилось около четверти кредитного портфеля этого финансового института. В целом аккумулированный объем инвестиций со стороны ЕБРР в 1991-2016 гг. составил 26 млрд. евро. Размер ежегодных вложений в начале 2010-х годов составлял в среднем от 2 до 3 млрд. евро, а операционный портфель - до 10 млрд. евро3. Согласно договоренности между Россией и руководством ЕБРР объем кредитования в 2014-2015 гг. планировался на уровне 2,0-2,5 млрд. евро ежегодно4. Однако этот показатель по политическим причинам так и не был достигнут. Инвестиции со стороны банка составили 608 млн. евро в 2014 г., 106 млн. евро -в 2015 г.5 В 2016 г. ЕБРР проекты в России не финансировал.

Обратим также внимание на то, что доля инфраструктурного финансирования со стороны обоих банков была достаточно низка и не превышала 20%. Для Всемирного банка (в частности, МБРР) приоритетным направлением вложений являлось финансирование национальных и региональных программ6, для ЕБРР - финансовые институты и корпоративный сектор7. Однако эта сфера представляется для России наиболее востребованной в части привлечений инвестиций из-за рубежа - особенности инфраструктурных проектов определяют необходимость заимствований на сверх длительный срок с минимальной процентной ставкой. При этом именно здесь появляется возможность использовать кредитные ресурсы новых институтов развития - созданных при активном участии РФ Нового банка развития (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ).

Образованию НБР и АБИИ, напомним, способствовало сразу несколько объективных и субъективных факторов. Среди первых следует выделить масштабный недостаток инфраструктурных инвестиций во многих странах, особенно заметный в азиатском регионе, а также значительные трудности с адаптацией к изменившимся условиям функционирования мировой экономики существующих институтов, прежде всего, Всемирного банка. Субъективные факторы связаны с появлением группы БРИКС, и желанием стран-членов этого объединения перевести свое сотрудничество в практическую плоскость, создав собственные финансовые институты и ответив таким образом на отказ государств Запада соблюдать ранее достигнутые договоренности по реформированию бреттон-вудских организаций.

Специализация банков на инфраструктурном финансировании представляется обоснованной и открывает большие перспективы для обоих учреждений. Выбранная сфера деятельности снижает уровень конкуренции с существующими институтами развития, для которых приоритетом в настоящее время является борьба с бедностью и проведение институциональных реформ. Отличительной особенностью банков также становится их отказ от требований макроэкономического характера к заемщику. Подобный подход показывает уважение к их национальному суверенитету и подчеркивает тот факт, что обеспечение экономического роста является задачей государственных органов, а не иностранных и международных кредитных институтов. Кроме того, первоначально относительно скромные финансовые ресурсы НБР и АБИИ, отсутствие достаточного опыта работы являются естественными ограничениями для использования традиционной модели деятельности.

Уже на этапе создания Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций проявилась различная идеология развития деятельности этих институтов. НБР имеет значительную степень свободы в определении механизмов управления и приоритетов деятельности. АБИИ свойственен более консервативный подход, предполагающий использование сложившихся практик. Эти отличия вытекают из состава участников и заложенных в учредительных документах принципов функционирования каждого из банков.

Учредителями Нового банка развития (в равных долях) стали пять стран БРИКС. Общий объем разрешенного к выпуску капитала согласован на уровне 100 млрд. долл. Первоначальное участие государств «пятерки» определено в размере 50 млрд. долл., из которых оплачиваемая часть составляет 10 млрд., оставшаяся (40 млрд.) - подлежит внесению по требованию. Для последующего распределения, в том числе, между новыми участниками, предназначена половина капитала.

Целью деятельности банка называется «мобилизация ресурсов для реализации проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующимся рынком и развивающихся странах»8. При этом важным условием предоставления средств является их использование для приобретения това-

1 Russian Federation Staff Report for the 2016 Article IV Consultation-Press Release; And Staff Report / IMF. Country Report No. 16/229. 2016. July. - http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2016/cr16229.pdf

2 Россия выводит деньги из структур Всемирного банка // Вести. Экономика. 2015. 13 апреля. - http://www.vestifinance. ru/articles/55935

3 EBRD projects in Russia / European Bank for Reconstruction and Development. 2016. - http://www.ebrd.com/where-we-are/russia/data.html

4 «Временная приостановка» финансирования новых проектов ЕБРР в России противоречит целям международных институтов развития / Министерство экономического развития РФ. 2014. 26 июля. - http://economy.gov.ru/minec/press/news/260720141200

5 EBRD projects in Russia.

6 World Bank-financed projects in Russian Federation / World Bank. - http://projects.worldbank.org/search?lang=en&searchTerm= &countrycode_exact=RU

7

EBRD projects in Russia.

8 Распоряжение Правительства РФ № 1238-Р от 7 июля 2014 г. Приложение Статьи соглашения Нового банка развития // Официальный сайт Правительства РФ. - http://government.ru/media/files/41d4f182b0a752fcdac5.pdf

ров и услуг, произведенных в государствах-членах банка, что определяет усиление кооперации стран с развивающимися рынками в качестве приоритета работы НБР.

