Научная статья на тему 'Российский рынок сжиженных углеводородов'

Российский рынок сжиженных углеводородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ И ЭКСПОРТ СУГ / СТРУКТУРА РЫНКА СУГ / АГЗС / АВТОМОБИЛИ НА СУГ / ЦЕНА НА СУГ И БЕНЗИН / LPG PRODUCTION / CONSUMPTION / EXPORT / PRICE OF LPG / PETROL / STRUCTURE OFLPG MARKET / LPG REFUELING STATIONS / LPG VEHICLE / LPG EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохоров Павел Викторович

В октябре 2012 г. в Москве прошла конференция «СУГ 2012», посвященная проблемам российского рынка сжиженных углеводородов. Ситуация на рынке СУГ напрямую влияет на газомоторный бизнес автомобилисты, использующие пропан, ощущают сезонные колебания цен и периодический дефицит газа на заправках. Участники и докладчики проанализировали причины нестабильности рынка, оценили его перспективы и предложили пути развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LPG Market in Russia

Conference «LPG 2012» took place in Moscow 22 nd of October. The event was dedicated to the situation on Russian LPG market that affects directly LPG automotive business. The car owner running on LPG is quite sensitive to the seasonal price fluctuations and periodical gas shortage on the filling stations. Conference participants and speakers tried to analyze the causes of unstable market situation, evaluate perspective and work out proposals and recommendations. Graphs and statistics are based on the presentations of Cortes and Petromarket analytics agencies.

Текст научной работы на тему «Российский рынок сжиженных углеводородов»

т

'"ооии»«^

Российский рынок сжиженных углеводородов

П.В. Прохоров, член Совета НГА

В октябре 2012 г. в Москве прошла конференция «СУГ 2012», посвященная проблемам российского рынка сжиженных углеводородов. Ситуация на рынке СУГ напрямую влияет на газомоторный бизнес - автомобилисты, использующие пропан, ощущают сезонные колебания цен и периодический дефицит газа на заправках. Участники и докладчики проанализировали причины нестабильности рынка, оценили его перспективы и предложили пути развития.

Ключевые слова: производство, потребление и экспорт СУГ, структура рынка СУГ, АГЗС, автомобили на СУГ, цена на СУГ и бензин.

LPG Market in Russia

P.V. Prokhorov

Conference «LPG 2012» took place in Moscow 22nd of October. The event was dedicated to the situation on Russian LPG market that affects directly LPG automotive business. The car owner running on LPG is quite sensitive to the seasonal price fluctuations and periodical gas shortage on the filling stations. Conference participants and speakers tried to analyze the causes of unstable market situation, evaluate perspective and work out proposals and recommendations.

Graphs and statistics are based on the presentations of Cortes and Petromarket analytics agencies.

Keywords: LPG production / consumption / export, structure ofLPG market, LPG refueling stations, LPG vehicle, price of LPG / petrol, LPG exchange.

Среднегодовой рост производства СУГ в период 2007-2011 гг. составлял около 5% (рис. 2). Однако практически весь прирост топливного газа уходил на экспорт. Так, за пять лет экспорт возрастал ежегодно более чем на 22 %. Внутреннее потребление фактически находилось в стагнации.

Выводы, сделанные в докладах, сводятся к утверждению, что рынок СУГ имеет экспортную направленность. Так, пошлина на бутан не взимается, а на техническую смесь пропана и бутана (СПБТ) и фракции (ППФ и ББФ) топливного СУГ регулируется государством для поддержки конкурентоспособности экспортеров. Экспортная ориентация рынка, по оценкам экспертов, обусловлена недостаточной развитостью потребительского сектора, корпоративными интересами производителей и отсутствием законодательного регулирования в области рынка газомоторного топлива.

