Научная статья на тему 'БАМ в планах России и Китая: задачи в меняющемся мире'

БАМ в планах России и Китая: задачи в меняющемся мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Байкало-Амурская магистраль / Россия / Китай / транспортные коридоры / региональное развитие / международная транспортная интеграция / сопряжение ИПП и ЕАЭС / Baikal-Amur Mainline / Russia / China / transport corridors / regional development / international transport integration / unite between the BRI and the EAEU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петрунина Жанна Валерьяновна

В статье анализируется значение Байкало-Амурской магистрали в транспортной инфраструктуре страны, рассматривается роль дороги в социально-экономическом развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока России, оцениваются возможности использования магистрали в международных грузоперевозках в XXI в. Актуальность темы обусловлена изменениями на международной арене, оказывающими влияние на внешнеполитические и геостратегические задачи, стоящие перед РФ, а также потребностью всестороннего изучения механизмов укрепления экономического сотрудничества России и Китая. Цель работы — определить роль и значение БАМа в расширении международной транспортной интеграции, исследовать подходы современного российского руководства к развитию магистрали и дать характеристику интересам Китая в использовании её транзитных возможностей. В статье дана оценка российским программам, отражающим способы модернизации БАМа в XXI в. Показаны возможности БАМа для развития транспортного коридора Китай — Монголия — Россия. Выявлена значимость магистрали во взаимодействии российско-китайских экономик. Сделан вывод, что в условиях складывающейся геополитической ситуации в мире эксплуатация БАМа важна как с точки зрения обеспечения безопасности России, так и в деле укрепления экономического положения страны на международной арене, в поддержании стабильных транзитных перевозок между странами Востока и Запада. Представляется, что в настоящее время модернизация и эксплуатация БАМа отвечает интересам России и Китая. Подчёркивается, что в ближайшей перспективе сохранение Россией конкурентных преимуществ в международных железнодорожных грузоперевозках зависит от оперативности реализации намеченных проектов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Петрунина Жанна Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAM in the Plans of Russia and China: Challenges in a Changing World

The article analyzes the importance of the Baikal-Amur Mainline in the country's transport infrastructure, examines the role of the road in the socio-economic development of Eastern Siberia and the Russian Far East and the possibility of using the mainline in international cargo transportation in the 21st century. The relevance of the topic is determined by changes in the international arena that influence the foreign political and geostrategic challenges facing the Russian Federation, as well as the need for a comprehensive study of the mechanisms for strengthening the economic integration of Russia and China. The purpose of the work is to determine the role and significance of BAM in expanding international transport integration, to explore the approaches of the modern Russian leadership to the development of the BAM and to characterize China’s interests in using the transit capabilities of the highway. The article evaluates Russian programs reflecting ways to modernize the BAM in the 21st century. The possibilities of the BAM for the development of the transport corridor China — Mongolia — Russia are shown. Significance of the highway in the integration of Russian-Chinese economies revealed. It is concluded that in the circumstances of the emerging geopolitical situation in the world, the exploitation of BAM is important both from the point of view of ensuring the security of Russia, and in strengthening the country’s economic position in the international arena, maintaining stable transit transport between the East and West countries. It is emphasized that in the short term, the preservation of Russia's competitive advantages in international rail freight transport depends on the speed of implementation of the planned projects and programs.

Текст научной работы на тему «БАМ в планах России и Китая: задачи в меняющемся мире»

DOI 10.24412/2658-5960-2024-45-75-89 УДК 327(470+510)

Жанна Валерьяновна Петрунина1

petrunina71@bk.ru

БАМ В ПЛАНАХ РОССИИ И КИТАЯ: ЗАДАЧИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

В статье анализируется значение Байкало-Амурской магистрали в транспортной инфраструктуре страны, рассматривается роль дороги в социально-экономическом развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока России, оцениваются возможности использования магистрали в международных грузоперевозках в XXI в. Актуальность темы обусловлена изменениями на международной арене, оказывающими влияние на внешнеполитические и геостратегические задачи, стоящие перед РФ, а также потребностью всестороннего изучения механизмов укрепления экономического сотрудничества России и Китая. Цель работы — определить роль и значение БАМа в расширении международной транспортной интеграции, исследовать подходы современного российского руководства к развитию магистрали и дать характеристику интересам Китая в использовании её транзитных возможностей. В статье дана оценка российским программам, отражающим способы модернизации БАМа в XXI в. Показаны возможности БАМа для развития транспортного коридора Китай — Монголия— Россия. Выявлена значимость магистрали во взаимодействии российско-китайских экономик. Сделан вывод, что в условиях складывающейся геополитической ситуации в мире эксплуатация БАМа важна как с точки зрения обеспечения безопасности России, так и в деле укрепления экономического положения страны на международной арене, в поддержании стабильных транзитных перевозок между странами Востока и Запада. Представляется, что в настоящее время модернизация и эксплуатация БАМа отвечает интересам России и Китая. Подчёркивается, что в ближайшей перспективе сохранение Россией конкурентных преимуществ в международных железнодорожных грузоперевозках зависит от оперативности реализации намеченных проектов и программ. Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль, Россия, Китай, транспортные коридоры, региональное развитие, международная транспортная интеграция, сопряжение ИПП и ЕАЭС.

LD

ZhannaV. Petrunina1

§

petrunina71@bk.ru

ffi BAM IN THE PLANS OF RUSSIA AND CHINA:

^ CHALLENGES IN A CHANGING WORLD

О

M

^ The article analyzes the importance of the Baikal-Amur Mainline in the coun-

^ try's transport infrastructure, examines the role of the road in the socio-economic

S

К -

53 1 Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия.

