ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_421 УДК 340.12
БАЛАНС ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ BALANCE OF PRIVATE AND PUBLIC INTERESTS IN THE CONTEXT OF A COMMON VALUE SYSTEM
МАКСИ МЕНКО Елена Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры организация судебной и прокурорско-следственной деятельности
Оренбургского государственного университета.
460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, проспект Победы, 13.
E-mail: _maksimenko_@inbox.ru;
КАМЗИНА Алина Джанаровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры административного и финансового права Оренбургского государственного университета. 13 Pobedy Avenue, Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: djanarka@yandex.ru
Краткая аннотация: Статья охватывает круг вопросов, связанных с осмыслением ряда фундаментальных теоретических конструкций таких как частные и публичные интересы, система ценностей. Именно такая направленность исследования и позволяет приблизиться к пониманию разнообразия форм общественной солидарности и социальной самоорганизации, выходящих за пределы концепта гражданского общества и оказывающих влияние на эволюцию современных обществ.
Abstract: The article covers a range of issues related to the understanding of a number of fundamental theoretical constructions such as private and public interests, a system of values. It is precisely this focus of research that allows us to get closer to understandin g the diversity of forms of social solidarity and social self-organization that go beyond the concept of civil society and influence the evolution of modern societies.
Ключевые слова: частные интересы, публичные интересы, система ценностей, правовые установки, общечеловеческие ценности.
Keywords: private interests, public interests, value system, legal attitudes, universal values.
Для цитирования: Максименко Е.И., Камзина А.Д. Баланс частных и публичных интересов в контексте общей системы ценностей //Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 421-423. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_421.
For citation: Maksimenko E.I., Kamzina A.D. Balance of private and public interests in the context of a common value system // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 421-423. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_421.
Статья поступила в редакцию: 30.05.2023
Современные условия общественной жизни характеризуются изменением социокультурного пространства и сменой мировоззренческих, ценностных ориентаций. К этому располагает сложившаяся в российском обществе ситуация которая обусловлена реформированием политико-правовой системы на путях становления правовой государственности и гражданского общества. Фундаментальное значение для формирования правового государства и гражданского общества имеет совершенствование законотворческого процесса, основой которого должно послужить достижение баланса частных и публичных интересов.
Обращаясь к вопросу баланса интересов, стоит отметить, в отношении категории интересы государства, рассматривая публичную составляющую как официального представителя общества, следует согласиться с Н.Е. Тюриной анализирующие высказывание Ю.А. Тихомирова в отношении публичного интереса. Так, публичный интерес, отмечает Н.Е. Тюрина, в качестве концентрированного выражения общесоциальных потребностей и стремлений выступает системообразующим явлением, и с юридической точки зрения характеризуется определенными нормативными признаками, закреплением его приоритета, установлением порядка и гарантий обеспечения, закреплением способов охраны и мер ответственности. Общее родовое понятие «публичный интерес» сочетается с видовыми нормативными понятиями - «национальная безопасность», «общие интересы», «интересы наций, народов, населения», «общеэкономические интересы», «интересы экологического благополучия», «региональные и местные интересы», «корпоративные интересы».[1] Схожую позицию высказывают Н.И. Землянская и Е.А. Первышов по мнению которых «... интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, политической, экономической стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества».[2] Так, интересы государства представляют собой сложную много-элементную структуру, составляющую органическую целостность потребностей национального общества, реализуемые через функции государства. В концентрированном виде интересы государства в Конституции государства и служит правообразующим началом для правовой системы государства. Формирование публичных интересов государства как официального представителя общества представляет собой длительный процесс трансформации и осознания потребностей национального общества, на которые значительное влияние оказывают уровень экономического развития государства, место и роль на международной арене в процессе взаимоотношений с другими акторами международных отношений. Алгоритм формирования публичного интереса как нам представляется может состоять из следующих этапов:
Первый этап - выявление важнейших потребностей общества, являющихся детерминантной общественных интересов;
Второй этап - учет соотношения общественных и частных интересов, присущих любым акторам социальной действительности, как то:
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)
индивидам и организациям - некоммерческим и коммерческим - разных форм собственности в целях достижения баланса этих интересов;
Третий этап - учет соотношения уровня экономического развития общества и возможностей реализации интересов;
Четвертый этап - определение целей и задач, разработка программы и выбор средств реализации интересов;
Пятый этап - отражение интересов государства в процессе правотворчества;
Шестой этап - механизм реализации норм права, в которых получили закрепление интересы государства.
