Научная статья на тему 'Предотвращение ущерба окружающей среде от несанкционированного слива газа из автомобильных баллонов'

Предотвращение ущерба окружающей среде от несанкционированного слива газа из автомобильных баллонов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
127
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ / СУГ / НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ СЛИВ ГАЗА / ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ВВ) / УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / ПОСТ СЛИВА ГАЗА / THE GAS AUTOMOBILE / LPG / UNAUTHORIZED OVERF OW OF GAS / HARMFUL SUBSTANCES / ENVIRONMENTAL DAMAGE / POST OVERF OW OF GAS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Певнев Николай Гаврилович, Раенбагина Эльмира Рашидовна, Гурдин Виктор Иванович

В статье проанализирована ситуация с экологическими последствиями несанкционированного слива газа из автомобильных баллонов. Рассчитан ущерб от выбросов сжиженного углеводородного газа (СУГ) в окружающую среду. Предложены мероприятия для предотвращения ущерба окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Певнев Николай Гаврилович, Раенбагина Эльмира Рашидовна, Гурдин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of environmental damage from the unauthorized overflow of gas from the car's balloon

The situation with ecological consequences of unauthorized overf ow of gas from the car's balloon is analyzed in the article. Damage from LPG emissions into the environment is calculated. Measures to prevent environmental damage are proposed.

Текст научной работы на тему «Предотвращение ущерба окружающей среде от несанкционированного слива газа из автомобильных баллонов»

т

Транспорт и экология

Предотвращение ущерба окружающей среде от несанкционированного слива газа из автомобильных баллонов

Н.Г. Певнев,

профессор, зав. кафедрой СибАДИ, д.т.н., Э.Р. Раенбагина, аспирантка СибАДИ, В.И. Гурдин,

профессор СибАДИ, д.т.н.

В статье проанализирована ситуация с экологическими последствиями несанкционированного слива газа из автомобильных баллонов. Рассчитан ущерб от выбросов сжиженного углеводородного газа (СУГ) в окружающую среду. Предложены мероприятия для предотвращения ущерба окружающей среде.

Ключевые слова: газобаллонный автомобиль, СУГ, несанкционированный слив газа, вредные вещества (ВВ), ущерб окружающей среде, пост слива газа.

Prevention of environmental damage from the unauthorized overflow of gas from the car's balloon

N.G. Pevnev, E.R. Raenbagina, V.I. Gurdin

The situation with ecological consequences of unauthorized overflow of gas from the car's balloon is analyzed in the article. Damage from LPG emissions into the environment is calculated. Measures to prevent environmental damage are proposed.

Keywords: the gas automobile, LPG, unauthorized overflow of gas, harmful substances, environmental damage, post overflow of gas.

На сегодняшний день, по данным Омской транспортной инспекции, в Омске и Омской обл. зарегистрировано около 31 тыс. автомобилей, работающих на СУГ. Число работающих АГЗС в Омске - 51 (рис. 1), предприятий по монтажу газобаллонного оборудования (ГБО) и обслуживанию газобаллонных автомобилей (ГБА) - 28. С учетом всего этого следует отметить достаточную развитость инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию газобаллонных автомобилей.

С 1985 г. в регионе произошел интенсивный рост числа ГБА (рис. 2). До 1991 г. разрешение на их переоборудование для работы на СУГ получали только автомобили, находящиеся в ведении предприятий. Например, грузовые автомобили автотранспортных предприятий (АТП) и легковые такси, зарегистрированные в таксопарках. К 1991 г. число ГБА составило 1,5 тыс. После 1991 г. возможность переоборудования автомобилей получили и частные владельцы. Именно это стало толчком к интенсивному

росту ГБА в регионе, так как стоимость газового топлива была в 4 раза ниже стоимости бензина. К 2000 г. число ГБА достигло 20 тыс. В этот период в городе интенсивно развивалась газовая инфраструктура, появились около 30 пунктов по переоборудованию и обслуживанию ГБА, а также АГЗС во всех районах города. С 2000 по 2010 г. число ГБА продолжало расти, но уже не так интенсивно (см. рис. 2).

Большинство газобаллонных автомобилей заняты пассажирскими перевозками в качестве маршрутных такси. Для осуществления данного вида деятельности необходимо получить лицензию на пассажирские перевозки, а значит быть приписанным к какому-либо АТП. На АТП хранятся автомобили и осуществляется медицинское освидетельствование водителя. Обслуживаются автомобили в основном по договору с близлежащими предприятиями по обслуживанию ГБА.