н Komsomolsk-na-Amure State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia.

development of Eastern Siberia and the Russian Far East and the possibility of using the mainline in international cargo transportation in the 21st century. The relevance of the topic is determined by changes in the international arena that influence the foreign political and geostrategic challenges facing the Russian Federation, as well as the need for a comprehensive study of the mechanisms for strengthening the economic integration of Russia and China. The purpose of the work is to determine the role and significance of BAM in expanding international transport integration, to explore the approaches of the modern Russian leadership to the development of the BAM and to characterize China's interests in using the transit capabilities of the highway. The article evaluates Russian programs reflecting ways to modernize the BAM in the 21st century. The possibilities of the BAM for the development of the transport corridor China — Mongolia — Russia are shown. Significance of the highway in the integration of Russian-Chinese economies revealed. It is concluded that in the circumstances of the emerging geopolitical situation in the world, the exploitation of BAM is important both from the point of view of ensuring the security of Russia, and in strengthening the country's economic position in the international arena, maintaining stable transit transport between the East and West countries. It is emphasized that in the short term, the preservation of Russia's competitive advantages in international rail freight transport depends on the speed of implementation of the planned projects and programs. Keywords: Baikal-Amur Mainline, Russia, China, transport corridors, regional development, international transport integration, unite between the BRI and the EAEU.

ВВЕДЕНИЕ

Идея строительства железнодорожной магистрали, которая соединила бы территории от Байкала до Амура и способствовала бы укреплению России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), стала озвучиваться специалистами ещё в последней четверти XIX в. Большую роль в изучении этого вопроса сыграло Русское техническое общество, стремившееся к развитию отечественной науки и техники. После исследования территорий от р. Ангары до р. Муя экспедиция полковника Николая Волошинова (1889) пришла к выводу, что реализация планов сложна и потребует значительных технических и экономических затрат, к кото- ю рым Россия в тот период была не готова. В 1924 г. под влиянием неудач g российской политики на Тихоокеанском побережье и осложнившейся международной обстановки на Дальнем Востоке в советском руковод- <tj стве вернулись к обсуждению данного вопроса. Дорога должна была о проходить на расстоянии 700—1000 км от государственной границы, ^ способствовать развитию советских дальневосточных территорий, обе- ¡Ц спечивать доступ к региональным полезным ископаемым и, в случае возможных военных действий, выступить в качестве рокадной железнодорожной магистрали. н

Постановлением СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» (1932) определялись необходимые финансовые, технические, материальные и кадровые условия для прокладывания БАМа. Ввиду нехватки кадров к строительству было решено привлекать заключённых исправительно-трудовых лагерей ОГПУ [15]. На трассе было создано шесть железнодорожных исправительно-трудовых лагерей. В предвоенные годы были запущены три соединительные линии от Транссибирской железнодорожной магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бамовская — Тында (180 км), Известковая — Ургал (339 км) и Волочаевка— Комсомольск-на-Амуре (325 км), а в 1945 г. — открыто движение между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью.

В июле 1974 г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», позволившее возобновить работы. На XVII съезде комсомола БАМ был объявлен Всесоюзной ударной стройкой, на которую первый отряд, состоявший из 611 чел., отравился из Кремлёвского дворца съездов. Силами комсомольских строительных отрядов и частей железнодорожных войск СССР в конце 1984 г. было уложено «золотое звено» БАМа, соединившее трассу на всём протяжении от Тайшета до Ванино. В ходе строительства БАМа на карте страны появилось около 60 городов и посёлков, свыше 200 новых станций [13, с. 122]. В ценах 1991 г. БАМ обошёлся стране в 17,7 млрд руб. и стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории России [5]. В 1990-е гг. магистраль оставалась в объективе внимания российского руководства. Об этом свидетельствуют постановления Правительства РФ № 728 от 16 июня 1997 г. «О первоочередных мерах по экономическому стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и № 481 от 19 января 1999 г. «Вопросы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Однако упадок, который переживала магистраль в 1990-е гг., позволил исследователям и политикам усомниться в её значимости для страны [21, с. 54].

Сдача тоннеля через Северомуйский хребет в 2003 г. ознамено-§ вала окончание строительства железной дороги. Её общая протяжён-

о

ность составила 4,3 тыс. км. Эксплуатация БАМа должна была придать 3 импульс экономическому развитию Дальнего Востока, способствовать освоению богатых полезными ископаемыми территорий Вос-^ точной Сибири и Дальнего Востока и укрепить связи России со странами АТР. Однако экономический потенциал БАМа в начале XXI в. оставался нереализованным. Дорога не приносила прибыли, а боль-Е^ шинство прилегающих к ней территорий по-прежнему были незасе-н лёнными и практически неосвоенными.

Цель данной статьи — определить роль и значение БАМа в расширении международной транспортной интеграции, исследовать подходы современного российского руководства к развитию БАМа и дать характеристику интересам Китая в использовании транзитных возможностей магистрали.

ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ РФ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ БАМА В XXI в.

После того как Дальний Восток страны был обозначен президентом РФ В.В. Путиным в качестве «национального приоритета на весь XXI век» [16], отношение российских властей к Байкало-Амурской магистрали начало меняться. С её помощью планировалось разгрузить Транссиб, придать импульс социально-экономическому развитию Дальневосточного региона России и создать эффективно функционирующий транспортный коридор, обеспечивающий внутренние и международные перевозки.

Существенное влияние на изменение оценок в отношении дороги в начале XXI в. Оказали вызовы для России на международной арене, приведшие к формированию «прагматизма» во внешней политике страны и последовавшему повороту России на Восток, ставшему актуальным после мирового экономического кризиса 2007—2008 гг. Президент России В.В. Путин подчеркнул, что главная цель внешней политики страны «не в том, чтобы демонстрировать какие-то амбиции имперского характера, а в том, чтобы обеспечить благоприятные внешние условия для развития России» [3].

