Научная статья на тему 'РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КРЫЛА СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА С ПОДКРЫЛЬЕВЫМ СРЕДСТВОМ ПОРАЖЕНИЯ'

РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КРЫЛА СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА С ПОДКРЫЛЬЕВЫМ СРЕДСТВОМ ПОРАЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Ключевые слова
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПОЛЕТ / АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ / УПРУГОЕ КРЫЛО / РАСЧЕТНЫЙ КОМПЛЕКС ANSYS / ДОСТОВЕРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макаров Илья Константинович

Представлены результаты оценки достоверности расчета в программе ANSYS параметров напряженно-деформированного состояния упругой консоли крыла самолета с подкрыльевым авиационным средством поражения с учетом интерференции между ними при сверхзвуковых скоростях полета. Оценка выполнена путем сопоставления результатов расчета с данными летного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Макаров Илья Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF THE IS INTENSE-DEFORMED CONDITION OF A WING OF THE SUPERSONIC PLANE WITH A DEFEAT MEANS

For modern warplanes essential complication and expansion of a circle of solved problems is characteristic. At the same time conditions of their operation become complicated: flights are made in a broad band of altitudes and speeds, with various versions of loading on external, including, suspension points. The listed features demand profound studying and an estimation of the is intense-deformed condition (NDS) of configuration items of the plane as a whole and outer wings in particular. Researches of the NDS of the plane on the basis of the conventional approaches which appreciably are based on land and flight experiments, becomes more and more expensive, labour-consuming and long, and, in some cases, and impossible on safety conditions. The numerical methods using modelling of a design of the plane in the form of beam and balochno-lamellar schemes [1], have limitations at NDS calculation. Now the increasing role is played by the new approaches based on wide application of modern numerical methods and computer technologies [2,3]. In the known literature [4,5] at calculation of the NDS of a wing with aviation means of defeat (ASP) the interference between them is not considered. Nevertheless, between a wing of the plane and подкрыльевым ASP there is the significant interference interaction characterised by presence of horizontal, vertical and lateral interference forces [6,7,8]. Significant on value interference forces lead to occurrence in a wing additional bending and torques that essentially changes its NDS. Thus, working out and application of the techniques, allowing to consider influence of interference interaction between a wing and ASP on the wing NDS, is an actual problem. In the present activity results of an estimation of reliability of calculation in program ANSYS of parameters of the NDS of an outer wing of the plane are presented at supersonic speeds without aviation launching sites (APU) and with them, executed by comparison of experimental and computational values. Besides, results of research of influence of an interference on the outer wing NDS are presented at various rules ASP underneath the wing.

Текст научной работы на тему «РАСЧЕТ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КРЫЛА СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА С ПОДКРЫЛЬЕВЫМ СРЕДСТВОМ ПОРАЖЕНИЯ»

Труды МАИ. Выпуск № 91

УДК 533.695

www.mai.ru/science/trudy/

Расчет напряженно-деформированного состояния крыла сверхзвукового самолета с подкрыльевым средством поражения

Макаров И.К.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» ул. Старых Большевиков, 54 А, Воронеж, 394064,Россия e-mail: mak-11@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты оценки достоверности расчета в программе ANSYS параметров напряженно-деформированного состояния упругой консоли крыла самолета с подкрыльевым авиационным средством поражения с учетом интерференции между ними при сверхзвуковых скоростях полета. Оценка выполнена путем сопоставления результатов расчета с данными летного эксперимента.

Ключевые слова: сверхзвуковой полет, аэродинамическая интерференция, напряженно-деформированное состояние, упругое крыло, расчетный комплекс ANSYS, достоверность.

Введение

Для современных боевых самолетов характерно существенное усложнение и расширение круга решаемых задач. Вместе с тем усложняются условия их

эксплуатации: полеты совершаются в широком диапазоне высот и скоростей, с разнообразными вариантами загрузки на внешних, в том числе и на подкрыльевых, узлах подвески. Перечисленные особенности требуют углубленного изучения и оценки напряженно-деформированного состояния (НДС) элементов конструкции самолета в целом и консолей крыла в частности.

