Научная статья на тему 'БАЛАНСИРОВКА СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА С НЕСИММЕТРИЧНО РАСПОЛОЖЕННОЙ РАКЕТОЙ НА УПРУГОМ КРЫЛЕ'

БАЛАНСИРОВКА СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА С НЕСИММЕТРИЧНО РАСПОЛОЖЕННОЙ РАКЕТОЙ НА УПРУГОМ КРЫЛЕ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Ключевые слова
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПОЛЕТ / БАЛАНСИРОВКА / АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ / УПРУГОЕ КРЫЛО / ДОСТОВЕРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макаров Илья Константинович

Представлены результаты оценки достоверности расчета балансировочных углов отклонений рулей направления, элеронов и угла крена сверхзвукового самолета с несимметрично расположенной ракетой типа «воздух-поверхность», выполняющего горизонтальный прямолинейный полет со скольжением. В расчетах учитывалось интерференционное взаимодействие упругого крыла и ракеты. Оценка достоверности выполнена путем сопоставления результатов расчета с данными летного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Макаров Илья Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPERSONIC AIRCRAFT WITH A ROCKET POSITIONED ASYMMETRICALLY ON AN ELASTIC WING BALANCING

While aircraft developing and upgrading, the research on its balancing capability during various flight phases and with various types and versions of air-launched weapons (ALW) allocation including asymmetric configuration [1, 2] is carried out. This process consists in definition of required corners of controls displacement and the bank angle value. Flight tests provide the most reliable estimation of balance characteristics. However, carrying out such tests is accompanied by huge material and time expenses. Moreover, such process sometimes presents considerable risk. In references [3, 7] at calculation of balance characteristics of an aircraft with ALW allocated asymmetrically underneath the wing, the interference between them is not considered. Nevertheless, during some flight phases there is a significant interference between the aircraft wing and ALW. This interaction is characterized by occurrence of horizontal, vertical and lateral interference forces [4-6]. Significant values of interference forces alter aircraft aerodynamic characteristics, so that trim angles of controls displacement and bank angle value changes. Besides, significant in magnitude interference forces lead to occurrence additional wing bending and torques which deform an aicraft wing. Thus, design out and application of the techniques, allowing consider influence of interference interaction between an elastic wing and asymmetrically disposed ALW on aircraft trim, is a topical problem.

Текст научной работы на тему «БАЛАНСИРОВКА СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА С НЕСИММЕТРИЧНО РАСПОЛОЖЕННОЙ РАКЕТОЙ НА УПРУГОМ КРЫЛЕ»

Труды МАИ. Выпуск № 90

УДК 533.695

www.mai.ru/science/trudy/

Балансировка сверхзвукового самолета с несимметрично расположенной ракетой на упругом крыле

Макаров И.К.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ул. Старых Большевиков,

54А, Воронеж, 394064, Россия e-mail: mak-11@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты оценки достоверности расчета балансировочных углов отклонений рулей направления 8Н элеронов §э и угла крена у сверхзвукового

самолета с несимметрично расположенной ракетой типа «воздух-поверхность», выполняющего горизонтальный прямолинейный полет со скольжением. В расчетах учитывалось интерференционное взаимодействие упругого крыла и ракеты. Оценка достоверности выполнена путем сопоставления результатов расчета с данными летного эксперимента.

Ключевые слова: сверхзвуковой полет, балансировка, аэродинамическая интерференция, упругое крыло, достоверность.

Введение

В ходе создания и модернизации самолетов проводятся исследования по оценке возможности их балансировки на различных режимах полета с различными типами и вариантами размещения авиационных средств поражения (АСП) в том

числе в асимметричной конфигурации [1,2]. Этот процесс заключается в определении потребных углов отклонения органов управления и значения угла крена. Летные испытания (ЛИ) обеспечивают наиболее достоверную оценку балансировочных характеристик, однако их проведение сопровождается большими материальными и временными затратами и, кроме того, этот процесс иногда связан с риском.

В известной литературе [3,7] при расчете балансировочных характеристик самолета с несимметрично расположенным под крылом АСП не учитывается интерференция между ними. Тем не менее, на некоторых режимах полета между крылом самолета и подкрыльевым АСП возникает значительное интерференционное взаимодействие, характеризующееся возникновением горизонтальных хинт, вертикальных уинт и боковых гинт интерференционных сил [4,5,6]. Значительные по величине интерференционные силы изменяют аэродинамические характеристики самолета, вследствие чего меняются балансировочные углы отклонения органов управления и значения угла крена []. Кроме того, значительные по величине интерференционные силы приводят к появлению в крыле дополнительных изгибающих и крутящих моментов, которые деформируют крыло самолета. Таким образом, разработка и применение методик, позволяющих учитывать влияние интерференционного взаимодействия между упругим крылом и несимметрично расположенным АСП на балансировку самолета, является актуальной задачей.

В настоящей работе для расчета балансировочных характеристик, сверхзвукового самолета с подкрыльевым АСП, использовались ранее рассчитанные

в программе ANSYS аэродинамические характеристики c учетом интерференции. Расчет балансировочных характеристик осуществлялся с использованием разработанной Simulink - модели, представленной на рисунке 1. Оценка достоверности расчета балансировочных характеристик проведена путем сопоставления с данными летных испытаний.

Рисунок 1 - Имитационная модель расчета балансировки сверхзвукового самолета с

несимметрично расположенным АСП В состав Simulink - модели входят следующие расчетные блоки:

- блок расчета моментов, действующих на самолет;

- блок расчета сил, действующих на самолет;

- блок расчета условий полета самолета;

- блок геометрических характеристик самолета;

- блок расчета центра тяжести самолета;

- блоки расчета балансировочных характеристик самолета;

- блок обработки результатов.