Учитывая задачи внутренней и внешней политики, лидеры РФ перестали рассматривать дорогу как дублирующий Транссиб военно-стратегический путь на случай обострения отношений с Китаем, как это было в советское время. В XXI в. Задачи обороны рубежей страны, стоящие перед магистралью, сохранились, но перестали выступать в качестве приоритетных. На первый план выдвинулась активизация торгово-экономического взаимодействия между Россией и странами АТР в двустороннем и многостороннем форматах. §

о

В этих условиях руководство РФ приступило к последовательной реализации проектов, направленных на модернизацию и активную экс- 3

Рч

плуатацию БАМа. В 2008 г. Правительством РФ была утверждена «Стра- о

РР

тегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации ^ до 2030 г.». Предполагалось, что за двадцать с лишним лет объёмы гру- <| зов, перевозимых по БАМу в сторону портов Ванино и Советская Гавань, могут возрасти в 7—10 раз [23]. Заметный прорыв в увеличении объёма и скорости перевозок по магистрали был совершён с вводом Нового н

Кузнецовского тоннеля в 2012 г. Выступая на его открытии, занимавший в то время пост президента ОАО «РЖД» В. Якунин подчеркнул, что эксплуатация построенного тоннеля и железнодорожного обхода Кузнецовского перевала позволит ежегодно провозить в этом направлении от 19,4 до 22,4 млн тонн грузов, а к 2016 г. Провозная способность дороги может увеличиться до 35,5 млн тонн в год [9]. Уже в 2013 г. сроки доставки грузов по новому участку дороги удалось снизить почти на сутки (установленный срок доставки маршрута с углём на данном направлении составляет 12 суток, фактическое выполнение —11,2 суток) и увеличить объёмы переработки грузов в порту Ванино.

В 2018 г. Правительством РФ был принят «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г.», включивший мероприятия по расширению БАМа и Транссиба и увеличению пропускной способности дорог к 2025 г. до 200 млн т грузов в год [12]. В 2019 г. модернизация Байкало-Амурской магистрали была включена в долгосрочную программу развития ОАО «РЖД» до 2025 г.

В 2020 г. Правительство РФ одобрило финансовый план и инвестиционные программы ОАО «РЖД» на 2021—2023 гг., частью которых стали переоснащение и расширение магистральной инфраструктуры проекта «Восточный полигон» (в том числе Транссиб и БАМ), заявленного в качестве ключевого. В 2022 г. на БАМе началось вождение тяжеловесных составов с углём.

В 2021 г. из 1800 чел., привлечённых к строительству второй ветки БАМа (БАМ-2), 1300 были служащими Железнодорожных войск [2]. Данный подход указывает на стремление властей оперативно решать кадровые вопросы, при этом создавая условия для поддержания боеспособности российской армии.

Предпринимаемые меры пока не привели к увеличению объёмов грузоперевозок по железной дороге. С одной стороны, в зоне БАМа ведутся лесозаготовки, активизирована добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, золото, медь, свинец, цинк, литий, уран, марганец, хром, бокситы, молибден, вольфрам), имеющих спрос на внутреннем и мировом рынках и способных обеспечить загрузку магистрали. Кроме того, БАМ обеспечивает вывоз угля из Кузбаса и Якутии к российским тихо-§ океанским портам. А с другой — мощности дороги не соответствуют

о

н ожидаемому грузопредъявлению. Выступая на Восточном экономиче-3 ском форуме в 2022 г., В.В. Путин назвал «ошибочным» принятое ранее решение «не расширять Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую ^ магистрали из-за якобы недостаточного объёма перевозок на восточном направлении» [18]. Значимую роль в достижении намеченных планов может сыграть комплекс мероприятий: создание современных уголь-Е^ ных терминалов в портах Ванино и Советская Гавань, которые позво-н лят увеличить экспортные поставки сырья России на Восток, разработка

месторождений угля и руды (Нерюнгринское угольное месторождение) в Республике Саха (Якутия) и строительство железнодорожной ветки на Якутск (Малый БАМ), а также реконструкция и электрификация восточной ветки БАМа (от Комсомольска-на-Амуре до Ванино), начавшаяся в апреле 2021 г. Для интервального регулирования движения поездов рассматриваются возможности применения цифровых технологий, которые обеспечили бы безопасность движения, сократив расходы на эксплуатацию и увеличив пропуск поездов по БАМу на 15—20%. В целом новые пути, проложенные в нескольких метрах от существующих (БАМ-2), должны повысить пропускную способность дороги в три раза. По данным РЖД, в 2024 г. провозная мощность БАМа может составить 184 млн т грузов в год, увеличившись по сравнению с 2019 г. на 64 млн т [4]. По мнению В.В. Путина, к середине 2000-х гг. стало очевидно, что «БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает» [1].

Совершенствование инфраструктуры дороги требует немалых капиталовложений, оправданность которых вызывает вопросы у профессионалов. По данным открытых источников, затраты России на модернизацию БАМа за прошедшее десятилетие выросли с учётом обесценивания рубля в два с половиной раза. В 2013 г. государством было выделено на переоснащение магистрали около 1 трлн руб., а в 2021 г. — почти 2,5 трлн руб., что в несколько раз больше, чем инвестиции в проект «Ямал СПГ» [22]. При этом специалисты отмечают, что уровень проводимых мероприятий и темпы модернизации БАМа остаются недостаточными для развития предприятий Дальнего Востока России и дальнейшего увеличения экспорта [20].

