Научная статья на тему 'Балетное училище в эвакуации'

Балетное училище в эвакуации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
483
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балетное училище в эвакуации»

Л.С. Горошко

БАЛЕТНОЕ УЧИЛИЩЕ В ЭВАКУАЦИИ

Воспоминания воспитанницы

22 июня 1941 года.

На сцене Театра оперы и балета им. С.М. Кирова шла генеральная репетиция выпускного спектакля. В программе быт балет "Бэла" (по мотивам повести М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"), в главной партии — выпускница балетного училища Н. Ястребова, и дивертисмент. И вдруг во время действия занавес опустился. На авансцену вышел ведущий режиссер и произнес слово — ВОЙНА. Тогда мы, дети, были просто удивлены и не могли до конца понять, что это такое.

На следующий день по училищу быио объявлено казарменное положение, а исполняющим обязанности директора училища назначен И.С. Милейковский — старший педагог по классу рояля. Незамедлительно быи составлен график дежурств на телефонной станции училища, по которому ученики старших классов стали дежурить по ночам. Но главной нашей задачей, как и прежде, оставалась усиленная подготовка номеров под руководством будущих педагогов-балетмейстеров (балетмейстерского отделения), для обслуживания эвакопунктов города и вокзалов, на которых уже формировались отряды уходящих на фронт призывников и добровольцев.

Младшие классы училища с директором Р.Б. Хаскиной в это время находились на отдыхе в Костроме, в пионерском лагере. Там их и застала война.

В конце августа 1941 года Кировский театр и старшие классы Ленинградского Государственного Хореографического училища быии эвакуированы в Пермь (тогда — г. Молотов). К сожалению, училищу не нашлось помещений для проживания, а тем более для занятий в самой Перми, и нас отправили на станцию Кукуш-тан Молотовской области, в деревню Платошино. Период жизни

в Платошино был для нас самым тяжелым не только в материальном, но и в моральном, а главное, в творческом отношении. Нелегким трудом оказалась для нас работа на колхозных полях (мы убирали овощи и гречиху), но все старались помогать колхозникам. Было голодно, да и одеты мы были не для сибирских морозов.

Но, несмотря на все это, мы стойко переносили лишения и, кроме того, сами как могли занимали себя. Именно в это время нами было написано немало песен на мотивы наших любимых мелодий. Танцевальные номера, поставленные для нас в Ленинграде, здесь, в далеком тылу, приносили бойцам радость. В страшный мороз, на открытых грузовиках, мы выезжали на концерты в воинские части и там, во время отдыха наших солдат, давали концерты.

Сразу была осознана необходимость воссоединения всего училища и, благодаря колоссальным усилиям директора Р.Б. Хас-киной и при непосредственном участии Б.В. Соловьева, который находился с младшими классами, оно произошло. В селе Полаз-ное Молотовской области условия нашего обитания стали несравненно лучше, чем были до того. Главным событием тех дней было для нас общение с артистом балета Кировского театра Б.В. Соловьевым. Он был нашим наставником, организатором нашей нелегкой жизни, его оптимизм вселял в нас уверенность, выносливость, учил трудолюбию и любви к профессии. Он всегда был вместе с нами — и в радости и в горе.

1942 год принес нам тяжелые утраты в семьях, многие из нас потеряли родителей в Ленинграде.

В селе Полазное была школа, где нам были предоставлены классы для учебы по общеобразовательным предметам. Занятия вели педагоги, эвакуированные вместе с нами. К сожалению, эта учеба была недолгой и вскоре совсем прекратилась, т. к. здание школы нужно было отдать под госпиталь. Мы, ученики старших классов, каждый день посещали раненых. Наши посещения были радостью для них: мы читали газеты, письма, которые приходили им от родных, и писали письма за тех, кто сам не мог этого

делать, рассказывали об училище и, конечно, довольно часто проводили концерты. В одном из домов, где мы жили, нам выделили самую большую комнату, и мы могли заниматься классикой, характерным танцем и даже уроками поддержки. Из Молотова к нам приезжали педагоги: А.Я. Ваганова, Н.А. Камкова, Л.М .Тюнтина, В.П. Мей, Е.Н. Громова, А.И. Пушкин, А.В. Лопухов, Б.Н. Комаров и другие.

В это время произошло большое событие: мальчики моего класса (К. Суровегин, К. Шатилов, О. Широков, В. Григорьев, П. Кузнецов, Ю. Бычков) подали заявление в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Просьба добровольцев быта удовлетворена, и все училище торжественно провожало наших мальчишек на фронт. Судьба сложилась у всех по-разному, один из них погиб, но остальные благополучно возвратились домой.

В селе Полазное мы уже начали готовиться к показательным выступлениям в Молотове, которые потом проходили с большим успехом.