81шиНпк - модель для расчета балансировочных характеристик построена на основе аналитических зависимостей [3] с внесенными поправками в виде членов, описывающих интерференционные силы и моменты:

§=-4- № у+ту Xинт)+т (¿<1,)], (1)

ту"

§э =-4-№У + т8хн§ + тх(вАСП) + тх(Уинт) + тх^инт) + тх(АУр*.)] (2)

тхэ ,

у = аг^

-уинт \-удеф ^ крыла у

(3)

где, у, у - балансировочные углы крена и скольжения; §э, §н - балансировочные углы отклонения органов управления; т5ун, тРу , т§э, ту, т§н - производные коэффициентов аэродинамических моментов; т (хинт), тх (Уинт), тх (2инт) -коэффициенты интерференционных аэродинамических моментов; тх(Оасп) -коэффициент момента крена от веса АСП; тх (АУрфла), ту (АХКрЫфла) - приращения коэффициентов аэродинамических моментов крена и рыскания, возникающие

вследствие деформации крыла; Уинт, 2инт - интерференционные аэродинамические силы.

Результаты моделирования представляются в виде балансировочных зависимостей у(Р) Зэ (р) Зн (р), рассчитанных на исследуемом режиме полета

самолета. Визуально балансировочное положение самолета и его органов управления отображается с использованием графических возможностей Simulink (рисунок 2).

Рисунок 2 - Отображение балансировочного положения самолета

и его органов управления

Результаты сопоставления расчетных и экспериментальных балансировочных характеристик самолета с ракетой «воздух - поверхность» под правой консолью крыла представлены на рисунках 3.. .5.

Расчеты проводились в следующих вариантах: 1. Без учета интерференционного взаимодействия крыла и ракеты.

2. С учетом интерференционного взаимодействия крыла и ракеты.

3. С учетом интерференционного взаимодействия крыла и ракеты, а также деформации крыла самолета.

На рисунке 3 представлены экспериментальные данные и результаты расчета потребного отклонения рулей направления для балансировки самолета с несимметрично расположенной ракетой при различных углах крена.

10

Рисунок 3 - Экспериментальные данные и результаты расчета потребного отклонения рулей направления для балансировки самолета с несимметрично расположенной ракетой

при различных углах крена

На рисунке 4 представлены экспериментальные данные и результаты расчета потребных углов отклонения элеронов для балансировки самолета с нейтрально

отклоненными рулями направления и несимметрично расположенной ракетой при различных числах М.

Рисунок 4 - Экспериментальные данные и результаты расчета потребного отклонения элеронов для балансировки самолета с нейтрально отклоненными рулями направления и несимметрично расположенной ракетой при различных числах М

На рисунке 5 представлены экспериментальные данные и результаты расчета потребных углов отклонения рулей направления для балансировки самолета с несимметрично расположенной ракетой при различных значениях боковой перегрузки.

Рисунок 5 - Экспериментальные данные и результаты расчета потребного отклонения рулей направления для балансировки самолета с несимметрично расположенной ракетой

при различных значениях боковой перегрузки

Анализ полученных результатов показывает, что во всех расчетных случаях зависимости, полученные с учетом всех факторов, влияющих на балансировку самолета с ракетой под правой консолью, отличаются как минимум на 10% и как максимум - на 100% и более по сравнению с расчетами, не учитывающими интерференцию и деформацию крыла.

Максимально приближенный к экспериментальным данным результат получен при расчете с учетом интерференционного взаимодействия крыла и ракеты, а также деформации крыла самолета.

Выводы

Сравнительный анализ результатов расчета балансировочных характеристик самолета с несимметрично расположенной ракетой под крылом, показывает что результат, полученный с учетом интерференционного взаимодействия АСП и упругого крыла отличается от результата, в котором не учитывались данные факторы на величину от 10% до 100% в зависимости от расчетного случая. Данный факт подчеркивает необходимость учета сил интерференции между крылом и АСП, а также деформацию крыла при расчете балансировочных характеристик сверхзвукового самолета на некоторых режимах полета.

Библиографический список

1. Головнев А.В., Котов И.А., Тарасов А.Л. Численное моделирование аэродинамической асимметрии и способ боковой устойчивости маневренного самолета // Труды МАИ, 2015, №82: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=58621

2. Костин П.С., Верещагин Ю.О., Волошин В.А. Программно-моделирующий комплекс для полунатурного моделирования динамики маневренного самолета // Труды МАИ, 2015, №81: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=57735

3. Левицкий С.В., Свиридов Н.А. Динамика полета. - М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 2008. - 527 с.

4. Аэродинамическая интерференция самолетов-носителей и подвесных грузов. Обзор ОНТИ ЦАГИ №652. - Жуковский, ЦАГИ, 1985. - 129 с.

5. Скирда И.А., Штоколов Л.А. Расчет аэродинамических характеристик летательного аппарата пространственной компоновки с внешними подвесками при М>1.

/ Научно-методические материалы по аэродинамике летательных аппаратов. - М.: ВВИА имени проф. Н.Е. Жуковского, 1982. С.58-68.

6. Попыталов С.А., Салтыков С.Н. Расчет полей возмущенных летательным аппаратом при числах М>1. - Научно-методические материалы по аэродинамике летательных аппаратов. - М.: ВВИА имени проф. Н.Е. Жуковского, 1985. С.201-204.

7. Пашковский И.М. Динамика и управляемость самолета. - М.: Машиностроение, 1987. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.