Большая часть легковых такси также использует в качестве топлива СУГ На сегодняшний день таксопарков, имеющих на своем балансе автомобили, крайне мало. Работа большинства служб такси организована следующим образом: организатор арендует офис, принимает на работу диспетчеров и водителей такси с личными автомобилями. Практически все участники рынка сходятся во мнении, что собственный таксопарк - обычно предприятие с низким уровнем рентабельности. Собственный автопарк требует очень больших вложений, кроме того, чтобы бизнес был рентабельным необходимо обеспечивать постоянную работу всех автомобилей и не допускать простоя. Наконец, для обеспечения хорошего технического состояния автомобиля лучше, если у него будет один хозяин, поэтому в большинстве служб такси работают водители с личными автомобилями. Их цель - снижение собственных затрат на топливо путем установки газобаллонного оборудования. Водитель обслуживает свой автомобиль

Рис. 1. Расположение АГЗС на территории Омска

самостоятельно, заезжая на станцию технического обслуживания (СТО), а также сам заботится о его хранении.

Техническая эксплуатация газобаллонных автомобилей предусматривает ряд специфических операций, куда относится слив сжиженного газа из автомобильных газовых баллонов (рис. 3), который разрешен только на

посту слива СУГ для предотвращения загрязнения окружающей среды, скопления взрывоопасных газовых облаков в низинах и ямах, а также для последующего использования. Слив СУГ также требует наличия двух мест в системе питания ГБА для присоединения шлангов: первого - для подвода к баллону избыточного давления

(подводящий шланг); второго - для слива из баллона жидкой фазы и отсоса паровой фазы (сливной шланг) [1].

Если на газобаллонный автомобиль установлен баллон, оборудованный запорно-предохранительной арматурой, состоящей из отдельных вентилей разного назначения, то никаких проблем при сливе газа не возникнет (рис. 4).

На сегодняшний день около 90 % автомобильных газовых баллонов вместо отдельных вентилей оборудованы моноблоком со скоростным клапаном в расходной линии, а также выносным заправочным устройством (ВЗУ) с обратным клапаном вместо заправочного вентиля на баллоне (рис. 5). Из такого баллона газ слить невозможно, так как при увеличении скорости перемещения газа скоростной клапан перекрывает магистраль.

В настоящее время в Омске посты слива газа отсутствуют, видимо, потому, что нормативным документом [2] предписывается наличие поста слива газа либо на АГЗС, либо на специально организованной площадке на АТП, где хранятся и обслуживаются газобаллонные автомобили. В документе четко не указано, где именно должен находиться пост слива газа, поэтому они отсутствуют и на АТП, и на АГЗС.

Из-за отсутствия постов слива газа происходят грубые нарушения в технологическом процессе эксплуатации газобаллонных автомобилей, которые отрицательно влияют на экологическую обстановку в жилой зоне города, наносят вред здоровью людей, а также могут быть причиной взрыва, повлечь материальные убытки и человеческие жертвы.

Частые заезды на СТО происходят в межсезонье - весной и осенью. При проведении сварочных и малярных работ в процессе ремонта баллонов и их арматуры (моноблок) требуется слить СУГ из газового баллона. На СТО специальные посты отсутствуют. Водитель вынужден выпускать газ в атмосферу перед демонтажом

Рис. 3. Блок-схема проведения производственных процессов при технической эксплуатации ГБА: ЕО - ежедневное обслуживание; ТО-1 - первое техническое обслуживание; ТО-2 - второе техническое обслуживание; СО - сезонное обслуживание; ТР - текущий ремонт

моноблока. Слив СУГ из газового баллона необходимо осуществлять также при испытании газовой системы питания на герметичность сжатым воздухом или негорючим газом С02) под давлением 1,6 МПа (опрессовка) и при снятии баллонов для их освидетельствования или замены. При заправке газовых баллонов могут возникнуть аварийные ситуации, связанные с отказом запорно-предохранительной арматуры, требующие немедленного слива газа из баллона.

Невыполнение требований нормативных документов, а, следовательно, нарушение технологического процесса эксплуатации ГБА заключается в выпуске газа в окружающую среду при необходимости опорожнить газовый баллон с неисправной

запорно-предохранительной арматурой. Такие случаи являются вынужденной мерой для владельцев газобаллонных автомобилей.