Реализация указанных программ на БАМе в XXI в. подтверждает приоритетность проекта для России. В случае, если РЖД не удастся получить в ближайшие годы прогнозируемых результатов, государство может понести существенные убытки, включая потерю части экспортных рынков.

ПОТЕНЦИАЛ БАМА В МЕЖДУНАРОДНОЙ

ТРАНСПОРТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 1

£

В XXI в. стал заметен рост российского экспорта в страны АТР. Уве- 3

Рч

личение товарооборота связано с активной эксплуатацией транспорт- о

РР

ных коммуникаций. В этой ситуации БАМ рассматривается не только ^

как путь, имеющий большое значение для внутреннего развития Вос- <|

точной Сибири и Дальнего Востока России, но и в качестве надёжна

ного международного транспортного коридора между Тихоокеанским

т-, и Оч

и Европейским регионами. н

Значение БАМа в расширении международной экономической деятельности возросло и в связи с укреплением российско-китайских отношений, находящихся на беспрецедентно высоком уровне в XXI в. С 2007 г. Китай занимает 1-е место в российском импорте, вытеснив с этой позиции Германию, а с 2017 г. он лидирует в списке покупателей товаров из России (ранее первыми были Нидерланды) [25]. В 2023 г. Китай оставался ведущим внешнеторговым партнёром России и крупнейшим рынком в Восточной Азии, имеющим заметный потенциал для расширения товарооборота с Россией [6, с. 35].

Дополнительный импульс модернизация БАМа получила после провозглашения в сентябре 2013 г. лидером КНР Си Цзиньпином инициативы «Пояса и пути» (ИПП) и подписания в мае 2015 г. российско-китайского совместного заявления о сотрудничестве по сопряжению ИПП с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Несмотря на концептуальные различия этих проектов, предпринятые шаги были направлены на предотвращение конкуренции между ними и укрепление всестороннего диалога между РФ и КНР, углубление двустороннего сотрудничества в разных сферах и интенсификации экономического взаимодействия на основе открытости и с учётом взаимных интересов сторон. Важной частью сопряжения стало расширение регионального сотрудничества между КНР, Россией и другими странами ЕАЭС.

Механизмом, используемым Китаем для активизации международного торгово-экономического партнёрства, стало развитие логистических маршрутов и трансграничных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом. В рамках ИПП Пекином была предложена архитектоника сотрудничества, состоящая из «шести коридоров, шести магистралей, нескольких стран и нескольких портов» [26].

Некоторые из коридоров снижают транзитную привлекательность БАМа. К примеру, в рамках ИПП запланировано строительство «Нового азиатско-европейского трансконтинентального транспортного коридора», который пройдёт от китайского порта Ляньюньган на западном побережье Тихого океана через Центральную Азию и Россию до Роттердама (Нидерланды), общей протяжённостью 10 900 км и международного транспортного коридора «Север — Юг» от Санкт-§ Петербурга до индийского порта Мумбай протяжённостью 7200 км.

о

Для России наряду с несомненными плюсами использование европей-3 ской части под модернизированную трассу Китай — Европа имеет и оче-о видные минусы [8, с.125]. В этом случае дальневосточные железные

РР

^ дороги, в том числе и БАМ, оказываются не в полной мере вовлечёнными в международные транзитные перевозки. По мнению специалистов, выходом из складывающейся ситуации может стать практическая Е^ реализация положений Совместного заявления РФ и КНР об углубле-

Рч ^ •• и

н нии всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия

и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества, подписанного лидерами сторон 8 мая 2015 г. в ходе визита Си Цзиньпина в Москву, в том числе — сооружение объектов трансграничной транспортной инфраструктуры [8].

Очевидные перспективы для БАМа несёт транспортный коридор Китай — Монголия — Россия, являющийся частью ИПП. Страны географически соседствуют друг с другом и заинтересованы в укреплении сотрудничества. К обсуждению этой идеи лидеры трёх стран приступили во время саммита ШОС в 2014 г., проходившего в Таджикистане. О важности расширения трёхстороннего сотрудничества для России свидетельствует и тот факт, что в октябре 2023 г. президент России В.В. Путин поручил премьер-министру М. Мишустину подготовить к февралю 2024 г. доклад о возможном создании Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Западный Китай [19].

Активизация транспортного коридора отвечает интересам всех участников, но для Монголии эффективное функционирование коридора особенно важно, поскольку оно напрямую влияет на экономическое и социальное развитие этой страны [10]. Монголия обладает богатыми запасами полезных ископаемых, занимает девятое место в мире по запасам угля и готова использовать разные пути, способствующие увеличению экспортных поставок сырья на рынки АТР.

Монгольское направление соответствует экономическим задачам России и Китая. В 2019 г. стартовало строительство современного горнометаллургического комбината по добыче и переработке медной руды на крупнейшем в России Удоканском месторождении меди в Забайкалье. Одновременно на Удокане стала создаваться транспортная инфраструктура. В 2021 г. компания «Удоканская медь» начала строительство новой прирельсовой базы на Байкало-Амурской магистрали для транспортировки товарной продукции, в получении которой заинтересована КНР. Китай является крупнейшим в мире импортёром медного концентрата и потребителем рафинированной меди (на долю Китая приходится 42% мирового спроса на рафинированную медь), поэтому вопрос о модернизации БАМа для Пекина сохраняет свою актуальность.