Исследования НДС самолета на основе традиционных подходов, в значительной мере базирующихся на наземных и летных экспериментах, становится все более дорогостоящим, трудоемким и продолжительным, а, в ряде случаев, и невозможным по условиям безопасности. Численные методы, использующие моделирование конструкции самолета в виде балочной и балочно-пластинчатой схем [1], имеют ограничения при расчете НДС. В настоящее время все большую роль играют новые подходы, основанные на широком применении современных численных методов и компьютерных технологий [2,3].

В известной литературе [4,5] при расчете НДС крыла с подкрыльевыми авиационными средствами поражения (АСП) не учитывается интерференция между ними. Тем не менее, между крылом самолета и подкрыльевым АСП возникает значительное интерференционное взаимодействие, характеризующееся наличием горизонтальных х , вертикальных у и боковых z интерференционных сил

Г инт~ ± инт инт г л: г ^

[6,7,8]. Значительные по величине интерференционные силы приводят к появлению в крыле дополнительных изгибающих и крутящих моментов, что существенно изменяет его НДС. Таким образом, разработка и применение методик, позволяющих учитывать влияние интерференционного взаимодействия между крылом и АСП на НДС крыла, является актуальной задачей.

В настоящей работе представлены результаты оценки достоверности расчета в программе АКБУБ параметров НДС консоли крыла самолета при сверхзвуковых скоростях без авиационных пусковых установок (АПУ) и с ними, выполненные путем сопоставления экспериментальных и расчетных значений. Кроме того, представлены результаты исследования влияния интерференции на НДС консоли крыла при различных положениях АСП под крылом.

На рисунке 1 представлены сечения, в которых размещались тензометрические датчики для определения значений нормальных напряжений в районе расположения продольных силовых элементов крыла при проведении лётного эксперимента. Окружностями выделены сечения, для которых выполнялись расчеты в АШУБ.

Рисунок 1 - Расчетные сечения правой консоли крыла

Постановка задачи

Ставится задача по оценке достоверности расчета НДС консоли крыла самолета с подкрыльевым АСП с учетом интерференционного взаимодействия между ними, выполненного с использованием расчетного комплекса ANSYS (CFX, Static Structural).

Расчеты выполнены по методике, схематично представленной на рисунке 1.

\ \\

л

/I ' I / / /

Рисунок 2 - Алгоритм расчета НДС консоли крыла в расчетном комплексе ANSYS

Методика заключается в последовательном расчете аэродинамических характеристик (АХ) консоли крыла с подкрыльевым АСП с учетом их интерференционного взаимодействия и без учета деформации крыла, затем пересчета их АХ с учетом деформации крыла. Расчет проводится методом

последовательных приближений, который заключается в пересчете АХ крыла с АСП

до тех пор, пока разница между значениями максимальных деформаций консоли крыла, рассчитанных в 2-х крайних итерациях, становится менее 5%.

Результаты исследований

Расчеты, выполнены для Н=8,5 км, М=1,86, а=5 град, пу =5,5, что объясняется

условиями проведения летного эксперимента.

На рисунке 3 представлено расположение расчетных точек на поверхности консоли крыла с АПУ для сечения 1, в которых определялись значения нормальных напряжений.

Рисунок 3 - Расположение расчетных точек на поверхности консоли крыла с АПУ

По данным, полученным в АКБУБ, рассчитаны средние значения нормальных напряжений для расчетных сечений:

а

ср

а +д2 +... + ап

п

где ст1+ст2 + ...+а„ - сумма значений нормальных напряжений, возникающих в обшивке консоли в районе продольных силовых элементов в соответствующем расчетном сечении; п - количество продольных силовых элементов консоли, в районе которых проводился расчет значений а.

На рисунке 4 представлены результаты сопоставления экспериментальных и расчетных значений аср, в расчетных сечениях 1, 3, 7 консоли без АПУ и с ними.

Рисунок 4 - Результаты сопоставления экспериментальных и расчетных значений а , в

расчетных сечениях 1, 3, 7 консоли без АПУ и с ними

Из материалов, представленных на рисунке 4 видно, что среднее значение нормальных напряжений сср в расчетных сечениях уменьшается в случае установки

АПУ. Расхождения между экспериментальными и расчетными значениями, во всех случаях не превышают 8%.