В свою очередь акционерами АБИИ в 2016 г. стали 37 государств из Азии и Океании, т.н. «региональных членов», и 20 «нерегиональных членов» из Европы, Америки и Африки. Капитал банка также согласован на уровне 100 млрд. долл., из которых 20% приходится на оплачиваемые акции, 80% - на оплачиваемые по требованию. Важным фактором представляется значительное участие в АБИИ стран БРИКС. На Китай, Индию и Россию приходится 26,06%; 7,5 и 5,92% голосов. Бразилия и ЮАР также приняли участие в учреждении банка и стали его нерегиональными участниками, что позволило довести долю стран БРИКС в капитале до 48,5%.

Следует отметить, что АБИИ - это, прежде всего, региональный институт развития. Согласно уставу целями банка является содействие устойчивому экономическому развитию, повышению благосостояния и улучшению инфраструктурных связей в Азии, а также стимулирование регионального сотрудничества и партнерства в решении проблем в области развития. При этом отдельно отмечается, что понятия «Азия» и «регион» основываются на классификации Организации Объединенных Наций и включают в себя Азию и Океанию.

Появление Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций символизирует успешность стратегии крупнейших развивающихся экономик по созданию собственных институтов развития. Одной из важнейших оценок стало, в частности, признание принципов и политики деятельности этих банков со стороны других МБР - всего за год они полноценно «вошли в семью» международных банков развития.

Так, в течение 2016 г. соглашения о сотрудничестве с НБР и АБИИ были подписаны Всемирным банком и Азиатским банком развития. Банк развития Латинской Америки заключил аналогичное соглашение с НБР, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк - с АБИИ. При этом договоренности предусматривают в том числе и совместное финансирование проектов.

Кроме того, на уровне «Группы 20» на саммите в Ханчжоу в сентябре 2016 г. была принята «Совместная декларация международных банков развития по совместным действиям для поддержки инфраструктурных инвестиций». Участниками этой инициативы были и АБИИ, и НБР. В основе документа лежит заявление одиннадцати крупнейших международных институтов о готовности объединить свои усилия в целях преодоления дефицита инфраструктурного финансирования, оказания помощи заемщикам в подготовке проектной документации, а также всемерного привлечения средств частных инвесторов1.

Важным успехом первого года деятельности обоих банков следует также назвать полное выполнение всех поставленных на 2016 г. задач, в том числе:

- создание и открытая публикация внутренних документов (политик), определяющих принципы деятельности банков (некоторая закрытость была одним из главных объектов критики и АБИИ, и НБР в период их создания и начала функционирования);

- одобрение первых проектов, на финансирование которых в совокупности предусмотрено выделение более 1,7 млрд. долл.;

- выход Нового банка развития на финансовый рынок одной из стран-участниц (КНР) и успешное размещение первых облигаций в национальной валюте.

Кредитная политика обоих банков свидетельствует о том, что одним из основных направлений их деятельности будет стимулирование перехода стран-участниц к зеленой экономике, поддержка проектов возобновляемых источников энергии, а также строительство транспортной инфраструктуры. При этом области кредитования Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в 2016 г. были более диверсифицированы. Первый транш кредитов, одобренный советом директоров банка в конце июня 2016 г., включил в себя инвестиции в энергоснабжение Бангладеш, строительство дорог в Таджикистане и Пакистане, а также улучшение условий жизни в трущобах Индонезии. При этом три из четырех проектов предусматривают участие в их реализации других международных институтов с дополнительным финансированием с их стороны.

Отдельно следует отметить итоги взаимодействия этих институтов и России. В 2016 г. одобрение со стороны Нового банка развития получил проект строительства малых ГЭС в Карелии. Размер средств, выделяемых НБР, согласован на уровне 100 млн. долл. Помимо этого, что важно, предусматривается также участие в финансировании китайской компании «Гэчжоуба» (China Gezhouba Group Corporation) и Российского фонда прямых инвестиций2. При этом заемщик из России - «Норд Гидро» - получит средства в российских рублях. Это стало возможно благодаря участию в проекте финансовых институтов-партнеров: Евразийского банка развития и Международного инвестиционного бан-ка3, которые возьмут на себя валютные риски. Характерным в данном случае является и сам проект. В 2014 г. он получил предварительное одобрение финансирования от Международной финансовой корпорации, однако в последующем по известным причинам контакты со стороны МФК были приостановлены4.