Весной 1943 года мы быии уже в Нижней Курье — живописном поселке на берегу реки Кама недалеко от Молотова. Там была школа, где мы занимались общеобразовательными предметами, ведь с нами были эвакуированы и учителя-предметники. Но продолжалось это недолго. Помещений для профессиональных занятий у нас не было. Единственным местом, где мы могли репетировать наши номера (и, благодаря этому, оставаться в форме), была столовая, откуда на время занятий выносились столы. Все репетиции в это время проходили под руководством Н.П. Ивановского.

Отсюда мы выезжали в Молотов на спартакиаду, в которой принимали участие ученики всех классов, и вышли победителями по многоборью и в личных зачетах, за что и были награждены грамотами г. Молотова и Молотовской области. Летом на территории, где мы жили, был организован пионерский лагерь для младших классов под руководством педагога и старшей пионервожатой (Б.В. Соловьева и В.М. Гохштейн). Проводились спортивные состязания, походы на природу по красивым

местам области. Это было чрезвычайно насыщенное, интересное лето.

За большой труд и активное участие ребят везде, где бы мы ни были, мне как секретарю комсомольской организации училища были торжественно вручены две грамоты города и области: "За самоотверженный труд в дни B.O.B." и "За военно-шефскую работу в дни B.O.B." (обе они сохранились в музее училища). И, конечно, в селе Полазное, а затем и в Нижней Курье, продолжалось освоение профессии — шла усиленная подготовка к большому показу наших достижений на сцене Молотовского театра оперы и балета.

Осенью 1943 года старшие ученики училища были переведены в Молотов. Для проживания и занятий общеобразовательными и специальными предметами нам было предоставлено помещение бывшего Дома культуры. Понятно, что помещение не было достаточно приспособлено для занятий, но мы были довольны: ведь выпускникам так необходимы каждодневные занятия по специальности! И жили мы уже рядом с нашими педагогами-специалистами и театром, в котором участвовали как практиканты.

Общеобразовательными предметами нам приходилось заниматься в комнатах, где мы спали, сидя на кроватях, т. к. другого помещения не было. Зато у нас была одна большая комната, оборудованная для занятий классическим тренажем и репетиций и еще один зал с покатым полом. Этот зал также использовался для репетиций характерных номеров. С нами занимались такие педагоги как А.Я. Ваганова, Н.А. Камкова, А.Я. Шелест, А.А. Писарев, А.И. Пушкин, А.В. Лопухов. Шла подготовка к поездке в Москву для показа наших "творческих достижений". И прошла она успешно!

В начале 1944 года художественным руководством училища было принято решение по выпуску и распределению старших классов. Самый старший класс, который должен был выпускаться в 1943 году (всего семь человек) был распределен и принят в два больших ленинградских театра. Четверо уехали на

работу в ленинградский МАЛЕГОТ, который в это время еще находился в г. Чкалове в эвакуации (М. Мазун, К. Князева, В. Мокеева, Н. Файнштейн), а трое других были приняты в Кировский театр, находившийся в Молотове (А. Макаров, И. Бельский, Л. Надеждина).

Из двух старших классов выпуска 1944 года руководство решило досрочно выпустить большую группу учеников, для которых был устроен выпускной спектакль на сцене Молотовс-кого театра. Эта группа была распределена и отправлена в другие театры Советского Союза.

Для отъезда в Ленинград и подготовки выпускного спектакля в родном городе нас осталось десять девочек (Н. Петрова, Л. Алексеева, И. Утрецкая, О. Лещинская, Л. Горошко, И. Абыш-кина, К. Шилова, М. Ефимова, Г. Некрасова, А. Шорнштейн) и шесть мальчиков (В. Ухов, Н. Морозов, А. Макаров, Т. Балтаче-ев, Ю. Дружинин, В. Засимовский). И вот, в 1944 году мы возвратились в Ленинград.

Так, благодаря вниманию правительства и, главное, самоотверженному труду руководителей, педагогов и воспитателей Ленинградского Хореографического училища, были сохранены ученики и продолжены традиции нашего балетного искусства в тяжелейшие для нашей родины годы Великой Отечественной войны.

Среди выпускников хочется назвать таких прекрасных танцовщиков и танцовщиц (многие из которых стали в будущем заслуженными и народными артистами России), как А. Макаров, И. Бельский, К. Шатилов, Н. Петрова, О. Моисеева, Н. Тимофеева, Г. Пирожная, А. Осипенко, И. Колпакова, Н. Кургапки-на, М. Мазун, Л. Сафронова, В. Ухов, Н. Морозов, Ю. Дружинин, Т. Балтачеев, В. Засимовский, В. Лаптев, И. Утрецкая, К. Шилова, О. Заботкина, Ф. Шишкин и многих других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.