Научная статья на тему 'Баллоны с СУГ: откуда исходит опасность?'

Баллоны с СУГ: откуда исходит опасность? Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУГ / БАЛЛОНЫ / НАПОЛНЕНИЕ / ЗАПРАВКА / ВЗРЫВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / LPG / CYLINDERS / FILLING / REFUELING / EXPLOSION / TECHNICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Недлин Михаил Самуилович, Вольнов Юрий Николаевич, Гордеева Роза Петровна

В статье приводятся сведения о достоинствах сжиженных углеводородных газов (СУГ), применяемых в качестве моторного топлива для автомобилей, указан рост потребления СУГ как моторного топлива. Приведены сведения об изготовителях автомобильных баллонов, о разных методах наполнения баллонов: бытовых весовым методом, автомобильных по уровню. Приведена статистика взрывов бытовых баллонов. Проанализированы факторы аварийных ситуаций, основными из которых является человеческий фактор (недостаточная обученность персонала АГЗС и потребителей, пренебрежение правилами техники безопасности, несоблюдение требований пожарной безопасности). Сделан вывод о возможности снижения риска аварий и взрывов при эксплуатации баллонов за счет повышения исполнительской дисциплины персонала, обучения потребителей правилам эксплуатации баллонов и ужесточения контроля со стороны надзорных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Недлин Михаил Самуилович, Вольнов Юрий Николаевич, Гордеева Роза Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cylinders with LPG: where the danger comes from?

Data on advantages of the LPG used as motor fuel for automobiles are given, growth of LPG consumption as motor fuel is specified. Data of automobile cylinder manufacturers and different methods of cylinder filling are adduced for domestic cylinders by weight method and automobile ones by level. Statistics for domestic cylinder explosions is given. Factors of emergencies are analyzed, basic of which is the human factor, namely, insufficient training of Car fuelling station staff and the consumers, neglect of safety precaution regulations, non-observance of fire safety requirements. The conclusion of risk reduction opportunity for failures and explosions is made at operation of cylinders on increase of executive discipline of the personnel, training of consumers in service regulations of cylinders and toughening of control over supervising bodies.

Текст научной работы на тему «Баллоны с СУГ: откуда исходит опасность?»

ное оборудование автомобилей

pi

Баллоны с СУГ: откуда исходит опасность?

М.С. Недлин,

зам. генерального директора ОАО «Гипрониигаз», к.э.н.,

Ю.Н. Вольнов,

начальник технического отдела ОАО «Гипрониигаз»,

Р.П. Гордеева,

технический директор ООО «Еврогалс»

В статье приводятся сведения о достоинствах сжиженных углеводородных газов (СУГ), применяемых в качестве моторного топлива для автомобилей, указан рост потребления СУГ как моторного топлива. Приведены сведения об изготовителях автомобильных баллонов, о разных методах наполнения баллонов: бытовых - весовым методом, автомобильных - по уровню.

Приведена статистика взрывов бытовых баллонов. Проанализированы факторы аварийных ситуаций, основными из которых является человеческий фактор (недостаточная обученность персонала АГЗС и потребителей, пренебрежение правилами техники безопасности, несоблюдение требований пожарной безопасности).

Сделан вывод о возможности снижения риска аварий и взрывов при эксплуатации баллонов за счет повышения исполнительской дисциплины персонала, обучения потребителей правилам эксплуатации баллонов и ужесточения контроля со стороны надзорных органов.

Ключевые слова: СУГ, баллоны, наполнение, заправка, взрыв, техническое освидетельствование.

Cylinders with LPG: where the danger comes from?

M.S. Nedlin, Yu.N. Volnov, R.P. Gordeyeva

Data on advantages of the LPG used as motor fuel for automobiles are given, growth of LPG consumption as motor fuel is specified. Data of automobile cylinder manufacturers and different methods of cylinder filling are adduced for domestic cylinders by weight method and automobile ones by level.

Statistics for domestic cylinder explosions is given. Factors of emergencies are analyzed, basic of which is the human factor, namely, insufficient training of Car fuelling station staff and the consumers, neglect of safety precaution regulations, non-observance of fire safety requirements.

The conclusion of risk reduction opportunity for failures and explosions is made at operation of cylinders on increase of executive discipline of the personnel, training of consumers in service regulations of cylinders and toughening of control over supervising bodies.

Keywords: LPG, cylinders, filling, refueling, explosion, technical examination.

Сжиженными углеводородными газами в России и странах СНГ традиционно со времен СССР называют смеси углеводородов (пропан, бутан, пропилен, бутилен) с избыточным давлением насыщенных паров не более 1,6 МПа при температуре 45 °С и не менее 0,07 МПа при температуре -30 °С.

СУГ в качестве топлива используется для коммунально-бытовых и производственных нужд, в качестве моторного топлива для заправки автотранспорта, для технологических нужд в промышленности. Особенно широко в последние годы СУГ используется в качестве моторного топлива для автотранспорта из-за его экологических и теплотехнических характеристик, которые лучше по сравнению с дизельным топливом и значительно лучше по сравнению с бензином.

