Научная статья на тему 'Балетмейстерские приемы, работающие на раскрытие тематики хореографического произведения'

Балетмейстерские приемы, работающие на раскрытие тематики хореографического произведения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3147
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТМЕЙСТЕР / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Щегликова Надежда Николаевна, Карпенко Ирина Анатольевна

Непрерывная цепь движений и конфликтов образует динамическую линию хореографического произведения, в основе которого лежит эмоциональная, чувственная природа человека. Взаимоотношения героев, их столкновения, конфликты раскрывают тематику хореографического произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балетмейстерские приемы, работающие на раскрытие тематики хореографического произведения»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

БАЛЕТМЕЙСТЕРСКИЕ ПРИЕМЫ, РАБОТАЮЩИЕ НА РАСКРЫТИЕ ТЕМАТИКИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Карпенко Виктор Николаевич, Щегликова Надежда Николаевна, Карпенко Ирина Анатольевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

E-mail: [email protected]

Аннотация. Непрерывная цепь движений и конфликтов образует динамическую линию хореографического произведения, в основе которого • лежит эмоциональная, чувственная природа человека. Взаимоотношения героев, их столкновения, конфликты раскрывают тематику хореографического произведения.

Ключевые слова: балетмейстер, хореографическое произведение, хореографическая композиция.

Балетмейстер, создавая хореографическое произведение, думает, размышляет, ищет оригинальный вариант хореографического решения. Учитывая специфические особенности выразительных средств в хореографии, танцевальное действие основывается не на внешней последовательности мельчайших событий сюжета, а на решающих, переломных моментах, имеющих этапное значение в развитии действия. А, действие в хореографическом произведении развивается непрерывно.

Каждому балетмейстеру следует знать, что в хореографическом искусстве содержание танца раскрывается в пространстве и во времени. Это является первым, основным законом сценического искусства. Второй закон сценического искусства - расчет на восприятие мысли, идеи танца определенным зрителем. Исходя из этих двух закономерностей, можно определить две группы приемов построения пространственной композиции:

- учет пространства и времени;

- учет зрительского восприятия.

Мизансцена в сюжетно-тематических постановках - это важный компонент,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

при помощи которого раскрывается тема и решается идейный замысел постановки. Полезно изучать произведения живописи и скульптуры, не пропускать выставки. В художественных произведениях можно увидеть, как художник организует человеческую массу, как он связывает, сцепляет отдельных людей в одно целое, выстраивая определенные образно-выразительные композиции и подчиняя их раскрытию идейного замысла своего произведения.

И не смотря на то, что в произведениях живописи мизансцены, композиции фиксированы, а в хореографической постановке они возникают, движутся, перемещаются, чередуются с танцем, выстраиваются в зависимости от развивающегося действия, из них можно многое почерпнуть для своей постановочной деятельности, знакомясь с богатым многообразием выразительных средств, которыми располагает человеческое тело. Можно детально изучать мизансцены тела не только в образцах классической живописи, но и наблюдать примеры богатой пластики, выразительности в окружающей нас жизни. Надо только уметь внимательно вглядываться в нее и запечатлевать увиденное в своей зрительной памяти, а лучше всего записывать [1, с. 156].

Не следует забывать, что мизансцена - это не просто выразительное • средство танца, но и своеобразный язык танца. Содержание танца выражается не только в его композиции, непрерывно меняющемся рисунке. Своеобразный язык танца - его движения, те основные элементы, которые, точно краски в живописи, складываются в целую картину.

Мизансцена существует не только в пространстве, но и во времени - в последовательной композиции кадров. Это как бы зримое проявление состояния, мысли, чувства персонажей на данном отрезке времени, когда постановщик выстраивает отдельные группы исполнителей в нужную ему образно-пластическую композицию [3, с. 69].

Стихотворная мизансцена откровенно условна. В ней все признаки формы -ритм, размер и так далее - явственно различимы. В сценической практике существует такое понятие, как мизансценическая рифма - это схожесть мизансцен (временная или пространственная). Она достигается через повторяемость поз, синхронность в движениях, симметрию в расстановке фигур, зеркальную и теневую графику. Мизансцена может быть статичной, но в тоже время смысловой. Она может быть насыщена не сложными танцевальными движениями.