1 MDBs Joint Declaration of Aspiration on Actions to Support Infrastructure Investment // Официальный сайт Group 20. 2016. -5 September. - http://g20.org/English/Documents/Current/201608/P020160815360318908738.pdf

2 Новый банк развития БРИКС рассмотрит проект строительства двух ГЭС в Карелии за 10 млрд. // ИАР ТАСС. 2016. -15 июля. - http://tass.ru/ekonomika/3456956

3 Новый Банк Развития БРИКС одобрил схему финансирования строительства Белопорожских ГЭС в Республике Карелия // Официальный сайт Республики Карелия. 2016. - 22 июня. - http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2016/06/0622_06.html

4 Проект строительства Белопорожских ГЭС может оказаться первым проектом от Российской Федерации финансируемый Новым Банком Развития БРИКС // Официальный сайт АО «Норд Гидро». 2015. - 21 ноября. - http://nord-hydro.ru/press-tsentr/novosti/2015/proekt-stroitel-stva-beloporozhskikh-ges-mozhet-okazat-sia-pervym-proektom-ot-rossiiskoi-federatcii-finansiruemyi-novym-bankom/

Достигнутые НБР и АБИИ в 2016 г. результаты показывают высокий потенциал выбранной ими стратегии развития. Для повышения эффективности работы в рамках обоих институтов планируется также создание специальных фондов (в размере 50 млн. долл.), средства которых будут использоваться для помощи в подготовке документации перспективных проектов. В то же время финансовые возможности НБР и АБИИ пока остаются небольшими. Оплата капитала согласно договоренности учредителей осуществляется равными частями в течение 7 лет для НБР и 5 лет -для АБИИ, что определяет необходимость привлечения дополнительных ресурсов для осуществления кредитной деятельности. Следует отметить, что подобная ситуация характерна для большинства международных институтов развития. Оплаченный капитал крупнейших из них составляет всего 16 млрд. долл. для Всемирного банка1, 7,4 млрд. - для Азиатского банка развития (АБР)2. При этом объем ежегодно выделяемых ими средств достигает порядка 30 млрд. долл. (ВБ)3 и 10 млрд. долл. (АБР)4.

Расчеты, проводимые экспертами, показывают, что потенциально ежегодный объем кредитования АБИИ и НБР (совместно) может достичь 24 млрд. долл.5 Однако более объективной среднесрочной оценкой представляется кредитование на уровне до 10 млрд. долл. в год. При этом в ближайшие два-три года финансовые возможности будут еще ниже. Так, в 2017 г. НБР планирует выделение средств в размере 2,0-3,0 млрд. долл., АБИИ - около 2,5 млрд., в 2018: 3,5-5,0 млрд. и 3,5 млрд. соответственно6.

В отношении России объемы кредитования могут составить около 1 млрд. долл. ежегодно. Так, глава Нового банка развития озвучил возможный размер финансирования российских проектов в 2017 г. в размере 500-600 млн. долл.7 Схожая сумма, с учетом идентичных кредитных возможностей институтов, может быть выделена и АБИИ, однако для этого необходимо представление проработанных заявок, которые будут соответствовать всем требованиям банка. Пока на рассмотрении в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций нет ни одного отечественного проекта, что свидетельствует о необходимости более глубокой работы с российской стороны в данном направлении.

Тем не менее, создание Нового банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, влиятельным участником которых стала Россия, уже позволило обеспечить дополнительные финансовые возможности для отечественных заемщиков, и повысить влияние РФ и ее партнеров на деятельность МБР.

При этом новые банки следует, в первую очередь, рассматривать как независимые от Запада международные экспертные центры, способные в перспективе проводить самостоятельную оценку крупных проектов в сфере инфраструктуры и устойчивого развития и готовить необходимую для привлечения средств международных, государственных и частных инвесторов документацию. Их появление позволит России и странам-партнерам обеспечить собственную методологическую базу для проведения анализа кредитных заявок и внедрения отличных от существующих стандартов кредитования. Тем самым будет преодолена существующая до настоящего времени монополия западных стран, удерживающих контроль над деятельностью бреттон-вудских институтов и крупнейших региональных банков развития.

1 Financial Strength Backed by Shareholder Support // World Bank. 2016. - http://treasury.worldbank.org/cmd/htm/financial_ shareholder.html

2 Management's Discussion and Analysis and Annual Financial Statements / Asian Development Bank. 2015. - 31 December. -P. 61. - http://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/182852/adb-financial-report-2015.pdf

3 World Bank Group Summary 2016 / World Bank. 2016. - http://www.worldbank.org/en/about/annual-report/wbg-summary-results

4 2015 Annual Report / Asian Development Bank. 2016. - P. 7. - http://www.adb.org/sites/default/files/institutional-document/ 182852/adb-annual-report-2015.pdf

5 Рейзен Г. Вклад БРИКС в глобальное управление: направления политики Альтернативные многосторонние банки развития и глобальное финансовое управление // Вестник международных организаций. 2015. - № 2. - http://iorj.hse.ru/data/2015/08/27/ 1087269797/Страницы из Вестник_2015_02_типогр-7.pdf

6 MDBs Joint Declaration of Aspiration on Actions to Support Infrastructure Investment.

7 «Мы инвестируем в Россию $500-$600 млн»: глава банка БРИКС Кундапур Ваман Каматх — RT // Russia Today. 2017. -19 января. - http://russian.rt.com/business/article/351675-briks-rossiya-investicii-2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.