Кроме того, транзитные перевозки проходят по безопасным маршрутам коридора Китай — Монголия — Россия, стороны получают большие § возможности для инфраструктурных преобразований на прилегающих н территориях, а эксплуатация железных дорог в перспективе позволит 3

Рч

России и Китаю активизировать экономическую деятельность на запад- о

РР

ном участке российско-китайской границы. ^

Однако реализация намеченных планов сдерживается рядом трудно- <| стей, связанных в первую очередь с необходимостью значительно модернизировать железные дороги России и Монголии. Для вовлечения БАМа в российско-китайские транзитные перевозки через Монголию России н

предстоит связать север и центр Бурятии посредством прокладывания соединительной железнодорожной ветки между БАМом и Транссибом, который вследствие сохраняющейся перегруженности не сможет принять дополнительные составы. Трансмонгольская железная дорога, соединяющая российский Улан-Удэ и китайский Цзинин, на участке до Улан-Батора является одноколейной и неэлектрифицированной, поэтому её пропускная способность остаётся низкой. По мнению российского экономиста А. Бадмаева, ситуация могла бы измениться, поскольку 50% и одна акция Улан-Баторской железной дороги (часть Трансмонгольской) принадлежат ОАО «РЖД». Следовательно, Россия может инвестировать в модернизацию железной дороги от Улан-Удэ до Улан-Батора. Однако ОАО «РЖД» не спешит вкладывать средства в развитие своей части Трансмонгольской железной дороги, опасаясь, что если Монголия примет предложение Китая построить скоростную магистраль до российской границы, то Улан-Баторскую железную дорогу можно будет закрывать, а все усилия России будут напрасны [11].

Для нашей страны важно, что реализация ИПП включает расширение международных транспортных коридоров на территории северовосточных провинций КНР (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) и соединение транспортных коммуникаций Северо-Востока Китая с российскими БАМом и Транссибом. Это придаёт импульс экономическому развитию территорий Дальнего Востока РФ. В свою очередь, по замыслу руководства Китая, указанные планы способны оказать позитивное влияние на возрождение старых промышленных баз северо-востока страны, которые и к началу 2020-х гг. продолжали сохранять слабую тенденцию экономического роста [24, с. 157].

Северо-восточные провинции Китая обладают высоким внешнеторговым потенциалом, при этом граничащие с субъектами юга Дальнего Востока России Хэйлунцзян и Цзилинь (Гирин) не имеют выхода к морю, что существенно ограничивает их грузопоток. Основным китайским портом, используемым отмеченными провинциями для ведения внешней торговли, долгое время остаётся Далянь, ресурсы которого эксплуатируются на пределе возможностей. В первом квартале 2022 г. контейнерооборот порта достиг 930тыс.ТЕи, что на 18,1% больше,

§ чем в 2021 г. [24, с.167]. Выход китайских товаров к портам Ванино

о

и Советская Гавань позволит значительно разгрузить Далянь.

3 Власти Китая создают условия и последовательно ведут поиск новых

о стимулов для экономического подъёма провинций Северо-Востока,

т

^ осознавая, что намеченные планы легче реализовать в тесном экономическом, промышленном, техническом сотрудничестве с Россией. Ещё в 2012 г. центральным правительством КНР были утверждены два

3

Е^ документа, направленные на стимулирование международных эконо-

н мических связей северо-восточных провинций страны с зарубежными

партнёрами («Программа реализации в северо-восточном регионе Китая политики открытости в отношении Северо-Восточной Азии (2012—2020 гг.)» и «Некоторые предложения Госсовета по созданию (Хуньчуньской) показательной зоны международного сотрудничества в бассейне р. Туманган Китая»). В обоих документах сотрудничество с Россией определялось в качестве ключевого [7, с. 189—190].

Северо-Восток Китая и российские дальневосточные территории имеют общие проблемы — недостаток инвестиций, экономическая рецессия и др. [14, с. 258]. В соответствии с «Программой реализации в северо-восточном регионе Китая политики открытости в отношении Северо-Восточной Азии (2012—2020 гг.)» предполагалось как развитие сети транспортных магистралей, связывающих внутренние районы Китая с пограничными пунктами пропуска, так и расширение трансграничных перевозок [7, с. 190]. Этим во многом и объясняется готовность китайской стороны принять участие в модернизации БАМа и Транссиба [8, с. 128]. При выполнении поставленных задач железные дороги Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая смогут укрепить своё значение в международных перевозках. За январь — февраль 2023 г. товарооборот пров. Хэйлунцзян и Цзилинь с Россией значительно увеличился. По информации китайской таможни, в пров. Хэйлунцзян показатель объёма товарооборота вырос на 23,5% (32,16 млрд юаней), а в Цзилинь — на 54,1% (3,47 млрд юаней) [17].

Активизация международной кооперации в российско-китайском приграничье позволит РФ сохранить, а в перспективе и нарастить транзитный потенциал в железнодорожных перевозках между Китаем и странами Европы, часть из которых уже реализуется в обход территории России; окажет позитивное влияние на оживление экономик Китая и России в целом, расширив возможности доставки китайских товаров в Европу, а российских— в страны Восточной Азии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях меняющегося миропорядка и конфронтации на международной арене значение БАМа определяется с нескольких позиций. §

о

Во-первых, Байкало-Амурская магистраль продолжает оставаться значимой составляющей хозяйственного комплекса России, транспорт- 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рч

ной артерией, способствующей социально-экономическому развитию о

РР

Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. Магистраль обе- ^ спечивает транспортную доступность к разрабатываемым угольным <| (Огоджинское, Эльгинское и др.), меднорудным (Удоканское, Мал-мыжское) и другим месторождениям полезных ископаемых указанных регионов. Эксплуатация БАМа создаёт условия для организации н

и совершенствования предприятий, внедрения новых технологий, продолжения освоения малообжитых территорий страны. Модернизация БАМа позволяет разгрузить Транссиб и шире использовать транзитный потенциал обеих дорог, которые «сшивают» российское пространство, соединяя субъекты страны.