Построение мизансцен, их образное своеобразие, пластическая стилистика целиком зависят от жанра постановки. Одни мизансцены могут быть выстроены в героическом плане, а вот другие - в лирическом настроении. Третьи мизансцены, возможно - в бытовом характере. Нельзя так же забывать о том, на каком участке сценической площадке строится мизансцена, как и чем она будет

88

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

освещена, какой фон будет использован.

Существуют главная и побочная линия действия.

Главная линия - это линия всего номера и вместе с тем линия каждого персонажа. Она раскрывает основную тему произведения.

Побочной линией определяется отдельный момент действия, который связан с устремлениями персонажей и героев. Каждый побочный эпизод связан с главной линией произведения. Здесь действует закон подчинения второстепенного главному.

У каждого балетмейстера есть свой арсенал средств, с помощью которых он доносит до зрителя тему и идею своих произведений. Этот арсенал состоит из известных приемов организации хореографического действия.

Прием контраста встречается наиболее часто. Этот прием несет в себе отрицание, неприятие, несогласие. Контраст может быть резким или завуалированным. Прием контраста может иметь различные проявления. Контраст может быть заложен в остановке движения при продолжающемся звучании музыки. В этом случае пауза в движении как бы разрывает непрерывный поток музыкально-хореографического действия, тем самым, • отрицая предыдущее состояние.

Контраст может существовать между солистами и кордебалетом. Солисты зрительно выделяются - по действию это стремление вырваться из «толпы», неприятие ее способа существования. Контраст проявляется в характере движений или в композиции. Вертикальные и горизонтальные построения -тоже проявление приема контраста как противопоставление возвышенного и низменного, победителя и побежденного. Этот прием может проявляться также в характере движений одного персонажа на определенном отрезке времени. В этом случае балетмейстер показывает, как изменяется состояние героя.

Прием аккомпанемента в действенной линии произведения - это выражение согласия, единства, поддержки. Как правило, проявляется этот прием во взаимодействии солистов и кордебалета. Действия солистов усиливаются, укрупняются через массу. Этот прием используется довольно часто, как в масштабных хореографических произведениях, так и в миниатюрах.

Прием повтора используется при построении пластических диалогов. Когда один персонаж обращается к другому, он делает это в движении. Если другой персонаж его понимает, то он начинает повторять движения первого. Таким образом, зритель видит, что герои понимают друг друга. Повтор может быть точным, а может быть вариантным, когда первое движение развивается, видоизменяется. Вариантный повтор часто используется в переплясах в народном танце.

Прием параллелизма. Если повт ор исполняет ся одновременно двумя

89

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

персонажами или группами, то такой прием называется параллелизмом. Прием параллелизма используется, когда балетмейстер хочет показать зарождение одного и того же чувства, состояния у различных персонажей, разделенных пространством. Это может быть предчувствие влюбленности у двух героев до момента их встречи, состояние горя, общей трагедии, возникшее одновременно у двух противоборствующих групп. Этот прием одновременно объединяет персонажи по внутренней линии и разделяет их в пространстве.

Прием лейтмотива возвращает героя в прежнее состояние, обращает его в воспоминания. Лейтмотив может быть как музыкальным, так и пластическим. В первом случае воспоминание как бы приходит извне, независимо от действий героя. Оно может быть решено в статике или в динамике (когда необходимо выразить отношение к нему героя). Пластический лейтмотив содержит в себе характеристику персонажа. Он как бы возвращает героя к самому себе. Этот повтор может быть несколько видоизмененным, в случае, если он призван показать различные состояния одного и того же персонажа.

Прием полифонии применяется, когда действие строится как непрерывный поток танцевальных композиций и форм. Эти композиции обладают • пластической полифонией, если они основаны на одновременном сочетании нескольких танцевальных линий с разнородными движениями (на основе ритма и фактуры музыки).