Сжиженные углеводородные газы в природе не имеют запаха, бесцветны, неядовиты, тяжелее воздуха, в жидком виде обладают большим коэффициентом объемного расширения. Анализ состава СУГ показывает, что в основном их компонентами являются пропан, бутан (либо их смесь), а также добавки этилена, пропилена, бутилена. Кроме того, в СУГ для определения его по запаху добавляют этилмеркаптан (табл. 1).

Сжиженные газы характеризуются низкой температурой кипения, поэтому в аварийных ситуациях при испарении в атмосферу из

Рис. 4. Баллон с отдельными вентилями разного назначения, расположенными на обечайке

трубопровода или резервуара охлаждаются до отрицательной температуры. Жидкая фаза, попадая на окружающие предметы, в том числе на незащищенную кожу человека, и интенсивно испаряясь, охлаждает их и может привести к обморожению [3], характер воздействия которого напоминает ожог. Заживление ран продолжается длительное время. Попадая в легкие, пары сжиженных газов могут их переохладить, вызвать обморожение.

Сжиженные углеводородные газы представляют собой смесь химических соединений, состоящую в основном из водорода и углерода с различной структурой молекул. Пары тяжелых углеводородов вытесняют воздух из легких, человек быстро теряет сознание, наступает удушье и возможен летальный исход. По ГОСТ 12.1.007 они включены в 4-й класс вредных токсических веществ как малоопасные [4-7]. Предельно-допустимая концентрация (ПДК) в

воздухе рабочей зоны (в пересчете на углерод) предельных углеводородов - 300 мг/м3, непредельных -100 мг/м3. Кроме того, сжиженные газы, полученные из природных газов некоторых месторождений, содержат сероводород и другие сернистые соединения, которые являются сильными нервнопаралитическими ядами.

Углеводороды в атмосфере подвергаются различным превращениям (окисление, полимеризация), взаимодействуя с другими атмосферными загрязнениями, прежде всего под действием солнечной радиации. В результате этих реакций образуются перекиси, свободные радикалы,

Таблица 1

Сжиженные углеводородные газы

Марка Назначение Код ОКП Сумма метана, этана и этилена, не более, % Сумма пропана и пропилена, не менее, % Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, не более, %

СПБТЗ Смесь пропан-бутана техническая зимняя для коммунально-бытового потребления 02 7236 101 4 75 0,015, в том числе 0,003 - сероводорода

СПБТЛ Смесь пропан-бутана техническая летняя для коммунально-бытового потребления и других целей 02 7236 102 6 Не нормируется 0,015, в том числе 0,003 - сероводорода

БТ Бутан технический для коммунально-бытового потребления и других целей 02 7236 103 6 Не нормируется 0,015, в том числе 0,003 - сероводорода

соединения с оксидами азота и серы. Под воздействием интенсивного солнечного облучения поступающие от промышленных и транспортных источников вещества могут вступать в реакции друг с другом, образуя высокотоксичные соединения. Это явление получило название фотохимического смога, для которого, в частности, характерно образование оксида N0 и диоксида N02 азота, озона 03, сажи, альдегидов, формальдегидов, аммиака, хлорида водорода и других опасных соединений [8].

Взаимодействуя с кислородом, сероводород выделяет серу 2Н2Б+О2=2Б+2Н20 и оксиды серы 2Н2Б+302=2Б02+2Н20, которые, соединяясь с водой, образуют сернистую кислоту Б02+Н20=Н2Б03, при этом также образуется серная кислота 2Н2Б03+02=2Н2Б04. Сильным ядом является и оксид углерода, который может образоваться в результате неполного сгорания углеводородных газов.

Агрессивность (вредность) многокомпонентной среды определяют по отношению к СО [8]. За базовое вещество принят СО, показатель агрессивности которого принят равным единице. В последние годы вредность выбросов определяют по отношению к Б0х.

Коэффициент экологической опасности Т. выбросов ВВ может быть представлен зависимостью [9-11]

Г =

С,

пдк;

(1)

где С - концентрация /-го компонента ВВ; ПДК . - предельно допустимая концентрация -го компонента.

Автотранспортные средства эксплуатируются в населенных пунктах и рабочих зонах, поэтому суммарные показатели вредности ВВ следует рассчитывать с учетом норм среднесуточной ПДКсс, максимально-разовой ПДКмр и ПДКрз рабочей зоны. Суммарный базовый выброс ВВ выбран постоянным и соответствует среднесуточной ПДК СО (мг/м3) населенных пунктов.