Топливный СУГ используется не только как автомобильное топливо, но и для коммунально-бытовых нужд и в нефтехимии (рис. 3). Динамика изменения структуры

Аналитики компаний «Кортес» и «Петромаркет» представили в своих докладах статистическую и аналитическую информацию о производстве и потреблении СУГ. В структуре рынка (рис. 1) топливный СУГ занимает 60 % (производство 8 млн т/год), что предопределяет важность взаимодействия его производителей и потребителей. Однако олигополия производителей устанавливает свои, нерыночные, правила игры. Как видно из представленной диаграммы, пять крупнейших производителей фактически контролируют 2/3 рынка.

Рис. 1. Структура производства топливных углеводородных газов: а - по видам топлива; б - по компаниям-производителям

б

а

Рис. 2. Рынок топливных СУГ с 2007 по 2012 (оценка) гг.

внутреннего рынка топливного СУГ отражает следующие тенденции: несмотря на стагнацию в 2012 г. потребление автогаза за 2007-2011 гг. выросло в среднем на 6,4 % в год, в то время как развитие газораспределительных сетей ведет к сокращению потребления СУГ в коммунально-бытовом секторе. Таким образом, вопреки полному отсутствию поддержки газомоторного рынка внутреннее потребление СУГ пока остается на стабильном уровне.

Тем не менее, эксперты отмечают, что рост сектора автогаза сходит на нет. Косвенным подтверждением этого мнения служит количественная оценка действующих АГЗС. Так, в 2011 г.

прирост составил менее 1 %. По числу АГЗС лидирует Приволжский федеральный округ, далее идут ЮФО (он же лидирует по плотности АГЗС) и ЦФО. Меньше всего газовых заправок зарегистрировано в Северо-Западном федеральном округе (рис. 4).

Существенными факторами влияния на формирование цен на внутреннем рынке СУГ являются:

• сезонность;

• ситуация на рынке автобензина;

• спрос на российский СУГ в Польше;

• баланс спроса и предложения СУГ на рынке России.

Динамика цен наглядно демонстрирует высокую амплитуду

¡Ш11

Рис. 3. Динамика изменения структуры внутреннего рынка топливного СУГ по направлениям использования

колебаний стоимости СУГ на рынке (рис. 5). И хотя в среднем соотношение между ценами бензина Аи-92 и СУГ сохраняется на уровне 0,52-0,58, именно фактор глубоких ценовых колебаний отпугивает потребителей от использования сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива.

Эксперты, в том числе из ООО «НИИгазэкономика» (Маслова О.И.), полагают, что цена на СУГ формируется не столько под влиянием внутреннего спроса и предложения, сколько под давлением экспортной конъюнктуры. В России отсутствует биржевая торговля, рынок СУГ находится под контролем крупных производителей, которые пока не принимают активного и методичного участия в формировании внутреннего рынка, в частности газомоторного, как основного потребителя сжиженных углеводородов.

Комментируя ситуацию на рынке, представитель компании «Лукойл» (Гурбанов А.К.) подтвердил наличие роста экспорта и стагнацию внутреннего потребления. При этом он отметил необходимость регулирования рынка со стороны государства по аналогии с методикой, выработанной для рынка нефтепродуктов (бензины).

Представитель Минэкономики России (Жаринов А.А.), докладывая о тарифной политике государства в сфере экспорта СУГ, спрогнозировал рост спроса на него для нефтехимического сектора до уровня 4...5 млн т/год к 2016 г. Несмотря на то, что докладчик заявил о приоритетности нужд населения РФ, о мерах поддержки газомоторного рынка в докладе не упоминалось.

Представитель компании «Им-пекснефтехим» (Кручинин Л.А.) проанализировал региональные различия в спросе на СУГ, а также

т

'"ооии»«^

сравнил экспортные и внутренние альтернативы по его сбыту. Вывод - цены для внутренних потребителей находятся в границах цен экспортного коридора, но ввод в эксплуатацию новых экспортных мощностей, в частности портового перевалочного узла в Усть-Луге, сделает экспорт еще более привлекательным, и внутренний рынок останется без сжиженного углеводородного газа уже через один-два года.

Представитель компании «Си-бур» (Галактионов И.С.) парировал этот вывод, заверив, что объемы СУГ для внутреннего рынка не снизятся, и компания продолжит участие в проектах по развитию внутреннего спроса (например, проект в Нижегородской обл.).