Полифоничность хореографической композиции основывается на взаимосвязи разнородных танцевальных линий, на пластических контрастах и перекличках, образующихся между этими линиями, на развитии сложного и дифференцированного целого, складывающегося из многообразных элементов. Прием полифонии способен показать как единство разнородных элементов, их гармонию, так и хаос, суету.

Прием монтажа. Танцевальное действие не может строиться в точном соответствии с хронологией событий. В нем важны, прежде всего, ключевые моменты, влияющие на развитие действия. Соединять такие моменты удобнее всего приемом монтажа, когда ключевые события следуют друг за другом, что с точки зрения логики художественной правды танцевально-симфонического действия бесспорно. Этот прием может быть уподоблен наплыву кадров в кино. Происходит как бы сжатие разновременных явлений, становящихся одновременными. Пространственно-удаленные события объединяются в одну картину.

Прием симфонического развития основан на развитии единой мысли и на многообразной разработке пластических лейтмотивов, передаваемых от одной группы к другой, от солистов к кордебалету и так далее. Крупную хореографическую форму можно построить на основе одного-двух простейших

90

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

па.

Прием наращивания основан на постепенном увеличении количества исполнителей на сцене. Это приводит к усилению действия, увеличению его масштабности. Тот же прием может быть использован при исполнении какого-либо движения. Зарождаясь в пластике одного персонажа, движение подхватывается другими, укрупняясь, приобретая особую значимость, объединяя всю массу исполнителей единым порывом.

Прием контрапункта (стоп-кадр) - одно из средств увеличения емкости мизансцены. Внешнее движение как бы приостанавливается. Вся масса исполнителей замирает в статичных позах, и на этом фоне происходит важное для развития действия событие (встреча героев, их объяснение, гибель и так далее). Балетмейстер всегда стремится к объемности изображения, и поэтому он избегает усугублений: слишком мрачное, уравновешивает ординарным, слишком смешное - непосредственно-простым. Это некоторые из существующих приемов балетмейстерской организации хореографического действия. Использование их строго индивидуально и зависит от замысла балетмейстера.

Принцип композиционной целостности - понятие целостности в • композиции определяется гармоничным сочетанием всех частей. Здесь всегда можно определить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, финал. Все находятся в согласованных пропорциях. Если преобладает одна из частей, возникает ощущение затянутости или недосказанности, нарушение принципа композиционной целостности.

Принцип единства выражается в согласованности частей композиции, в которых элементы формы определяются общим для всех частей материалом. Нарушение закона единства приводит к эклектике - разностильное.

Принцип подчинения второстепенного главному заключается в отборе и выяснении ведущих и побочных деталей композиции. Второстепенная деталь подчеркивает, поддерживает, как бы помогает основному мотиву композиции. И в то же время находится в полном подчинении [3, с. 66-68].

Немаловажное значение для раскрытия тематики хореографического произведения имеет принцип соотношения формы и содержания.

Гармоничный сплав изобразительного и выразительного начала является главным и обязательным условием любого высокохудожественного хореографического произведения. К сожалению, на сценах нередко можно видеть хореографические номера, в которых превалирует, к примеру, «изобразительность», доходящая до обыкновенной иллюстративности, или «выразительность», граничащая с абстрактностью. Ни то, ни другое не приемлемо для подлинного произведения искусства. В своих лучших произведениях сценическая хореография являет собой высочайший пример

91

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

гармоничного слияния изобразительности и выразительности. Цельность хореографического образа выражается в их неразрывно сочетаемом единстве. Нельзя выразить какое-либо явление в искусстве, не изображая его, и нет ничего изображенного, что не обладало бы той или иной степенью выразительности.

В танцевальном искусстве нельзя ставить какие-либо запреты и выдвигать апробированные пути в отношении взаимодействия изобразительных и выразительных начал. Главное состоит не в том, какое образное начало превалирует у того или иного балетмейстера, а в том, какой задаче оно служит, какую идею раскрывает. Категорических мнений и готовых рецептов в дозировке изобразительности хореографической образности никогда не существовало и существовать не будет. Мерилом всегда останутся талант балетмейстера, композитора, живописца, их способность к творческой гармонии, к подчинению системы изобразительно выразительных средств своего искусства единому, раскрывающему существенное в действительности, художественному замыслу.