Этот сегмент рынка СУГ пока еще не очень велик (5...7 % от общего производства СУГ), на СУГ в настоящее время переведено примерно 10 % автомобилей. Однако автогазозаправочные станции строятся (правда, не такими темпами, как 10 лет назад), автомобили переводятся на СУГ, и по данным фирмы «КОРТЕС» в период с 2007 по 2011 г. наблюдался рост на 6,7 % потребления СУГ, используемых в качестве моторного топлива.

СУГ, используемые в качестве моторного топлива, дешевле в 1,5.1,7 раза бензина и дизтоплива, что играет решающую роль при переводе автомобилей на газ. Однако при эксплуатации автомобильных и бытовых баллонов возникают следующие проблемы:

• несанкционированное наполнение бытовых баллонов на АГЗС;

• отсутствие технической возможности проведения освидетельствования автомобильных баллонов, что сказывается на безопасности их эксплуатации;

• отсутствие грамотного обучения потребителей правилам эксплуатации баллонов;

• наполнение автомобильных баллонов на 90 % в соответствии с ПБ 12-609-03 и ПБ 12-527-03 вместо 80 % в соответствии с ОСТ 37.001.Б53-99.

В настоящее время применяются автомобильные баллоны производства нескольких предприятий России и стран СНГ: ОАО «Центрсвар» (г. Тверь),

щ

Газобаллонное оборудование авто

ОАО «Рузхиммаш» (г. Рузаевка), Новог-рудского завода газовой аппаратуры (Белоруссия), фирмы БТАКО (Польша) и др. Автомобильные баллоны выпускаются объемом от 40 до 230 л, тороидальные - от 40 до 95 л.

Автомобильные баллоны отличаются при наполнении от бытовых тем, что последние наполняются по массе (кг) с использованием весовых установок, а автомобильные - по уровню (л) на газораздаточных колонках при отпуске СУГ. Для заправки по уровню баллоны оснащены указателем уровня с запорным клапаном, который срабатывает и прекращает заправку при наполнении баллона на 90 % в соответствии с п. 11.7 ПБ 12-527-03 «Правила безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа» и п. 6.7 ПБ 12-609-03 «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы». Это вступает в противоречие с п. 4.1 ОСТ 37.001.Б53-99 «Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива», в соответствии с которым баллоны СУГ должны наполняться на 80 %.

При разработке и согласовании ГОСТ Р «Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» с ВНИИПО МЧС этот вопрос был поднят специалистами ВНИИПО МЧС, и при обращении разработчиков ГОСТ Р (ОАО «Гипрониигаз») в Ростех-надзор было согласовано заполнение баллона на 80 %. Данный ГОСТ находится на рассмотрении в Росстандарте, и после ввода его в действие необходимо будет заправлять автомобильные баллоны на 80 %.

Конечно, в нормативных документах можно указать любые цифры, но как заставить работать по правилам заправщиков баллонов на АГЗС?

Не секрет, что заправщику нужно продать как можно больше СУГ, поэтому если клиент просит «налить побольше» - ему и наливают, тем более что зачастую владельцы газобаллонных автомобилей вынимают уровнемер из баллона. И что немаловажно, водителей этих автомобилей никто не обучает правилам эксплуатации баллонов и в целом газобаллонного оборудования.

Конечно, далеко не каждый переполненный автомобильный баллон взорвется, так как он в любом случае эксплуатируется на улице при той же температуре, при которой и наполнялся. Однако любой переполненный баллон, как бытовой, так и автомобильный, - это источник повышенной опасности.

Перевод на СУГ автотранспорта в последнее время несколько замедлился из-за вытеснения с городских улиц «Газелей», которые были основными потребителями СУГ, и замены их автобусами зарубежного производства с дизельными двигателями. В этой замене немаловажную роль сыграл фактор опасности газового оборудования, установленного практически на всех «Газелях».

Кроме автомобильных баллонов, в эксплуатации находятся миллионы бытовых баллонов.

По данным Технического паспорта газового хозяйства Российской Федерации по состоянию на 01.01.2007 г., уровень газификации жилого фонда СУГ составлял 17,77 %, из них в восьми регионах России СУГ - единственный вид топлива, а в 13 регионах - преобладающий.

Около 50 млн чел. в 2010 г. в 78 регионах России использовали СУГ для бытовых нужд, при этом на базе СУГ газифицировано около 13 млн квартир (45 % в городах и поселках городского типа, 55 % в сельской местности).

Автономное газоснабжение в России осуществляется от резервуар-ных с естественным и искусственным

испарением и от индивидуальных и групповых баллонных установок, выбор которых определяется требуемым расходом паровой фазы СУГ и, соответственно, испарительной способностью баллонной установки. Всего в России находятся в эксплуатации около 20 тыс. резервуарных и групповых баллонных установок, а число индивидуальных точно не определялось.