Основываясь на выше изложенном, стоит задуматься, над тем, как скажется создание системы общих ценностей на реализации правового принципа политического и идеологического плюрализма. На наш взгляд, создание системы общих ценностей не скажется негативно на воплощении в жизнь конституционной нормы права, закрепленной в статье 13 Конституции РФ о политическом и идеологическом многообразии. В тоже время все остальные статьи Конституции работают на необходимость ее создания. К таким статьям Конституци и можно отнести статьи 1, 2, 3, ч. 4 ст. 15 [3]. Тем самым, можно говорить о важности появления системы общих ценностей законодательных органов, которая не только воплотит в жизнь указанные статьи Конституции, но и позволит избавиться от такого не демократического явления, отрицательно влияющего на законотворческий процесс, как лоббирование интересов. В тоже время, стоит подчеркнуть, что исключить из законотворческого процесса частные интересы невозможно, однако, разделение системы интересов и выявление их точек соприкосновения, положительно повлияет на совершенствование правовой системы.
Обращаясь к вопросу интересов законодателя, стоит отметить, что в научном плане существует деление на частные и публичные и н-тересы. Носителем публичных интересов является государство как официальный представитель общества, частные интересы присущи любым акторам социальной действительности, как то: индивиды, некоммерческие и коммерческие организации разных форм собственности. Стоит особо подчеркнуть значимость в законотворческом процессе категории «интерес», которая тесным образом связана с категорий «государственная воля». Можно подчеркнуть, что «интересы народа выступают в качестве ориентира для деятельности государства, а права граждан определяют смысл деятельности государственных органов» [4]. По мнению Ю.А. Тихомирова «процессу формирования государственной воли предшествует выявление интересов общества и государства и придание общеобязательного смысла» [5]. Согласно данной мысли, можно отметить, что публичный интерес раскрывается в формировании государственной воли как основы правотворческого процесса.
Стало уже аксиомой в юридической науке, что норма права как продукт законотворческого процесса есть отражение интересов общества и выражение государственной воли. Сами общественные интересы возникают под воздействием общественного развития и формирования потребностей разного уровня в зависимости от субъектов. Так, Н.В. Афоничкина подчеркивает, что «нормы права, составляющие основное содержание нормативно-правовых актов, должны приниматься с учетом потребностей общественного развития и в соответствии с международными обязательствами России. Нормы российского права не должны своим содержанием входить в противоречие с волей народа» [6]. Тем самым, законотворческий процесс напрямую связан с интересами и потребностями общества. Вместе с тем, необходимо заметить, что общественные потребности находятся в соотношении с частными интересами личности, чего нельзя не учитывать в процессе законотворчества.
Даже при наличии во взглядах законодателей общей системы ценностей невозможно избежать столкновения интересов разных уровней и разных акторов; в концентрированном виде - это столкновение частных и публичных интересов. Сам законодательный процесс сводится к выявлению точек пересечения этих интересов и дает вектор развития правотворчества. Так, М.И. Байтин, отмечая важность воплощения публичного интереса в государственной воле, пишет: «государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах и есть право» [7]. Согласно данной мысли, стоит подчеркнуть, что единственно возможным фундаментом права является воля общества в которой выражен публичный интерес. Тем самым, законодатель в процессе правотворчества должен ориентироваться лишь на интересы всего общества. Оптимальное сочетание интересов в процессе правотворчества приведет к тому, что законодательный акт и содержащиеся в нем нормы права будут при их осуществлении служить социальному прогрессу. С другой стороны, игнорирование общественно-значимых интересов, либо крен в пользу отдельных интересов, как частного, так и публичного характера может привести к появлению норм, которые изначально не могут быть реализованы и к социальному регрессу. Ориентиром в поиске оптимального сочетания интересов в законотворческом процессе может служить общая система ценностей законодателей. Общая система ценностей выступает своеобразной гарантией оптимального правотворческого результата и является основой возникновения необходимых правовых установок законодателя, заточенных на уважение принципов российского и международного права и на служение общественным интересам.
Заметим, что вне защиты общечеловеческих ценностей невозможно представить и обеспечение частных интересов. Государство в нормах права закрепляет не только публичные интересы, но и частные интересы, если последние не входят в противоречие с общечеловеческими ценностями. В этом и заключается смысл оптимального сочетания публичного и частного интересов. Если обеспечение частного интереса предполагает средства, несовместимые с принципами внутригосударственного и международного права, то законодатель не может учитывать подобные интересы.