Во-вторых, в XXI в. следует учитывать возрастающую геополитическую роль БАМа. Оставаясь наряду с Транссибом вторым сквозным выходом России к Тихому океану, БАМ в современных международных реалиях наращивает экономический потенциал и составляет серьёзную конкуренцию морским перевозкам, проходящим через Суэцкий канал. Дорога является одним из стабильных транспортных путей, пролегающих между странами Востока и Запада.

В-третьих, БАМ способствует как взаимной интеграции российско-китайских экономик, так и вовлечению их в экономическое пространство АТР в многостороннем формате. Модернизация инфраструктуры магистрали, расширение имеющихся и создание новых железнодорожных путей отвечают интересам Китая, рассматривающего дорогу в качестве средства развития внутренних территорий на западном и восточном участках границы с Россией, а также и для реализации своей международной экономической деятельности. Пока Китай удовлетворён теми условиями, которые предлагает Россия в вопросах эксплуатации БАМа, но судя по динамике подъёма КНР, это может быть временным явлением.

В-четвёртых, БАМ может рассматриваться как региональная составляющая мероприятий по сопряжению ИПП и ЕАЭС, направленных на выстраивание современной международной транспортно-логистиче-ской инфраструктуры, что с экономической точки зрения имеет положительное значение для БАМа. Одновременно эти мероприятия свидетельствуют и о том, что РФ и КНР выступают на международной арене не только как партнёры, но и как конкуренты, что заставляет обе стороны поддерживать конструктивный диалог и согласовывать взаимные планы.

Следует признать, что, несмотря на реализуемые программы, пропускная способность БАМа до настоящего времени не отвечает потребностям России и Китая. Наряду с указанными проблемами, сложности § возникают при приёме и отправке поездов на станциях, большин-

о

ство из которых были построены в XX в. Китайская мудрость гласит: ® «Хочешь стать богатым — построй дорогу». В случае с БАМом России о следует оперативнее совершенствовать инфраструктуру магистрали,

РР

^ сохранившуюся с советских времён. Это поможет стране как решить внутриэкономические вопросы, так и сохранить конкурентные преимущества на международной арене. Иметь лишь Транссибирскую маги-Е^ страль вдоль границы динамично развивающегося Китая представля-н ется опасным как с экономической, так и военной точек зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. 40-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/46175 (дата обращения: 16.11.2023).

2. Военные железнодорожники выполнили 4,3 млн кубометров земляных работ на БАМе. 11.05.2023. URL: https://mashnews.ru/voennyie-zheleznodorozhniki-vyipolnili-43-mln-kubometrov-zemlyanyix-rabot-na-bame.html (дата обращения: 16.11.2023).

3. Встреча с журналистами в избирательном штабе по окончании голосования на выборах Президента России. 15.03.2004. URL: http://special.kremlin.ru/ events/president/transcripts/22383 (дата обращения: 16.11.2023).

4. Гайва Е. Пропускная способность БАМа достигнет 120 миллионов тонн грузов в год. 13.11.2019. URL: https://rg.ru/2019/11/13/reg-sibfo/propusknaia-sposobnost-bama-dostignet-120-millionov-tonn-gruzov-v-god.html (дата обращения: 16.11.2023).

5. Гайва Е. Россия планирует протянуть в Китай ещё две железные дороги. Масштабы стройки сопоставимы с БАМом. 24.10.2023. URL: https://rg.ru/2023/10/24/ kashemir-vashemu-domu.html (дата обращения: 16.11.2023).

6. Изотов Д.А. Торговля России со странами Восточной Азии: сравнительные издержки и потенциал // Пространственная экономика. 2022. Т. 18. № 3. С. 17—41.

7. История Северо-Восточного Китая XVII—XXI вв. Кн. 5. Северо-Восточный Китай в период возрождения старопромышленной базы. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2018. 356 с.

8. Ларин А.Г. Сопряжение ЕАЭС и Нового Шёлкового пути: шансы и вызовы для России // Новый Шёлковый путь и его значение для России / под ред. В.Е. Петровского (отв. ред.), А.Г. Ларина (сост.), Е.И. Сафроновой. М.: ДеЛи плюс, 2016. С. 109—130.

9. На Дальневосточной железной дороге открыт Новый Кузнецовский тоннель. 25.12.2012. URL: https://dvzd.rzd.ru/ru/2205/page/104069?id=83688 (дата обращения: 16.11.2023).

10. Намжилова В. Экономический коридор Китай — Монголия — Россия: инфраструктурный фокус. 16.12.2022. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ekonomicheskiy-koridor-kitay-mongoliya-rossiya-infrastrukturnyy-fokus/ (дата обращения: 16.11.2023).

11. Новые дороги, хабы, ж/д ветки: в Бурятии планируются крупные инфраструктурные объекты. URL: https://dfomedia.com/road/8795/ (дата обращения: 16.11.2023).5

12. Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения маги- § стральной инфраструктуры на период до 2024 года. 11.10.2018. URL: http:// н government.ru/docs/34297/ (дата обращения: 16.11.2023). ^

13. Петрунина Ж.В., Негробова П.В. Советско-японский опыт сотрудничества

в развитии БАМа: что может быть полезным сегодня // Общество: филосо- w фия, история, культура. 2017. № 8. С. 121—124. п

14. Петрунина Ж.В., Шушарина Г.А. Политика современного Китая на Дальнем Востоке России // 70 лет современному китайскому государству: мате- ^ риалы ежегодной науч. конф. Центра политических исследований и прогно- EJ зов ИДВ РАН. М.: ИДВ РАН, 2019. С. 255—263. н

15. Постановление Совета Труда и Обороны «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» (утв. ПБ ЦК ВКП(б) 23 октября 1932 г.). URL: https://istmat.org/ node/57806 (дата обращения: 16.11.2023).