Для газоснабжения жилых домов используются газобаллонные установки трех типов. Самой простой из них является индивидуальная установка с одним баллоном вместимостью 50 л, устанавливаемым непосредственно на кухне. Индивидуальные установки второго типа с двумя баллонами объемом 50 л каждый устанавливаются вне здания в специальном металлическом шкафу. Групповые установки третьего типа с баллонами вместимостью 50 л - также вне здания в специальном металлическом шкафу. Максимальная вместимость баллонов в групповой установке, располагаемой у стены жилого здания, не должна превышать 600 л, а устанавливаемой на расстоянии от стены здания - 1000 л.

Баллонные установки предназначены, в основном, для газоснабжения отдельных квартир, при этом СУГ используются только на приготовление пищи.

Во времена СССР наполнение баллонов проводилось на ГНС или ГНП, далее они доставлялись на пункты обмена баллонов или непосредственно потребителям. При этом каждая баллонная установка была на учете, на нее

НИ ЙЯЯВВР Л Фв вя# ¿¡^¿^ ЩИ

«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (27) июнь 2012 г.

оборудование автомобилей

pi

оформлялся паспорт, осуществлялось техническое обслуживание и централизованная замена баллонов, проводился инструктаж жителей по правилам пользования газом в быту. Поэтому взрыв баллонов в прошлом веке был из ряда вон выходящим случаем.

В настоящее время баллоны наполняются не только на ГНС весовым методом, но и на АГЗС, на которых отсутствуют специальные весовые установки для наполнения баллонов и контрольные весы, а баллоны наполняют на тех же топливораздаточных колонках (ТРК), что и автомобильные баллоны. При этом велик риск переполнения бытовых баллонов, так как на ТРК баллоны наполняют по объему, а не по массе, как указано в ПБ 03-576-03, в которых приведены нормы наполнения баллонов СУГ в кг/л геометрического объема баллона.

Статистика взрывов показывает, что основное количество взрывов происходит в зимнее время, когда переполненный баллон вносят в отапливаемое помещение, а СУГ, имеющие значительный коэффициент расширения, в помещении нагреваются и расширяются, давление в баллоне увеличивается, достигая

максимально разрешенного (1,6 МПа). Газ начинает выходить через вентиль и его резьбовое соединение с баллоном. При достижении нижнего концентрационного предела распространения газа в воздухе помещения достаточно искры, чтобы произошел взрыв.

В последние годы баллоны с СУГ широко используются при установке натяжных потолков, для освещения уличных кафе, приготовления фастфуда. Эти баллоны не поднадзорны Ростехнадзо-ру, на них не разрабатываются проекты, пользователей этих баллонов никто не обучает безопасным методам эксплуатации. Из-за бесконтрольности рынка баллонов, их неправильной установки и эксплуатации резко возросло число взрывов: так, в 2011 г. было зафиксировано 13 взрывов баллонов, а за 3 мес. 2012 г. - уже 15 (по данным интернета).

Кроме вопросов несанкционированного наполнения бытовых баллонов, на АГЗС остро стоит вопрос их технического освидетельствования. В соответствии с ПБ 03-576-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации баллонов, работающих под давлением» бытовые баллоны необходимо подвергать

техническому освидетельствованию 1 раз в 5 лет, автомобильные в соответствии с ПБ 12-527-03 - 1 раз в 2 года. Когда баллоны наполнялись на ГНС, там же проходило техническое освидетельствование бытовых и автомобильных баллонов.

В настоящее время многие ГНС перешли в частную собственность, и инвесторы стараются освободиться от не приносящих прибыли работ, не говоря уже о том, чтобы строить новые пункты по освидетельствованию баллонов. Однако и владельцы газобаллонного оборудования не спешат на освидетельствование баллонов даже там, где такие пункты имеются.

Таким образом, сейчас в России отсутствует единая политика, направленная на безопасную эксплуатацию баллонов с СУГ, сломана система распределения СУГ, индивидуальные баллонные установки и автомобильное газобаллонное оборудование бесконтрольны, потребители не обучены правилам эксплуатации баллонов. И если не ужесточить правила продажи, установки, заправки и эксплуатации баллонов, то взрывы будут продолжаться, а люди - гибнуть.

Компания ООО «Балсити» остается крупнейшим в России производителем автомобильных баллонов для сжиженного углеводородного газа, занимая лидирующие позиции на российском рынке.

За 10-летний период производственной деятельности компания освоила и поставила потребителям значительное количество как стандартных баллонов цилиндрической формы вместимостью от 30 до 220 л, так и специальных спаренной и тороидальной форм вместимостью от 42 до 95 л различной конструкции более 60 наименований, из которых свыше 50 % занимают специальные. Постоянное обновление производственных мощностей, подготовка и переподготовка кадров, проведение комплекса испытаний и контроля являются залогом стабильности и качества производимой компанией товарной продукции.

ООО «Балсити» остается эксклюзивным поставщиком автомобильных баллонов для сжиженного углеводородного газа на конвейер Горьковского автозавода.

На предприятии компании внедрена и действует система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001-2008). Баллоны сертифицированы по Международным правилам ЕЭК ООН № 67-01 с дополнениями 1-9, а также на соответствие требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», что обеспечивает их применение в топливных системах различных типов автомобилей, использующих в качестве топлива сжиженный углеводородный газ (пропан, бутан и их смеси) под давлением 2,0 МПа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.