Основными выбросами ВВ являются СО, N0^ СН, альдегиды, оксиды серы и сажа. В нормативных документах приводятся нормы пяти компонентов, а с отработавшими газами (ОГ) обычно выбрасывается до девяти компонентов. Норма содержания С02 в ОГ составляет 160 г/км, а к 2012 г. снизится до 132 г/км, содержание серы сократится с 0,4 до 0,02 %, а выброс твердых частиц - на 25 % [8].

Токсичное воздействие N0x проявляется в стратосфере и тропосфере. Каталитическое разрушение озонного слоя N0x в стратосфере влечет за собой недопустимое возрастание биологически активной радиации и ставит под угрозу существование биосферы.

Из общего количества ВВ свыше 32 % составляют предельные углеводороды, 27% непредельные, до 4 % ароматические и более 2 % альдегиды.

Анализ выполняют в пересчете на СО, действие которого на организм человека изучено тщательно, а методы его измерения надежны. Среднегодовая концентрация С0 в атмосферном воздухе большинства городов России

колеблется в пределах 1,5___1,6 мг/м3,

то есть не превышает уровня ПДКсс , равного 3,0 мг/м3.

Показатель токсичности ВВ, содержащих п вредных компонентов, может быть представлен зависимостью

Т =У '

вв £ ПДК,.'

(2)

где п - общее число компонентов в смеси.

Сжиженные газы образуют с воздухом взрывоопасные смеси при объемной доле паров пропана от 2,3 до 9,5 %, изобутана от 1,8 до 8,4 %, нормального бутана от 1,8 до 9,1 %, при давлении 0,1 МПа и температуре 15...20 °С. Пары сжиженного газа обладают плотностью большей, чем плотность воздуха, и могут скапливаться в низких и непроветриваемых местах.

Отказ запорно-предохранитель-ной арматуры является случайным процессом, возникает под влиянием различных факторов и, как правило, описывается нормальным законом распределения.

Для выявления характера распределения и числа отказов запор-но-предохранительной арматуры и,

Транспорт и экология

к л

1500

1000

500

\

>1226±3,7

Г1172;3,8

/&Ъ-Л 5

fÜ7i6.5

i50>66-

365±11,2 396+7,6 П1ЫЛ

:309±10,5

Июнь Имь АЬгуст Сентябрь Октяйрь Нряйрь Лекрйрь Янбць ФеЬро» Март Апреи> Мой Рис. 6. Зависимость объема сливаемого газа от времени года

следовательно, числа необходимых сливов газа из баллона были проведены наблюдения за работой 20 СТО в разных районах города, занимающихся монтажом и ремонтом ГБО, на протяжении одного года. Полученные результаты использовались для построения графических зависимостей числа сливов и объемов сливаемого газа от времени года. Собранная статистическая информация обрабатывалась с помощью математических методов [12]. Вычислялись выборочная дисперсия ошибок измерений и средняя квадратическая ошибка. Допустимые отклонения среднего арифметического Ду от истинного значения измеряемой величины у определялись по формуле

Ду = ±

t'S

(3)

л/й

где Г * - критерий Стьюдента; Бп - средняя квадратическая ошибка; п - число наблюдений.

Критерий Стьюдента определялся по таблице из источника [13] для доверительной вероятности 0,95. Расчет доверительных интервалов проводился по методике, приведенной там же.

Результаты расчетов представлены на рис. 6.

Исходя из проведенного анализа статистической информации с

доверительной вероятность 0,95 можно сказать, что ежегодно из-за нарушения технологии обслуживания ГБА в атмосферу Омска выбрасывается Q=5082±166 кг СУГ.

Для определения экономического ущерба (негативное изменение основных свойств окружающей природной среды, выраженное в денежной форме), наносимого загрязнением, разработаны и применяются два метода: прямого счета и обобщающих косвенных оценок. Метод прямого счета, разработанный К.Г. Гофманом и А.А. Гусевым в 70-е гг. прошлого века [14], охватывает широкий спектр потерь: от затрат на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды до

расходов в здравоохранении и социальной сфере, связанных с ростом заболеваемости. Для столь объемных расчетов требуется привлечение специалистов разного профиля, поэтому на практике применяют упрощенный метод, изложенный в нормативном документе, разработанном Объединенной комиссией АН СССР и ГКНТ по экономической оценке природных ресурсов и мероприятий по охране окружающей среды [15].