Средствами обработки жизненного материала являются поэтические, литературные приемы: метафора, сравнение, эпитет, метонимия, литота и многое # другое. •

Комбинирование - сочетание различных элементов. Это сложное взаимодействие, при котором элементы образуют сложную структуру. Оно включает в себя хореографический материал, музыкальный материал, реквизит, свет, декорации, костюмы. Все это складывается и взаимодействует так, что в результате создается целостный образ.

Преувеличение и преуменьшение (акцентировки) - вынесение на передний план каких-то особых, характерных качеств, предметов, явлений.

Типизация - соединение наиболее ярких, типичных черт объекта в едином образе, и создание при этом новых качеств характера.

Абсолютизация - это прием, связанный с анализом и синтезом. Он заключается в том, что комбинируются отдельные элементы, перенесенные из разных образов в один цельный образ.

Существуют также следующие художественные приемы воплощения образа:

- агглютинация - соединение в одном образе двух (девушка-лебедь);

- «синдиоха» - замещение одного образа другим, наделение одного исполнителя разными характерами-образами для раскрытия основного образа.

В искусстве надо творить с радостью! Если радостно не волнуешься во время работы, если тебя безумно не тянет к тому, что ты делаешь, если тебе не терпится поскорее закончить свое творение, и, закончив, ты вдруг немного не взгрустнешь, то ты - не художник [4, с. 267].

Как сказал К. Голейзовский: «Искусство без мысли и вдохновения, какова

92

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

бы ни была его внешность - не существует» [2, с. 45].

В композиции кроме изменчивых систем и приемов, зависящих от индивидуальности автора, от историко-социальных условий, имеется целый ряд устойчивых принципов. Эти принципы, обогащенные и проверенные практикой, стали законами, правилами в искусстве:

- принцип композиционной целостности;

- принцип единства;

- принцип подчинения второстепенного главному;

- принцип соотношения формы и содержания.

Только руководствуясь подобными принципами, можно создать интересный, яркий, образный и самобытный хореографический язык танцевальной композиции. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживания с художником, создателем хореографического произведения.

Итак, как видим из всего вышесказанного, немаловажное значение для раскрытия тематики хореографического произведения имеет принцип соотношения формы и содержания. •

У каждого балетмейстера есть свой арсенал средств, с помощью которых он доносит до зрителя тему и идею своих произведений. Этот арсенал состоит из известных приемов и принципов организации хореографического действия. Это такие приемы как: контраст, аккомпанемент, повтор, параллелизм, лейтмотив, полифония, монтаж, симфоническое развитие, наращивание, контрапункт. Это такие принципы как: композиционная целостность, единство, подчинение второстепенного главному.

В композиции кроме изменчивых систем и приемов, зависящих от индивидуальности автора, от историко-социальных условий, имеется целый ряд устойчивых принципов. Эти принципы, обогащенные и проверенные практикой, стали законами, правилами в искусстве:

- принцип композиционной целостности;

- принцип единства;

- принцип подчинения второстепенного главному;

- принцип соотношения формы и содержания.

Только руководствуясь подобными принципами, можно создать интересный, яркий, образный и самобытный хореографический язык танцевальной композиции, который в свою очередь раскрывает хореографическую тему.

На сегодняшний день существует масса методов и приемов, раскрывающих хореографическую тему, которые выбирают для себя балетмейстеры в зависимости от жанра и вида их произведения. Но, говоря об этом, не следует забывать, что есть постулаты, которые применяют независимо, ни от чего.

93

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Щекотихина С.А. Балетмейстер и коллектив: учебное пособие / Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина.- Орел: ОГИИК, 2007. - 248 с.

2. Голейзовский К.Я. Жизнь и творчество. Статьи, документы, воспоминания / К.Я. Голейзовский. - М.: ВТО, 1984. - 576 с.

3. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Хореографическое искусство и балетмейстер: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.

4. Лавровский Л. Документы. Статьи, Воспоминания / Л. Лавровский. - М.: ВТО, 1983. - 423 с.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.