16. Президент: подъём Сибири и Дальнего Востока — национальный приоритет на весь XXI век. 12.12.2013. URL: https://tass.ru/politika/828512 (дата обращения: 16.11.2023).

17. Приграничные с Россией провинции КНР наращивают товарооборот. 22.03.2023. URL: https://prim.rbc.ru/prim/freenews/641a50e89a7947bbe08283b7 (дата обращения: 16.11.2023).

18. Путин назвал ошибочным прежнее решение не расширять БАМ и Транссиб.

07.09.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/15679123 (дата обращения: 16.11.2023).

19. Путин поручил изучить строительство коридора через Монголию в Китай.

12.10.2023. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6528208b9a79476862550409 (дата обращения: 16.11.2023).

20. Ренге Е. Где ждут российский уголь. 18.07.2022. URL: https://www.vedomosti. ru/opinion/articles/2022/07/17/931737-zhdut-rossiiskii-ugol (дата обращения: 16.11.2023).

21. Савченко А.Е. Зачем строили БАМ? Другая сторона последнего мегапроекта на востоке СССР // Россия и АТР. 2021. № 1 (111). С. 52—68.

22. Соловьева О. Железную дорогу к границам КНР проложат российские военные. 05.04.2021. URL: https://www.ng.ru/economics/2021-04-05/1_8120_railway. html (дата обращения: 16.11.2023).

23. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р). URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 16.11.2023).

24. ЧэньЦ. Проблемы возрождения старой промышленной базы Северо-Востока КНР и пути их решения // Россия и АТР. 2022. № 4 (118). С. 156—174.

25. Школяр Н. Структурные сдвиги во внешней торговле России. 25.07.2023. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sanctions/strukturnye-sdvigi-vo-vneshney-torgovle-rossii/ (дата обращения: 16.11.2023).

26. Экономический коридор нового трансконтинентального моста «Азия — Европа» открыл больше возможностей для сотрудничества в рамках «Пояса и пути». 26.10.2023. URL: https://russian.news.cn/20231026/6c1c6fe24961434799 a7976c00726690/c.html (дата обращения: 16.11.2023).

§ ro

REFERENCES

1. 40-letie nachala stroitel'stva Baykalo-Amurskoy magistrali. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/46175 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

2. Voennye zheleznodorozhniki vypolnili 4,3 mln kubometrov zemlyanykh rabot na BAMe 3 [Military Railway Workers Completed 4.3 Million Cubic Meters of Excavation Work q in the BAM]. 2023, May 11. Available at: https://mashnews.ru/voennyie-zheleznodoro-^ zhniki-vyipolnili-43-mln-kubometrov-zemlyanyix-rabot-na-bame.html (accessed ^ 16.11.2023). (In Russ.)

3. Vstrecha s zhurnalistami v izbiratelnom shtabe po okonchanii golosovaniya na vyborakh g Prezidenta Rossii [Meeting with Journalists at the Election Headquarters after the Voting EJ Finishes in the Election of the President of Russia]. 2004, March 15. Available at: http:// h special.kremlin.ru/events/president/transcripts/22383 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

4. Gayva E. Propusknaya sposobnost' BAMa dostignet 120 millionov tonn gruzov v god [BAM's Throughput will Reach 120 Million Tons of Cargo per Year]. 2019, November 13. Available at: https://rg.ru/2019/11/13/reg-sibfo/propusknaia-sposobnost-bama-dostignet-120-millionov-tonn-gruzov-v-god.html (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

5. Gayva E. Rossiya planiruet protyanut' v Kitay eshche dve zheleznye dorogi. Masshtaby stroyki sopostavimy s BAMom [Russia Plans to Extend Two More Railways to China. The Scale of Construction is Comparable to BAM]. 2023, October 24. Available at: https://rg.ru/2023/10/24/kashemir-vashemu-domu.html (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

6. Izotov D.A. Torgovlya Rossii so stranami Vostochnoy Azii: sravnitel'nye izderzhki i potentsial [Russia's Trade with East Asian Countries: Comparative Costs and Potential]. Prostranstvennaya ekonomika, 2022, vol. 18, no. 3, pp. 17—41. (In Russ.)

7. Istoriya Severo-Vostochnogo Kitaya XVII—XXIvv. Kn. 5. Severo-Vostochnyy Kitay v period vozrozhdeniya staropromyshlennoy bazy [History of Northeast China in the 17th—21st Centuries. Vol. 5. Northeast China during the Revival of the Old Industrial Base]. Vladivostok, IIAE DVO RAN Publ., 2018, 356 p. (In Russ.)

8. Larin A.G. Sopryazhenie EAES i Novogo Shelkovogo puti: shansy i vyzovy dlya Rossii [Unite EAEC and New Silk Road: Chances and Challenges for Russia]. Novyy Shelkovyy put' i ego znachenie dlya Rossii [The New Silk Road and Its Meaning for Russia]. Ed. by V.E. Petrovskiy, A.G. Larin, E.I. Safronova. Moscow, DeLi plyus Publ., 2016, pp. 109—130. (In Russ.)