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (Соколов В.О.) подтвердила тезис об отсутствии в России свободного рынка СУГ и законодательных механизмов, обязывающих производителей выводить торговлю на биржу. Добровольно же торговать через биржи производителям СУГ неинтересно. По итогам 2011 г. через биржи было реализовано всего 0,5 % общего объема СУГ.

Директор Павловской базы сжиженного газа (Немцов М.И.) посетовал на тяжелое положение газозаправочного бизнеса и отметил тенденцию к сокращению сбыта СУГ (рис. 6). Причина, по его мнению, заключается в нежелании вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), вытесняющих частных владельцев АГЗС, инвестировать в организацию пунктов по переоборудованию автомобилей на газ. Число потребителей снижается,

конкуренция растет, рынок приходит в упадок. Также были обозначены практические сложности, с которыми сталкиваются при страховании автомобилей их владельцы, желающие установить ГБО с условием сохранения гарантии.

Объединение автопроизводителей России (Сереженкин А.М.) отметило, что автомобили, работающие на СУГ, предлагает только Горьков-ский автозавод («Газель Бизнес» с ГБО). Остальные производители ориентируются на выпуск автомобилей, работающих на природном газе (метан).

Было отмечено, что требования действующего технического регламента О безопасности колесных транспортных средств практически ограничивают переоборудование автомобилей на газ, и что основными поставщиками газобаллонных автомобилей должны стать автопроизводители. На данный момент, по мнению представителя НГА (Прохоров П.В.), в России доля газовых автомобилей заводского производства не превышает 1 % числа машин,

Рис. 5. Соотношение цен на СУГ в крупнооптовом, мелкооптовом и розничном секторах рынка

Рис. 6. Реализация СУГ на одной АГЗС в Павловском филиале ОАО «СГ-транс»

по годам

переоборудованных для использования СУГ. Это подчеркивает необходимость поддержки сегмента переоборудования, без которого невозможно появление новых заводских проектов.

Представитель компании «Нова-тек-Трейдинг» (Торгашев А.В.) указал на неспособность Федеральной антимонопольной службы навести порядок на рынке. Неоднократные разбирательства дел о картельных

сговорах и ущемлении прав потребителей не дали результата. Стабилизация и эффективное развитие рынка связано с выводом сделок по СУГ на биржи.

В заключение следует подчеркнуть, что российские производители и потребители СУГ существуют независимо друг от друга, и пока рано говорить о формировании рынка сжиженных углеводородов. Однозначно необходимо участие государства в создании рыночных инструментов, позволяющих стабилизировать цены и стимулировать внутреннее потребление газа. Более всего в этом заинтересованы разрозненные представители малого и среднего бизнеса, владеющие заправочными и сервисными станциями.

Задача НГА - объединить их усилия и привлечь внимание к проблемам рынка газомоторного топлива.

Компания ООО «Балсити» остается крупнейшим в России производителем автомобильных баллонов для сжиженного углеводородного газа, занимая лидирующие позиции на российском рынке.

За 10-летний период производственной деятельности компания освоила и поставила потребителям значительное количество как стандартных баллонов цилиндрической формы вместимостью от 30 до 220 л, так и специальных спаренной и тороидальной форм вместимостью от 42 до 95 л различной конструкции более 60 наименований, из которых свыше 50 % занимают специальные. Постоянное обновление производственных мощностей, подготовка и переподготовка кадров, проведение комплекса испытаний и контроля являются залогом стабильности и качества производимой компанией товарной продукции.

ООО «Балсити» остается эксклюзивным поставщиком автомобильных баллонов для сжиженного углеводородного газа на конвейер Горьковского автозавода.

На предприятии компании внедрена и действует система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001-2008). Баллоны сертифицированы по Международным правилам ЕЭК ООН № 67-01 с дополнениями 1-9, а также на соответствие требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», что обеспечивает их применение в топливных системах различных типов автомобилей, использующих в качестве топлива сжиженный углеводородный газ (пропан, бутан и их смеси) под давлением 2,0 МПа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.