Согласно прил. 6 типовой методики [15] экономическая оценка ущерба, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в атмосферный воздух, определяется по формуле

У = уо/М, (4)

где У - ущерб, руб./год; у = 2,4 руб./усл. т; а - величина, значение которой определяется по табл. 1 [19]; / - величина, учитывающая характер рассеяния примеси в атмосфере (безразмерная); М - приведенная масса годового выброса загрязнений из источника, усл. т/год.

Для центральной части городов с населением свыше 300 тыс. чел. независимо от административной плотности населения а = 8 [15]. При оценке ущерба от выброса аэрозолей автотранспортными средствами /=10 [15]. Приведенная масса годового выброса загрязнений в атмосферу от автомобиля определяется по формуле

(5)

¡=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Расчет приведенной массы годового выброса компонентов загрязнений

Вещество т,, т a, а , Ар усл.т/т M, , усл.т/год

CO 0,23616 1 1 1 0,23616

NOx 0,15744 27,4 1,5 41,1 6,470784

Сероводород 0,005248 27,4 2 54,8 0,2875904

Серная кислота 0,015744 24,5 2 49 0,771456

Аммиак 0,02624 8,7 1,2 10,4 0,272896

Углеводороды 4,69696 0,63 2 1,26 5,9181696

Диэтилмеркаптан 0,07872 2890 1 2890 227,5008

Ацетальдегид 0,02624 34,6 1,2 41,6 1,091584

Бензапирен 0,005248 6,3106 2 1 12,6106 66124,8

Рис. 7. Вариант дооборудования системы питания двигателя газом в случае использования баллона с моноблоком: 1 - газовый баллон; 2 - переключатель вида топлива; 3 - бензонасос; 4 - бензиновый клапан; 5 - место подачи газа в двигатель; 6 - газовый редуктор; 7 - магистральный газовый клапан; 8 - тройник; 9 - вентиль; 10 - ВЗУ без обратного клапана для слива газа; 11 - ВЗУ; 12 - моноблок

где п - общее число примесей, выбрасываемых источником в атмосферу; А. - показатель относительной

агрессивности /-й примеси, усл.т/т; т. - масса годового выброса /-й примеси в атмосферу, т/год.

Значение М определяется раздельно для каждого вида примесей.

Показатель А определяется по формуле

Д=а,аД, (6)

где а. - показатель относительной опасности примеси, присутствующей в воздухе, вдыхаемом человеком; а. - поправка, учитывающая вероятность накопления исходной примеси или вторичных загрязнений в компонентах окружающей среды, а также поступления примеси в организм человека неингаляционным путем; 8. - поправка, учитывающая действие на различные реципиенты, помимо человека.

Расчет показателей А и М для каждого вида примесей представлен в табл. 2.

Приведенная масса годового выброса загрязнений составляет М = 66367,35 усл.т/год. Ущерб от выброса СУГ в окружающую среду У = 2,4 ■ 8 ■ 10 ■ 66367,35 = = 12 742 531 руб./год.

Таблица 3

Спецификация оборудования и материалов, необходимых для поста слива на АГЗС и АТП

проектирования

Оборудование и материалы Число Стоимость, руб.

АГЗС АТП АГЗС АТП

Пистолет слива СУГ 1 1 6200 6200

Пистолет подачи азота 1 1 6200 6200

Крестовина соединительная 1 0 3100 0

Вентиль 7 3 18200 7800

Баллон с азотом или природным газом 2 2 1000 1000

Редуктор понижающий 1 1 1520 1520

Компрессор 1 0 378200 0

Счетчик газа 1 1 301100 301100

Насос для перекачки газа из емкости 1 0 97400 0

Колонка сливная 1 1 175000 175000

Резервуар сливной 1 0 269100 0

Баллон объемом 150 л 0 1 0 4455

Рукава для подвода пистолетов 2 3 11200 16800

Трубопроводы 8 4 7000 3500

Тройник 1 1 2700 2700

Арматура 24000 7600

Итого 1301920 533875

Эффект от природоохранных мероприятий представляет собой предотвращенный ущерб в результате улучшения состояния окружающей среды. Для предотвращения ущерба окружающей среде необходимо оборудовать пост слива газа. Расчет капитальных вложений в строительство поста на АГЗС и АТП представлен в табл. 3, цены взяты с интернет-сайтов www.azs-snab.ru и www.juza.ru.

При строительстве поста слива газа на АГЗС эффект природоохранных мероприятий составит 11 440 611 руб., на АТП - 12 208 656 руб.