9. Na Dalnevostochnoy zheleznoy doroge otkryt Novyy Kuznetsovskiy tonnel [The New Kuznetsovsky Tunnel is opened on the Far Eastern Railway]. 2012, December 25. Available at: https://dvzd.rzd.ru/ru/2205/page/104069?id=83688 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

10. NamzhilovaV. Ekonomicheskiy koridor Kitay — Mongoliya — Rossiya: infrastruk-turnyy fokus [Economic Corridor China — Mongolia — Russia: Infrastructure Focus]. 2022, December 16. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/ekonomicheskiy-koridor-kitay-mongoliya-rossiya-infrastrukturnyy-fokus/ (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

11. Novye dorogi, khaby, zh/d vetki: v Buryatii planiruyutsya krupnye infrastrukturnye ob'ekty [New Roads, Hubs, Railway Lines: Large Infrastructure Facilities are Planned in Buryatia]. Available at: https://dfomedia.com/road/8795/ (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

12. Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana modernizatsii i rasshireniya magistralnoy infra-struktury na period do 2024 goda [Approval of the Comprehensive Plan for the Modernization and Expansion of the Backbone Infrastructure through 2024]. 2018, October 11. Available at: http://government.ru/docs/34297/ (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

13. Petrunina Zh.V., Negrobova P.V. Sovetsko-yaponskiy opyt sotrudnichestva v raz-

vitii BAMa: chto mozhet byt' poleznym segodnya [Soviet-Japanese Cooperation Ex- | perience of the BAM Development: What Can Be Useful Today]. Obshchestvo: filoso-fiya, istoriya, kul'tura, 2017, no. 8. pp. 121—124. (In Russ.) ®

14. Petrunina Zh.V., Shusharina G.A. Politika sovremennogo Kitaya na Dal'nem Vostoke Rossii [Politics of Modern China in the Russian Far East]. 70 letsovremennomu kitay-skomu gosudarstvu: Materialy ezhegodnoy nauch. konf. Tsentra politicheskikh issle- ^ dovaniy i prognozov IDV RAN [70 Years of the Modern Chinese State: Materials

of the Annual Scientific Conference from Center for Political Research and Forecasts

pi o m

Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, IDV RAN

Et

p-

Publ., 2019, pp. 255—263. (In Russ.). h

15. Postanovlenie Soveta Truda i Oborony «O stroitel'stve Baykalo-Amurskoy magistrali» (utv. Politburo TsK VKP(b) 23 oktyabrya 1923 g.) [Council of Labor and Defense Resolution "On the Construction of the Baikal-Amur Mainline" (approved by the Politburo of the Central Committee of the CPSU(b) on October 23, 1932)]. Available at: https://istmat.org/node/57806 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

16. Prezident: pod'em Sibiri i Dal'nego vostoka — natsionalnyy prioritet na ves' XXI vek [President: Rise of Siberia and the Far East — National Priority for the Whole 21st Century]. 2013, December 12. Available at: https://tass.ru/politika/828512 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

17. Prigranichnye s Rossiey provintsii KNR narashchivayut tovarooborot [Chinese Provinces Bordering Russia are Increasing Trade Turnover]. 2023, March 22. Available at: https://prim.rbc.ru/prim/freenews/641a50e89a7947bbe08283b7 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

18. Putin nazval oshibochnym prezhnee reshenie ne rasshiryat' BAM i Transsib [Putin Called the Previous Decision Not to Expand the BAM and Trans-Siberian Railways Erroneous]. 2022, September 7. Available at: https://tass.ru/ekonomika/15679123 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

19. Putin poruchil izuchit'stroitel'stvo koridora cherezMongoliyu v Kitay [Putin Instructed to Study the Construction of a Corridor through Mongolia to China]. 2023, October 12. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6528208b9a79476862550409 (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

20. Renge E. Gdezhdut rossiyskiy ugol' [Where are They Waiting for Russian Coal]. 2022, July 18. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2022/07/17/931737-zh-dut-rossiiskii-ugol (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

21. Savchenko A.E. Zachem stroili BAM? Drugaya storona poslednego megaproekta na vostoke SSSR [Why was BAM Built? The Other Side of the Latest Megaproject in the Eastern USSR]. Rossiya i ATR, 2021, no. 1 (111), pp. 52—68. (In Russ.)

22. Solov'eva O. Zheleznuyu dorogu k granitsam KNR prolozhat rossiyskie voennye [The Russian Military Will Build a Railway to the Borders of China]. 2021, April 5. Available at: https://www.ng.ru/economics/2021-04-05/1_8120_railway.html (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

23. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta v Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda (utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17 iyunya 2008 g. N 877-r) [Development Strategy of Railway Transport in the Russian Federation 2030 (Approved by Order of the Government of the Russian Federation of June 17, 2008 N 877-p)]. Available at: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

24. Chen' Ts. Problemy vozrozhdeniya staroy promyshlennoy bazy Severo-Vostoka KNR i puti ikh resheniya [Problems of Reviving the Old Industrial Base of the Northeast of China and Ways to Solve Them]. Rossiya i ATR, 2022, no. 4 (118), pp. 156—174.

25. Shkolyar N. Strukturnye sdvigi vo vneshney torgovle Rossii [Structural Shifts in Russian Foreign Trade]. 2023, July 25. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-

® and-comments/columns/sanctions/strukturnye-sdvigi-vo-vneshney-torgovle-rossii/

q (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

^ 26. Ekonomicheskiy koridor novogo transkontinental'nogo mosta «Aziya — Evropa» otkryl ^ bol'she vozmozhnostey dlya sotrudnichestva v ramkakh «Poyasa i puti» [The Econom-

ic Corridor of the New Asia-Europe Transcontinental Bridge has Opened up More g Opportunities for Cooperation Within the Framework of the Belt and Road]. 2023,

E? October 26. Available at: https://russian.news.cn/20231026/6c1c6fe24961434799a7

h 976c00726690/c.html (accessed 16.11.2023). (In Russ.)

s £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.