На основе разработанной методики, проведено исследование по оценке влияния интерференции между упругим крылом сверхзвукового самолета и ракетой типа «воздух-поверхность» на НДС консоли крыла. Исследование проводилось при расположении ракеты на различных точках подвески (рисунок 5 а) в следующих вариантах:

1. С учетом только веса ракеты.

2. С учетом веса ракеты и аэродинамических сил, влияющих на консоль крыла и ракету без учета интерференции между ними.

3. С учетом веса ракеты и аэродинамических сил, влияющих на консоль крыла и ракету с учетом интерференции между ними.

4. С учетом веса ракеты и аэродинамических сил, влияющих на консоль крыла и ракету с учетом интерференции между ними, а так же с учетом упругих деформаций консоли крыла.

На рисунке 5 б представлены результаты проведенного исследования в виде значений прогиба у и кручения а консоли крыла самолета с ракетой, расположенной на различных подкрыльевых точках подвески.

Ракета на внутренней точке подвески (1)

| 1 ^ — — 1 .- и т |

а)

б)

Рисунок 5 - а) варианты размещения ракеты под крылом;

б) расчетные значения прогиба и кручения консоли крыла самолета с ракетой, расположенной на различных подкрыльевых точках подвески

Анализ полученных результатов показывает, что в расчетах с учетом всех факторов, влияющих на НДС консоли с внутренним расположением ракеты, значения прогибов консоли уменьшаются на 8,9 %, а кручения - на 8,5 % по сравнению с расчетами, учитывающими только вес ракеты.

Для консоли с внешним расположением ракеты, значения прогибов консоли в тех же расчетных условиях уменьшаются на 19 %, а кручения - на 19,8 %

Перемещение ракеты с внутренней на внешнюю АПУ характеризуется уменьшением значений прогиба консоли на 5,3%, в расчетах с учетом всех факторов, влияющих на её НДС, а величина кручения консоли уменьшается на 3,6%. Выводы

Использование расчетного комплекса ANSYS для расчета НДС крыла сверхзвукового самолета позволяет получать удовлетворительные результаты, отличающиеся на рассмотренном режиме полета от экспериментальных не более чем на 8 %.

Сравнительный анализ результатов расчета НДС консоли крыла с АСП, выполненных с учетом и без учета их интерференционного взаимодействия, позволяет утверждать, что на рассмотренном режиме полета они могут отличаться на величину от 8 до 19 процентов, что подчеркивает необходимость учета интерференции при анализе НДС упругого крыла.

Библиографический список

1. Морозов В.И., Овчинников В.В. Основы аэроупругости элементов боевых летательных аппаратов. - М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 2007. - 128с.

2. Рыбаулин А.Г., Сидоренко А.С. Исследование локального напряженного состояния и оценка долговечности конструкции авиационного изделия // Труды МАИ, 2015, №79: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=55786

3. Полоник Е.Н., Суренский Е.А., Федотов А.А. Автоматизация расчетов усталостной долговечности элементов авиаконструкций с геометрическими

концентраторами напряжений // Труды МАИ, 2016, №86: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=67799

4. Стригунов В.М. Расчет самолета на прочность: Учебник для авиационных вузов. - М.: Машиностроение, 1984. - 376 с.

5. Дмитриев В.Г., Чижов В.М. Основы прочности и проектирование силовой конструкции летательных аппаратов. - М.: ЦАГИ, 2005. - 416 с.

6. Аэродинамическая интерференция самолетов-носителей и подвесных грузов. Обзор ОНТИ ЦАГИ №652. - М: ЦАГИ, 1985. - 129 с.

7. Скирда И.А., Штоколов Л.А. Расчет аэродинамических характеристик летательного аппарата пространственной компоновки с внешними подвесками при М>1. / Научно-методические материалы по аэродинамике летательных аппаратов. -М.: ВВИА имени Н.Е. Жуковского, 1982. С. 58-68.

8. Попыталов С.А., Салтыков С.Н. Расчет полей возмущенных летательным аппаратом при числах М>1. / Научно-методические материалы по аэродинамике летательных аппаратов. - М.: ВВИА имени Н.Е. Жуковского, 1985. С. 201-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.