Применительно к частному интересу в демократическом обществе правовое регулирование должно основывается на общедозволительном принципе, в то время как для обеспечения публичного интереса правовое регулирование деятельности государства следует подчинить разрешительному принципу. Общедозволительный принцип сводится к формуле «разрешено все, что специально не запрещено», а разрешительный принцип фиксируется в формуле «запрещено все, кроме того что специально разрешено». Таким образом, в нормах права не только закрепляются права и свободы человека, но и устанавливаются границы дозволенного. Если законодатель не уделяет должного внимания четкому определению границ дозволенного при общедозволительном принципе правового регулирования, то он косвенным образом будет способ-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ствовать возникновению хаоса и произвола. Вместе с тем следует отметить, что общедозволительный принцип применительно к частному интересу и разрешительный принцип применительно к публичному интересу должны разумно сочетаться друг с другом. Так, в некоторых сферах общественного бытия, применительно к правам человека (сфера частных интересов) может быть применен и разрешительный принцип. И наоборот применительно к деятельности законодательных органов, основной разрешительный принцип может сочетаться с общедозволительным. Стоит отметить, что любой депутат является просто человеком, обладающим всей полнотой прав и свобод, однако его статус влечет определенные изъятия из общего перечня прав и свобод человека. Неукоснительное подчинение этому принципу со стороны законодателей, позволит исключить столкновение частных и публичных интересов.
Подчеркивая важность формирования высокого уровня правосознания у законодателя на основе выработки общей системы ценностей, стоит заметить, что депутаты в процессе правотворчества не имеют возможности предугадать все социальные последствия принимаемых ими правовых актов, так же как не могут заранее предвидеть их эффективность или неэффективность. Однако целесообразность их прогнозирования вряд ли может быть подвергнута сомнению. Особое внимание в процессе социального прогнозирования, нужно уделять всестороннему изучению состояния правосознания законодателей их социально значимым интересам, а также стереотипным действиям и привычкам. Таким образом, определенную нагрузку несет правовая интуиция в отражении в сознании законодателя адекватного представления о интересах общества. Правовая интуиция, в отличие от догматического мышления, позволяет быстрее прочувствовать, уловить суть возникающих в обществе потребностей и проблем [8]. Следовательно, использование интуитивных механизмов правосознания дает возможность субъекту правотворчества более полно, гармонично воспринять народную правотворческую волю в конкретный момент времени и значит - сделать правотворческий процесс более оперативным.
Итак, при рассмотрении роли баланса частных и публичных интересов в процессе правотворчества необходимо учитывать тот факт, что высокий уровень правосознания может быть обеспечен лишь на фундаменте системы общих ценностей. Создание данной системы является необходимым условием не только эффективности правотворческого процесса, но и условием эффективной, неукоснительной реализации создаваемых правовых установлений в области прав человека.
Библиогра фия:
1. Тюрина Н.Е. Публичные интересы в праве международной торговли. - Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2003. - С. 30 - 31.
2. Землянская Н.И. Публичные расходы и публичные интересы : детерминизм правовых понятий / Н.И. Землянская, Е.А. Первышов // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 1 (39). - 170с.
3. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2011. - 48 с.
4. Иванова, Н.Н. К вопросу о правовой природе государственных интересов: конституционно-правовой аспект / Н.Н. Иванова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 1. - С. 281.
5. Тихомиров, Ю.А. Теория закона / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издательство «Наука», 1982. С. 257.
6. Афоничкина, Н.В. Императивы в понимании прав человека и их отражение в международном и внутригосударственном праве / Н.В. Афоничкина // Свобода личности: правовые, исторические, философские аспекты: сб. научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - С. 16.
7. Байтин, М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков.) / М.И. Байтин. - Саратов: СГАП, 2001. - С. 60.
8. Байзанов, Р.С. Правосознание. Психологическое аспекты / Р.С. Байзанов // Правоведение. - 1998. - № 3. - С. 20.
References:
1. Tyurina N.E. Public interests in international trade law. - Kazan: Publishing house of Kazan. Un-ta, 2003. - pp. 30-31.
2. Zemlyanskaya N.I. Public expenses and public interests: determinism of legal concepts / N.I. Zemlyanskaya, E.A. Pervyshov // Leningrad Law Journal. - 2015. - № 1
(39). - 170s.
3. Constitution Of the Russian Federation. - Moscow: Yurayt, 2011. - 48 p.
4. Ivanova, N.N. On the question of the legal nature of state interests: constitutional and legal aspect / N.N. Ivanova // Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. - 2013. - No. 1. - p. 281.
5. Tikhomirov, Yu.A. Theory of Law / Yu.A. Tikhomirov. - M.: Nauka Publishing House, 1982. p. 257.
6. Afonichkina, N.V. Imperatives in the understanding of human rights and their reflection in international and domestic law / N..V. Afonichkina // Freedom of the individual: legal, historical, philosophical aspects: collection of scientific and practical conferences. - St. Petersburg: Publishing House of SPbGUP, 2008. - p. 16.
7. Baytin, M.I. The essence of law (Modern normative legal understanding on the verge of two centuries.) / M.I. Baytin. - Saratov: SGAP, 2001. - p. 60.
8. Baizanov, R.S. Pravosoznanie. Psychological aspects / R.S. Baizanov // Jurisprudence. - 1998. - No. 3. - p. 20.