Авторами предложены варианты оборудования поста слива газа на АГЗС [16] и АТП [17]. Причем на вариант оборудования поста слива газа для АТП получен патент на полезную модель [18].

Для обеспечения слива газа из автомобильного баллона необходимо внести изменения в схему питания двигателя, а именно, добавить тройник 9 для разделения потоков газа, вентиль 10 и ВЗУ без обратного клапана 11 (рис. 7) [1]. На модернизацию системы питания авторами получен патент на полезную модель [19].

Таким образом, для предотвращения экологического ущерба от

несанкционированного слива газа из баллона необходимо:

• при монтаже ГБО установить дополнительно в систему питания тройник, вентиль и ВЗУ без обратного клапана;

• организовать посты слива газа в местах обслуживания газобаллонных автомобилей и на АГЗС.

При соблюдении требований нормативных документов, касающихся безопасного слива газа, предотвращенный экологический ущерб при эксплуатации ГБА в условиях Омска будет составлять ежегодно около 12,7 млн руб.

Литература

1. Певнев Н.Г. Обоснование необходимости совершенствования системы питания двигателя СУГ / Н.Г. Певнев, Э.Р. Раенбагина // Транспорт на альтернативном топливе. - 2009. - № 1. - С. 18-19.

2. РД 03112194-1094-03 «Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе». - НИИАТ, ДАТ Минтранса РФ, 2003.

3. Стаскевич Н.Л. Справочник по сжиженным углеводородным газам / Н.Л. Стаскевич, Д.Я. Вигдорчик. - Л.: Недра, 1986. - 543 с.

4. ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. - Введ. 01.01.1977. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1977. - 9 с.

5. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух, фирма «Интеграл», Санкт-Петербург, 2000. - 98 с.

6. Преображенский Н.И. Сжиженные газы. - Л.: Недра, 1975. - 277 с.

7. РД 51-100-85 «Руководство по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на объектах транспорта и хранения газа». - М.: ВНИИГАЗ, 1985.

8. Ерохов В.И. Оценка экологической безопасности современных автотранспортных средств / В.И. Ерохов, А.В. Николаенко // Транспорт на альтернативном топливе.

- 2009. - № 1. - С. 67-73.

9. Бондаренко Е.В. Оценка использования некоторых видов моторного топлива по критериям экологической безопасности / Е.В. Бондаренко, А.А. Филиппов // АГЗК+АТ.

- 2004. - № 3. - С. 60-63.

10. Воронин В.Г. Теория оценки параметров токсичности транпортных газотурбинных двигателей / В.Г. Воронин // Двигателестроение. - 1988. - № 2. - С. 55-56.

11. Звонов В.А. Экологическая безопасность автомобиля в полном жизненном цикле / В.А. Звонов, А.В. Козлов, В.Ф. Кутенев. - М.: НАМИ, 2003. - 248 с.

12. Митропольский А.К. Техника статических вычислений / А.К. Митропольский. - М.: Наука, 1971. - 316 с.

13. Румшиский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента / Л.З. Румшиский. - М.: Наука, 1971.

- 192 с.

14. Гофман К.Г. Охрана окружающей среды. Модели управления чистотой природной среды. - М.: Экономика, 1977. - 231 с.

15. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды / А.С. Быстров и др. - М.: Экономика, 1986.

- 96 с.

16. Певнев Н.Г. Пост слива газа на АГЗС и определение технологических параметров слива газа из автомобильных баллонов / Н.Г. Певнев, Э.Р. Раенбагина // Транспорт на альтернативном топливе. - 2010. - № 4. - С. 46-50.

17. Певнев Н.Г. Организация поста слива газа при АТП / Н.Г. Певнев, Э.Р. Раенбагина // Транспорт на альтернативном топливе. - 2010. - № 5. - С. 15-17.

18. Полез. модель 102244 РФ : МПК F 17 С 5/02: Пост слива сжиженного углеводородного газа из автомобильных баллонов на автотранспортном предприятии / Н.Г. Певнев, Э.Р. Раенбагина; СибАДИ. - № 2010138767/06; за-явл. 20.09.2010; опубл. 20.02.2011, бюл. № 5.

19. Полез. модель 90137 РФ : МПК F 02 М 21/02: Двухтопливная система питания двигателя / Н.Г. Певнев, Э.Р. Раенбагина, А.П. Елгин; СибАДИ. -№ 2009132044/22; заявл. 25.08.2009; опубл. 27.12.2009, бюл. № 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.